Сколько получает заместитель директора в колледже

Обновлено: 04.07.2024

Преподаватель – профессия важная и социально значимая. А стать преподавателем колледжа значительно проще, чем сделать академическую карьеру в университете. Правда, и уровень зарплат здесь значительно ниже, чем у институтских преподавателей.

Как стать преподавателем в колледже?

В отличие от строгих университетских требований, преподавателю для работы в колледже нужно иметь только высшее образование, наличие ученой степени при этом не является обязательным. Не нужно иметь и педагогическое образование. Достаточно окончить курсы повышения квалификации, на которых проходят педагогику и различные методики в сфере образования. При этом в колледжах очень часто сталкиваются с нехваткой преподавателей, поэтому и диплом магистра требуют не всегда, порой достаточно и диплома бакалавра (в сочетании с курсами повышения квалификации).

Требования к преподавателю колледжа

Основное требование это, конечно же, блестящее знание того предмета, который сотрудник собирается преподавать. Также нужно добавить к этому знание современных методик в сфере образования, законодательства, которое касается этого направления деятельности, государственных стандартов и т.д. Кроме того, даже если формально такие требования не предъявляются, от преподавателя ожидают наличия следующих личных качеств:

  • стрессоустойчивость (работать приходится с разными учащимися, и конфликты неизбежны, особенно если преподаватель достаточно строг),
  • коммуникабельность,
  • знание основ психологии,
  • умение работать с информацией – искать актуальные сведения в интернете, правильно оценивая качество источников, из которых она поступает,
  • наблюдательность,
  • умение вести дискуссии и разрешать конфликтные ситуации.

Разумеется, преподавателю колледжа также важны и качества вроде терпения, толерантности, умения слушать, заинтересованности в тех дисциплинах, которые он преподает.

В большинстве случаев обязанности преподавателя колледжа в общих чертах будут теми же, что и у университетских преподавателей. Хотя на практике научно-исследовательской деятельностью они занимаются редко. Все обязанности должны быть прописаны в должностной инструкции, а также в договоре, который заключают с преподавателем. В общих чертах они сводятся к следующему:

  1. Обучение студентов колледжа конкретным дисциплинам (для каждого преподавателя указывается, что именно он будет преподавать),
  2. Участие в разработке учебных программ, планов и графиков,
  3. Чтение лекций, проведение семинаров, практических занятий,
  4. Формирование у студентов качеств, которые им понадобятся для работы по выбранной специальности,
  5. Участие в разработке экзаменационных билетов и тестовых заданий, прием экзаменов, проверка результатов тестирования,
  6. Развитие у студентов творческого подхода, самостоятельного анализа,
  7. Участие в научно-практических семинарах и конференциях,
  8. Содействие студенческому самоуправлению, творчеству и внепрограммным мероприятиям,
  9. Участие в написании методической литературы. Также считается, что преподаватели должны составлять список литературы, которую студенты должны изучить для сдачи экзамена или тестирования. Этот список, так же, как и учебная программа, должны быть доведены до сведения учащихся еще на первом занятии.
  10. В должностной инструкции обычно прописывают, что преподаватель обязан периодически проходить курсы повышения квалификации.

Особенности работы в колледже

В основном все сводится к тому, что в колледже преподаватель работает не со школьниками, которые привыкли к определенной дисциплине, и не со студентами вузов, которые чаще всего выбирают специальность вполне осознанно.

Особенность российской системы образования такова, что в колледж идут учиться те, кто не смог поступить в университет или даже не будет пытаться, и вместо этого собирается получать рабочую специальность. Очень часто это дети из, как принято говорить, неблагополучных семей, много и тех, кто приходит учиться из системы органов опеки (из детдомов, приемных семей).


Поэтому встречаются подростки, озлобленные на весь мир, у многих имеется опыт столкновений с правоохранительной системой. Таких студентов очень тяжело заинтересовать теоретическими предметами, у них достаточно низкий уровень знаний и слабые представления о дисциплине, так что на самом деле преподавателю приходится активно работать над собой для того, чтобы найти общий язык и с такими студентами тоже.

Как рассчитывается зарплата преподавателя?

Для расчета зарплаты преподавателей используется та же методика, что и для расчета зарплаты учителей. В большинстве случаев им установлена нагрузка на уровне 18 часов в неделю, это получается 720 часов в год. В таких случаях независимо от объема нагрузки в конкретном месяце (например, на время каникул, если они не совпадают с отпуском) выплачивается средняя зарплата.

Для таких преподавателей рассчитывается почасовая ставка – как месячная ставка, разделенная на норматив в 72 часа нагрузки. Для расчета средней месячной зарплаты берут эту почасовую ставку, умножают на количество отработанных часов нагрузки и делят на 10 месяцев (с учетом продолжительности каникул). В течение года объем нагрузки, указанной в договоре, меняться не может. Да и на будущие периоды его увеличение или снижение возможно только с согласия преподавателя.

Остается только узнать, что влияет на месячную ставку. Во-первых, могут быть введены повышающие коэффициенты в зависимости от квалификационной категории преподавателя. Во-вторых, могут быть доплаты за ученую степень, наличие почетного звания, за дополнительную нагрузку, в том числе за проверку письменных работ или заведование кабинетом. Их размеры зависят от того, сколько средств есть у учебного заведения и что прописано в коллективном договоре.

Сколько получает преподаватель колледжа в России?

В Москве

Согласно данным официальной статистики, средняя зарплата преподавателя колледжа составляет 26 тысяч рублей. Это показатель по России в целом. В столичном регионе зарплаты выше. При прочих равных условиях преподаватель колледжа в Москве и Подмосковье может получать и до 45-47 тысяч рублей.

В СПБ

В Санкт-Петербурге доход преподавателя составляет порядка 30 тысяч рублей (в Ленинградской области он ниже – до 26 тысяч рублей). В Крыму, в Воронежской и Саратовской областях средний уровень заработка составляет 16-17 тысяч рублей. В Омске оклад преподавателя колледжа составляет порядка 15 тысяч рублей.


Дело в том, что, несмотря на знаменитые “майские указы”, преподавателей колледжей не затронули. В отличие от институтских преподавателей, им до сих пор рассчитывают зарплаты без учета районных коэффициентов. Очень часто для экономии бюджетных средств преподавателей переводят на полставки. Так что даже при хорошей величине ставки и с применением всех надбавок там, где должно было бы быть 35 тысяч рублей, сотрудник получает от силы 17 тысяч.


За последние десять лет зарплата учителей в Москве выросла в три раза: теперь педагоги, по словам министров, получают больше 116 тысяч рублей в месяц. Наш блогер, учитель географии Владислав Серёгин, рассказал, как на самом деле высчитывают зарплату в школе и совпадают ли цифры в отчетах с реальными зарплатами.

Учительскую карьеру я начинал на своей малой родине в Предуралье: там педагогу без регалий и опыта за 18 часов уроков в неделю платят около 12 тысяч рублей в месяц. Прожить на это очень сложно. В Москве, конечно, все иначе. Но только на фоне большинства регионов, где учителям платят очень мало.

Из чего состоит зарплата учителя

База для начисления зарплаты учителю — это стоимость ученико-часа. В Москве она зависит от школы: как правило, это сумма от 20 до 30 рублей на одного ученика в классе. То есть учителю платят за каждого ученика, который прослушал урок. Стандартная наполняемость класса — 25 человек, значит, за урок учитель-предметник получит 500-750 рублей в зависимости от стоимости ученика-часа.

Конечно, существует множество нюансов: если учеников в классе больше 25 человек, то за каждого сверху доплачивают все те же 25 рублей, если меньше — устанавливается некая фиксированная сумма (например, 600 рублей).

По закону об образовании ставка учителя — 18 часов в неделю (+18 часов методической работы) или 72 урока в месяц. Несложно посчитать, что на ставку столичный учитель при стандартной наполняемости классов и стоимости ученика-часа в 25 рублей имеет оклад в 45 тысяч рублей. Не так уж и много. По крайней мере, это только 50% от средней зарплаты по Москве, которая в январе 2021 года составила почти 89 тысяч рублей. А по майским указам Путина, конечно, должно быть 100%. Откуда же взяться еще 45 тысячам рублей?

Как увеличить зарплату

1. Взять допчасы

Самый простой способ увеличить зарплату учителю — это взять дополнительные часы уроков. Пропорционально увеличится и оплата труда. Берем еще 10 часов в неделю (и 40 в месяц) — получаем прибавку в 25 тысяч рублей. Приятно. Но это экстенсивный путь к увеличению зарплаты, который приводит к выгоранию, а потом и к некачественным урокам. Еще пять лет назад я думал, что вот наберусь опыта и не буду к урокам готовиться, но пока не выходит, что-то постоянно приходится менять, обновлять, реализовывать новые задумки. А все это требует времени сверх часов уроков.

2. Классное руководство

В Москве ощутимую прибавку к зарплате учителя дает классное руководство. В столице это в среднем 500 рублей за ребенка в классе, то есть при стандартном классе — 12,5 тысячи рублей в месяц. А от имени президента классрукам платят ещё 5 тысяч рублей сверху, приятный бонус!


Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям

Классное руководство — очень тяжёлая работа, порой, мне кажется, тяжелее, чем проведение уроков. Поэтому я этим заниматься не готов. А мог бы разбогатеть!

3. Компенсационные выплаты

Раньше учителям платили деньги на покупку книг, но кто их сейчас читает? Поэтому решили отменить (это шутка, конечно). Остались выплаты за проверку тетрадей. Учителя русского языка и математики получают обычно чуть больше, остальные предметники чуть меньше. Например, в школе, в которой я сейчас работаю, учителя русского языка и математики получают 125 рублей за каждый час нагрузки в неделю, а остальные предметники — 67,5 рубля. У меня при 18 часах в неделю (72 в месяц) получается почти 5 тысяч рублей.

3. Стимулирующие выплаты

В системе оплаты труда в школах 30% фонда оплаты труда отчисляются в так называемый стимулирующий фонд. В большинстве регионов этого фонда нет, но Москва же богатая, здесь он есть.

Учителя, которые активно используют МЭШ, получают стимулирующую выплату напрямую от Департамента образования Москвы в размере 10 тысяч в месяц. Неплохая прибавка к окладу, если вы готовы побольше посидеть за компьютером. Мне эта прибавка нравится больше, чем выплаты за классное руководство. При несопоставимой психологической нагрузке и ответственности можно получать сопоставимые суммы.

Итоги

В итоге до вычета НДФЛ вы будете получать около 120 тысяч рублей. Почти такую сумму и озвучивал Департамент образования осенью 2020 года, говоря о средней зарплате столичного учителя в 116 тысяч рублей.


12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям

И вот вам администрация школы будут вынуждена платить намного большие стимулирующие — 30-40% от оклада (+15-20 тысяч рублей), чтобы вытянуть вас на среднестоличный уровень. Мне кажется, это несправедливо, но прекрасно иллюстрирует закон убывающей предельной полезности.

Мораль? Учителям давно пора перестать изображать из себя бурлаков на Волге, пытаясь делать работу, неподвластную титанам. Если бы бОльшая часть учителей работали только за ставку, возник бы дефицит кадров, а значит, проблема на уровне страны. Тогда бы властям пришлось делать профессию педагога финансово привлекательной. Но пока каждый учитель сам по себе и интересуется только своим карманом (я ни в коей мере это не осуждаю), получается то, что есть.

Мы продолжаем общаться с читателями и узнавать о разных профессиях и доходе, который они приносят.

В новом выпуске учитель истории и обществознания из Омска Светлана рассказывает, почему после 25 лет работы в школе она решила уйти, сколько времени педагоги тратят на отчеты, как удивить студентов трудовым кодексом и сколько нужно подработок, чтобы хватало на жизнь.

Выбор профессии

Когда я работала в школе, она съедала почти все мое время. Причем часто абсолютно впустую — на обязательное написание планов уроков (когда все знаешь наизусть) и на многочисленные отчеты.

стоила дубленка в 90-е

В школе работала 25 лет — за такой стаж платится пенсия по выслуге (на тот момент мне начислили 1800 рублей, сейчас она стала 15 300). Получив ее, я ушла в педагогический колледж. Это решение было принято по многим причинам: повлияло и то, что в постоянном коллективе меня уже никто не мог удивить, и то, что мое лицо приняло стойкое консервативно-деловое выражение (учителя узнаю по выражению лица безошибочно), и полное отсутствие свободного времени.

Пенсия дала минимальный гарантированный доход, у меня был выбор — либо нескончаемый день сурка, либо что-то новое.

Я выбрала новое. После школы, где бы я ни трудилась, везде было легче. Появилось больше свободного времени, которое позволило освоить еще пару профессий. Работала в институте, параллельно журналистом, редактором журнала.

Место работы

Сейчас я работаю в одном из омских колледжей. Пришла сюда сравнительно недавно, после того как для меня не стало нагрузки в институте. В том вузе строгий подход к квалификации преподавателя — преимуществом пользуются те, кто имеет ученую степень. У меня ее нет, поэтому я работала по договору об оказании услуг, то есть не в штате. Когда случился недобор студентов, количество часов сократилось (там я преподавала социологию, политологию — это всегда первый курс), нагрузку отдали штатному преподавателю, а со мной просто не заключили договор на учебный год.

Стиль руководства в образовании — старый в сочетании с новым хамством. Ценится не профессионализм, а лояльность к администрации. Так делятся премии, так составляется расписание и распределяется нагрузка. Это было всегда, но еще не так давно хамства руководство не могло себе позволить — действовали профсоюзы, да и экономическая ситуация была другая.

Это та еще работа над собой — научиться понимать тех, кого с первого взгляда понимать совсем не хочется. Нужно самообладание, новые формы обучения, знания из психологии. Я считаю, это развитие.

Теперь уже кажется — да нормальные ребята. Есть и очень умные, с высочайшим интеллектом. Попали в колледж по разным причинам. В основном из-за отсутствия средств на обучение, а порой на жизнь.

Суть работы

Вот отчеты, которые нужно делать регулярно:

1. КТП (календарно-тематическое планирование на год).

2. Отчет за месяц по выполнению учебной нагрузки.

3. План развития кабинета в начале года, отчет по кабинету в конце.

4. План воспитательной работы на год, отчет о проделанной работе каждый месяц.

5. План личностного роста на год, отчет в конце года.

6. Отчет по успеваемости по группам (а их у меня восемь) и подсчет процента роста или снижения успеваемости за семестр, итоговый за год.

7. Отчет по работе с родителями, о проведении инструктажей ( ТБ , КоАП , поведение при ЧС , поведения в транспорте и т. д.) — ежемесячно.

8. Характеристики на каждого студента в начале года, отчет по динамике формирования поведения студента в конце года.

Обычный рабочий день

Убраться самому или позвать уборщицу?

Случай

Этой весной я вела занятия по обществознанию у вечерников. Все ребята от 20 до 25 лет, работают в основном на стройках или в ремонтных бригадах. Рассказывала им о трудовом праве — про официальное трудоустройство, соцпакет, оплачиваемый отпуск. У них искреннее (!) удивление.

Подработки

Поскольку я бюджетник и денег нам платят мало, подработки я беру. В основном это репетиторство, поэтому единственный выходной — воскресенье — у меня занят. Учеников не ищу — меня передают как переходящее знамя.

На этот год уже с августа было пять человек. Знаю, будут проситься еще, но придется отказывать, потому что не потяну.

Занимаюсь я 60 минут. Цена для знакомых 300 рублей, для незнакомых 450. Но чаще приходят знакомые или знакомые знакомых. Готовлю к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Иногда по старой памяти из журналистского прошлого ко мне обращаются с просьбой о написании статьи. Тоже не отказываюсь. Платят по-разному, зависит от издания: есть и по 1 рублю за знак, и по 50 копеек. Рерайт дешевле, рекламная статья дороже. В месяц бывает 2—4 тысячи рублей.

Доходы

В целом я зарабатываю около 30 000 в месяц: из них 15 тысяч на основной работе и примерно столько же на подработках. Еще пенсия и немного от журналистики. Общий итог — около 50 000 (плюс-минус 2—3 тысячи).

уходит каждый месяц на обязательные расходы

Расходы

На обязательные платежи уходит в среднем 8000, около 5000 — на дорогу. На питание трачу мало, так как живу сейчас одна, — около 4000, еще 3000 — косметика и средства гигиены. Так что 20 000 — это необходимые расходы. Остальное уже по запросам — вещи, бытовые моменты. Откладывать получается не всегда, но я стараюсь, чтобы деньги в запасе были.

Дочь живет в Питере, сын в Новосибирске, дорога к ним требует средств. Съездить в Питер получается раза два в год, на такую поездку уходит около 30 тысяч рублей. В Новосибирск езжу чаще, поездка обходится в среднем в 5000.

стоит одна поездка в Санкт-Петербург к дочери

Принципы экономии

Экономить, конечно, приходится. Научилась с пользой для здоровья экономить на еде. Самый дешевый завтрак — это овсянка, если бросить в нее мороженых ягод и добавить меда, получится очень вкусно и полезно. Не покупаю колбасы, конфеты, нет в доме сахара, майонеза и еще много чего. А любимое блюдо — жареный адыгейский сыр с киви и сметаной.

Будущее

Хочу купить квартиру в Санкт-Петербурге. Сейчас изучаю возможности инвестирования. И в вашем журнале читала уже кое-что по этому вопросу. Когда освою, начну действовать.

Быть может, в профессии останусь еще какое-то время — загадывать не буду. В моем возрасте есть свои преимущества — могу работать, могу и не работать. А вот учиться чему-то новому никогда не поздно: чем больше умеешь, тем меньше шансов остаться голодным. Я сейчас самостоятельно изучаю психологию и хожу в школу для астрологов (не смейтесь). Сяду дома и буду зарабатывать гороскопами.




Момент про ТК прям душещипательный. Такая жиза.


Алексей, аж плакать хочется

Андрей, согласен, когда это касается действительно узких знаний - вроде интегралов, геометрии или химии. Но есть ведь еще такая вещь как общая эрудиция. Не буду кривить душой и говорить, что читал Гёте (это тот самый, кто написал "Фауста"), но я знаю о чем это произведение и, что оно оказало сильное влияние на литературу и искусство в целом. При этом ни по образованию, ни по работе с искусством я никак не связан.

Лично мне приятно общаться с эрудированными людьми, так формируется мой круг общения. Если собеседник не очень эрудирован - не скажу, что общаться с ним будет неприятно, просто скорее всего не о чем.


Светлана, спасибо за историю! Успехов вам в достижении вашей цели!

Yuvyaskyulya, "завали хавальник" говорил(ла) коллега Светланы ученику, а не наоборот. Хотя, такое, к сожалению, тоже случается наверняка.

Согласен проо скидку 30% "своим" и "друзьям своих". Совет Светлане: постарайтесь посчитать сколько стоит ваше время (была такая статья на ТЖ), вполне возможно, что отказавшись от этой скидки вы только выиграете по деньгам, (ведь на вас работает сарафан, опыт и репутация),
а если кого и потеряете из учеников - так хоть время на отдых появится. Отдыхать тоже нужно.

Yuvyaskyulya, а КОМУ ж тогда учить , если не таким как Светлана. Все ж не могут уйти в Ашан?! Кто то должен сеять разумное. доброе, светлое! Или это нынче не в тренде?

Андрей, к своему стыду, я не интересуюсь особо искусством, но признаю величие классики. "Фауст" - это именно классика. Упомянутые вами произведение, может быть, и великолепны для своего времени, но, думаю, уже лет через 15-20 про них забудут. А Гёте будет в памяти человечества еще века, если не навсегда.

Да и вообще, сравнивать "Силу привычки" и "Фауста" - это как сравнивать статью о том, как выбрать зимнюю резину на авто с "Преступление и наказание". Первое, безусловно, полезно и актуально, но второе вообще вечно.


Так как рабочий день у вас был 10 часов, то на репетиторстве вы могли бы зарабатывать около 5000 тыс в сутки. То есть вся ваша з/п в колледже отбивалась бы за 3 дня частной практики. Почему бы и нет?

+ Не забывайте, что можно и нужно работа по скайпу, так как страна большая, часовые пояса разные, можно свой график плотненько загрузить уроками.


Grigory, я думаю колледж это источник клиентов для репетиторских услуг


Спасибо, Светлана за историю. Как про саму себя прочитала. Я преподаю в вузе, но отчетность и там началась несколько лет назад. Бальная система обязывает регулярно писать статьи, участвовать на конференциях, отправлять студенческие работы на конкурсы. В конце года заполняем таблицу научных достижений за год, где каждая позиция оценивается баллами. Все участия за свой счет: оргвзносы за конкурсы, плата за публикацию статьи. Если этого не делать, то не продлят контракт. Так и живем от контракта до контракта. Контракт на год или два. Свободного времени нет вообще. Зарплата чуть больше 20 т., каждый год она разная, зависит от нагрузки.

Андрей, на первый взгляд возможно и не важно знать все это))) Но чем меньше ваш кругозор, тем меньше ты способен создавать новое. Правда у нас в стране это не особо в почете, но смотря какие у кого цели.

Постараюсь ответить на вопрос "почему бы не перейти полностью на репетиторство?".
Школа/колледж - это источник репутации, т.е. именно там преподаватель зарекомендовывает себя как профессионал, не только по мнению учеников, но и с точки зрения показателей (% поступивших в вуз, % студентов, хорошо сдавших экзамены и т.д.). Потом если он уйдет, то на несколько лет этой репутации хватит, но спустя 5-7 лет начнут забывать коллеги (и реже рекомендовать), сарафанное радио будет не таким масштабным и выбор учеников значительно сузится. Также школа, например - это источник самой последней информации: учителя всегда в курсе последних билетов на экзаменах, в курсе последних пройденных олимпиад, в курсе самых последних новшеств, реформ, тенденций. Репетитору из дома сложнее добывать информацию, которая учителям доступна в процессе работы.


Андрей, поддержу вас. Всегда удивлялся что, скажем, учителя литературы, которые повторяют свой предмет на протяжении десятилетий, удивляются что кто-то не помнит что-то из школьной программы :) при этом они считают нормальным быть неспособны настроить компьютер для личного пользования

Работала 2 года в языковых школах, окончательно ушла в репетиторство.


Какая позитивная автор! Удачи вам!


Спасибо за историю Светланы! Она делает очень важное Дело и судя по рассказу - делает его с душой!

Я работаю старшим преподавателем в одном из основных технических вузов СПб, на 0.5 ставки (и еще 0.5 ставки на другом предприятии+репетитором немного). Оклад на эти 0.5 в университете порядка 16 т.р. + до 5 т.р. обычно идет надбавка от кафедры. Это около 500 академ.часов учебной нагрузки в год. К сравнению, у доцента полная ставка 40 т.р, профессор - 45 т.р. Такая себе перспектива роста, хоть кафедра у нас сильная и среди других выгодно выделяется. Всё же, многие мужчины, которым надо кормить семью, уходят.
Конечно, для Питера деньги смешные, обидные, учитывая все требования и нагрузку. Все берут работу сверху, которая не учитывается в планах, но приносит надбавки. На 4-й год работы наконец удалось получить стабильную прибавку 10 т.р. в месяц на год по программе для молодых неостепененных преподавателей за выполнение дополнительных заданий от кафедры (написание пособий и т.п.).
Также брала разработку онлайн-курсов - платят за англоязычный около 80 т.р., русскоязычный 50 т.р.. Но трудозатраты, конечно, несопостовимы.. Обычно уходит 6-8 месяцев от начала работы по курсу до выхода на платмформе. Но хоть в портфолио есть что положить по итогу.
Еще беру занятия у англоязычной группы, за пары на английском платят около 400 р./академ. час (и с каждым годом стоимость падает, начинали с 600..).
В итоге удается набрать порядка 40 т.р., если считать среднее за год, но почти все вечера и выходные тоже получаются рабочие, если остаток ставки занят обычной работой.
Самое интересное, что на собрании ВУЗа была объявлена средняя зарплата для преподавателя в 106 т.р. Да, за 4 года работы ставки подняли. Но до сих пор повышеная стипендия студента выше половины ставки ассистента, на которой сидит основная "рабочая сила кафедры". Смешно и грустно.


За последние десять лет зарплата учителей в Москве выросла в три раза: теперь педагоги, по словам министров, получают больше 116 тысяч рублей в месяц. Наш блогер, учитель географии Владислав Серёгин, рассказал, как на самом деле высчитывают зарплату в школе и совпадают ли цифры в отчетах с реальными зарплатами.

Учительскую карьеру я начинал на своей малой родине в Предуралье: там педагогу без регалий и опыта за 18 часов уроков в неделю платят около 12 тысяч рублей в месяц. Прожить на это очень сложно. В Москве, конечно, все иначе. Но только на фоне большинства регионов, где учителям платят очень мало.

Из чего состоит зарплата учителя

База для начисления зарплаты учителю — это стоимость ученико-часа. В Москве она зависит от школы: как правило, это сумма от 20 до 30 рублей на одного ученика в классе. То есть учителю платят за каждого ученика, который прослушал урок. Стандартная наполняемость класса — 25 человек, значит, за урок учитель-предметник получит 500-750 рублей в зависимости от стоимости ученика-часа.

Конечно, существует множество нюансов: если учеников в классе больше 25 человек, то за каждого сверху доплачивают все те же 25 рублей, если меньше — устанавливается некая фиксированная сумма (например, 600 рублей).

По закону об образовании ставка учителя — 18 часов в неделю (+18 часов методической работы) или 72 урока в месяц. Несложно посчитать, что на ставку столичный учитель при стандартной наполняемости классов и стоимости ученика-часа в 25 рублей имеет оклад в 45 тысяч рублей. Не так уж и много. По крайней мере, это только 50% от средней зарплаты по Москве, которая в январе 2021 года составила почти 89 тысяч рублей. А по майским указам Путина, конечно, должно быть 100%. Откуда же взяться еще 45 тысячам рублей?

Как увеличить зарплату

1. Взять допчасы

Самый простой способ увеличить зарплату учителю — это взять дополнительные часы уроков. Пропорционально увеличится и оплата труда. Берем еще 10 часов в неделю (и 40 в месяц) — получаем прибавку в 25 тысяч рублей. Приятно. Но это экстенсивный путь к увеличению зарплаты, который приводит к выгоранию, а потом и к некачественным урокам. Еще пять лет назад я думал, что вот наберусь опыта и не буду к урокам готовиться, но пока не выходит, что-то постоянно приходится менять, обновлять, реализовывать новые задумки. А все это требует времени сверх часов уроков.

2. Классное руководство

В Москве ощутимую прибавку к зарплате учителя дает классное руководство. В столице это в среднем 500 рублей за ребенка в классе, то есть при стандартном классе — 12,5 тысячи рублей в месяц. А от имени президента классрукам платят ещё 5 тысяч рублей сверху, приятный бонус!


Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям

Классное руководство — очень тяжёлая работа, порой, мне кажется, тяжелее, чем проведение уроков. Поэтому я этим заниматься не готов. А мог бы разбогатеть!

3. Компенсационные выплаты

Раньше учителям платили деньги на покупку книг, но кто их сейчас читает? Поэтому решили отменить (это шутка, конечно). Остались выплаты за проверку тетрадей. Учителя русского языка и математики получают обычно чуть больше, остальные предметники чуть меньше. Например, в школе, в которой я сейчас работаю, учителя русского языка и математики получают 125 рублей за каждый час нагрузки в неделю, а остальные предметники — 67,5 рубля. У меня при 18 часах в неделю (72 в месяц) получается почти 5 тысяч рублей.

3. Стимулирующие выплаты

В системе оплаты труда в школах 30% фонда оплаты труда отчисляются в так называемый стимулирующий фонд. В большинстве регионов этого фонда нет, но Москва же богатая, здесь он есть.

Учителя, которые активно используют МЭШ, получают стимулирующую выплату напрямую от Департамента образования Москвы в размере 10 тысяч в месяц. Неплохая прибавка к окладу, если вы готовы побольше посидеть за компьютером. Мне эта прибавка нравится больше, чем выплаты за классное руководство. При несопоставимой психологической нагрузке и ответственности можно получать сопоставимые суммы.

Итоги

В итоге до вычета НДФЛ вы будете получать около 120 тысяч рублей. Почти такую сумму и озвучивал Департамент образования осенью 2020 года, говоря о средней зарплате столичного учителя в 116 тысяч рублей.


12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям

И вот вам администрация школы будут вынуждена платить намного большие стимулирующие — 30-40% от оклада (+15-20 тысяч рублей), чтобы вытянуть вас на среднестоличный уровень. Мне кажется, это несправедливо, но прекрасно иллюстрирует закон убывающей предельной полезности.

Мораль? Учителям давно пора перестать изображать из себя бурлаков на Волге, пытаясь делать работу, неподвластную титанам. Если бы бОльшая часть учителей работали только за ставку, возник бы дефицит кадров, а значит, проблема на уровне страны. Тогда бы властям пришлось делать профессию педагога финансово привлекательной. Но пока каждый учитель сам по себе и интересуется только своим карманом (я ни в коей мере это не осуждаю), получается то, что есть.

Читайте также: