Сколько граждан армении живут за пределами армении

Обновлено: 30.06.2024


Переселение армян в Закавказье в XIX — ХХ веках (употребляется также термин репатриация армян [2] [3] ) — процесс переселения армянского населения из Ирана и Турции (в XIX и начале XX вв.) в Закавказье, на территории Эриванской, Елизаветпольской, Бакинской и Тифлисской губерний Российской империи [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] , а также армян из диаспоры в Армянскую ССР (XX век).

В частности, численность армянского населения Еревана и прилегающих территорий исторической Айраратской провинции Армении (при персидском владычестве составляющих территории Эриванского ханства) возросла с 20 % в 1828 году [16] [17] до 98 % в 2001 году [18] .

Содержание

Процесс оттеснения армянского населения с территории Закавказья


Армяне являются древними жителями территории современной Армении, а долина Аракса — центром исторической армянской государственности. Именно там находились столицы Великой Армении, а в средние века также Багратидской Армении — Ервандашат, Армавир, Арташат, Вагаршапат (также духовный центр), Двин и Ани. Все эти города являлись ключевыми областями развития древенармянской культуры.

Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков — предков современных тюркских народов Малой Азии и Закавказья, а также Балкан. Нашествие сельджуков привело к эмиграции значительной части армян. С этого момента на Армянском нагорье и в Закавказье в частности начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. Новая волна нашествий тюрок на Армению связана с татаро-монгольским нашествием, затем с Тимуром. При этом все большее число армянских земель отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. [19] [20] Однако еще в эпоху татарского нашествия Марко Поло отмечал преобладание армян на всей территории исторической Армении, от Сиваса до Мугани. [21]



Покровительство армянам со стороны российских монархов

Важность переселения армян в Закавказье отмечал в своих указах Пётр I, который и положил начало данному процессу. Ещё в своем указе Сенату, изданном 2 марта 1711 года:

Пётр Великий повелел оказывать Персидским Армянам свое покровительство и предоставлять им все возможные выгоды, чтобы привлечь их в Россию [27] .

Другое постановление Петра I — от 28 января 1717 года, стало основанием для имперского руководства, для переселения в Российские пределы армян из Османской Империи. В указе…

на имя богатого, и пользовавшегося уважением Смирнского купца Петра Абро открывался путь в Россию Армянам жившим в Турции. [27]

Переселение армян в пределы России также началось при Петре I.

Многие тысячи Армян, во дни Петра Великого, оставили Персию, Польшу, Турцию и переселились в Россию, содействуя ее обогащению торговлей, промышленностью и земледелием. [27]

Из писем и инструкций Петра I 1724 года:

Тщиться всяким образом чтоб Армян призывать и иных христиан, ежели есть, в Гилянь и Мазендарань и ожилять, а басурман зело тихим образом, чтоб не узнали, сколько возможно убавливать, а именно Турецкого закона. [28]

Переселения армян в XIX веке

Переселение армян в Закавказье после Туркманчайского мира



Пятнадцатая статья Туркманчайского мирного договора разрешала в течение года армянам — подданным Персии переселиться на территории севернее реки Аракс, которая согласно договорам 1813 года (Гюлистанский мирный договор) и 1828 года (Туркманчайский мирный договор) стала новой русско-персидской границей. Эта статья положила начало иммиграции армян в Закавказье. Статья гласила:

Сверх того, будет предоставлен тем чиновникам и жителям годичный срок, считая от сего числа, для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские, для вывоза и продажи движимого имущества, без всякого со стороны правительства и местных начальств препятствия и не подвергая продаваемые или вывозимые сими лицами имущества и вещи какой-либо пошлине или налогу. [33]

Армяне, воодушевленные вызовом полковника Лазарева, на крыльях усердия и любви летели к полкам русским и оказывали важнейшие услуги…Многие из армян… простерли братские объятия к русским воинам, извещали их о каждом движении неприятеля, служили им проводниками и действовали на поле битвы. [34]

Руководить организацией этого переселения было поручено Л. Е. Лазареву. Это было сложное дело, так как персидское правительство, поняв, как много оно теряет с уходом тысяч переселенцев, тайно запретило покупку недвижимости у переселяющихся. Персидские чиновники и поверенные Ост-Индской английской компании всячески запугивали их. Мусульмане осыпали переселенцев-христиан проклятиями и швыряли камнями. Лазарев составлял списки переселенцев, снабжал беднейших деньгами. Понимая, что несмотря на годичный срок, после ухода русских войск все усложнится во много раз, Лазарев спешил и в три с половиной месяца более восьми тысяч семейств (около сорока тысяч человек) перешло за Аракс [35] . 26 июля 1828 года в письме от Карлу Нессельроду, в то время вице-канцлеру и управляющему министерством иностранных дел, Грибоедов отмечал:

Армянский архиепископ Нерсес, прибывший из Эчмиадзина, говорил мне много насчет переселения 8000 семейств армян, которые пришли из-за р. Аракс, чтобы поселиться в наших провинциях; вследствие этого Марага, Салмаст и Урмия, почти обезлюдили, что для Аббас-Мирзы, согласно финансовому вычислению персов, составляет потерю в 100.000 туманов ежегодного дохода или 4 курура капитала; это его чрезвычайно огорчило. [36]

Это были армянские семьи армян из Табриза, Мараги, ханств Салмасского, Хойского, Урмийского. Большинство переселенцев поселилось на территориях ханств Эриванского, Карабахского и Нахичеванского. [37]

В рапорте главнокомандующему российской армией на Кавказе графу Паскевичу Грибоедов резко критиковал, по его мнению, некомпетентность властей, непосредственно осуществлявших переселение, и проистекавший отсюда беспорядок:

При этом Грибоевдов, однако, признавал, что при раздаче переселенцам денежных пособий хотя и наблюдается беспорядок (бедным не додается, богатым дается слишком много), но сознательных злоупотреблений нет.



Генерал-фельдмаршал граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский, завоеватель Эривани и Нахичевани. Джон Бадделей описывал, что армию Паскевича, при возвращении из Турции в Закавказье, сопровождало около 90 тысяч армянских мигрантов. [39]

В Нахичеванской области нашел я еще более беспорядка и притеснений от переселения армян, нежели в Эривани. Вашему сиятельству известно, как скудна прежними жителями и как небогата сия провинция. Здесь армянам, пришельцам, лучше, нежели в ином месте, где я их встречал; но брожение и неудовольствие в умах татарских доходит до высочайшей степени. … Очень легко может случиться, что они в отчаянии бросят свое хозяйство и имущество, и тогда напрасно мы это будем приписывать персидским внушениям, как это недавно случилось при бегстве садаракцев. [40]

Нижеподписавшиеся почитают долгом при сем коснуться состояния армян, вновь перешедших в российские пределы из-за Аракса. Многочисленная сия эмиграция, хотя побужденная словами Тюркменчайского трактата, но при подписании оного никак не могла быть предвидена. Стечение обстоятельств, в отношении к тому предмету побочных, как-то: продолжительное занятие нашими войсками Хойской провинции и т. п., немало сему способствовало. Исполнена же она была в первые четыре месяца по замирении; ничего не было и не могло быть приготовлено к их принятию. Для сего денежных пособий недостаточно; собственное их незнание края, для них нового, может быть для них гибельно; перемена воздуха из знойного в суровый, при возвышенной полосе наших областей и наоборот, все сии затруднения могут еще продлиться. [41]

Несколько времени после заключения Туркманчайского трактата (10 февраля 1828 года), по которому Армянская область была присоединена к России, большая часть магалов Эриванской и Нахичеванской провинций оставалась более года без жителей, которые во время войны укрывались в соседних турецких пашалыках и в неприступных горах Армянской области. В 1828 году, когда армяне, обитавшие в Азербайджане, получили позволение переселиться в пределы наши, частые их партии начали переправляться через Аракс и заняли все пустопорожние деревни, которые встречались им на марше — таким образом разместились они и завладели домами, землями, садами, мельницами коренных жителей, которые начали постепенно возвращаться только с 1829 года. Но найдя жилища свои в руках других хозяев, они просьбами и разными убеждениями склонили армян дозволить им занять небольшие участки самых невыгодных земель их селений и строить себе дома. Другие удалились в горы, и в верхней и средней полосах устроили вовсе новые селения. [46]

Не все кавказские армяне принадлежат к коренным жителям края. Со времени водворения русской власти на Кавказском перешейке, под защиту ее несколько раз переселялись армяне персидские и турецкие. [50]

Организатор переселения армян, Лазарев, писал в отчете по завершении своих действий

Вместо пустынь, покрывающих теперь поля древней великой Армении, возникнут богатые селения, а может быть, и города, населенные жителями промышленными и трудолюбивыми [51]

Переселение армян после Адрианопольского мира

После заключения в 1829 году Адрианопольского мирного договора между Российской и Османской империями и установления новых границ армяне, оставшиеся в Турции, стали перемещаться в более безопасное российское Закавказье, мусульманское же население двигалось в противоположную сторону. В результате войны к России отошел Ахалцихский пашалык, преобразованный в составе России в Ахалцихский и Ахалкалакский уезды Тифлисской губернии. Новозавоёванная территория была населена в основном грузинами, а также турками, азербайджанцами, курдами. С 1829 года начался массовый отток мусульманского населения бывшего пашалыка на территорию Турции. Освободившиеся места были заняты примерно 30-ю тыс. армян, переселенных из Эрзурумского и Карского пашалыков. [55] [56] В следующем 1830 году еще примерно 45 тыс. [57] армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились на землях на юго-востоке озера Севан. Часть переселенцев водворили в сёла губернии — Гюмры и многие другие. [57] Часть азербайджанцев и курдов, составляющих ранее большинство населения области эмигрировали в Турцию и Персию. Ричард Хованесян относительно переселенцев из Турции пишет, что из 7300 семей из Эрзерума, большинство поселились в Ахалцыхе, а большинство армянских иммигрантов из Карса и Баязеда, поселились в районах Еревана и Карабаха. [58]

Число жителей этих областей, с 1828 по 1830 года, увеличилось новыми поселенцами. Паскевич вывел в это время из Эрзурума, Карса, Баязеда и Топрак-Кале 90 тыс. армян; из Персидских городов Хоя, Салмаса, Урмии, Табриза и Маку до 40 тыс. Посредником в деле переселения этих армян был избран Главнокомандующим Полковник Лазарев. [66]

Согласно Худабашеву в 1859 году армянское население в Закавказье (в Армянской области, Грузии и Ширване) составило 500 тысяч человек. Другие Российские историки — современники переселений 1828—1830-х гг. В. Потто и С. Глинка также подтверждают эти цифры в своих работах посвященных переселению армян из Персии и Турции в Закавказье. [67] По данным Энциклопедии Британника, войны России против Ирана и Турции в XVIII и XIX веках привели к большой иммиграции армян в закавказские провинции России и саму Россию. Армяне селились в Ереване, Тбилиси, Карабахе, Шемахе, Астрахани и Бессарабии. [68]

К 1832 году численность армянского населения Эриванской губернии, ранее составлявшее не более 20 % общего населения, достигла 50 % [69] . По словам современника событий, немецкого путешественника барона Хакстаузена, по окончании Русско-персидской и Русско-турецкой войн начала XIX века в Закавказье переселилось более 110 тысяч армян из Персии и Османской империи. [70] Также по его словам, от одной трети до половины 300-тысячного населения Армянской области составляют переселенцы из Персии и Турции [71] .

Русско-Турецкая война 1877—1878 годов и переселения армян в Закавказье

Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. По результатам русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Российская империя одержала победу над османской Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года — 1890—1891 года из области были выселены более 31 тыс. мусульман, [57] места которых заняли армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение армян из этих районов в Батумскую область продолжились вплоть до начала XX века. В 1894—1895 годах большое число армян поселилось на черноморском побережье Грузии — вплоть до Сухуми. Благодаря переселениям после русско-турецкой войны, армяне начали составлять доминантное большинство в Эриванской губернии, однако в самом городе Эривани они составляли меньшинство вплоть до начала XX. [29] Как отмечает Рональд Григор Сюни, самым важным результатом русского завоевания Закавказья и дальнейших миграционных процессов стало создание компактного армянского большинства на небольшой части их исторической родины [72]

Переселения армян в XX веке

Геноцид армян и его роль в переселении армян в Закавказье







Генерал Андраник — армянский национальный герой, спасший и переселивший в Зангезур 30 тыс. армянских беженцев из Турции, и изгнавший значительную часть мусульманского населения региона. [77]

В 1918 году при отступлении отрядов Андраника с территории Турции в Зангезур переселилось более 30. тыс. армянских беженцев из восточной Анатолии, в основном из Муша и Битлиса. Часть армянских беженцев из Турции осталась в Зангезуре, тогда как многие другие были переселены в регионы Еревана и Даралагеза, где они заменили мусульман, изгнанных при участии отрядов национального героя Армении - Андраника, с целью сделать этнически однородными ключевые регионы армянского государства [77] . Например в Зангезуре из 71,2 тыс. азербайджанцев (51,7 % — согласно данным 1897 года) в 1922 году осталось лишь 6,5 тыс. человек (10,2 % населения всей области). [78]

Территориальные претензии Сталина к Турции и переселение заграничных армян в Армянскую ССР

В середине XX века началась репатриация армян в Армянскую ССР. 7 июня 1945 года министр иностранных дел СССР Молотов выдвинул на встрече турецкому послу в Москве требование о пересмотре советско-турецкой границы. Для обоснования этих претензий сразу же после завершения конференции в Ялте советское руководство во главе со Сталиным инициировало увеличение состава населения Армянской ССР и начало переселение армян из за рубежа на территорию Армении. [79] В 1945 году новоизбранный армянский католикос Геворг VI направил письмо Сталину с выражением поддержки политике Сталина по репатриации армян диаспоры в Армянскую ССР и возвращению армянских земель в Турции. [80] Это было частью общественной кампании направленной на создание гуманитарного обоснования территориальных претензий к Турции инициированной Сталиным [81] [привести цитату] .

Итоги переселений и изменений демографической карты Закавказья

Переселения и иммиграции армян в Закавказье имели большое историко-политическое значение как для армян, так и для других народов, населяющих регион. В общей сложности на эти земли было переселено или иммигрировало добровольно около 1 миллиона армян. Замена азербайджанцев и курдов армянскими поселенцами проходила в основном мирно, кроме эпохи 1918—1920 и 1988—1989 годов, когда она сопровождалась межнациональными столкновениями [85] [86] ; в сталинские времена она осуществлялась с помощью мер государственного принуждения [87] [88] Также в Армении были заменены тюркские топонимы на армянские [89] — процесс, закончившийся в 2007 году [90] .

Мнение Шнирельмана о проблеме переселении армян в официалной пропаганде Азербайджана

См. также

Примечания

After his unanimous election Gevork VI sent a letter to Stalin supporting the repatriation of diaspora Armenians and the return of Armenian lands in Turkey. But the advent of the Cold War and Turkeys integration into the Inked Slates-led Western alliance made any border change impossible.

After his unanimous election Gevork VI sent a letter to Stalin supporting the repatriation of diaspora Armenians and the return of Armenian lands in Turkey. But the advent of the Cold War and Turkeys integration into the Inked Slates-led Western alliance made any border change impossible.

Фото ©REUTERS

Фото ©REUTERS

"Где хлеб - там и дом". Это, пожалуй, коронная фраза любого армянина, проживающего за пределами родины.

Трудно поверить, что в Армении нет своего "хлеба". Благодатный край, плодородная земля, мягкий климат… На первый взгляд Ереван - европейский город с элитными домами в центре, модно одетыми людьми. В кафе и ресторанах здесь непросто отыскать свободные столики, в салоны красоты - очереди за несколько дней вперед. По вечерам ереванцы выходят на Северный проспект (местный Арбат) и неспешно выгуливают лучшие наряды.


В центре Еревана - одни новостройки

Ереван не раз попадал в мировые рейтинги самых безопасных городов мира. Здесь очень мало краж, разбоев, можно спокойно гулять и по ночам, нет пьяных (нет и никогда не было вытрезвителей), потерянные вещи всегда возвращают их владельцам, а дети могут гулять одни в своих дворах.
В общем, здесь все условия для благополучной жизни, так почему же не живут, почему массово эмигрируют, ищут лучшее?! Туристы недоумевают: бедностью в Армении и не пахнет, зато многие ее граждане уехали из страны с жалобами на "тяжелую жизнь". Ответы находишь в более близком знакомстве с армянскими семьями.

- Мы живем так хорошо только благодаря родственникам за границей, - делится Элеонора Погосян. - У меня в России муж и сын, организовали в Благовещенске строительный бизнес. Я, дочери и родители мужа не работаем. Нам хватает заработков наших мужчин. Муж с сыном приезжают зимой - в холодное время года в России практически нет заказов.

О своей занятости Элеонора не беспокоится - незачем, да и негде. Безработица в Армении достигает 30 процентов.

- Может быть, открою салон красоты - он всегда рентабелен. Девушки у нас из дома без укладки и маникюра не выходят, любят разные процедуры, в моде контурная пластика… - откровенничает собеседница.
- Откуда такие возможности? -перебиваю я ее мечтания. - Говорят, Армения - на грани нищеты.
- Как откуда?! У всех есть родственники за бугром, которые помогают. Нашему народу свойственно помогать друг другу. Если правительство не предоставляет работы, надо находить выход!


Салоны красоты в Ереване - в каждом свободном помещении

Тема массовой миграции населения из Армении с каждым годом становится все более актуальной. Даже президент страны Серж Саргсян не раз признавался, что вопрос эмиграции является для Армении одним из самых болезненных и острых и волнует его больше остальных проблем. Удивительный факт - в Армении официально около 3 миллионов граждан (неофициально - осталось всего 2 миллиона), а во всем мире - почти 8 миллионов армян.

По статистике, 80 процентов армян уезжают в страны СНГ . 15 процентов отправляются в Европу и около 5 процентов - в США.
В Казахстане официально около 25 тысяч армян, неофициально эта цифра достигает 60 тысяч человек. Конечно, в основном это армяне, чьих предков переселили в далекие степи во время сталинских репрессий. В нашу страну армяне не эмигрируют, некоторые "для приличия" лишь интересуются, спрашивают о возможностях открыть собственное дело, об уровне коррупции (в Армении с этим сложно), о средней заработной плате. После произошедшей в Казахстане девальвации мигрантам и вовсе невыгодно наше государство - на родине родственники ждут от них доллары, а не тенге.


Памятник книге в Ереване. Детям с пеленок пытаются дать самое качественное образование, готовя таким образом к отъезду за границу.

Чтобы следить за всеми представителями своей нации, в Армении в 2008 году было создано Министерство диаспоры. Официально заявляется, что цель министерства - "укрепление связей диаспоры и родины, содействие сохранению армянства, осознание национальной идентичности, передача традиций из поколения в поколение, сохранение родного языка в армянских общинах, выявление и использование потенциала армян в развитии экономики Армении". Кстати, на гражданство армян никто на исторической родине внимания не обращает, главное - национальность и, конечно, финансовая помощь.

Без трудовых мигрантов экономика Армении давно бы потерпела крах. По данным Международного валютного фонда, только за последние несколько лет банковские переводы составили 16 процентов от ВВП страны. Финансовые поступления из-за рубежа от мигрантов, по данным Всемирного банка, составляют почти 2 миллиардов долларов ежегодно - цифра, сопоставимая с госбюджетом Армении. Армения входит в число 15 стран мира, экономика которых держится за счет трансфертов.
Существует даже всеармянский международный фонд "Айастан", пожертвования куда делают представители армянства со всего мира. С 1992 года фонд собрал более 160 миллионов долларов на реализацию проектов и программ внутри Армении. Вот так и живут: добились успехов сами - помогают оставшимся на родине.

Между тем, если так пойдет дальше, Армения может совсем опустеть. Демографы уже бьют тревогу: в детские сады некому ходить, а в школы принимают ребят с пяти лет - надо формировать новые классы! Мужчины уезжают, в стране остается все больше одиноких незамужних женщин, которым просто-напросто не хватает пары. Замужние дамы отказываются в нестабильных условиях рожать второго ребенка, во многих семьях лишь один продолжатель рода. Руководитель независимого социологического центра "Социометр" Агарон Адибекян прогнозирует, что происходящая экономическая миграция приведет к тому, что в середине века в Армении будет проживать 1-1,5 миллиона человек.

Речь идет не только о количественном, но и качественном сокращении народонаселения - идет мощнейший отток мозгов. 97 процентов - трудоспособные граждане, в основном молодые мужчины. Уезжают хорошие врачи, сильные программисты, ученые и педагоги, и все - со знанием иностранного языка. Люди едут без страха, ведь в любой стране мира - большая диаспора армян, которая встречает своих соотечественников с распростертыми объятиями и на первоначальном этапе оказывает моральную и материальную поддержку.


Климат и природа в Армении располагают к хорошей жизни

Анаид Балаян - соседка по подъезду - на днях зашла попрощаться.
- Уезжаю на заработки в Москву, - говорит она. - Одна армянская семья позвала работать няней. Летом, когда моя работодатель была еще в положении, я приезжала к ним знакомиться, пожила у них несколько дней, понравились друг другу. Буду круглые сутки с новорожденным. Обещают платить по 1000 долларов в месяц плюс проживание и питание за их счет. Раз в две недели выходной. Оплатят и авиаперелет.
- Неужели в Москве не нашлось для них няни? - удивляюсь я.
- Может и есть хорошие няни, но родители хотят, чтобы с ребенком разговаривали только на армянском языке, русский и английский всегда выучит, а армянский забывать нельзя!

Недавно на слуху у всех было имя Давида Лемье - противника Геннадия Головкина в боксерском бою. Как оказалось, Лемье имеет ливанско-армянские корни, владеет группой языков, однако с дочерью разговаривает только на армянском языке. И это человек, который даже не бывал в Армении! В этом, наверное, и состоит "армянский феномен" - они уезжают навсегда, меняют гражданство, даже в имени и фамилии у них не остается национального следа, но не забывают родину и язык. Чувство их патриотизма зашкаливает.

Таких историй в Армении - тысячи, у каждой армянской семьи кто-то в Испании, в Австралии, Канаде… Уважаемый в Армении человек рассказывает о дочери и сыне, которые несколько лет живут и работают в США:
- Своих детей я никогда не жалел, с детства готовил к тому, что уедут. Да что скрывать - каждый желает своему чаду лучшей участи. С пяти лет - английский, уроки программирования. У обоих - обязательная музыкальная школа. Музыка очень хорошо развивает правое полушарие мозга, а когда в работе задействован весь мозг, человек становится очень умным и большего добьется в жизни.

Действительно, музыкальные школы в Ереване - в каждом районе, они бесплатны, посещаются наряду со среднеобразовательными школами, и у армян не стоит вопроса - отдавать детей на музыку или нет. В самом центре города - известный и популярный у туристов в Ереване памятник советскому композитору Арно Бабаджаняну. В свое время Бабаджанян тоже уехал на работу в Москву. И когда его спрашивали: "Где же вы все-таки живете - в Ереване или в Москве?", Бабаджанян отвечал: "Я живу в Ереване. А в Москве проживаю".


Памятник Арно Бабаджаняну в Ереване. Говорят, если подержаться за его нос, то добьешься таких же успехов, как и великий композитор.

Проходят годы и десятилетия, армяне все также объясняются в любви к своей родине, однако упорно продолжают покидать родину, прельщаясь более качественным образом жизни, перспективами и высокими заработками. Эту склонность к перемене мест, видимо, у них не отнять.

Читайте также: