Сколько однополых браков зарегистрировано в сша

Обновлено: 15.05.2024

Пожалуйста, проверьте электронную почту. Для подтверждения регистрации пройдите по ссылке в письме, которое мы Вам отправили.

Решение о легализации однополых браков не политическое, а прежде всего судебное. Основываясь на правовых механизмах, суд пришел к выводу, что лица, права которых нарушены, не нуждаются в специальном законодательном действии для закрепления у них их фундаментального права

В США разрешили однополые браки, повсеместно – и в штатах, где избиратель на референдумах голосовал за них, и в тех, где против, и в либеральных, и в консервативных, и в неопределившихся – там, где народ не спрашивали. В большинстве публикаций на эту тему, особенно у нас, отвыкших от реального разделения властей, юридическая, судебная сторона дела отходит на второй план. О случившемся пишут как о политическом событии: это победа Обамы, демократы взяли верх над республиканцами, это историческое достижение борцов за права меньшинств, – и забывают, что это не было ни указом президента, ни парламентским законом, а судебным решением в стране, где судебная власть действительно независима и принимает решения исходя из юридических практик и норм и правовой логики. Поэтому юридическая сторона вопроса заслуживает внимания не меньше политической.

Защита меньшинства

Сначала внесем ясность в вопрос о том, кто в меньшинстве и чьи права следует защищать: к началу 2015 года лишь треть американцев выступала против легализации однополых браков. Сторонники же либерализации, увеличив свое число более чем в полтора раза за последние десять лет, образуют, соответственно, около двух третей американского общества.

Принимая во внимание юридическую убедительность восторжествовавшей позиции, а также отмечаемый исследователями положительный экономический эффект легализации, скорее всего, именно защита прав и интересов противников однополых браков образует ключевой нерв безболезненного решения этого вопроса в других странах. Что в американском прецеденте может оказаться актуальным не только для американцев?

Разделенная Америка

В итоге возникло явление, которого правовая система в принципе не терпит: возникали споры о правовых последствиях однополых браков, признанных в одних штатах, но непризнаваемых в других. Споры затрагивали интересы не только относительно незначительного числа гражданских партнеров, но и их наследников, детей и также весьма чувствительных к неопределенностям налоговых и социальных органов, решающих вопросы об обязательных выплатах в пользу гражданина или бюджетов различных уровней.

Наконец, политическое руководство – региональное и федеральное – находилось под постоянно усиливающимся давлением избирателей, требовавших ультимативного положительного решения вопроса или защиты традиционных ценностей соответственно.

Решение вопроса Верховным судом – профессиональной коллегией из девяти юристов, которое многие критикуют за нарушение демократических принципов, скорее всего, было исторически предопределено как наименее болезненный и наиболее радикальный метод выхода из этой запутанной ситуации.

Чем же руководствовались судьи, отвергая аргументы об угрозах для семейных ценностей, выдвигаемые противниками легализации однополых браков, и, по сути, лишая граждан отдельных штатов возможности демократически решать этот вопрос для себя?

Историческое решение – продолжение истории

О беспрецедентном общественном и профессионально юридическом интересе к решению свидетельствует хотя бы тот факт, что в материалы дела было представлено 148 так называемых amici curiae (заключение не вовлеченных в дело юристов) – рекордное число за всю историю Верховного суда США.

Поводом к рассмотрению послужили четыре заявления, объединенные в одно дело. В историю войдет имя одного из заявителей – Джеймса Обергефелла (штат Огайо), которому органами штата было отказано в праве считаться законным наследником Джона Артура, своего партнера, с которым он жил совместно более 20 лет. Желая вступить в брак перед лицом смертельной болезни Артура, партнеры прилетели в штат Мэриленд, где однополый брак является законным: церемония заключения союза состоялась в медицинском транспортном самолете на взлетно-посадочной полосе в Балтиморе.

Соединенные Штаты Америки в лице генерального солиситора совместно с рядом выдающихся юристов-общественников поддерживали позицию заявителей. Резолюция суда такова:14-я поправка к Конституции США требует от штата разрешать заключение брака между двумя лицами одного пола и признавать брак между двумя лицами одного пола, заключенный законным порядком за пределами штата.

Подобный подход к толкованию равенства, допускающий игнорирование интересов меньшинства, верящего в недопустимость посягательства на определенные устоявшиеся ценности, применялся и ранее по вопросам отмены рабства, предоставления равных прав темнокожим американцам и женщинам. Фундаментальным правам человека (независимо от его индивидуальных особенностей) в этих случаях американским судом в конечном счете всегда давался приоритет.

Этот приоритет последовательно находил свое воплощение и в серии решений верховных судов штатов, и самого Верховного суда в отношении прав супругов. Примерно два года тому назад было признано неконституционным положение известного Закона об охране брака (DOMA – Defence of Marriage Act) 1996 года, определявшее брак как союз мужчины и женщины.

Следуя аргументам своих предшественников, судья Кеннеди отметил, что изменяющиеся роли супругов и само восприятие брака в течение столетий и тысячелетий позволяли культивировать и защищать в браке именно то , что составляет его суть и позволяет поддерживать семью, а не то, что представлялось в определенные периоды его неотъемлемым признаком (например, эксклюзивность различных экономических и педагогических ролей супругов, обязательность воли родителей, имущественные договоренности о приданом и выкупе; запрет на межсословные и межрасовые браки и т.п.).

Александр Хвощинский – старший эксперт Legal Stratagency (Берлин)

  • Евгений Ковалев
  • Александр Хвощинский

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

Алиса Сковородина

Но не будем говорить о других странах, а уделим внимание данной проблеме в контексте последних событий, произошедших в Соединенных Штатах Америки, и рассмотрим влияние этого на жизнь граждан США.


В Америке только за 2013 год однополые браки были легализованы в 5 штатах: Калифорнии, Род-Айленде, Делавере, Минессоте, и совсем недавний случай – Нью-Джерси, где 21 октября положительное решение по этому вопросу было вынесено Верховным судом штата. На данный момент, таким образом, законными гомосексуальные союзы признаны в 14 штатах Америки и в Вашингтоне, Округе Колумбия.

Стоит упомянуть, что сам президент США Барак Обама высказался по этому поводу крайне одобрительно, отметив, что это огромный шаг вперед для всей страны, написав об этом в своем Твиттере.


Такие случаи происходят все чаще и чаще. Люди нетрадиционной ориентации в ответ на любую дискриминацию, реальную или мнимую, стараются довести дело до серьезного разбирательства, наказать обидчиков. Мало того, многие жители США, даже не являясь представителями нетрадиционной ориентации, активно защищают права таких людей, с помощью организаций, как, например, Движение ЛГБТ и No H8 (последнюю из которых особенно активно поддерживают всемирно известные звезды, такие как Адам Ламберт, Рикки Мартин, Майли Сайрус и многие другие среди которых есть, естественно, не только гомосексуалисты).


Но разве это похоже на демократию, к которой так стремятся США, когда на противников однополых союзов начинаются жестокие гонения? Разве они не могут также выражать свою точку зрения, как и люди нетрадиционной ориентации, которые сейчас активно борются за свою? На мой взгляд, нынешнее положение дел в Америке в этой сфере вызывает сожаление. Получив свободу выставлять напоказ свою сексуальную принадлежность, гомосексуалисты пытаются отомстить за все те гонения, которым они подвергались в недалеком прошлом. В таком жестком противостоянии сложно понять, кто прав, а кто нет, но факт остается фактом – люди имеют право высказывать свое мнение, до тех пор, пока оно не является грубым или оскорбительным, и не быть за это подверженным наказаниям ни со стороны обычных людей, ни со стороны государства в целом. Кроме того, всему, связанному с пропагандой однополых браков, есть свои пределы. Стоит вопрос об уважении прав человека не только по конституции, но и моральных прав, не прописанных ни в каких законах.

Возникает вопрос о создании необходимого баланса в американском обществе по отношению к однополым бракам со стороны высшей власти, так как нерегулируемое положение дел может привести к краху части демократического фундамента США. Ситуация осложнена тем, что даже сам президент Барак Обама выступает за однополые браки и, возможно, не понимает всей серьезности ситуации, сложившейся в стране. Активная пропаганда гомосексуализма путем транслирования по ТВ сериалов, фильмов об однополой любви, просто-напросто ущемляет права тех, кто не хотел бы сталкиваться с этим на каждом шагу, тех, кто, к примеру, не желал бы, чтобы его ребенок видел это и воспринимал как нормальное поведение и стиль жизни. Вот например, реклама крупнейшего интернет-портала Amazon, запущенная на американском телевидении и в которой достаточно ненавязчиво показано, что однополые браки есть счастье.

В общем и целом, можно сказать, что 2013 год знаменуется кардинальным изменением восприятия однополых браков – теперь большинством американской общественности это понимается как обыденность, что-то, что уже не выходит за рамки морали, ценностей и убеждений. Но куда приведет Америку такая тропа открыто-показательного равенства всех людей, если не так давно такое равенство казалось просто невозможным, наверное, покажет только время.

Где пожениться геям и лесбиянкам и как организовать свадьбу

Признаётся ли такой брак в России?


Официально — нет. По Семейному кодексу, в брак могут вступать только мужчина и женщина. И хотя в списке причин, препятствующих заключению брака (статья 14 СК РФ), нет ничего про партнёров одного пола, признавать такие браки не стремятся. Кроме того — по статье 127 того же Семейного кодекса, однополым парам запрещено усыновление детей.

Тогда зачем ехать в другую страну ради оформления брака? Во-первых, если вы хотите свадьбу, то это желание должно исполниться (пусть и с дополнительной логистикой). Во-вторых, такое свидетельство примут в тех странах, где гей-браки или гражданские союзы легализованы: так что если вы захотите эмигрировать в Нидерланды или Израиль, то сможете сделать это как семейная пара, а не поодиночке.

Что нужно для заключения брака?

Зависит от страны. Самые бюджетные (ну, относительно бюджетные) и близкие варианты для россиян — Португалия и Дания.

Дания


В Дании требуют небольшой список документов, часть которых нужно перевести на датский, немецкий или английский язык.

Отправляете эти документы, ждёте ответ об их проверке примерно неделю и можете выбирать день свадьбы.

После выдачи свидетельств о браке, их нужно апостилировать в Министерстве иностранных дел Дании.

Подробную инструкцию о том, как заключить однополый брак в Дании, написали Павел Стоцко и Евгений Войцеховский: они смогли даже добиться получения печати о браке в России (которую им позже пришлось покинуть из-за угроз).

Португалия


Для заключения брака в Португалии нужно ещё меньше документов — хватит заявления о возможности вступления в брак у нотариуса (декларации о том, что вы не имеете препятствий к заключению брака) и свидетельства о рождении. Тем, кто в разводе или менял фамилию, потребуются подтверждающие это документы.

Все документы нужно будет заверить апостилем. Сделать это лучше уже в Португалии в Консульстве России — такой перевод точно примут.

После вам нужно обратиться в любой ЗАГС Португалии (проще всего будет в центральном ЗАГСе Лиссабона), оплатить пошлину в 120 евро и подождать восемь дней. Начиная с девятого дня у вас будет полгода на то, чтобы заключить брак.

После того как вам выдадут свидетельства о заключении брака, на них нужно поставить апостиль. Чтобы узнать, где это сделать, ищете город бракосочетания вот тут во вкладке Onde pedir. Дальше оплачиваете пошлину в 10,2 евро и получаете апостиль, который делает свидетельство официально признаваемым во всё м мире документом.

Аргентина

Если в поисках экзотики вы добрались до Аргентины, то будьте готовы к дополнительным сложностям, поиску свидетелей и сдаче анализов.

Первый шаг для регистрации брака — обращение в центральный загс города (Registro Civil). Вы заполните небольшую анкету на испанском, получите список необходимых документов и определите дату. Все оформление на этом этапе бесплатно.

Касательно выбора даты: обычно свадьбу назначают не раньше, чем через 14 рабочих дней после подачи заявки, но у туристов есть возможность воспользоваться ускоренным рассмотрением документов. Так что уложиться в неделю вполне возможно.

  • Найти двоих свидетелей аргентинцев и сделать копии их DNI или паспортов.
  • Нанять переводчика из местной коллегии переводчиков, если хотя бы для одного из партнёров испанский не является родным языком. Это обойдётся в 1200–3000 песо. У переводчика нужно будет взять копии документов.
  • Сдать кровь. Список заболеваний, для которых нужны анализы, вам выдадут в Registro Civil, туда же нужно принести результаты после их получения. Сдать кровь можно в любом городском госпитале.
  • Заполнить анкету.
  • Сделать копии загранпаспортов. Лучше заранее уточнить, нужны ли просто копии главных страниц или потребуются копии всех страниц с переводом и легализацией.
  • Получить справку о месте жительства. Тут два варианта — могут потребовать как справку из полиции, так и нотариально заверенный сертификат. Чтобы получить первую, нужно прийти с паспортами в ближайший к вашему отелю или квартире полицейский участок и попросить Certificado de Domicilio. Его доставят через 1-3 дня. Если нужен сертификат, то идите к любому нотариусу, платите пошлину в 2500–3500 песо и на следующий день получаете нужную бумагу.

Эти документы вы сдаёте в Registro Civil, а после приходите в назначенный день со свидетелями и переводчиком. После церемонии вам вручат официальное свидетельство о браке, которое, как и в любой стране, нужно будет апостилировать в МИД Аргентины. Это обойдётся ещё в 90 песо и займёт час-два.

Что если я не хочу заморачиваться с документами и хочу, чтобы всё сделали за меня?



В России вступил в силу закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Поскольку практики применения этого закона пока нет, неясно пока многое, в том числе и в самой сути этого акта: что будут считать пропагандой, что – информацией? В пояснениях было сказано, например, что нельзя изображать гомосексуалистов "приятными людьми".

Значит ли это, что актеров Рока Хадсона и Руперта Эверетта надо представлять людьми неприятными? Это нелегко. Но меня встревожил не столько сам закон (он хоть имеет под собой объяснимые страхи и тревоги), сколько реакция его сторонников – молодых артикулированных москвичей. Один сказал журналисту: "Я не хочу, чтобы извращенцы ходили по нашей земле, если они вообще имеют право ходить по земле". Знает ли этот юный пурист, что драматург Оскар Уайльд, доставивший столько радости читателям всего мира, был гомосексуалистом? И математик Алан Тьюринг (раскрывший во время Второй мировой войны секрет нацистского шифровального кода), и Петр Ильич Чайковский, и Александр Македонский, и Микеланджело.

В оправдание самоуверенного москвича можно сказать, что 30 лет назад и в Европе, и в Америке было немало людей, говоривших в таком же тоне. А 60 лет назад в Англии великому Тьюрингу предложили на выбор тюрьму или химическую кастрацию. Он согласился на кастрацию и покончил с собой. (В 2009 г. английский премьер принес по этому поводу извинения от имени правительства). О том, что было в Америке, рассказывается в книге Майкла Клэрмана "От подполья до алтаря":

Петр Ильич Чайковский

"В 1960 году во всех штатах Америки однополый секс считался уголовным преступлением – даже если ему предавались за закрытыми дверьми двое взрослых партнеров, по обоюдному согласию. Законы, направленные против "содомского греха", позволяли полиции врываться в гостиничные номера, устраивать карательные рейды в бары и клубы, увольнять с работы, лишать отцовства и материнства. Гомосексуалисты, арестованные по обвинению в "содомии", годами находились под наблюдением полиции и подвергались унижениям, поскольку газеты не скрывали их имена. Из армии увольняли за гомосексуализм по 3000 человек в год, причем дисквалифицировали, так что им было не найти работу. Кроме того, об этом сообщалось родителям, и молодые люди часто оказывались без дела, без дома и без семьи. Консервативные политики легко избавлялись от соперников, раскрывая их сексуальную ориентацию, и убеждали избирателей, что "гомосексуалисты так же отравляют плоть юношей, как коммунисты отравляют их разум".

Судьбу гомосексуалистов (или геев, как их принято называть в Америке) начали менять 60-е годы (которые вообще все меняли). Прорывы в глухой стене отвращения и осуждения произошли сразу во многих местах. В 1962 г. Институт юстиции вынес решение, что секс – частное дело каждого независимо от ориентации и вмешательство в эту сферу недопустимо. В середине 60-х многие психиатры пересмотрели позиции и отказались считать гомосексуализм болезнью. Психиатрическая ассоциация дошла до этого только в 70-х. В 1969 году Апелляционный суд США вынес постановление, что федеральные служащие должны оцениваться только по деловым качествам без учета сексуальной ориентации. Разумеется, до реального исполнения все эти решения докатывались еще полтора десятилетия, а пока большинство населения оставалось без изменений: те, кто избивал гомосексуалистов, отнимал у них детей, увольнял и судил, продолжали в том же духе; другие пытались им помочь; остальные знать о них не хотели. Клэрман пишет:

"Отношение общества к гомосексуализму шло в ритме: два шага вперед, шаг назад. 80-е годы (при президенте Рейгане) начались с отката. Главный хирург США доктор Куп – строгий евангелист – публично назвал гомосексуализм грехом. Религиозные люди были назначены и на другие высокие административные посты. Под их давлением в 1981 г. законодательное собрание округа Колумбии восстановило уже отмененные законы против "содомии", и именно в столице Соединенных Штатов они существовали еще 12 лет".
В 80-х пришло главное испытание и переломный момент в истории гомосексуализма – эпидемия СПИДа. О неожиданной роли, которую сыграла эта ужасная болезнь в Америке, Майкл Клэрман – профессор Гарварда, главный эксперт по истории гомосексуализма, автор книги "От подполья до алтаря" и, замечу, человек традиционного сексуального направления и отец троих детей, рассказывает так:

Алан Тьюринг

​"С одной стороны, эпидемия СПИДа вызвала панику и вспышку гомофобии. СПИД распространялся со скоростью лесного пожара. Информация о нем запаздывала, и поначалу люди боялись всего: пользоваться общественным телефоном, питьевыми фонтанчиками. Гомосексуалистов выселяли из квартир, не пускали к детям; в Калифорнии референдумом решали, не поместить ли их всех в карантин; штатные законодательные собрания отменяли готовые к утверждению антидискриминационные законы. Но был и другой аспект этой эпидемии. Гомосексуалисты стали видны. Они болели и умирали тысячами, они вынуждены были выйти из подполья и открыть свою сексуальную ориентацию. И оказалось, что многие американцы знакомы, дружны или состоят в родстве с гомосексуалистами. Узнали они об этом в катастрофической для этих людей ситуации: те умирали на пике жизни – средний возраст погибших от СПИДа – 36 лет. И большинство американцев не могли не испытывать к ним искреннего сочувствия".

За время жизни в Америке я заметила одно явное сходство в национальном характере американцев и россиян – эмоциональность общественной реакции. Законодательные органы страны, естественно, не могут позволить себе руководствоваться чувствами и принимают решения в соответствии с Конституцией, законами и судебными прецедентами. Другое дело – реакция общества. По мнению профессора Клэрмана, очень важную роль сыграл во всей этой истории выход из подполья. Гомосексуализм перестал быть абстракцией, он стал судьбой конкретных людей. "В годы эпидемии однополое партнерство не было еще юридически оформлено, и именно это стало для многих источником страданий. Больные не могли пользоваться медицинской страховкой партнеров (как могли бы, если бы были супругами). Партнерам не разрешали посещать больных, не давали им увидеться и не пускали на похороны. У них отбирали детей. Эти трагедии попадали в газеты, и американцы невольно оказались вовлечены в чужое горе. Это сильно изменило социальный климат в стране", – утверждает Майкл Клэрман.

Показатель перемен – массовая культура. Первая ласточка – мрачный фильм 1968 года режиссера Джона Флинна "Сержант" – с Родом Стайгером в трагической роли сурового служаки, который безуспешно борется с любовью к одному из своих солдат и, в конце концов, кончает с собой. Помню прекрасный фильм 1982 года "Лучший личный результат" – с Мериэл Хемингуэй. И фильмы 1990-х: "Священник", "Приключения Присциллы – королевы пустыни"; получившая Пулитцера пьеса Тони Кушнира "Ангелы в Америке"; получивший Оскара фильм "Филадельфия" и так далее – до фильма Анга Ли 2005 г. "Горбатая гора", покорившего многие сердца. Еще важнее – популярные телесериалы о геях, например, комедия "Современная семья", которую смотрят даже консервативные политики.

"Примирение с гомосексуализмом не спускалось сверху", – пишет в журнале "Тайм" в статье об однополых браках журналист Дэвид фон Дрил. И далее:

"До прошлого года ни одна политическая партия не включала в свою программу мер по решению проблем гомосексуализма. Идеи приходили из самых разных и неожиданных мест: из больничных палат, из залов судебных заседаний, из кабинетов ученых, со страниц журналов. Одна информация о том, что 600 тысяч однополых пар в Америке растят 115 тысяч детей, побудила многих юристов, педагогов и работников социальных служб задуматься об идее однополых браков. За какие-нибудь 30 лет эта идея превратилась из расхожей шутки в спорное, но широко обсуждаемое понятие".

Микеланджело

Однополые браки – новейший этап в истории гомосексуализма. Нидерланды узаконили его первыми – в 2000 году. За ними – Бельгия, Канада, вся Скандинавия, Испания и десяток других стран. В Америке эта идея обнаружилась давно – в 1970 г. студент-юрист Джек Бейкер подал в суд на правительство своего штата, отказавшего ему в браке с его партнером. Дело он, естественно, проиграл, но. за этим судом последовал другой, потом еще и еще. Все эти местные суды проходили незаметно – до 1993 года, когда вдруг Верховный суд штата Гавайи вынес такое решение: "Не исключено, что ограничение брака только разнополыми парами является нарушением Конституции штата". В Конгрессе началась паника: многие боялись, что пример Гавайев приведет к цепной реакции, поскольку другие штаты обязаны учитывать интерпретацию Гавайского Верховного суда. Через Конгресс и Сенат был срочно проведен Акт защиты брака, который давал каждому штату право на собственную интерпретацию и частное решение. И вот 12 штатов уже узаконили однополый брак. Немаловажную роль в этом сыграла статья в 1989 году журналиста Эндрю Салливана – "Консервативная защита однополого брака":

"Многие штаты создают для геев статус "домашнего партнерства" – со всеми аспектами и бенефитами брака, включая права наследования. То есть некую параллельную систему. Концепция такого "партнерства" открывает шкатулку Пандоры – ведь на него могут претендовать любые пары (старушка и живущая с ней помощница, два друга, съехавшиеся на старости лет) – много вариантов. Брак, по контрасту, – кристально ясен. Вы или супруги, или нет. Если консерваторы действительно озабочены судьбой института брака, то они должны как раз ратовать за то, чтобы допустить до него геев. Что может быть консервативнее, чем желание вступить в законный брак?".

А почему сами гомосексуалисты так настаивают именно на браке? Ради бенефитов, льгот, положенных законным супругам? Профессор Клэрман ответил на этот вопрос Радио Свобода так: "Вопрос о льготах – сложный. Да, супруги имеют право пользоваться медицинскими страховками друг друга. В старости жена может получать либо свою пенсию, либо половину пенсии мужа, если та больше. Эти привилегии супружеских пар были введены как помощь в воспитании детей, нового поколения, будущего страны. А у однополых пар детей может и не быть. Но сейчас и среди гетеросексуальных пар очень много бездетных. Это – серьезная проблема. Однако в льготах им никто не отказывает. Я думаю, в наши дни, когда эпидемия СПИДа ушла в прошлое, для геев вопрос о льготах утратил важность. Главная их цель – равенство. Брак для них – символ признания. Они его уже получили в двенадцати штатах и, судя по опросам, получат и в других".

Но 12 штатов – не 50. И артикулированных противников однополых браков не меньше, чем их сторонников. Один из них – президент вашингтонского Центра по вопросам этики и общественной политики Эдвард Вэлан – предлагает такой подход: "Традиционно брак – союз мужчины и женщины, а его цель – продолжение рода. Так было испокон веков. И как ни интерпретируй Конституцию, ясно, что составлявшие ее люди именно такой брак имели в виду. И этот – важнейший для общества – институт находится в кризисе, в котором повинны гетеросексуальные пары. В последние десятилетия множество браков стали бездетными, и задача общества – восстановить изначальный смысл брака, а не интерпретировать и не переформулировать его в том смысле, что это может быть союз двух любых людей. В случае легализации однополых браков люди охотно свыкнутся с мыслью, что браки без детей – вещь нормальная. Такая ситуация еще больше отодвинет миссию брака от ее цели".

90% американцев считают себя людьми религиозными. По решению Верховного суда Соединенных Штатов религия и традиция не должны влиять на чисто гражданские акты – в частности, на акт брачного союза. Но, возможно, для народного большинства однополый брак – слишком радикальная перемена. Что будет чувствовать так называемый "средний американец", когда его сенатор или даже президент выйдет перед народом с женой-мужчиной? Майкл Клэрман полагает, что это как раз не будет проблемой: "Дело в том, что американцы за свою историю приспособились ко многим столь же радикальным переменам. От рабства – к чернокожему президенту. От женского бесправия – к женскому преобладанию во многих немыслимых ранее сферах, в том числе в юриспруденции и политике. Нет сомнения, что через несколько лет и нашим президентом станет женщина. То же и в религии. До конца 50-х годов ХХ века страна была строго протестантской. Идея избрать президентом католика казалась нелепостью. А в 60-м избрали Джона Кеннеди. Негласные ограничения были и для Верховного суда: максимум один еврей и один католик. А сейчас в Верховном суде шесть католиков, три еврея и ни одного протестанта. Да, в Библии есть два-три пассажа, осуждающие однополый секс. Но от многих положений Библии современная религия уже отказалась – в частности, от тех, которые признают рабство и полигамию. Легализация однополого брака не коснется лично каждого американца, поэтому, думаю, она пройдет в Америке гораздо легче, чем проходила расовая десегрегация, которая затрагивала всех. Лет через двадцать американцы будут оглядываться назад и недоумевать, из-за чего был весь сыр-бор".

Проблема однополых браков не решена, и неизвестно, насколько серьезно и как надолго она разделит Америку. Но в одном согласны и сторонники, и противники такого брака: общество должно относиться к гомосексуалистам с уважением и с пониманием их природы, не поддаваясь панике или неприязни, порожденной слухами и предубеждениями. Перед и сразу после принятия российской Думой закона, направленного против "пропаганды" гомосексуализма, в Америке попросили убежища больше ста россиян-гомосексуалистов.

Felix Gonzalez-Torres “Untitled” (Perfect Lovers), 1987-1990

В конце февраля запрет на однополые браки признали неконституционным сразу в трех американских штатах. После решения Верховного Суда США в деле United States v. Windsor власти штатов стали пересматривать свое отношение к возможности их легализации. В тех случаях, когда законодательные органы не проявляют инициативу, судьба гомосексуальных браков решается в ходе судебных процессов. Некоторые из них могут дойти до Верховного Суда.

Отношение к однополым бракам в США стало более лояльным, следует из доклада Общественного института религиозных исследований (Public Religion Research Institute). Число сторонников легализации гомосексуальных браков выросло до 53%. Сегодня уже 17 штатов и федеральный округ Колумбия признают такие браки. Однако 33 штата тем или иным образом – по конституции или закону – их пока запрещают. Там представители ЛГБТ сообщества и их сторонники развернули судебную кампанию за равноправие (2012 Online Journalism Award for gay rights interactive здесь, инфографика здесь, здесь и здесь).

Права ЛГБТ и легализация однополых браков долгое время были удобным поводом, чтобы оживить споры между республиканцами и демократами, религиозными группами и атеистами. Единства мнений не было и в судейском корпусе. В 1950-1990-х гг. Верховный Суд США рассматривал разные дела о дискриминации сексуальных меньшинств, но единого подхода не выработал. Первыми признали право на однополые браки суды солнечных Гавайских островов в 1993 году. Однако этот прецедент продержался недолго и на другие штаты и федеральные власти не повлиял. Наоборот, в 1996 году Конгресс принял Закон о защите брака (the Defense of Marriage Act), который в свою очередь простимулировал принятие в штатах антигейских законов о браке и социальных гарантиях для законных супругов.

Отношение федеральных властей изменилось в 2003 году. Верховный Суд США в деле Lawrence v. Texas (539 U.S. 558, 123 S. Ct. 2472, 156 L. Ed. 2d 508 (2003) принял новаторское решение, признав, что гомосексуальные связи защищаются Четырнадцатой поправкой к Конституции США. Впоследствии законы об уголовном преследовании за гомосексуальные связи в штатах были отменены. Уже не только демократы, но и республиканцы, а также большинство религиозных конфессий стали выступать в защиту ЛГБТ (результаты опроса Washington Post-ABC News).

В июне прошлого года Верховный Суд подошел к рассмотрению конституционности однополых браков в деле United States v. Windsor (133 S. Ct. 2675, 186 L. Ed. 2d 808, 118 FEP Cases 1417, 57 EBC 1577 (2013). Заявительница из Нью-Йорка Эдит Виндзор (Edith Windsor) зарегистрировала брак с Тэа Спайер (Thea Spyer) в Канаде. После смерти супруги Виндзор получила счет на 300 тыс. долларов США по налогу на наследство. В отличие от американцев, оформивших брак в США, она не смогла получить налоговые льготы по Закону о защите брака. Тогда судьи отказались от традиционного понимания брака как союза мужчины и женщины. Таким образом однополые пары, зарегистрировавшие брак, получили те же права, что и законные супруги. Но те, кто не мог оформить свои отношения, от этого не выиграли. Регулирование семейных отношений является исключительной прерогативой властей каждого штата, подчеркнули судьи в решении.

После дела Windsor сразу девять штатов признали однополые браки (Гавайи, Делавэр, Иллинойс, Калифорния, Миннесота, Мэриленд, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Род-Айленд). В конце февраля в Иллинойсе окружной судья распорядился, чтобы свидетельства о браке в округе Кук (Cook County) были выданы всем желающим даже до вступления в силу закона о легализации однополых браков. Недавно сенатор штата Аляска призвал коллег поддержать ЛГБТ пары. В остальных штатах с прошлого года тянутся судебные процессы. В Огайо, Оклахоме, Орегоне и Юте решения в пользу ЛГБТ заявителей уже вынесены, но пока не вступили в силу. В Неваде и Пенсильвании представители властей (attorneys general) отказались отстаивать в судах антигейские законы. В феврале суды Вирджинии, Кентукки и Техаса признали их не соответствующими Конституции США.

Однако некоторые штаты по-прежнему не становятся gay friendly. Сенаторы штата Индиана планируют поднять запрет на однополые браки до уровня конституции. Некоторые идут на уступки, легализуя гомосексуальные связи в форме домашнего партнерства (domestic partnerships). Среди них Висконсин, в котором запрет на однополые браки существует еще с 1979 года. Сейчас в штате действует закон о гомосексуальных партнерствах. Между тем, он не гарантирует ЛГБТ подлинного равноправия с супругами в законном браке. Чтобы получить некоторые льготы, например, наследственные права, налоговые скидки и отпуск по уходу за своим партнером, нужно зарегистрировать свои отношения. Зато существовавшая раньше другая унизительная форма узаконивания гомосексуальных связей – гражданские союзы (civil unions) – после того, как Гавайи, Иллинойс и Нью-Джерси подготовили законы о гей-браках, теперь окончательно будет упразднена.

Суды, защищающие права ЛГБТ пар, иногда опережают легислатуры штатов, но решение последних необходимо. Многие судьи ссылаются на Четырнадцатую поправку к Конституции, и в этом, возможно, видится перспектива создания прецедента на уровне федерации (в 2013 году Верховный Суд США не имел возможности высказаться по поводу конституционности самого запрета однополых браков). Но пока споры находятся в апелляционных судах и законы о легализации браков не приняты, ЛГБТ не добились даже формального равноправия на местах.

Читайте также: