Сколько стоят авторские права на мангу

Обновлено: 07.07.2024

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста кто в теме всего этого. Хочу например создать игру с аниме персонажами для молодёжи. Free-to-play, то есть никакой оплаты за саму игру не планируется, только за скины/итемы и тд по желанию. Персонажей планируется создавать/копировать собственными силами в 3д редакторе по существующим референсам в сети. Вообще на сколько я понимаю, использование любых существующих персонажей в мире, не важно Наруто это или Гарри Поттер в коммерческих целях, является нарушением авторского права и делает бо-бо тому кто это делает. Но суть вопроса в том, реально ли это относится к free-to-play играм? А если этих персонажей туева куча, придётся с каждым владельцем договариваться в отдельности получается? И в догонку всего этого, может кто то знает как вообще выходить на контакт к таким людям (владельцам авторского права) и что обычно они требует в качестве одобрения? (% от проекта, деньги в размере от 200к баксов там или ещё что).

Вообще не разбираюсь в этой теме, но идею создать свою игру лелею уже многие годы, впрочем как и многие другие. Хочется как то подойти к этому ответственно и иметь представление, реально ли реализовать такую игру, без каких то существенных боков с правом использования каких то существующих персонажей. А без реального понимания таких вещей, смысла в дальнейшем создании игры я лично не вижу. Убить своё личное время что бы выпустить игру, за которую тебя оштрафуют на сумму равнозначной а то и превышающую все годы твоей работы - приятного как то мало (хоть и вижу например в том же VK куча аниме игр и вряд ли они заботятся на этот счёт. Но моя цель не площадка VK, а полноценная 3D игра с десктоп клиентом).

Как говорится за спрос не бьют, по этому буду мысленно благодарен тем, кто сможет по делу что-то интересное рассказать или посоветовать. Спасибо за внимание =)

Chatty_bird

Самый простой вариант, который большинство упускает из виду - запросить права у владельца. Довольно часто правообладатели дают разрешение на использование образа со скидкой или вообще бесплатно. Кроме того, у вас появится возможность монетизировать игру, а правообладателю отчислять только роялти.
Что касается использование образа без запроса, да нарушение. Да, скорее всего пройдет незамеченным. Но если юристам правообладателя вдруг станет скучно, то иска не избежать. Тем более игры free-to-play чаще всего бесплатны из-за распространяемой через них рекламы, а это уже доход.

maxsprite

Здравствуйте, спасибо за ваш ответ. Я это не упускаю из вида совершенно, но стоит проблема как найти этого владельца? Вот допустим я хочу использовать персонажа Наруто из одноимённого аниме. Как мне запросить разрешение на его использование и опять же у кого? Как это узнаётся - к кому обращаться?

Chatty_bird

В примере с Наруто -элементарно. Идем, например, в википедию, видим имя создателя оригинального персонажа, а также всю историю правообладетелей. Допустим лицензия на издание манги в России у "эксмо", сериал - Aniplex и Studio Pierrot. Одну из игр разрабатывали Ubisoft Montreal.
Если мы говорим о изначальном лицензиаре, то скорее всего это Shueisha.
Что касается менее известных произведений, то смотрим автора и издателя. Обращаемся к любому из них. К автору напрямую или через агента, у издателей обычно есть команда занимающаяся лицензированием и эта информация в 99 случаях из 100 есть на оф.сайте.

Chatty_bird

maxsprite

Chatty_bird

Работу должен делать профессионал.

I am interested in obtaining a license for a particular VIZ Media property, what steps do I need to take?
To determine whether or not you meet the requirements to license a VIZ Media property, please view the Prospective Licensee Application. If you would like to make a proposal, please complete the Licensing Proposal Form.

Chatty_bird

maxsprite

Алина: Спасибо вам большое за конкретику и ссылки. Я полностью согласен с мнением что работу должен делать профессионал, по скольку он сделает её де-факто лучше того, кто в этом не разбирается или только начинает. Касательно этого ещё вопрос - конкретно такими делами лично вы занимаетесь? Можно бы было например написать вам на почту по поводу этого вопроса и обсудить его?

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.

В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Как защитить авторские права на цифровой контент

Неизменность данных на сайте n’RIS гарантируется технологией блокчейн. Объекту интеллектуальной собственности присваивается уникальный идентификатор

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста кто в теме всего этого. Хочу например создать игру с аниме персонажами для молодёжи. Free-to-play, то есть никакой оплаты за саму игру не планируется, только за скины/итемы и тд по желанию. Персонажей планируется создавать/копировать собственными силами в 3д редакторе по существующим референсам в сети. Вообще на сколько я понимаю, использование любых существующих персонажей в мире, не важно Наруто это или Гарри Поттер в коммерческих целях, является нарушением авторского права и делает бо-бо тому кто это делает. Но суть вопроса в том, реально ли это относится к free-to-play играм? А если этих персонажей туева куча, придётся с каждым владельцем договариваться в отдельности получается? И в догонку всего этого, может кто то знает как вообще выходить на контакт к таким людям (владельцам авторского права) и что обычно они требует в качестве одобрения? (% от проекта, деньги в размере от 200к баксов там или ещё что).

Вообще не разбираюсь в этой теме, но идею создать свою игру лелею уже многие годы, впрочем как и многие другие. Хочется как то подойти к этому ответственно и иметь представление, реально ли реализовать такую игру, без каких то существенных боков с правом использования каких то существующих персонажей. А без реального понимания таких вещей, смысла в дальнейшем создании игры я лично не вижу. Убить своё личное время что бы выпустить игру, за которую тебя оштрафуют на сумму равнозначной а то и превышающую все годы твоей работы - приятного как то мало (хоть и вижу например в том же VK куча аниме игр и вряд ли они заботятся на этот счёт. Но моя цель не площадка VK, а полноценная 3D игра с десктоп клиентом).

Как говорится за спрос не бьют, по этому буду мысленно благодарен тем, кто сможет по делу что-то интересное рассказать или посоветовать. Спасибо за внимание =)

Chatty_bird

Самый простой вариант, который большинство упускает из виду - запросить права у владельца. Довольно часто правообладатели дают разрешение на использование образа со скидкой или вообще бесплатно. Кроме того, у вас появится возможность монетизировать игру, а правообладателю отчислять только роялти.
Что касается использование образа без запроса, да нарушение. Да, скорее всего пройдет незамеченным. Но если юристам правообладателя вдруг станет скучно, то иска не избежать. Тем более игры free-to-play чаще всего бесплатны из-за распространяемой через них рекламы, а это уже доход.

maxsprite

Здравствуйте, спасибо за ваш ответ. Я это не упускаю из вида совершенно, но стоит проблема как найти этого владельца? Вот допустим я хочу использовать персонажа Наруто из одноимённого аниме. Как мне запросить разрешение на его использование и опять же у кого? Как это узнаётся - к кому обращаться?

Chatty_bird

В примере с Наруто -элементарно. Идем, например, в википедию, видим имя создателя оригинального персонажа, а также всю историю правообладетелей. Допустим лицензия на издание манги в России у "эксмо", сериал - Aniplex и Studio Pierrot. Одну из игр разрабатывали Ubisoft Montreal.
Если мы говорим о изначальном лицензиаре, то скорее всего это Shueisha.
Что касается менее известных произведений, то смотрим автора и издателя. Обращаемся к любому из них. К автору напрямую или через агента, у издателей обычно есть команда занимающаяся лицензированием и эта информация в 99 случаях из 100 есть на оф.сайте.

Chatty_bird

maxsprite

Chatty_bird

Работу должен делать профессионал.

I am interested in obtaining a license for a particular VIZ Media property, what steps do I need to take?
To determine whether or not you meet the requirements to license a VIZ Media property, please view the Prospective Licensee Application. If you would like to make a proposal, please complete the Licensing Proposal Form.

Chatty_bird

maxsprite

Алина: Спасибо вам большое за конкретику и ссылки. Я полностью согласен с мнением что работу должен делать профессионал, по скольку он сделает её де-факто лучше того, кто в этом не разбирается или только начинает. Касательно этого ещё вопрос - конкретно такими делами лично вы занимаетесь? Можно бы было например написать вам на почту по поводу этого вопроса и обсудить его?

Бегут года, но целевая аудитория нашего любимого анимационного жанра не перестает расти. Следствием является то, что бюджеты новых сериалов также растут. Но не задавались ли вы вопросом, насколько дорого выпустить сейчас свой аниме сериал? Сегодня ответим на данный вопрос.

Для производства одной серии для всех вышеприведенных представителей потребовались суммы от 150.000$ (9.600.000 руб.) до 300.000$ (19.300.000 руб.). Если брать в рассчет, что некоторые из примеров имеют в своем наборе по 900 и более серий, можно считать, что в итоге весь потраченный бюджет можно легко оценивать в десятки миллиардов рублей.

Если вы предположите, что средний эпизод имеет около 5000 кадров, цена за кадр составит чуть меньше трех долларов. По-видимому, это показатель, который не сильно изменился за последние 30 лет.

Согласно исследованию, проведенному Исследовательским Институтом Развития СМИ, стандартный 30-минутный эпизод телевизионного аниме в 2017 году, общая средняя стоимость которого составила 250.000$ (16.000.000₽), состоял из следующих пунктов расходов:

  • Оригинальная работа - 720$ (46.000₽)
  • Сценарий - 2.640$ (170.000₽)
  • Режиссирование - 6.600$ (425.000₽)
  • Производство - 26.400$ (1.700.000₽)
  • Ключевая анимация кадров - 19.800$ (1.275.000₽)
  • Наблюдение за ключевой анимацией кадров - 3.300$ (210.000₽)
  • Финальная проверка - 15.840$ (1.000.000₽)
  • Обрисовка фонов - 15.840$ (1.000.000₽)
  • Фотографии - 9.240$ (595.000₽)
  • Звуки - 15.800$ (1.015.000₽)
  • Материалы - 5.280$ (340.000₽)
  • Редактирование - 2.640$ (170.000₽)
  • Печать - 6.600$ (425.000₽)

30 лет назад говорили, что один человек будет рисовать 1000 кадров в месяц, но теперь, если вы можете сдержать планку в 500 кадров, это будет считаться хорошим результатом.

В современных условиях неудивительно, что молодые аниматоры испытывают затруднения, добившись успеха в индустрии. В последнее время 3D графика все чаще и чаще используется для отрисовки трудозатратных сцен из-за чего общее число людей, работающих в проекте и средняя зарплата по стране сокращается.

Японцы любят анимацию, нарисованную руками. Реалистичные CG, как они производят в Голливуде, не делают в Японии. В настоящее время CG стоит дороже, чем рисованная анимация, но в будущем мы ожидаем, что она будет дешевле и быстрее в производстве. Идея не в том, чтобы полностью покончить с рисованием вручную, так как дизайн персонажей и CG-модели все еще должны выполняться художниками.

В конце концов все материальные затраты, уходившие на производство аниме-сериала имеют реальный шанс не только отбить вложенные на него деньги, но и приносить прибыль, в разы превышающую затраченный бюджет, спустя долгие года, продавая переиздания выпусков манги, сувенирную продукцию, DVD-диски и т. п. Все зависит от качества самого аниме-сериала.

Как показывает анимационное японское телевидение, аниме на самом деле делается дешево относительно других стран. В этой части будет изложен рассказ о затратах на серию нескольких анимационных шоу в США. Каждый из них дороже, чем указанная высокая цена в 200.000$ (12.885.000₽) за эпизод для аниме.

По некоторым данным, указывалось, что затраты на озвучку только за один эпизод составляли около 300.000$ (19.300.000₽), и это произошло только после того, как актерам пришлось согласиться на сокращение зарплаты в треть, по сравнению с высоким показателем 440.000$ (28.350.000₽) долларов за эпизод. Это означает, что Симпсоны тратили больше денег на озвучку персонажей, чем аниме студии за один ТВ-эпизод в среднем.

В другой статье 2015 года японская телевизионная сеть ANN сообщает об исследовании, которое показывает, что аниматоры в Японии зарабатывают около 28.000$ (1.800.000₽) в год, что для сравнения является очень скромной зарплатой в США.

Читайте также: