В каком году водопьянов получил пилотское свидетельство

Обновлено: 04.07.2024

НАШИ ЛЮДИ

Яшкин, Григорий Петрович
Генералы

российский политический и военный деятель, генерал-полковник

Яшечкин, Филипп Васильевич
Генералы

советский государственный, партийный и военный деятель, генерал-лейтенант

Яшвиль, Лев Михайлович
Генералы

генерал от артиллерии , генерал-адъютант

Яшвиль, Владимир Михайлович
Генералы

князь, генерал-майор, участник Русско-турецкой войны, участник дворцового заговора против императора Павла I

Яшвиль, Владимир Владимирович
Генералы

русский офицер, участник Кавказской войны, генерал-майор Свиты, командир Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка и Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, командующий 1-й кавалерийской дивизией

Янчевский, Николай Николаевич
Генералы

генерал-хорунжий армии УНР

Янушкевич, Николай Николаевич
Генералы

генерал от инфантерии

Янссенс, Жан Батист
Генералы

генерал Общества Иисуса , двадцать седьмой по счёту глава ордена и девятый после его восстановления в 1814 году

Герой №6

Удар по Берлину

Универсальный пилот

На войне и в мирном небе

Произведения автора

Из обоза на самолет

Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки, неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям, мальчику суждено было пойти по стопам своих предков.

Михаил окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после Октябрьской революции в Петрограде.

В 1918 году Водопьянова призвали в ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями, которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал механикам в ремонте крылатых машин.


Биография

С 1920 года — помощник шофёра.

C 1921 года — шофёр.

С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.

В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане.

Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).

Делегат XVIII съезда ВКП(б).

Участник советско-финляндской войны — в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. 2 февраля 1940 года присвоено звание комбрига.

Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.

С 1946 года генерал-майор авиации М. В. Водопьянов — в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Память

Мечта пилота

Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев… Шестым в этом списке шел Михаил Васильевич Водопьянов. Популярность Водопьянова в свое время не уступала популярности Валерия Чкалова. Его жизнь получилась невероятно насыщенной, вместила в себя несколько войн, покорение Севера и даже секретную миссию по подготовке атомного удара по США.

Крестьянский сын Миша Водопьянов, родившийся 18 ноября 1899 года в селе Большие Студенки Тамбовской губернии, в детстве о славе не мечтал. На роду ему, как и предкам, был написан тяжелый сельский труд. Три класса деревенской школы, вот и все образование.

Октябрь 1917 года все изменил. Водопьянов был в числе тех, кто пошел за большевиками, веря, что для всех вокруг, и для него самого, настает новая жизнь.

Демобилизовавшись из армии в 1922 году, Михаил устроился в мастерскую по ремонту самолетных моторов Гражданского Воздушного Флота. Освоив профессию авиационного моториста, в 1925 году Водопьянов в составе авиаотряда отправился на работы по опылению полей на Северном Кавказе и в Казахстане. Там-то, в свободное от борьбы с саранчой время, моторист с коллегами довел до ума старый учебный самолет, за штурвалом которого стал постигать науку пилотирования.

Спасение челюскинцев

Аварий в его биографии было много. Несовершенство техники и работа на грани возможного не раз ставили пилота на край гибели.

В феврале 1933 года на самолете Р-5 вместе с бортмехаником Серегиным Водопьянов предпринял попытку совершить дальний перелет Москва — Камчатка. В условиях сильнейшего снегопада самолет разбился на льду озера Байкал. Бортмеханик погиб, а самого Водопьянова, тяжелораненого и обмороженного, спустя несколько часов нашли железнодорожники. Сотрясение мозга, рваные раны головы, сломанная челюсть, семь выбитых зубов. Только на лице врачи ему наложили 36 швов. Лечился Водопьянов более пяти месяцев.

20 апреля 1934 года Михаилу Водопьянову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

На войне и в мирном небе

Первая посадка на полюсе

Он продолжал летать по сложнейшим северным маршрутам, добираясь от Москвы до Чукотки, покоряя Землю Франца-Иосифа.

Но 21 мая 1937 года в 11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку 23-тонной машины на лед в непосредственной близости от Северного полюса, доставив членов экспедиции.

Позже Водопьянов вспоминал – Иван Папанин, руководитель зимовки, выйдя из самолета, решил попробовать на прочность лед, потопав по нему ногой. А в этот момент у него за спиной спокойно стояла 23-тонная машина… Вслед за Водопьяновым на лед успешно сели и другие самолеты авиаотряда. Дрейфующая станция была укомплектована всем необходимым.

Вместе с полярниками летчики оставались до 6 июня, после чего благополучно улетели на Большую Землю.

За этот подвиг Михаил Водопьянов получил орден Ленина. Более высокой награды быть не могло – звания дважды Героя Советского Союза тогда еще не было.

Заслуги и личная жизнь

После выхода на пенсию заслуженный летчик проводил большую воспитательную работу среди молодежи. Занимался литературным творчеством. Рассказы и повести публиковались в журналах и издавались отдельными книгами.

Родина высоко оценила заслуги Михаила Васильевича Водопьянова. В числе первых он удостоен почетного звания Герой Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду под номером 6.

Личная жизнь летчика прошла спокойно. Муж и жена, Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна вырастили и воспитали семерых детей – двух девочек и пять мальчиков. Генерал Водопьянов скончался в августе 1980 года. Похоронен в Москве.

Две войны

Когда в августе 1937 года пропал самолет Сигизмунда Леваневского, совершавший перелет в США, Водопьянов в поисках заходил дальше других, улетая за Северный полюс и там разыскивая следы коллеги. Но даже ему не удалось раскрыть эту тайну.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Водопьянов решил вернуться в армию. В рапорте он писал, что в тех условиях, в каких идет война, жизненно необходимо использовать опыт летчиков, работавших за Полярным кругом. Ему пошли навстречу, и Михаил Водопьянов стал вылетать на боевые задания в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3.

За успешное их выполнение летчик был награжден орденом Красного Знамени. После окончания войны Михаил Водопьянов вернулся к работе в гражданской авиации, но ненадолго.

В ночь с 10 на 11 августа бомбовый удар по Берлину был нанесен. Но все пошло не так, как задумывалось. Из-за технических проблем на Берлин ушли лишь 10 машин, бомбовый удар по цели нанесли только шесть, а вернулись на аэродром всего две. Среди них не было самолета Михаила Водопьянова. Сначала его едва не сбили свои же истребители И-16, потом серьезно потрепали гитлеровские зенитки. На обратном пути бомбардировщик стал терять высоту и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой гитлеровцами. Каким-то чудом экипажу удалось прорваться к своим.








LiveInternetLiveInternet

Идею высадить человека на Северном полюсе без переходов на собачьих упряжках или лыжах удалось осуществить после того, как в 1935 году в СССР было создано Управление полярной авиации, куда пригласили Михаила Водопьянова. Ему предложили облететь Землю Франца-Иосифа и провести ледовую разведку в Карском и Баренцовом морях.

Человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич. Одна жизнь, две войны

Трижды в течение двух сезонов летал Водопьянов через самый северный в мире архипелаг в сторону полюса, прежде чем не уверился в возможности посадить самолет на макушку земли. Было много противников этой затеи, считавших, что льды в районе полюса не выдержат веса самолета.

За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.

В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. На войну с Финляндией он уходит добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени.

И вновь он летает на Севере. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка.

21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны.

Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки.

М. Водопьянов стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя.

И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель – Берлин.

Вот на таких самолетах летали летчики из дивизии Водопьянова , olymp.aviaschool.net

Немцы не ожидали такой наглости, город был хорошо освещен и бомбы попали в цель. Около 10 тонн смертоносного груза разорвалось в столице рейха. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Произошло это еще за линией фронта, их сочли погибшими, но через три дня они вернулись к своим.

Решение было двояким. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало.

Его решение было парадоксальным. Комбриг попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, в основном это были заводы, железнодорожные узлы, электростанции и, разумеется, аэродромы противника.


В 1942 году его назначили командиром другой дивизии, в обязанности которой входила, помимо бомбардировки важнейших немецких военно-промышленных целей, помощь советским партизанам. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие.

В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации.

Вскоре он попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. С боевыми вылетами пришлось закончить, и он продолжил воинскую службу военпредом на Казанском авиационном заводе. Его опыт, знания и уникальная интуиция требовались для выпуска бомбардировщиков с высочайшими летно-техническими данными.

Следует добавить, что у Михаила Васильевича семеро детей, некоторые из них пошли по его стопам.

Памятник Михаилу Васильевичу Водопьянову на Троекуровском кладбище в Москве , cemeterys.ru

Имя Михаила Водопьянова носят самый большой пассажирский самолет в нашей стране Ил-96-300, самый первый Sukhoi Superjet 100, стратегический бомбардировщик Ту-160, самолет Ил-76, а также улицы в ряде городов страны и многое другое.

Вот такой он был – человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич.








Звание генерала за боевые заслуги

За налет на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина, и тут же был снят с должности командира дивизии ввиду больших потерь. Командование дивизией принял полковник Александр Голованов, в будущем маршал авиации и командующий авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. А Водопьянов остался в дивизии в качестве рядового летчика. Это было его собственным решением – он хотел сражаться с врагом в любом качестве.

Закончились боевые вылеты Героя Советского Союза после довольно нелепой аварии – бортовой техник на взлете убрал шасси раньше времени. Водопьянов получил серьезные травмы и четыре месяца лечился в госпитали. После этого приказом командования он был направлен в Казани военпредом, где ему предстояло принимать новые бомбардировщики.

Водопьянов работал на совесть, но однажды обратился Голованову, тогда уже генералу, с вопросом – должен ли он иметь воинское звание?

Водопьяновы отдали русскому небу 100 лет. В Липецке в 1918 году на аэродром пришёл служить будущий Герой Советского Союза, полярный лётчик Михаил Водопьянов. В 2018 году в Москве его младший сын, пилот гражданской авиации Алексей Михайлович, вышел в отставку.

— Старший сын Михаила Васильевича Василий, названный в честь деда, всю жизнь проработал на заводе Сухого — сборщиком летательных аппаратов, — рассказал о своей семье Алексей Михайлович Водопьянов. — Средний, Володя, с 16 лет служил у отца в дивизии, обслуживал самолёты. Потом пришёл в полярную авиацию — 25 лет отлетал бортмехаником. Старший внук Михаил Блолдырев — заслуженный пилот России, три года назад вышел на пенсию. Я был пилотом Аэрофлота, последние годы государственным инспектором по безопасности. Так получилось, что ровно через 100 лет с момента, как мой отец пришел служить в авиацию, я вышел в отставку. Но подрастает праправнук, тоже Михаил Водопьянов. Может быть, в нашем роду лётчики еще появятся.

ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ

Михаил Водопьянов происходит из рода русских крестьян, которые в XVI-XVII веках от Засечной черты по Дону спускались к южным регионам России. Предки Водопьянова осели в Тамбовской губернии. Когда Петр I велел строить Липские железоделательные заводы, перебрались поближе к большому производству в село Студёнки, которое сейчас является частью Липецка. Здесь, недалеко от школы № 9, которая сейчас носит имя полярного летчика, и жила семья Водопьяновых.

ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ

— Однажды он с дедом Василием крыл сарай соломой. Увидел впервые самолёт, загляделся и упал с крыши на вилы. К счастью, сильно не поранился. Потом с юмором писал, что это и был его первый полёт. Но это так запало в душу, что юноша твердо решил стать пилотом. В том же 1918–м пришёл к командиру полка и сказал, что хочет служить в Красной армии при самолётах. Ему выделили лошадь — сказали: будешь подвозить бензин.

ОТ ЗЕМЛИ В НЕБО

Путь до кабины самолёта для Михаила Водопьянова растянулся на 10 лет. Когда было свободное время, парень крутился около шофёра, помогал. Была такая должность — помощник водителя: он менял колеса, мыл машину. Расторопного юношу перевели с лошади на машину. Самостоятельно изучил строение автомобиля, научился разбираться в двигателях — стал шофёром. Взялся за изучение авиационных моторов — молодого человека послали на обучение в Москву.

ЭСКАДРИЛЬЯ САМОУБИЙЦ

— Отец вспоминал: однажды летел в Ленинград и заблудился в тумане. Сел у железной дороги, остановил поезд и перегрузил ящики с матрицами — газета вышла в срок. Время, что ли, было такое — люди делали на наш, современный взгляд, невероятные вещи. И ведь всё у них получалось. Отец был первым, кто открыл воздушную линию Хабаровск — Сахалин. Это был 1929 год.

Нужно было понять, где и на какие аэродромы садиться, описать рельеф и навигацию. В 1933 году он вместе со своим механиком Серёгиным готовил рекордный перелёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Они почти двое суток не спали. Что произошло над Байкалом, никто не может понять до сих пор. Скорее всего, Михаил Васильевич потерял на секунду сознание, а потом ориентировку. Небо над Байкалом белое, само озеро затянуто льдом и снегом, привязаться не к чему. Самолет врезался в байкальский лед. Отца спасло, что он был в кабине. По сути, он её вынес головой и упал на лёд. Серёгин погиб. Есть фотография — от самолёта почти ничего не осталось. Местные жители, которые прибежали на помощь, потом вспоминали, что лётчик ходил вокруг обломков, пытался вытащить бортмеханика. Потом попросил закурить, затянулся и упал. Двое суток был без сознания. Его доставили в Верхнеудинскую больницу (ныне город Улан-Удэ. — Прим. ред.). У отца только на лице было 25 шрамов. Но хорошая была медицина тогда — за несколько месяцев восстановили пилота, его признали годным к лётным работам, что позволило отцу участвовать в спасении челюскинцев.

ОТКРЫТИЕ СЕВЕРА

Именно со спасения затерянной во льдах научной экспедиции началась полярная авиация России. В 1934-м году многим эта спасательная операция казалась невозможной. США отказались принять в ней участие, называя её самоубийством. На спасение челюскинцев отправились 13 самолётов, долетели только шесть. Кто-то не справился с погодой, у кого-то отказала техника. Это, действительно, был полёт в никуда — до этого в тех краях никто не летал. Но оказалось, что для СССР, а потом и России он стал дорогой в будущее. Советские лётчики стали первыми, кто проложил трассы через Северный полюс. Именно после этого стал возможен беспересадочный перелёт Валерия Чкалова из Москвы через Северный полюс в Америку (перелёт был совершен 18–20 июня 1937 года. — Прим. ред.).

— Водопьянов летел в звене Виктора Галышева (полярный лётчик, первый лётчик-спасатель СССР. — Прим. ред.). До Хабаровска ехали поездом. Самолёты были в разобранном состоянии. Из Хабаровска до лагеря 6,5 тысяч километров. Они летели через всю Чукотку, через которую никто никогда не летал, через Анадырский хребет, который также никто никогда не пересекал и какой он высоты, никто не знал. Они попадали в плохую погоду, возвращались и снова летели. У Галышева сломался самолёт. Мой отец смог трижды добраться до челюскинцев. Он вывез 10 человек, которых приходилось размещать даже в парашютные ящики, так как места в самолёте было мало. Последним рейсом, 13 апреля 1934 года, отец вывез оставшихся людей и всех собак.

После этого начальник спасённой экспедиции Отто Шмидт (советский математик, географ, астроном, исследователь Севера, профессор. — Прим. ред.) вместе с Водопьяновым разработали проект полёта на Северный полюс и высадки там экспедиции, что и сделали 21 мая 1937 года. Михаил Водопьянов стал первым в мире человеком, который совершил перелёт на Северный полюс. За это Водопьянов получил второй орден Ленина. В 30-е годы дважды к званию Героя Советского Союза не представляли.

— Жаль, что сейчас полярной авиации как структурной единицы нет. Надо бы вернуть, на волне нового освоения арктических районов, — сетует опытный лётчик.


БОМБА НА БЕРЛИН

Когда началась Великая Отечественная война, все полярные лётчики, которые летали на тяжелых бомбардировщиках, попросились на фронт. Сталин поручил Водопьянову формирование 81-й дивизии дальней бомбардировки. Для неё было особое задание — лётчики должны были выполнить вторую бомбардировку Берлина (первая прошла в ночь на 8 августа 1941 года, её провёл 8 авиаотряд Краснознамённого Балтийского флота под командованием полковника Преображенского. — Прим. ред.).

ВЫРОС НА РУКАХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Родители Алексея Михайловича познакомились благодаря литературе. Михаил Васильевич издал более 20 книг. Мама Алексея Михайловича, Лидия Игнатьевна Гульбинская, была заведующей редакцией Детской литературы.

Помнят и в Липецке. В этом году 18 ноября исполнится 120 лет со дня рождения прославленного полярного лётчика. Его родные планируют приехать, чтобы ещё раз вспомнить про человека, который открыл нам Север.


Друзья в небе i_001.jpg

Часто меня спрашивают:

— Вы, наверное, с самого детства мечтали стать летчиком?

И когда я говорю, что лет до пятнадцати и автомобиля-то не видел, мне но очень верят. Кажется невероятным, что чуть больше полвека тому назад автомобиль был редкостью, не было самолетов и человек не умел летать.

Отец мой, бедняк, не мог быть щедрым: даст в праздник три копейки, и не проси больше. Я стал ломать голову над тем, как бы набрать двадцать копеек. Каждое воскресенье меня посылали в церковь и давали десять копеек. На эти деньги я должен был купить просвиру за три копейки и три свечки: две потолще по три копенки — спасителю и божьей матери и одну потоньше — всем святым.

Я решил, что, если поставлю свечку за копейку божьей матери, она за меня заступится перед остальными святыми. А шесть копеек можно сберечь!

Прошел почти месяц, прежде чем удалось собрать деньги на билет. В кинематографе я увидел, как поднимается на аэроплане один из первых русских летчиков— Сергей Уточкин.

А вскоре на заборах Липецка появились огромные афиши, напечатанные красными и зелеными буквами:

Полет состоится при любой погоде. Все места нумерованы. Просят публику собираться заблаговременно и занимать места по номерам билетов.

Билеты стоили дорого, я не мог даже мечтать о том, чтобы попасть на ипподром. Стоял часами за забором, но ничего не видел: летчик по договору с хозяином не имел права подниматься выше забора.

Настоящий самолет я увидел впервые, когда мне было восемнадцать лет. В тот день мы покрывали соломой крышу сарая. Я сидел наверху, принимал солому от отца. Вдруг в небе послышался странный шум. Отец поднял голову и сказал:

— Вон летит аэроплан!

Я резко повернулся, слетел с крыши, упал на солому и в восторге закричал:

— Люди сидят на нем! Вон они — на крыльях!

Потом я узнал, что это не люди сидели, а моторы стояли на крыльях.

Отец долго смеялся надо мной:

— Тоже летчик нашелся — с крыши летать! С крыши и курица летает…

Все это было мне непонятно. И сколько я ни расспрашивал, что такое мертвая петля и таран, никто в деревне не смог мне разъяснить. Но портрет Нестерова я вырезал из журнала и прикрепил на стену нашей избы…

Встреча в Ташкенте

Виктор Георгиевич, сухой, подтянутый, очень подвижной человек. Воспоминания взволновали его. Он то и дело вскакивает, роется в письменном столе и книжном шкафу, достает пожелтевшие от времени газетные вырезки, документы и ветхие фотографии.

— Все это подтверждает мои слова. Нет, пет, я ничего не забыл… Старики ведь всегда хорошо помнят, что было в молодости…

Трудно поверить, что Соколову вот-вот исполнится восемьдесят лет. О и стал военным летчиком в 1912 году, когда во всей русской армии было тридцать летчиков.

После Великой Октябрьской революции Соколов эмигрировал. 28 лет он прожил в Марокко, где работал землемером и автомехаником. За рулем машины изыскательской партии исколесил Сахару. На чужбине изменились его политические взгляды, и Соколов стал сотрудничать с прогрессивными организациями Марокко, за что и был выслан французскими властями. В 1955 году вернулся на родину, поселился в Ташкенте, несколько лет работал механиком автобазы. Теперь он на пенсии.

Соколов часто выступает с воспоминаниями о Нестерове. На одной встрече старейшего русского военного летчика с молодежью мне довелось присутствовать.

— Как вы стали летчиком? — спросили его.

— Об этом стоит рассказать подробнее, — ответил Соколов, — чтобы вы лучше поняли ту обстановку, в которой жил и творил Петр Николаевич.

…Лето 1911 года. В офицерском собрании саперного лагеря на берегу Оки вблизи Калуги во время обеда командир батальона объявил:

— Господа! Осенью в Петербурге открываются Теоретические курсы авиации. После их окончания слушатели будут направлены в Севастопольскую авиационную школу. Нас запрашивают, есть ли в нашем батальоне офицеры, желающие стать летчиками. Я приказал написать, что желающих нет. В самом деле, кто же по своей воле пойдет ломать голову!

Поручик Соколов обратился к командиру:

— Господин полковник! Прошу записать меня кандидатом в авиационную школу!

— Вы с ума сошли? Вам жизнь надоела… Они же там все время падают и разбиваются…

Соколов настоял на своем.

Медицинского осмотра по существу не было. Батальонный врач заявил молодому офицеру:

— Что я тебя буду осматривать?! Я знаю, что ты здоров как бык… Хочешь кончить жизнь самоубийством — твое дело. Только напрасно ты это делаешь… О матери ты подумал? Ее бы пожалел!

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного мышления, содействовать воспитанию культуры общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру, чувство уважения, взаимопомощи.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_rodnom_yazyke_russkom_m.vodopyanov_polyarnyy_lyotchik.docx 168.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском)

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного мышления, содействовать воспитанию культуры общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру, чувство уважения, взаимопомощи.

Планируемые результаты изучения темы:

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, презентация.

  1. Организационная часть:
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивация учебной деятельности.

Желаю (прикасаются большими пальчиками)

во всём ( безымянными)

и везде ( мизинцами).

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f3f/0002a74e-4a85580b/img22.jpg

( Лётчик)

- Отгадайте загадку и узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

- Правильно, сегодня мы поговорим о лётчике. А о ком именно, узнаем, когда вы расшифруете слово.

( У каждого ученика карточка)

-Зачеркните слог, который часто повторяется.

- Что у вас получилось? Прочитайте.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Молодцы! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с известным лётчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым.

- Давайте поставим цели на сегодняшний урок.

1. Знакомство с биографией М. Водопьянова.

Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки, неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям, мальчику суждено было пойти по стопам своих предков.

Михаил окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после Октябрьской революции в Петрограде. В 1918 году Водопьянова призвали в ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями, которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал механикам в ремонте крылатых машин.
( Два сильных ученика читают краткие биографические сведения)

- Вам нужно сейчас внимательно послушать и подготовить вопросы к прослушанному.

Карточка 1
На войне и в мирном небе

Вопросы учеников. Ответы.

Заслуги и личная жизнь

После выхода на пенсию заслуженный летчик проводил большую воспитательную работу среди молодежи. Занимался литературным творчеством. Рассказы и повести публиковались в журналах и издавались отдельными книгами.

Родина высоко оценила заслуги Михаила Васильевича Водопьянова. В числе первых он удостоен почетного звания Герой Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду под номером 6.

Личная жизнь летчика прошла спокойно. Муж и жена, Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна вырастили и воспитали семерых детей – двух девочек и пять мальчиков. Генерал Водопьянов скончался в августе 1980 года. Похоронен в Москве.

- Вопросы учеников. Ответы.

- Как вы думаете, о чём будет рассказываться в произведении с таким названием.

- Давайте послушаем внимательно произведение и подумайте, когда происходили события?

- Прежде чем мы начнём читать, давайте проведём словарную работу.

Пуд - Старая русская мера веса, равная 16,38 кг.

Подвода - Повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

Цилиндр - это объемная геометрическая фигура. Основание – круг.

Контора - Учреждение с административно-канцелярскими функциями при каком-нибудь предприятии.

Эка невидаль – ничего особенного

-Где происходило детство Михаила Водопьянова?

- Когда происходили описанные события?

6. Чтение произведения учениками.

-Цепочкой в паре.

- Над каким произведением мы работали на сегодняшнем уроке?

- Что вы запомнили об авторе?

- Подумайте, какие качества помогли Водопьянову достигнуть мечты, стать лётчиком?

- У вас на партах карточки. Постарайтесь ответить честно на вопросы. Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтение на родном языке в 4 классе.

Тыва тоолдар делегейинче аян-чорук.Тайылбыр методу, болуктеп ажылдаары, класс-биле ниити ажыл.

Конспек урока по литературному чтению на родном языке на тему :"Тукран малае Шуктуган" 4 класс

Әлеге конспект 4 сыйныф укучыларына һәм 5 сыйныф укучыларынада туры килә.Конспектта чагыштыру өлешләре бирелгән,укучылар әсәр геройларын үзләренә ошаталар:геройның тискәре һәм унай якларын табал.


Урок по литературному чтению на родном языке 18 ноября

Литературное чтение на родном языке.


Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям.


Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер.


Читайте также: