Ситуация когда пропонент угрожает оппоненту заключает

Обновлено: 28.06.2024

Цель аргументации при обсуждении спорных вопросов — формирование рационально обоснованных убеждений. Такие убеждения наряду с позитивными включают и негативные аспекты. Позитивная сторона — это информация о принимаемых идеях, негативная — это отвергаемые идеи.

Взаимосвязь позитивной и негативной информации в содержании убеждений предопределяет сложный, полемический характер самой процедуры аргументации, которая объединяет две различные по своей направленности операции: обоснование и критику. Рассмотрим логические механизмы этих операций.

По способу аргументации различают два вида обоснования выдвинутого положения: прямое и косвенное.

1. Прямым называют обоснование тезиса без обращения к конкурирующим с тезисом допущениям.

Прямое обоснование может принимать форму (1) дедуктивных умозаключений, (2) индукции или (3) аналогии, которые применяются самостоятельно либо в различных сочетаниях. Рассмотрим особенности их применения в процессе аргументации.

(1) Дедуктивное обоснование чаще всего выражается в подведении частного случая под общее правило. Тезис о принадлежности или непринадлежности определенного признака конкретному пред-

мету или явлению обосновывают ссылкой на известные законы науки, эмпирические обобщения, нравственные или правовые предписания, на очевидные аксиоматические положения или ранее принятые определения. Выражают эти положения в большей посылке и, опираясь на них как на основания, судят о конкретных фактах, знание о которых фиксируется в меньшей посылке.

Примером прямого дедуктивного обоснования может служить следующее рассуждение. В результате анализа обстоятельств конкретного дела следователь пришел к заключению, что выстрел в потерпевшего Н. был произведен с близкого расстояния, что существенно повлияло на решение вопроса о виновнике преступления. В обоснование тезиса приводились два аргумента. Первый из них — суждение о факте: вокруг огнестрельной раны на теле Н. обнаружено внедрение несгоревшего пороха. Второй аргумент — эмпирическое обобщение: следы несгоревшего пороха внедряются вокруг огнестрельной раны лишь тогда, когда выстрел произведен с близкого расстояния.

Аргументация принимает следующий вид:

Выстрел в Н. произведен с близкого расстояния (Т) Аргументы:

1. Если вокруг огнестрельной раны обнаруживают внедрение пороха (А), то выстрел был близкий (Т).

2. Вокруг огнестрельной раны на теле Н. обнаружены внедрения пороха (А).

Логическая реконструкция показывает, что демонстрация протекает в форме условно-категорического умозаключения:

Большая посылка — А —> Т Меньшая посылка — А

Особенность дедуктивного обоснования состоит в том, что при истинности посылок-аргументов, а также при соблюдении правил вывода оно дает достоверные результаты. Истинность тезиса в этом случае с необходимостью вытекает из посылок. Кроме того, благодаря представленному в большей посылке обобщающему доводу дедуктивное рассуждение выполняет также объяснительную или оценочную функцию. Это повышает убеждающее воздействие дедуктивного обоснования.

Второй этап. Логически выведенные из антитезиса следствия-! сопоставляют с положениями, истинность которых ранее установле-на (F). В случае же несовпадения отказываются от этих следствий.

В качестве F могут быть достоверно выявленные факты, аксиоматические очевидности, научные данные. В случае несовместимости следствий с этими данными приоритет остается за истинными положениями, а логически выведенные из допущения следствия расцениваются как ложные:

Третий этап. Из ложности следствий логически заключают о ложности допущения. Рассуждение протекает в форме отрицающе-;

го модуса условно-категорического умозаключения:

В итоге из ложности допущения заключают на основе закона двойного отрицания об истинности тезиса Т. Символически ход' рассуждения на заключительном этапе можно представить в следующем виде:

Апагогический вид косвенного обоснования применяется лишь в том случае, если тезис и антитезис находятся в отношении противоречия, когда по закону исключенного третьего действует принцип

tertium non datur: либо одно — либо другое, а третьего не дано. При других видах несовместимости, включая противоположность, апаго-гичёское обоснование становится несостоятельным.

(2) Разделительньш называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции.

В отличие от апагогического в разделительном обосновании фигурируют не два (Т и 1 Т), а несколько положений — Т, В, С, каждое из которых претендует на роль тезиса и полностью или частично исключает все другое.

Обоснование тезиса строится в этом случае методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность всех членов дизъюнкции, кроме одного (Т). Тем самым косвенно обосновывают истинность оставшегося тезиса. Рассуждение протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса (tollendo ponens) разделительно-категорического умозаключения:

Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, или закрытым:

. Если же рассматриваются не все варианты решения, то метод исключения не обеспечивает достоверность тезиса, а дает лишь проблематичное заключение.

Разделительная аргументация, включая и доказательство, часто применяется в судебно-следственной практике при проверке версий относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления, при объяснении причин возникновения конкретных явлений, при выборе одной из конкурирующих статей в процессе квалификации правонарушений и во многих других случаях.

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументации предполагает также овладение рациональными приемами критики.

Критика — это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

По форме выражения критика бывает неявной и явной.

(1) Критика тезиса — весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой — показать несостоятельность тезиса.:

Такая критика называется опровержением тезиса. Тезис расценивают как заведомо ложный, если пропонент заранее знал об этом, но тем не менее отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают не-

состоятельными. На этой основе заключают о несостоятельности самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания.

Критика аргументов. Поскольку аргументация — это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса.

Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них.

Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении.

(3) Критика демонстрации — третий способ деструктивно критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонен нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис вытекает из аргументов, то он считается необоснованным. И чальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логиче кой связи друг с другом.

Для создания видимости логической связи между аргументами ] тезисом искушенные полемисты с целью воздействия на слушателе;

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений:' дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обосно-1 вание тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами п.(У. себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснован-;

ность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования. ,

Указанные способы критики применяются не только в качестве! самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, пря-| мое опровержение тезиса может быть дополнено критическим раз-1 бором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявле-| ны нарушения в самом процессе рассуждения и т.д. '

По своей познавательной функции деструктивная критика слу- жит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом — неубедительно или неверно подобранные аргументы, в третьем — неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в себе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односто-:

ронности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предлагает ничего взамен.

Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничивающихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идео-1 логии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством.

Однако существуют и такие аргументативные процессы, где де' структивная позиция оказывается единственно возможным спо- ' собом критики. Примером этому может служить уголовное судо

производство, которое строится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь деструктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве.

Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного проекта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать выдвинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса.

Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях — явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.

2. Конструктивная критика

Конструктивной критикой будем называть обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента.

В случае конструктивного подхода оппонент не занимается деталями — отдельными аргументами, слабыми местами и неточностями в рассуждении пропонента. Стратегия конструктивной критики выражается в следующем.

(1) Четко и развернуто представить тезис своего выступления.

(2) Показать, что этот тезис не просто отличается от утверждений пропонента, а противоречит ему как альтернативный.

(3) Сосредоточить усилия на подборе аргументов в пользу выставленного тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию.

Конструктивная ориентация в критике позволяет оппоненту использовать тактику выбора: аудитории и экспертам предлагается самим сделать выбор из двух представленных предложений — тезиса пропонента и антитезиса оппонента. Такой подход отличается объективностью и корректностью в отношениях между субъектами аргументативного процесса.

Использование конструктивной критики в дискуссиях означает переход оппонирующей стороны в конструктивную оппозицию.

3. Смешанная критика

Под смешанной подразумевается критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.

Этот вид критики по своим эвристическим характеристикам считается наиболее основательным и потому наиболее убедительным. Это объясняется сочетанием в нем позитивного и негативного под-

В зависимости от последовательности выполняемых операции, смешанная критика строится двумя способами. Один из них — конц структивно-деструктивная композиция (КДК), когда оппоненИ вначале обосновывает свой тезис и противопоставляет его утверж4 дению пропонента, затем подвергает критическому анализу к( вскрывает недостатки в аргументации пропонента. 1

Второй способ смешанной критики — деструктивно-конструк* отменяя композиция (ДКК). Оппонент вначале подвергает критике рассуждения оппонента. Затем — позитивная процедура — обо* снование собственного тезиса, альтернативного утверждению про* понента. J

Целесообразность выбора оппонентом первого или второго способов смешанной критики зависит от конкретных условий развертывания дискуссии: убедительности аргументации пропонента; нали-j чия слабых мест в его рассуждениях; отношения аудитории к высказанным предложениям и других условий.

Обязательными участниками, или субъектами аргументации, являются: пропонент, оппонент и аудитория.

Пропонентом называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное положение. Без пропонента нет процесса аргументации, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять коллективное мнение — научной школы, партии, религиозного сообщества, трудового коллектива, обвинения.

Оппонентом называют участника, выражающего несогласие с по­зицией пропонента. Оппонент может непосредственно присутствовать и лично участвовать в обсуждении. Но может и не быть непосредственным участником процесса аргументации.

Аудитория — это третий, коллективный субъект процесса аргументации, поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только и не столько в переубеждении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории. Тем самым аудито­рия — это не пассивная масса, а имеющий свое лицо, свои взгляды и свои коллективные убеждения социум, выступающий основным объектом воздействия. Аудитория не является пассивным объектом аргументативной об­ работки и потому, что она может и часто активно выражает свое согласие или несогласие с позицией ведущих участников — пропонента и оппонента.

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, ар­гументы, демонстрацию.

Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое обосно­вывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают? В качестве тезиса могут выступать положения науки, математическая теорема, результаты обобщения конкретных фактических данных; суждение о свойствах или причинах возникновения единичного предмета или события. Так, в медицинском исследовании обосновы­вают суждение, в котором определяют диагноз больного; историк вы­ двигает и обосновывает версию о существовании конкретного исторического факта и т. п. В судебно-следственной деятельности доказывают суждения об отдельных обстоятельствах преступного события: о личности пре­ступника, о соучастниках, о мотивах и целях преступления, о место­ нахождении похищенных вещей и др. В качестве обобщающего тези­са выступает ряд взаимосвязанных суждений, в которых излагаются все существенные обстоятельства, характеризующие с различных сторон событие преступления.

Аргументы, или доводы, — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем обосновывается тезис? Аргументами могут быть различные по своему содержанию сужде­ния: теоретические или эмпирические обобщения; утверждения о фактах; аксиомы; определения и т. п.

Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. Аргументы являются логическими основаниями, а тезис является их логическим следствием. В соответствии со свойствами условной зависимости истинность аргументов достаточна для признания истинным тезиса при соблюде­нии правил вывода. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выра­жена информация об аргументах, а заключением — суждение о тези­се.

Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений. Особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что суждение, выступающее тезисом, является заключением вывода и формулируется заранее. Суждения (аргу­менты) служат посылками вывода. Таким образом, по известному заключению — тезису восстанавливаются посылки вывода — аргументы.

Критика.

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументации предполагает также овладение рациональными приемами критики.

Деструктивная критика Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение процесса аргументации путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

Критика аргументов. Поскольку аргументация — это обоснова­ние тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргу­ментов, то существенно ослабляется позиция пропонента, так как, не отвергая тезис, такая критика показывает его необоснованность. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указы­вает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т. д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них. Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис бе­зоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самосто­ятельном подтверждении.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует ново­го обоснования. Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, пря­ мое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбо­ром аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т. д. По своей познавательной функции деструктивная критика служит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом — неубедительно или неверно подобранные аргу­менты, в третьем — неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в се­бе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односто­ронности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предла­гает ничего взамен. Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничиваю­щихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идеоло­гии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством. Однако существуют и такие аргументативные процессы, где деструк­тивная позиция оказывается единственно возможным способом критики. Примером может служить уголовное судопроизводство, которое стро­ится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь дест­руктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве. Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного про­екта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать вы­ двинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса. Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях — явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.

Конструктивная критика. Конструктивной критикой будем называть обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утвержде­ния пропонента. В случае конструктивного подхода оппонент не занимается деталями — отдельными аргументами, слабыми местами и неточностями в рассуждении пропонента.

Стратегия конструктивной критики вы­ражается в следующем:

(1) Четко и развернуто представить тезис своего выступления.

(2) Показать, что этот тезис не просто отличается от утверждений пропонента, а противоречит ему как альтернативный.

(3) Сосредоточить усилия на подборе аргументов в пользу выстав­ленного тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию.

Конструктивная ориентация в критике позволяет оппоненту использовать тактику выбора: аудитории и экспертам предлагается самим сделать выбор из двух представленных предложений — тезиса пропонента и антитезиса оппонента. Такой подход отличается объек­тивностью и корректностью в отношениях между субъектами аргументативного процесса. Использование конструктивной критики в дискуссиях означает переход оппонирующей стороны в конструктивную оппозицию.

Смешанная критика. Под смешанной подразумевается критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы. Этот вид критики по своим эвристическим характеристикам считается наиболее основательным и потому наиболее убедитель­ным. Это объясняется сочетанием в нем позитивного и негативного подходов: наряду с обоснованием собственного тезиса, альтерна­тивного утверждению пропонента, оппонент подвергает критике и тем самым разрушительно воздействует на рассуждение пропонента в целом.

В зависимости от последовательности выполняемых операций смешанная критика строится двумя способами. Один из них — конструктивно-деструктивная композиция (КДК), когда оппонент вначале обосновывает свой тезис и противопоставляет его утверждению про­понента, затем подвергает критическому анализу и вскрывает недо­статки в аргументации пропонента. Второй способ смешанной критики — деструктивно-конструктивная композиция (ДКК). Оппонент вначале подвергает критике рассуждения оппонента. Затем — позитивная процедура — обоснова­ние собственного тезиса, альтернативного утверждению пропонента. Целесообразность выбора оппонентом первого или второго спосо­бов смешанной критики зависит от конкретных условий развертыва­ния дискуссии: убедительности аргументации пропонента; наличии слабых мест в его рассуждениях; отношения аудитории к высказанным предположениям и других условий. Убеждающая сила аргументации во многом определяется рацио­нальным сочетанием в полемике операций обоснования и критики, способствующим достижению в каждом конкретном случае несо­мненных, объективно истинных результатов.

Вопросы для повторения к теме 9:

1. Что такое доказательство?

2. Что есть тезис?

3. Что представляет собой аргумент в доказательстве?

4. Что представляет собой демонстрация в процедуре доказательства?

5. В чем суть прямого доказательства?

6. Каковы особенности косвенного доказательства?

7. Что такое критика как логическая операция?

8. Какова цель прямого опровержения тезиса?

9. В чем заключается преимущества косвенного опровержения

10. Какое суждение может стать антитезисом?

11. В чем отличие конструктивной критики от деструктивной?

12. Что такое смешан­ная критика?

Тема 10. Лекция 16. Правила и ошибки в процессе аргументации.

В ходе спора, д и с к у с с и и взаимно дополняют друг друга два вида деятельности: доказательство некоторого те­зиса одним лицом или, возможно, группой лиц и опроверже­ние тезиса другим лицом или другими лицами. Но так или иначе в споре участвуют, по крайней мере, два лица: п р о -п о н е н т и оппонент.

В массовых спорах наиболее часто выступает один — пропонент, выдвигающий тезис, — против многих оппонен­тов. Таким образом происходят дискуссии на семинарах, при обсуждении докладов. При этом тезис не состоит из одного только утверждения, он может представлять собой целую концепцию, теорию. В связи с этим возможны и опроверже­ния отдельных ее частей. И сложные аргументативные про­цессы разбиваются на части такого именно типа.

В отличие от простых форм аргументации в спорах и дис­куссиях существенную роль играет постоянный поиск аргу­ментов, подтверждение и критика их, отбор приемлемых — при этом для обеих сторон. Указанные выше правила о том, что аргументы в процессе аргументации должны быть истин­ными и в той или иной мере обоснованными, здесь, по суще­ству, играют роль лишь в том смысле, что указывают цель, к которой надо стремиться.

Будучи сложными процессами, споры могут делиться на виды по разным аспектам. Но из множества возможных ос­нований выделяют обычно два — цель ведения спора и ма­неру его ведения. Наиболее существенным основанием явля­ется первое из указанных. По цели выделяются споры для истины, для у б е ж д е н и я и для победы.

Целью с п о р а для и с т и н ы является обоснование истинности или ложности выдвигаемого тезиса, то есть вы­явление оснований для принятия или непринятия его. Такие споры называют научными, эпистемическими, логическими.

В с п о р а х для убеждения какая-то из сторон стремится убедить другую или присутствующих при споре в приемлемости или неприемлемости обсуждаемого положе­ния, а иногда и просто в том, что следует или не следует со­вершать те или иные поступки. Конечно, и в спорах для ис­тины, выявляя основания для принятия или непринятия те­зиса, мы тоже убеждаем оппонента в приемлемости или не­приемлемости его. При этом, однако, имеем в виду убежде­ние особого рода, а именно рациональное (логическое) убеж­дение; к тому же это не задача научного спора или, по край­ней мере, не основная его задача: в строгих науках доказы­вают часто даже то, в чем люди уже вполне убеждены, дока­зательство в таких случаях необходимо как условие система­тичности знания. В спорах же для убеждения, убеждение — самоцель. Иногда даже сам убеждающий уверен в неистин­ности или сомневается в истинности того, в чем он убеждает другого, исходя из каких-то особых своих интересов. Здесь возможны и методы не рационального, не логического убеж­дения, когда, наоборот, даже сознательно нарушаются логи­ческие правила аргументации; помимо логического широко применяется эмоционально-психологическое воздействие вплоть до гипнотического влияния.

Когда судили полунищую старуху, укравшую у соседей грошовый чайник, прокурор, зная приемы Ф. Н. Плевако, ко­торыми он пользуется, чтобы разжалобить присяжных, и ре­шив предупредить его в этом, расписал в своей речи на-

сколько она выглядит жалко, что она вызывает не гнев, а со­страдание. Но, заключил он, она все-таки заслуживает об­винительного вердикта, поскольку посягнула на святая свя­тых — на частную собственность, которая составляет эконо­мическую основу нашего общества. Государство рухнет, если мы решительно не будем пресекать любые посягатель­ства на его основы! На это Ф. Н. Плевако ответил в том духе, что Россия прошла сквозь многие испытания и лишения: на­беги половцев, ужасы татаро-монгольского ига, нашествие Наполеона и т. д. Но устояла при этом и лишь крепчала все более и более. Но вот старуха украла чайник. и этого Рос­сия, конечно, не выдержит! Ну и ясно, что женщина была оправдана.

С п о р ы для п о б е д ы — это своего рода интеллек­туальное фехтование. В этом споре его участники вовсе не озабочены тем, истинны или ложны обсуждаемые ими поло­жения, а также не стремятся убедить друг друга в том или ином. Цель состоит в том, чтобы во что бы то ни стало со­здать видимость доказанности или опровергнутости некото­рого положения, лишив противника контраргументов, и та­ким образом одержать победу в интеллектуальном поединке.

В спорах для убеждения возможны, а в спорах для побе­ды обычно даже применяются так называемые уловки. Уловка — это прием, который сознательно применяется для того, чтобы затруднить ведение спора своему противни­ку или облегчить его ведение для себя. По существу, улов­ки — это некоторые нарушения принципов нормального на­учного спора. Поэтому в научном споре они просто неумест-496

ны в силу самих определений как уловок, так и научного спора.

Логику интересуют, собственно говоря, научные споры. Остальные, как объекты изучения, относятся, скорее, к сфе­ре психологии, а логику интересуют лишь постольку, по­скольку в них применяются нарушения логических требова­ний аргументации и в качестве приемов ведения спора при­меняются л о г и ч е с к и е у л о в к и — сознательное на­рушение тех или иных логических правил, — называемые с о ф и з м а м и ; несознательное нарушение логических пра­вил в споре, или вообще в некотором рассуждении, называ­ется п а р а л о г и з м а м и .

По манере, по способу ведения споров можно различать такие, где участники относятся с уважением друг к другу, не допускают никаких личных выпадов, оскорбительных эпите­тов, оценок высказываемых мнений. С. Поварнин, автор спе­циальной работы о спорах 1 , называет такие споры джентль­менскими, противоположную этой форму ведения спора квалифицирует как хамскую. Само собой ясно, что представ­ляет собой форма, противоположная джентльменской. Естес­твенной формой ведения научного спора является, безуслов­но, первая. Вторая относится к спорам для победы и в мень­шей мере для убеждения.

§ 51. Научный спор как форма познавательной

деятельности. Эпистемически-эвристическое и

социально-педагогическое значение научных споров

В подлинно научном споре и пропонент, и оппонент в ка­честве основной цели имеют выяснение истинности или ложности самого обсуждаемого тезиса. Это выражается в том, что каждый из них не только не препятствует и не ме­шает деятельности другого, но, наоборот, при каждой воз­можности стремится способствовать его успеху. Пропонент, например, внимательно относясь к контраргументам, кото­рые выдвигает оппонент, естественно должен стремиться к

1 Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы филосо­фии. — 1960. — № 3.

17—2061

497

выяснению, уточнению и даже, по возможности, к добавле­нию их, хотя основная его задача состоит в опровержении этих контраргументов. В свою очередь, оппонент никак не препятствует этим опровержениям и готов даже содейство­вать им. Такое соединение усилий, направленных на всесто­роннее рассмотрение вопроса, на поиск всех возможных ар­гументов как за, так и против обсуждаемого тезиса, делает эту форму обсуждения весьма эффективным приемом науч­ного познания.

Н а у ч н ы й с п о р , д и с к у с с и я 1 являются формами коллективного научного поиска. В процессе их подготавли­вается научный материал, из которого часто рождается ИС­ТИНА. Однако значение спора состоит не только в том, что­бы найти истину, но и в том также, что сама эта деятель­ность является чрезвычайно полезной для развития интел­лектуальных способностей участвующих в ней людей. Наря­ду с тем, что при этом развиваются интеллектуальная интуи­ция, творческие способности, эта деятельность позволяет от­тачивать известные приемы логического мышления, выраба­тывает автоматизм их применения. Если физические упраж­нения направлены на развитие тела, то научные споры — это интеллектуальные упражнения, направленные на разви­тие того, что составляет прежде всего сущность человека — его интеллект, мыслительные способности.

Не случайно, что многие народы во времена их расцвета увлекались интеллектуальными турнирами, если не в боль­шей мере, то так же, как и спортивными. В этом, очевидно, проявлялся инстинкт нации, подсказывающий ей, что разви­тие интеллекта — это гарантия и необходимое условие ее будущего развития и успехов. В Древней Греции, например, это было важным элементом подготовки аристократической молодежи к будущей судебной и общественно-политической деятельности.

И очевидно, что в гораздо большей степени это все долж­но бы относиться к нашему настоящему, когда широко осоз­нано, что решающую роль в современной жизни играет именно интеллектуальная деятельность людей, что именно научное знание составляет основу не только всего современ­ного производства, но и всей социальной жизни вообще. Не следует ли из всего этого, что споры должны быть одной из важных форм педагогического процесса? Что именно эта форма прежде всего способствует развитию творческих спо­собностей мышления и именно она обеспечивает формиро­вание культуры мышления? Знаменательно, что даже при от­сутствии специальной организации этой формы деятельно­сти в школе научные споры стихийно возникают между уча­щимися. Не есть ли это интуитивное стремление к коллек­тивной интеллектуальной деятельности, к развитию интел­лектуальных способностей?

Что является причиной того, что во многих случаях не выдерживается естественный для научных споров способ их ведения? Прежде всего такой причиной может быть отсут­ствие логической культуры у участников спора. Далее, игра­ют роль обычные человеческие недостатки и слабости, свя­занные к тому же с определенными социальными обстоя­тельствами. Так, например, в силу обостренного честолюбия и самолюбия человек не может поступиться тем, что ему до­рого — особенно собственными научными результатами и привычками. В таком случае он не только не воспринимает выдвигаемые против его тезиса возражения, но может даже явно игнорировать их, закрывая глаза на факты, опроверга­ющие защищаемый им тезис. Или, наоборот, человек, в силу его какого-то особого положения в обществе или зависти, ревнивого отношения к успехам другого, неприязненно, а иногда даже с раздражением, относится к выдвигаемому те­зису, в силу чего лишается способности объективно оцени­вать доводы, поддерживающие тезис, и говорящие за него факты.

Ясно, что, несмотря на естественность указанных факто­ров, они не являются абсолютно непреодолимыми и каждый порядочный и научно-добросовестный человек может в кон­це концов найти в себе силы для их преодоления ради той высокой цели, которая называется ИСТИНОЙ и ради кото­рой многие люди шли и на костры, и на плахи.

Нельзя упускать из вида и того, что всегда, к сожалению, находятся люди, которые как раз не заинтересованы в пра­вильных решениях вопросов и с готовностью используют че­ловеческие слабости для достижения своих корыстных це­лей. В спорах такие именно люди и используют уловки, от­нюдь не только логического характера.

§ 52. Уловки споров и способы их нейтрализации

Среди уловок споров — возможных сознательных от­ступлений от нормальных принципов научно-рационального ведения спора — с одной стороны, выделяют уловки логиче­ского характера, с другой — уловки социально-психологи­ческого и организационно-процедурного характера.

Уловки логического характера называют с о ф и з м а м и . Это, — как мы уже говорили, сознательное нарушение тех или иных правил логики, применение заведомо неправиль­ных способов рассуждений, маскируемых под правильные.

Множество возможных софизмов едва ли можно пере­числить, в этом, впрочем, нет и необходимости, поскольку каждому правилу и принципу логики может соответствовать возможное его софистическое извращение. Однако в исто­рии логики зафиксированы некоторые особые, хитроумные способы введения людей в заблуждение или, по крайней мере, формирующие логические головоломки.

Среди древних греков были люди, которые специализи­ровались на софизмах ради потешения публики. Это интел-


  • У тебя есть пес? — спрашивает он.

  • Да, есть.

  • И от него есть щенки у соседней собаки? — продол­жает софист.

  • Да, это я видел сам, щенята от него.

  • Значит он отец. И он твой. Следовательно, он твой отец!

— Перестал ли я бить своего отца? Хорошо, я отвечу на
Ваш вопрос, но прежде Вы ответьте столь же четко, переста­
ли ли Вы страдать энурезом?

УЛОВКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Основную группу здесь составляют уловки, которые ка­саются не содержания обсуждаемых положений, а прежде всего личностей тех, кто выдвигает эти положения или опро­вергает их.

либо уходит от обсуждения, либо даже создает впечатление несостоятельности утверждений соперника.

УЛОВКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕДУРНОГО ХАРАКТЕРА

Многие организационно-процедурные уловки относятся к публичным аргументативным процессам, в частности, к дискуссиям, на которых предполагается выработать решение по тем или иным вопросам. Они могут состоять в использо­вании следующих приемов.

Материалы, нужные для обсуждения, не раздаются во­время или раздаются выборочно.

Слово предоставляется сначала тем, чье мнение импони­рует и известно, таким образом программируется первичная установка.

Принятые решения фиксируются жестко, не допускается возвращение к ним даже при поступлении новых данных, заслуживающих внимания и важных для выработки оконча­тельного решения.

Если намечается решение, нежелательное для кого-либо из участников дискуссии, он предлагает отложить решение вопроса, выдвигая специально придуманные для этого при­чины.

Бывает и так, что принятие решения предлагается отло­жить, потому что спор зашел в тупик, слишком разгорелись страсти и видно, что удовлетворительным образом вопрос не может быть решен. Но это уже не уловка, а, скорее, -деленная тактика ведения дискуссии.

Для того, чтобы не попадаться на уловки и не стать объек­том манипуляции недобросовестного оппонента, прежде все­го, конечно, необходимо уметь распознавать уловки. Даль­нейшие действия могут строиться как в зависимости от ха­рактера спора, так и в зависимости от природы самой улов­ки, подсказывающей, как ее нейтрализовать. Ввиду многооб­разия уловок, трудно говорить о всех возможных способах их нейтрализации, но главным из них является разобла­чение уловки. Если это сделано квалифицированно, с достаточным анализом существа и предназначения уловки, то это отбивает у данного и у других участников спора охоту прибегать к ним, поскольку у каждого участника спора воз­никает уверенность, что в данном споре надо работать чест­ным образом и нельзя возлагать надежды на успех незакон­ных приемов.

Читайте также: