Сколько метров квадратных положено на одного человека в беларуси в сельской местности в общежитии рб
Обновлено: 30.06.2024
Основным документом, обеспечивающим государственную поддержку в жилищном строительстве в Республике Беларусь, является:
На данный момент, он продолжает свое действие в полном объеме только в отношении граждан, успевших по нему получить льготный кредит. Заключение же новых льготных договоров происходит исключительно при наличии свободных средств, объем которых с каждым годом снижается.
Таким образом, Указ №13 о льготном кредитовании всё ещё является действующим, однако через определенное время его поддержка должна будет прекратиться.
Указ №240 о государственной поддержке граждан. Как он работает?
7 июля 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №240, который предусматривает новую форму государственной поддержки граждан в виде адресных субсидий на жилье. Основные нюансы:
1. Жилищная субсидия выдается на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений и/или на погашение основного долга по этим кредитам.
2. Получить субсидию могут только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Те, кто имеет право на получение субсидии, могут либо воспользоваться данной субсидией, либо получить льготный кредит, в соответствии с Указом №13. При этом воспользоваться государственной поддержкой можно только один раз. Исключение составляют многодетные семьи, в том случае, если, в связи с рождением очередного ребенка, они нуждаются в улучшении жилищных условий.
4. Максимальный размер кредита, который можно погасить субсидией, рассчитывается по формуле:
нормируемый размер жилого помещения * кол-во членов семьи * предельный норматив стоимости 1 кв. метра * 90% (многодетные - 100 %)
На данный момент нормативы общей площади жилого помещения установлены на следующем уровне (на 1-го человека):
· 15 кв.м – в Минске;
· 20 кв.м – в других городах, а также для многодетных семей;
· 30 кв.м – при строительстве для одного человека 1-комнатной квартиры, 1-квартирного жилого дома;
· 30 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома;
· 44 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме.
Кроме того, на дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья – +15 кв.м.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Совета Министров Республики Беларуси от 18 января 2021 г. № 24, на 2021 год предельный норматив стоимости 1 кв.м установлен в размере:
· 817 рублей;
· 940 рублей – для многодетных семей, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и осуществляющих там строительство (реконструкцию) одноквартирных или блокированных жилых домов.
Размер субсидии и кто ее может получить?
Категория граждан
Размер субсидии на уплату части основного долга по кредиту, в %
Размер субсидии на уплату части процентов по кредиту, в %
1) Многодетные семьи (имеющие 4 и более несовершеннолетних детей)
СР* + 3 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
2) Многодетные семьи (имеющие 3 несовершеннолетних детей)
СР + 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
3) Многодетные семьи (имеющие не менее троих детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с получателем субсидии)
СР + 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
4) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей
СР + 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
5) Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей
6) Граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы
СР – 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
7) Молодые семьи (имеющие 2 несовершеннолетних детей)
СР – 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
8) Военнослужащие и приравненные к ним лица, в том числе граждане, уволенные с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшие свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, имеющие не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе
0 (после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов, молодым семьям**, из числа перечисленных в п. 7-21 предоставляется субсидия на погашение основного долга при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка - 10 % от суммы основного долга по кредиту, второго ребенка - 20% от суммы основного долга по кредиту)
СР – 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
9) Граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда
10) Трудоспособные совершеннолетние члены семьи умершего нанимателя социального жилья, - в течение действия договора найма
11) Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
13) Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания
14) Совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи
15) Граждане, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым
16) Граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения
17) Граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках
18) Малообеспеченные граждане, строящие (реконструирующие) жилье в юго-восточной части Могилевской области (территория Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов)
20) Прокурорские работники, в том числе уволенные со службы по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением, при условии более 5 лет выслуги в органах прокуратуры.
21) Малообеспеченные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, строящие (реконструирующие) жилье в юго-восточной части Могилевской области (территория Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов)
СР + 2 п.п.,
но не более процентной ставки по кредиту
*СР – ставка рефинансирования НБРБ.
**Под молодой понимается семья, в которой хотя бы один из супругов моложе 31 года.
Как происходит адресное субсидирование?
1. Те граждане, которые имеют право на получение поддержки, в порядке очереди приглашаются в исполком, где им предлагается строительство жилья в том или ином доме.
2. Если человека устраивают условия участия в долевом строительстве, исполком направляет его к застройщику, где заключается договор.
3. После этого гражданин, со всеми документами, снова обращается в исполком с заявлением о предоставлении ему субсидии. В свою очередь исполнительный орган рассчитывает максимальный размер кредита, который подлежит субсидированию, и принимает решение о поддержке.
4. С этим решением человек обращается в банк и заключает кредитный договор. Далее банк отправляет копию договора в исполком, который, на основании этих сведений, ежемесячно начинает перечислять положенную субсидию.
На сегодняшний день в программе субсидирования принимают участие 6 банков:
- Беларусбанк (с 10 сентября 2020 года выдача происходит с ограничениями);
- Белагропромбанк;
- Белинвестбанк (с октября выдача происходит с ограничениями);
- Банк БелВЭБ;
- БПС-Сбербанк (выдача приостановлена);
- Приорбанк.
Все эти банки предоставляют гражданину обычный кредит на строительство (реконструкцию) жилья на общих условиях, а субсидия покрывает часть ежемесячных выплат и/или процентов (в зависимости от принадлежности гражданина к той или иной категории нуждающихся).
Сама субсидия предоставляется в безналичной форме, путем перечисления на расчетный счет банка, который выдал кредит.
Подписанный Президентом Указ № 346, который вступил в силу с 10 августа, внес изменения в систему государственной поддержки жилищного строительства в Минске и других регионах Беларуси. И, как все новое, это вызвало у читателей “НГ” вопросы, на которые ответили специалисты Мингорисполкома и Министерства архитектуры и строительства Беларуси.
В Минске норму площади, которая будет учитываться при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снизили с 15 до 10 квадратных метров. Это касается жилой или общей площади? Будет ли при этом учитываться другое имеющееся жилье?
Светлана МАНКЕВИЧ, Минск
— При постановке на учет, как пояснили в Мингорисполкоме, будет учитываться общая жилая площадь. Подать документы смогут только те, у кого на члена семьи приходится не более 10 квадратных метров общей площади жилья. Такое решение принято для сдерживания разрастания очереди. Дело в том, что только за последние десять лет в столицу переехали жить около 160 тысяч человек. Несмотря на значительные объемы жилищного строительства, число очередников в Минске с 1999 года по настоящее время увеличилось со 107 тысяч до 280 тысяч человек.
Уровень обеспеченности претендентов на постановку на очередь будет определяться с учетом другого жилья, которое имеют данные граждане. При этом будут рассматривать недвижимость, расположенную не только в столице, но и Минском районе. Ведь, как показало проведенное исследование, в собственности у минчан имеется около 25 тысяч жилых помещений, расположенных на территории Минского района.
Моя дочь в следующем году оканчивает вуз и собирается по распределению остаться работать в Минске. Но в столице теперь встать на учет нуждающихся в жилье можно будет лишь после десяти лет проживания в Минске. Означает ли это, что и моей дочери придется ждать такой долгий срок?
Сергей АТРАШКЕВИЧ, Слоним
— Действительно, подтвердили в Мингорисполкоме, прибывшие в столицу лица смогут быть приняты на учет нуждающихся лишь спустя десять лет после регистрации таких граждан по месту жительства в Минске (в Минском районе установлен пятилетний срок). Однако в этом правиле есть исключения. Такое жесткое ограничение не коснется, в частности, супругов, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского или местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия.
В столице норматив при постановке на учет уменьшили. Выходит, что теперь и кредиты будут выдавать исходя из 10 квадратных метров на человека, а не 20, как было прежде?
Семья ДУБКОВЫХ, Минск
— Окончательного решения об изменении условий выдачи льготных жилищных кредитов пока нет. Поэтому сейчас действуют прежние нормативы. Однако, как предполагается, в дальнейшем круг получателей льготных жилищных кредитов может быть сужен. На такую поддержку смогут рассчитывать наиболее нуждающиеся, например, многодетные семьи и граждане, проживающие много лет в общежитиях. Рассматривается также возможность корректировки уровня процентных ставок по льготным жилищным кредитам.
Смогут ли меня исключить из числа очередников, если я откажусь от предложенной мне квартиры?
Т.К., Пружаны
— Вступившим в силу Указом № 346 предусматривается, что снятие с учета может быть произведено в случае письменных отказов (не менее трех в течение календарного года) от предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования).
Мы были приняты на учет нуждающихся пять лет назад. На члена семьи сейчас приходится примерно по 12 квадратных метров. Теперь же норма — 10 метров. Не исключат ли нас из списков нуждающихся?
Андрей, Минск
— В Минстройархитектуры заверили, что “старые” очередники право на получение государственной помощи при строительстве жилья не потеряют. Ведь в Указе № 346 четко определено: “Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего указа и изменяемым настоящим указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям”.
Читайте также: