Сколько подбородков было у начальника города

Обновлено: 04.07.2024

Толстой черепаха 4 класс

Правила игры

1. Игра состоит из 3 раундов. 2. После каждого раунда выбывают те игроки, которые набрали самое наименьшее количество баллов. 3. Кто наберёт наибольшее количество баллов, станут победителями игры.

1 раунд

1. Какая монета была в обиходе у жителей городка?

2. На какое дерево взобрался Буратино, спасаясь от погони?

3. Кто рассказал Буратино тайну золотого ключика?

4. Чье изображение было вырезано на двери в каморке?

5. Как назывался первый урок Буратино?

1 раунд

6. Что любил Буратино больше всего на свете?

7. Кому Буратино никак не соглашался отдать яблоко?

8. Какая мышь привела Буратино в Страну Дураков?

(А роза упала на лапу Азора)

10. Как называются куклы, которые работали в театре синьора Карабаса?

1 раунд

11. Какое лекарство давала Мальвина Буратино?

12. Какое животное рассказало Буратино о том, куда пропали его друзья?

13. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас - Барабас?

(Доктор кукольных наук)

14. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса?

(Девочка с голубыми волосами, или 33 подзатыльника)

15. Как звали продавца лечебных пиявок?

И так: Кто самое слабое звено

У кого не сложилась игра? Кто покинет нас? - Определим, кто “Самое слабое звено”?

2 раунд

1. Что использовала Мальвина в качестве зеркала?

2. Сколько монет стоил билет в театр?

3. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег?

(В страну Дураков на волшебное Поле Чудес)

4. Кто из героев книги носил серебряные часы?

5. Что скрывается за потайной дверью?

(Кукольный театр чудной красоты)

2 раунд

6. Что проткнул своим длинным носом Буратино?

7. Сколько золотых дал Карабас - Барабас Буратино?

8. Какое название имел новый кукольный театр?

9. Кого Буратино схватил за хвост?

10. Что принёс поесть папа Карло?

2 раунд

11. Кто помог Буратино убежать от лисы Алисы и кота Базилио?

12. Что посоветовал Буратино говорящий сверчок?

13. Сколько золотых попросили Лиса Алиса и кот Базилио у Карабаса за Буратино?

14. Кто стал лечить Буратино?

(Сова, Жаба, Богомол)

15. Кто отдал Буратино золотой ключик?

И так:

- Пора подвести итоги. - Кто на сей раз, оказался хуже всех? - Кому предстоит покинуть игру? - Пришла пора определить “Самое слабое звено”?

3 раунд

1. От чего Карабас - Барабас становился добрее?

2. Сколько подбородков было у начальника города?

3. Кого Буратино назвал Синьор Главнокомандующий?

4. Кто первым нашел деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино?

5. Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика?

(В большой глиняный кувшин)

3 раунд

6. Сколько стоил обед в харчевне?

7. Где Карабас - Барабас рассказал о тайне золотого ключика?

8. Кто в самый последний момент пришел на выручку Буратино и его друзьям?

9. Из-за картонного дерева выскочил человек, весь клетчатый, как шахматная доска.

10. Сколько монет предлагал Карабас - Барабас папе Карло за кукол?

3 раунд

11. На берегу, какого моря жил столяр Джузеппе?

12. Сколько хвостов было у плётки Карабаса - Барабаса?

13. На каком дереве висел вниз головой Буратино?

14. Куда клал нижнюю часть своей бороды Карабас - Барабас?

15. Кто перегрыз верёвку, на которой висел Буратино?

И так:

Пора подвести итоги. Кто оказался не удел? Кто покинет нас? - Определим, кто “Самое слабое звено”?

Суперигра

2. Почему автор назвал своего главного героя - Буратино?

3. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения?

(Мысли были у него маленькие – маленькие, коротенькие – коротенькие, пустяковые – пустяковые)

4. Из кого состояло семейство ежей, шедшее на помощь Артемону, когда тот боролся с полицейскими бульдогами?

(Сам ёж, ежиха, ежова тёща, две ежовые незамужние тётки и маленькие еженята)

5. Кого привёл Артемон для лечения Буратино, после того как его сняли с дерева?

(Доктора Сову, фельдшерицу Жабу, знахаря Богомола)

Суперигра

6. Кто был губернатором города в Стране Дураков?

7. Какие три преступления, по мнению Дежурного бульдога, совершил Буратино?

(Беспризорный, беспаспортный, безработный)

8. Какой породы были собаки-сыщики из полицейского отделения в Стране Дураков?

9. На ком скакал Пьеро, убегая от полицейских собак?

10. Кто шил новую одежду для Буратино из старых платьев Мальвины?

(Рак Шептало, серый Дятел, жук Рогач, мышь Лизетта)

И так: Подведём итоги игры

Кто набрал наибольшее количество баллов? - Определим, победителя игры “Слабое звено”?

Есть интересное исследование Татьяны Бонч-Осмоловской по текстам с определёнными последовательностями. Она предлагает классифицировать тексты по уровням сложности:

Первый уровень – комбинации и сочетания букв в слове (анаграммы, палиндромы и т.д)
Второй – комбинации и сочетания букв во фразе;
Третий – комбинации и сочетания букв в абзаце;
Четвертый – комбинации в рассказе или стихотворении;
Пятый – то же в сборнике рассказов в романе, повести, поэме;
Шестой – в совокупности различных произведений.

Данный автор приводит и другие формы последовательностей – фонетические (рифмы), порядковые (акростихи), в форме сонетов, на преобразованиях из других текстов, матричные и топологические формы и т.д.

Рассмотрим более внимательно некоторые особенности текста Толстого.

Частотные особенности сказки очень хорошо подметил, нами уже неоднократно цитируемый, Марк Липовецкий.
В первую очередь, он отметил странную бинарность сказки Толстого. Тут можно добавить и некую двойственность самого пространства, которое изображается тоже двумя способами – как сатирическое и, одновременно, как театрализованное – создают тот изменчивый фон, на котором развивается характер Буратино. Это отмечает Е.М.Кирюхина в своей статье , сопоставляя Хоббита Д.Толкиена и Буратино А.Толстого.

Кроме того, мы этот очень подробный анализ Липовецкого можем дополнить такими цифровыми показателями (кратность повторов идет по их значению от начала текста):

5 раз
- 5 вопросов задал Буратино мальчику у кукольного театра: о стоимости билета, о займе денег, о желании купить курточку, колпачок и азбуку (155-156);
- 5 раз упоминается паутина и пауки: в каморке Карло (152), в чулане Мальвины (173, в крысином ходе из чулана (174), в камышах (194) и снова в каморке за снятым Карло нарисованным холстом (210);
- 5 раз называют Буратино по имени куклы театра Карабаса (157);
- 5 раз описывается, что Карабас засовывал свою бороду себе в карман, чтобы она не мешала ему при ходьбе (158,180, 185, 190, 208);
- 5 аргументов приводит Буратино, чтобы разжалобить Карабаса Барабаса: бедный, несчастный, никому его не жалко, никогда не было мамы, отец умрёт без единственной опоры в старости (159);
- 5 золотых монет получил Буратино (160);
- 5-ю съедобными вещами его пытались накормить лягушки в пруду: паук, стрекозиное крыло, тина, рачья икринка, корешки (179);
-5 раз ест в сказке Буратино: луковицу папы Карло (152), корочку хлеба в харчевне (164), пирожное, варенье и какао у Мальвины (171), пирожное, конфеты, сахар, кипячёное молоко и какао вместе с Пьеро (187-189), какао на воде и печенье в пещере (195-197);
- 5 раз упоминается, что сосна, на которую взобрался Буратино – итальянская (191-194);
- 5 раз упоминается Тарабарский король: Карабас называет себя его ближайшим другом (209), его именем дважды пытаются арестовать Карло (210, 211), дважды его именем ломают двери (211, 212);
- 5 раз в ключевых сценах упоминается море, дважды уточняется, что это было Средиземное: вначале, где описывается городок, в котором жил столяр Джузеппо, обнаруживший необыкновенное полено (145), когда Буратино пошел в школу (154), в странствиях с котом и лисой (163), при возвращении Карло с куклами (208), при описании первого успешного спектакля нового кукольного тетра (217);
- 5 изображений было вырезано на дверце в каморке Карло: на 4-х углах смеющиеся рожицы, а посередине – пляшущий человечек с длинным носом (210);

14 раз
- 14 раз упоминаются в сказке о голубых волосах Мальвины;
- 14 раз в сказке едят и пьют:
• Буратино (153, 164, 171, 179, с Пьеро у Мальвины -188, в пещере 196);
• Карабас (один - 160, вместе с Дуремаром - 200);
• Дуремар ест в гостях у Карабаса (184);
• Кот и Лиса (164 - дважды);
• Петух (крошки с ладошки Буратино, 199);
• Градоначальник (211);
• Голодные куклы Карабаса (218).

***
Что означают эти особенности сказки?

Мы не будем оригинальными, если снова не сошлёмся на вывод многократно цитируемой статьи Марка Липовецкого:

Таким образом контраст, подобие и определённая эволюция героя подчёркивается именно стремлением двух-трёхкратного повторения. Например, применительно к Карабасу трехкратная аналогия с крокодилом только оттеняет этот отталкивающий образ.

Надо добавить, однако, наиболее важные детали имеют кратность 4 и более.

Может быть, навсегда.

Итак, в тексте сказки существуют определенные количественные соотношения, повторы. Они не совпадают с классическими канонами сказок, однако это не мешает, а скорее помогает определенной гармонии текста. Некоторая ритмичность и частотность видимо совпадает с законами восприятия и производят магическое, чарующее воздействие на маленького читателя, на ребёнка.

И это воздействие, нам кажется, остаётся на всё его последующую жизнь, становится частью ЕГО КУЛЬТУРНОГО КОДА.

Возраст читателя для созвучия с книгой - тоже необходимое условие.
Что находит полное созвучие в детской душе – то, что полностью совпадает с детскими чувствами, мыслями.

Или, наоборот, заставило задуматься, дало совет, намёк, подсказку. Раскрыло глаза на окружающий мир и на себя самого. Помогло определиться с ценностями или даже с жизненным выбором. Одним словом, что ему удалось прочитать в первый раз именно вовремя. Это может быть в 10 лет, может в пятнадцать, а может даже в двадцать, тридцать. Для каждого автора своя пора резонанса с культурным концептом.

Заметим с печалью, что до некоторых ВАЖНЫХ книг многие люди так и не успевают, увы, дозреть никогда.

Подросток обычно схватывает внешнюю канву, сюжет. В лучшем случае, эмоциональную составляющую. И только потом он в силах постичь, впитать в себя и по достоинству оценить мысль автора, его философский пафос, всю глубину представленных человеческих характеров.
И только когда созвучие состоялось – происходит его закрепление, фиксация, которое может храниться всю его дальнейшую жизнь, часто в архивированном виде. А разархивирование – это результат какого-то стресса, неадекватной ситуации, неопределенности, необходимости принимать решение при дефиците времени и т.д. (это замечание подсказал в личной беседе профессор Марат Бахтеевич Абсалямов).

Срабатывание архивированных, скрытых концептов могут происходить на границе или при переходе границ возможного/невозможного, разрешенного/запретного и когда они нужны при формировании совершенно новых стереотипов поведения.

В этом имеет смысл известная и грустная формула:
"В России невозможно то, что вполне возможно везде. Зато у нас возможно многое, что больше уже нигде в принципе невозможно".

Мы тоже выдвигаем гипотезу, что формирование ритмов при чтении определённым образом влияет на маленького читателя, его культурного кода.
Это тайна в правильности строк, в их прозрачности, в неуловимости духовного состояния ребёнка, читающего книгу и т.д.
Однако, как мы отмечали выше, это носит совершенно индивидуальный характер, иногда опережая, иногда отставая от степени социализации ребёнка.

Есть интересный пример буквального применения ритмики при издании вариантов сказок .

Читайте также: