Сколько дней рассматривается законопроект в сенате рк

Обновлено: 04.07.2024

Сенат Парламента Республики Казахстан — верхняя палата парламента Республики Казахстан.

В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан, которые автоматически становятся сенаторами после ухода со своего поста).

  • 15 сенаторов назначает президент.
  • 32 избираются на собрании выборщиков — депутатов маслихатов (местных органов представительной власти).
  • все бывшие президенты страны являются пожизненными сенаторами.

Срок депутатских полномочий — 6 лет, при этом каждые 2 года состав верхней палаты частично обновляется.

К исключительному ведению Сената согласно конституции страны относятся:

  1. избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного суда и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;
  2. дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
  3. лишение неприкосновенности Генерального прокурора, Председателя и судей Верховного суда Республики;
  4. выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;
  5. осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.

C 11 января 2007 сенат возглавил Касым-Жомарт Токаев, сразу же после назначения сенатором по квоте президента. Предыдущий председатель сената Абыкаев, Нуртай Абыкаевич был назначен послом Республики Казахстан в России.

Содержание

История

Срок полномочий Парламента первого созыва – четыре года.

Срок полномочий депутатов Сената с октября 1998 года – шесть лет.

На 2005 год - Сенат Казахстана состоял из 39 [1] [2] депутатов. При этом 32 сенатора избирались на собрании выборщиков: от каждого из 16 регионов страны (14 областей и два города республиканского подчинения - Астана и Алматы) по два депутата сената.Глава государства назначал 7 сенаторов.

Срок полномочий 32 избираемых сенаторов - 6 лет. При этом половина избираемых депутатов сената переизбирается каждые 3 года.

29 августа 2007 Численность Сената Парламента Республики Казахстан четвертого созыва увеличилась с 39 до 47 депутатов и Указом Президента Республики Казахстан были назначены еще 8 депутатов Сената. [3]

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сенат парламента Казахстана" в других словарях:

Сенат Парламента Республики Казахстан — Сенат Парламент Казахстана Верхняя палата … Википедия

Сенат парламента Республики Казахстан — Сенат Парламента Республики Казахстан верхняя палата парламента Республики Казахстан. В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан, которые автоматически становятся сенаторами после… … Википедия

Сенат парламента республики Казахстан — Сенат Парламента Республики Казахстан верхняя палата парламента Республики Казахстан. В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан, которые автоматически становятся сенаторами после… … Википедия

Мажилис парламента Казахстана — Мажилис Парламент Казахстана Нижняя палата … Википедия

Сенат (значения) — Сенат: Сенат совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента) какого либо государства: Сенат (Древний Рим) (лат. senatus, от senex старик, совет старейшин) один из высших… … Википедия

Сенат Казахстана — Сенат Парламента Республики Казахстан верхняя палата парламента Республики Казахстан. В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан, которые автоматически становятся сенаторами после… … Википедия

Сенат — (Senate) Понятие сенат, история сенатов, описание сената Информация о понятии сенат, история сенатов, описание сената Содержание Содержание Раздел 1. Происхождение понятие . Подраздел 1. Раздел 2. Cенат США в Древнем Риме. Раздел 3. Cенат США в … Энциклопедия инвестора

Конституция Казахстана — Почтовая марка Казахстана 2005 года номиналом 72 тенге, выпущенная в честь 10 летия принятия Конституции Казахстана. Конституция Республики Казахст … Википедия

Мажилис Казахстана — Мажилис (каз. мәжіліс) нижняя палата Парламента Республики Казахстан. Содержание 1 Устройство 1.1 Состав и избрание 1.2 Депутаты мажилиса … Википедия

Мажилис парламента Республики Казахстан — Мажилис (каз. мәжіліс) нижняя палата Парламента Республики Казахстан. Содержание 1 Устройство 1.1 Состав и избрание 1.2 Депутаты мажилиса … Википедия

1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

2. Возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи после выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Мажилиса выносятся на пленарное заседание Мажилиса для принятия Палатой решения.

Если Мажилис по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.

После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись.

3. В ходе рассмотрения возражений в Мажилисе Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответствующих отдельных его статей.

4. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседаниях Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики.

5. В случае если возражения Президента Республики внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на законы. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Сноска. Статья 20 в редакции Конституционного закона РК от 19.06.2007 № 266 (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 03.10.2013 № 133-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Глава IV. Осуществление Палатами Парламента полномочий по даче Президенту согласия на назначение на должность, избранию, назначению на должность и освобождению от должности должностных лиц Республики, проведение консультаций с Мажилисом Парламента по кандидатурам для назначения на должности членов Правительства


Сноска. Заголовок главы IV в редакции Конституционного закона РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Сноска. Глава IV в редакции Конституционного закона РК от 19.06.2007 N 266 (порядок введения в действие см. ст.2).

Сенат Казахстана ( Kazakh : Qazaqstan Parlamentınıñ Senaty , Қазақстан Парламентінің Сенаты ) является верхней палатой два палат в Казахстане «s законодательного органа , известных как парламент ( Parlamenti ). Сенат состоит из выборных членов: по два от каждой области и по два от трех муниципальных образований: Алматы , Нур-Султан и Шымкент .

Члены Сената избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избранных членов Сената избирается каждые три года. Пятнадцать членов назначаются Президентом Казахстана с целью обеспечить представительство всех разнообразных национальных и культурных компонентов общества. Срок полномочий членов Сената - 6 лет.

Согласно конституционным нормам в Парламенте пятого созыва, члены Сената, избранные в 2011 и 2014 годах, и назначенные Президентом Республики Казахстан в 2011 и 2013 годах, продолжают занимать свои должности.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Сенат Казахстана был учрежден вскоре после конституционного референдума 1995 года, проведенного 30 августа 1995 года, на котором избиратели одобрили новый проект Конституции, в соответствии с которым был сформирован двухпалатный Парламент, в который впервые вошла верхняя палата Сената в Казахстане. Согласно Конституции срок полномочий сенаторов 1-го созыва составлял 4 года, при этом половина сенаторов переизбиралась каждые 2 года. После выборов, состоявшихся 5 декабря 1995 года, было избрано 40 сенаторов, по 2 каждого из 19 регионов и столицы Казахстана, которая в то время была Алматы, из депутатов мяслихатов (местных законодательных собраний) и 7 сенаторов были назначены Президентом. Нурсултан Назарбаев . Первое заседание Сената состоялось 30 января 1996 года.

8 октября 1997 г. состоялись выборы сенаторов на четырехлетний срок в связи с окончанием срока полномочий сенаторов, избранных на двухлетний срок. После прошедшей административной реформы и оптимизации регионов было избрано 15 сенаторов, которые прошли в 14 областях и в Алматы . После того, как Акмола была объявлена ​​новой столицей Казахстана, 11 февраля 1998 года были проведены выборы сенаторов из города.

7 октября 1998 г. были приняты поправки к Конституции Казахстана , согласно которым срок полномочий сенатора был увеличен до 6 лет, а другая половина сенаторов должна была избираться каждые 3 года. В связи с окончанием срока полномочий сенаторов, избранных в 1995 г. на четырехлетний срок, 17 сентября 1999 г. состоялись перевыборы, на которых сенаторы были избраны на шестилетний срок. Сенаторы, избранные в 1997 году, продолжали свою работу во втором созыве до декабря 2002 года.

21 мая 2007 года были приняты поправки в Конституцию Казахстана . Число сенаторов, назначаемых Президентом Казахстана, увеличилось с 7 до 15. 29 августа 2007 года указом президента были назначены 8 новых сенаторов, таким образом, количество мест в Сенате увеличилось с 39 до 47.

В июне 2018 года город Шымкент стал муниципальным образованием , что привело к выборам в Сенат в городском Мяслихате 5 октября 2018 года. В результате количество мест в сенате было увеличено с 47 до 49.

Полномочия Сената

Совместные заседания Сената и Мажилиса

  • вносить изменения и дополнения в Конституцию по представлению Президента Республики Казахстан;
  • утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета. Если Парламент не утверждает отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета, это означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству;
  • вправе делегировать законодательные полномочия на срок до одного года Президенту двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой Палаты по инициативе Президента;
  • решать вопросы войны и мира;
  • по предложению Президента Республики принимает решения об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств в поддержку мира и безопасности;
  • заслушивать ежегодные послания Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике;
  • формируют совместные комиссии палат; избирать и освобождать от должности своих председателей; заслушивать отчет о деятельности комиссий;
  • осуществляет другие полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.

Раздельные заседания Сената и Мажилиса

Парламент на раздельных заседаниях Палат путем последовательного рассмотрения вопросов сначала в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, а также:

  • утверждает бюджет республики, вносит изменения и дополнения;
  • устанавливать и отменять государственные пошлины и налоги;
  • устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального деления Казахстана;
  • учреждение государственных наград, почетных, воинских и иных званий, занимаемых должностей, дипломатических званий Республики Казахстан, определение государственных символов Республики;
  • решает вопросы предоставления государственных займов и оказания республикой экономической и иной помощи;
  • выдает гражданам акты об амнистии;
  • ратифицирует и денонсирует международные договоры республики.
  • обсуждают отчеты об исполнении бюджета республики;
  • провести второй раунд обсуждения и голосования по законопроектам и отдельным статьям, вызвавшим возражение Президента;
  • выдвинули инициативу о проведении всенародного референдума.

Исключительные полномочия Сената Парламента

К исключительной юрисдикции Сената относятся:

  • избрание и освобождение от должности Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики по представлению Президента Республики Казахстан и приведение их к присяге;
  • утверждение Президентом Республики Казахстан назначения Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности;
  • принятие на себя всех функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса после его досрочного роспуска (Сенат дважды брал на себя все функции Парламента по принятию конституционных законов и законов: 21 июня по 11 июля 2007 г. и с 16 ноября 2011 г. по 19 января 2012 г.);
  • Осуществляет другие полномочия, возложенные на Сенат Парламента Конституцией.

Особые полномочия Сената Парламента

Каждая Палата самостоятельно, без участия другой Палаты:

  • назначает двух членов Конституционного Совета; назначает двух членов сроком на пять лет в Центральную избирательную комиссию и трех членов Счетной комиссии для контроля за исполнением республиканского бюджета;
  • прекращает полномочия членов Палат;
  • проводить парламентские слушания по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  • заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности;
  • создает координационные и рабочие органы Палат;
  • принимает правила своей деятельности и другие решения по вопросам организации и внутреннего распорядка Палат.

Лидерство

Председатель сената

Председатель Сената является лицо , назначаемое сенатом среди МП путем тайного голосования. Кандидатура на должность председателя выдвигается Президентом Казахстана .

Мяулен Дшимбаев является нынешним председателем Сената.

Заместитель председателя Сената

У председателя Сената есть два заместителя председателя, которые выполняют задачи, возложенные на него председателем. Заместители председателя избираются депутатами Сената, которые назначаются председателем .

Есть два заместителя председателя Сената - Аскар Чякиров и Нурлан Абдиров .

Права, требования и обязанности сенаторов

Депутат Парламента должен быть гражданином Республики Казахстан, постоянно проживающим на ее территории в течение последних десяти лет.

Для занятия должности сенаторы должны быть не моложе 30 лет, иметь высшее образование и стаж работы 5 лет, постоянно проживать на территории области, города республиканского значения или столицы республики не менее 3 лет.

Полномочия члена Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве члена Парламента Центральной избирательной комиссией Республики.

Принятие присяги осуществляется Президентом на церемонии в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного Суда, экс-президентов Республики.

Сенаторы, наряду со всеми другими депутатами, должны участвовать в работе Парламента и его органов; они могут голосовать только лично.

Член Сената пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и его органов, членом которых он является.

Сенаторы имеют право:

Парламентская деятельность

Постоянные комитеты Сената в пределах своей компетенции свободны выбирать формы и методы деятельности, взаимодействовать с государственными органами и общественными объединениями, изучать и учитывать общественное мнение, проводить парламентские слушания, часы работы правительства, конференции, круглые столы, встречи. , презентации и другие парламентские мероприятия.

Комитеты Сената проводят выездные заседания по регионам с целью изучения общественного мнения по законопроектам, находящимся на рассмотрении парламента, и по другим актуальным вопросам.

Депутаты ежеквартально выезжают в свои или другие регионы и встречаются с разными группами людей, знакомятся с ситуацией на полях, отвечают на вопросы граждан, комментируют основные положения принятых парламентом законов.

Постоянные комитеты

  • Комитет по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам
  • Комитет по финансам и бюджету
  • Комитет по международным отношениям, обороне и безопасности
  • Комитет по экономическому развитию и предпринимательству
  • Комитет по социальному и культурному развитию и науке
  • Комитет по использованию природных ресурсов и развитию сельских территорий

Запросы и вопросы депутатов

Запрос депутатов - это официальный запрос, адресованный на совместных и раздельных заседаниях палат Парламента государственным должностным лицам для получения информации по конкретным вопросам, относящимся к компетенции данного органа или должностного лица.

Член Сената имеет право обращаться с запросом к Премьер-министру и Правительству , Председателю Национального банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии , Генеральному прокурору , Председателю Комитета национальной безопасности , Председателю и членам Счетной комиссии. для контроля за исполнением республиканского бюджета.

К настоящему времени членами Сената сделано более тысячи запросов по различным вопросам государственной и общественной жизни.

Международная деятельность Сената

Значительно возросло участие парламента в международной деятельности Казахстана и участие депутатов в определении и реализации внешней политики нашей страны.

Сенаторы активно участвуют в работе таких межпарламентских организаций, как Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества, Парламентские ассамблеи ОДКБ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Межпарламентский союз, Европейский союз. Парламент, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея НАТО, Турция, ПА.

Сенат Парламента вносит значительный вклад в деятельность межпарламентских организаций и продвижение межпарламентского диалога, усиливая интеграцию Казахстана в мировое сообщество, повышая его роль и способность формировать процесс принятия решений в соответствии с их национальными интересами.

НУР-СУЛТАН. 23 ДЕКАБРЯ - В сенате приняли закон "Об ответственном обращении с животными" и два сопутствующих ему закона. Документы создают правовые механизмы защиты животных от жестокого обращения, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Как сообщали в пресс-службе сената РК, также сенаторы приняли два сопутствующих ему закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ответственного обращения с животными" и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам ответственного обращения с животными".

Глава государства в послании отметил необходимость законодательного регулирования правоотношений, связанных с охраной животных. В этой связи принятые сегодня Законы направлены на закрепление принципов, регулирующих ответственное отношение к животным, обязанности их владельцев, компетенции местных представительных и исполнительных органов в данном направлении", - сказал Маулен Ашимбаев.

Ранее сообщалось, что зоозащитники написали президенту Касым-Жомарту Токаеву обращение с просьбой наложить вето на законопроект о защите животных. По их словам, с его принятием будет легализована действующая в Казахстане незаконная практика убийства безнадзорных и бродячих животных. Активисты заверили, что ряд норм, которые ранее были согласованы с Минэкологии, "были кардинально изменены в худшую сторону".

Комментарии

В Казахстане хотят провести ревизию законов

НУР-СУЛТАН. 2 ЯНВАРЯ - Премьер-министр РК Аскар Мамин ответил на депутатский запрос касательно разработки и принятия законодательных актов, направленных на обеспечение баланса между уровнями правовой регламентации, передает KAZAKHSTAN TODAY.

"Пунктом 10 общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий" (утвержден указом президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года № 413) предусмотрено мероприятие "Реализация в рамках Концепции правовой политики положений, направленных на изменение законодательства в части обеспечения баланса между детализированной правовой регламентацией и гибкостью принятия управленческих решений". В связи с чем реализация этих задач заложена в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674", - написал Аскар Мамин в своем ответе.

По его словам, в Концепции предусмотрено, что "в целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть, предоставить отдельным государственным органам дискреционные полномочия для принятия подзаконных нормативных правовых актов с единовременным установлением целей принятия, принципов и механизмов контроля за законностью таких актов, а также предусмотреть упрощенный порядок принятия нормативного правового акта".

В настоящее время Министерством юстиции совместно с Администрацией Президента прорабатывается проект Плана действий по реализации Концепции, в котором предусмотрены проведение анализа по выявлению излишних детализированных норм в законах и рассмотрение целесообразности их пересмотра, а также проработка вопроса принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, разработка и принятие соответствующих законодательных актов будут осуществлены после проведения анализа по поднимаемому вопросу", - отметил премьер-министр.

В части обеспечения стабильности законов сообщаю, что Правительством внесены изменения в Правила по проведению правового мониторинга, регламентирующие вопросы подготовки анализа степени стабильности законодательства (постановление Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2021 года № 544), которые позволят оценивать эффективность принятых нормативных правовых актов государственными органами", - заключил Мамин.

Читайте также: