Какое свойство внимания участвует в обеспечении длительной интенсивной деятельности в психологии

Обновлено: 28.06.2024

Тема “Свойства внимания” из раздела “Психология познания человеком окружающего мира”, на изучение внимания по программе предусмотрено 6 часов – это второе занятие по теме. Главным этапом является изучение нового материала, с использованием метода-беседы опираясь на жизненный опыт учащихся).

1. Познакомить учащихся со всеми свойствами внимания, опираясь на полученные знания данного познавательного процесса. Учить определять переключение и распределение внимания.

2. Развивать мышление, внимание.

3. Воспитывать желание познать себя и окружающий мир.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами внимания, стимульный материал для определения переключения и распределения внимания.

- Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом познавательном процессе – внимание. Мы говорили о видах внимания, но качественное содержание процесса внимания определяется его свойствами. Именно о свойствах и пойдет речь.

-Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ, КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

Охарактеризуем содержание каждого свойства.

-ОБЪЕМ внимания – определяется количеством объектов, которые схватываются сознанием человека за малый промежуток времени (0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно осуществляют путем предъявления нескольких объектов на небольшой промежуток времени. Для этой цели используют, как правило, прибор, который называется тахитоскоп ( от греческого тахито - быстрый, сконео - смотрю). Чему равен объем внимания человека? Ученый Мюллер определил, что он равен 7+2 разрозненных, несистематизированных объектов или предметов.

Если предметы представлены, например, так 1111111 111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2 палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим образом, то сознанием охватывается группы 7+2

111 111 111 111 111 111 111

Поэтому объем внимания сильно зависит от структуры и расположения воспринимаемых объектов. С другой стороны, объем внимания человека зависит от его индивидуальных способностей и, также, от специфики деятельности, которую выполняет человек. Например, объем внимания водителя будет больше, чем объем внимания часового мастера, так как деятельность у них различна и выполнение ее требует различия в объеме внимания.

- От чего может измениться объем внимания?

- Объем внимания может измениться в зависимости от требования деятельности, которую выполняет человек.

-УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется прочностью и стабильностью удержания сознания на предметах в течение длительного времени. Поэтому это временная характеристика внимания. Устойчивость внимания развивается у человека в течение жизни и особенно развивается у тех людей, которые выполняют деятельность, где требуется это свойство.

- Пример – водители, операторы и т.д.

-КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется степенью сосредоточения сознания на объекте или предмете и отвлечением от побочных раздражителей. Можно сказать, что это характеристика помехоустойчивости психики человека. Многие виды деятельности, которые выполняет человек, требуют от него сильной концентрации внимания, требуют того, чтобы человек умел отвлечься от всего и выполнял только одну операцию, действие и т.д. Например, часовой мастер не сможет хорошо работать, если у него не будет сформировано это свойство внимания. Концентрацию внимания можно формировать, упражняясь в этом.

- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется способностью человека распределять свое сознание на несколько предметов одновременно. Это свойство обратное свойству концентрации внимания.

- Представьте себе занятие, которое ведет преподаватель, у которого ярко выражено свойство концентрации внимания и отсутствует проявление свойства распределения внимания!

- Что будет происходить?

- Представьте водителя, который не может распределить внимание на возникающие ситуации на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается у человека в течении жизни.

-ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется временем, которое затрачивает человек на осознанный перенос внимания с одного предмета на другой. Например, вы писали в тетради. А дальше нужно слушать рассказ преподавателя.

- Что необходимо сделать?

- Перенести сознание с тетради, письма в ней, на рассказ.

- Сколько времени затрачивается на такой перенос сознания?

- Во-первых, это зависит от индивидуальных особенностей человека, и в большей мере, от его темперамента. Например, сангвиник переключится очень быстро, а флегматик – медленно.

- Вы встречались с такой ситуацией? Приведите примеры.

Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик. Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она очень медленно встает, идет и начинает делать, в результате – конфликт.

В основе его лежит различие в переключении внимания.

- Во-вторых, переключение внимания зависит от возраста человека. Маленькие дети могут переключаться с одной деятельности на другую 10 и более секунд.

Время переключения внимания, бесспорно, уменьшается у человека в течении жизни, но нужно понимать, что оно будет различно в связи с различием в темпераментах людей.

-КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим содержанием от переключения тем, что его обусловливает неосознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Поясним это на простом примере. Вам предлагается рисунок усеченной четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое внимание на центре пирамиды.

- Что вы замечаете? Одно время в поле зрения будет усеченная пирамида, затем в поле зрения появится “коридор”. Если вы будете смотреть на рисунок долгое время, то заметите очередность смены объектов в поле сознания.

- Какой механизм лежит в основе колебания внимания? Колебание внимания обусловливается физиологическими механизмами, т.е. особенностями работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что клетки мозга работают попеременно – часть клеток работает, часть находится в заторможенном состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы клеток в зрительном центре коры головного мозга будет меняться фон и предмет воспринимаемого объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.

С другой стороны, время колебания внимания будет отличаться у различных людей, в связи с особенностями работы нервной системы. У одних людей смена фона и предмета восприятия будет происходить быстро, у других – медленно. Это свойство изменить человек не может, так как оно определяется силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.

- Давайте повторим все свойства внимания.

- Теоретически мы познакомились со всеми свойствами внимания, а сейчас проведем практическую работу на переключение и распределение внимания, сыграем в игру на концентрацию слухового внимания.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Тема: Изменение времени переключения внимания

Оборудование: Таблицы для исследования переключения внимания, секундомеры.

Ход работы: Учащихся необходимо разбить по парам, где один – испытуемый, другой – экспериментатор.

  1. показать на таблице ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25;
  2. показать римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I;
  3. показать попеременно арабские цифры в возрастающем, а римские в убывающем порядке.

Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор засекает время каждого показа и следит за правильностью его выполнения. Данные заносятся в протокол.

Таблица для исследования времени переключения внимания

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

Педагог-организатор

Карачина Антонида Ивановна

Методы оценки внимания младшего школьника

Понятие внимания

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается. Мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность . Поэтому в каждом из процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании . Внимание – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Важнейшая особенность внимания: оно не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов – восприятия, памяти, мышления. У внимания, в отличии от этих процессов, нет собственного результата деятельности. Если результатом процесса восприятия является некий образ предмета, явления; результатом процесса мышления – решение задач, проблем; то у внимания нет продуктов его деятельности. Без внимания невозможно успешное выполнение никакого дела.

Итак, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Виды внимания

Психологи выделяют три вида внимания:

Непроизвольное или пассивное, внимание связано с рефлекторными установками. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

Произвольное или активное, внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер . В произвольном внимании присутствует такая черта, как волевая операция.

Постпроизвольное внимание , появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилия воли, так как поддерживается интересом к ней.

Основные свойства внимания

К характеристикам внимания относят его селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Селективность, или избирательность, внимания характеризует его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно сужается.

Объем внимания , измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7-9 стимулов, или элементов.

Для определения объема внимания до сих пор пользуются главным образом тахистоскопическим методом. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Способность к распределению внимания весьма упражняема.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости.

Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения у разных людей различна.

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрированности внимания.

Концентрированность внимания – означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Внимание – проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание выражает не только объем сознания, но и его уровень.

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, исходя из этого можно различать разные типы внимания:

Широкое и узкое внимание, в зависимости от их объема;

Хорошо и плохо распределяемое;

Быстро и медленно переключаемое;

Концентрированное и флюктуирующее;

Устойчивое и неустойчивое.

Развитие внимания

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

Но основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств, а также в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. В дальнейшем, в период игрового обучения, произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности.

Методы оценки внимания младшего школьника

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее как минимум за год до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно-обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях, можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств.

Методика определения устойчивости внимания учащихся

Каждому испытуемому предлагался лист, заполненный фигурами с различными значками в верхних фигурах. Попросила расставить такие значки по всему листу. Дети 11 лет потратили время на это задание от 6 до 7 минут.

Потратила на выполнение задания 6 минут. Но выполнила задание очень небрежно, допустила ошибки. Внимание у Юли не устойчивое. Во время выполнения задания отвлекалась. Девочка не усидчива.

Потратила на выполнение задания 6 минут. Сделала одну ошибку. Была очень сосредоточена, усидчива. Внимание устойчивое.

Методика определения распределение внимания учащихся

Саша был внимателен, распределение внимания у него очень хорошее. Все удары карандашом посчитал правильно. При этом текст рассказа пересказал правильно.

У Маргариты распределение внимания хорошее. При пересказе текста, она правильно посчитала удары карандашом и ни разу не ошиблась.

Вероника один раз допустила ошибку. При более большом интервале между ударами карандашом сделала ошибку при подсчете ударов. Распределение внимания не очень хорошее.

Распределение внимания у Юли плохое. Допустила три ошибки, пересказывая текст, не слушала удары карандашом и соответственно называла неправильное число ударов.

Люда не допустила ошибок. Была внимательна, собрана. Текст пересказывала правильно, количество ударов карандашом называла точно. Распределение внимания хорошее.

Методика определения переключаемости внимания учащихся

Предложила детям нарисовать треугольники основанием вверх по три строки. Далее попросила испытуемых нарисовать по 6 строк треугольников, чередуя их поочередно: основанием вниз, основанием вверх.

Испытуемые затратили на выполнение задания от 2 до 6 минут 15 секунд

Саша потратил на выполнение задания 5 минут 30 секунд. Мальчик не сделал ни одной ошибки. Переключаемость внимания хорошее. Старался, Не отвлекался.

Рита затратила на выполнение задания 2 минуты. Тест выполнила быстрее других испытуемых. Задание выполнила с ошибками, очень небрежно, спешила. Переключаемость внимания не очень хорошее.

Вероника затратила на выполнение задания 6 минут 15 секунд. Задание по времени, среди других детей, самое большое. Но тест выполнила с ошибками, небрежно, отвлекалась. Из чего можно сделать вывод, что переключаемость внимания у девочки плохое.

Юля потратила на выполнение задания 5 минут. Сделала одну ошибку. Была не очень сосредоточена. Переключаемость внимания не очень хорошее.

Люда потратила на выполнение задания 3 минуты. Девочка не сделала ни одной ошибки, старалась. Была внимательна. Переключаемость внимания, очень хорошая.

Рассмотрим теперь в совокупности все те особенности внимания, а именно – устойчивость, распределение и переключаемость, которые мы тестировали у детей.

Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - очень хорошее

Переключаемость внимания - хорошая

1. Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - хорошее

Переключаемость внимания - не очень хорошая

1. Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - не очень хорошее

Переключаемость внимания - плохая

1. Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - плохое

Переключаемость внимания - не очень хорошее

1. Устойчивость внимания - хорошее

Распределение внимания - хорошее

Переключаемость внимания - очень хорошая

Прослеживается взаимосвязь особенностей внимания. В целях поддержания внимания на уроке педагог должен учитывать такие особенности внимания, как устойчивость, распределение и переключаемость, сосредоточенность и развитие их.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

С.П. Рубинштейн. Основы общей психологии., Питер,1999.

Н.Н. Данилова. Психофизиология., М., 1998.

В.С. Мухина. Детская психология., М., 1985.

О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова., Внимание школьника., М., 1987.

М.Безруких, С. Ефимова, Б. Круглов. Почему учиться трудно ? , М., 1995.

Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гашезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик/, М., 1984.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 190
  • КНИГИ 663 285
  • СЕРИИ 25 510
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 187

Глава 1 Введение в психологию

1. Психология как наука

Происхождение Своим названием и первым on-

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие,стала символом души, ищущей свой идеал.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Введение в психологию

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

1.1. Задачи и место психологии в системе наук

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его

центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

1.2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.


Презентация включает в себя определение понятия "внимание", его свойств, а также набор упражнений,способствующих развитию внимания, которые можно применять на всех уроках.

Содержимое разработки

Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьников Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ №3 Юрова Марина Валерьевна

Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьников

учитель начальных классов

Юрова Марина Валерьевна

 Актуальность Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, особо актуальна .

  • Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, особо актуальна .
  • Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих(свойств внимания) По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Раздражители, действующие на человека

Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий.

  • 1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности
  • 2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности
  • 3. Привычные условия работы

послепроизвольное внимание.

Различают пять свойств внимания:

О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ

О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ.

  • способность управлять своим вниманием не зависит прямо от того, насколько развиты у школьника свойства внимания. И при объек­тивно слабых свойствах внимания ученик может непло­хо им владеть. Однако в этих случаях, по-видимому, все управление сводится главным образом к постоянно во­зобновляемым усилиям поддерживать свое рассеиваю­щееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю.

Такая работа должна вестись по двум направлениям :

  • 1.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
  • 2.Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

методика развития внимания опирается на следующие принципы:

  • 1.деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
  • 2.психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
  • 3.сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
  • 4.индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
  • 5.последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
  • 6.поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
  • 7.цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

Упражнение "Запрещенная буква"

Птица - не птица.

Упражнение на увеличение объема внимания

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания. Корректурное задание. Игра

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение на тренировку избирательности внимания.

Методики для тренировки переключаемости и распределения внимания

ЯФОУФСН КОТ ПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫ МЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛ РАК ГДЗП МЫЛО АКМНПРС ТУР

ФР ШУБА ТВГДИЖСЯИУ МАМА ЦПЧУЩ МОРЖ

БРПТЯЖЭЦ БУРАН СГЛЮГБЕИО ПАЛКА ФС ТУЧА

АОС МЕТЛА ОУЖЕЛА АВТОБУС ИОХПС ЯЗВА Ж

 Заключение Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.

  • Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов.
  • Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.

Немецкий писатель и мыслитель Гёте писал:


-75%


Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учителя в организации процесса обучения школьников, которое дает возможность педагогу внедрять правильное руководство учебным процессом, позволяющим направлять учебный и методический материал на развитие и коррекцию свойств внимания. Выявлена и обоснована необходимость развития свойств внимания у школьников.

Ключевые слова: внимание, интенсивность внимания, колебание внимания, устойчивость внимания, виды внимания.

Внимание среди других психических явлений играет особую роль и представляет собой психофизическое состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Традиционно внимание понимается не как отдельный психический процесс, а как конкретная сторона психических процессов, которая направляет и сосредотачивает сознание на объектах, требующих высокий уровень интеллектуальной и двигательной активности [6, с. 437].

Внимание обеспечивает организацию всей психической деятельности, в частности:

 обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации;

 выборочную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности;

 направленность и избирательность познавательных процессов.

Ученые по-разному определяют место внимания среди других психических явлений, но большинство склонны считать, например С. Л. Рубинштейн, что внимание — динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. П. Я. Гальперин определяет внимание как автоматизированное действие контроля.

Объемный поток информации, который влияет на человека, он не может организованно воспринимать, если заранее не осуществит соответствующий отбор наиболее существенной информации, которая должна дойти до сознания. Под направленностью психической деятельности понимается не только выбор деятельности, но и сохранения этого выбора в течение определенного времени. Вызвать внимание учащихся на уроках не так уж и трудно, труднее сохранить его в течение всего занятия. Для этого учителю следует применять различные активизирующие приемы [3, с. 134].

По характеру направленности внимание можно разделить на внешненаправленное (перцептивное), объект которого находится во внешнем мире, и внутреннее, направленное на собственные ощущения, мысли, переживания [6, с. 240]. Классик психологии внимания У. Джеймс выделял следующие виды внимания:

Во-первых, внимание может быть обращено на что-то либо в соответствии с нашими целями и задачами (произвольно), либо, если стимул интенсивен или привлекателен, само по себе, помимо нашего желания (непроизвольно).

Во-вторых, любой объект, на который мы обращаем внимание, интересен нам либо сам по себе, либо только лишь в связи с чем-то: допустим, с решаемой задачей или с нашим прошлым опытом и воспитанием. На то, что интересно само по себе, человек обращает внимание непосредственно. На все остальное оно может быть обращено только опосредованно, путем установления связи с чем-то, что для человека важно или привычно.

В-третьих, любой объект внимания либо относится к разряду собственных, внутренних воспоминаний, мыслей и переживаний познающего субъекта, либо находится снаружи, в окружающем мире [5, с. 352].

Заметим, что учеными многих стран были проведены важные исследования развития внимания у школьников. Они позволили выявить общие тенденции развития внимания в целом и, в частности, некоторых ее свойств. Детальный анализ результатов исследования показал, что хотя общие тенденции развития внимания почти совпадают у исследователей, но прослеживаются и различия в характеристиках малых групп учащихся. Остаются непонятными причины этих различий.

Внимание характеризуется рядом свойств:

– объем внимания, характеризуемый количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия.

– переключение (гибкость) внимания — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо в переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой.

– устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении;

– оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [6, с. 240].

Свойства внимания П. Я. Гальперин делит на первичные и вторичные. К первичным свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно охватить вниманием за короткий промежуток времени.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что в учебной деятельности следует учитывать особенности объема внимания учеников и не перегружать их сознание второстепенной информацией. Учитель, объясняя определенный вопрос, должен показать ученикам внутренние связи между изложенными мыслями, что будет способствовать расширению у них объема внимания [4, с. 159].

Устойчивость внимания — временная характеристика, которая определяется продолжительностью сохранения целенаправленного внимания на определенном объекте или виде деятельности. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности человека в течение длительного времени. Интенсивность внимания характеризуется большими затратами нервной энергии при выполнении какого-либо вида деятельности. Во время любой работы моменты слишком напряженного внимания передаются с моментами ослабления внимания. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью процессов возбуждения в отдельных частях коры головного мозга при одновременном торможении других частей.

Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенной называется внимание, направленное на какой-то один объект или вид деятельности и не распространенный на другие. Именно сосредоточенность является необходимым условием осмысленного усвоение информации поступающей в мозг, при этом отражение ее становится четким и ясным.

Распределение внимания — это способность человека одновременно удерживать в центре внимания определенное количество объектов, то есть это одновременное внимание к двум или более объектов или видов деятельности. Оно невозможно, когда оба вида деятельности требуют занятости одних и тех же анализаторов или одновременно высокого уровня сознания. Распределение является необходимым условием для успешного выполнения нескольких видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций [5, с. 246].

К вторичным свойствам внимания относятся переключение и колебание внимания. Переключение внимания проявляется в произвольном перемещении человеком внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. В зависимости от ситуации перемещение внимания может быть полной или частичной, легкой или тяжелой. При необходимости это происходит 3–4 раза в секунду. Внимание переключается легче, когда существует связь между предыдущим и последующим видами деятельности, если следующий вид деятельности интереснее предыдущего, а также при условии, что предыдущий вид деятельности полностью завершен. При других условиях переключение внимания происходит медленно и с определенными трудностями. Это свойство означает возможность быстро ориентироваться в сложных ситуациях.

Колебания во внимании проявляются в периодическом изменении объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличается от изменений устойчивости внимания, поскольку, изменения устойчивости характеризуются периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть при сосредоточенной и устойчивой видах внимания. Периодичность колебания можно проследить при рассмотрении двойных изображений, периодическая смена объектов является примером колебания внимания.

Успеваемость учащихся зависит от многих факторов. Поэтому заметим, что успешность в учебной деятельности зависит от развития внимания, однако качество организации учебной деятельности учащихся также является важным фактором ее развития. И. Гербарт считает, что у младших школьников слабое произвольное внимание. Педагог должен овладеть внимаем учащихся. Для этого необходимо подавать материал ярко и эмоционально насыщенно. Теоретические основы и положения о структуре внимания, его сущности, свойствах дают возможность педагогу внедрять правильное руководство учебным процессом, которое позволяет ему направлять учебный и методический материал на развитие и коррекцию свойств внимания.

Таким образом, знание структуры внимания дает педагогам возможность управлять вниманием учащихся в учебном процессе и способствовать ее развитию.

Основные термины (генерируются автоматически): внимание, вид деятельности, интенсивность внимания, колебание внимания, вид внимания, устойчивость внимания, учебный процесс, методический материал, необходимое условие, правильное руководство.

Читайте также: