Сколько граждан россии в абхазии и южной осетии

Обновлено: 25.06.2024

Главным событием недели стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение оказалось единственно возможным выходом из ситуации, сложившейся после агрессии Грузии и ответных действий России, положивших конец военным амбициям нынешних грузинских властей.

Только признание существующей уже 17 лет де-факто независимости этих двух республик со стороны России дало гарантии не просто безопасности, а элементарного выживания осетин и абхазов в сложившейся ситуации. Именно об этом сказал во вторник Президент России Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации: "Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами", Хельсинским заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор! Но это единственная возможность сохранить жизни людей!"

В нашей стране решение Президента Медведева о признании независимости двух республик поддержало подавляющее большинство - по данным социологов, это более 70% граждан России. Без поддержки большинства такие решения не принимаются ни в одной демократической стране, и именно эта поддержка позволяет России чувствовать себя уверенно на фоне довольно истеричной реакции западных стран, в первую очередь США. Отвечая на вопросы журналистов в Сочи, куда глава государства прибыл для проведения ряда международных встреч, Президент России еще раз сформулировал основные принципы внешней политики нашей страны.

Антон Верницкий, корреспондент "Первого канала": "Дмитрий Анатольевич, ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии развивалась долгих 17 лет. Почему решение о признании независимости этих территорий было принято именно тогда, когда Грузия напала на Цхинвал? Были ли какие-то другие варианты развития событий?"

Дмитрий Медведев: "Я считаю, что принятие такого решения в сложившейся ситуации было неизбежным, а его эффективность сегодня всем очевидна. Мы действительно, 17 лет пытались склеить, по сути, распавшееся государство, всячески стимулировали процесс урегулирования. Наши миротворцы денно и нощно несли свою службу, помогали разъединять конфликтующие стороны. Мы в 90-е годы предотвратили очень крупное кровопролитие. И, наверное, какие-то шансы урегулирования сохранялись. Сохранялись до последнего времени, если бы не идиотская авантюра, которая была предпринята грузинским руководством. Она, по сути, поставила крест на перспективах совместной жизни абхазов, осетин и грузин в одном государстве. И не только поставила крест, но и принесла большое количество смертей. Погибли мирные люди, в том числе наши граждане. Погибли миротворцы, которые стояли для того, чтобы разъединять конфликтующие стороны. Особенно чудовищно выглядит то, что грузинские миротворцы в период этой акции стреляли в своих коллег. В конечном счете, всe это спровоцировало развитие событий по самому сложному сценарию. Ничего другого не оставалось, кроме как ответить на эту хамскую, наглую абсолютно выходку, привести всe в нормальное положение, обеспечить жизнь и достоинство тех граждан, которые живут в Южной Осетии. А по Абхазии, вы знаете, готовился отдельный план нападения, который был недавно продемонстрирован нашим Генеральным штабом. Там был бы точно такой же сценарий. Поэтому, для того, чтобы предотвратить последующий геноцид населения, просто уход и абхазов, и осетин с этих территорий, нами были приняты эти решения. И, еще раз повторяю, жизнь доказала их абсолютную очевидность и необходимость".

Кирилл Поздняков, "НТВ": "Дмитрий Анатольевич, реакция наших западных партнеров на принятое Россией решение была, в общем-то, предсказуемой, от умеренно резкой до критичной. Что мы ждали и что мы ждем от наших ближайших соседей, например, от стран СНГ, в плане реакции? И насколько для России важно, предположим, то, какое количество стран последуют нашему примеру, то есть признают Абхазию и Южную Осетию, и насколько от этого зависят наши дальнейшие шаги?"

Дмитрий Медведев: "Все основные шаги, которые было необходимы России сделать, мы уже сделали. Как вы понимаете, это было непростое решение. Но это были необходимые и достаточные решения. Что же касается реакции других стран, то она действительно разная. Наверное, так и должно быть. Реакция наших ближайших соседей вполне объективная, и я встречался с большинством лидеров в рамках саммита ШОС, они понимают мотивы тех действий, которые были осуществлены Россией. Признание - это отдельный вопрос. Хотел бы напомнить, что признание осуществляется каждым государством в индивидуальном порядке. Никаких коллективных действий здесь быть не может. Посмотрите, например, Косово. Совершенно понятно, что и в этой ситуации будут государства, которые согласятся с возникновением новых государств, и будут государства, которые будут считать их возникновение несвоевременным. Но я напомню, что международное право основывается на том, что новое государство, как принято говорить у юристов, правосубъектность нового государства возникает в момент признания нового государства хотя бы одним другим государством. Поэтому с правовой точки зрения новые государства возникли, процесс их признания может, естественно, продолжаться достаточно длительный срок. Наша позиция от этого никак меняться не будет. Мы свое решение приняли. Приняли бесповоротно. Наш долг - обеспечить мир и спокойствие в регионе. Из этого мы и будем исходить".

Андрей Кондрашов, "Россия": "А что дальше Россия собирается сделать в этих республиках, как это будет выглядеть?"

Дмитрий Медведев: "Мы, естественно, будем всячески помогать этим республикам. В настоящий момент готовятся соглашения, международные соглашения уже между двумя странами, между Российской Федерацией и, соответственно, Абхазией, или Российской Федерацией и Южной Осетией. В этих международных соглашениях будут зафиксированы все наши обязательства по оказанию поддержки и помощи. Экономической, социальной, гуманитарной, в широком смысле этого слова, наконец, военной. Это будут нормальные полноценные международно-правовые отношения, союзнические отношения".

Андрей Кондрашов: "Дмитрий Анатольевич, абсолютно всем сейчас понятно, что после 8 августа место России в мире серьезно изменилось. Серьезно и на глазах меняется вся система прежних договоренностей. Ряд международных институтов проявили свою абсолютную несостоятельность в разрешении этого конфликта. Между тем, Россия и Запад все-таки совершенно не готовы, как я понимаю, рвать отношения окончательно. Каково, на ваш взгляд, будущее мира, миропорядка и места нашей страны в нем?"

Дмитрий Медведев: "Я буду при осуществлении внешней политики Российской Федерации основываться на 5 позициях.

Первая позиция: Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, в рамках вот этой концепции международного права мы и будем развивать наши отношения с другими государствами.

Второе: мир должен быть многополярным. Однополярность неприемлема, доминирование недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир неустойчив и грозит конфликтами.

Третье: Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно, наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.

Четвертое. Безусловным приоритетом является для нас защита, жизнь и достоинство наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить и при осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества заграницей. И всем должно быть понятно, что, если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, он будет получать на это ответ.

Наконец, пятое. У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся их привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывали дружеские, добросердечные отношения. Исторические особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать такие дружеские отношения с такими государствами, с нашими близкими соседями.

Вот из этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политики. Что же касается будущего, то оно зависит не только от нас. Оно зависит и от наших друзей, от наших партнеров по международному сообществу. У них есть выбор".


Автономное государство Южная Осетия на протяжении всего времени после распада СССР стремится войти в состав России. Вместе с тем республика почти 30 лет добивается всемирного признания суверенитета. Пока её самостоятельность признали несколько стран ООН, дружественные РФ.

Окружённой с трёх сторон грузинскими границами, Южной Осетии удалось избежать аннексии благодаря военной и экономической поддержке с российской стороны. Когда состоится референдум о присоединении Южной Осетии к РФ? Вопрос об интеграции давно витает в политической атмосфере, но дипломаты предпочли осторожную стратегию в 2022 году.

Республика Северная Осетия (столица город Владикавказ) входит в состав России с момента основания независимого государства в 1992 году.

Южная Осетия на карте мира

Место расположения Южной Осетии на карте мира

Краткий экскурс в историю Осетии

Согласно историческим фактам, раскрытым учёным Иоганном Антоном Гильденштедтом (1745–1771 гг.), осетинский народ произошёл от кочевых племён сарматов, мигрирующих в регионе Большого Кавказского хребта и Приазовья. Сведения датированы первым веком Новейшей истории.

Установлено, что сарматы долгое время враждовали с местными крестьянами. А на протяжении нескольких столетий численность кочевников увеличилась до внушительных размеров.

К IX веку племя обосновалось в регионе Центрального Кавказа, образовав Аланское государство. В XIII веке аланы были разбиты и разорены армией Тимура-Малика, хана Синей Орды. Те, кто остался, принялись вновь кочевать.

В XVI веке грузинские князья разрешили аланам расселиться на побережье реки Большая Ливахи. За 150 лет количество оседлого народа стремительно выросло.

Присоединение к Российской империи

С XVII века осетины официально проживали на территории грузинского Картли-Кахетинского царства, образованного Ираклием II в 1716 году. Но рядом находилась агрессивная империя — Персия (Иран).

Персидские ханы в очередной раз собрали армию для похода, целью которого было порабощение Кавказа. Грузинскому царству невозможно было противостоять армаде персов и ничего не оставалось, как просить защиты у Российской империи.

Мнения о присоединении Южной Осетии к России.

Для полноценного покровительства Картли-Кахетинскому царству надлежало вступить в пределы России территориально. Грузины приняли это условие об интеграции, и в 1801 году, государство Ираклия II вошло в состав Российской империи. После интеграции с покровителем обе народности оказались в равных условиях.

Вхождение в состав СССР

По итогам революции 1917 года Грузия с аланами досталась СССР. С этого момента начались жестокие столкновения грузин и осетин на фоне межэтнической неприязни. Причиной конфликтов стали неравномерные распределения пахотных земель.

Три года вражды унесли более 12 000 человеческих жизней. В конфликт вступила Красная армия. С 1921 года Осетия была разделена на две части, Северную и Южную: первая вошла в состав РСФСР, а вторая осталась в Грузинской ССР.

*К территориям южноосетинской автономии советское правительство насильно присоединило районы Кутаисской и Тифлисской губернии, исторически заселённые грузинами.

После распада СССР

Вследствие краха Союза Северная Осетия автоматически осталась в России, получив название Республики Северная Осетия — Алании. Южная Осетия, находившая в ГССР, досталась Грузии, объявившей о своём суверенитете. Однако южноосетинцы также стремились к независимости и провозгласили ее в 1991 году.

Непокорная ЮС пожелала вступить в РСФСР, но Грузия не желала территориальной раздробленности. Южная Осетия осталась в статусе неподконтрольного региона. Началась война 1991–1992 гг., и вмешаться в конфликт пришлось российским миротворцам.

После очередной попытки Грузии насильно вернуть Южную Осетию в состав страны в 2008 году произошло крупное боевое столкновение сторон с участием российской армии. Грузия отступила, предпочитая не обострять конфликт. В итоге Южная Осетия вновь провозгласила независимость, с чем согласились несколько стран: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Вануату, Науру и Тувалу.

Когда ожидать вхождения в состав России?

На протяжении постсоветских лет Южная Осетия находится на попечении Российской Федерации. В независимой республике нет промышленности. Единственное на чём удаётся зарабатывать местному населению, это на экспорте фруктов в Россию.

До находящейся в пограничном мешке Грузии добраться в Южную Осетию можно автотранспортом из Северной Осетии. В данный момент в республике проживает почти 50 000 человек. Большая часть населения представляет собой столичных жителей Цхинвала.

Идеи референдума

Первые правдоподобные слухи о присоединении Южной Осетии к РФ появились в 2014 году. Разговоры начались на фоне воссоединения Крыма с Россией по волеизъявлению народа. О такой же форме референдума заговорили осетинские и российские политики, но дальше эмоциональных речей дело не двинулось.

В начале 2015 года Российская сторона и представители Южной Осетии заключили договор о пограничной зоне. Кроме того, были составлены соглашения о сотрудничестве.

В конце 2015 г. глава южной Осетии Леонид Тибилов на встрече с Владиславом Сурковым высказался об идее организовать референдум об объединении с Российской Федерацией. Он заявил, что воссоединение с Россией — это вековая мечта южноосетинского народа.

воссоединение

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил, что республика должна пройти путь Крыма по воссоединению с Россией

О готовности воссоединиться Тибилов сообщил и главе РФ В. Путину. На это российская сторона не дала однозначного ответа, ссылаясь на недочёты в конституции Южной Осетии. Скорее всего, интеграция сейчас может стать опасной для России, так как мировое сообщество введёт более жёсткие санкции.

Поэтому вопрос пока оставили открытым. Более того, посол Южной Осетии Дмитрий Медоев заявил, что официально никаких разговоров об интеграции на президентском уровне не ведётся.

Есть опасения, что страны Восточной Европы будут против воссоединения, так как судьба дробления территорий может постигнуть и их государства.

В конституцию должны быть внесены поправки, которые бы позволяли воссоединиться с Россией. В мае того же года президент суверенной республики издал приказ, согласно которому референдум пройдёт вместе с выборами нового главы республики в 2017 году.

Референдум

Южная Осетия под патронатом российской стороны решила действовать осторожно и поэтапно. Выборы главы республики состоялись 9 апреля 2017 года. Вместе с ними прошёл референдум, на котором жители поменяли название своего государства — Республика Южная Осетия и Государство Алания.

Какие мнения сложились у жителей о переименовании республики узнайте из видео, представленном ниже.

За это проголосовало 79,53 % населения. Следующим шагом может стать референдум о воссоединении аланского народа, проживающего в двух республиках. Таким образом, интеграция в РФ будет завуалирована объединением братских народов.

Как получить гражданство Южной Осетии узнайте на нашем сайте.

Заключение

Сейчас Южная Осетия не входит в состав РФ де-юре. Но де-факто Государство Алания находится на полном попечении российской стороны. После интеграции для жителей мало что изменится. А на России, скорее всего, объединение отразится негативно.

2008 год, российский танк на фактической границе Южной осетии

В этом году исполняется 10 лет с момента вступления в силу грузинского закона об оккупированных территориях. Документ был принят после признания Россией независимости отколовшихся от Грузии регионов Абхазии и Южной Осетии.

Москва призывает к отмене этого закона и говорит о рисках для российских туристов. В Грузии, напротив, многие считают закон неработающим из-за отсутствия политической воли.

Оксана (имя изменено) в этом году уже дважды приезжала в Грузию. До этого она побывала в Абхазии. "Конечно, я въехала в Абхазию из России, я же россиянка. Как обычно, въехала по внутреннему паспорту", - объясняет она.

О том, что она нарушила грузинский закон, Оксана не знала. Вопросов о посещении Абхазии или Южной Осетии на грузинской границе ей не задавали.

По закону об оккупированных территориях, въезд иностранцев и лиц без гражданства в отколовшиеся регионы со стороны России запрещен, кроме случаев, когда на такие поездки получено специальное разрешение от грузинских властей.

За нарушение может грозить штраф или лишение свободы на срок от двух до четырех лет.

Не нарушая грузинского законодательства, иностранцы могут въехать в Абхазию только с направления Зугдиди, а в Южную Осетию - со стороны Гори.

При этом власти Южной Осетии запрещают въезжать с грузинской стороны - и требуют пересекать границу из России. В случае с Абхазией такие ограничения действуют в отношении российских граждан.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Несмотря на то, что, по сути, въехать в отколовшуюся республику, не нарушив ничьих законов, невозможно, Абхазия остается одним из самых популярных направлений для россиян. По данным Ростуризма, в 2017 году чаще россияне ездили только в Турцию.

Растет поток российских туристов и в Грузию - в прошлом году страну посетили на 36% больше россиян, чем в 2016-м.

В то же время количество зафиксированных нарушений закона об оккупированных территориях, наоборот, снижается: по данным грузинского МВД, которые приводит (IDFI), в 2009 году было отмечено 78 случаев, а в 2016 году - всего 19.

"Об этом [законе] я вообще первый раз слышу. Вот я недавно вернулась из Грузии, и проблем никаких не было. Я вот знаю, что с территории Абхазии нельзя въехать в Грузию и, соответственно, обратно", - говорит Оксана.

Неработающий закон?

Одним из самых известных нарушителей этого закона стал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, посетивший с супругой Грузию в мае прошлого года.

Еще в должности мэра Москвы он посещал как Южную Осетию, так и Абхазию, но затем беспрепятственно приехал в Грузию.

В грузинском МВД тогда заявили, что в его паспорте не было данных о посещении отколовшихся республик, а в соответствующей базе, которая была создана после вступления в силу закона об оккупированных территориях, информации о нем также не было.

Следствие в отношении Лужкова не начали - из-за истечения срока давности, но пообещали, что бывший мэр будет внесен в список нежелательных лиц и больше не сможет въехать в Грузию.

Тем не менее этот инцидент в очередной раз заставил критиков говорить об игнорировании закона со стороны властей.

"Если у нас есть этот закон, мы должны его соблюдать. Как минимум, надо перепроверять, нарушали или нет люди этот закон, были или нет на территории Абхазии и Южной Осетии. Такая работа должна проводиться постоянно. Но факт, что этот закон полноценно не исполнялся ни раньше, ни сегодня, - говорит Леван Авалишвили, директор программ IDFI. - Сокращение статистических показателей указывает на то, что особой активности со стороны наших властей в этом отношении нет и, наверное, это соответствует существующей политике - избегать напряженности в отношениях с Россией".

2008 год, российский танк на фактической границе Южной осетии

В этом году исполняется 10 лет с момента вступления в силу грузинского закона об оккупированных территориях. Документ был принят после признания Россией независимости отколовшихся от Грузии регионов Абхазии и Южной Осетии.

Москва призывает к отмене этого закона и говорит о рисках для российских туристов. В Грузии, напротив, многие считают закон неработающим из-за отсутствия политической воли.

Оксана (имя изменено) в этом году уже дважды приезжала в Грузию. До этого она побывала в Абхазии. "Конечно, я въехала в Абхазию из России, я же россиянка. Как обычно, въехала по внутреннему паспорту", - объясняет она.

О том, что она нарушила грузинский закон, Оксана не знала. Вопросов о посещении Абхазии или Южной Осетии на грузинской границе ей не задавали.

По закону об оккупированных территориях, въезд иностранцев и лиц без гражданства в отколовшиеся регионы со стороны России запрещен, кроме случаев, когда на такие поездки получено специальное разрешение от грузинских властей.

За нарушение может грозить штраф или лишение свободы на срок от двух до четырех лет.

Не нарушая грузинского законодательства, иностранцы могут въехать в Абхазию только с направления Зугдиди, а в Южную Осетию - со стороны Гори.

При этом власти Южной Осетии запрещают въезжать с грузинской стороны - и требуют пересекать границу из России. В случае с Абхазией такие ограничения действуют в отношении российских граждан.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Несмотря на то, что, по сути, въехать в отколовшуюся республику, не нарушив ничьих законов, невозможно, Абхазия остается одним из самых популярных направлений для россиян. По данным Ростуризма, в 2017 году чаще россияне ездили только в Турцию.

Растет поток российских туристов и в Грузию - в прошлом году страну посетили на 36% больше россиян, чем в 2016-м.

В то же время количество зафиксированных нарушений закона об оккупированных территориях, наоборот, снижается: по данным грузинского МВД, которые приводит (IDFI), в 2009 году было отмечено 78 случаев, а в 2016 году - всего 19.

"Об этом [законе] я вообще первый раз слышу. Вот я недавно вернулась из Грузии, и проблем никаких не было. Я вот знаю, что с территории Абхазии нельзя въехать в Грузию и, соответственно, обратно", - говорит Оксана.

Неработающий закон?

Одним из самых известных нарушителей этого закона стал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, посетивший с супругой Грузию в мае прошлого года.

Еще в должности мэра Москвы он посещал как Южную Осетию, так и Абхазию, но затем беспрепятственно приехал в Грузию.

В грузинском МВД тогда заявили, что в его паспорте не было данных о посещении отколовшихся республик, а в соответствующей базе, которая была создана после вступления в силу закона об оккупированных территориях, информации о нем также не было.

Следствие в отношении Лужкова не начали - из-за истечения срока давности, но пообещали, что бывший мэр будет внесен в список нежелательных лиц и больше не сможет въехать в Грузию.

Тем не менее этот инцидент в очередной раз заставил критиков говорить об игнорировании закона со стороны властей.

"Если у нас есть этот закон, мы должны его соблюдать. Как минимум, надо перепроверять, нарушали или нет люди этот закон, были или нет на территории Абхазии и Южной Осетии. Такая работа должна проводиться постоянно. Но факт, что этот закон полноценно не исполнялся ни раньше, ни сегодня, - говорит Леван Авалишвили, директор программ IDFI. - Сокращение статистических показателей указывает на то, что особой активности со стороны наших властей в этом отношении нет и, наверное, это соответствует существующей политике - избегать напряженности в отношениях с Россией".

Почему дотируемая республика позволяет себе игнорировать Москву

Сергей Аксенов

Абхазия махнула рукой на Кремль, но деньги просит



Вокруг Абхазии закручивается интрига. Генпрокуратура непризнанной республики отказалась выдать России двух своих граждан, арестованных заочно за убийство криминального авторитета Вячеслава Иванькова (Япончика). Уголовная история тесно связана с экономикой и политикой.

Отказ Сухума от выдачи преступников, в отношении которых есть решение суда, выглядит очень странно с учетом экономической, политической и военной зависимости Абхазии от России. Не будь всеобъемлющей поддержки Москвы и на независимости Абхазии будет поставлен крест.

Например, только что в Абхазии возник энергодефицит. Согласованных с Россией 800 млн. кВт. ч в рамках перетока электроэнергии не хватает. Причиной дефицита стал возросший уровень потребления электричества в республике. Ожидаются веерные отключения. Кто поможет? Опять Москва?

Всё плохо и с главной экономической отраслью Абхазии — туризмом.

Еще более фундаментальная проблема — существование самой государственности Абхазии. В ответ на стремление Грузии в НАТО генсек Йенс Столтенберг заявил, что решать вопрос будут в Тбилиси, игнорируя тот факт, что по уставу страны, имеющие территориальные споры, не принимаются в альянс.

Но что толку? Получив военную поддержку Запада, Грузия может решиться в Абхазии на авантюру, подобную той, которую Саакашвили предпринял в Южной Осетии. А если Кремль отвернется, чтобы вразумить Сухум? Как это, вероятно, было сделано недавно в случае с Нагорным Карабахом и Ереваном.

С 1991 года эта ветка бездействует, но после заключения мира в Карабахе и решении о прокладке новых транспортных коридоров в Закавказье дорога может получить вторую жизнь. Вместе с ней экономически оживет и Абхазия. Но для этого, видимо, надо быть чуть лояльнее Москве.

Но главное препятствие для возобновления работы железной дороги в Абхазии — позиция Грузии. Тбилиси не признает независимость Абхазии и намерен вернуть ее в свой состав. А Россия, напротив, признает независимость Сухума и гарантирует безопасность республики — там находятся наши военные. И эта проблема так как хочет Грузия решена не будет.

— Разговоров много, но они ведутся вот уже 20 лет. В 2003—2004 году, еще до войны в Южной Осетии и признании Абхазии Россией, они тоже активно велись, но ничего не сдвинулось. Бывший министр транспорта Игорь Левитин, помню, кивал на политическую ситуацию. Так что ничего не изменится и сейчас. Не думаю, что новое грузинское руководство готово менять свою позицию по Абхазии.

— Криминальная ситуация в Абхазии в последние годы превосходит все разумные пределы. Творятся очень некрасивые вещи и в отношении россиян, и в отношении нашего государства. А местные власти не предпринимают должных мер, чтобы все это обуздать.

Поэтому Москва должна заставить Сухум обуздать криминал, в том числе непопулярными мерами. Но бороться с ним означает пойти против значительной части общества, которая считает этих ребят хорошими парнями. Наверное, Россия должна помочь.

— Россия прекрасно может влиять на Абхазию. Удивительно, почему она этого не делает. Вообще, все эти факты показывают, что Абхазия не смогла распорядиться своей независимостью так, как предполагали те, кто за нее воевал, включая российских миротворцев. Это, кстати, касается и Южной Осетии. Наши враги этим не пользуются только потому, что им сейчас не до этого.

Тему вхождения Абхазии в состав России можно обсуждать только теоретически. Думаю, что самостоятельность Абхазии и других подобных государств без России абсолютно невозможна. И если говорить о собирании земель вокруг России, то, разумеется, в какой-то исторический момент они должны войти в состав России.

Криминальный анклав, который представляет из себя Абхазия, Москве не очень-то нужен. Сухум в отличии от Цхинвала, тоже мыслит себя скорее независимым. Но эта независимость не должна быть за счет России. Москве надо ужесточать условия финансовой и другой помощи. Придется это делать. Сопротивление этому будет серьезным. Нужно быть к этому готовым.

— В Абхазии за электроэнергию никто не платит, поскольку к ней там относятся как к солнечному свету, — продолжает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. — Собрать платежи местные власти не могут. А российские власти не обладают нужными рычагами, чтобы их заставить. Это и привело к коллапсу.

— Можно предположить, что часть политической элиты Абхазии похожи на тех, кого сейчас не хотят нам выдавать. Там требуют от Москвы денег, но при этом просят не задавать вопросов. Политики Абхазии часто принимают очень не зрелые, недальновидные решения. Они всегда предпочтут получить сто долларов сегодня, чем немного напрягшись через год 10 тысяч.

— Она привязана, как и всегда была, но в теневом режиме. Когда не платятся налоги, воруются деньги. Более того, так она привязана и к Грузии. Но хотелось бы более адекватной, развивающейся вместе с Россией экономики. Так и будет, потому что где еще есть рынки и откуда еще придут инвестиции? Не из Турции же?

Но абхазы ничего не делают, чтобы к ним пришли российские инвестиции. Там опасаются, что русские все скупят и они останутся без гроша. Но это не так! Можно найти множество юридических схем, при которых абхазская политическая элита сохранит контроль над своим государством. Поведение собаки на сене может привести только в тупик.

Им нужно выйти из состояния мутных гешефтов на копейки к состоянию честных открытых сделок на миллиарды. А они боятся.

Читайте также: