Шпицберген к какой стране относится и какие страны имеют на его права управления

Обновлено: 16.05.2024

Ну что, друзья. Начинаю делиться с вами шикарными фоточками Шпицбергена! Но для начала давайте разберёмся, чей он. Формально это территория Норвегии, спору нет, но! Часто можно встретить информацию, что поморы открыли Шпицберген задолго до голландца Баренца. А поморы вроде наши, и получается, что когда европейцы начали наносить архипелаг на карты, мы там уже сто лет как рыбу ловили. Но это открытый вопрос. Всё дело в древесине! Возраст древних поселений археологи устанавливают в том числе и по возрасту древесины, из которой строили дома. И здесь возникают сложности. Так как деревья на Шпицбергене не растут, строили дома из того, что выкинуло море. А с большой земли до Шпицбергена бревно может плыть десятилетиями, а потом ещё столько же валяться на берегу. Благо холодный климат хорошо сохраняет дерево. И получается, что поморы могли изначально свои домики строить из столетних брёвен. Поди теперь разбери, что там было в XV веке. Но всё равно сегодня Шпицберген немного наш. Россия – единственная страна, которая ведёт там постоянную хозяйственную деятельность. Кроме того, мы научили норвежцев уголь добывать. Что бы они без нас делали!

Шпицберген величиной примерно с Костромскую область или Хакасию, но живёт там всего 2,7 тысячи человек, из них примерно пятая часть – русскоязычные (русские и украинцы).

Это не один остров, а архипелаг, состоящий из трёх больших островов, нескольких поменьше и многих мелких. Все населённые пункты находятся на острове Западный Шпицберген, остальные острова необитаемы. Вернее, людей там нет, зато есть множество птиц и белые медведи.

01. Итак, самолёт заходит на посадку! Это аэропорт Лонгйира.

Аэропорт называется Свальбард, как и весь Шпицберген по-норвежски.

Шпицберген – это нидерландское название, которое дословно переводится как "остроконечные горы". "Официальным" первооткрывателем архипелага считается Виллем Баренц, который высадился на нём в 1596 году, хотя и раньше на островах были поселения поморов и викингов.

Баренц был голландцем, и название Шпицберген использовалось большинством стран до 1925 года, когда норвежцы переименовали его в Свальбард. Теперь во всём мире эта территория известна именно как Свальбард, а Шпицбергеном архипелаг называют голландцы, немцы и русские (и немного норвежцы по старой памяти). Что касается русских поморов, то когда-то они называли эти острова Грумант. Скорее всего, поморы подслушали у викингов название Гренландии и переделали его по-своему. Имя Грумант носил один из советских шахтёрских посёлков Шпицбергена, но он заброшен уже более полувека.

02. На часах уже давно за полночь, но сейчас же полярный день, так что относительно светло. Народ выгружают прямо на перрон. Тут надо сказать, что авиакомпания SAS с каждым годом сваливается в полнейшее говно. Сервис как в дискаунтере каком-нибудь, а билеты стоят столько, будто это "Эмирейтс". Всё-таки скандинавы в своей демонстративной аскетичности и жлобстве иногда перегибают палку.

03. Чтобы народ сразу понял, куда прилетел, прямо в аэропорту стоит чучело белого медведя. Дальше изображения и чучела белых медведей будут на каждом шагу. Всё-таки других героев на Шпицбергене нет.

04. Аэропорт маленький, но современный. Зал получения багажа объединён с залом регистрации. Несмотря на то, что мы вылетели из Осло и получили выездные штампы в паспорт, на Шпицбергене никто не проверяет документы. То есть формально мы хрен пойми где. Ещё интересно, что в аэропорту висит реклама проката машин. Я так и не понял, кому может прийти в голову арендовать машину на острове, где нет дорог.

Аэропорт Свальбард – самый северный в мире аэропорт, откуда и куда совершаются регулярные рейсы. Он печально известен тем, что в 1996 году здесь разбился российский самолёт Ту-154М "Внуковских авиалиний". Лайнер заходил на посадку в Лонгйир, но врезался в гору Опера на подлёте к аэропорту. Погиб 141 человек – это крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории всей Норвегии.

Сегодня в Свальбард есть регулярные рейсы из Осло и Тромсё, чартером можно прилететь из Парижа или Цюриха. Между норвежскими посёлками Шпицбергена летают маленькие самолёты Dornier Do 228 (да, у норвежцев даже тут три аэродрома), а из Баренцбурга (главный русский посёлок Шпицбергена) можно прилететь на вертолёте компании "Арктикуголь".

05. До города предлагают доехать за 130 крон (1000 рублей). Тут надо учитывать, что до города можно дойти и пешком (4 км всего). Интересно, а наценка 40% за ночь работает во время полярного дня? ;)

06. Прямо на выходе из аэропорта знак. До Москвы – 2611 км. Наши ребята прилепили наклейку с триколором. Здесь же знак "Осторожно, белый медведь". Знак официальный, всего их 3 у норвежцев и 1 у русских. Но об этом мы поговорим в следующих постах.

07. Белые медведи – это реальность, поэтому за пределы посёлка нельзя выходить без оружия. В идеале медведя надо испугать светошумовым патроном. Но медведь не всегда пугается, поэтому в случае нападения в него стреляют. Именно так в магазинах и появляются шкуры белых медведей. У всех местных обязательно есть оружие, и все с ним ходят. На некоторых магазинах висят знаки, что с оружием нельзя. На входе стоят оружейные сейфы, куда можно спрятать винтовку, пока покупаешь еду.

08. Это столица и крупнейший город, Лонгйир. На нём мы подробнее остановимся в следующих постах. Пока можно сказать, что это самый северный в мире населённый пункт, где постоянно проживает более 1000 человек. Тут живёт две трети обитателей всего Шпицбергена.

09. Типичная для Норвегии застройка

10. Летом снег сходит, и повсюду остаются валяться снегоходы. Снегоход тут – главный транспорт, без него зимой никак. Так как автомобильных дорог нет, зимой все катаются на снегоходах, а летом на катерах. Кстати, интересная тема с бухлом. Понятное дело, что пьяным за руль садиться нельзя. Летом проверяют только водителя, а вот зимой всё строже: на снегоходе трезвым должен быть и водитель, и пассажир. Знаете, почему? Потому что в машине видно, кто водитель. А на снегоходе хрен поймёшь, кто за рулем, и есть риск, что бухой водитель может поменяться с пассажиром при виде инспектора.

11. На отвесных склонах – брошенные шахты.

Почти сразу после открытия Шпицберген стал одной большой базой китобоев или, если хотите, охотничьим угодьем. Европейцы (и русские тоже) приезжали сюда, чтобы добывать китов, тюленей, моржей, песцов и даже белых медведей. Это была главная функция архипелага, пока в начале XX века тут не нашли уголь. Добычу начали сразу несколько иностранных компаний, включая русскую и американскую. Американцев представлял Джон Лонгйир, в честь которого теперь назван крупнейший город Шпицбергена.

Долгое время Шпицберген никому не принадлежал. В 1920 году был подписан Шпицбергенский трактат, по которому над архипелагом устанавливался суверенитет Норвегии. При этом все государства могли эксплуатировать его ресурсы (включая водные, то есть разрешалось рыболовство и китобойный промысел), но никто не имел права создавать тут военные базы. В 1925 году Норвегия объявила Свальбард собственностью короны.

СССР начал добычу угля на Шпицбергене в 1930-е, и к началу Второй мировой советских граждан на островах было в два раза больше, чем норвежских. Русскоязычное население архипелага преобладало до середины 90-х. Кстати, Советский Союз очень хотел открыть тут военную базу, но норвежский парламент (Стортинг) всякий раз эту инициативу отклонял.

В 2010 году Россия и Норвегия провели демаркацию границы в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Россия вполне себе признаёт Шпицберген норвежской территорией, но при этом хочет наращивать своё присутствие на архипелаге.

Большинство шахт оскудело ещё к 70-м годам XX века, и Шпицберген постепенно перестроился на обслуживание туристов и учёных.

12. Раньше тут вели добычу угля. Когда Шпицберген только открыли, добыча угля была актуальной темой. Но сегодня, с точки зрения экономики, это совершенно бесполезное, а иногда даже убыточное занятие. Но и Норвегия, и Россия продолжают добывать уголь, чтобы иметь возможность присутствовать на Шпицбергене. Вот так человек сначала придумывает какие-то странные правила, а потом по ним играет.

13. Заброшенные шахты и инфраструктуру никто не демонтирует. Всё просто гниёт себе спокойненько, радуя туристов. Вот, к примеру, старый сортировочный пункт.

14. Русские в основном делают узкоколейки и перевозят уголь в вагонетках. А норвежцы строят канатные дороги. Их до сих пор много сохранилось.

На Шпицбергене не действует право собственности. Здесь нельзя купить дом или земельный участок, его можно только арендовать. При этом кто угодно может приехать сюда работать. Как я уже говорил, виза сюда не нужна, хоть это и норвежская территория.

15. Говорят, это последний частный дом на архипелаге. Здесь живет норвежец, который помогает всяким киношникам организовывать съёмки.

16. Посмотрите, как сделаны лавочки у чувака. Он распилил вагонетку! На ней написано "СССР" (да, у норвежцев вагонеток же не было), на второй вагонетке написано "Горловка". Неужели с Донбасса привезли сюда?

Архипелаг Шпицберген – это самая северная оконечность Европы, представляющая собой скопление небольших островов в Северном Ледовитом океане. Преимущественно, они входят в состав Королевства Норвегия, за исключением острова Свенскёйа, который принадлежит Швеции. Также на острове Западный Шпицберген имеется поселок под названием Баренцбург и два законсервированных населенных пункта Грумант и Пирамида, принадлежащие России.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Шпицберген

Основные моменты

Здесь путешественник может полюбоваться на горные пики, бескрайние заснеженные просторы и полярных животных. Сфера туризма на островах развита очень хорошо, поэтому гости местных земель без проблем могут выбрать занятие по душе.

История

Уже в XVIII здесь практически полностью были уничтожены животные, а интерес к островам сильно упал. Однако уже в XIX веке на архипелаге снова закипела деятельность – началось бурное развитие арктического туризма, а также полярных исследований. Острова выступали в качестве прекрасной базы для известнейших полярных исследователей со всего мира. А через некоторое время были даже обнаружены залежи каменного угля. В дальнейшем они активно разрабатывались европейскими странами и Россией.

Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет Морж на отдыхе Чайки

Сегодня Шпицберген практически полностью является заповедной территорией, что дало возможность во многом восстановить флору и фауну островов. Именно поэтому, кстати, следует соблюдать предельную осторожность, покидая населенные пункты – нередки нападения белых медведей.

Осторожно, медведи! — знак распространяется на всю территорию Шпицбергена

Коренного населения здесь никогда не было, с началом промысловой деятельности селились охотники, рыболовы и шахтеры. Сегодня на островах проживает достаточно много людей, принадлежащих более чем к 40 национальностям.

Виды отдыха

Зимой здесь можно совершать лыжные прогулки, осваивать некоторые спуски, кататься на собачьих упряжках, участвовать в сафари на снегоходах. Летом горные прогулки можно прекрасно совместить с отдыхом на воде: лодочные круизы, плавание на каяках. Также в летнее время туристы катаются на колесных собачьих упряжках, посещают экскурсии по птичьим базарам или лежбищам моржей. Популярно посещение старых шахт, ледяных пещер, ледников, местных фьордов.

Также здесь имеется несколько рукотворных достопримечательностей: церковь Лонгьира, музей и галерея Шпицбергена, Хранилище Судного Дня, университет и так далее. В местных барах, ресторанах и пабах вы сможете попробовать блюда из мяса кита, дикого оленя, тюленя, озерной форели, рябчиков.

Церковь Лонгьира Хранилище Судного Дня Университет Шпицбергена

Туристам

С марта по август здесь продолжается полярный день. Именно в этот период стоит ехать на Шпицберген. Бродить по здешним местам в полярную ночь очень опасно. В силу суровых климатических условий, туристов не выпускают из населенных пунктов без надлежащей экипировки, страховки, сигнального пистолета, а также радиостанции либо спутникового телефона.

Полярное сияние на Шпицбергене Лето на Шпицбергене

Все туристические перемещения строго контролируются норвежскими властями. Кроме того, чтобы покинуть населенный пункт необходимо получить разрешение, но это несложно.

Гостиничная индустрия и туристический бизнес вообще здесь достаточно развиты. Единственный нюанс – все очень дорого. Так, за одну ночь в отеле путешественникам приходится выкладывать до 120 долларов. Однако это не останавливает туристов, желающих ощутить все прелести полярной зимы.

Олени в поиске снега Город Лонгйир — столица Шпицбергена

Поездки на Шпицберген в основном организуют Норвегия и Россия. Основная часть путешественников, в том числе российских, летят через Осло до Лонгйира с пересадкой в Трумсё. Однако существуют и прямые маршруты, которые актуальны в летнее время. Отыскать их можно, изучив расписание рейсов авикомпаний SAS и Norwegian.

Будьте готовы к тому, что весной и осенью вам придется управлять снегоходом, чтобы перемещаться по здешним дорогам. А летом очень кстати будут навыки плавания на весельной или моторной лодке, а также каяке.


Шпицберген, или как его называют сами норвежцы — Свальбард, представляет собой обширный полярный архипелаг общей площадью более 61 тысячи квадратных километров, располагающийся в акватории Северного Ледовитого океана. Население архипелага составляет всего 2600 человек. Согласно правовому статусу, Шпицберген находится в подданстве Норвежской короны. Однако архипелаг имеет особый правовой статус, по которому здесь разрешено присутствие граждан других стран, что в последние годы все более беспокоит Норвегию и заставляет ее предпринимать попытки упрочить свои позиции на архипелаге, главным образом, за счет внедрения своих внутренних законов, действующих на материковой части страны.


Карта Шпицбергена

Кто первым попал на остров?

На протяжении XVII и XVIII веков архипелаг использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, что привело к практически полному истреблению китов в этом регионе. По этой причине, начиная с конца XVIII века, на протяжении ста лет Шпицберген был заброшен и считался ничейной территорией.

Новая вспышка интереса к Шпицбергену происходит в конце XIX века, когда архипелаг становится удобной базой для проведения полярных экспедиций. Эти острова посетили многие знаменитые исследователи, в том числе и пионер Северного морского пути В. Русанов.

В начале XX столетия на островах несколько стран развернули активную добычу угля, что привело к организации здесь постоянных поселений и, соответственно, к возникновению вопроса о том, кому же должен принадлежать Шпицберген.

В 1907 году правительство недавно добившейся независимости Норвегии впервые выдвинуло предложение упорядочить статус архипелага. Впрочем, эта инициатива подразумевала под собой не изменения международного правового статуса Шпицбергена, а разработку договора о едином правопорядке и правилах пользования природными ресурсами. К 1909 году был подготовлен специальный проект соглашения между Россией, Норвегией и Швецией, который, однако, не получил дальнейшего хода из-за претензий других стран, главным образом, Германии.

Следующая попытка определить правовой статус Шпицбергена была предпринята в 1912 году. В ходе конференции, посвященной этому вопросу, была подписана конвенция, однако она так и осталась не ратифицированной.

В третьей попытке определить правовой статус Шпицбергена приняли участие уже не только Россия, Швеция и Норвегия, но и США, Великобритания и Германия. В ходе конференции было принято решение предоставить исполнение государственных функций на архипелаге России и Норвегии. Однако и в этот раз планы не были реализованы: начало Первой мировой войны прервало поиски дипломатического решения вопроса о правовом статусе Шпицбергена.

Несмотря на отсутствие при принятии такого важного решения России, норвежское правительство учитывало в своих действиях необходимость сохранить русские интересы на архипелаге во избежание возможных вооруженных конфликтов. Однако Россия отказалась от архипелага, сделав его разменной монетой: в обмен на признание Шпицбергена норвежской территорией, Норвегия официально признала Советское государство и гарантировала возможность присутствие советских граждан на территории архипелага.

Закон о статусе Шпицбергена вступил в силу 14 августа 1925 года.

Законодательная путаница

В то же время, начиная с конца XX века, Норвегия откровенно стремится расширить применение законов, действующих на материковой части государства, на территорию Свальбарда.

Между тем создание единой нормативно-правовой базы становится все более актуальной задачей для Норвегии год от года, так как на архипелаге стремительно возрастает количество иностранных граждан, остающихся здесь на длительное время.

Баренц-2020

Раз в десятилетие норвежское правительство обсуждает вопросы, связанные с политикой, проводимой на архипелаге. В результате обсуждения подготавливается документ, в котором определяются основные цели и направления политики королевства в этом регионе. Разумеется, базовое положение этого документа – укрепление норвежских позиций на архипелаге для усиления своего присутствия в Арктике.

Межведомственная комиссия по полярным регионам подчиняется Министерству юстиции и чрезвычайных ситуаций Норвегии. То есть, Межведомственная комиссия по полярным регионам занимается тем, что проводит предварительные обсуждения вопросов, касающихся Свальбарда, и предлагает свои решения, носящие исключительно рекомендательный характер, на рассмотрение соответствующих министерств и ведомств. В случае возникновения непреодолимых разногласий, решение выносится на рассмотрение норвежскому правительству.

Система управления архипелагом

На архипелаге интересы Норвегии представляет губернатор как представитель правительства. Он назначается королем Норвегии и подчиняется Министерству юстиции Норвегии, но также наделен полномочиями выполнять поручения и других норвежских министерств.

В обязанности губернатора Свальбарда входит осуществление высшей законодательной власти. Губернатор обязан следить за соблюдением прав граждан и компаний стран, которые подписали договор о правовом статусе архипелага 1920 года. Также губернатор занимается вопросами, связанными с охраной окружающей среды и соблюдением правопорядка. То есть, он одновременно и глава полицейского отдела, и судья, и государственный нотариус, и руководитель спасательной службы.

Всего начиная с 1925 года пост губернатора Свальбарда занимал 21 человек.

Управляющий орган провинции Свальбард состоит из трех отделов: административного, полиции и охраны окружающей среды .

В обязанности административного отдела входит поддержание норвежского суверенитета, соблюдение интересов норвежского государства и служение на благо региона. Эти общие формулировки конкретизируются в задачах, которые решают отделы полиции и охраны окружающей среды.

Кроме всего прочего, в провинции Свальбард есть и орган местного самоуправления поселка Лонгиербрюен, которое устроено по образцу органов самоуправления материковой части. То есть, в Свальбарде члены органов самоуправления переизбираются раз в четыре года, а в зону их ответственности входит инфраструктура поселка и его социальное и территориальное планирование. Налогообложение и медицинское обслуживание не входит в их компетенцию.

Поселок, в котором запрещено умирать


Поселок Лонгиербрюен располагается на берегу Адвент-фиорда и является административным центром Шпицбергена. Население поселка составляет приблизительно 1300 человек, благодаря чему этот населенный пункт считается самым северным поселением с населением свыше 1000 человек в мире.

История Лонгиербрюена связана с добычей угля, а точнее с американцем Джоном Лонгиером. Этот предприниматель приобрел в начале XX столетия земельный участок на западном берегу Адвент-фиорда и учредил Арктическую угольную компанию, которая разработала первую угольную шахту на архипелаге и основала поселок рядом с ней.

Некогда сугубо шахтерское поселение сегодня представляет собой современный поселок с развитой инфраструктурой, широким спектром предлагаемых услуг, научными и образовательными учреждениями. Поселок обеспечен современной спутниковой связью, в нем принимаются прямые передачи норвежского государственного телевидения и регулярно проводятся всевозможные культурные мероприятия – концерты, выставки, показы кинофильмов, театральные постановки и т.д.

В поселке созданы все условия для комфортного проживания. Более того, в Лонгиербрюене действует на первый взгляд невероятно абсурдный закон, который запрещает умирать на территории поселка. Согласно этому закону, если кого-то из жильцов Лонгиербрюена сразила тяжелая болезнь или с кем-то произошел несчастный случай с потенциально летальным исходом, этого человека немедленно переправят по воздуху или по морю в другую часть Норвегии, где тот сможет умереть. Если же человек не последовал закону и осмелился умереть на территории Лонгиербрюена, захоронен он здесь не будет: его тело перевезут на материковую часть страны.


На Шпицбергене проживает большое количество белых медведей

На самом деле, этот закон отнюдь не абсурден. Дело в том, что в условиях вечной мерзлоты тела совершенно не разлагаются и привлекают к себе внимание белых медведей, которые проживают в большом количестве на архипелаге.

Налогообложение Свальбарда

На архипелаге действует отдельное налоговое законодательство. Начиная с 1925 года вопросами налогообложения Свальбарда занимался Налоговый совет, но с 1998 года его функции перешли к Налоговой инспекции.

Специфика налогообложения архипелага связана с тем, что Парижский договор ограничивает возможности взимания налогов. В результате шведским правительством в ходе обсуждения государственного бюджета отдельным пунктом утверждается и бюджет для Свальбарда. За финансовое обеспечение архипелага отвечает Министерство юстиции и чрезвычайных ситуаций, однако практически каждый год норвежскому правительству приходится выделять дополнительные дотации из бюджета Норвегии для покрытия дефицита бюджета Свальбарда. С целью уменьшения дефицита бюджета, правительство Норвегии в последние годы работает над изменением системы налогообложения, но пока что реформы привели лишь к усложнению условий деятельности иностранных граждан, проживающих на архипелаге.

Сегодня налоги на доходы для жителей Свальбарда понижены: если остальные жители Норвегии платят почти 50%, то здесь налоговая ставка составляет лишь 16% от размера зарплаты. Само налогообложение Свальбарда разделяется на два типа: полная обязанность и ограниченная. Полной налоговой обязанностью облагаются граждане, которые прожили на архипелаге более 12 месяцев. Такой тип обязанности подразумевает под собой плату налогов со всех своих доходов и личного состояния с момента прибытия на архипелаг.

Ограниченная налоговая обязанность подразумевает под собой лишь выплату подоходного налога. Такой тип налогообложения распространяется на тех, кто провел на архипелаге менее 12 месяцев.

Если же время пребывания на архипелаге составило менее 30 дней единовременно, то все налоги выплачиваются той стране, подданным которой является налогоплательщик.

Чем живет архипелаг?


Шпицберген пользуется все большим спросом среди туристов

Деятельность норвежцев в Свальбарде осуществляется по трем основным направлениям: угледобыча, туризм и научно-исследовательская деятельность.

Кроме экономической нерентабельности ряда шахт, норвежская угледобывающая деятельность на архипелаге осложняется экологическими проблемами. Так в 2009 году пришлось закрыть одну из шахт, которая, по мнению экологов, загрязняла угольной пылью долины Адвент и Болтер.

Кроме этого с 2009 года ведутся геологоразведочные работы на острове Западный Шпицберген с целью поиска золотоносного месторождения.

Туристические компании предлагают самые диковинные способы развлечений для туристов: это и катание на собачьих упряжках, и посещение ледяных пещер, и вертолетные экскурсии, и многое другое.

Научно-исследовательская деятельность Норвегии в Свальбарде концентрируется вокруг Полярного института, расположенного в Лонгиербрюене. В этой сфере Норвегия настроена на сотрудничество с другими странами, уделяя немало денег и усилий для создания платформ, позволяющих проводить межнациональные исследования. Научная деятельность охватывает самые разные сферы. Например, неподдельный интерес для палеонтологов представляют найденные здесь фрагменты ископаемого ихтиозавра. Другие ученые собирают базу наблюдений, которая позволит делать более точные климатические прогнозы.

На протяжении половины тысячелетия остров Шпицберген считался нейтральной территорией, на которой мирно трудились ученые и рабочие целого ряда стран. С начала XX века, согласно международному правовому статусу, архипелаг Шпицберген принадлежит Норвежскому королевству. Норвежцы весьма успешно принялись организовывать жизнь и управление архипелагом по образцу материковой части своей страны. Однако договор, по которому архипелаг перешел под контроль Норвегии, разрешает не только иностранное присутствие, которое часто становится поводом для разногласий между государствами, но и служит причиной для законодательной путаницы. Понимая всю стратегическую важность Шпицбергена для освоения арктического региона, сегодня Норвегия, не скупясь на щедрые финансовые вливания, всячески пытается упрочить свои позиции на архипелаге и распространить на него все законы, которые действуют на материковой части страны. В то же время норвежская сторона проявляет большую заинтересованность в международном сотрудничестве в научной сфере.


Очевидно, что эти институты не могли найти отражение в Договоре 1920 г. В документе отсутствует упоминание иных морских пространств, кроме территориальных вод. В результате сложилось противоречивое положение.

Это противоречие, наложенное на привлекательность богатых ресурсов Шпицбергена для многих стран, привело к тому, что между ними и Норвегией возник спор, который сконцентрировался вокруг двух ключевых вопросов:

  1. генерирует ли Шпицберген в принципе морские пространства помимо территориальных вод?
  2. если генерирует, распространяются ли положения Договора 1920 г., в частности о недискриминационном доступе всех государств и их праве осуществлять экономическую деятельность, на морские районы за пределами территориальных вод архипелага?

Шпицберген и общий международный фон в Арктике

Исторические факты


Рис. Морские пространства в районе Шпицбергена [7]


Вопрос о морских пределах действия Договора 1920 г.


Очевидно, что эти институты не могли найти отражение в Договоре 1920 г. В документе отсутствует упоминание иных морских пространств, кроме территориальных вод. В результате сложилось противоречивое положение. С одной стороны, согласно современному международному морскому праву, любое прибрежное государство, обладая суверенитетом над сухопутной территорией, вправе устанавливать в отношении нее (кроме непригодных для жизни скал и искусственных островов) ИЭЗ и КШ. Однако суверенитет над Шпицбергеном был получен Норвегией в силу заключения отдельного договора, установившего в отношении архипелага специальный режим, отличный от положений общего массива международного права. Это противоречие, наложенное на привлекательность богатых ресурсов Шпицбергена для многих стран, привело к тому, что между ними и Норвегией возник спор, который сконцентрировался вокруг двух ключевых вопросов:

  1. генерирует ли Шпицберген в принципе морские пространства помимо территориальных вод?
  2. если генерирует, распространяются ли описанные выше положения Договора 1920 г., в частности о недискриминационном доступе всех государств и их праве осуществлять экономическую деятельность, на морские районы за пределами территориальных вод архипелага?


Различие в позициях имеют непосредственное практическое значение. Являются ли морские районы вокруг Шпицбергена открытым морем, с действующими в нем свободами судоходства и рыболовства для абсолютно всех стран? Или это продолжение географической сферы действия Договора 1920 г. с равным доступом государств-участников и особым налоговым режимом, но правом Норвегии регулировать экономическую деятельность и принимать природоохранные меры? В таком случае необходимо будет проводить разграничение ИЭЗ/КШ Шпицбергена и ИЭЗ/КШ от материковой части Норвегии, поскольку на них будут распространяться разные правовые режимы (Договор 1920 г. vs Конвенция 1982 г. по морскому праву) — уникальное явление в истории международного права. Или вообще третий вариант — это ИЭЗ/КШ Норвегии с ее суверенными правами и юрисдикцией, с правом допускать сюда кого она пожелает и отказывать всем непрошенным?

Начиная с конца 1970-х гг. споры правоведов и дипломатов о границах юрисдикции Норвегии в отношении морских пространств вокруг Шпицбергена сопровождались вполне реальными конфликтами на море между береговой службой Норвегии и рыболовецкими судами других стран. Так, с 1986 г. в ответ на рост агрессивного рыболовства в РОЗ Шпицбергена Норвегия ввела режим распределения квот на вылов на основе традиционной активности стран в предыдущие годы. Такая мера означала, что кроме норвежских и российских судов, вылавливать треску в районе могли только рыболовы Фарерских островов и стран ЕС. Позже это привело к конфликту Норвегии с Исландией, не получавшей квоту [12]. В последние годы обострились отношения Евросоюза и Норвегии по поводу выдачи квот на вылов снежного краба в районе Шпицбергена — а поскольку снежный краб относится к сидячим видам живых ресурсов морского дна, этот спор имеет непосредственное отношение к правовому статусу и режиму шельфа в районе Шпицбергена. Споры остаются неразрешенными до сих пор.

Интересы России и будущее Арктики


Вместе с тем неделимость рыбных запасов района, мигрирующих между водами Норвегии, Шпицбергена и России [16], подталкивали Москву и Осло к сотрудничеству. Не отказываясь от своей позиции по РОЗ, Норвегия, тем не менее, шла навстречу стремлению России к двустороннему регулированию промысла. Как результат, сегодня два государства совместно регулируют рыболовство в рамках созданной в 1976 г. Смешанной российско-норвежской комиссии и даже устанавливают квоты для третьих стран специально для района Шпицбергена [17]. И хотя у российских рыбаков остаются претензии к Норвегии [18], странам удается удерживать диалог в конструктивном русле. Что важно — ключевую роль в этом играет постоянный контакт между береговой охраной Норвегии и рыболовным ведомством России.


Где находится и что собой представляет Шпицберген

Шпицберген относится формально к Норвегии и расположен недалеко от Северного полюса.


Удаленные острова как раз идеальное место не только для того, чтобы укрыться от пандемии, но и для жизни. Загадочный остров Шпицберген в последнее время стал объектом, которым заинтересовались не только туристы, но и те, кто хотел бы жить вдали от людей. Он находится в Северном Ледовитом океане. От острова до восточной части Гренландии всего 460 км, а до северной части Норвегии около 650 км. Шпицберген относят к обширному полярному архипелагу, его называют Спитсберген (или Грумант).

Красота и первозданность природы поражают в Шпицбергене приезжающих туристов. /Фото wiki-org.ru

Несмотря на то что остров был открыт в 1596 году мореплавателем Виллемом Баренцом, до 1920 года Шпицберген никому не принадлежал. Он был как бы сам по себе и считался международной зоной. Поэтому на этой территории работали представители из разных стран. Однако в 1920 году согласно международному договору остров вошел в собственность Норвегии. Правда, всем странам, которые участвовали в подписании документа, было разрешено вести здесь хозяйственную деятельность.

Интересно, что на архипелаге живут всего лишь 3 тыс. человек. В столице Шпицбергена (Лонгьирбюене) проживает большая часть всего населения. Есть и русский поселок Баренцбург. На острове суровые климатические условия. Тем не менее здесь расположены 7 национальных парков, а туристы стремятся попасть сюда за острыми ощущениями. Здесь сказочная природа, нетронутая цивилизацией, волшебные полярные сияния, белые медведи.

Что хранится на архипелаге

На архипелаге хранят семена со всего мира в специальном бункере.

Семена хранятся по принципу матрешки, помещенные в разные упаковки.

В случае мировой катастрофы можно будет воссоздать все растения, семена которых здесь хранятся. На данный период времени их собрано около 1 млн разновидностей, хотя сам бункер рассчитан на 4,5 млн экземпляров (максимально вместить он сможет до 2 млрд экземпляров). Остров стал просто идеальным вариантом для размещения такого хранилища. А все потому, что на нем практически отсутствует вулканическая и сейсмическая активность, а также наблюдаются суровые климатические условия с низким температурным режимом.

Здесь практически нет вирусов, бактерий и паразитов ни в воздухе, ни в земле. Им трудно выжить в таких условиях. Именно поэтому на Шпицбергене есть правило, которое запрещает здесь делать захоронения. Трупы не смогут разлагаться, но зато привлекут огромное количество белых медведей и другой живности. По этой причине тяжелобольных людей и умерших переправляют на континент.

Всемирное хранилище для семян в Норвегии – надежное место для сохранности семенного фонда. / Фото antonioluis.pozuelo.org

В бункере продумана каждая деталь, что обеспечивает сверхмощную защиту от любого катаклизма на Земле. Здесь есть современная система безопасности и сверхпрочные двери, которые выдерживают даже самые мощные взрывы. Также находятся специальные холодильные камеры, которые в случае отключения света могут работать на обычном угле.

Здесь работают только высококвалифицированные специалисты. Сами семена тоже хорошо защищены благодаря многослойному хранению. Семена помещены в конверты, а те – в несколько пластиковых пакетов, последние – в контейнеры. Причем определенное количество семян может принадлежать той или иной стране, к тому же они находятся в отдельных отсеках. Благодаря продуманной системе хранения они могут пролежать в бункере около 1 тыс. лет.

Шпицберген и коронавирус

Коронавирус на Шпицбергене не фиксировали долгое время.

Действительно, архипелаг не только удален от материка, но и с момента пандемии там были сразу введены строгие условия въезда. Чтобы попасть на архипелаг, нужно сначала добраться до столицы Норвегии Осло или города Тромсё. В период пандемии правительство Норвегии ввело запрет иностранным туристам приезжать на Шпицберген. Их просто останавливали в тех городах, откуда были прямые рейсы до острова.

Ограничения существовали и для самих норвежцев, которые хотели отдохнуть в столичном городе Шпицбергена. Они были обязаны пройти 14 дней карантина. Выехать с острова гораздо проще. Поэтому на Шпицбергене долгое время не фиксировали ни одного случая заражения коронавирусом. Правительство Норвегии было заинтересовано в чистоте этих территорий. С момента появления первой вакцины от коронавируса ею сразу же провакцинировали всех жителей острова.

Российское судно с заболевшим моряком остановилось возле Медвежьего острова.

Планетная катастрофа и шанс на выживание

На Шпицбергене находится хранилище компьютерной информации.

Эксперты не раз обсуждали, смогут ли выжить жители Шпицбергена в случае любых природных или межпланетных катаклизмов. Мировая гибель от коронавируса тоже рассматривается в качестве варианта гибели. Ответ очевиден – для выживания здесь есть все.

У местных жителей есть дома и вся необходимая техника. На архипелаге осталось много шахт после активной добычи угля. Так что найти место для укрытия можно легко. Сейчас уголь практически не добывают для продажи, но его достаточно для пользования в личных целях для отапливания жилья. Учитывая суровый полярный климат, уголь там очень ценится. Найти чем прокормиться тоже не проблема. На Шпицбергене много рыбы и белых медведей. Настолько много, чтобы все местные жители имеют ружья в целях самозащиты. К тому же бункер с семенами позволяет вырастить любое растение в теплицах.

В Шпицбергене находится еще один банк. Здесь теперь хранят более 21 тыс. ГБ информации с открытыми кодами ОП Android, Windows и т. д., а также более 6 тыс. компьютерных приложений. Все это поместили на специальные носители. Для хранения информации построили еще один бункер. Он находится в одной из угольных шахт практически рядом с банком семян. Интересно будет узнать, как пандемия помогает нашей планете: когда человек отступает, природа берёт своё.

Читайте также: