Сколько стоила разработка госуслуг

Обновлено: 28.06.2024

"Наступает решающий момент, идет цифровая революция, которая касается не только технологий, но в первую очередь людей и всей планеты. Мы становимся свидетелями одновременного развития больших данных, искусственного интеллекта, науки о данных, блокчейна, робототехники и других пограничных и быстро развивающихся технологий. Они совершенствуются и усиливают друг друга, влияя на все сферы нашей жизни", — высокопарно начинается 269-страничное " Исследование ООН: электронное правительство 2018 ".

Электронное правительство — информационные технологии в государственном секторе и обусловленные ими преобразования в этой сфере — поставлено экспертами ООН в один ряд с другими инновациями. Оно тоже влияет на жизнь людей, не просто делая ее удобнее, но меняя способы взаимодействия друг с другом, окружающей средой и государственными сервисами.

Цифровой переход в государственных ведомствах и службах начался в России почти 20 лет назад. Не то чтобы прежде пользовались только бумагой и телефоном, но и просто оборудовать кабинеты компьютерами и провести интернет было недостаточно. Сдвиг случился благодаря программе "Электронная Россия (2002–2010 годы)", которая осуществлялась одновременно с реформированием всей системы государственного управления. Как отмечают аналитики Всемирного банка , мало просто цифровизировать услуги — надо перестроить и процессы в "офлайне".

Электронные трудовые книжки:

В конце 2009 года в рамках "Электронной России" заработал в тестовом режиме "Портал государственных услуг Российской Федерации", или просто "Госуслуги". К марту 2018 года на нем зарегистрировалось почти 70 млн человек , которые воспользовались им более 1,3 млрд раз. Кроме главного портала есть похожие региональные и муниципальные сайты, позволяющие сделать самые разные вещи: получить справку, записаться к врачу, узнать оценки ребенка в школе.

По последним данным Росстата , 70,5% граждан полностью удовлетворены качеством онлайн-услуг, еще 28,4% удовлетворены частично. Эксперты ООН тоже высоко оценили цифровые госуслуги и поставили Россию на 25-е место среди 193 стран, при этом отрыв от лидера, Дании, не очень-то большой: индекс скандинавов — 1, а российский — 0,92. Этот показатель не значит, что Дании больше некуда стремиться (а Россия близка к идеалу), но к 2018 году ничего лучше не сделано.

Как обстоят дела в других государствах

В странах, замыкающих рейтинг ООН, основные проблемы зачастую связаны не столько с самими услугами, сколько с инфраструктурой. На Кубе, занимающей 154-е место, в 2017-м только 40% жителей имели доступ к интернету. В последние три года на острове постепенно разрешают подключить к Сети персональный компьютер по месту жительства. До этого доступ был лишь у нескольких категорий граждан: врачей, журналистов, преподавателей, научных сотрудников. Интернет в стране дорогой: тарифы варьируются от 7 до 40 конвертируемых песо, а средняя зарплата кубинцев — чуть более 30 конвертируемых песо в месяц.

Большая часть институтов власти разных уровней уже создала страницы во Всемирной сети, но пока они служат в основном для того, чтобы сообщать людям информацию и чтобы те могли оставлять свои обращения. Портала уровня "Госуслуг" пока нет, но власти обещают запустить подобный проект. Правда, неясно когда.

В Таиланде (89-е место) хорошо развит мобильный интернет, но, как и на Кубе, нет единой системы оказания услуг населению — власти создают узкоспециализированные приложения. Недавно были представлены электронные водительские удостоверения, но только для тайцев. Полицейский при проверке документов просто сканирует QR-код и получает необходимую информацию, включая имя и фамилию, возраст, группу крови. Но пока жителям все равно нужно возить с собой оригинал документа, а чтобы его получить, нужно отстоять в живой очереди (через интернет не запишешься), отдать медицинскую справку, заполнить анкету. Налоги, запись к врачу, регистрация автомобиля, оценки в школе — все это пока недоступно онлайн.

Чтобы зарегистрироваться в системе госуслуг в Узбекистане (51-е место), гражданину или иностранцу с видом на жительство достаточно подать заявку онлайн. В местных СМИ постоянно говорят, что через интернет можно получить некоторые справки и произвести часть платежей, но пока для этого необходимо обращаться в специальные центры или соответствующие ведомства. Еще одна проблема — при онлайн-платежах не дают чек или справку с печатью, которые требуют всевозможные инспекторы.

Мексика в рейтинге ООН располагается на две строчки выше России, но тамошний единый портал госуслуг не пользуется особой популярностью. По данным газеты Economista, в 2017 году только 8,3 млн мексиканцев — порядка 17% населения — пытались заполнить заявления на получение документов или оплатить налоги через интернет. Успешно завершить процедуру смогли лишь 4,5 млн человек. Те, кому не удалось это сделать, указывали на проблемы в функционировании сайтов или отсутствие на них необходимой информации. Еще одна проблема — инфраструктурная: треть жителей и половина домохозяйств остаются без доступа к Сети.

На региональном уровне через интернет мексиканцы чаще всего платят налоги. Чуть меньшей популярностью пользуются оформление водительского удостоверения, получение актов гражданского состояния и справок о наличии или отсутствии судимости. На муниципальном уровне граждане в большинстве случаев оплачивают через интернет налоги на недвижимость, штрафы за нарушение ПДД, услуги по водоснабжению и водоотведению, а также запрашивают разрешение на проведение строительных работ.

Как устроены цифровые госуслуги в странах-лидерах

Губернатор Подмосковья: проездные

Система AADHAR связана с другими государственными сервисами. Один из самых популярных — MyGov.in, где граждане могут высказывать мнение по разным политическим вопросам. Приложение UMANG ("Объединенное мобильное приложение для управления нового века") позволяет воспользоваться услугами центрального правительства и правительств штатов: заплатить налоги, заказать справку и т.п. Еще одна популярная платформа — eHospital: через нее можно записаться на прием, оплатить процедуры и даже узнать, есть ли в больнице донорская кровь нужной группы.

Сразу за лидирующей Данией в рейтинге ООН расположились США и Сингапур. Правительство Сингапура еще в 2003 году запустило систему Singapore Personal Access (SingPass), которой пользуются более половины жителей города-государства. С помощью SingPass можно получить доступ к более чем 200 электронным услугам, которые предоставляют примерно 60 министерств и государственных учреждений. Получить SingPass может человек, достигший 15-летия. Кроме граждан и лиц со статусом постоянного жителя его предоставляют и тем, кто постоянно работает в стране. Оформиться можно через интернет или в специальных центрах, на это уходит около десяти минут, а из документов нужны только паспорт и местная ID.

Практически все государственные услуги, которыми пользуется человек в обычной жизни, доступны при наличии SingPass. Причем некоторые вещи, например запись к врачу, в большинстве случаев осуществляются только через интернет. Так можно даже открыть небольшую компанию. А для платежей большинство предпочитает пользоваться интернет-банкингом. Все местные банки предоставляют широкий спектр услуг, в том числе и автоматические платежи с различным периодом действия, которые здесь называются Giro.

"Внимание! Пропал человек. Разыскивается машина белого цвета с номерным знаком. Предупреждаем о резком ухудшении погодных условий в районе. " — эти и другие оповещения появляются в Нью-Йорке на электронных табло над дорогами, экранах смартфонов, в соцсетях и электронной почте подписчиков программы NotifyNYC.

Как усовершенствовать цифровые госуслуги

Но порталы госуслуг — это малая часть электронного правительства, пусть и самая заметная простым людям. Как отмечают аналитики Всемирного банка, в России также появились единые системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), идентификации и аутентификации (ЕСИА), межведомственная система электронного документооборота, разветвленная сеть многофункциональных центров (МФЦ), система авторизации и верификации цифровых подписей, цифровая система государственных закупок, информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Бесплатные и платные. Коробочные и облачные. С базовым “джентльменским” набором и кучей крутых фич. Выбор LMS на EdTech рынке просто огромный, но! При первой же возможности компании бегут не к существующим провайдерам, а к. разработчикам. Почему так происходит? Сколько придется выложить за кастомное решение под себя? Как сократить сумму, озвученную программистами, в 2, 5, 10 раз? Разбираемся.

И да прибудет с вами сила дочитать мой лонгрид до конца!

Зачем тратить деньги и пилить продукт с нуля, если есть сервисы с открытым исходным кодом? Просто бери и пользуйся! Еще и бесплатно. И вот на этом моменте и начинается самое интересное.

Поэтому завести аккаунт в 2 клика и начать создавать свои онлайн-курсы не получится. Малейшее изменение в бизнес-модели приводит к тому, что нужно перенастраивать и платформу. Многие компании отказываются от подобных сервисов, потому что для них это невыгодно. Проще заказать разработку под себя.

Если open source платформы только условно бесплатные, то с сервисами, которые работают на коммерческой основе, все понятно на старте – оплачиваете необходимый период и получаете доступ к виртуальной обучающей среде.

И это все хорошо, но только при условии, что выбранная площадка закрывает ваши задачи. Подобные решения существенно ограничивают компанию в возможностях, поэтому центры обучения либо меняют LMS как перчатки, в поисках более подходящей, либо заказывают разработку под себя. За каждого клиента ведется настоящая борьба, поэтому не в их интересах терять прибыль из-за неудобного сервиса.

Например, у нас есть заказчик, который хочет систему дистанционного обучения с функцией родительского контроля. Но при этом ключевую роль здесь играет вовсе не возможность отслеживать оценки. Важно, чтобы все процессы проходили без ведома детей. Известные мне платформы не могут закрыть такую задачу. И это один из миллионов случаев.

Что касается доработки уже существующего продукта, то никакой SaaS-сервис не ляжет под модель LMS для компании, потому что там есть очень узкие настройки. Вам придется копировать приложение и сносить весь функционал практически под ноль, так что в итоге все равно получится абсолютно новый продукт.

С плюсами этого решения все понятно, но вот что делать с минусами? На создание готовой LMS у кодеров могут уйти месяцы, если не годы. И все это время проект будет требовать постоянных финансовых вложений, причем гарантий, что сервис в итоге зайдет пользователям, вам никто не даст.

Только учтите, что даже Ванга не назвала бы вам итоговую сумму такого продукта без четкого техзадания или хотя бы приблизительного списка хотелок. Поэтому я расскажу о трех абсолютно разных системах дистанционного обучения, разработанных на платформе Bubble.io, чтобы вы могли проверить технологию в действии и оценить свой бюджет. Пристегните ремни, нас ждет длинный путь от самого простого сервиса до “полного фарша”!

Маленькое лирическое отступление для полноты картины. Наш проект входит в состав группы компаний, в рамках которой уже была разработана платформа для запуска и масштабирования eLearning бизнеса за счет размещения платных курсов. Но несмотря на бесплатный доступ к сервису с целым набором фич от инструментов геймификации до продвинутой аналитики, мы все равно решили разрабатывать собственную систему дистанционного обучения.

Объясню, почему так.

Чего мы хотим, когда пользователи заходят в личный кабинет? Правильно, чтобы они везде видели Skillum LMS, а не рекламу другой площадки. Наш логотип, наши триггерные письма, наши корпоративные цвета и главное – наш домен. Кстати, на счет последнего: у одного из самых популярных EdTech решений в рунете подключение такой плюшки стоит в районе 800 $, нам же, на минуточку, весь продукт обошелся в 2 000 $.

Кроме того, большая часть функционала была нам просто не нужна. Прошел бесплатно все модули, получил необходимые навыки и в бой! Никаких рейтинговых таблиц, геймификации и прочих отвлекающих факторов. Курс использовался исключительно с целью лидогенерации. Мы планировали дополнить его потом полезностями и ввести дополнительную монетизацию в виде платы за проверку домашних заданий, но на той платформе, которой мы пользовались, такой возможности не было.

Зато была куча других прибамбасов, которые распыляли внимание и отвлекали от нашей основной цели – обучения. Поэтому и решили, что проще собрать новый продукт с нуля, но под себя. Если бы мы не были разработчиками, то вряд ли на том этапе делали свою LMS. Но когда у вас есть возможность, то почему бы и нет.

Такой сервис может потребоваться учебным центрам, у которых специфическая модель обучения, например, blended learning, перевернутый класс или комьюнити. То есть все то, что не позволяют привычные SaaS-решения из-за стандартизации под классический вариант с материалами, тестами и заданиями.

Сейчас там достаточно функционала, чтобы реализовать любой формат обучения, но при этом пользователи получают ровно столько, сколько нужно, не более, потому что это путает и отвлекает. С такими студентами потом технически сложно работать дальше.

Здесь доступны 2 роли – модератора и студента. Это тот случай, когда у вас есть несколько своих курсов, но их неплохо покупают, и вы можете себе позволить разработать небольшое решение под себя. То есть вы сами собираете, заливаете и модерируете обучающие продукты, поэтому никаких промежуточных ролей больше и не нужно.

По сути Skillum LMS – это простенький двухуровневый конструктор. Вы можете создавать только курсы и модули, а уже в уроки добавлять весь необходимый контент: видео, материалы, конспекты и так далее. Настройки позволяют вручную включать чат для тех студентов, которые покупают пакет с обратной связью, для остальных же эта функция будет недоступна.

Каждый следующий модуль открывается только после прохождения предыдущего, а вся аналитика отображается в админке. Там мы видим, кто зарегистрировался на курс, сколько процентов студентов прошли итоговый тест и на каком уроке остановился определенный пользователь.

Имейте в виду, чем меньше языков вам нужно, тем дешевле обойдется разработка. Интерфейс сервиса переведен только на русский, зато есть 2 темы на выбор – темная и светлая. Системой приема оплат, когда студент автоматически получает доступ к курсу после проведения платежа, тоже пришлось пожертвовать, поэтому делаем все вручную.

BeShare – это МООК-платформа с уникальной бизнес-моделью, и функционал здесь уже посерьезней.

Какую ситуацию мы наблюдаем в 9 случаях из 10? У преподавателей есть крутой контент, но они не понимают, как его продавать. В отличии от маркетологов, которые знают все об инструментах продвижения, но своего авторского продукта при этом не имеют.

Тогда почему бы им не помочь друг другу? Именно так и подумал наш заказчик и решил собрать преподавателей и маркетологов на одной площадке, чтобы они имели возможность не только делать то, что умеют лучше всего, но и зарабатывать на этом.

В системе предусмотрены 4 пользовательские роли:

Его основная задача – создавать курсы и наполнять их контентом. Это могут быть веб-страницы, конспекты, любые типы файлов или ссылки на Vimeo/YouTube. Никаких тестов или домашних заданий. Преподаватель не принимает личного участия в процессе обучения. Единственное, что благодаря интеграции с вебинарной платформой, он может проводить онлайн-мероприятия для привлечения новых подписчиков.

У каждого преподавателя есть возможность создать 2 типа лендинга – о себе или о курсе. Он может распространять их в соцсетях, делать рассылки по своей базе или запускать рекламу, то есть продвигаться любыми доступными способами.

Если студент подписался на преподавателя, то последнему будет начисляться за него ежемесячный процент. А теперь представьте, что их десятки, а то и сотни! Получается довольно неплохой пассивный доход. В случае же, когда пользователь регистрируется с его лендинга, но записывается потом на курс любого другого преподавателя, то он все равно получает процент за привлечение лида.

Самая большая проблема всех МООК-платформ – нагнать трафик. Именно в этом и заключается основная цель маркетолога. Он может выбрать любой понравившийся курс, собрать лендинг и получать ежемесячный процент за каждого студента, который с него перешел и подписался.

Важно отметить, что маркетологи создают только посадочные страницы. Добавление курсов и вебинаров им, в отличии от преподавателей, уже не доступно.

Персональный таймлайн показывает, какой процент курса студент уже прошел, а система отмечает просмотренные элементы для дополнительной мотивации.

Конечно, здесь не обойтись без сложной аналитики. И маркетолог, и преподаватель могут отслеживать все регистрации и оплаты в своем личном кабинете или же выгружать статистику за месяц CSV-файлом.

Ну и наша вишенка на торте – eTutorium LMS. Основным движком сервиса стал конструктор курсов, тестов и опросов. Кроме того, заказчик уже имел собственную вебинарную платформу, разработанную на коде, которую необходимо было интегрировать с новым продуктом.

На этапе MVP у нас получилась система дистанционного обучения со сложной архитектурой построения курса, базовой аналитикой, а также возможностью добавлять в уроки видео, домашние задания и любые типы файлов.

В течение последующих 6 месяцев заказчик проверял гипотезу, ну а мы вносили точечные изменения, основываясь на обратной связи от аудитории. Например, изначально по умолчанию у всех пользователей была стильная темная тема. Но позже мы добавили еще и светлый вариант на выбор, то есть приложение совершенствовалось в зависимости от реакции и запросов клиентов.

Важно понимать, что это продукт не для конкретной организации или ВУЗа, а сервис, который предоставляет свои мощности в аренду, поэтому он должен удовлетворять потребности и бизнеса, и академического сектора, и корпоративщиков.

У каждого сегмента свои цели, поэтому функционал должен быть универсальным, а интерфейс интуитивно понятным как для учителя математики Марии Ивановны, так и для стартапера Дениса.

После доработок к основному движку сервиса прибавились:

Отдельно хочу сказать об интеграциях, которых было рекордно много. Здесь вам и вебинарная платформа, и несколько платежных систем (PayPal, LiqPay, CloudPayments), и CRM. Только учтите со старта, что удовольствие это не из дешевых.

Кроме того, практически любая интеграция предполагает ежемесячную оплату. Если вы подключаете вебинарную платформу, то это не значит, что можно использовать ее бесплатно. Вам, как и обычному клиенту, нужно выбрать подходящий тариф. То же самое касается рассыльщика, CRM и других сервисов. Исключение составляют только платежные системы, которые работают под процент от сделки.

Стоимость системы дистанционного обучения зависит от многих факторов и варьируется от условно бесплатной до бесконечности. В итоге же всё сводится к тому, какие цели вы преследуете. Ну и к размеру бюджета, конечно.

И да, за последний год тарифы на NoCode разработку существенно изменились, и такой сервис, как eTutorium LMS, вам меньше чем за 15 000 $ уже никто не сделает. Но это все равно в разы быстрее и дешевле годового (и это в лучшем случае) содержания штата программистов.

Главное – помните, что сначала мы отвечаем себе на вопрос ЗАЧЕМ, и только потом решаем КАК. Не наоборот.

Фото: Ultraskrip/shutterstock.com

В июне 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет бесплатно доводить газ до границ земельных участков граждан. Право на бесплатное подключение по программе социальной газификации имеют около 5 млн россиян — это владельцы домовладений, находящихся в границах газифицированных населенных пунктов. Курировать подведение газа до участков и газификацию населенных пунктов в целом будет единый оператор.

Вместе с экспертами разбираемся, кто и как может подвести бесплатный газ до участка и что делать дальше.

Как подвести газ на участок бесплатно

1. Проверить, входит ли населенный пункт в программу

Проверить возможность подключения домовладения к бесплатному газу до границ участка можно несколькими способами. Во-первых, на официальном сайте единого оператора газификации. Для этого в поисковой строке нужно вбить название населенного пункта. Система покажет, входит ли он в программу социальной газификации и какая газораспределительная организация ответственна за подведение бесплатного газа к участку.

Фото:https://connectgas.ru

Во-вторых, информацию можно получить в региональном органе исполнительной власти, отвечающем за газификацию в регионе. В Подмосковье, например, это Министерство энергетики Московской области.

В-третьих, проверить информацию можно на сайте газораспределительной организации или посетив ее офис, уточнили в пресс-службе Минэнерго России.

Фото:mosoblgaz.ru

2. Вписаться в критерии

Для бесплатного проведения газа к участку определены специальные критерии, которым должны соответствовать населенный пункт и дом. Во-первых, в самом населенном пункте должен быть проведен и сдан распределительный газопровод

3. Подача заявки на догазификацию

Если участок удовлетворяет необходимым требованиям, а сам населенный пункт включен в программу социальной газификации, то можно подавать заявку на подведение бесплатного газа к участку. Сделать это доступно несколькими способами:

Также можно посетить стационарный или выездной мобильный офис газораспределительной организации.

К заявке нужно приложить необходимые документы:

  • свидетельство о праве собственности;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ситуационный план.

4. Подача заявки через портал госуслуг

Фото:gosuslugi.ru

  • После чего нужно указать планируемую величину максимального часового расхода газа. В данном пункте есть подсказка, которая помогает рассчитать необходимое потребление. Так, в среднем на 1 кв. м жилой площади нужно 0,025 куб. м газа в час.

Фото:gosuslugi.ru

  • Затем необходимо указать кадастровый номер земельного участка. Его можно узнать на сайте Росреестра, в том числе по условному номеру. Здесь же нужно указать адрес объекта капитального строительства.

Фото:gosuslugi.ru

  • Далее следует прикрепить документы: сначала ситуационный план земельного участка (его можно получить в органах местного самоуправления). План может быть в виде эскиза, распечатанного из интерактивных карт, размещенных на бесплатных интернет-ресурсах. Также нужно приложить правоустанавливающие документы на объект капитального строительства и земельный участок. Например, договор купли-продажи или свидетельство о праве на наследство.

Фото:gosuslugi.ru

Что будет после одобрения заявки

В случае одобрения заявки начнутся работы по строительству газопровода к границам участка. Для каждого населенного пункта, вошедшего в программу, установлены сроки догазификации. В Подмосковье строить газопровод до границ участка будут в соответствии с единым графиком социальной газификации по Московской области. От границы участка до дома, в зависимости от сложности работ и протяжности участка, газификация займет от 30 до 60 дней.

За проведение газа непосредственно на участке будет по-прежнему платить сам потребитель. По оценкам экспертов, расходы могут достигать 200–300 тыс. руб.

Как провести газ в дом

За проведение газа непосредственно на участке будет по-прежнему платить сам потребитель. Сюда относится разработка и согласование проекта, прокладка трубы по участку, установка внутридомового оборудования (котел, плита, анализатор), разводка отопления, установка прибора учета газа и т. д. По оценкам экспертов, расходы могут достигать 200–300 тыс. руб. Итоговая сумма зависит от объема строительных работ, протяженности трубы на участке, способа прокладки газопровода и от выбранного газового оборудования — отечественного или импортного.

Чтобы провести газ в дом, собственникам нужно подать заявку на комплексный договор (по нему будут проведены все работы) в газораспределительную компанию, в Подмосковье это Мособлгаз. Также можно обратиться в любую специализированную организацию или несколько организаций, заключив с каждой отдельный договор.

Подать заявку на комплексный договор в Подмосковье возможно в стационарных и мобильных точках, в офисе Мособлгаза, МФЦ или на сайтах Министерства энергетики Московской области и Мособлгаза. Для подачи заявки на комплексный договор нужны: паспорт, выписка из ЕГРН на дом, выписка из ЕГРН на землю, СНИЛС.

Как цифровые госуслуги меняют жизнь каждого из нас?

Записать ребенка в детский сад, оформить прием к врачу, оплатить штраф ГИБДД, проверить задолженность по ЖКХ, подать заявление на загранпаспорт… Сколько времени у вас это займет? Придётся отпроситься с работы на пару дней, чтобы успеть во все учреждения? Разумеется, нет: все эти услуги уже переведены в онлайн-формат. Россия – один из лидеров цифровизации государственных сервисов в мире, а портал Госуслуг – первое, что приходит на ум, когда слышишь словосочетание "электронное правительство". Как развивается самая популярная госплатформа России, и какие новинки в сфере цифровых госуслуг ждут пользователей в ближайшем будущем?

Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил о модернизации портала Госуслуг на встрече с Президентом РФ 5 августа 2020 года. Компания-разработчик, по поручению правительства, обновляет архитектуру сайта и увеличивает его производительность. Решение о необходимости масштабирования вполне закономерно: электронными госсервисами пользуется все больше россиян – в начале августа на портале Госуслуг зарегистрировался 70-миллионный пользователь. Новая версия сайта будет соответствовать увеличившемуся потоку пользователей, чтобы каждый россиянин смог ежедневно обращаться к государству за получением тех или иных услуг. По оценкам "Ростелекома", к концу года портал должен обрабатывать минимум 100 млн услуг в сутки.

Игра на опережение

С момента запуска Госуслуг в 2010 году перечень федеральных услуг, которые переведены в электронный формат, увеличился почти вдвое. Конечно, госсервисы имеют свой план оцифровки, но в критичные моменты самые необходимые из них могут быть запущены раньше срока. Так, в этом году ускоренная цифровизация пришлась на период самоизоляции, связанной с предотвращением распространения COVID-19. Людям приходилось решать многие насущные вопросы из дома, и здесь электронные госуслуги оказалась как нельзя кстати. В России к кризису получилось подготовиться заранее – большинство госуслуг уже успешно функционировали, а некоторые были созданы специально для оказания поддержки населению и бизнесу в период пандемии.

В первую очередь были важны услуги, связанные со здоровьем и помощью тем, кто оказался в группе риска или особенно пострадал из-за вынужденных мер по обеспечению общественной безопасности. Так, Минздрав России совместно с Минкомсвязью запустил на Едином Портале госуслуг специальный сервис, посвященный коронавирусу, который позволял определить свою принадлежность к группам риска, а также вести дневник наблюдения за своим состоянием здоровья.

Работающие граждане старше 65 лет, оказавшиеся в группе риска и не имевшие возможности выходить из дома, могли продлевать больничные в электронном виде, а у льготных категорий граждан появилась возможность в упрощённом порядке обращаться за услугами, связанными с назначением и выплатой пенсий, пособий, компенсаций, обеспечением средствами реабилитации. Кроме того, статус инвалидности стал продлеваться автоматически, а единовременные выплаты на детей в июле стали приходить на счета родителей в проактивном режиме, без необходимости повторной подачи заявления.

В ускоренном режиме в цифровой вид перевели и подачу заявлений о получении матпомощи многодетным семьям, постановке на учет в центры занятости и выплате пособий по безработице. Оцифровано было и оформление заявок на льготную ипотеку.

Во время самоизоляции наплыв посетителей на портал госуслуг оказался беспрецедентным, особенно после объявления Президентом РФ мер поддержки семьям с детьми, ряд которых можно было оформить через сайт. Нагрузка на Госуслуги в 10 раз превысила средние показатели за апрель, что привело к краткосрочным сбоям в его работе. Сайт быстро привели в норму, но это лишний раз продемонстрировало необходимость масштабирования и совершенствования платформы для того, чтобы обрабатывать все обращения россиян без накладок.

Отдельно не забыли и о помощи бизнесу, который пострадал из-за пандемии: не на портале Госуслуг, но на сайте Федеральной налоговой службы появился целый раздел, посвященный мерам поддержки предпринимателей, и было запущено три новых сервиса: "Перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство", "Проверка возможности получения отсрочки/рассрочки в связи с COVID-19", "Проверка права на получение субсидии в связи с COVID-19". Также для предпринимателей создали отдельную государственную цифровую платформу поддержки предпринимательства "Мой бизнес". Сервис предусматривает возможность получения онлайн-консультаций с Минэкономразвития России для владельцев малого и среднего бизнеса.

Первым делом – россияне

Цифровизацию госуслуг можно свести к одному тезису – обеспечить гражданам максимальный комфорт. Гражданам сегодня не нужно тратить время и ездить по государственным учреждениям, стоять в очередях. Процедура получения нужных услуг – крайне проста, всё фактически находится в одном месте и работает в режиме "единого окна". В перспективе практически все госсервисы будут консолидированы в одном месте, и у вас не будет возникать вопросов "А куда обратиться, если. ". Ответ один — на Госуслуги.

Здесь легко и определиться "в какой жизненной ситуации какие документы куда подавать", и сразу же подать заявку на необходимую услугу. И, кстати, пожаловаться на органы власти, которые слишком долго рассматривают обращение: на портале планируют создать рубрикатор конкретных ситуаций для приема обращений и жалоб, а также внедрить автоматическое перенаправление в уполномоченный орган. Больше не придется мучиться в сомнениях, получено ли обращение, и звонить по справочным телефонам, чтобы узнать его дальнейшую судьбу. Вполне удобно.

Простой пример. Вы ждете ребенка, и за всеми восторгами по поводу прибавления в семействе, вы понимаете, что скоро приведете в свое государство нового гражданина. Как оформить свидетельство о рождении? Получить СНИЛС и полис ОМС? А что насчет пособий, льгот и выплат по беременности, рождению и декретному отпуску? Выглядит как сущий бюрократический ад: а прежде, чем получить что-либо, надо еще разобраться, куда обращаться. Специально для таких случаев на Госуслугах создан раздел "Жизненные ситуации", где все услуги, которые могут понадобиться будущей маме, собраны в одном месте под названием "Рождение ребенка". Но и это еще не все. В ближайшем будущем вы не просто сможете найти все эти услуги в один клик, но сами получите предложение от портала оформить их – своевременно, без бумажных документов и очередей. Похоже на заявление из области научной фантастики – но это будущее уже здесь.

Суперсервисы спешат на помощь

"Рождение ребенка", а также "Поступление в вуз онлайн", "Переезд в другой регион", "Утрата близкого человека" и "Цифровое исполнительное производство" — это первые 5 суперсервисов, которые будут реализованы на Госуслугах по инициативе Минкомсвязи. Всего их запланировано 25.

Что отличает обычные сервисы от "супер"-версий? Все очень просто. Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, которые сгруппированы по жизненным ситуациям и предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Фактически они позволяют получать сервисы автоматически, без заявления, с минимумом документов или даже без них. Ваша задача — высказать своё желание. Такой сервис будет распознавать, что нужно человеку в жизненной ситуации, самостоятельно подбирать услуги, напоминать о положенных выплатах и присылать уведомление, когда все готово.

Концепция суперсервисов сформировалась из стремления перестроить взаимодействие между различными службами и человеком с "от гражданина к государству" на "от государства к гражданину". Разработчики выяснили, что большинство случаев общения людей и государства можно разбить на 25 универсальных блоков. Они соотносятся с типовыми жизненными ситуациями и включают в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе негосударственные, например банковские). Эти блоки и станут суперсервисами: по планам Минкомсвязи, они должны охватить 90% "соприкосновений" граждан и бизнеса с государством, и со временем это взаимодействие должно стать и вовсе незаметным.

Сейчас в пилотном режиме уже запущены несколько суперсервисов, например, онлайн-оформление европротокола при ДТП и цифровое исполнительное производство. В рамках "Рождения ребенка" начали выдаваться электронные родовые сертификаты, а сведения из ЗАГСов стали автоматически подтягиваться в Пенсионный фонд, что позволило получать сертификаты на маткапитал без дополнительных заявок – готовый документ сам поступает в личный кабинет на портале Госуслуг. К июню этого года в электронном виде было оформлено уже более 135 тысяч сертификатов. Кроме того, с 15 июля СНИЛС для новорожденных также оформляется без заявлений и автоматически направляется матери. За первую неделю действия услуги она была автоматически оказана 13 тысячам родителей.

Для скорейшего внедрения суперсервисов 84 регионам в текущем году будет выделено 500 млн рублей. Эти средства направят на развитие региональных информационных систем, которые позволят оперативно передавать информацию между ведомствами и обеспечат наилучшее качество предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу.

Без права на замедление

В конце июля успехи отечественного электронного правительства оценили в ООН. Исследования о цифровизации государственных услуг проводятся организацией с 2001 года, по их результатам странам присуждается индекс развития электронного правительства EGDI (the United Nations E-Government Development Index). Он учитывает три основных показателя: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Полученное среднее арифметическое позволяет определить, насколько качественно государство оказывает услуг в электронном виде. В исследовании 2020 года Россия получила самый высокий индекс за всю историю: более 0,82 при максимальном значении 1. Эксперты оценили уровень цифровизации госуслуг, как "очень высокий". Признание достижений нашей страны на этом поприще сыграло немаловажную роль и в том, что юбилейный форум ООН по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF) — одно из главных международных мероприятий, где обсуждаются вопросы развития интернета и цифровых технологий, — пройдет в 2025 году именно в России.

Темп цифровизации Россия снижать не намерена: к 2030 году доля массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена до 95%. А для обработки типовых запросов планируется использование искусственного интеллекта. Важную роль играет и реализация "единого окна" получения госуслуг. Несмотря на то, что оно имеет высокую сложность с точки зрения проектирования системы, именно этот принцип лежит в основе объединенного интегрированного правительства будущего. По такой модели идут признанные лидеры цифровизации: Сингапур, Корея, Великобритания, Канада, а благодаря ускоренному развитию электронных государственных услуг к этим странам присоединяется и Россия.

Читайте также: