Сколько основных принципов правового подхода к охране природы закрепила оон в декларации 1992

Обновлено: 28.06.2024

Основа правового регулирования международных экологических отношений представлена совокупностью признанных всеми принципов общего международного права. В соответствии с императивностью и универсальностью эти принципы способны сохранять собственную регулятивную функцию, включая эту специальную область деятельности, так и специальные принципы международного экологического права.

К расхождению в оценке доктринами международного права числа и качества специальных принципов этой отрасли привела фрагментация международного экологического права, в котором не предусмотрено единого универсального акта для кодирования.

Сегодня максимально полно отраслевые принципы международного экологического права кодифицированы в рамках проекта международного договора 1995 года, который называется проект Международного пакта по окружающей среде и развитию. Принципы закреплены неофициально, а в качестве основы Пакта выступают договоры и обычаи в сфере международного экологического права и некоторые положения Стокгольмской декларации (1972 года), Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро (1992 года), Всемирной Хартии природы (1982 года).

Основные принципы МЭП

В проекте пакта содержится указание на 9 основных принципов МЭП:

  • соблюдение прав человека в сфере экологии, предусмотренных Конституцией;
  • недопустимость нанесения окружающей среде трансграничного ущерба;
  • рациональное и экологически обоснованное использование природных ресурсов;
  • недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды;
  • защита экологических систем, расположенных в Мировом океане;
  • запрет любого враждебного использования средств воздействия на природную среду (например, военного);
  • обеспечение безопасности экологии;
  • международно-правовая ответственность стран за ущерб, который причинен окружающей среде;
  • предосторожный подход, или предосторожность.

Второй принцип — это системообразующий и центральный принцип МЭП, нормативное содержание которого может быть раскрыто с помощью принципа 21 Стокгольмской декларации (1972 года) и в принципе второй Декларации Рио. Там прописано, что страны наделены ответственностью за то, чтобы обеспечить деятельность в пределах их юрисдикции или контроля. Она не должна наносить ущерб окружающей среде другой страны или района за пределами действия национальной юрисдикции.

Сущность второго принципа состоит в том, что при наличии угрозы причинения ущерба окружающей среде, необходимо принять все меры, чтобы предотвратить его. Важно прекратить любую деятельность, способную повлечь такой ущерб окружающей среде.

  • рациональное управление, планирование и контроль состояния возобновляемых и невозобновляемых ресурсов планеты в интересах настоящего и будущего поколения;
  • долгосрочное планирование экологической деятельности, включая обеспечение экологической перспективы;
  • оценка вероятных последствий деятельности стран в рамках их территорий, районов юрисдикции или контроля системы окружающей среды за их пределами;
  • сохранение эксплуатируемых природных ресурсов оптимального уровня, когда они не истощаются;
  • научно обоснованное управление живыми ресурсами.

По этому принципу страны имеют право распоряжаться ресурсами собственной территории только по стандартам экологической безопасности. Устойчивое развитие представляет собой развитие, соответствующее требованиям законов устойчивости биосферы. Оно должно осуществляться в рамках коридора (хозяйственная емкость биосферы, а в локальном и региональном случае – хозяйственная емкость определенных экосистем), предопределенного для цивилизации посредством ограничений и запретов, которые вытекают из данных законов.

Четвертый принцип не допускает радиоактивное заражение окружающей среды. Он действует как в отношении мирной, таки и военной сферы применения радиоактивных веществ (ядерной энергии). Стране не могут ввозить и вывозить средства потенциального радиоактивного заражения без принятия необходимых (надежных) средств радиоактивной безопасности.

Юридическое содержание принципа раскрывают Конвенции 1986 года о помощи на случай ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, об оперативном оповещении о ядерной аварии. Также оно рассматривается в Конвенции о ядерной безопасности (1994 года), в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997 года) и стандартах МАГАТЭ.

Юридическая сущность пятого принципа сведена к обязанности любой страны осуществлять защиту и сохранение морской среды (192 статья Конвенции ООН по морскому праву).

Разработка норм и стандартов международного уровня, касающихся предотвращения загрязнения с судов в открытом море, в том числе исключительные экономические зоны, производят сами страны. Их обеспечение преимущественно осуществляется в исключительной экономической зоне. Что касается пространства открытого моря, то эта сфера полностью относится к юрисдикции страны.

С помощью седьмого принципа должна обеспечиваться экологическая безопасность. Основой принципа является теория экологического риска, представляющая собой определение уровня допустимого риска с его обязательным учетом в процессе установки себестоимости готовых изделий и услуг.

Приемлемый риск представляет собой уровень риска, являющийся оправданным с позиции экономического и социального фактора. Это может быть риск, с которым люди в целом способны мириться для получения некоторых благ при осуществлении своей деятельности.

Сегодня седьмой принцип скорее всего является целью, которую должно стремиться достичь мировое сообщество. Пока он не действует в реальности.

Восьмой принцип предполагает международно-правовую ответственность стран за ущерб, который причинен окружающей среде. Он гласит, что страны обязаны возмещать ущерб окружающей среде, который мог быть причинен при нарушении ими международных обязательств или при осуществлении деятельности, которая не запрещена международным правом.

Последний принцип предполагает предосторожный подход (предосторожность). Его рассматривает Декларация, принятая в Рио. Для защиты окружающей среды странами в соответствии с их возможностями должен широко применяться осторожный подход. При наличии угрозы нанесения серьезного (невосполнимого) ущерба, нехватка полных научных сведений не может выступать в качестве причины отсрочки принятия дорогостоящих мер в области прекращения деградации природной среды.

Другими словами, отсутствие достаточных научных сведений не может использоваться как основание для откладывания или непринятия мер по охране и защите окружающей среды. Принцип сконцентрирован на переориентации международного природоохранительного сотрудничества с реакции на уже произошедшие неблагоприятные события для окружающей среды на их предупреждение и предотвращение.

Подходы к принципам МЭП

Рассмотренные специальные (отраслевые) принципы МЭП в соответствии со смыслом 38 статьи Статута Международного Суда ООН представлены консолидированным мнением самых профессиональных специалистов в области публичного права. Тем не менее, это не исключает обсуждение других доктринальных подходов к формированию перечня принципов.

Бекяшев К. А. предложил использовать пятнадцать принципов МЭП. Соколова Н. А. опиралась на то, что норма, включенная в специальный принцип, должна создавать его содержание, обладая основополагающим значением в регулировании отношений по охране окружающей среды. По ее мнению, страны в своей практической деятельности должны постоянно применять эти принципы, включая ситуации разрешения споров. Принципы МЭП должны быть включены не только в преамбулу, но и в основной текст договора. Их необходимо рассматривать в качестве доктрины в рамках полноценной международно-правовой нормы. Особо она выделяет несколько принципов:

Среди зарубежных авторов также существует множество позиций по этому поводу. Так, Сандс Ф. отнес к самым значимым принципам МЭП равенство поколений, устойчивое использование, равноправное использование и интеграцию.

Лэнг рассматривал принципы как существующие (например, ответственность за ущерб окружающей среде), формирующиеся (например, право на здоровую окружающую среду, предупреждение другой страны на случай вероятного экологического воздействия), потенциальные (например, общая, но дифференцированная ответственность).

Исследователи Хантер, Дж. Сальзман и Залке объединили все принципы МЭП в несколько групп:

  • принципы, которые определяют общие подходы к окружающей среде;
  • принципы, которые можно отнести к трансграничным вопросам сотрудничества в этой области;
  • принципы, влияющие на развитие национального законодательства в области МЭП;
  • принципы международного управления.

Все мнения российских и иностранных исследователей в отношении списка специальных (отраслевых) принципов МЭП наглядно отражают тенденцию сближения принятых научных подходов. В частности, это прослеживается в повторяемости некоторых из них. Есть авторы (например, К. А. Бекяшев), которые справедливо обнаруживали общие черты между правовым режимом космического пространства и окружающей среды. Они заимствовали формулировки многих специальных принципов МЭП из международного космического права. Это обстоятельство недвусмысленно отражает, что выделение специальных (отраслевых) принципов в рассматриваемой сфере, как и точное определение их юридического содержания, — это чрезвычайно сложная теоретическая проблема, которая пока еще далека от успешного разрешения.

Основа правового регулирования международных экологических отношений представлена совокупностью признанных всеми принципов общего международного права. В соответствии с императивностью и универсальностью эти принципы способны сохранять собственную регулятивную функцию, включая эту специальную область деятельности, так и специальные принципы международного экологического права.

К расхождению в оценке доктринами международного права числа и качества специальных принципов этой отрасли привела фрагментация международного экологического права, в котором не предусмотрено единого универсального акта для кодирования.

Сегодня максимально полно отраслевые принципы международного экологического права кодифицированы в рамках проекта международного договора 1995 года, который называется проект Международного пакта по окружающей среде и развитию. Принципы закреплены неофициально, а в качестве основы Пакта выступают договоры и обычаи в сфере международного экологического права и некоторые положения Стокгольмской декларации (1972 года), Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро (1992 года), Всемирной Хартии природы (1982 года).

Основные принципы МЭП

В проекте пакта содержится указание на 9 основных принципов МЭП:

  • соблюдение прав человека в сфере экологии, предусмотренных Конституцией;
  • недопустимость нанесения окружающей среде трансграничного ущерба;
  • рациональное и экологически обоснованное использование природных ресурсов;
  • недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды;
  • защита экологических систем, расположенных в Мировом океане;
  • запрет любого враждебного использования средств воздействия на природную среду (например, военного);
  • обеспечение безопасности экологии;
  • международно-правовая ответственность стран за ущерб, который причинен окружающей среде;
  • предосторожный подход, или предосторожность.

Второй принцип — это системообразующий и центральный принцип МЭП, нормативное содержание которого может быть раскрыто с помощью принципа 21 Стокгольмской декларации (1972 года) и в принципе второй Декларации Рио. Там прописано, что страны наделены ответственностью за то, чтобы обеспечить деятельность в пределах их юрисдикции или контроля. Она не должна наносить ущерб окружающей среде другой страны или района за пределами действия национальной юрисдикции.

Сущность второго принципа состоит в том, что при наличии угрозы причинения ущерба окружающей среде, необходимо принять все меры, чтобы предотвратить его. Важно прекратить любую деятельность, способную повлечь такой ущерб окружающей среде.

  • рациональное управление, планирование и контроль состояния возобновляемых и невозобновляемых ресурсов планеты в интересах настоящего и будущего поколения;
  • долгосрочное планирование экологической деятельности, включая обеспечение экологической перспективы;
  • оценка вероятных последствий деятельности стран в рамках их территорий, районов юрисдикции или контроля системы окружающей среды за их пределами;
  • сохранение эксплуатируемых природных ресурсов оптимального уровня, когда они не истощаются;
  • научно обоснованное управление живыми ресурсами.

По этому принципу страны имеют право распоряжаться ресурсами собственной территории только по стандартам экологической безопасности. Устойчивое развитие представляет собой развитие, соответствующее требованиям законов устойчивости биосферы. Оно должно осуществляться в рамках коридора (хозяйственная емкость биосферы, а в локальном и региональном случае – хозяйственная емкость определенных экосистем), предопределенного для цивилизации посредством ограничений и запретов, которые вытекают из данных законов.

Четвертый принцип не допускает радиоактивное заражение окружающей среды. Он действует как в отношении мирной, таки и военной сферы применения радиоактивных веществ (ядерной энергии). Стране не могут ввозить и вывозить средства потенциального радиоактивного заражения без принятия необходимых (надежных) средств радиоактивной безопасности.

Юридическое содержание принципа раскрывают Конвенции 1986 года о помощи на случай ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, об оперативном оповещении о ядерной аварии. Также оно рассматривается в Конвенции о ядерной безопасности (1994 года), в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997 года) и стандартах МАГАТЭ.

Юридическая сущность пятого принципа сведена к обязанности любой страны осуществлять защиту и сохранение морской среды (192 статья Конвенции ООН по морскому праву).

Разработка норм и стандартов международного уровня, касающихся предотвращения загрязнения с судов в открытом море, в том числе исключительные экономические зоны, производят сами страны. Их обеспечение преимущественно осуществляется в исключительной экономической зоне. Что касается пространства открытого моря, то эта сфера полностью относится к юрисдикции страны.

С помощью седьмого принципа должна обеспечиваться экологическая безопасность. Основой принципа является теория экологического риска, представляющая собой определение уровня допустимого риска с его обязательным учетом в процессе установки себестоимости готовых изделий и услуг.

Приемлемый риск представляет собой уровень риска, являющийся оправданным с позиции экономического и социального фактора. Это может быть риск, с которым люди в целом способны мириться для получения некоторых благ при осуществлении своей деятельности.

Сегодня седьмой принцип скорее всего является целью, которую должно стремиться достичь мировое сообщество. Пока он не действует в реальности.

Восьмой принцип предполагает международно-правовую ответственность стран за ущерб, который причинен окружающей среде. Он гласит, что страны обязаны возмещать ущерб окружающей среде, который мог быть причинен при нарушении ими международных обязательств или при осуществлении деятельности, которая не запрещена международным правом.

Последний принцип предполагает предосторожный подход (предосторожность). Его рассматривает Декларация, принятая в Рио. Для защиты окружающей среды странами в соответствии с их возможностями должен широко применяться осторожный подход. При наличии угрозы нанесения серьезного (невосполнимого) ущерба, нехватка полных научных сведений не может выступать в качестве причины отсрочки принятия дорогостоящих мер в области прекращения деградации природной среды.

Другими словами, отсутствие достаточных научных сведений не может использоваться как основание для откладывания или непринятия мер по охране и защите окружающей среды. Принцип сконцентрирован на переориентации международного природоохранительного сотрудничества с реакции на уже произошедшие неблагоприятные события для окружающей среды на их предупреждение и предотвращение.

Подходы к принципам МЭП

Рассмотренные специальные (отраслевые) принципы МЭП в соответствии со смыслом 38 статьи Статута Международного Суда ООН представлены консолидированным мнением самых профессиональных специалистов в области публичного права. Тем не менее, это не исключает обсуждение других доктринальных подходов к формированию перечня принципов.

Бекяшев К. А. предложил использовать пятнадцать принципов МЭП. Соколова Н. А. опиралась на то, что норма, включенная в специальный принцип, должна создавать его содержание, обладая основополагающим значением в регулировании отношений по охране окружающей среды. По ее мнению, страны в своей практической деятельности должны постоянно применять эти принципы, включая ситуации разрешения споров. Принципы МЭП должны быть включены не только в преамбулу, но и в основной текст договора. Их необходимо рассматривать в качестве доктрины в рамках полноценной международно-правовой нормы. Особо она выделяет несколько принципов:

Среди зарубежных авторов также существует множество позиций по этому поводу. Так, Сандс Ф. отнес к самым значимым принципам МЭП равенство поколений, устойчивое использование, равноправное использование и интеграцию.

Лэнг рассматривал принципы как существующие (например, ответственность за ущерб окружающей среде), формирующиеся (например, право на здоровую окружающую среду, предупреждение другой страны на случай вероятного экологического воздействия), потенциальные (например, общая, но дифференцированная ответственность).

Исследователи Хантер, Дж. Сальзман и Залке объединили все принципы МЭП в несколько групп:

  • принципы, которые определяют общие подходы к окружающей среде;
  • принципы, которые можно отнести к трансграничным вопросам сотрудничества в этой области;
  • принципы, влияющие на развитие национального законодательства в области МЭП;
  • принципы международного управления.

Все мнения российских и иностранных исследователей в отношении списка специальных (отраслевых) принципов МЭП наглядно отражают тенденцию сближения принятых научных подходов. В частности, это прослеживается в повторяемости некоторых из них. Есть авторы (например, К. А. Бекяшев), которые справедливо обнаруживали общие черты между правовым режимом космического пространства и окружающей среды. Они заимствовали формулировки многих специальных принципов МЭП из международного космического права. Это обстоятельство недвусмысленно отражает, что выделение специальных (отраслевых) принципов в рассматриваемой сфере, как и точное определение их юридического содержания, — это чрезвычайно сложная теоретическая проблема, которая пока еще далека от успешного разрешения.


На ЛиРУ есть мафия. Защити друзей!

1. SeXyАнГеЛоК - 396 000 Лир (18:59 19.08.2008)
2. Tommy_Jonson - 139 050 Лир (02:19 01.09.2008)
3. Mello666 - 111 600 Лир (04:59 13.08.2008)
4. FallenFairy - 111 600 Лир (20:14 01.09.2008)
5. Фрау Меркель - 98 100 Лир (15:39 25.08.2008)

Мой рейтинг

Мой максимальный выигрыш

-Статистика

3084963_ASSAMBLEYa_OON (690x330, 312Kb)

В июне в Рио де Жанейро будет конференция ООН

Вот это как раз те "плюс 20" лет, которые приплюсовали от предыдущей конференции в Рио. Вот это она как раз и есть.


A/CONF.151/26 (том I)

Distr. ОБЩИЕ
12 августа 1992

ДОКЛАД КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ *

(Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года)


Приложение I

Декларация Рио по окружающей среде и К онференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,

Собравшись в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года

Подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам
Окружающей среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 г. и стремится опираться на это,

С целью создания нового и справедливого глобального партнерства
путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами
общества и людей,

Работа по международным соглашениям, которые учитывают интересы
всех и защиту целостности глобальной окружающей среды и развития системы,

Признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,

Провозглашает, что:

3084963_RIOR20_1 (690x330, 146Kb)

Принцип 1

Забота о человеке занимает центральное место в усилиях по устойчивому развитию.
Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2

Государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и
принципами международного права государства имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные
ресурсов в соответствии с их собственной окружающей среды и развития политики, а также
ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или
контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов
за пределами действия национальной юрисдикции.

Право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение
развития и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений.

В целях достижения устойчивого развития, охраны окружающей среды
должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может быть
рассматривать в отрыве от него.

3084963_RIO20_2 (690x330, 215Kb)

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи
искоренения нищеты как необходимого условия устойчивого
развития, с тем чтобы уменьшить различия в уровне жизни и
более полного удовлетворения потребностей большинства населения мира.


Принцип 6

Особое положение и потребности развивающихся стран, в частности,
наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается
особое значение. Международные действия в области окружающей среды и
развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения,
защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. По мнению
различные вклады в глобальной деградации окружающей среды, государства
общей, но дифференцированной ответственности. Развитые страны
признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению
устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества
глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которые они
команды.

3084963_RIO20_3 (690x330, 106Kb)

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех
людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства
и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Государства должны сотрудничать в целях укрепления национального потенциала для
устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена
научно-технических знаний и расширения разработки,
адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и
инновационных технологий.

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый
человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся
среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию о
опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность
участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и
поощряют информированность и участие населения путем широкого информация
доступна. Эффективный доступ к судебным и административным процедурам,
включая возмещение и средства судебной защиты.

Государства принимают эффективные природоохранного законодательства. Окружающий
стандарты, цели и приоритеты должны отражать
окружающей среды и развития, в отношении которых они применяются. Стандарты, применяемые
некоторыми странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными
стоят в других странах, в частности развивающихся стран.

3084963_RIO20_6 (690x330, 238Kb)

Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной
экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию
Во всех странах, чтобы лучше решать проблемы деградации окружающей среды.
Торговая политика меры для целей охраны окружающей среды не должны служить средством
произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения
международной торговли. Односторонних действий по решению экологических проблем
за пределами юрисдикции страны-импортера, следует избегать.
Природоохранные меры, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических
проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации
жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства также
сотрудничать в оперативным и более решительным образом, чтобы развиваться дальше
международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия
экологического ущерба, причиненного в результате деятельности в рамках их юрисдикции или контроля
в районы за пределами их юрисдикции.

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать
перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые
наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для человека
здоровья.

В целях защиты окружающей среды, принцип принятия мер предосторожности будет
Широко применяемые государствами в соответствии с их возможностями. Там, где есть
угрозы серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности
не должны использоваться в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предотвращению
деградации окружающей среды.

3084963_RIOR20_6 (690x330, 188Kb)

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации
экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание
подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы по
с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая
международной торговли и инвестиций.

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента, должны быть
предприняты для предлагаемых мероприятий, которые могут оказать существенное
негативное воздействие на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного
национального органа.

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или
других чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для
окружающей среды в этих государствах. Все усилия должны быть международными
сообществу с просьбой помочь пострадавшим от этого государствам.

Государства, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую
информация потенциально затрагиваемых государств о деятельности, которые могут иметь
значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с
этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Женщины играют жизненно важную роль в управлении окружающей средой и развитием.
Их полное участие Поэтому крайне важно для достижения устойчивого
развития.

Творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира должны быть
мобилизовано в целях формирования глобального партнерства в целях достижения устойчивого
развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

3084963_RIOR20_4 (690x330, 209Kb)


Принцип 22

Коренные народы и их общины и другие местные общины
важную роль в управлении окружающей средой и развитием, потому что их
знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать
их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие
в достижении устойчивого развития.

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения,
господства и оккупации, должны быть защищены.

Война неизбежно оказывает разрушительное устойчивого развития. Государства
Поэтому должны уважать международное право, обеспечивающее защиту
окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и сотрудничать в его дальнейшем
развития, по мере необходимости.

Мир, развитие и охрана окружающей среды являются взаимозависимыми и
неделимы.

3084963_RIOR20_5 (690x330, 225Kb)

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и
надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и духа
партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации,
и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого
развития.


*****
/ Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды,
Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже E.73.II.A.14
и исправление), глава. I.

Этот документ был размещен на сайте Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (DESA). Воспроизведение и распространение документов - в электронном и / или печатном виде - приветствуется, при условии подтверждения из роли Организации Объединенных Наций в сделав его доступным.

Дата последнего обновления: 12 января 2000 года ДЭСВ / DSD
Copyright © 1999 Организация Объединенн ы х Наций

Цель: обобщить правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

1. Теоретическая часть

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных pecypсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые зада и приоритеты должны отражать реальную ситуацию во властях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охра- не природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Ключевым экологическим законом России является Закон РФ "Об охране окружающей среды" , вступивший в действие 3 марта 1992 г. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные положения явились основой для других нормативных природоохранных актов.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, технологические трубопроводы" и др.). В некоторых они сформулированы так, что не имеют юридической силы. Например: По возможности следует давать оценку предполагаемого воздействия объекта строительства на окружающую среду.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в ЧШ— IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, Экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Государственная политика в области охраны природы заключается в принятии необходимых мер для охраны и научно обоснованного рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей человека среды. Природоохранное законодательство Российской Федерации призвано регулировать отношения при взаимодействии общества и природы с целью сохранения природных богатств и среды обитания человека, оздоровлять и улучшать качество окружающей природной среды, укреплять законность и правопорядок в интересах нынешнего и будущего поколений россиян.

За экологические правонарушения, т. е. за нарушение природоохранного законодательства, несоблюдение правил и норм предусмотрена ответственность в соответствии с Уголовным Кодексом, гл. 26 (экологические преступления) и Административным Кодексом, гл.8 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования).

2. Практическая часть
Задание 1. Раскройте значение следующих аббревиатур.
1.ГСМОС – Глобальная система мониторинга окружающей среды________________________________________________________________


  1. ВМО – Bio-Mechanical Organism _____________________________________________________________

  2. МПОС – Международное право окружающей среды____________________________________________________________

  1. Международные организации по охране окружающей среды:

    • МСОП - международный союз охраны природы и природных ресурсов________________________________________________________________

    • ВОЗ - всемирная организация здравоохранения________________________________________________________________

    • МАГАТЭ - международное агентство по атомной энергетике________________________________________________________________

  • _Гринпис (Зеленый мир) ________________________________________________________________

  • Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF — World Wide Fund for Nature) ________________________________________________________________

  • Римский клуб (РК) _________________________________________________________________

3. Важнейшие международные документы (договоры, конвенции, соглашения и др.), принятые в последние годы правительствами разных стран: Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1983 г., Хельсинский протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков 1987 г., Венская конвенция 1988 г. И Монреальский протокол 1988 г. По веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. В последнее десятилетие проводятся регулярные встречи представителей европейских государств._____________________

__________________________________________________________________________
4. Важнейшие законы, принятые в России, определяющие систему охраны окружающей среды: От 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды. __Об охране атмосферного воздуха Федеральный закон от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ. О животном мире

Федеральный закон от 24 апреля 1995г. № 52-ФЗ.

О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г № 27- ФЗ)

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1____________________________________________________


  1. Ответственность органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: _______________________

  1. Соблюдение принципа “презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности” основано на ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Соблюдение принципа “участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды” гарантируется _______ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: