Сколько человек осуществляет контроль по организации создания базы

Обновлено: 16.05.2024

Основные этапы создания и развития СВК

Система внутреннего контроля в том или ином виде существует в каждой компании. Помимо подразделений внутреннего контроля и внутреннего аудита, практически каждый руководитель и сотрудник выполняет определенные контрольные процедуры в своей работе. Как же создать эффективную СВК, чтобы она была действенной и рациональной?

Выделим 3 основных этапа создания и развития СВК в компании.

  1. 1. Анализ текущего состояния системы внутреннего контроля в компании, по результатам которого определяется текущая модель СВК и уровень ее зрелости.
  2. 2. Формирование целевой модели СВК, в том числе:
    • создание правил для эффективной работы системы;
    • распределение задач в сфере СВК между участниками процессов внутреннего контроля.
  3. 3. Разработка и реализация мероприятий, необходимых для перехода к целевой модели СВК с более высоким уровнем зрелости.

Первые два этапа — подготовительные, а третий — это этап внедрения целевой модели СВК в управленческую и операционную деятельности компании.

Ниже разберем подробнее каждый этап создания эффективной СВК.

Этап 1. Анализ текущего состояния СВК

Чтобы двигаться в правильном направлении, с учетом имеющихся ресурсов, необходимо проанализировать текущую модель СВК.

Определение текущей модели СВК

С точки зрения эволюции подходов к организации СВК, можно выделить 3 основные модели внутреннего контроля.

  • Подтверждающая модель — ориентирована на оценку соответствия работы проверяемых объектов контроля требованиям законодательства и внутренних документов компании.
  • Процессно-ориентированная модель — нацелена на анализ эффективности системы управления и базируется на процессном подходе. Согласно этой модели, каждое функциональное подразделение организации воспроизводит некий закрепленный за ним процесс, а компания рассматривается как цепочка или сеть таких процессов.
  • Риск-ориентированная модель внутреннего контроля появилась в 1985 году в США, когда национальная комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью (комиссия Тредуэя) представила Интегрированную концепцию внутреннего контроля (COSO IC) и Концепцию управления рисками предприятия (COSO ERM).

Риск-ориентированная модель рассматривает внутренний контроль и риски как неотъемлемую часть самого бизнеса. И позволяют совету директоров, топ-менеджменту и остальному персоналу организации проверить:

  • эффективность и продуктивность операционной деятельности;
  • надежность отчетности;
  • соблюдение законов и внутренних регламентов.

Риск-ориентированный подход (РОП) к организации внутреннего контроля выглядит так:

  • вначале необходимо поставить цели (стратегические и тактические);
  • затем определить и оценить риски (угрозы достижения цели);
  • разработать меры, как их предотвратить;
  • постоянно проверять работоспособность и эффективность этих мер.

Согласно РОП, в любой деятельности есть риск не достичь ожидаемого результата из-за разных внешних и внутренних факторов: ошибок персонала, технических сбоев, неверных решений, изменений на рынках и пр. Если определить, где возникают риски, можно спрогнозировать реакцию на них и своевременно их предотвратить.

Именно поэтому контрольная деятельность во многих компаниях последние десятилетия переориентируется на работу с рисками. Затраты на такой превентивный контроль окупаются в полной мере за счет предотвращения более существенных потерь.

эволюция развития внутреннего контроля

Компания может сочетать элементы трех моделей внутреннего контроля, исходя из специфики и масштабов деятельности

Моя практика работы в крупных холдингах подтверждает описанную эволюцию подходов к организации внутреннего контроля: от фокуса на последующий контроль после наступления негативных последствий — к фокусу на выявление рисков до стадии принятия решений и разработки адекватных контрольных мер.

Важно! В компаниях, как правило, присутствуют элементы всех трех моделей внутреннего контроля, что обеспечивает принцип независимости контроля при проведении его разными специалистами. Необходимо найти оптимальное сочетание моделей с точки зрения эффективности и затрачиваемых ресурсов.

Как определить уровень зрелости СВК

Согласно исследованию PWC, направления развития системы внутреннего контроля зависят от уровня зрелости СВК. Каждая компания проходит через несколько этапов развития СВК: от начального до совершенствуемого. И через промежуточные уровни: неформальный, формализованный и управляемый.

Таблица 1. Уровни зрелости системы внутреннего контроля

Уровень зрелости СВК Краткая характеристика
Начальный Контрольные процедуры отсутствуют или выполняются частично, но не формализованы.
Неформальный Процессы СВК формализованы частично, выполняются отдельные контрольные процедуры.
Формализованный Контрольная деятельность формализована и надлежащим образом документирована, но не стандартизирована. Отклонения могут быть не обнаружены своевременно.
Управляемый Внедрены как унифицированные контрольные процедуры, так и процедура их периодического тестирования.
Могут использоваться средства автоматизации для выполнения, тестирования или мониторинга эффективности контрольных процедур.
Совершенствуемый Процессы СВК соответствуют лучшим практикам, а также периодически оптимизируются за счет новых подходов.
Могут быть автоматизированы выполнение, тестирование и мониторинг эффективности контрольных процедур.

По данным PWC, 34% компаний оценивают уровень зрелости своей СВК как формализованный, 26% как управляемый. И всего 2% компаний достигло совершенствуемого уровня системы внутреннего контроля.

Компания может взять для оценки и другую градацию уровней зрелости СВК, в частности, определенную в рекомендациях различных регуляторов или в нормативных актах. Для успешного создания эффективной СВК необходимо прежде всего оценить и зафиксировать ее исходное состояние, а затем определить целевое видение СВК.

Этап 2. Формирование целевой модели СВК

Если рассматривать СВК с точки зрения системного подхода, то можно сказать, что внутренний контроль функционирует как эффективная система только когда:

  • существуют основные элементы системы: цели, составные части, объекты, субъекты;
  • определены принципы функционирования, задачи и функции субъектов;
  • определены и скоординированы связи и влияние друг на друга всех элементов системы.

Работа СВК базируется на применении набора правил и принципов, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

Создание правил для эффективной работы СВК

Есть базовые принципы внутреннего контроля для всех моделей СВК. Если они не соблюдаются, то система внутреннего контроля компании функционирует на низком уровне.

Таблица 2. Базовые принципы СВК

  • прозрачность процессов и методологическое единство;
  • правовое закрепление обязанностей и ответственности, целей и плановых/нормативных параметров деятельности;
  • преемственность процессов при смене их участников;
  • эффективный контроль и мониторинг для поддержания процессов в актуальном состоянии и развитии.

Помимо базового набора правил, для создания эффективного внутреннего контроля с риск-ориентированным подходом необходимо внедрить в компании дополнительные принципы СВК.

  • Объективность. СВК должна предоставлять как можно более объективную информацию руководству для принятия оптимальных и рациональных решений.
  • Простота. Эффективный контроль должен состоять из простых процедур. Чтобы специалисты, отвечающие за него, могли их легко понять и выполнить. Если механизмы контроля сложные, есть риск, что их проигнорируют.
  • Эффективность по затратам. Затраты на внедрение СВК не должны превышать выгоды, которые она дает компании.
  • Интеграция. Необходима интеграция СВК с системой управления, в том числе, с системой планирования и принятия решений.
  • Целостность и комплексность. СВК должна охватывать все направления деятельности компании и бизнес-процессы на всех уровнях управления.
  • Самоконтроль. СВК должна, где это возможно, в лице линейных руководителей своевременно справляться с проблемами по мере их возникновения и предупреждать их. Не зависеть от последующей проверки или аудита.
  • Ориентированность на риски. СВК в компании тесно взаимодействует с системой управления рисками. При анализе контрольных процедур следует оценивать величину и вероятность возникновения рисков, степень их влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности и достижение целей компании. Это позволяет увидеть, достаточно ли существующих контрольных процедур, или нужно разработать новые.

Важно! Чтобы создать эффективную систему внутреннего контроля, нужно не только формализовать основные принципы функционирования СВК и зарегламентировать их, но и воплотить на практике. А также регулярно тестировать СВК, соответствует ли она установленным принципам.

Как распределить задачи между участниками процессов внутреннего контроля

К субъектам СВК относятся практически все причастные к деятельности компании: Совет Директоров, внутренний аудит, исполнительное и линейное руководство, сотрудники подразделений (в том числе внутренние контролеры).

Функции субъектов СВК

Эффективную СВК можно выстроить, когда в компании функционируют все три линии защиты с четко определенными обязанностями

Вместо конструктивного взаимодействия, часто в компаниях:

  • действительно защищала компанию от препятствий на пути к поставленным целям;
  • способствовала выявлению не только угроз, но и возможностей для повышения эффективности деятельности компании в целом.

В следующей статье рассмотрим третий этап создания и развития СВК — внедрение целевой модели СВК в управленческую и операционную деятельности компании.

Корпоративная база знаний (КБЗ или Knowledgebase) должна представлять собой информационную систему управления знаниями(СУЗ), реализованную на существующих IT мощностях организации, модернизированных и доработанных в целях развития корпоративных компетенций.

Ключевыми управленческими задачами КБЗ /СУЗ должны стать:

Решение указанных задач должно опираться на единый методический подход, обеспечивающий целостность и непротиворечивость элементов КБЗ, применение лучших мировых практик в области управления знаниями и соответствие применяемым в настоящее время инструментам сбора, сохранения, распространения, применения и развития знаний в организации.

Управление знаниями (далее УЗ) – область прикладного менеджмента и стратегический инструмент управления корпоративными компетенциями (знаниями, опытом и навыками) как ключевым активом компании, обеспечивающим текущую и будущую конкурентоспособность.

Объектом управления в УЗ являются знания сотрудников как результат процесса познавания, обладание сотрудниками компании информацией, позволяющей решать практические задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности.

Именно поэтому ключевым фактором создания успешной СУЗ является грамотное решение организационных и управленческих вопросов, ориентирующих свободную среду социальной сети на решение практических бизнес-задач организации.

Целью СУЗ является: Обеспечение текущей и будущей конкурентоспособности компании за счет своевременного, целенаправленного и эффективного использования накопленных знаний сотрудников компании.

Задачи СУЗ. Система управления знаниями должна обеспечивать решение комплекса задач:

Указанные задачи должны решаться на методическом, организационном и техническом (информационном) уровнях, однако, на этапе проектирования СУЗ методический и организационный аспекты имеют превалирующее значение, поскольку ключевыми носителями и потребителями знаний являются сотрудники компании. Только в случае решения методических и организационных вопросов построения СУЗ, техническая (IT) реализация даст тот эффект, который обеспечит достижение поставленной цели.

1. Сбор знаний

Первой и главной задачей при сборе знаний является четкое определение – какого рода знания и из каких предметных областей являются критически важными для организации. Очевидно, что организацию не могут заинтересовать любые знания, а важны только те, что имеют непосредственное отношение к практической деятельности ее сотрудников.

На первом этапе разработки СУЗ должна проводиться работа по аудиту существующего УЗ. Управление знаниями осуществляется в любой организации, и проведение такого аудита позволяет выявить носителей знаний в предметных областях и сформировать подходы к классификации знаний, привычные для будущих пользователей СУЗ. Второй должна стать работа по определению таксономии знаний (классификации и систематизации иерархии знаний как сложноорганизованных сущностей).

Таксономия знаний необходима для достижения трех системных целей:

1.2. Сбор явных знаний.

Любые знания организации (ее сотрудников) могут быть разделены на две категории:

Первая категория знаний – это явные знания. Эти знания зафиксированы и опубликованы в разнообразных текстовых и графических форматах, доступны для ознакомления, изучения и применения. Эти знания содержатся в базах данных и отдельных записях; регламентах, методических, нормативных и распорядительных документах; статьях, книгах, учебниках, презентациях и т.д. Задачей управления знаниями является сохранение явных знаний в классифицированном и структурированном виде в репозитории знаний в соответствии с ранее разработанной таксономией знаний:

Вторая категория знаний – знания неявные, недокументированные, неопубликованные, хранящиеся в головах сотрудников организации. Эти знания представляют собой исключительную ценность для организации, поскольку они содержат практически наработанные опыт, навыки и умения, которые и определяют конкурентоспособность организации в целом, успешность и качество работ, выполняемых сотрудниками организации.

Проблема, однако, состоит в том, что сохранять, распространять, применять и развивать можно только явные знания, которые каким-либо образом задокументированы.

1.3.Перевод неявных знаний в явные знания

Перевод неявных знаний в знания явные является ключевой, главной задачей управления знаниями. Для того, чтобы неявные знания стали явными, необходимо их документирование и публикация, которые могут быть осуществлены только в результате межличностных коммуникаций.

В управлении знаниями применяются три категории (возможности) межличностных коммуникаций, которые позволяют выявить, задокументировать и опубликовать (т.е. сделать их явными) неявные знания:

¾ Публикация идей и предложений. У каждого сотрудника компании, как правило, есть множество идей и предложений о том, как сделать работу компании, подразделения, коллег и т.д. лучше. Эти идеи и предложения базируются на личном опыте, то есть неявных знаниях, о которых в рутинной деятельности сотрудник, как правило, не упоминает. Публикация, обнародование, обсуждение и защита идей и предложений в информационной среде компании – отличный способ выявления и фиксирования неявных знаний, которые будучи написанными, становятся явными знаниями, доступными для изучения, применения и развития.

¾ Профессиональные коммуникации. Общение в профессиональной среде, обмен приемами, опытом и навыками выполнения работ – естественное стремление профессионалов. Даже уборщице есть что обсудить с другой уборщицей. Любой человек, занимающийся профессиональной деятельностью, с удовольствием общается с коллегами, реализуя, с одной стороны, свое стремление к признанию профессионального статуса (я выполняю работу лучше), и, с другой стороны, интересуясь наиболее удачными и эффективными приемами и навыками выполнения работ коллегами. В результате таких обсуждений профессиональных тем и проблем, неявные знания корреспондентов становятся явными, если они задокументированы. СУЗ позволяет документировать такие неявные знания в виде записей в форумах, блогах, дискуссиях, статьях, корпоративной Wiki и т.д.

¾ Совместное выполнение работ. Сотрудничество в ходе совместного выполнения работ или проектов также базируется на обсуждениях и принятии решений, в основе которых лежат навыки и опыт (неявные знания) участников такой деятельности. СУЗ предлагает виртуальную информационную среду для сотрудничества, которая гораздо удобнее привычных совещаний и штабных органов управления, поскольку не обладает привязкой ко времени и месту – в форуме / дискуссии сетевой группы / сообщества делать записи и размещать документы можно в удобное время, кроме того, такие записи документируются и сохраняются, то есть неявные знания становятся явными.

Очевидно, что для реализации указанных выше межличностных коммуникаций, СУЗ должна обладать развитой и специализированной сетевой (виртуальной) инфраструктурой на основе современных IT- технологий. Современная практика и опыт управления знаниями предлагают набор специализированных информационных инструментов для осуществления перевода неявных знаний в знания явные:

К таким инструментам относятся:

Для практической реализации этих инструментов в СУЗ техническими и программными средствами, необходимо проведение ряда методических работ, переделяющих организационные рамки, подходы, роли, процессы и механизмы, обеспечивающие их функционирование, а именно:

2. Сохранение знаний

Все документированные знания и информация, размещенные в Wiki, блогах, форумах, дискуссиях в группах и сообществах, электронные документы и записи представляют собой явные знания, которые должны быть размещены репозитории знаний или доступны из него:

3. Распространение знаний.

Распространение знаний имеет смысл только в ситуации их востребованности, то есть тогда, когда сотрудник организации либо ищет какие-либо знания, либо использует корпоративную систему обучения и профессиональной подготовки (ОиПП):

4. Применение знаний

Применение знаний, размещенных в репозитории знаний должно иметь прикладной, практический характер. Знания, получаемые сотрудниками из репозитория знаний, в результате поиска знаний, в результате корпоративного или самостоятельного обучения, в результате коммуникаций с экспертными и отраслевыми сообществами, и в результате взаимодействия с внешними источниками знаний, применяются сотрудниками в процессе выполнения рутинной оперативной работы:

5. Развитие знаний

Развитие знаний, как и управление знаниями, предполагает акцент на практический, прикладной характер знаний. Нет смысла развивать знания вообще, есть смысл развивать компетенции, необходимые организации. Поэтому развитие знаний в терминах управления знаниями предполагает развитие корпоративных компетенций как осмысленное, целенаправленное распространение необходимой для организации информации через корпоративную систему обучения и профессиональной переподготовки (ОиПП):

Любые новые знания, размещенные в Банке идей, задокументированные как практический опыт и навыки, полученные из внешних источников и т.д., зафиксированные посредством инструментов СУЗ, должны, как уже было определено, быть доступны в классифицированном виде через систему поиска в репозитории СУЗ.

Лучшие практики – информация (описание) контекста, задач, решений, приемов и подходов к выполнению типовых задач и процессов в оперативной деятельности организации. Выявление, сохранение и рекомендации к распространению / обучению лучшим практикам – зона ответственности Сообществ практик, вырабатывающих рекомендации по внесению изменений в учебные материалы и программы корпоративной системы ОиПП с целью развития корпоративных компетенций, придания организации уникальных конкурентных возможностей.

Выученные уроки – информация о позитивных или негативных результатах практических действий, применения решений и процедур, в контексте решаемых задач. Ключевая ценность выученных уроков – понимание причин неудач, исключение повторения ошибок в будущем. Одна из ключевых ошибок многих современных организаций состоит в игнорировании причин и контекстов ошибок, которые позволяют более полно понять (т.е. создать знания и развить компетенции) источники и причины возникших проблем. Сообщества профессионалов (экспертные сообщества) должны нести функции выявления и документирования выученных уроков, анализа и выработки рекомендаций по использованию в дальнейшем накопленного опыта. Развитие корпоративных компетенций осуществляется через корпоративную систему ОиПП путем внедрения в учебные материалы, программы и процессы рекомендаций Сообществ профессионалов по результатам анализа выученных уроков.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.


Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью при воздействии на работников вредных и опасных производственных факторов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году

Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Обратите внимание! Продолжать работы на рабочих местах, имеющих критические риски для здоровья, возможно только после проведения мероприятий по изменению производственного процесса и условий проведения работ, обеспечивающих исключение или уменьшение воздействия вредных и (или) опасных факторов до уровня допустимого и разработки соответствующей нормативно-правовой или технической документации.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Обратите внимание! В состав такой комиссии обязательно включите специалиста по охране труда, а также ведущих технических специалистов — экспертов, представителя профсоюза или другого органа работников.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

Обратите внимание! Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками необходимо постоянно оценивать. Для этого нужно проводить оценку эффективности мероприятий по снижению рисков с установленной периодичностью, например, не реже 1 раза в год (в три года, в пять лет) с составлением соответствующего отчета, согласованного представительным органом работников.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Читайте также: