Сколько платят за выслугу лет учителям

Обновлено: 16.05.2024

Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей.

По информации Росстата, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Мы решили посмотреть, сколько денег предлагают педагогам в вакансиях, которые школы отправляют в центры занятости.

В одной из прошлых статей мы уже проводили подобный эксперимент: сравнивали официальные и реальные зарплаты медиков. Оказалось, что на деле врачам и медсестрам платят вдвое меньше, чем пишет Росстат.

Что и как мы считали

Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.

Зарплаты учителей в регионах, РосстатXLSX, 22 КБ

Средние зарплаты по регионам, РосстатXLSX, 107 КБ

Кроме этого мы ориентировались еще на один источник данных: в феврале попросили читателей, которые работают в бюджетных организациях, рассказать о своей зарплате. Почти двести человек из принявших участие в опросе работают учителями. В статье мы приведем и эти данные.

Хватает ли в России учителей

По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.

В среднем на одного учителя в России приходится 17 школьников. Это столько же , сколько в Японии, Великобритании и Канаде. Но, например, в Италии на педагога приходится 11 школьников, в Швеции — 13, а в США — 15.

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.

А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.

Сколько платят учителям

Если ориентироваться на ответы читателей Т⁠—⁠Ж , учителя в России получают в полтора раза меньше, чем насчитал Росстат. А если смотреть на вакансии — в два раза.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.

Но даже если поверить Росстату, то почти везде власти не выполнили указ, который призывал платить учителям среднюю зарплату по региону. Получилось только у шести территорий.

Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней

Регион Средняя зарплата по региону Официальная зарплата учителя Зарплата в вакансиях
Москва 95 492 Р 96 957 Р 79 500 Р
Сахалинская область 89 415 Р 89 780 Р 42 787 Р
Ленинградская область 46 598 Р 47 641 Р 23 724 Р
Белгородская область 35 425 Р 37 666 Р 19 601 Р
Севастополь 34 178 Р 38 980 Р 22 831 Р
Алтайский край 27 602 Р 28 006 Р 19 324 Р

Учителю химии в Копейске Челябинской области предлагают 13 950 Р . Официальная зарплата школьного учителя в области — 33 701 Р , а средняя зарплата по региону — 37 407 Р

Учителю музыки в одной из школ Омска готовы платить максимум 25 000 Р . В Росстате говорят, что учителя получают здесь в среднем 31 304 Р в месяц. Средняя зарплата по региону — 35 469 Р

Учитель начальных классов в Волгограде может рассчитывать максимум на 18 тысяч. Официальная зарплата педагога в школе — 29 060 Р . Средняя по региону — 33 409 Р

Что сами учителя думают о своей работе

Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.

Небольшая зарплата. В государственных и муниципальных школах платят меньше, чем в частных. До прошлого года я работала в лицее-интернате РЖД. Зарплату мне платила компания, хоть и государственная, — 25 тысяч в месяц. Потом РЖД решила, что лицей в нашем городе ей не нужен, и в 2019 году его передали в собственность города. В итоге в прошедшем учебном году в школе я получала примерно 17 тысяч рублей.

У меня было три класса: два выпускных и один шестой. Я проводила по 23 урока в неделю. Учеников в классах много, в одном было аж 35 человек. 17 тысяч — это с учетом доплат за ведение школьного кружка, звание почетного работника общего образования, проверку тетрадей. Также выдавали 100 Р в месяц на литературу: на эти деньги учителя должны покупать методические материалы и учебники.

Непрозрачные стимулирующие выплаты. Чтобы получить стимулирующие выплаты к окладу, нужно собрать портфолио и сдать его в администрацию города. Там определят точный размер выплат. Распределяют их так: на школу приходит, допустим, 100 тысяч рублей, а их потом делят между всеми учителями. Кто-то получит 3 тысячи, кто-то — 5 тысяч, а кто-то — 8 тысяч. На практике больше достается тем, кто сумеет собрать лучшее портфолио, а не много работает с детьми. Из-за того, что школу передавали из рук в руки, я не успела в этом году вовремя подать документы — и осталась без стимулирующих выплат.

Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 Р в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.

Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.

Неадекватные родители. Очень многие родители считают, что к их детям не могут найти подход, что с ними как-то не так разговаривают на уроках или просто не могут научить нужному. К учителю предъявляют много претензий, от этого устаешь. С самими школьниками гораздо проще договориться и найти общий язык, чем с их родителями.

Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.




Закончила педколледж по специальности учитель английского с красным дипломом без четверок. На 5 курсе перед госами у нас проводили ярмарку вакансий, на которую приезжали представители городских школ отбирать себе кадры. Мы готовили для них портфолио с дипломами и грамотами, характеристиками и прочим (такое резюме страниц на 15, не считая самих грамот, которых у меня было 80+), проводили открытые уроки, презентовали свои методические разработки по теме диплома. У меня в группе было 4 краснодипломницы, никому не предложили работу, а получила предложение наша одногруппница-троечница по одной единственной причине: у нее была прописка в районе, где находилась так школа. Трое из нас, краснодипломников, были иногородними и нам было неважно, где снимать жилье, но это не приняли во внимание. Та троечница в итоге сдала гос по английскому на тройку с натяжкой, но её все равно взяли в школу и она получила подъемные, но через год-два её уволили из школы за тотальную профнепригодность (английский нулевой, плюс ещё проблемы с алкоголем и психикой - приходила с похмелья, срывалась на детей).
Из всей нашей группы из 23 чел. (2011 год выпуска) в школе сейчас работает около 5. Из тех краснодипломниц - только двое. Я пошла после колледжа в универ на другую специальность, мою подругу в школу не взяли. Она была лучшей студенткой группы, так же закончила колледж со средним баллом 5,0, у нее был самый высокий уровень английского, и действительно призвание работать с детьми и педагогический талант - она, ещё будучи студенткой, уже успешно работала с детьми с задержкой в развитии (преподавая английский тем, кто в 13 лет еле-еле читал по-русски!). Она подавала заявки в разные школы, но ей сказали, что со средним специальным учителя не нужны, а идти ещё на три года учиться в институт ей не позволяла финансовая ситуация в семье: на инязе заочки нет, нужно было либо идти на очное, либо на очно-заочное в другом городе, и на то, и на другое нужны дополнительные финансовые вливания, которые не обеспечить на зарплату начинающей учительницы в провинциальном городе, которой ещё приходится снимать квартиру. В итоге, подруга пошла работать в салон красоты, где научилась "делать ноготочки" и зарабатывала в 3 раза больше, чем могла бы в школе, потом работала администратором, и в итоге уехала в Китай вслед за мужем. Для школ, точнее, детей того города, где мы учились, я считаю, это большая потеря, я видела, как круто она работала с детьми (мы вместе проходили педпрактику) - она была бы замечательнейшим Учителем с большой буквы.
Сейчас она живёт в Китае, наша с ней связь оборвалась, но знаю, она преподает там английский, что там очень хорошо оплачивается (у меня есть ещё несколько знакомых, которые уехали туда преподавать английский, например, одна получает 120 000₽ в месяц за неполную занятость, преподавая английский в детском саду (4-6 часов в день)).
Я сама в последнее время, после того как попала под сокращение из-за кризиса и осталась без работы, подумывала пойти работать в школу, но зарплаты там удручают. Моя вторая подруга по колледжу (тоже с красным) работает в школе уже 9 лет, зарплата 20-22 тыс., причем, часть остаётся в школе: она покупает сама за свой счёт наглядные и учебные пособия, оформляет стенды, закупает канцелярию и бумагу для принтера (а учителя английского много и часто используют раздаточный материал), даже сама делает мелкий ремонт в кабинете, что-то красит, чинит мебель. Плюс у нее классное руководство, а это тоже затраты: какие-то призы на конкурсы, мотивашки, поездки. Ну, и сверхурочного времени школа забирает очень много: в положенную ставку всю требующуюся работу не вместить. С такой зарплатой только искать себе мужа-миллионера (или программиста).
Я в свое время тоже не попала в школу из-за требования получить высшее образование: емнип, в 2008, когда я уже училась на 3 курсе, вышел указ, что учителя иняза должны быть с высшим образованием, в 2011, когда я выпустилась, университеты перевели на Болонскую систему. У меня был выбор, либо идти на бакалавриат по той же специальности и заново проходить почти ту же программу, что была у меня в колледже 5 лет, либо менять специальность. Был ещё вариант попасть на трёхлетнюю программу бакалавриата для выпускников колледжа, но там меня не устраивал тот вуз, которую её представлял. И потом все равно скорее всего пришлось бы идти ещё в магистратуру. В итоге, я прошла на бюджет на международные отношения и попрощалась с педагогикой, о чем, пожалуй, сейчас жалею, так как душа лежит больше к преподаванию. Но судьбу родителей, которые работали в школе (папа)/детсаду (мама) и жили и живут в бедности, повторять не хочу.

Моя мама работает учителем начальных классов. Стаж 28+ лет (точно не помню, но начинала еще до моего рождения). Москва.

Я вырос среди учителей, во время учебы в универе - работал в школе, техником.
Зарплата у учителя и правда может большой, при условии - что он возьмет на себя миллион часов и доп. нагрузки. И еще не к каждому "предметнику" это относится

З\П учителя начальных классов с большим стажем, классным руководством (27 детей у неё сейчас, если не ошибаюсь), продленкой (3 дня в неделю) и с прочими надбавками (проектов, работы по определенной программе и прочее) - 100к+

В эту сумму также входит: 24\7 звонки и письма от родителей, чаще всего после 21:00, разборки между родителями, если их дети не поладили, куча бумаг, работа на ЕГЭ и ОГЭ, проверка домашки, проведение тестов которые в принудительно-добровольном порядке присылает администрация (от Москвы в целом - к школе).

Но вот осталось выпустить еще один класс - и она на пенсии. И будет свобода от этой системы, где миллион начальников, проверяющих, которые все что проверяют - это наличие бумажки, а не то про что бумажка пишется.

Ну и плюс она председатель УИК, как и много других учителей, которым эти выборы на*** не нужны, но если захотят уйти "один звонок и всё". И это не так просто, найти работу учителем в 60+ на 4 года.
Увы.. :(

На что может рассчитывать педагог с зарплатой 12-18 тысяч рублей?

Пенсионная реформа в России коснулась буквально каждого гражданина. Не обошла она стороной и учителей. Хотя, формально им для получения пенсии, как и раньше, следует набрать 25 лет трудового стажа. Но теперь такая выслуга лет будет применяться с отсрочкой. В 2019 году она составляет 1 год, а дальше будет увеличиваться ежегодно до 5 лет.

Пенсия по выслуге лет для учителей в 2019 году

Обычно карьера учителей начинается в 23 года, после окончания вуза. При условии, что всю жизнь человек проработал в школе, уже в 48 лет он получат право выйти на пенсию при условии педагогического стажа в 25 лет. Это, в среднем, на 7 лет раньше, чем положено другим категориям работников по закону. Но так было до сих пор. В этом году педагогу придется отработать еще один год. Кстати, условия выхода на пенсию педагогических сотрудников не отличаются у мужчин и у женщин, минимальная выслуга лет для всех одинаковая.

Да и получение пенсии даже в 49-50 лет достаточно приятный бонус. Правда, те учителя, у которых не набирается такого непрерывного стажа, выходят на заслуженный отдых, как и все — по достижению общеустановленного пенсионного возраста. В 2019 году с учетом льготы переходного периода, это:

  • 55,5 лет для женщин;
  • 60,5 лет для мужчин.

Какую пенсию получают учителя в разных регионах РФ

Традиционно высокие зарплаты получают учителя работающие в частных учебных заведениях. Но они не имеют права на досрочную пенсию. Поэтому их высокая пенсия предмет дл отдельного разговора. Вернемся к преподавателям государственных школ.

Вот данные о самых высоких учительских зарплатах:

  • на Дальнем Востоке — 45 292 рубля;
  • на Чукотке — 88 633 рубля;
  • на Сахалине — 64 092 рубля;
  • на Камчатке — 62 601 рубль;
  • в Москве — 47 918 рублей;
  • в Ямало-Ненецком автономном округе — 81 2030 рублей;
  • в Ханты-Мансийском АО — 61 267 рублей;
  • в Мурманской области — 45 757 рублей.

Исходя из этих цифр, чтобы заработать на хорошую пенсию нужно переезжать на Север, Дальний Восток или в Москву. Очевидно, что не всем это доступно. Поэтому, узнаем какую пенсию будут получать учителя по достижению пенсионного возраста в этих регионах РФ, а также в остальных, где зарплаты намного скромнее.

У учителей, которые выходят на пенсию по выслуге лет, действует особый порядок расчета пенсии. В зависимости от их категории, региона проживания и трудовой деятельности и других факторов, пенсия может составлять от 40% их заработка до 70%.

На пенсию будут влиять такие факторы, как количество отработанных часов, категория преподавателя, наличие каких-либо почетных званий и премий, величина учебной нагрузки, некоторые повышающие коэффициенты, в частности, трудовая деятельность в некоторых сложных и опасных районах страны, и тому подобное. Учитывая все это, можно определить пенсию у педагогов в вышеперечисленных регионах:

  • на Дальнем Востоке — 18 000 рублей;
  • на Чукотке — 35 000 рублей;
  • на Сахалине — 25 600 рублей;
  • на Камчатке — 24 800 рублей;
  • в Москве — 19 100 рублей;
  • в Ямало-Ненецком автономном округе — 34 000 рублей;
  • в Ханты-Мансийском АО — 24 700 рублей;
  • в Мурманской области — 18 900 рублей.

А вот в регионах, где зарплата педагога в среднем составляет до 20 000 рублей, средняя пенсия без надбавок в сфере образования не дотягивает даже до десяти тысяч рублей. То есть, в некоторых субъектах РФ даже ниже прожиточного минимума. Именно поэтому подавляющее большинство учителей на пенсии вынуждены продолжать работать.

Верны ли наши расчеты? У нас есть свидетельства реальных учителей-пенсионеров, но их мало для полной статистической картины. Поэтому, расскажите о том, какую пенсию получаете вы и ваши знакомые. Мы обязательно обобщим эти данные в следующем материале.

За стаж работы в бюджетных организациях с 01.01.2020 положена соответствующая надбавка. Как исчислить бюджетный стаж, какие периоды работы (службы) в него зачесть, а какие исключить, как произвести расчет надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и некоторые другие вопросы – рассмотрены в статье.

Размер надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и периоды работы (службы), в него засчитываемые

От стажа работы в бюджете зависит и размер надбавки за бюджетный стаж сотрудника (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27):

— от 5 до 10 лет — 15%;

— от 10 до 15 лет — 20%;

— от 15 лет и выше — 30%.

Для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, которым надбавка за стаж работы в бюджетных организациях исчисляется согласно постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 N 13.

Стаж работы в бюджетных организациях исчисляется в годах, месяцах и днях (п. 6 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

При этом в такой стаж засчитываются следующие периоды работы (службы) начиная с 19 сентября 1991 г. (п. 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13):

N п/п

Период работы

Важно!
Порядок исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) для работников бюджетных научных организаций определен Инструкцией о порядке исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) от 06.02.2018 N 6.
В стаж работы руководителей структурных подразделений, их заместителей и специалистов Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, для целей исчисления надбавки за стаж работы засчитываются периоды, определенные п. 8 Положения об условиях оплаты труда работников Департамента от 02.07.2019 N 445.

Как подтвердить стаж работы в бюджетной организации

Подтвердить стаж работы в бюджетных организациях можно трудовой книжкой, а если она отсутствует, то стаж подтверждается в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии (п. 7 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Обратите внимание!
Если на основании данных трудовой книжки невозможно установить, что организация является бюджетной, то зачет стажа работы в стаж работы в бюджетных организациях производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или исполкомов по месту расположения организации (п. 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

При этом до получения подтверждающих сведений о статусе бюджетной организации принимается период, исчисленный в бесспорном порядке (п. 9 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Кроме того, рекомендуется начать устанавливать периоды работы в бюджетной организации с уточнения стажа каждого работника в бюджетной организации. Законодательно определено, что максимальная надбавка установлена при стаже работы от 15 лет. Например, если человек на 1 января 2005 г. уже работал в бюджетной организации и статус организации не поменялся, значит ему положена максимальная надбавка 30% (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27).

То есть если сотрудник работает в бюджетной организации более 15 лет, то подтверждать иные периоды работы в бюджетных организациях нет необходимости, поскольку и так будет установлен максимальный размер надбавки.

Обратите внимание!
В случаях же, когда период работы, подлежащий зачету в стаж работы в бюджетных организациях, будет подтвержден документально соответствующим государственным органом после 1 января 2020 г., то впоследствии надбавка за стаж работы в бюджетных организациях подлежит пересчету за период начиная с 1 января 2020 г., независимо от даты представления подтверждающих документов (п. 10 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Об особенностях исчисления стажа при совместительстве, об отдельных надбавках, которые учитывают стаж работы в отрасли либо по специальности, а также о конкретных периодах работы (службы), засчитываемых в бюджетный стаж

Одним из плюсов работы учителем является право на досрочную пенсию. С 1959 года существовала пенсия по выслуге лет для педагогических работников. На неё могли рассчитывать учителя, воспитатели детских садов, преподавали ВУЗов и другие работники сферы образования со стажем более двадцати пяти лет.

В 2001 году появились новые правила начисления пенсионного обеспечения. Пенсии за выслугу лет были отменены. Вместо них появились льготные пенсии. Для учителей данное изменение носило довольно формальный характер. Начисление пенсии по выслуге лет педагогическим работникам, по сути, сохранилось, но приобрело новое название. Хотя правила расчёта и начисления пенсий поменялись, учителя всё равно сохранили право уходить на заслуженный отдых раньше возрастной нормы, установленной в стране для мужчин и женщин.


После 2001 года были введены льготные пенсии

Рассмотрим, какие условия должен выполнить педагогический работник, чтобы у него была льготная пенсия (стаж, расчёт), а также нововведения 2019 года.

Нормативная база

Льготные пенсии учителям рассчитываются на основании норм, указанных в:


В спорных ситуациях могут быть использованы нормы:


Как учителю заработать льготную пенсию

Размер будущей учительской пенсии зависит от объёма отчислений в Пенсионный фонд. Чем больше отчислений, тем выше будет пенсия. При этом, педагогическим работникам необходимо ещё и отслеживать нормы рабочего времени, чтобы сохранить право на льготную пенсию.


Получить педагогическую пенсию работник образования может только при выполнении совокупности трёх условий:


Полная занятость педагога

На последний пункт из вышеуказанного списка будущим пенсионерам стоит обратить особое внимание. Год педагогического стажа будет засчитан только при условии отработки определённого количества часов в неделю.

Для разных представителей педагогических профессий эти нормы устанавливаются индивидуально:



Есть и некоторые исключения. Дополнительные льготы предоставлены учителям из сельских школ. Им не требуется работать на полную ставку все 25 лет. Для получения льготной пенсии таким учителям не нужно подтверждать своё рабочее время. Аналогичное условие установлено и для учителей начальных классов.

Не соблюдать нормы рабочего времени могут и руководители образовательных учреждений. Это:

  • заместитель руководителя по учебной работе;
  • заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе;
  • заместитель руководителя по учебно-производственной работе;
  • заместитель руководителя по воспитательной работе.

Для человека в годы, когда он занимал одну из вышеуказанных должностей, не учитываются нормы трудового времени при рассмотрении права на льготную пенсию.

А вот руководителю образовательного учреждения подтверждать свою педагогическую работу придётся наравне с рядовыми сотрудниками. Её объём должен составлять не менее 240 часов в год. Директору не обязательно преподавать только своём учреждении. Вести занятия он может в нескольких учебных заведениях, чтобы выполнить необходимую годовую норму.

Сложнее всего гражданам, занимающим следующие должности:

  • заместитель руководителя по научной работе;
  • заместитель директора по методической работе.

Они также могут использовать годы работы в указанных должностях для получения льготной пенсии. Но в этом случае следует предоставить документы, которые смогут служить подтверждением непосредственного участья в образовательном процессе.

Что засчитывается в педагогический стаж

В педагогический стаж засчитываются годы работы в образовательных учреждениях. Причем гражданин должен работать по профессии или занимать должность, указанную в Списке специальностей. 1 год работы на одной из должностей в списке специальностей считается как 1 год стажа для льготной пенсии.



Что засчитывается в педагогический стаж

Также в стаж входит время:

  • оплачиваемого отпуска (как ежегодного, так и дополнительного);
  • временной нетрудоспособности (болезни);
  • отпуска по беременности и родам;
  • учебного отпуска;
  • испытательного срока при приёме на работу;
  • нахождения на курсах повышения квалификации;
  • обучения в учебном заведении (до 1993 года).

Больше всего вопросов и споров возникает, по поводу зачёта отпуска по уходу за ребёнком в стаж для льготной пенсии.

До 1992 года женщина могла находиться дома с ребёнком полтора года. Этот период можно было учесть в 25 лет стажа, необходимого для получения пенсии педагогического работника. С октября 1992 года это правило перестало действовать. Весь период отпуска по уходу за ребёнком не входит в стаж для льготной учительской пенсии. Это вопрос не раз поднимался законодателями.

В 2004 году данную проблему рассматривал Конституционный суд. Он и поставил точку в этом споре. Период декрета после октября 1992 года не учитывается в учительский стаж. Если же женщина находилась в отпуске по уходу до октября 1992 года, то для неё применяются старые нормы. Поэтому Пенсионный фонд учтёт ей полтора года в льготный учительский стаж.

Оформление льготной пенсии

Оформлением льготной пенсии стоит заняться заранее. Гражданин может самостоятельно проверить, как зафиксированы в трудовой книжке должности, которые он занимал в период трудовой деятельности, и совпадают ли они с названиями в Списке специальностей. Если есть несоответствия, то лучше решить этот вопрос до обращения в Пенсионный фонд. Следует обратиться в организацию, где проходила преподавательская деятельность, для получения документов, подтверждающих педагогическую деятельность.


Примерно за год до предполагаемого выхода на пенсию можно обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда. Если будут обнаружены неточности и ошибки в документах, то сотрудники государственного органа могут оказать содействие в получении необходимых сведений.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам 2019 года назначается точно так же, как и пенсия по старости в общем порядке.

Гражданину следует предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку. Если в ней отсутствуют некоторые записи или есть неточности, то могут быть предоставлены другие документы, подтверждающие периоды работы преподавателем.

Вышеуказанные документы подаются за 30 дней до предполагаемого выхода на пенсию. Они должны быть рассмотрены за 10 рабочих дней. После чего назначается пенсия.

Как рассчитывается учительская пенсия

Льготная пенсия педагогическим работникам рассчитывается по той же формуле, что и для остальных пенсионеров:


СП – это размер пенсии.

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент. В 2019 году он должен быть не ниже 16,2 для учителя. Только при достижении данного значения человек имеет право досрочного выхода на пенсию.

СПК – значение пенсионного балла. В 2019 году – 87,24 руб.

ФВ – дополнительная выплата. В 2019 году – 5334,19 руб.

КвФВ– повышающий коэффициент. Он применяется при позднем оформлении пенсии.

Изменения 2019 года

В 2019 году наступил переходный период для льготной учительской пенсии. Возраст выхода на трудовую пенсию для мужчин и женщин был увеличен. Такие изменения затронули и порядок оформления педагогической пенсии.



Изменения в пенсионной системе 2019 года

С 2019 года введена отсрочка для данной категории выплат. Т.е. на пенсию можно выйти только через определённый период после выработки 25 летнего стажа. В 2019 году срок отсрочки – 1 год. Каждый год её размер увеличивается ещё на 1 год.


Однако есть некоторые льготы. Если учитель наработал 25 лет стажа в период с 01.01.2019 по 31.12.2020, то отсрочку можно сократить на 6 месяцев.

Рассмотрим на примере. Педагогический стаж человека достигнет 25 лет в мае 2019 года. Выйти на пенсию он может уже в ноябре 2019 года. Если 25 летний период стажа наступит в мае 2021 года, то выйти на пенсию получится только в мае 2014 года.


Выйти на пенсию по старым правилам (т.е. без периода отсрочки) могут только педагоги, у которых стаж был выработан до 01.01.2019, но за назначением льготной пенсии человек не обращался. При назначении пенсии в этом случае никакой отсрочки не будет.

Часто задаваемые вопросы

Работаю в деревне учителем. Отработала 2 года. Но у меня нагрузка 10 часов в неделю. Войдут ли эти года в льготный стаж для учительской пенсии?

Да, войдут. На учителей в сельской местности не распространяются нормы для рабочей недели.

Всю жизнь работаю учителем. В 1998 году у меня родился ребёнок. Была в декрете с ним 1,5 года. Этот период учтут при расчете льготного стажа?

Нет, не учтут. Период отпуска по уходу за ребёнком засчитывался только до октября 1992 года.

Я работаю учителем. Если мне положена льготная пенсия, то меня известят?

Нет. У Пенсионного фонда нет такой обязанности. Лучше самостоятельно обратиться в этот государственный орган, чтобы его сотрудники рассчитали время выхода на пенсию при наличии льготы.

Я получаю льготную пенсию как учитель с 2018 года. Сейчас произошли изменения. Что будет с моей пенсией? Её перестанут платить?

Нет, закон не имеет обратной силы. Нововведения и переходный период для льготной пенсии коснётся только тех, кто обратится за назначением в 2019 году.

Если я оформлю льготную пенсию, то мне нельзя будет больше работать учителем?

Работать учителем можно, если работодатель на это согласен.

Я работаю учителем с 1986 года и по настоящее время. Но с 2008 года по 2013 год был перерыв в педагогической деятельности. Имею ли я право на льготную пенсию, если был такой перерыв?

Перерыв в педагогической деятельности не имеет значения. Главное, чтобы сумма лет была 25 лет работы на полную ставку в учебном заведении.

В 2019 году я наработаю 25 лет стажа учителем в школе. Однако, 3 года приходятся на 1987 -1989 годы в Узбекистане. К записи в трудовой книжке за этот период придрались сотрудники Пенсионного фонда. Требуют дополнительного подтверждения. Что делать в этом случае?

Как показывает практика, у Пенсионного фонда всегда возникают сомнения, когда работа человека проходила на территории ныне других государств. В этом случае фонд самостоятельно отправляет запрос в другую страну для получения необходимых сведений. К сожалению, очень часто ответы на такие запросы не приходят. Поэтому Пенсионный фонд отказывает засчитывать эти годы работы при подсчёте пенсии. В этом случае, данный вопрос придётся решать в судебном порядке.

Я работаю на курсах подготовки для дошкольников. Положена ли мне льготная пенсия, обеспечение как у обычных учителей?

Если образовательное учреждение, в котором Вы работаете, государственное, при этом Вы работаете на полную ставку (на основании должности), то период работы учитывается при назначении льготной пенсии.

Я являюсь главной администрации посёлка городского типа. По внешнему совместительству преподаю химию в сельской школе. Имею ли я право на льготную пенсию?

Нет, период работы по совместительству не учитывается при расчёте учительской пенсии, если основное место работы не связано с педагогической деятельностью. Поэтому работа учителем химии в Вашем случае не будет засчитана в льготный стаж.

Как доказать Пенсионному фонду что я работала учителем? Запись в трудовой книжке за 1992 – 1995 годы они не приняли. Не работать же теперь дополнительно почти четыре года…

Если компромисс с Пенсионным фондом не найден, то вопрос придётся решать в судебном порядке. Там Вы сможете представить доказательства своей трудовой деятельности в указанный период. В качестве доказательств могут служить приказы, показания свидетелей, трудовой договор, тарификационные списки и любые другие документы, подтверждающие факт Вашей работы учителем.

Я учитель начальных классов. Работаю в школе с 1995 года. С 1 сентября перешла работать в другую школу. Мне дали класс, но часов в неделю получилось не 18, а 17, то есть неполная ставка. Директор школы убеждает, что для учителей начальной школы это не важно и педстаж все равно будет засчитан. Правда ли это?

Здравствуйте. Могу ли я рассчитывать на льготную пенсию, работая учителем в ПОСЕЛКОВОЙ школе, с неполной нагрузкой?

Добрый день. В декабре 2019 у меня 25 лет льготного педаг.стажа. Была в клиент.службе в декабре, сказали прийти в мае (25 лет + 6 месяцев). Подала заявление в мае 2020. Приостановили дело до сентября для проверки документов. В октябре – отказ. Причина – к 27 мая стаж 25 лет 4+ мес. Мне нужно срочно подать заявление в Госуслугах? Из-за приостановки дела я упустила время. Они сказали, что 25 лет + 6 месяцев, а это в июле…. А уже ноябрь….

Такое право даёт Федеральный закон №400 ФЗ ” О страховой пенсии “.:25 лет работы в учреждениях для детей. Его даёт пункт 14 постановления Правительства РФ №781 . “обучение не менее 50% детей ” Согласно ФЗ-27 ” О персониф. учёте справки льготные должны предоставлять Ссузы в УПФР с подсчётом этого условия . Вот здесь
Ссузы сами своим преподавателям и ставят палки в колёса досрочной пенсии . Ни Методические рекомендации Правления пкункт 28.5 , ни СПО-1 применять нельзя , а они их применяют ! Для подсчётов надо доказывать исчисление возраста обучающихся на 1 января текущего годла . Тгогда хватит детей в Ссузе . См Геннадий Фёдорович эл. почту здесь и обращайтесь .

Не надо искать надуманное основание . Этот путь ошибочен ! Если счистать правильно возраст обучающихся на 1 января текущего года , то детей будет во всех Ссузаъх достаточно .

Вот Вы акцентрируете внимание на 1и2 курсе . А право на досрочную даёт обучение в ССузе в целом со всеми его филиалами и заочноками . Тем не менее в большинстве учекбных лет детей в них бкудет долее 50% только надо Вашему ркуководству правильно считать их возраст на 1 января текущего года . ОСНОВАНИЕ для таких подсчётов у меня . Обращайтесь ,Геннадий Фёдорович .

Знаю насколько актуален вопрос лишения досрочной педагогов Ссузов в РФ по надуманному основанию – неисполнению условия пункта 14 Постановления Правительства рФ от 29 октября 2002 г №781 ” обучения не менее 50% детей. ” Разумеется, надуманным является подсчёт процента Ссузами . Согласно ФЗ-27 именно Страхователь предоставляет Справку с подсчётом возраста ( процента детей ) .
Нет вопросов к Правительству РФ . Пункт 14 устанавливает отношение Сссуза к учреждению для детей , которые в Списках на доосрочную. Постановление Правительства РФ выверено в праве и является нормативно-правовым актом (НПА).. Далее сплошная чехарда и выдумка ПФР, вместо НПА. Метод. рекомендации Правления ПФР №11П от 2004 года не НПА, но содержат пункт 28.5, влияющий на права неограниченного круга лиц и неоднократно применим.следовательно являющийся существенным условием . Согласно Приказа Минюст РФ от 29 октября 2020г , рекомендации не являются НПА , не подлежат госрегистрации и поверке в праве, но могут содержать нормативные положения только , если ссылаются на НПА . Такой ссылки в п.28.5 МР 11 П нет , Следовательно, исчислять возраст ( процент ) по п. 28.5 МР 11П на 1 октября текущего года , нельзя! Но Ссузы и УПФР ИСЧИСЛЯЮТ возраст и процент именно так! т Не удивительно , что украв полгода возраста , они добились того. что ни в одном Ссузе детей сейчас нет более 50%. .Надо исчислять возраст обучающихся, как до 2009 года НА 1 ЯНВАРЯ текущего года !ТОгда в большинстве учебных лет процент детей будет более 50-ти.. Кто хочет узнать на что ещё пошли ПФР и их региональные органы совместно с работодателями – стразхователями для лишения педагогов ССсзов досрочной ,обращайтесь . Расскажу и документы предоставлю. для суда . А может у нас с вами получится доказатьИсполнительной дирекции ПФР и Минруд РФ то ,что я изложил. . Сейчас они слово в слово в ответе на вопрос подсчёта возраста ,ссылаются на имеющийся в Интрнете ответ “специалиста” ПФР г .Куйшва об одновременном исчислении количества и возраста на 1 октября . А это не доказательство, ибо ни в одном правовом докумеете об этом одновременном исчислении , не говорится ! Более того, ,Евростат устанавливает исчисление возраста на середину периода учебного года 1 января текущего года , хотя учебный год начинается как у нас -1 октября . Юристы знают такую уловку в праве, когда за лесом НПА, вкрадывается ненормативное утверждение , как у ПФР г. Куйшва. . Короче , не всё потеряно , если вам отказали в досрочной. Обращайтесь , помогу!

Наверно кто-то в РФ всё же заинтересован даже не в истине ,а в правовом решении вопроса подсчёта возраста обучающихся для реализации пункта 14 постановления Правительства РФ №781 -обучение не менее половины детей в прошедшем учебном году. Ведь всех же педагогов по стране лишили досрочной пенсии незаслуженно!Применяют и Методические рекомендации Правления ПФР №11П и форму СПО-1 , в которых одни правовые нарушения . Чего стоит в МР 11П утверждение Мипросвещения рФ о том , что для большей точности ( меньшей погрешности ) на год позже переместили дату исчисления возраста ! Вот это правовое решение вопроса !?Считают возраст за период текущего учебного года по Евростат на середину его . Вот и получают 1 января следующего ?! года ! За период текущего года вообще считать ни количество ,ни возраст, нельзя . Надо чтобы он закончился . Так гласит статья 192 ГК РФ . Немаловажно задание расчёта в ПФР именно за период , а не на дату ( статья 190ГК РФ ) .Приказ Минюст №105 от 2020 года вообще запрещает содержание НПА в рекомендациях . Можно ссылаться в них на НПА,но этих ссылок в МР11П нет. Почему -то юристы осваивают сейчас тольеко статью 194 ГК РФ , в связи с введением разных положений о пенсии в разные периоды государства и не обращают внимание на другие статьи о сроках. Никто не обращается ко мне за пакетом документов для суда. А время играет против них. В прессе были статьи о готовящемся сейчас отмене вообще досрочных для педагогов .

Читайте также: