Сколько часов можно вести заместителю директора школы

Обновлено: 18.05.2024

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определены статьями 343-351 главы 32 Трудового кодекса Республики Беларусь.

При приеме на работу по совместительству с работником может быть заключен трудовой договор как на неопределенный срок, так и срочный трудовой договор. Контракт является разновидностью трудового договора, соответственно его также можно заключать при приеме на работу совместителя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Следует ли производить в каникулярный период повышение тарифной ставки (оклада) за особый характер труда учителю-дефектологу, работающему в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания?

Размеры повышений тарифных ставок (окладов) работникам отдельных организаций (их структурных подразделений) системы образования за особый характер работы (далее – повышение тарифных ставок (окладов)), в том числе учителям-дефектологам за работу в специальных классах (группах, объединениях по интересам), в которых получают образование лица с особенностями психофизического развития, классах (группах) интегрированного обучения и воспитания (далее – специальные классы), установлены в таблице 42 приложения 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (далее – постановление № 6).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 приложения 3 к постановлению № 6 оплата труда за работу в специальных классах по повышенным тарифным ставкам (окладам) производится пропорционально отработанному времени в специальных классах.

Поскольку в период летних каникул и в каникулярный период в течение учебного года коррекционная педагогическая работа в специальных классах не проводится, то оснований для установления повышения тарифных ставок (окладов) в указанные периоды не имеется.

Достижение пенсионного возраста и выход на пенсию не означают лишение человека права на труд.

Поэтому законодательство Республики Беларусь не содержит каких-либо ограничений при приеме на работу лиц пенсионного возраста, равно как и не содержит каких-либо особенностей оформления с ними трудовых отношений.

Наниматель при приеме на работу пенсионера обязан уведомить об этом в пятидневный срок государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (обязанность уведомлять об увольнении пенсионера на нанимателя законодательством не установлена).

Пенсіонный возраст работника не влияет на размер заработной платы, порядок предоставления отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности и на другие сферы трудовых отношений.

Увольнение работников пенсионного возраста, как и других работников, осуществляется на основаниях, определенных трудовым законодательством.

Данный педагогический работник может аттестоваться как учитель вне зависимости от той должности, в которой он работал ранее.

Но для допуска к аттестации необходимо выполнить требования пункта 18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, в части соответствия полученного образования квалификационным требованиям, наличия стажа работы и повышения квалификации.

Сколько открытых уроков и внеклассных мероприятий нужно провести учителю для присвоения второй квалификационной категории?

При аттестации учителя на вторую квалификационную категорию такими показателями, в том числе, являются:

планы-конспекты уроков на бумажном и электронном носителях (два);

анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем);

Таким образом, необходимо подготовить два открытых урока и одно внеклассное мероприятие (если педагогический работник является классным руководителем).

По иностранному языку классы делятся на группы. Должна ли учителю иностранного языка оплачиваться работа с другой группой при замене отсутствующего учителя и объединении двух групп в одну?

Если замена отсутствующего учителя производится путем объединения групп, то доплата за увеличение объема выполняемых работ (расширение зоны обслуживания) учителю не устанавливается.

Вместе с тем, если объем часов замены уроков носит системный характер, то в данном случае полагаем необходимым установление учителю надбавки за сложность и напряженность труда или выплаты дополнительной премии.

Если занятия с группой проводятся отдельно, то учителю производится оплата за часы замены по расчетным часовым ставкам.

Имеют ли право директор школы, а также его заместители по учебной и воспитательной работе в рабочее время вести уроки в своей школе? Если да, то какое количество?

Директора школ и их заместители включены в этот Перечень, поэтому имеют право выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность.

За ее выполнение производится оплата на общих основаниях с учетом повышений, установленных Советом Министров Республики Беларусь, стажа работы по специальности, надбавки за наличие квалификационной категории).

Следовательно, директор школы и его заместители по учебной и воспитательной работе могут в свое рабочее время по месту основной работы вести до 10 часов в неделю, а также осуществлять на условиях совместительства оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ в пределах этой же нормы.

Может ли заместитель заведующего учреждением дошкольного образования работать воспитателем дошкольного образования по совместительству?

Согласно нормам статьи 255 Трудового кодекса Республики Беларусь руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В связи с изложенным заведующие учреждений дошкольного образования (их заместители) вправе выполнять педагогическую работу в части реализации содержания образовательной программы дошкольного образования по совместительству.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Образовательная программа дошкольного образования значительно отличается от образовательных программ других уровней основного образования, так как состоит из специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.12.2012 № 146).

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

Поэтому работа по совместительству может выполняться за пределами рабочего времени руководителя и в случае возможности реализации содержания специально организованной деятельности, а также наличии вакансии воспитателя дошкольного образования.

Так как ответственность за реализацию надлежащего функционирования учреждения образования лежит на ее руководителе, то ему целесообразно согласовывать свои действия по выполнению иных трудовых функций с государственным органом, заключившим с ним трудовой договор (контракт). При этом при принятии решения государственный орган должен исходить из того, что выполнение иных трудовых функций руководителем (заместителем руководителя) не должно осуществляться в ущерб выполнению его основных функций, а также ущемлять права воспитателей дошкольного образования.

Законно ли принуждать педагогических работников учреждений общего среднего образования сдавать деньги на подписку печатных изданий, которые они не используют в своей профессиональной деятельности?

Сбор денежных средств на подписку печатных изданий в учреждении общего среднего образования не предусмотрен и носит добровольный характер.

Комплектование библиотечных фондов учреждений общего среднего образования периодическими изданиями финансируется из республиканского бюджета. Средства на приобретение периодических изданий (газет, журналов, бюллетеней и т.п.) предусматриваются в смете расходов на содержание учреждения образования. На эти цели могут привлекаться внебюджетные средства, иные источники, не запрещенные законодательством.

Проведение аттестации на присвоение квалификационных категорий не исключает проведение аттестации на соответствие занимаемой должности.

Аттестацию в отношении специалистов на присвоение им квалификационных категорий необходимо отличать от аттестации руководителей и специалистов.

Вопросы аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории регламентированы Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101.

Аттестация руководителей и специалистов организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм проводится в соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784.

Согласно пункту 2.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать проведение аттестации не реже одного раза в три года, если Президентом Республики не установлен иной срок.

Заместитель заведующего по основной деятельности работает по совместительству воспитателем дошкольного образования. Имею ли он право на получение первой квалификационной категории как воспитатель, если у него уже есть вторая категория по этой должности?

Имеет при соблюдении определенных условий.

В соответствии с частью четвертой пункта 20 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих. Утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, специалисты, работающие на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101.

Занимая должность воспитателя дошкольного образования по совместительству, можно претендовать на присвоение первой квалификационной категории по данной должности, но только при соблюдении условий, содержащихся в пункте 18 указанной инструкции.

Какова длительность пребывания в школе воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение учащихся с аутистическими нарушениями: только во время занятий или на протяжении всего времени пребывания учащегося?

Учитывая вышесказанное, сопровождение учащегося осуществляется в течение всего времени его пребывания в учреждении образования.

В республике развивается инклюзивное образование, в рамках которого открываются классы с интегрированным обучением. Какие меры материального стимулирования предусмотрены для педагогов, работающих в таких классах?

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (приложение 3, таблица 42) утвержден перечень отдельных организаций системы образования и должностей работников, для которых установлено повышение тарифной ставки (оклада) за особый характер труда.

Так, учителю за работу в классе интегрированного обучения и воспитания устанавливается повышение тарифной ставки в размере до 63 процентов от тарифной ставки 1 разряда руководителя учреждения образования в зависимости от степени, продолжительности общения и других особенностей работы, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени в классе интегрированного обучения и воспитания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса об образовании (далее – Кодекс) статус молодого специалиста имеют выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы.

Согласно статьям 84, 88 Кодекса лицо, заключившее договор на целевую подготовку специалиста, рабочего, служащего (далее – договор) и поступившее в учреждение образования по отдельному конкурсу, после завершения обучения направляется на работу в соответствии с договором и обязано трудоустроиться в организации-заказчике, отработать срок обязательной работы, установленный договором (в данном случае 5 лет), или возместить средства, затраченные государством на его подготовку.

В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение), учреждения образования осуществляют перенаправление при условии изменения договора о целевой подготовке специалистов в случаях, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 88 Кодекса.

Пункт 7 Положения гласит о том, что изменение договора осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики.

1.2. Заместитель директора школы по учебной работе назначается и освобождается от должности директором школы.
На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Заместитель директора школы по учебной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.4. Заместитель директор школы по учебной работе подчиняется директору школы.

1.5. Заместителю директору школы по учебной работе

подчиняются учителя, педагоги дополнительного образования, классные руководители.

1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по учебной работе руководствуется Конституцией и Законами РФ, Уставом и нормативными актами, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности


Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по учебной работе являются:

2.1. организация учебного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

2.2.методическое руководство педагогическим коллективом;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе

3. Должностные обязанности

3.1. Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива;

3.2. Координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ;

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работы кружков и факультативов; посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;

3.5. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов;

3.6. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц их заменяющих) по вопросам организации учебного процесса;

3.7. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;

3.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся;

3.9. Составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и замещенных уроков;

3.10. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение педагогами классных журналов, другой документации;

3.11. Участвует в комплектовании школы;

3.12. Контролирует соблюдение обучающимися Правил для учащихся;

3.13. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию;

3.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.15. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.16. Ведет, подписывает и передает директору табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.17. Принимает меры по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами;

3.18. Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;

3.19. Обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;

3.20. Разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в эксплуатацию;

3.21. Организует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений;

3.22. Составляет на основании полученных от медицинского учреждения материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра;

3.23. Организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ;

3.24. Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его регистрацию в журнале;

3.25. Совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности; совместно с заместителем директора по административно-хозяйственной работе осуществляет проверку знаний обучающихся;

3.26. Проводит совместно с профкомом (профкомами) административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательного учреждения, если там создаются опасные условия здоровью работников , обучающихся;

3.27. Выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работающими, обучающимися;

3.28. Организует работу по подготовке и проведению контрольно-диагностических работ, экзаменов,

3.29. Участвует в работе по вопросам перевода учащихся по окончанию учебного года, в параллелях, из классов и групп, приеме учащихся в школу;

3.30. Сдает всю статистическую отчетность по школе в рамках своей компетенции, курирует успеваемость учащихся (ведомости);

3.31.Курирует и координирует работу в рамках новой системы оплаты труда (листы самоанализа педагогов);

3.32. Планирует контрольно-инспекционную деятельность в школе в рамках своей компетенции. Составляет учебный план. Осуществляет связь с ПУ, техникумами;

3.33. Курирует и координирует работу по организации питания, медицинского обеспечения;

3.34. Контролирует проведение предметных недель по курируемым предметам;

3.35. Курирует работу специальной медицинской группы, освобождение от экзаменов, физической культуры, обучения на дому;

3.36. Курирует работу молодых учителей;

3.37. Отвечает за составление экзаменационного материала учителям- предметников и их экспертизу;

3.38. Организует участие школьников в предметных олимпиадах;

3.39. Организует участие школьников и учителей в конкурсах, форумах, викторинах, фестивалях всех уровней в рамках своей компетенции;

3.40. Организует эстетичное и информационно-насыщенное оформление школьных стендов по курируемым направлениям;

3.41.Готовит анализ учебно - воспитательной работы образовательного учреждения за прошедший учебный год и план работы на следующий год.

3.42. Курирует и координирует работу по охране труда в ОУ.

3.43. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах соответствующие общественному положению педагога;

3.44. Предоставляет ежедневный план работы.


Заместитель директора школы по учебной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно подчиненным работникам школы;

4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы и Правилами о поощрении и взысканиях;

4.3. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий;

4.4. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;

5. Ответственность.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, заместитель директора школы по учебной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка заместитель директора школы по учебной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по учебной работе привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по учебной работе несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Заместитель директора школы по учебной работе:

6.1. Работает в режиме не нормированного рабочего дня;

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть; план работы утверждается директором школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в течении 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам организации учебного процесса;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы заместителем директора школы по административно-хозяйственной работе.

6.7. Исполняет обязанности директора школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора школы или приказа руководителя муниципального органа управления образованием, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.

Почему у заместителей директора разный отпуск 28 и 56 дней. Чем отличается воспитательная работа от ресурсной?

Ответ

Вопрос:

Добрый день. Не так давно в образовании появилась должность заместитель директора по финансово-хозяйственным ресурсам, отпуск по этой должности определили 28 дней, а не 56. Указав на то, что это должность, не связанная с учебным процессом. Но это не завхоз, а заместитель директора в школе - это во-первых, во- вторых, приходиться решать вопросы образования, учебного процесса, учебного плана, закупки учебников. заменять директора, часто заменять уроки и т.д. Так почему же у заместителей директора разный отпуск 28 и 56. Чем отличается воспитательная работа от ресурсной. Прошу дать четкие разъяснения по количеству отпускных дней заместителя директора по ресурсам. Тем более заместители все взаимозаменяемы и связаны с учебным процессом. Даже если ведёшь Часы, то отпуск по основной должности 28 дней. Почему тогда у директора 56? Просим справедливости. Заранее спасибо за ответ

Ответ:

В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком заместителю директора общеобразовательной организации предоставляется отпуск продолжительностью 56 календарных дней только при условии, если его деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью.

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и пунктом 3 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 52 Закона об образовании в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Частью 4 данной статьи и частью 7 статьи 51 Закона об образовании установлено, что руководителям образовательных организаций, заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, права, предусмотренные педагогическим работникам пунктом 3 части 5 статьи 47 Закона об образовании.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", принятое в соответствии со статьей 334 ТК РФ, пунктом 3 части 5 статьи 47 , частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Закона об образовании, которым установлена продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей.

В Приложении к названному Постановлению установлено, что руководители общеобразовательных организаций, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью ( п. 3 раздела III Приложения к Постановлению постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466).

В подразделе 2 раздела II указанной Номенклатуры указана должность заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника).

Таким образом, заместителю директора общеобразовательной организации предоставляется отпуск продолжительностью 56 календарных дней при условии, что его деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью.

Следовательно, Вы как заместитель директора общеобразовательной организации имеете право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней только в случае, если из Вашей должностной инструкции следует, что Ваша должность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью.

В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее – ЕКС, квалификационные характеристики). При этом в разделе 1, п.3 , 5 и 6 ЕКС указывается на возможность в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности.

В соответствии с разделом "Должностные обязанности" квалификационной характеристики по должности "заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения" при выполнении обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. Следовательно, при выполнении обязанностей заместителя директора по административно-хозяйственной работе удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней не предоставляется.

Если Ваша деятельность в должности заместителя директора не связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, то ежегодный основной оплачиваемый отпуск должен предоставляться Вам на общих основаниях в соответствии со статьей 115 ТК РФ продолжительностью 28 календарных дней. В этом случае при совмещении Вами педагогической деятельности продолжительность ежегодного основного отпуска будет составлять также 28 календарных дней (т.е. продолжительность отпуска по основной должности), так как ТК РФ не предусматривает предоставление удлиненного отпуска работникам, которые осуществляют педагогическую деятельность в виде дополнительной работы путем совмещения должностей.

Если с Вами заключен договор по совместительству для осуществления педагогической деятельности по должности учителя - то по этому договору как совместителю Вам полагается 56 календарных дней отпуска, который должен предоставляться одновременно с ежегодным отпуском по основной работе (ст.286 ТК РФ).

Можно отметить, что ранее данный вопрос регулировался аналогичным образом. Так, согласно ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставлялся заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений только в случае, если их деятельность была связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой (в соответствии с п.1 примечаний к вышеназванному постановлению).

К сведению – примерно аналогичным образом Правительством РФ устанавливаются и права заместителей руководителя в области досрочного назначения пенсии по старости. Так, для назначения досрочной пенсии по старости органами ПФР учитывается только выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в общеобразовательных учреждениях в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, - такая работа включается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (см. пп. "б" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).

1219-1.jpg

Директор и заместитель руководителя общеобразовательного учреждения выполняют важнейшую управленческую работу, но при этом могут быть привлечены и к педагогическому процессу. Законодательно это не запрещено, но такую деятельность необходимо правильно оформить. Для этого следует выяснить, имеются ли нормы учебной нагрузки для директора школы и как они должны быть отражены документально.

Педагогическая нагрузка директора школы: нормативная база

Трудовой Кодекс страны и Закон об образовании в РФ устанавливают сокращение недельного рабочего времени для педагогических сотрудников – 36 часов. Время работы персонала школ должно отражаться в трудовом договоре. Тем не менее, типовое положение об общеобразовательном учреждении предусматривает установление графика работы с учетом учебных планов и программ, укомплектованности кадрами, особых условий работы. Это значит, что верхний предел педагогической нагрузки в заведениях общественного образования не установлен. Но уменьшение или увеличение времени труда за ставку может проводиться только с письменного согласия сотрудника.

В Письме № АФ-947/96 от 26 октября 2004 года даны Рекомендации по оплате труда персонала ОУ. Согласно Рекомендациям (п.2.7) учебная нагрузка директора школы устанавливается по согласованию с учредителем заведения или его уполномоченным. При этом ведение занятие в период основной работы в той же школе совместительством не считается. Учитывая, что недельная норма педагогической нагрузки составляет 18 часов за ставку, эта же цифра используется для ограничения рабочего времени директора или замдиректора при проведении уроков.

Следует помнить, что дополнительный труд не должен мешать выполнению основных обязанностей, и допустимые пределы нагрузки должны быть установлены, исходя из целесообразности и эффективности управления руководителей заведения. К тому же, основной педагогический состав заведения должен быть обеспечен работой по крайней мере на одну ставку. В противном случае учредитель или орган исполнительной власти имеет право отказать руководителю общеобразовательного заведения в дополнительных часах преподавания.

Если педагогическая нагрузка ложится на директора школы сверх основной работы или годовой объем деятельности по проведению обучения составит 300 часов, тогда следует оформить дополнительное соглашение о совмещении должностей, если это не запрещено Уставом организации. В таком случае дополнительная деятельность приведет к изменениям трудового договора, поэтому данная процедура потребует обоюдного письменного согласия, как со стороны руководителя, так и со стороны работодателя.

Оплата труда директору школы за дополнительную нагрузку

Каким бы образом ни была оформлена работа по обучению учащихся директором или его заместителем, за нее положена оплата. Основные выплаты руководящему персоналу учреждения отражены в договоре и определяются на основании коллективного договора, соглашения, локальных актов, составленных в строгом соответствии с законодательством страны. Обычно каждое заведение имеет собственные локальные акты или положения о премировании, где расписаны все случаи и порядок выделения дополнительных средств за работу сотрудников, в том числе руководителей.

Часы учебной работы должны оплачиваться из расчета ставки педагога в порядке, прописанном в допсоглашении, если таковое оформляется. В другом случае сумма выплат за дополнительную нагрузку может устанавливаться в виде компенсационных доплат. Тарификация будет зависеть от квалификации руководителя, стажа и количества рабочих часов. Возможна и почасовая оплата педагогического труда.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает обучение и промежуточную аттестацию учеников 1-11 классов с использованием электронного образовательного ресурса, программы дополнительного образования, а также программы изучения или совершенствования иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, китайский).

Помимо бюджетных компенсаций для руководящего состава за учебную нагрузку директора школы, работающей по ФГОС, органы, распоряжающиеся средствами федерального бюджета, имеют право выделить поощрительные доплаты. Размер сумм может составлять до 5% всех отчислений для общеобразовательных организаций. Стимулирующие бонусы допустимо выплачивать руководителю учреждения по приказу, который должен быть подписан учредителем, т.к. сам директор не имеет права оформлять на себя приказ о премировании, как на учителя.

Как регулировать учебную нагрузку заместителя руководителя

Педагогическую нагрузку на следующий год для заместителя директора школы, как и для других сотрудников учреждения, устанавливает директор. При этом он должен принимать в расчет мнение профсоюзного органа, участвующего в деятельности организации. План на наступающий год необходимо подготовить до конца текущего, чтобы иметь представление об объеме нагрузки для каждой единицы должности. Это особенно важно, если в предстоящем году планируется уменьшение рабочей нагрузки, потому что в этом случае необходимо заранее письменно уведомить об этом сотрудников.

Максимальный объем дополнительной работы для зам. директора и оплата за труд устанавливаются с учетом законодательных, нормативных и внутришкольных документов. Также, как и в случае с самим руководителем учреждения, предоставлять дополнительные часы замдиректора можно только если сотрудники, для которых школа является основным местом работы, заняты не меньше, чем на 1 полную ставку.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  • Руководящие сотрудники школы в лице директора и его заместителя имеют право осуществлять образовательную деятельность в рамках основной работы. Но при определенных обстоятельствах им может быть в этом отказано вышестоящими инстанциями.
  • Если дополнительная нагрузка определяется как совмещение, необходимо отразить это в дополнительном соглашении к основному договору с сотрудником.
  • Максимальная недельная педагогическая нагрузка, допустимая для должности директора школы, составляет не более 18 часов, а при почасовой оплате – не более 300 часов в год.

Открыт набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске - дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Читайте также: