Антокольский христос перед судом народа где находится

Обновлено: 17.05.2024

В Академии художеств евреи-студенты появились позднее, чем в других учебных заведениях. Появление в русском искусстве евреев было с радостью встречено Влалимиром Васильевичем Стасовым, выдающимся русским критиком.

Родился Марк Антокольский 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильне. Фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города).
Его родители были людьми необразованными, небогатыми и очень религиозными. Марк был младшим, седьмым ребенком в семье. Отец содержал питейное заведение и чайную.
При устройстве чайной маляр раскрасил синими листьями печь, где был вделан котел. Маляр ушел, а Моте (так звали Антокольского дома), когда отца не было дома, нарисовал на печи водовоза с лошадью и водовозкой. Поразительно живо и хорошо было нарисовано, особенно – как из бочки, сверху, из дыры, заткнутой тряпками, выплескивается вода и разлетается брызгами. Когда пришел отец и увидел эту картину, он затопал ногами, закричал, что Моте все испортил и стал его бить.

Ребенком Марк учился в хедере. Часто в полутёмном чулане корчмы черноглазый, кудрявый Мотеле лепит из глины, вырезает из дерева и камня маленькие фигурки.
Отец запрещал ему этим заниматься и строго наказывал.
По настоянию матери, сочувствующей увлечению сына, его отдают учеником к резчику по дереву. Марк не ограничивался изготовлением деталей для мебели, а продолжал вырезать свои фигурки.

Свою мать Антокольский очень любил: "Она умница и добрая, даром, что нигде не училась, не умеет писать, но думает и рассуждает необыкновенно хорошо. Эта женщина вышла замуж, когда ей было 15 лет, вела жизнь каторжную, имея семерых детей, жила для других. Как такую женщину не любить и не уважать?".

Однажды, в мастерскую пришли жена купца-еврея Апатова с дочкой. Им очень понравились работы молодого подмастерья, а дочке - сам красавец-юноша. Возникла любовь, но богатый купец и слышать не хотел о такой партии для дочери. Девушка долго ждала своего любимого, и через много лет они стали мужем и женой.
Как только Марк приобрел известность, он потребовал, чтобы отец закрыл свое заведение. Позже Марк пристроил отца управляющим в доме, который он получил в приданое. Умер отец при ремонте дома от несчастного случая: он упал с лесов и разбился.
Увидев однажды репродукцию Ван Дейка "Христос и Богоматерь", Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора – Анастасия Александровна Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.

По ее ходатайству юноша показал свои работы из дерева и кости профессору Петербургской АХ Н.С. Пименову. Они понравились, и с 1862 года Антокольскому, почти не говорящему по-русски выпускнику талмудического хедера, было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс.
При этом его обязали заниматься рисунком, так как художественная подготовка провинциала была крайне слабой. Профессор Пименов постоянно интересовался судьбой вольнослушателя, отмечая его быстрые успехи в лепке, и вскоре в Академии заговорили о способностях и трудолюбии еврейского паренька.
"-Я был рад, счастлив, что нахожусь в Академии художеств. Что мне было ещё желать? Мои заветные мечты осуществились и в гораздо большей мере, нежели я ожидал".
Вскоре он создаёт свою первую работу - "Еврей портной". Горельеф был исполнен непосредственно с натуры в Вильно во время летних каникул. "Не помню, каким образом эта идея зародилась у меня; да и знает ли вообще художник, как зарождаются у него идеи? Для меня эта работа была первым лучом света в летний день. Я работал и упивался работой. День, бывало, пройдёт, а я не замечаю. Добрая мать моя приходила напоминать мне о еде".
Осенью 1864 года Антокольский представляет эту композицию на выставку. Маленький горельеф, вырезанный из дерева, сразу же обратил на себя внимание. Он был за неё награждён Малой серебряной медалью. Стасов писал: "Перед вашими глазами окно, из которого до пояса высунулся еврей портной в ермолке, вдевающий нитку в иголку. Это маленький, очень выпуклый рельеф - целая картина. Лицо старика, его углубившиеся в дело глаза, его только что не говорящие губы, его руки, совсем живые, - всё это до такой степени полно жизни и правды, что долго не оторвёшь глаз".

На следующий год новая композиция "Скупой, считающий деньги". За неё он получает Большую серебряную медаль и ежемесячную царскую стипендию. Это также небольшой горельеф.
В окне скупой, внимательно пересчитывающий деньги. Он настолько увлечён своим занятием, что не видит ничего вокруг. Горельеф выполнен филигранно. Искусно вырезана рама окна из дерева и фигура скупого из слоновой кости.

Начинается его дружба с РЕПИНЫМ, который вспоминал об их первом знакомстве: "На другой день в классе появился некий, как мне показалось, иностранец.
Брюнет, с вьющимися волосами и бородкой, с проницательными чёрными быстрыми глазами. Мне очень хотелось посмотреть поближе его работу, но я боялся помешать. Он подошёл и заговорил. Сначала я едва понимал его ломаный язык и едва мог сдержать улыбку от коверканных им слов.
Однако он говорил так внушительно, и смысл его слов был так умён и серьёзен, что я с уважением стал вникать. Моё уважение к нему возросло ещё более, когда я посмотрел вблизи его работу. . Интересно поговорить с этим умным евреем.
-Как вы смотрите на религиозное отношение евреев к пластическим искусствам?- спросил я однажды его.
- Я, надеюсь, что моё еврейство нисколько не помешает мне заниматься моим искусством, даже служить я могу им для блага моего народа! Он принял гордую осанку и с большой решимостью во взгляде продолжал: "Я еврей и останусь им навсегда!".

В 1868 г. он уехал в Берлин; но там он вскоре еще более разочаровался в режиме Прусской академии и потому возвратился в Петербург.

В марте 1871 г. статуя была выставлена на всеобщее обозрение в зале Академии художеств; в следующем году - на 1 Передвижной выставке в Москве.
В 1872 г. по Высочайшему заказу статуя была отлита в бронзе для Музея Императора Александра III; в 1875 г. для Третьяковской галереи был создан мраморный вариант. После Международной выставки в Лондоне в 1872 году гипсовый слепок с нее был заказан для Кенсингтонского музея (Кенсингтонский дворец - музей и одновременно жилище младших членов королевской семьи).

Ничто в жизни Марка Антокольского не предвещало громкой славы и участи навсегда остаться в истории отечественного искусства. Ведь все, что было у скульптора, – это его талант, а одного таланта слишком часто бывает недостаточно для успеха и признания.

Но вмешался Его Величество Случай, да еще – Его Величество Государь Император – и вот уже мальчик из бедной многодетной семьи становится академиком и гордостью империи.


Удачные встречи

Родился он в 1843 году в городе Вильне, точнее, не в самом городе, а в пригороде под названием Антоколь, где жили члены еврейской общины. Так и возникла фамилия Антокольских.

Марк Матвеевич тогда еще носил имя Мордух Матысович. Появился он в семье небогатой, отец был трактирщиком и помимо Марка, содержал еще семерых детей. Жили бедно, о своем детстве скульптор впоследствии вспоминать не любил, и даже свою автобиографию предпочел начать по-настоящему уже с петербургского периода, о детстве упомянув лишь, что было оно мрачным и безрадостным, а сам он чувствовал себя нелюбимым ребенком.

Работа произвела такое впечатление на Назимову, что она тотчас же написала письмо к своей петербургской приятельнице, фрейлине великой княгини, а та, в свою очередь, поспособствовала зачислению Марка Антокольского в столичную Академию художеств. Это и был первый из нескольких счастливых билетов в судьбе Марка Антокольского.

В Академию он был принят вольнослушателем – из-за того, что не владел техникой рисования. К тому времени Марку было девятнадцать. Работал он много, напряженно, не только осваивая искусство скульптуры, но и усиленно изучая историю, литературу, русский язык. Дома говорили на идиш, и русский язык Антокольский знал плохо, отчего до конца жизни писал с ошибками.

Обучение в Академии дало Антокольскому много знакомств, он подружился с Ильей Репиным, Иваном Крамским, Модестом Мусоргским, Владимиром Стасовым. Все они сыграют большую роль в творчестве скульптора, но главное, что приведет к успеху и появлению его имени в истории искусства – это, конечно, напряженный постоянный упорный труд, к которому Антокольский относился почти с религиозным чувством.

Несмотря на то, что работал скульптор много и непрерывно, он постоянно опасался отчисления из Академии: это грозило не только репутации и карьере. По тогдашним правилам беспаспортного еврея могли забрать в солдаты, такой перспективы Антокольский страшился.

В 1868 году Антокольский уехал в Берлин. Сделал он это по нескольким причинам – во-первых, манила западная культура, а во-вторых, к путешествию склоняла уверенность, что на грядущих экзаменах он провалится и покинет Академию. Не дожидаясь этого грустного события, Антокольский испросил себе отпуск. Но в Берлине он пробыл недолго, вернулся через полгода – несколько разочарованным: европейские академии искусств слишком напоминали отечественную, условностью искусства, его оторванностью от настоящей жизни.

Марк Матвеевич Антокольский

Марк Матвеевич Антокольский

История в скульптурах Антокольского

Тем не менее, показанная на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, эта работа имела огромный успех. Марк Матвеевич получил высшую награду выставки. Скульптура была несколько раз повторена, один из вариантов по инициативе Антона Павловича Чехова был установлен в Таганроге, другие попали в Петергоф, Петербург и Архангельск.

Статуя Петра I в Таганроге

Статуя Петра I в Таганроге

Работы Антокольского стали настоящим прорывом, новаторством в отечественной скульптуре. Он избирался почетным членом многих европейских академий, включая академии Вены, Берлина, Лондона. Жил он преимущественно в Европе, работал постоянно, выполнял заказы соотечественников, поддерживал русских художников, в том числе и материально. У самого скульптора денежные дела шли все хуже, под конец жизни он был вынужден распродавать свои произведения.

В парижской студии

В парижской студии

Умер Антокольский в Германии в возрасте 59 лет. Похоронен в Петербурге – на Преображенском еврейском кладбище, вернувшись, как и мечтал, в Россию, пусть и после смерти.

Создается впечатление, что Антокольский был довольно одиноким человеком, несмотря на большое количество поклонников его таланта и друзей. Но он, тем не менее, создал семью, в которой родились дочери Эсфирь и Александра, сделавшие удачные партии в смысле замужества.





Иван Николаевич Крамской
Портрет Скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1876
75 × 63.5 см
Масло, Холст

Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов Вильнюса — В. Д.) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.




Антокольский. Еврей портной 1864

Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.


Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А. А. Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.


Анткольский. Скупой

Яркое дарование Антокольского произвело большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.

* * *

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н. С. Пименов и И. И. Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской же историей.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

Некоторые авторы связывают отъезд Антокольского с ухудшением состояния здоровья. Сказались напряженная работа и скверные условия жизни.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.



Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры в Третьяковской галерее и Русском музее.

* * *

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.



Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906—1913)
Скульптура работы М. М. Антокольского Спиноза

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

* * *

Критики и искусствоведы выделяют несколько периодов в творчестве Антокольского. Первый период был ознаменован появлением статуй Ивана Грозного и Петра Первого. Антокольский был увлечен переломными в истории России эпохами. И смог найти необходимые непохожие друг на друга средства для изображения их ярких представителей.






Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова.

* * *

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Можно сказать, символ национального возрождения.




М. Антокольский. Нестор летописец 1890
Русский Музей



Нестор-летописец. Марк Антокольский. 1890. ГТГ. Бронза. Уменьшенное повторение статуи 1890 года из собрания Русского музея

Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

В части своей его последние работы были не поняты и не приняты критикой. В части же в прессе появились многочисленные статьи откровенных антисемитски настроенных, недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

Антокольский продолжал считать себя русским художником:

Считая себя русским художником, Антокольский, никогда не отрекался от еврейства. До конца дней он соблюдал еврейские религиозные традиции.

Во время учебы в Академии Репин и Антокольский жили в одной комнате. Репин изобразил скульптора в религиозном облачении за утренней молитвой.

Судьба соплеменников волновала скульптора. Во время еврейских погромов он обратился с письмом к Тургеневу и некоторым другим деятелям русской культуры с призывом встать на защиту евреев.

Антокольский опекал начинающих художников-евреев. Ратовал за предоставление им возможности получения художественно-промышленного образования. Добивался создания в Европе еврейской художественной школы.

* * *

Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.




Надгробие на могиле Марка Антокольского


* * *

Общество поощрения художеств 22 декабря 1902 года собралось, чтобы почтить память скульптора. Была исполнена специально написанная по этому случаю кантата.

Стихи были написаны Маршаком по просьбе опекавшего его Стасова. Маршаку было в ту пору 15 лет. Они навеяны образами ТАНАХа.

В жизни Антокольского были не только звезды, но и тернии. Ему приходилось бороться с разного рода нападками, пробиваться сквозь стену непонимания. Но он оставался верен себе и шел по однажды избранному пути до конца.

Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.

В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.

Обнаружил в интернете поразившую меня новость – оказывается, Антокольский формально должен проходить по христианскому ведомству – имеется свидетельство его родственницы, что еще в студенческую его пору его ЗАСТАВИЛИ креститься, заставили прямо пытками — палочными ударами по ногам, в сопровождении угроз, что при отказе он будет отчислен из Академии Художеств (и, по логике, то произошло, скорее всего, в самом начале учебы). Это свидетельство – письмо пра-пра-внучки родной сестры Антокольского, которой (т.е. своей сестре) он сам и рассказывал и про ту экзекуцию.

Учитывая свидетельства очевидцев, что Антокольский сохранял верность иудаизму до конца своей жизни, можно сказать, что он был мараном российского разлива. Мараны – это евреи Испании 15-го века, крещеные практически принудительно, но продолжавшие соблюдать предписания иудаизма втайне от властей, за что нередко кончали свои жизни на кострах инквизиции.

При этом становится очень понятным его интерес к трагедии маранов, проявившийся в неоднократных попытках создания горельефа на эту тему. А то, что такой горельеф так и не был создан, несмотря на многочисленные подступы к нему, можно интерпретировать, как сильное сопротивление его созданию и демонстрации со стороны властителей разного уровня.

В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. Что стоил, например кантонистский набор — принудительный захват малолетних еврейских мальчиков, для многолетней подготовки их к службе в армии и затем самой этой 25-летней службе. У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников.
Бер (Борис) Левин berlev.info




Иван Крамской
Портрет М. М. Антокольского 1871
Холст, масло
Национальный художественный музей Республики Беларусь



Репин Илья Ефимович
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1914
Холст, масло
143 × 112 см
Вологодская областная картинная галерея




Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1884



Портрет М. Антокольского работы его ученика И. Гинцбурга. ГТГ



Mark Antokolski Death of Socrates, 1875
Russian Museum



Половцов, Александр Александрович



Mark Antokolski Mermaid Hermitage



Христос. Выставка М. Антокольского в ГТГ



Христос. Выставка М. Антокольского в ГТГ 2011



Последний вздох (Христос на кресте) Мрамор 1880-е



Уснувший ангел. Надгробный памятник О. И. Терещенко. Мраморный вариант с гипсовой модели 1888 г., находящейся в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств Мрамор 1891



Не от мира сего. (Христианская мученица). 1887. Мрамор. ГТГ



Памятник Марии Фёдоровне рядом с православной церковью св. Александра Невского в Копенгагене



Yermak Timofeevich, conqueror of Siberia
Русский музей



Марк Антокольский. Голова еврея (Натан Мудрый). 1873. Мрамор. ГТГ. Этюд головы к композиции Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи



Антокольский. Мефистофель. После 1883 года. Мрамор. ГТГ. Уменьшенное повторение статуи 1883 года из собрания ГРМ



Марк Антокольский. Мефистофель. 1879. Бронза, мрамор (подставка). ГТГ



Марк Гинцбург (Последняя весна). Гипс 1897



Памятник Константину Карловичу Гроту во дворе школы-интерната №1 К.К. Грота, Петербурге. Фрагмент памятника - незрячая девочка с книгой



Могила поэта Семёна Надсона на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге



Проект памятника А. С. Пушкину, автор М. М. Антокольский, 1875 год



Мальчик, крадущий яблоки, 1866. Гипс. Марк Антокольский ГТГ



Марк Антокольский. Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. Бронза.



Марк Антокольский. Бюст Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза



Марк Антокольский. Статуя Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза



В. В. Стасов. 1872 г.
Мрамор
Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина



И. С. Тургенев. 1880
Гипс тонированный



С. П. Боткин
Мрамор
Государственный Русский музей



Ярослав Мудрый. 1885
Майолика
Государственный Русский музей



Mark Antokolski Angel (project for the thomb of Countess Yusupov) Yusupov Palace, Saint Petersburg

Марк Антокольский - слишком смелый еврейский скульптор

Как же часто такое бывает у талантливых людей. Поначалу их труды никто не замечает, потом вдруг приходит озарение, и те же самые работы становятся модными и востребованными, а спустя некоторое время об авторах снова перестают вспоминать, и они уходят из жизни забытые всеми. Но потом, как бы спохватываясь, люди вновь обращают внимание на работы ушедших мастеров, и даже начинают ревностно бороться за их творческое наследие. Нечто подобное произошло с Марком Антокольским, российским скульптором еврейского происхождения, больше прославившегося в Европе, чем в России.

Настоящее имя мастера – Мордух. Родился он 2 ноября 1843 года в пригороде Вильно Антокольно, по названию которого предки мальчика взяли себе фамилию, став Антокольскими. Сейчас Антокольно является одним из районов столицы Литвы Вильнюса. Семья, в которой родился маленький Мордух, была многодетной - 7 детей, и жила крайне небогато. Всю семью кормил небольшой трактир, который содержали родители.



Желание творить у мальчика проявилось довольно рано. Правда, первый опыт оказался не слишком удачным. Мордух разрисовал побеленную отцом печь, за что был серьезно наказан. Когда же мальчик дорос до возраста, когда он уже сам мог работать, отец отправил его в бригаду мастеров, которой руководил резчик по дереву, где занимались реставрацией костелов. Там было много творческой работы, связанной с вырезанием из дерева всевозможных фигур.

Наука молодому студенту давалась трудно, потому что ему параллельно с творчеством приходилось овладевать банальной грамотой. Он ведь даже русского языка не знал, общаясь дома исключительно на идише. Тем не менее, проблемы решались, а друзьями Антокольского стали студенты Репин и Крамской, впоследствии знаменитые русские художники. Марк поддерживал дружеские отношения и с другими творческими личностями, в частности, Модестом Мусоргским и Владимиром Стасовым.



Дома продолжала кипеть творческая жизнь. В академии начали подготовку к проведению традиционного конкурса. Студенты заведения должны были максимально лаконично изобразить некоего героя, масштабного и актуального. Антокольский выбрал царя Ивана Грозного. К сожалению, в финал конкурса его работа не попала по причине незавершенности. Марк закончил ее лишь в начале 1871 года.


Удивительно, но профессора академии даже не удосужились заглянуть в мастерскую скульптора, чтобы оценить его работу. Однако ее увидел вице-президент Императорской Академии художеств Григорий Гагарин и предложил оценить работу молодого мастера президенту Императорской академии Великой княгине Марии Николаевне – даме просвещенной и благорасположенной к талантам. Ей творение Антокольского очень понравилась, и она предложила взглянуть на скульптуру самому Александру II.

В назначенный день император не просто посмотрел, а немедленно выкупил работу Марка, выложив за нее 8000 рублей, колоссальную для бедного студента сумму. Сразу же к Антокольскому изменилось и отношение преподавательского состава академии. Через четыре дня после прихода царя в учебное заведение Марку присвоили звание академика. Так Антокольский практически мгновенно стал знаменитым. Ему посыпались заказы. Скульптор создал сразу две копии Ивана Грозного: для Третьякова и для Лондонского Кенсингтонского музея.



Это время стало самым насыщенным творческим периодом мастера, когда он создал массу прекрасных творений и получил несколько почетных званий и государственных наград. К сожалению, на закате жизни ни одно из этих почестей не помогла талантливому скульптору избежать забвения публики и крайней финансовой нужды. Из-за этого Антокольский вынужден был распродать часть собственной коллекции и практически весь антиквариат, хранившийся у него дома.



Мастер умер в бедности в 1902 году. Его тело перевезли в Петербург и похоронили на Преображенском еврейском кладбище. Зато через полстолетия за наследие Антокольского устроили настоящую борьбу Тель-Авивский музей и Парижский Музей изобразительных искусств Орсе. Причем, ради обладания хотя бы частью работ великого скульптора музеи готовы были платить баснословные суммы.

Читайте также: