Кто осуществлял приватизацию в 93 году

Обновлено: 19.05.2024

С 1991 по 1994 год я состояла в браке. В июле 1992 года, бывший муж выписался из нашей квартиры (получали он, я и сын), в октябре 1993 года, я приватизировала квартиру на себя. Сейчас он собирается подать иск о признании приватизации не действительной. Может ли бывший муж признать приватизацию совместно полученной квартиры недействительной (1993 год), если на момент приватизации он был выписан из неё?

Мой сосед бывший военный.. В 1992 году приехал в Саперное, но прописали только в 1993 году, потом его выписывают в 1994, что бы прописать в новую квартиру, но это сделали через год в 1995 году. Таким образом в архивной справке пробел - 1992 и 1994 года. Как доказать, что он не участвовал в приватизации, если по прописке у него есть пробелы.

Куда необходимо обращаться что бы получить спарвки об не участии в приватизации с 1991 года? С 1991 по 1993 родители проживали в одном месте потом с 1993 по 1994 в другом, а уже с 1994 на последнем месте жительства. Как получить справки в период 1991 по 1994 года? Елена Санкт-Петербург.

Собираю документы для бесплатной приватизации через суд комнаты в муниципальном общежитии в Челябинской области, г.Коркино. Я никогда не участвовал в бесплатной приватизации

С 1991 по 1993 я проходил службу в армии, с 1993 по 1996 жил и прописан в Коркино в частном доме, с 1996 по 1997 - жил и прописан в г Ачинске, Красноярского края, в частном доме у своей бабушки. (В 1999 году она продала дом) с 1997 по настоящее время - в муниципальном общежитии в Челябинской области, г.Коркино.

Вопросы: Как мне получить справку о неучастии в приватизации в период проживания в Ачинске?

На какой адрес высылать запрос?

Какие документы приложить к запросу?

В связи с законом о приватизации от 1991 года?

В связи с законом о приватизации от 1991 года?

Приватизация квартиры 1993 года. Договор передачи от 25 декабря 1992 года, свидетельство о собственности выдано в феврале 1993 года, в январе родился и был прописан ребенок.

Нарушены ли права ребенка на приватизацию?

В связи с законом о приватизации от 1991 года?

В связи с законом о приватизации от 1991 года?

В 1993 году приватизировали квартиру. В приватизации участвовали я, моя мама, мои сын и дочь/несовершеннолетние/. Приватизация общая/ без долей/. В 1997 году мама умерла. Недавно знакомые сказали, что после смерти мамы приватизацию надо было переделывать. Будте добры, ответьте на вопрос: нужно-ли мне переделывать приватизацию?

Военнослужащий проходил службу 1991-1994 в Грузии

1994-2003 Россия, Ростов-на-Дону

Квартиру получил от МО РФ в 1995 в

С 1995 постоянно проживаю в Ростов-на-Дону, в приватизации не участвовал

Приватизация квартиры будет через суд (так как входит в состав жилищного фонда МО).

Для приватизации требуется справка о неучастии меня в ней с 1991 г

Обратите внимание: с 1991-1994 года я не находился на территории РФ а проходил службу в Грузии. Этот факт могу подтвердить справкой с военкомата (копией выписки из моего Послужного списка), в РФ - прибыл в 1994 году

1. Где (как) получить в Ростове мне справку о неучастии меня в приватизации с 1991 г. (Или достаточно будет справки с 1994 года.

Подскажите, пожалуйста, хочу приватизировать квартиру. Нужно ли предоставлять справку о неучастии в приватизации, если в 1991-1993 годах я была прописана на Украине и являлась несовершеннолетней? В России я прописана с 1994 года. Паспорт получала в 16 лет в 1994 году на территории РФ.

Военнослужащий проходил службу 1991-1994 в Грузии

1994-2003 Россия, Ростов-на-Дону

Обратите внимание: с 1991-1994 года проходил службу в Грузии, на территории РФ не находился. Этот факт могу подтвердить справкой с военкомата (или копией выписки из моего Послужного списка)

в РФ - прибыл в 1994 году

Квартиру получил от МО РФ в 1995 в в Ростов-на-Дону.

Паспорт получил в 2003 году в Ростов-на-Дону и в нем только одна отметка о регистрации меня с 1995 г. в Ростов-на-Дону.

С 1995 постоянно проживаю в Ростов-на-Дону, , в приватизации не участвовал.

Приватизация квартиры будет через суд (входит в состав жилищного фонда МО).

Для приватизации требуется справка о неучастии меня в ней с 1991

1. Где я должен запросить справку в Ростове о неучастии меня в приватизации с 1991 г (или достаточно будет справки с 1994 года)

В 1995 году получил ордер (неслужебный) на вселение в трехкомнатную квартиру. Ордер выдавался на меня, жену и двоих дочерей 1984 и 1990 гр. В 1997 году ушел на пенсию. С 1997 года жена и дети выписались из данной квартиры и зарегистрировались в другом городе у родитей жены. В 2002 году жена скончалась. После открытия военного городка началась прватизация.

Вопрос: Могу ли я приватизацию осуществить только на себя? И нужны ли от детей заявления об отказе в участии в приватизации?

Такая ситуация, была приватизация в 1997 году, человек который хочет сейчас признать приватизацию недействительной выписался из этой квартиры в 1994 году. Потом на период приватизации в 1997 г. сидел в тюрьме, вышел в 2000 г. Может ли он сейчас по истечении 20 лет ее оспорить?

Мой муж с 1993 по 1994 года нигде не был прописан. Сейчас он с 1995 года прописан у родителей. Какие документы от него нужны для приватизации этой квартиры?

Тогда уточнение, приватизация прошла без меня в 1992 году с 1984 по 1997 год отбывал наказание в 1997 году прописан по этому адресу о приватизации узнал недавно всё это время от меня это скрывали можно ли оспорить приватизацию, и с какого момента исчисляется 10 летний срок для меня.. Учитывая то что 10 летний срок начинает течь не ранее 01 09 2013 года из фз 499 от 28.12.2016 года.

Объясните пожалуйста, чем отличается приватизация квартир до 1998 года и после 1998 года? И несовершеннолетние дети, вписанные в договор приватизации от 1993 года и не получившие свидетельства о собственности по достижению 18 лет, не имеют доли в квартире?

Имела ли право дочь вышедшая замуж в 1991 году, создавшая свою семью, участвовать в приватизации квартиры родителей (в квартире она оставалась прописанной). Приватизация проводилась в 1993 году.

Оформляю по доверенности приватизацию жилого помещения. Договорит приватизации подписан. При сдаче в МФЦ при приемки инспектор не приняла все документы. Приостановка. Донесла документы. Но одно из причин приостановки-неподтверждение неучастия в приватизации. С 1991 по 1994 год справки формы 9 собрала и неучастие запросила. С 1992 по 1998 и с 2000 по 2005 сидел в МЛС. Справка с мвд запрошена со всеми периодами. В 2006 получил жильё по договору соцнайма. Его и приватизируют. Получается не закрыта два периода. 1999 год и 2006. Может необходимо донести в Росреестра ещё какие то документы, чтоб не было отказа.

Скажите пожалуйста я являюсь нанимателем квартиры по договору соц найма. При подаче документов на приватизацию (приватизирую на себя прописана одна) меня спросили почему у меня сначала по этому адресу была временная прописка (с 1994 по 1996). С 1997 года у меня по этому адресу постоянная прописка. Мне сказали в администрации, что после 1991 года должна быть постоянная прописка для приватизации. Могут ли из-за того что изначально я была прописана временно отказать в приватизации?

Квартира приватизирована в 1993 году, мне было 12 лет, я не был включен в приватизацию по закону того времени, собственниками стали бабушка и мама равными долями. В 2008 году после смерти бабушки её доля перешла (приватизирована) маме. Я прописан в квартире (единственный наследник), но не участвовал в приватизации. Могу ли я сейчас стать собственником квартиры на равных с мамой? Или я все-равно включен в приватизацию (закон 1994 года обязывал включать несовершеннолетних детей, но у нас приватизация была в 1993).

Пожалуйста. Хотим приватизировать квартиру отца. Отец военнослужащий, получил квартиру в 1994 году. В 1996 ушел на пенсию. В декабре 2014 умер. Для приватизации от нас (сына 1974 г.р. и дочери 1978 г.р.) нужны справки с предыдущего места регистрации и справка о том, что не использовали право на приватизацию. Мы (сын и дочь) вместе с отцом и матерью а проживали (т.к. отец военный) в г. Шауляе Литва. В 1991 году я уехал в Брянскую обл. В 1993 г. родители с моей сестрой уехали в Оренбург. С 1993 г по 1994 г проживали в общежитии воинской части (которую недавно расформировали). Где я был прописан с 1993 по 1996 не знаю. Затем отец получил квартиру. В 1996 году он как то меня выписал из Литвы и прописал в Брянской обл. В 1999 г. я переехал в Оренбург и был прописан в квартире. По настоящее время прописаны и проживаем в этой квартире. Где нам брать эти справки?

В сентябре 1994 г. была приватизирована квартира отвтетственной квартиросъёмщицей только на себя. Её совершеннолетний сын (1973 г.р.) был осуждён в феврале 1993 г. на 4 года и выписан из квартиры спустя полтора года после вынесения приговора, в августе 1994 г.

Сын вернулся в июне 1997 г. и снова был осуждён в ноябре 1998 г. За прошедший год и 5 месяцев не прописался, за квартиру не платил.

Сын освободился в 2004 г. и снова вернулся в кварту Не прописывался, не платил.

В 2009 г. мать (собственница) подарила квартиру внучке. Сын подал иск об отмене приватизации 1994 г. , ссылается на то, что имел право на приваизацию и вообще о приватизации узнал только в 2009 г.после дарения квартиры.

Вопросы: имел ли право сын на участие в приватизации этой квартиры? Каковы перспективы его иска (могут ли отменить приватизацию?)

С 1992 года жил без прописки в Магаданской области. В 1997 году прописался. Сейчас переехал в Кострому. Собирал документы на приватизацию. Как доказать что в приватизации не участвовал?

Моя бывшая жена приватизировала в 1994 году квартиру, выделенную мне министерсвом обороны в 1991 году в г.Севастополе (воинская часть, выделившая мне квартиру до сих пор находится под юрисдикцией РФ). в 2002 году вновь приватизировала квартиру, выделенную мне МО РФ в г.Новороссийске. Имеет ли она право участвовать 2 раза в бесплатной приватизации? В суд я подавал на расприватизацию, однако суд мне в иске отказал, мотивируя, что первая приватизация была осуществлена по закону украины о приватизации, мол на территории РФ она участвовла в приватизации 1 раз. кстати, она 3 раза участвовала в бесплатной приватизации: 1-й раз в белоруссии в 1991-1992 годах, 2-й раз в Севастополе в 1994 году и 3-й раз в Новороссийске в 2002 году. Иметеся ли (был-ли на тот момент в 1992-1998 гг после активного развала СССР) какой-либо закон РФ, совместное соглашение стран СНГ по вопросу приватизации жилья?

При приватизации своей квартиры столкнулись с проблемой предоставлении одной справки. Приватизация бесплатная началась с 1992 года. В паспорте стоит штамп прописки с 1993 года. С 1991-1993 отбывал наказание. До получения срока имел паспорт Русский в котором стояла прописка с момента исполнения 16 лет, после освобождения выдали паспорт уже Украинского образца. Проживаю В Крыму отбывал наказание на Украине в Черниговской области, в данный момент того ВТК уже не существует. Подскажите в какое ведомство мне обратится что бы получить справку что я отбывал наказание и не участвовал уже в приватизации. Или как поступить в такой ситуации. В городском суде мне могут предоставить справку о том что я в 1991 году получил срок, но не о том что я с 1991 по 1993 года его отбывал.


ТАСС-ДОСЬЕ. 8 февраля Госдума приняла поправку о бессрочном продлении бесплатной всеобщей приватизации жилых помещений.

Ранее законодательство предусматривало, что бесплатная приватизация завершится 1 марта 2017 г.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление "О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда". Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было "способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров". Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", который предусматривал "бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде".

С 23 декабря 1992 г. закон носит название "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и действует до сих пор с изменениями. Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий. В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма. В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку. Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация - отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение. Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

27 января 2017 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. - 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г. всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г. глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Делом всей жизни Анатолия Чубайса являлась приватизация государственной собственности. Раздать всё и вся кому угодно, лишь бы удержаться у власти и не сесть в тюрьму – такова была идефикс "младореформаторов", как бы они сейчас ни утверждали обратного. По итогу к началу 2000-х годов наша страна подошла в чудовищном состоянии. Государственный сектор был выжат как лимон. Что-то удалось вернуть (к примеру, ЮКОС и в целом нефтегазодобычу), что-то осталось в руках, с позволения сказать, бизнесменов. Но, судя по последним новостям, реванш государства не за горами.

В конце 1970-х годов маршал Александр Михайлович Василевский готовил к изданию собственные мемуары. К тому моменту в свет уже вышли воспоминания многих известных советских военачальников: "Записки командующего фронтом" Ивана Конева, "Солдатский долг" Константина Рокоссовского, известные каждому советскому читателю "Воспоминания и размышления" Георгия Жукова. Встал вопрос о том, как назвать мемуары Александра Михайловича. Не знаем точно, сам ли он придумал наименование или подсказал редактор, но получилось весьма ёмко и точно – "Дело всей жизни". И действительно, для Василевского военная служба, защита Родины от внешней угрозы являлись тем, без чего представить себе жизнь было невозможно.

Если Анатолий Борисович Чубайс решит написать полноценные мемуары, дабы отмазать свои проделки в "лихие 1990-е", он сможет их назвать, как и Василевский. Только делом всей жизни господина Чубайса была не защита Родины, а её нещадная распродажа с молотка.

Мы отдали собственность тем, кто был к ней ближе. Бандиты, секретари обкомов, директора заводов. Они её и получили,

– откровенно заявил бывший глава Госкомимущества России в одном из интервью.

Приватизация нанесла колоссальный ущерб русской экономике, который ещё только предстоит оценить. Телеканал Царьград ранее писал о том, как системообразующие предприятия, построенные нашим народом, отдавались за гроши ушлым дельцам, а затем по реальной стоимости зачастую продавались назад государству. Что-то удалось вернуть в государственную собственность, что-то нет. Однако в последнее время всё больше звоночков, говорящих о том, что дело всей жизни Анатолия Борисовича, прихватизация, под угрозой.

Всё, что прихватизировано непосильным трудом…

Издание "Коммерсант" сообщило о требовании Генеральной прокуратуры вернуть в руки государства акции крупного производителя сульфата натрия – предприятия ОАО "Кучуксульфат". Это градообразующий завод рабочего посёлка Степное Озеро Благовещенского района Алтайского края, на нём трудится больше 1200 человек. Создали объект ещё в 1960 году, приватизировали – в 1992-м. По мнению органов надзора, разгосударствление "Кучуксульфата" происходило с огромными нарушениями. В частности, санкцию на продажу комбината должно было дать правительство России, согласно законодательству. Но никакого согласия кабинета министров нет. Кто в 1990-е "запаривался" по поводу юридических тонкостей? Сейчас акции, которые Генпрокуратура хочет вернуть "на базу", арестованы, идёт судебное разбирательство. Интересна позиция защиты: срок давности, дескать, прошёл, чего ворошить прошлое? Однако, как отмечает обвинение, этот срок наступает с момента обнаружения предполагаемого нарушения.

Можно было бы назвать эпизод с алтайским заводом частностью, если бы не одно "но": это уже является тенденцией, и отрицать тренд бессмысленно. Год назад по требованию надзорных органов Арбитражный суд Башкирии вернул Росимуществу 95,7% акций Башкирской содовой компании, ссылаясь на аналогичные нарушения закона при приватизации госсобственности в начале 1990-х. Формулировка судебного решения замечательна: переход права владения был "произведён помимо воли Российской Федерации".

Параллельно идёт дело Соликамского магниевого завода в Пермском крае. Прокуратура ссылается на незаконность разгосударствления предприятия в 1992–1996 гг., также заявляет о нарушении "воли" русского государства. Стоит отметить, что СМЗ – рекордсмен в истории мировой магниевой промышленности по продолжительности производства первичного магния на одном предприятии. Отчасти схожая ситуация сложилась в деле возврата "в родную гавань" Дальневосточного морского пароходства – крупнейшего грузоперевозчика в ДФО (находился в собственности ныне пребывающего под арестом бизнесмена Зиявудина Магомедова и его компаньонов).

Что с того?

Государство даёт чёткий сигнал акулам бизнеса: у правительства есть все инструменты для того, чтобы вспомнить, кто и как получал в собственность те или иные активы. И никакие сроки давности тут не спасут. Применение подобных мер можно только одобрить, выразив неудовлетворённость лишь одним: они применяются не в той мере, в какой необходимо. Следует рельефно обозначить для крупных предпринимателей границы приемлемого и неприемлемого. Зарабатывать деньги – приемлемо. Выводить их в зарубежные офшоры, не вкладываться в развитие производства, не исполнять социальные функции, доводить предприятия до ручки, закредитовывать их по самое не балуйся – неприемлемо. И если с первого и второго раза не доходит, в игру может вступить Генеральная прокуратура, стряхнув пыль с дел тридцатилетней давности.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Законодательство периода массовой приватизации (1992-1994 гг.)

В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год [4]. Государственная программа приватизации на 1992 год содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных предприятий и предоставляла трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.

Так, согласно пункту 5.4. Государственной программы приватизации, при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий (в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по предложению трудового коллектива предприятия мог применяться один из трех вариантов льгот.

Вариант 1. До 25% именных привилегированных (неголосующих) акций (но в общей сумме не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда (далее – МРОТ) в расчете на одного работника) безвозмездно единовременно передавались всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; до 10% обыкновенных акций продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки до трех лет; должностные лица администрации имели право приобрести до 5% обыкновенных акций по их номинальной стоимости, но не более 2000 МРОТ в расчете на одного работника.

Вариант 2. Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставлялось право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. Безвозмездная передача акций не предусматривалась.

Вариант 3. Если группа работников предприятия брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получала согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора на срок не более года, то членам такой группы предоставлялось право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20% обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивалось и акции поступали в продажу в установленном порядке. На период действия договора указанной группе передавалось право на голосование 20% акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 МРОТ в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года.

Отраслевые особенности приватизации предприятий были урегулированы отдельными указами Президента Российской Федерации и (или) постановлениями Правительства Российской Федерации.

Программа учитывала накопленный опыт в области приватизации главным образом средних и крупных предприятий, содержала ряд совершенно новых положений, в частности, о защите в судебном порядке прав частных собственников, акционеров.

Среди серьезных недостатков законодательства 1992-1994 годов можно выделить, в частности, следующие.

В основу приватизационных мероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях по приватизации государственных предприятий. Это свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности. В принимаемых нормативных правовых актах приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности производства и наращивания объемов продукции. При этом законодательно не определялись единые социально-экономические, финансовые или иные условия для вовлечения различных предприятий в процесс приватизации.

Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

В нормативных правовых актах не были установлены обязательные условия и требования для приватизируемых предприятий, в частности, по сохранению профиля деятельности, созданию необходимых условий для развития производственной базы, сохранения технологических связей, решению социальных проблем, охране окружающей среды, сохранению или дополнительному созданию рабочих мест и т.д [8].

Не определялся порядок приватизации предприятий как единых имущественных комплексов, состоящих из производственных фондов, земельных участков, зданий, сооружений, объектов инфраструктуры, объектов незавершенного строительства. Не был определен принцип адекватной возмездности при отчуждении государственного имущества, не устанавливались требования по проведению независимой оценки стоимости приватизируемого имущества, не был предусмотрен выпуск ценных бумаг на международных фондовых рынках в целях привлечения иностранных инвесторов.

Из-за отсутствия законодательной базы в сфере деприватизации не были определены процедуры возвращения в государственную собственность предприятий и отдельных объектов, приватизация которых была осуществлена с нарушением законодательства.

В 1992 – 1993 годах не были установлены ограничения в допуске иностранных инвесторов к приватизации стратегически важных объектов. Ограничения распространялись на предприятия топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов [9]. Это способствовало установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными и экономически значимыми предприятиями оборонного комплекса [10] и сопряженными с ними предприятиями научно-технической сферы, машиностроения, металлургии, химической промышленности.

Законодательно не были определены полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации за реализацию Государственной программы приватизации. В нарушение Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. № 1531-I Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации была утверждена не законом, а Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.

Утвержденное Госкомимуществом России в 1994 году Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий [12], изобиловало множеством правовых противоречий и упущений и не содержало правового механизма реализации итогов инвестиционного конкурса. В частности, в соответствии с этим Положением переход права собственности на акции от продавца (Российского фонда федерального имущества – далее РФФИ) к победителю инвестиционного конкурса осуществлялся с момента оплаты номинальной стоимости пакета акций независимо от осуществления инвестиций, чем были созданы условия для неисполнения инвестиционных обязательств [13].

Ускоренная модель приватизации негативно проявилась прежде всего в формировании процедуры принятия решений по приватизации предприятий по перечню раздела 2.2 Государственной программы приватизации. Территориальным агентствам Госкомимущества России было предоставлено право самостоятельно осуществлять приватизацию предприятия, если в месячный срок с момента поступления материалов в Госкомимущество России Правительством Российской Федерации не было принято решение о разрешении или запрете приватизации [14] (если в двухнедельный срок Правительство Российской Федерации не принимает мотивированного решения о запрещении приватизации, план приватизации считается утвержденным, а предприятие – подлежащим приватизации [15]).

В условиях безответственности должностных лиц Госкомимущества России (зачастую дела направлялись в Правительство Российской Федерации через 2-4 месяца после их поступления в Комитет [16]) эти нормы позволяли территориальным агентствам без решений Правительства Российской Федерации и заключений отраслевых министерств (ведомств) приватизировать предприятия федеральной собственности, в том числе относящиеся к оборонно-промышленному комплексу.

При анализе законодательной базы начального этапа приватизации необходимо также учитывать тот факт, что разгосударствление собственности является лишь одной из составных частей более общего процесса трансформации отношений собственности. Не менее важной задачей является обеспечение гарантий экономической реализации новых форм собственности, которая невозможна без наличия соответствующих правовых и институциональных условий. Фактически приватизированные предприятия в начале 90-х годов были обречены на неэффективность, поскольку отсутствовали механизмы реализации новых форм собственности: не были приняты законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, оказались не созданы эффективная банковская система и страховой рынок и т.д. Кроме того, следует также отметить, что массовая приватизация в Российской Федерации произошла в период, когда отсутствовали не только какие-либо органы внешнего финансового контроля, но и сами представления о необходимости вовлечения независимых контрольных институтов в приватизационные процессы. Недостаток контроля привел к серьезным нарушениям не только приватизационных процедур, но также прав граждан – простых акционеров.

Литература:

[1] Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, пункт 20, указанный Закон был признан недействующим и не подлежащим применению.

[2] Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в Российской Федерации; Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации; Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества; Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на аукционе; Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий по конкурсу; Временное положение о порядке использования в 1992 году при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий; Временное положение о работе комиссий по приватизации.

[5] Указанным Постановлением были утверждены: положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных предприятий агропромышленного комплекса; положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению АПК; положение о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса.

[7] См., например: Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов. – М., 2001, с.24 (работа выполнена под эгидой Консорциума по вопросам прикладных экономических исследований - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институт экономики переходного периода, Рабочий центр экономических реформ, Канадское агентство по международному развитию и др.).

[8] В соответствии с п. 5.6.1 Государственной программы приватизации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284) вводились обязательные условия по сохранению профиля деятельности при продаже на коммерческом конкурсе только объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

[9] Решение о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации принимается Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации - см. пункт 8.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. № 2980-1.

[10] Ограничения в допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, у которых оборонный заказ составляет более 30 процентов общего объема выпуска продукции, были введены в конце 1993 года с принятием Государственной программы приватизации - см. п. 10 Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284).

[11] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Законодательство периода массовой приватизации (1992-1994 гг.)

В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год [4]. Государственная программа приватизации на 1992 год содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных предприятий и предоставляла трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.

Так, согласно пункту 5.4. Государственной программы приватизации, при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий (в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по предложению трудового коллектива предприятия мог применяться один из трех вариантов льгот.

Вариант 1. До 25% именных привилегированных (неголосующих) акций (но в общей сумме не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда (далее – МРОТ) в расчете на одного работника) безвозмездно единовременно передавались всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; до 10% обыкновенных акций продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки до трех лет; должностные лица администрации имели право приобрести до 5% обыкновенных акций по их номинальной стоимости, но не более 2000 МРОТ в расчете на одного работника.

Вариант 2. Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставлялось право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. Безвозмездная передача акций не предусматривалась.

Вариант 3. Если группа работников предприятия брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получала согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора на срок не более года, то членам такой группы предоставлялось право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20% обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивалось и акции поступали в продажу в установленном порядке. На период действия договора указанной группе передавалось право на голосование 20% акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 МРОТ в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года.

Отраслевые особенности приватизации предприятий были урегулированы отдельными указами Президента Российской Федерации и (или) постановлениями Правительства Российской Федерации.

Программа учитывала накопленный опыт в области приватизации главным образом средних и крупных предприятий, содержала ряд совершенно новых положений, в частности, о защите в судебном порядке прав частных собственников, акционеров.

Среди серьезных недостатков законодательства 1992-1994 годов можно выделить, в частности, следующие.

В основу приватизационных мероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях по приватизации государственных предприятий. Это свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности. В принимаемых нормативных правовых актах приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности производства и наращивания объемов продукции. При этом законодательно не определялись единые социально-экономические, финансовые или иные условия для вовлечения различных предприятий в процесс приватизации.

Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

В нормативных правовых актах не были установлены обязательные условия и требования для приватизируемых предприятий, в частности, по сохранению профиля деятельности, созданию необходимых условий для развития производственной базы, сохранения технологических связей, решению социальных проблем, охране окружающей среды, сохранению или дополнительному созданию рабочих мест и т.д [8].

Не определялся порядок приватизации предприятий как единых имущественных комплексов, состоящих из производственных фондов, земельных участков, зданий, сооружений, объектов инфраструктуры, объектов незавершенного строительства. Не был определен принцип адекватной возмездности при отчуждении государственного имущества, не устанавливались требования по проведению независимой оценки стоимости приватизируемого имущества, не был предусмотрен выпуск ценных бумаг на международных фондовых рынках в целях привлечения иностранных инвесторов.

Из-за отсутствия законодательной базы в сфере деприватизации не были определены процедуры возвращения в государственную собственность предприятий и отдельных объектов, приватизация которых была осуществлена с нарушением законодательства.

В 1992 – 1993 годах не были установлены ограничения в допуске иностранных инвесторов к приватизации стратегически важных объектов. Ограничения распространялись на предприятия топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов [9]. Это способствовало установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными и экономически значимыми предприятиями оборонного комплекса [10] и сопряженными с ними предприятиями научно-технической сферы, машиностроения, металлургии, химической промышленности.

Законодательно не были определены полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации за реализацию Государственной программы приватизации. В нарушение Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. № 1531-I Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации была утверждена не законом, а Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.

Утвержденное Госкомимуществом России в 1994 году Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий [12], изобиловало множеством правовых противоречий и упущений и не содержало правового механизма реализации итогов инвестиционного конкурса. В частности, в соответствии с этим Положением переход права собственности на акции от продавца (Российского фонда федерального имущества – далее РФФИ) к победителю инвестиционного конкурса осуществлялся с момента оплаты номинальной стоимости пакета акций независимо от осуществления инвестиций, чем были созданы условия для неисполнения инвестиционных обязательств [13].

Ускоренная модель приватизации негативно проявилась прежде всего в формировании процедуры принятия решений по приватизации предприятий по перечню раздела 2.2 Государственной программы приватизации. Территориальным агентствам Госкомимущества России было предоставлено право самостоятельно осуществлять приватизацию предприятия, если в месячный срок с момента поступления материалов в Госкомимущество России Правительством Российской Федерации не было принято решение о разрешении или запрете приватизации [14] (если в двухнедельный срок Правительство Российской Федерации не принимает мотивированного решения о запрещении приватизации, план приватизации считается утвержденным, а предприятие – подлежащим приватизации [15]).

В условиях безответственности должностных лиц Госкомимущества России (зачастую дела направлялись в Правительство Российской Федерации через 2-4 месяца после их поступления в Комитет [16]) эти нормы позволяли территориальным агентствам без решений Правительства Российской Федерации и заключений отраслевых министерств (ведомств) приватизировать предприятия федеральной собственности, в том числе относящиеся к оборонно-промышленному комплексу.

При анализе законодательной базы начального этапа приватизации необходимо также учитывать тот факт, что разгосударствление собственности является лишь одной из составных частей более общего процесса трансформации отношений собственности. Не менее важной задачей является обеспечение гарантий экономической реализации новых форм собственности, которая невозможна без наличия соответствующих правовых и институциональных условий. Фактически приватизированные предприятия в начале 90-х годов были обречены на неэффективность, поскольку отсутствовали механизмы реализации новых форм собственности: не были приняты законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, оказались не созданы эффективная банковская система и страховой рынок и т.д. Кроме того, следует также отметить, что массовая приватизация в Российской Федерации произошла в период, когда отсутствовали не только какие-либо органы внешнего финансового контроля, но и сами представления о необходимости вовлечения независимых контрольных институтов в приватизационные процессы. Недостаток контроля привел к серьезным нарушениям не только приватизационных процедур, но также прав граждан – простых акционеров.

Литература:

[1] Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, пункт 20, указанный Закон был признан недействующим и не подлежащим применению.

[2] Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в Российской Федерации; Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации; Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества; Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на аукционе; Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий по конкурсу; Временное положение о порядке использования в 1992 году при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий; Временное положение о работе комиссий по приватизации.

[5] Указанным Постановлением были утверждены: положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных предприятий агропромышленного комплекса; положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению АПК; положение о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса.

[7] См., например: Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов. – М., 2001, с.24 (работа выполнена под эгидой Консорциума по вопросам прикладных экономических исследований - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институт экономики переходного периода, Рабочий центр экономических реформ, Канадское агентство по международному развитию и др.).

[8] В соответствии с п. 5.6.1 Государственной программы приватизации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284) вводились обязательные условия по сохранению профиля деятельности при продаже на коммерческом конкурсе только объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

[9] Решение о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации принимается Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации - см. пункт 8.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. № 2980-1.

[10] Ограничения в допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, у которых оборонный заказ составляет более 30 процентов общего объема выпуска продукции, были введены в конце 1993 года с принятием Государственной программы приватизации - см. п. 10 Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284).

[11] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Читайте также: