Школа и вуз как социальные институты выполняющие функцию правового воспитания

Обновлено: 30.06.2024

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Понятие института в социуме включает в себя определенную систему, занимающуюся удовлетворением общественных потребностей, и изучением важных вопросов, которые могли бы обеспечить социальную стабильность для граждан конкретного государства. Образование играет важную роль в социализации индивидов, так как характеризуется получением знаний, повышением интеллекта, сознания, способности мыслить, творить, создавать коммуникации с другими людьми. Сущность и функции образования в виде социального института играют важную роль для государства, так как оно заинтересовано во всесторонне развитых, организованных, высоконравственных, коммуникабельных и воспитанных гражданах.

Выпускник

Институт в социуме, структура и функции образования

Для того, чтобы общество успешно развивалось, оно должно функционировать в стабильном состоянии, которое ей способны обеспечить существующие процессы. Организованный социум всегда опирается на социальные нормы и ценности, основанные на системе права, морали, религиозных постулатах и национальных обычаях.

Стабильность механизма устойчивости в государстве обеспечивается общественным институтом, управляющим индивидами на всех этапах цивилизационного развития.

Социальный институт способен действовать и существовать при условии:

  • подчинения установленным и действующим правилам;
  • работы системы социальных норм, определяющих поведение индивидов;
  • внедрения в базовую общественную структуру, позволяющую использовать юридические основы и контролировать действия индивидов;
  • материальных и духовных ресурсов, обеспечивающих функционирование системы.

Образование представляет собой сложную организацию с иерархической системой, во главе которой стоит профильное министерство. За ней следуют департаменты, идут школы, училища, лицеи, колледжи, ВУЗы, академии, аспирантуры и т.д. Руководство ООУ осуществляют директора и завучи, а ВУЗов – ректоры.

Преподаватели учебных заведений имеют квалификацию и делятся на специализированные группы. Каждый из них имеет предметную специализацию. Одновременно, учителя исполняют роль руководителя, организующего управление процессом учебы в конкретной группе учеников.

Главной особенностью процесса образования считают наличие стандартов учебного процесса, и принятых планов. В качестве социального института, данная сфера способствует воспитанию и обучению полноценных кадров, которые в будущем, после выбора профессии, смогут приносить пользу социуму. Любой вид полученного образования (общее, специальное, высшее) повышает интеллект индивидов, способствует их социализации, дает нужную информацию, развивает в культурном, правовом и корпоративном поле, способствует развитию сознания и гражданской ответственности.

Школа

К функциям образования как социального института относят следующие задачи:

  1. Предоставление знаний и воспитательных ценностных основ подрастающему поколению (полный план обучение, дополнительные занятия, привитие моральных и нравственных основ).
  2. Любовь к общественно-полезному труду (субботники, генеральные уборки, добровольное участие в волонтерских движениях, проведение интересных мероприятий, где можно сделать поделки своими руками – ярмарки рукоделия или выпечки, сбор урожая, посадка растений).
  3. Возможность определения подростком своего профессионального направления (ООУ и ВУЗы способны дать толчок к специализации человека).
  4. Всестороннее развитие (посещение культурных мероприятий – театров, музеев, выставок, памятных мест, участие в общественных событиях, приуроченных Дню Победы, Международному Дню Трудящихся и т.д.).
  5. Обеспечение государства полноценным квалифицированным кадровым составом работающего населения (в стране имеются запросы по должностям и вакантным местам).
  6. Создание системы преемственности учреждений, занимающихся образовательной деятельностью (детсад – школа – ВУЗ – аспирантура и т.д.).
  7. Возможность последипломного переобучения и подтверждения квалификации на специальных курсах.

Черты современного образования, как института – это практическая направленность, при постоянном непрерывном процессе. Образование занимает важную роль в социуме, способствуя социализации индивида в течение всей жизни. Образованный человек способен стать личностью, занять свое место в обществе, получить статус и уважение, правильно организовать материальную и духовную системы своей жизни.

Студенты

Сущность образовательного института и его функции

Данное понятие позволяет передать будущим поколениям накопленный опыт и знания прежних цивилизаций.

Кроме того, сущность института состоит в:

  • передаче опыта;
  • обучении навыкам;
  • пояснении норм, ценностей;
  • выработке уважения к национальным особенностям;
  • формировании любви к Родине;
  • уважении государственных управляющих органов.

Сущностью института образования считают также развитие индивидуальных способностей людей, групп, самого государства, правильно организованной системы обучения в стране, контроля и регламентации соответствующих правовых норм.

Занятие

Социологические аспекты образовательную систему рассматривают в двух качествах:

  1. Формальность. Данная форма основана на общепринятой системе обучения, работе стандартизированных учреждений, с четко распределенными обязанностями по иерархии. Здесь существует ряд стандартов и идеологических мотивов.
  2. Неформальность. Представленная форма относится к части социализации личности. Она помогает осознать индивиду его место в мире, сформировать кругозор и правильное восприятие общественных процессов. Здесь индивид усваивает знания и навыки, которые помогают ему заботиться о себе, развивать самосознание и внутреннюю культуру, формировать коммуникационные связи с другими индивидами.
  3. Сущность образовательного института представлена также дополнительными функциями:
  4. Культурная. Реализация духовных и нравственных ценностей от одного поколения другому. Любая нация имеет свою самобытность, культуру, традиции и особенности. Благодаря институтам, формируется связь поколений и происходит передача этнических и других ценностей.
  5. Социализация. Направляет и адаптирует человека к меняющимся общественным условиям на всех этапах его жизни, разделяясь по возрастным категориям. Особенно сильно влияет на вхождение молодого поколения в общественную систему.
  6. Социальная селекция. Осуществляет особый подход к учащимся, который заключается в выявлении талантливых индивидов. Помогает в формировании личности и определении своего места в среде людей, согласно способностям.
  7. Общественное изменение. Происходит с помощью участия в процессе научных исследований и экспериментов, способных внести вклад развитие системы образования. Здесь определяется четкая взаимозависимость социума и обучающих этапов.

Образование занимает важное место в современном мире. Данный институт имеет важное государственное значение, так как дает обществу образованных квалифицированных специалистов, организует любые процессы во всех сферах существования граждан. Образование считают основным фундаментом цивилизационного развития социума, способного накапливать, обобщать, систематизировать и передавать познавательную информацию последующим поколениям.

Государство состоит из разных институтов, занимающихся выполнением важных функций. К главным из них относится образование. Благодаря ему члены общества получают необходимые знания и могут развиваться в интеллектуальном плане. Образование как социальный институт состоит из ряда функций и элементов, которые помогают повышать квалификацию, открывают новые знания и формируют необходимые навыки.

Образование как социальный институт

Характеристика понятия

Социальный институт являет собой систему связей и норм, которая занимается объединением ценностей и процедур, важных для общества. Институт возникает для того, чтобы выполнять функции или определённую роль, после чего он, в зависимости от потребности членов общества, может переформироваться или развиваться дальше. Если кратко, то образование как социальный институт начало формироваться вместе с древним государством.

Когда появились нормы и правила, регулирующие поведение человека в стране, начали формироваться и первые дисциплины, выполняющие определённые функции и характеризующиеся рядом признаков образования. Наука считается фундаментальным аспектом в стране, поскольку благодаря современным образовательным процессам создаёт основу личности. Все институты имеют свои составляющие. К факторам института образования можно отнести:

Посещение библиотек

  1. Чёткие установки и характеристика образцов поведения. Конечно, это динамические процессы, которые изменяются в зависимости от влияния других институтов, но являются важными для любого человека.
  2. Символические культурные элементы. Это важная особенность, которая помогает охарактеризовать учреждения, занимающиеся подачей информации и обучением.
  3. Культурные элементы в виде библиотек, классов или специальных аудиторий с оборудованием для тематической подачи информации.
  4. Правила для учащихся. Это может быть письменный или устный кодекс.

Характеристика системы образования многоуровневая и состоит из разных элементов. К основным можно отнести школу, лицей, колледж, вуз, то есть любое заведение, представленное как отдельный элемент системы, функция которого заключается в организации учебного процесса.

Педагоги и учащиеся являются представителями сообществ внутри заведения, они играют определённые роли. Учебный процесс является элементом социокультурной деятельности. В обществознании образование можно охарактеризовать как элемент развития общества, ведь благодаря учебному процессу формируется позиция личности, вырабатываются полезные социологические навыки.

Описание системы

Обучение в школе

  1. Сеть образовательных учреждений (школы, лицеи, колледжи). Это основа структуры, так как они позволяют характеризовать уровень образования в стране.
  2. Творческие союзы и профессиональные ассоциации, которые отвечают за развитие и функционирование отдельных предметов. Благодаря им можно проследить эволюцию и становление разных наук, а также выделить их роль в жизни социума.
  3. Проектные, медицинские, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
  4. Образовательные программы и стандарты разного уровня и направленности.
  5. Учебники и пособия для учащихся, дополнительные материалы, которые могут содержать полезную в конкретной области информацию. Они используются на этапе обучения и помогают раскрывать информацию структурировано и постепенно.

К дополнительным элементам системы можно отнести периодические издания, которые обладают узкопрофильной информацией и отображают последние достижения и разработки в плане науки, культуры или истории. Благодаря этим составляющим можно выделить функциональность понятия:

  1. Передача полученных знаний от поколения к поколению, что помогает объединять разные вековые группы и при этом создавать идеалы для наследования в культурном и историческом плане.
  2. Генерирование культуры. Любая страна имеет потребность в самоидентификации путём изучения истории и прошлого. Этот пункт важен в воспитательных целях.
  3. Создание базы знаний для дальнейшего изучения.

Благодаря этим функциям возможен социальный контроль. В социологии выделяют определения неформального и формального образования. Они и осуществляют образовательный процесс.

История развития

Первобытное общество не смогло бы развиваться без передачи общей информации от старшего поколения к младшему. Так осуществлялся процесс эволюции, ведь на основе полученных данных люди пробовали что-то новое, постоянно совершенствовали техники и орудия труда, что привело к современным возможностям. Возникновение образования было параллельным процессом с развитием древнего государства и позволяло регулировать отношения между людьми.

Обучение в древности

Сначала сущность процесса зависела от того, кто обучает. Если это была женщина, то она передавала знания только девочкам, а мужчины могли обучать мальчиков.

Почему могли возникать такие ограничения? Из-за чёткой системы обязанностей и социальных ролей. Женщины должны отвечать за семью и род, поэтому информация, полученная от старших, касалась именно этой темы. Мужчины же должны были заниматься содержанием своей семьи. Их обучение было специфическим состояло из тех ведомостей, что могли понадобиться в этой сфере.

Общество активно развивалось. Об этом можно узнать из обществознания, где в таблицах и рефератах описываются черты и особенности становления образования. Позже этот институт стал более сложным и начал включать в себя нормы ряда предметов и наук. Но гендерное деление также присутствовало. Мальчики обучались точным наукам и военному ремеслу, девочки — языкам и творческим предметам. Позже гендерное неравенство перестало быть аргументом для получения полноценного образования, но к этому периоду человечество пришло нескоро.

Следующим элементом в кратком экскурсе в историю образования является возможность учиться представителям высшего общества. Дети из богатых семей получают лучшее образование и могут развиваться в разных направлениях.

Представители крестьянства могли передавать своим детям те нормы обучения, что касались сельскохозяйственного процесса. Позже, независимо от того, каков социальный класс хочет обучаться, образование стало доступным и открытым для всех людей.

Современное образование

Образовательная система состоит из ряда звеньев, которые включают в себя дошкольное образование, общеобразовательный процесс, профессионально-техническое, среднее специальное и послевузовское обучение. К другой классификации относится также система повышения профессиональных навыков и возможностей, благодаря которой специалист может переходить из одного ранга в другой и получать высокую оплату за выполнение своих обязанностей.

Алексей Крол

Алексей Крол, изучая разные виды наук, составил схему возможного развития образования в будущем и выделил элементы, благодаря которым будет происходить процесс структуризации. В соответствии с его теорией роль средней школы как института не только образования, но и социализации личности будет выдвинута на первый план. По возрастным критериям каких-либо изменений произойти не должно, но в плане объёма информации и внедрения дополнительных дисциплин для качественного обучения грядут серьёзные модификации.

Благодаря современным компьютерным технологиям сейчас возможно дистанционное обучение, именно этот фактор сыграет ключевую роль в будущем, ведь получить нужные знания можно будет даже не выходя из дома. Электронные учебники, визуальные практические работы и задания, составленные на основе пройденного материала, повысят качество обучения и позволят развиваться настоящим профессионалам. Сегодня этот процесс находится на стадии развития и ещё не прошёл всех этапов на пути внедрения в школьный процесс.

Современное образование

Ученикам доступны современные гаджеты, что позволяет облегчить процесс подачи информации и создаёт новые варианты для раскрытия тем. Можно объединять элементы разных курсов и лучше структурировать информацию.

Конечно, не все дети смогут качественно овладеть информацией, но в будущем они будут развиваться дальше, используя методы и материалы в свободном доступе. Уже сейчас можно говорить о качественном улучшении и повышении уровня института образования, который включает в себя современные технологии и положительный опыт развития науки в других странах. Благодаря этому государство получает высококвалифицированные кадры, которые будут работать на благо страны.

Образование является обязательным для человека и общества, так как без него будет потеря всех накопленных в веках знаний и принятых стандартов поведения. Но человеку необходимо знать культуру общества и принятые способы поведения в социуме. То есть он должен быть социализирован в культурную среду, и основной функцией образования как социального института является обучение индивидуума правилам такого поведения, какого от него ожидает социум.

Образование в обществознании это

Воспитывать и обучать

Термин образование (просвещение) имеет разные значения. И каждый человек интерпретирует слово с точки зрения своего прошлого опыта, потребностей и целей. Родители, учителя, администраторы, религиозные лидеры, политики по-своему трактуют этот термин. Например:

  • Для студента образование означает приобретение знаний, получение степени или диплома.
  • Государственный деятель может утверждать, что его значение заключается в обучении и выработке у людей качеств идеальных граждан.
  • Учитель может интерпретировать просвещение как средство для создания нового человека в новом обществе.

Образование как социальный институт

Смысл образования, прошедшего в своём развитии через многие эпохи и этапы эволюции, менялся время от времени. И на каждом эволюционном этапе в него вкладывались различные значения в зависимости от существующих социальных условий.

Институт образования

В современной концепции образование означает формальное обучение специалистов в рамках официальной школы и является преднамеренной и организованной деятельностью, посредством которой развиваются физические, интеллектуальные, моральные и духовные возможности ребёнка и как личности,и как члена общества, чтобы он мог вести полноценную и насыщенную жизнь в этом мире.

Основные аспекты

В современной педагогике выделяют несколько социологических аспектов образования.

Во-первых, обучение — это творческий процесс. Когда человек реагирует на раздражители, он априори действует творчески. Другими словами, просвещение — это творческий акт для ученика.

Во-вторых, образование состоит из двух способов обучения:

Функции образования как социального института

При этом первый вариант используется непрерывно в течение всей жизни как механизм обучения, а также для закрепления знаний, полученных ранее.

Формальный же способ — это социально разработанный метод, очень сложная процедура для создания ситуаций, в которых ученик может чему-то научиться. И люди проходят формальное обучение только в течение короткого периода своей жизни.

В-третьих, процесс просвещения — это и сама жизнь в сети социальных отношений, и подготовка к жизни. Подготовка к жизни включает в себя наработку следующих способностей:

  • зарабатывать средства к существованию:
  • обогащать свою жизнь посредством использования культурного наследия и своих внутренних ресурсов;
  • эффективно и конструктивно функционировать как член общества и гражданин государства.

И в-четвёртых, образование включает в себя овладение инструментами обучения, такими как чтение и арифметика, а также отношениями с внутренним эго, близкими людьми, соседями и с окружающим миром в целом.

Образование обществознание

Две интерпретации смысла

Образование в узком смысле — это спланированный, организованный и формализованный процесс. Он осуществляется в определённом месте (школа, колледж, университет) и в определённое время. И его учебная программа является формальной.

В более широком смысле просвещение не связано со школьным обучением или преподаванием. Каждый человек получает какое-то образование даже в том случае, если он не провёл ни одного дня в школе. В этом случае его приобретённые характеристики — это продукты опыта и деятельности, которые носят образовательный характер.

Просвещение в более широком смысле характеризуется непрерывностью. При этом его целью является обучение людей всем характеристикам, позволяющим им жить в обществе. Образовательный процесс человека начинается с рождения, а заканчивается только его смертью и опирается на опыт всей жизни. В то же время отмечается, что понятие образования включает в себя намного больше, чем термин обучение, так как непосредственно процесс обучения заканчивается в классе, а образование заканчивается только жизнью.

Функциональный набор

Структуры социального института образования играют жизненно важную роль в обществе. Их функции многоплановы как внутри школьной системы, так и вне её. А в число задач, возложенных на них, входят как социализация и развитие личности, так и часть контрольных механизмов социума.

Социализация членов общества

Важнейшей из функций, какие выполняет образование, является социализация. Люди от рождения не могут знать культуры своего общества, поэтому им нужно дать знания о том, как функционирует это общество. Поэтому социальная группа предоставляет программу обучения, чтобы привить маленьким индивидуумам ценности, нормы и социальные навыки, которые подойдут людям для их взрослой роли в обществе.

Функции образования как социального института

Предлагая детям инструменты знаний — как писать по буквам и осваивать арифметику, школа также обучает их социальным нормам и ценностям помимо тех, что доступны для обучения в семье и других группах. Хотя люди многому учатся у своих родителей или друзей, но всё-таки они узнают больше о культуре своего общества через образовательную систему. Ведь именно в школах молодёжь впервые попадает под воздействие социальных норм и ценностей, выходящих за семейные рамки.

Благодаря просвещению дети способны развивать социальные отношения и таким образом становиться социально эффективными. Когда говорят о социальной эффективности, то подразумевают её экономическую и культурную интерпретации.

Личностное развитие

Образование играет главную роль в развитии личностных признаков. Оно должно пробудить в маленьком человеке те моральные состояния, которые требуются от него обществом. Процесс просвещения помогает развитию в личности умственного и эмоционального облика, а также его темперамента и характера.

Признаки образования

С точки зрения педагогической науки, эго, или ядро ​​личности, развивается во время взаимодействия ребёнка с другими представителями социума. Впоследствии привычки, черты, отношения и идеалы человека возникают и формируются по образцу, данному в процессе начального воспитания.

Личность учащегося также развивается косвенно, когда он поощряется к формированию собственных установок и ценностей путём изучения выдающихся людей в истории и литературе. Кроме того, можно выделить и тот факт, что на ученика также влияют взгляды и отношения одноклассников и учителей.

Контроль социума

Чтобы передать своё социальное наследие и сохранить социальный порядок, все общества разрабатывают образовательные системы для обучения своих молодых поколений. Молодёжь должна быть сознательно обучена своим взрослым ролям для последующего поддержания устоев общества. А через процесс воспитания общество регулирует поведение своих членов и обеспечивает соответствие его нормам.

Технологии в обучении

Просвещение в широком смысле является жизненно важным средством социального контроля. Формальное обучение в современных социальных системах передаёт идеи и ценности, которые играют роль регулятора поведения. Новым поколениям предписано соблюдать социальные нормы, нарушение которых может повлечь за собой наказание.

Интеграция и статус личности

Личность учащегося

  • сотрудничество;
  • командный дух;
  • послушание;
  • честная игра.

Определение же самого статуса личности является, пожалуй, самой важной функцией образования. И так называемый образовательный объём считается хорошим показателем социально-экономического положения. Охват всех слоёв населения — от низшего рабочего до высшего управляющего класса — ведёт к общему росту экономических возможностей.

Именно благодаря системе просвещения молодые люди получают работу с более высоким статусом, чем их родители. А с большими доходами они имеют возможность повысить свой статус. Таким образом, образование обеспечивает канал для улучшения социально-экономического положения.

Мобильность и развитие

Образовательные квалификации всё чаще образуют основу для распределения людей по социальным статусам и социальной мобильности. Из-за уровня образования происходит устойчивый переход от одного статуса к другому. Индустриальное общество уделяет всё большее внимание приобретению навыков, полученных в начальной, средней и высшей школе.

Ожидается, что система просвещения предоставляет возможность для социальной и экономической мобильности путём отбора и подготовки наиболее способной и трудолюбивой молодёжи для более высокого положения в обществе.

Образование как социальный институт

Она ставит тех, у кого больше способностей и подготовки, на высокие должности, а остальных, — на более низкие. Таким образом, образование имеет тенденцию генерировать вертикальную социальную мобильность, увеличивая их заработок и подготавливая к занятиям с более высоким статусом, чем у их родителей.

Образовательные системы, будь то индустриальные или развивающиеся общества, имеют тенденцию создавать и поддерживать широкое разделение между элитами и массами, то есть между образованием для интеллектуальных и для ручных профессий. Подобная дифференциация тесно связана с социальной стратификацией и мобильностью.

В современной плановой экономике выпуск квалифицированных людей должен быть сознательно ориентирован на экономические и социальные приоритеты общества. Это объясняет жизненно важную роль просвещения в социальном развитии. Например, грамотность стимулирует экономическое и социальное развитие, и именно поэтому все развивающиеся страны осуществляют широкомасштабные программы ликвидации неграмотности.

Читайте также: