Школе авторского права где пройти

Обновлено: 16.05.2024

Сектор онлайн-образования в 2020 году пережил больше изменений, чем за последнее десятилетие. Образовательный контент в Интернете стал популярным и востребованным как никогда: во время пандемии многие вынужденно перешли в онлайн и стали получать дополнительное образование, заниматься спортом, изучать языки или осваивать новые хобби. Преподаватели, коучи, инфобизнесмены, тренеры и представители разных профессий начали активно делиться знаниями и опытом через онлайн-платформы и социальные сети.

Прежде чем представить свой онлайн-курс аудитории, необходимо его разработать и создать. Авторы тратят большое количество времени и собственных ресурсов. К сожалению, чем популярнее становится курс, тем чаще они сталкиваются со случаями плагиата и его неправомерным использованием: недобросовестные охотники за контентом создают копии и распродают результаты чужого творчества за бесценок.

В связи с чем, все чаще звучат вопросы: применимо ли авторское право к онлайн-курсам? Что такое онлайн-курс с точки зрения авторского права? Как распределяются права при создании обучающего материала и как можно зарегистрировать авторские права на онлайн-курс? Об этом в нашей статье.

Авторское право на онлайн курсы

С точки зрения авторского права, онлайн-курс — это чаще всего не один объект, а совокупность нескольких, таких как текст, видео, картинки, анимация, графика и так далее. Обычно онлайн-курс является составным продуктом творчества нескольких авторов, и авторское право применяется к нему не как к одному произведению — оно применяется к каждому объекту отдельно.

Согласно п. 2 ст. 1260 ГК к составным произведениям относятся антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие подобные произведения. Онлайн-курс как совокупность нескольких объектов можно рассматривать в качестве составного произведения по аналогии.

Автор составного произведения — онлайн-курса — осуществляет подбор и расположение материалов. Авторским правом в таком случае охраняется именно структура расположения материалов, их оригинальная и творческая систематизация. Если автор провел обычную техническую работу, например, сделал банальное оглавление, то авторское право не применимо, так как отсутствует творческая составляющая работы.

Использование авторского онлайн-курса сторонним сайтом или ресурсом с предложением о его приобретении или недобросовестное заимствование материалов курса полностью или даже частично будет считаться нарушением авторских прав.

Авторские права на онлайн-курсы: автор vs заказчик

Пример первый. Онлайн-школа нанимает преподавателя, чтобы обучать онлайн-абитуриентов, и подписывает с ним трудовой договор. Автор — сотрудник работодателя.

Важное уточнение: если в течение трех лет работодатель не выплатит вознаграждение автору, не начнет использовать объект или не сообщит работнику о сохранении объекта в тайне, все права возвращаются к его создателю.

Для того, чтобы работодатель мог вносить изменения в ранее созданный курс, перерабатывать материалы, обновлять контент без разрешения сотрудника, ему рекомендуется документально оформить права на произведение в полном объеме с помощью акта приема-передачи исключительных прав — согласно ст. 1270 ГК РФ переработка произведения является одним из правомочий, составляющих исключительное право.

Пример второй. Автор курса не один, а их несколько.
Если несколько авторов вместе создали онлайн-курс, при этом доля их участия в творческом процессе была разной, то желательно, чтобы авторские права были распределены между ними и зафиксированы письменно. Если доли участия авторов не определены и не оформлены письменно, на возникающие права соавторов это никак не повлияет, но распределение прав на доходы от использования объектов будут поделены поровну.

Не стоит путать соавторов курса с авторами материала, используемого при составлении онлайн-курса. Онлайн-курс — это составной объект, в котором часто используются чужие фотографии, картинки, графики, тексты, видеоматериалы и другие объекты интеллектуальной собственности, поэтому для законного использования чужого контента, входящего в материал курса, у автора курса должны быть письменные документы, лицензии, подтверждающие согласие авторов и обозначающие условия и границы использования их объектов.

Например, для того, чтобы используемые материалы можно было опубликовать в Интернете, лицу, размещающему курс, следует получить лицензию на доведение произведения до всеобщего сведения, чтобы обеспечить свободный доступ к произведению из любого места и в любое время для посетителей сайта, на котором будет размещен текст.

Пример третий. Заказчик онлайн-курса нанимает автора-фрилансера для его создания.

В таком случае сторонам необходимо заключить договор авторского заказа с точным указанием предмета договора и требований к создаваемому объекту. Одним из условий следует предусмотреть отчуждение исключительных прав, согласно которому автор передает в полном объеме права заказчику на выполненную работу при условии осуществления оплаты (предоплата или постоплата) — передача исключительных прав позволит заказчику распоряжаться произведением в любых целях, в том числе коммерческих.
Если исключительные права необходимо передать с ограничениями, то такие отношения следует оформить путем подписания лицензионного договора. Ограничения на использование произведения могут быть установлены в части сроков, территории или по способам использования. Например, заказчик сможет использовать графику, анимации, видео, входящие в состав онлайн-курса, только в течение пяти лет.

Но некоторые права не зависят от условий договора — личные неимущественные права, такие как право признаваться автором произведения, право использовать произведение под именем автора, право на защиту произведения от искажений. Эти права неотделяемы от личности автора.

Пример четвертый. Автор создал все материалы самостоятельно и хочет самостоятельно реализовывать свой курс через онлайн-платформу. Автор и заказчик совпадают в одном лице.

Прежде чем обнародовать онлайн-курс, следует заранее подумать о защите авторских прав на составное произведение (курс) и входящих в него авторских материалов, так как многим приходится сталкиваться с неправомерным использованием их интеллектуальной собственности третьими лицами. Самым быстрым и удобным способом защитить произведение является депонирование. При возникновении спорных ситуаций, например, если автор обнаружит материал онлайн-курса на стороннем ресурсе, он сможет предъявить нарушителю свидетельство о депонировании, в котором зафиксирован временной приоритет авторского права, и потребовать удалить авторский контент с ресурса.
Исходя из сложившейся судебной практики, а на сегодняшний день это около 100 судебных решений Московского городского суда, свидетельство о депонировании n’RIS признается документом, подтверждающим принадлежность исключительных прав на использование произведения автором.

Соглашение между авторами онлайн-курса: особенности распределения прав и составления договора

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, все авторы имеют исключительное право на коллективный результат творческого труда, и могут принимать единоличное решение, например, об обнародовании онлайн-курса.

Для того, чтобы избежать споров и конфликтов между обладателями прав, рекомендуется заранее заключать соглашение между соавторами, и в нем четко прописывать варианты использования объектов сторонами. Если вы автор онлайн-курса, и хотите получить права на использование входящих в него произведений, нужно заключить с другими соавторами лицензионный договор или даже договор об отчуждении права в полном объеме.

При составлении лицензионного договора необходимо указать следующие условия:

  • предмет договора — конкретный результат интеллектуальной деятельности, который предоставляют в пользование лицензиату;
  • способы, которыми лицензиату разрешается использовать объект интеллектуальной собственности;
  • вознаграждение, которое лицензиат обязуется перечислить (перечислять) автору или правообладателю, а также порядок его перечисления. Если стороны договорились о безвозмездном использовании объекта интеллектуальной собственности, то такие условия обязательно должны быть прописаны в договоре. Если в договоре отсутствуют условия о безвозмездности лицензии, размере вознаграждения или порядке его определения, договор считается незаключенным.

Договор заключается между лицензиаром — обладателем исключительных прав на объект интеллектуальной собственности (дизайнером, фотографом, аниматором) и лицензиатом — лицом, которому предоставляются исключительные права на объект (автором онлайн-курса).

Нужно ли регистрировать авторские права на курс обучения

При создании объекта интеллектуальной собственности авторские права возникают по факту его создания. Но в спорных ситуациях их еще нужно доказать. Далее по тексту онлайн-курс рассматривается как составное произведение единственного автора.

Например, если кто-то создал инновационный онлайн-курс по изучению китайского языка, аналогов которому не было, то необходимо позаботиться о защите авторства и зарегистрировать авторские права до его обнародования. Это позволит в спорной ситуации быть готовым отстаивать свои права и иметь доказательства авторства, например, свидетельство. История знает тысячи людей, сделавших открытия в науке, медицине, физике, которые не успели их запатентовать, из-за чего авторство закрепилось за теми, кто успел получить патент позже.

Защита курсов онлайн-школы: техническая и правовая

Онлайн-курс можно защитить несколькими способами, один из них — через технологию защиты контента, используемую на самих образовательных платформах. Доступ к размещенному курсу предоставляется после регистрации, поэтому можно отследить, сколько людей заходят в аккаунт и по каким IP-адресам. Если один аккаунт посещают с нескольких устройств, возможно, кто-то купил курс и раздал к нему доступ другим пользователям. Если обработка претензий на платформе не автоматизирована, то следует обратиться к пользователю в индивидуальном порядке и объяснить, что он нарушает авторские права, попросить перестать это делать. Как показывает практика, в большинстве случаев вопрос решается в пользу автора.

Если вы самостоятельно обнаружили материалы на стороннем ресурсе, обратитесь к нарушителю с просьбой их удалить. Отправьте письмо с изложенной претензией владельцу доменного имени, на котором размещен сайт с онлайн-курсом. С социальными сетями намного проще — напишите в техподдержку подробное письмо, приложите документы, подтверждающие ваше авторство, и контент удалят, а нарушителя, скорее всего, заблокируют.

Самостоятельно отслеживать злоумышленников очень сложно, на это нужно время и терпение. Лучше использовать специальные сервисы для мониторинга и защиты контента, например, сервис Антипиратство от n’RIS. Пользуйтесь технологиями, позволяющими ограничить доступ одним гаджетом, блокировать возможность делать скриншоты и запись экрана, а также установить специальные маркеры, которые фиксируют всех, кто распространяет видео. Правовым способом защиты авторского курса является оформление соответствующих документов, имеющих юридическое значение. Один из таких документов — свидетельство о депонировании.

Депонирование в n’RIS — это просто, надежно и удобно! С помощью онлайн-сервиса n’RIS вы передаете на хранение в защищенную цифровую ячейку файл любого формата, доступ к которому ограничен, а содержание ячейки остается конфиденциальным. По завершению процедуры вы получаете документ — свидетельство о депонировании на русском или английском языке, в котором указаны дата и время регистрации объекта. В спорных ситуациях свидетельство о депонировании поможет защитить ваши права и подтвердить, что именно вы, как заявитель при процедуре депонирования, являетесь автором объекта в конкретный момент времени. Если над объектом интеллектуальной собственности работала целая команда, в свидетельстве можно указать неограниченное количество соавторов.

Свидетельство о депонировании n’RIS неоднократно зарекомендовало себя в судебных процессах как документ, подтверждающий принадлежность исключительных прав на использование произведения автором, и стало инструментом для регистрации авторского права, в том числе на онлайн-курс.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Гражданин создает обучающие курсы, на которых он рассказывает, как работать с интернет-порталом, который ему не принадлежит. Обучающие курсы гражданин продает.
Являются ли обучающие курсы, материалы (в т.ч. видеоматериалы) интеллектуальной собственностью гражданина? Что необходимо сделать, чтобы курсы стали интеллектуальной собственностью гражданина? Может ли гражданин запретить использовать обучающие материалы на интернет-портале (для обучения пользователей)?


Решение вопроса о возможности отнесения упомянутых обучающих курсов к объектам авторских прав зависит от конкретных обстоятельств, и в рамках этой консультации однозначно ответить на этот вопрос мы не можем. Поясним подробнее.
К объектам авторских прав гражданское законодательство относит произведения науки, литературы, искусства (независимо их от достоинств, назначения и способа выражения). Таковыми могут быть, например, литературные произведения; сценарные произведения; аудиовизуальные произведения; а также другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Кроме того, к объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).
При этом авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Соответственно, автору не нужно регистрировать произведение.
Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) (абзац 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных ГК РФ (смотрите, например, ст. 1272, 1280 ГК РФ и другие). Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами (абзац третий п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Таким образом, автор произведения вправе запретить другим лицам его использовать.
При решении вопроса о квалификации упомянутых в вопросе курсов в качестве объектов авторских прав необходимо учитывать, что перечень объектов авторских прав, приведенный в ст. 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим. Вместе с тем, как указано в п. 5 той же статьи, авторские права не распространяются, в частности, на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач.
До недавнего времени, учитывая позицию Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в п. 28 постановления от 26.03.2009 N 5/29 (далее - Постановление N 5/29), согласно которой при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом, и пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом, суды нередко допускали, что тексты, не относящиеся в строгом смысле к произведениям литературы (науки, искусства), в том числе и методическая документация, учебные пособия, содержащие описание курса учебной дисциплины и направленные на самостоятельное изучения предмета, рабочие тетради и пр., могут являться объектами авторских прав*(1).
Однако постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" упомянутое выше Постановление N 5/29 отменено, при этом, как указано в п. 80 данного постановления, в силу п. 5 ст. 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения.
В свою очередь, в п. 80 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10 практически воспроизведены положения п. 28 постановления от 26.03.2009 N 5/29, а именно: судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу ст.ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. _Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются.
В рамках данной консультации мы не можем однозначно квалифицировать упомянутые в вопросе обучающие курсы с использованием видеоматериалов в качестве перечисленных в п. 5 ст. 1259 ГК РФ объектов, не охраняемых авторским правом, в частности, считать такие курсы методикой обучения, так как данный вопрос не является правовым и зависит в том числе от содержания используемой в ходе проведения курсов информации, творческого характера создания произведения, а в случае возникновения спора также от усмотрения суда. Поэтому в случае возникновения судебного спора вопрос о том, являются ли обучающие курсы произведением, охраняемым авторским правом, может решить только суд. К сожалению, правоприменительная практика по вопросу применения п. 80 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10 в отношении обучающих курсов на данный момент не сложилась.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- Энциклопедия решений. Компенсация за нарушение исключительного права.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2008 г. N 01АП-4103/08, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2014 г. по делу N 33-577/2014, постановление ФАС Уральского округа от 9 ноября 2012 г. N Ф09-9988/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2012 г. N 17АП-6112/12 (определением ВАС РФ от 24 апреля 2014 г. N ВАС-2752/14 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нейтрализация правовых угроз, использование интеллектуальной собственности и другие вопросы юридического характера, которые возникают у руководителей онлайн-школ.


Вопрос лицензирования и защиты авторских прав имеет много нюансов и касается всего, начиная с договора с клиентом и заканчивая тем, как выглядит ваш лендинг. Многие думают, что лендинг — это только про маркетинг. На самом деле — нет. Это еще и про соблюдение закона.

Три ключевых вопроса для каждого руководителя онлайн-продукта:

Остановимся на каждом вопросе отдельно.

Как правильно позиционировать свой онлайн-продукт

Важно сфокусироваться на двух маркерах:

  1. Понять запрос и потребности целевой аудитории.
  2. Понять, как отвечать на этот запрос, каким будет наполнение вашего продукта.

Потребности и ответы на запросы целевой аудитории могут быть различными. Например, интерес родителей к тому, чтобы их ребенок подготовился к экзаменам. Чтобы его удовлетворить, достаточно провести несколько занятий — и ребенок повысит свой уровень подготовки. Это один запрос и один ответ на него.

Ваша аудитория также может быть заинтересована в прокачке какого-то практического навыка. В этом случае выходом будет мастер-класс или конференция.

Но есть более серьезные истории, когда целевая аудитория, например, хочет освоить новую сферу знаний и по итогам получить документ — диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. Тогда ответом на запрос целевой аудитории будет оказание образовательных услуг на основе образовательной программы.


Вы юридическое лицо, осуществляющее обучение на основании образовательной программы

Образовательная программа — это совокупность определенных характеристик обучения: тематика, комплекс занятий, которые проводятся в течение определенного периода времени (учебных часов). Они фиксируются в учебных планах, в календарно-тематическом планировании и предполагают определенный итог, результат. Факт достижения этого результата проверяется в ходе итоговой аттестации, по завершению которой выдается диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации.

Что требуется и на что имеете право:

Вы действуете в качестве ИП, оказывающего образовательные услуги, у вас есть образовательная программа

Что требуется и на что имеете право:

  • Можете использовать образовательную терминологию.
  • Если не привлекаете других преподавателей к оказанию образовательных услуг, лицензия не требуется.
  • Если привлекаете других педагогов, то образовательная лицензия понадобится.

Вы юрлицо или ИП, у которого нет потребности делать образовательную программу

Ваша целевая аудитория заинтересована в другом. Вы проводите мастер-классы, конференции, точечные практические занятия. Но у вас нет образовательной программы и поэтому вы не оказываете образовательные услуги.

Что требуется и на что имеете право:

  • Лицензия не нужна.
  • Вы не имеете права использовать образовательную терминологию, позиционировать свой продукт как образовательную услугу.

В противном случае есть риск попасть под санкции надзорных органов, в частности Роспотребнадзора, который может посчитать, что вы вводите потребителей в заблуждение. Также могут появиться требования у надзорных органов в сфере образования, которые обратят внимание на то, что вы оказываете образовательные услуги без лицензии. За это грозит штраф.

Как упаковать сайт онлайн-продукта

Во-вторых, важно соблюдать законодательство о персональных данных.Сейчас это тренд, который продвигает Роскомнадзор. В Евросоюзе также вышло несколько законов по этому вопросу. Поэтому на лендинге нужно соблюсти хотя бы минимальные требования.

Если вы собираете персональные данные ваших потенциальных клиентов, вам нужно запрашивать у них согласие на обработку персональных данных. Что такое персональные данные? На самом деле все, что угодно: ФИО, адрес электронной почты, телефон, возраст и т.д. Все это по отдельности и в совокупности — персональные данные, и на их обработку нужно получать согласие клиентов.

Кроме того, на вашем сайте должна быть выложена политика обработки персональных данных или политика конфиденциальности. В ней фиксируется, какие персональные данные вы обрабатываете, на каких условиях.

Как правомерно использовать чужую интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность — это все, что создано творческим трудом человека: тексты, видеоролики, музыка, компьютерная графика, рисунки и т.д. На нее распространяются определенные права:

Человек, который создал объект интеллектуальной собственности, имеет право называться автором произведения. Это право является неотчуждаемым, его нельзя передать никому другому, оно принадлежит создателю произведения.

Они дают возможность использовать объект интеллектуальной собственности различными способами: публиковать, размещать в рекламе, включать в свои видеоролики и т.д. В частности, исключительные права подразумевают возможность передачи всех прав на объект интеллектуальной собственности третьим лицам.

Правообладатель — это то лицо, которое обладает всем объемом прав на объект интеллектуальной собственности. Изначально им является создатель произведения. Он может передавать права третьим лицам, распоряжаться такими правами.

Имейте в виду, что, если вам не запретили использовать интеллектуальную собственность, если в документах (в свободной лицензии, лицензионном соглашении или оферте) вы не нашли ярко выраженного запрета, это еще не значит, что вам разрешили использовать эту интеллектуальную собственность.

Имеет смысл обратиться к правообладателю интеллектуальной собственности и запросить у него согласие на использование интеллектуальной собственности, если:

  • в правовых документах вы не нашли того способа использования, в котором заинтересованы;
  • если вы вообще не нашли никакой информации о том, каким образом можно использовать произведение.

Как оформляется разрешение? Чаще всего для этого используется лицензионное соглашение, в котором прописываются те способы, которыми разрешено использовать объект интеллектуальной собственности, и сроки, в которые это можно делать.

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений - от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.

В законодательных актах обычно не приводятся полные перечни произведений, охватываемых авторским правом. Тем не менее, во всех странах к числу произведений, охраняемых авторским правом, как правило, относятся следующие:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочники, газетные статьи;
  • компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографические постановки;
  • художественные произведения, такие как картины, рисунки, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Охрана авторских прав распространяется только на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на целый ряд объектов, таких как названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права, которые позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права, которые обеспечивают охрану неэкономических интересов авторов.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет экономическое право разрешать или не допускать определенные виды использования произведения, получать вознаграждение за использование результатов его труда (например, посредством коллективного управления). Обладатель экономических прав на произведение может запретить или разрешить:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами общепризнанных неимущественных прав служат право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинство стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Тем не менее большинство стран применяют системы добровольной регистрации произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь в решении вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Просьба учитывать, что ВОИС не предлагает системы регистрации авторских прав и не имеет базы данных по авторским правам с механизмом поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документального оформления авторских прав приводится здесь.

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

Имущественные права ограничены во времени, и их срок зависит от законодательства страны. В странах-участницах Бернской конвенции срок охраны должен составлять не менее 50 лет после смерти автора произведения. Однако страны могут устанавливать и более длительные сроки охраны. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС или посетить веб-сайт WIPO Lex для ознакомления с национальным законодательством.

Как защитить произведение

Если Вас интересуют государства, которые не являются участниками Бернской конвенции, то следует помнить, что законы об авторском праве носят территориальный характер. Это означает, что они действуют на территории стран, которыми они были приняты. Таким образом, если Вы желаете получить охрану произведения на международном уровне, Вам необходимо выяснить все юридические требования в тех странах, в которых Вы хотели бы пользоваться охраной, и убедиться в их выполнении.

Если Вы желаете предоставить лицензию такому пользователю, как вещательная организация, издательство или культурно-развлекательное учреждение (т.е. бар, ночной клуб), Вам может быть целесообразно вступить в организацию коллективного управления (ОКУ). ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей или издателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

С точки зрения авторского права компьютерное и иное программное обеспечение приравнивается к литературным произведениям. Поэтому оно автоматически пользуется охраной без какой-либо регистрации. В некоторых странах процедура добровольной регистрации программного обеспечения может отличаться от процедуры регистрации других видов произведений.

Международного реестра с функцией поиска произведений, охраняемых авторским правом, не существует.

Это объясняется тем, что охрана авторских прав, как правило, осуществляется автоматически и не связана с регистрацией. Однако в некоторых странах существуют добровольные реестры/депозитарии авторских прав, и в этих случаях регистрация произведений целесообразна, так как наличие регистрации может стать значительным преимуществом, например, при возникновении спора в отношении прав на произведение.

Хотя это не влияет на охрану авторского права, некоторые страны требуют депонирования образцов изданных печатных материалов. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС.

Прежде чем принимать какие-либо меры, Вы должны точно определить, действительно ли воспроизведение является нарушением Ваших авторских прав (см. ответ на вопрос об ограничениях и исключениях из авторских прав). Если Вы считаете, что Ваше право было нарушено, Вам следует попытаться определить, кто несет за это ответственность. Если решение проблемы неофициальным путем невозможно или неприемлемо, Вы можете обратиться за правовой защитой в судебную или иную инстанцию.

В качестве альтернативы, если воспроизведение без соответствующего разрешения приравнивается к уголовно наказуемому преступлению пиратства в сфере авторского права, можно обратиться с заявлением в органы полиции, прокуратуры или иной компетентный орган в соответствии с применимыми положениями местного законодательства.

В некоторых случаях применение альтернативных способов разрешения споров (таких как посредничество, арбитраж, заключение специалиста, независимая экспертиза и т.д.) может стать целесообразной альтернативой судебного разбирательства, так как может обеспечить более простое, быстрое и менее дорогостоящее урегулирование спора.

Если Вы состоите в организации коллективного управления (ОКУ), часто бывает достаточно обратиться в нее с просьбой принять соответствующие меры. Если Вы в такой организации не состоите, Вам придется самостоятельно защищать свои права. В таких случаях часто бывает целесообразно поручить ведение дела юристу.

Организации коллективного управления ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

Вы можете получить быстрый доступ к законодательству в области интеллектуальной собственности широкого круга стран и регионов, а также к договорам в области интеллектуальной собственности на веб-сайте WIPO Lex.

Информацию о национальном или региональном законодательстве также предоставляют на своих веб-сайтах многие национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности. Для получения более подробной информации см. список гиперссылок на национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности.

Использование произведений, созданных другими людьми

Первым владельцем авторского права, как правило, является первоначальный автор произведения. Однако из этого правила существуют некоторые исключения. Например, в некоторых странах имущественные права на произведение, охраняемое авторским правом, изначально принадлежат лицу/организации, на которые работает автор. В других странах имущественные права автоматически присваиваются или передаются работодателю. Для получения более подробной информации об интересующих Вас особенностях национального законодательства Вы можете обратиться в национальное ведомство интеллектуальной собственности.

Как правило, необходимо иметь разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом (разрешение может быть предоставлено в форме лицензии или уступки прав). Для некоторых видов использования разрешение может быть предоставлено не напрямую владельцем прав, а организацией коллективного управления например для исполнения песни на концерте.

Вы можете иметь возможность использовать охраняемое произведение без получения разрешения в двух случаях:

При возникновении сомнений рекомендуется обращаться к поверенным в вопросах интеллектуальной собственности.

Поскольку большинство стран не применяет формальных требований к предоставлению охраны авторских прав, иногда бывает трудно установить, кто является владельцем права на произведение. Чтобы отыскать владельца прав на произведение в определенной стране, обычно требуется обратиться к автору или издателю произведения, в организацию коллективного управления, местный реестр произведений или национальное ведомство по авторскому праву. Данные организации могут вести базы данных, содержащие ценную информацию о владельцах произведений, охраняемых авторским правом.

Организация коллективного управления может также оказать Вам помощь в получении разрешения от владельца прав на произведение.

В некоторых случаях возможно использование произведений, которые не являются общественным достоянием, без получения разрешения от автора или владельца прав или оплаты роялти. Это возможно, если использование произведения подпадает под предусмотренные в национальном законодательстве ограничения и исключения. Примерами ограничений и исключений служат:

Правовые системы различаются между собой тем, что в одних приводятся четкие перечни ограничений и исключений из авторских прав

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Некоторые веб-сайты содержат общую лицензию, которая может освобождать от необходимости получения непосредственного разрешения на некоторые виды использования произведений. Такие лицензии могут предоставлять разрешения только на некоторые виды использования произведений, например в некоторых некоммерческих целях. На практике же, если речь идет, например, об общедоступном тексте в блоге или на веб-сайте, Вы можете использовать его только в том случае, если:

  • предполагаемое использование предусмотрено общей лицензией, предоставленной через веб-сайт;
  • использование предусмотрено ограничениями или исключениями из авторского права; или
  • Вами получено разрешение на предполагаемое использование.

Аналогичным образом, получение разрешения необходимо, если Ваше малое или среднее предприятие занимается публикацией охраняемых авторским правом произведений, фонограмм, эфирных передач или исполнений или предоставляет к ним доступ на своем веб-сайте.

Смежные права – это отдельный набор прав, которые аналогичны авторским правам и которыми наделяются отдельные лица или организации в целях облегчения доступа общественности к произведениям. По национальному законодательству бенефициарами смежных прав обычно являются исполнители, производители фонограмм и вещательные организации.

Этим термином могут также обозначаться права, предоставляемые лицам или организациям, производящим материалы, которые не подпадают под определение произведений согласно системам авторских прав некоторых стран, но которые содержат достаточный элемент творчества или при создании которых были задействованы достаточные технические и организационные навыки для того, чтобы они могли быть признаны подпадающими под права, аналогичные авторским правам.

Некоторыми законами четко установлено, что использование смежных прав не должно ограничивать охрану и каким-либо образом влиять на охрану, обеспечиваемую авторскими правами.

Дополнительные вопросы?

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос на этой или домашней странице "Авторское право", Вы можете адресовать его нам.

Оговорка: Приведенные на этой странице вопросы и ответы служат чисто информационным целям и не являются юридической справкой. Они могут не отражать официальной позиции ВОИС или ее государств-членов.

Читайте также: