Сколько лет оставалась в своей должности девушка избранная весталкой в древнем риме

Обновлено: 04.07.2024

Почитаемость культа

В отличие от большинства римских религиозных культов, где жрецами были мужчины, поклонением Весте ведали женщины. Эти прекрасные девы, virgo Vestalis — девственницы Весты, веками верно служили богине очага, одной из трех главных богинь Рима, наряду с Минервой и Дианой. Шесть жриц-девственниц через особые обряды посвящались служению культу Весты, как полноправные святители, которые жили в собственной резиденции, Atrium Vestae на Римском Форуме. Глубоко древние традиции весталок давали римлянам возможность вести нить преемственности в глубину веков. Даже круглая форма самого храма намекает на традиционный стиль, связанный с деревенскими хижинами в древнем прошлом Города.

Обряды, проводимые весталками, оставались относительно закрепленными со времен рождения Римской республики (VI век до н.э.) до самого IV века нашей эры.

Место поклонения, которое лежало рядом с Atrium Vestae, являлось помещением, где жрицы ухаживали за священным огнем богини. Один раз в год, первого марта, когда по старому римскому календарю начинался новый год, жрицы украшали храм Весты и разжигали новый огонь путем трения дерева, а затем поддерживали его в течение года. Пламя, горевшее в ее храме, олицетворяло саму богиню, служило сакральным ориентиром о грядущем и центром Вселенной. Их задача считалась серьезной, так как огонь был связан с судьбой их города. Его затухание предвещало для крайне религиозного народа Ромула скорые беды.

Мнения ученых касательно природы этого культа расходятся. Даже древний историк Плутарх не может дать точного объяснения явлению почитания Негасимого Пламени: ясно одно, что культ заимствован от древних греков. Думается, можно сказать, что такое верование берет начало из самых истоков человечества, когда оно только освоило огонь, и от его состояния зависело выживание. За чем и следили женщины, пока мужчины выбирались на охоту.

Прекрасные избранницы

Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность.
(Ливий, I, 20)

Теперь, в новой храмовой семье, их долгая жизнь пройдет в Атриуме Весты. В дополнение к жилью и питанию, они имели право на своего собственного телохранителя — ликтора. Первые 10 лет их посвящали и учили старшие жрицы. Затем они становились полноправными весталками в течение следующих десятилетий, прежде чем взять на себя обязанности наставниц над новыми девушками на последние 10 лет их службы.

После избрания неофиток приводили в храм, где начиналось их обучение. За процессом наблюдала главная жрица, Vestalis Maxima, которая подчинялась Верховному жрецу. Первые 10 лет тратились на подготовку к исполнению обязанностей, юные весталки изучали календарь обрядов — fastii, наблюдали за жертвоприношениями. Целомудрие жриц было отражением здоровья самого Рима. И хотя проливать кровь девственницы, чтобы убить ее, было грехом, это не исключало применения суровых телесных наказаний в случае провинности. Плутарх пишет:

Если эти Весталки совершают какую-либо незначительную ошибку, они наказываются только первосвященником, который и бичует провинившуюся.

Щедрые дары

Общественные деньги и пожертвования храму финансировали культ и жриц. Не удивительно, ведь в Риме религия и государство были тесно переплетены. Даже организация самого государства точно отражает основное римское учреждение: семья. Центром жизни римского гражданина был domus (дом), где обязательно находился очаг, за которым ухаживала матрона ради блага семьи и мужа. Точно так же весталки ухаживали за пламенем Весты на благо государства.

Вопреки своему особому положению, весталки активно вмешивались в политику. К примеру, в 63 года до н.э. жрицы помогли Цицерону пролоббировать решение: в ходе празднования дня Доброй Богини в доме действующего консула горящий на алтаре храма огонь был, как положено, потушен. И внезапно он вспыхнул вновь. Присутствующие на церемонии весталки единодушно заключили, что это добрый знак, и велели хозяйке дома сообщить мужу, что принятое им решение следует немедленно исполнить, ибо богиня зажгла огонь ради его славы. Учитывая, что одна из весталок приходилась родственницей супруге Цицерона, вывод можете сделать сами. Так же весталки могли составлять собственные завещания и давать показания в суде, не будучи обязанными приносить клятву.

Тридцать лет целомудрия

Однако за эти возможности жрицы расплачивались дорогой ценой: 30 годами принудительного целомудрия. Многие историки полагают, что целостность государства связывалась с целомудрием его женщин; поскольку чистота весталок была весьма заметной, и свято почиталась, наказания за нарушение обета были драконовскими. Поскольку проливать кровь девственницы-весталки было запрещено, методом казни было замуровывание заживо: ее закапывали в камере и оставляли умирать с голоду. Наказание для ее сексуального партнера было столь же жестоким: смерть от порки.

Интересно то, что Рея Сильвия — мать легендарных Ромула и Рема, так же была весталкой. Нарушив обет, она связалась с мужчиной и забеременела. Пытаясь оправдать сей факт, она соврала о том, что родила от самого бога Марса. Её не казнили, но бросили в темницу. А когда родились знаменитые близнецы, было приказано бросить их в Тибр.

Ревность или злоба делали женщин уязвимыми для ложных обвинений. Одна история, отмеченная несколькими римскими писателями, касается чуда Весталки Тукции, которую ложно обвинили в бесчестии. Согласно преданию, Тукция умоляла Весту о помощи и чудесным образом доказала свою невиновность, принеся сито с водой из Тибра.

Обвинения в преступлениях против целомудрия весталок иногда бросались и в адрес представителей верхушки общества: эпатажный и эксцентричный император III века Элагабал потряс современников, женившись на весталке. Такие порицания означали непреходящую символическую важность культа, ведь такая ересь была одной из основных причин, приводивших к казни жриц.

Забавная история связана с Марком Лицинием Крассом. Этот полководец был одним из самых богатых и влиятельных римских граждан в I веке до н.э., но он чуть не лишился и своего имущества, и жизни, когда его обвинили в слишком интимной близости с весталкой Лицинией. Красс предстал перед судом. Как рассказывает Плутарх, Лициния владела приятной виллой в пригороде, которую он хотел получить по низкой цене, и именно по этой причине вечно бродил вокруг женщины и ухаживал за ней. К своему везению, Красс был оправдан, когда выяснились его алчные мотивы.

Ведение быта

Церемониальная одежда весталок подчеркивает их двойственное и несколько противоречивое воплощение как материнского, так и целомудренного. Внешний вид был неотъемлемой частью их роли, отличая, но также повторяя физические черты обычных женщин. Одетые в белое, цвета чистоты, весталки носили длинные платья римских матрон. Волосы и головные уборы играли важную символическую функцию, прическа весталок, называемая seni crines, описывается в римских источниках. Весталка носила suffibulum, короткую белую ткань, похожую на фату невесты, державшуюся на месте брошью. Вокруг головы оборачивалась повязка — infula, которая так же ассоциировалась с римскими матронами.

В самой глубине храма жрицы присматривали за своими тайными талисманами. Среди этих предметов был священный фаллос, fascinus, интерпретация маленького бога с тем же именем. Фасцин тесно связывался с магией и плодородием.

Римская традиция

Привилегированное положение весталок в римском обществе сохранялось более тысячи лет, проходя через изменяющиеся политические системы, республиканского и имперского Рима. Однако в 394 году, с приходом главенства христианства, император Феодосий Великий запретил языческие практики, Вечное Пламя погасло. Вскоре было суждено пасть и Вечному Городу.

Непорочные, иногда блудливые, жрицы очень почитаемой римлянами богини.

История возникновения культа Весты.

Во времена, когда римские женщины не имели никаких прав, кроме определенных семейным кодексом, существовала группа представительниц прекрасного пола, которым даже консулы уступали дорогу, которые активно участвовали в жизни родного города. То были жрицы богини Весты.

В пантеоне многочисленных богов Веста отвечала за священный очаг общины, курии и каждого жилища. Римляне очень почитали богиню, ее очаг горел в каждом доме; шесть жриц, являвшихся живым олицетворением Весты, наделялись огромными правами и пользовались великим почетом, их имена часто появляются в произведениях античных авторов.

Весталки походили на будущих христианских монашек и одеждой: они заворачивались до пят в длинную, белого цвета ткань, именовавшуюся палой; пользовались головным покрывалом; талию весталки перетягивала веревка, на груди имелся медальон, а заплетенные волосы поддерживались повязкой.

Главной обязанностью весталок являлось поддержание священного огня на алтаре богини. Гасили пламя Весты лишь один раз в году — в первый день нового года; затем вновь зажигали древнейшим способом — с помощью трения дерево о дерево.
Иногда происходило незапланированное угасание священного огня из-за оплошности зазевавшейся весталки. То было одно из двух самых страшных преступлений жриц почитаемой римлянами богини — ибо угасание очага Весты считалось дурным предзнаменованием. Виновную собственноручно наказывал розгами верховный понтифик.

В 114 г. до н.э. римлян ожидал новый страшный удар: в преступном блуде уличили сразу трех весталок — Эмилию, Лицинию и Марцию.

Потрясенные римляне установили статую Клавдии Квинты в храме Матери Богов. Дважды (в 111 г. до н.э. и во 2 г.) храм подвергался опустошительным пожарам, и только изображение весталки оставалось невредимым.

Август и весталки

В I в. до н.э. римляне вступили в бесконечную полосу смут, междоусобных распрей, гражданских войн. Увлекшись братоубийством, граждане начали забывать старые традиции, терять былое уважение к богам.

Жрицы Весты в императорскую эпоху.

69 год был очень тревожным для Рима, и в особенности для его императоров; в этом году их было целых четыре — Гальба, Отон, Вителий, Веспасиан. При такой нестабильности высшей власти вполне естественно, что римляне забывали о традициях, и страх перед богами стал меньшим. Боги где-то далеко, а вооруженные сторонники различных политических групп, кланов вполне реальны; во времена смут вера и правда римлян умещается на острие меча.
Тацит рассказывает случай, произошедший с Луцием Кальпурнием Пизоном — знатным римлянином, потомком Марка Красса, — того самого, который столетие назад делил власть над Римом с Помпеем и Цезарем. Преследуемый мятежниками «Пизон пробрался в храм Весты, где сторож, государственный раб, пожалел его и спрятал в своей каморке. Только из-за уединенности места оказалась немного отсроченной гибель Пизона; ни уважение к религии, ни святость храма его не спасли. В храм явились служивший в британских когортах Сульпиций Флор, лишь недавно получивший из рук Гальбы римское гражданство, и один из телохранителей — Стаций Мурк. Отон дал им особый приказ убить Пизона, и они рвались исполнить поручение. Они выволокли Пизона из коморки, где он скрывался, и убили на пороге храма. (Тацит, История, I, 43).

После пожара храм был восстановлен по приказу императора Септимия Севера; причем руководила реставрационными работами его жена Юлия Домна.

Источники
1. Аппиан Александрийский. Римская история.
2. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей.
3. Геродиан. История императорской власти после Марка.
4. Плиний Младший. Письма
5. Плутарх. Избранные жизнеописания.
6. Публий Корнелий Тацит. Анналы. История.
7. Публий Овидий Назон. Фасты.
8. Тит Ливий. История Рима от основания города.
9. Феодорит Киррский. Церковная история.

Литература
1. Винничук Лидия. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима.
2. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в двух томах.
3. Коарелли Ф. Храм Весты и Дом весталок.
4. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян.

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

весталки это

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал Нума Помпилий, упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

весталки древнего рима

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

никонов весталка

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

дом весталок

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

весталка николай никонов

Весталки - это жрицы и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись длинная туника белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.

Римская весталка — избранная дочь

Огонь как гарантия безопасности

Во-первых, считалось, что огонь, разожженный в её храме, охраняет город от бед и напастей, и пока он горит, Рим будет стоять нерушимо.

Во-вторых, в святилище Весты существовал тайник, где были спрятаны главные сокровища Вечного города, спасённые Энеем из погибающей Трои: заветный Палладий — статуя Афины, упавшая с небес в незапамятные времена, и фигурки богов-пенатов, покровителей римской общины.

Конечно же, и за священным огнём, и за великими святынями нужно было тщательно ухаживать и оберегать их от возможных покушений. Примерно за 700 лет до рождения Христа, по решению царя Нумы Помпилия, эти обязанности легли на плечи шести самых знатных и прекрасных девушек Рима, избранных для служения великой богине. Считалось, что Веста, поклявшаяся головой своего всемогущего брата хранить вечное девство, признавала своими служительницами только непорочных девушек. Только они могли заходить в главные святилища её храма. Подчинялись же весталки лишь понтифику — верховному жрецу. Эту должность чаще всего занимал правитель Вечного города.

Для великих святынь и первых служительниц Весты Нумой Помпилием был выстроен необычный храм круглой формы, похожий онертаниями на домашний очаг. Однако была у него и другая особенность. Обычно в центре античных храмов возвышалась статуя бога — хозяина данного святилища. Здесь же скульптуру Весты заменял алтарь, на котором полыхал священный огонь, хранивший великий город.

Римская весталка - избранная дочь

Избранные дочери Рима служить Весте начинали очень рано — с 6-10 лет. Верховный понтифик сам являлся в дом отмеченной жребием будущей весталки, брал девочку за руку и уводил с собой. Следующие 30 лет она должна была жить в специальном доме при храме богини. Первые 10 лет избранница проходила обучение, затем в течение десятилетия исполняла обязанности жрицы, а последние годы службы при храме обучала новых воспитанниц.

Почёт и уважение

Римская весталка - избранная дочь

В правление императора Августа весталкам были дарованы новые привилегии. Теперь они выполняли обязанности… нотариусов. Без заверения служительницы Весты ни одно завещание, дарственная, доверенность и прочие документы не считались действительными, а за отдельную плату все эти бумаги хранились в храме до поры до времени, точно так же как сегодня они хранятся в сейфах нотариальных контор.

Личность весталки считалось священной, и любой римлянин за малейшее оскорбление жрицы лишался головы. Примером тому служит такой случай. Один патриций влюбился в служительницу Весты. Желая открыться даме своего сердца, он переоделся в женское платье и пробрался в дом Цезаря, где ежегодно собирались матроны. Но когда обман раскрылся, несчастный, дабы сохранить свою жизнь, сказал, что пришёл на свидание к… императрице. В этом случае его ожидало всего лишь неприятное объяснение с императором.

Закопанные живыми

Другим же серьёзным проступком весталки, за который она могла понести наказание, был ненадлежащий уход за священным огнём. В этом случае нерадивую жрицу секли кнутом. Правда, экзекуция проходила в храме, и приводил приговор в исполнение сам верховный понтифик.

Под защитой богини

Считалось, что Веста хранит своих служительниц, оберегая от пустых наветов, наделяет их волшебной силой. Так, верховная весталка Эмилия была обвинена в том, что недосмотрела за священным огнём и его угли подёрнулись золой и должны были вот-вот потухнуть. Чтобы избежать наказания, жрица обратилась с горячей молитвой к Весте, затем оторвала от своей одежды кусок ткани и бросила его в остывающую золу. И тут же на глазах изумлённых очевидцев огонь вновь вспыхнул.

Римская весталка - избранная дочь

Другую весталку, Туккию, отвергнутый поклонник обвинил в утрате целомудрия. В качестве доказательства своей невинности девушка взяла большое решето, зачерпнула в него воды из Тибра и, не пролив ни одной капли, принесла к храму Весты. После такого чуда обвинитель весталки был предан жестокой казни, а сама жрица стала пользоваться в Риме особым уважением.

А вот чудо, что сотворила весталка Клавдия Квинта, на которую также пали необоснованные подозрения в потери невинности, красочно описал Овидий в одном из своих произведений. На глазах разъярённой толпы, жаждавшей её крови, жрица одной рукой вытянула корабль, намертво застрявший в иле. А корабль этот не могли сдвинуть с места более тысячи крепких рабов.

В честь чудесного оправдания Клавдии и Туккии и в знак особого благоволения богини к этим весталкам в храме были поставлены их мраморные статуи, которые украшали святилище вплоть до самого его разрушения.

И погас огонь

На протяжении 11 веков храм Весты был самым почитаемым святилищем великого Рима, но с приходом христианства всё изменилось. Однако даже после выхода знаменитого указа Константина Великого, объявлявшего христианство государственной религией, весталки ещё несколько десятилетий преданно служили своей богине, а её огонь обеспечивал безопасность Вечному городу.

Сегодня эту дату принято считать концом эпохи Античности и началом Средневековья. Возможно, это совпадение, но, как и было предсказано, спустя 16 лет после тех событий великий Рим разорили варвары.

Читайте также: