Шантаж как избежать обж

Обновлено: 30.06.2024

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К).

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1.

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2.

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6.

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

- Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

- Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

- Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Социум развивается по своим специфическим законам, в нём взаимодействует множество людей, возникают различные социальные группы. Процессы, происходящие в обществе в целом и в отдельных группах изучает социология. Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп исследует социальная психология.Влияние социальных факторов на состояние здоровья общества изучает социальная гигиена.

Социальные опасности возникают в обществе, их носителями являются определённые социальные группы; и они угрожают жизни и здоровью людей. Поведение и действие отдельных групп оказывается крайне опасным для других. Это проявляется в различных незаконных формах насилия, употреблении веществ, нарушающих психическое и физиологическое равновесие (алкоголь, наркотики), курение, суициды, мошенничество, шарлатанство, бандитизм, терроризм, насилие в семье, проституция, секс- и работорговля, способные нанести ущерб здоровью людей.

По происхождению социальные опасности могут быть классифицированы на:

1. Опасности связанные с психическим воздействием на человека (шантаж воровство, мошенничество и др.)

2. Опасности связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, терроризм, заложничество, изнасилование, война и др.).

3. Опасности связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, курение, алкоголизм).

4. Опасности связанные с болезнями (ВИЧ-инфекция, венерические заболевания и т. д.).

5. Опасности связанные с внутренними процессами в человеке (стресы, суициды, аффективные состояния и т. д.)

По масштабам реализации событий, обусловленных социальными опасностями различают:

Социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекавшими в обществе, а также обусловлены несовершенством человеческой природы. В настоящее время процессы, происходящие в обществе, являются отражением глубокого системного кризиса и угрожают его сохранению для большой численности населения.

Уголовный кодекс Украины предусматривает следующие покушения на право личной собственности.

- кражи– тайное похищение имущества;

- грабёж – открытое похищение имущества с насилием и без него, опасное для жизни и здоровья потерпевшего.

Мошенничество – преступление, заключается в за владении государственным, общественным или личным имуществом (или в приобретении право на имущество) путём обмана или злоупотребления доверием.

Кражи подразделяются на карманные, квартирные, кражи транспортных средств, кражи на рабочем месте и т. п. Преступники воруют деньги, драгоценности, ценные вещи, которые имеет при себе или в своей собственности человек любо организация.

Отличительной особенностью карманных краж является то, что они совершаются в местах массового скопления людей: транспорте, на рынке. Преступники могут действовать организованно, группами, создавая толпу, отвлекая потенциальную жертву разговорами.

В квартирах преступники воруют дорогую одежду, деньги, драгоценности, аудио- и видиоаппаратуру, оргтехнику, продукты питания. Квартирные воры действуют, как правило, группами по 2-3 человека, совершают кражи преимущественно днём, когда хозяев нет дома. В квартиры проникают через балконы, выламывают двери, подбирают ключи. Квартирные воры с помощью воровского инструмента проникают в квартиры под видом сантехников, электриков, должностных лиц. Перед этим проводится воровская разведка, цель которой – обнаружение объекта для кражи и выяснения распорядка дня хозяев квартиры. Ряд краж совершается по наводке.

Мелкие кражи на рабочих местах происходят, вам правило, в рабочее время, крупные – в ночное время и выходные дни.

Кражи транспортных средств, происходят на неохраняемых стоянках, в местах отдыха, бытового обслуживания с целью присвоения и продажи.

Ограбления совершаются в так называемых криминогенных зонах (рынках, вокзалах, местах массового скопления людей, дискотеках, ночных клубах, ресторанах, гостиницах, поездах (особенно в поездах дальнего следования), парках и пустырях, городском транспорте, подъездах больших домов, в лифтах).




Чтобы избежать уличной кражи или ограбления:

- будьте осторожны в криминогенных зонах;

- не ходите по улицам с наушниками: можно не услышать подкрадывающегося сзади негодяя или чьё-то последнее предупреждение;

- если вы носите сумку через плечо, помещайте её не сзади, а с боку ли даже спереди, перебрасывайте лямку через голову;

- деньги документы держите во внутренних карманах, но по глубже. Самый уязвимый карман – задний на брюках;

- храните деньги а нескольких местах. Основную сумму держите не в бумажнике. Имейте секретную ёмкость для денег: кожаный мешочек на шнурке, поясной или нашейный;

- не носите дорогие вещи в открытой сумке сверху – их могут вытащить;

- интересуйтесь тем, что делается сзади. На автобусной остановке и т. д. стойте так, чтобы за вашей спиной никого не было, а лучше – и не могло быть вообще;

- обходите стороной компании, других прохожих. Не всматривайтесь в них: пристальный взгляд раздражает не только орангутангов;

- не идите по краю тротуара, особенно в тёмное время суток и в безлюдном месте – проезжающий мимо автомобиль может быть автомобилем с преступниками.

В случае возникновения криминогенной ситуации:

Не теряйтесь, не дайте себя запугать.

По первому требованию отдайте деньги из кошелька.

Не тяните к себе сумку, если её вырывают, бросьте её пуститесь наутёк.

Не вступайте в пририкания, но отвечайте на вызывающее поведение.

Если вам просто собирается устроить умеренный разбор за неосторожно сказанное слово, разыграйте сердечный припадок.

Не ждите, пока вас начнут бить. Если вы решили вступить в драку, бейте первым. Элемент неожиданности сыграет свою роль, и вы сможете выбраться из опасной ситуации.

Главное условие в драке – сохранять спокойствие. Перед решающей атакой произведите отвлекающие маневры: уроните что-либо, рассыпьте.

Изобразите радость по поводу якобы появившегося хулиганов помощи или же наоборот, сильнейший испуг.

Если на вас покушался один преступник, вам удалось его свалить, всё равно бегите, пока он не оправился от удара и не осознал реального соотношения сил.

Золотое правило выживания – прогнозирование вы в ситуации повышенного риска хотя бы на 2-3 минуты мыслите вперёд: оценить предполагаемые намерения нападающих, их количество, степень агрессии, возможность бегства.

Чтобы избежать квартирных краж, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

Заключить договор с местным отделом милиции о технической охране квартиры, оснастите своё жилище системой сигнализации (комплексом приборов, а не одним устройством на двери).

Сделайте дверь из прочного материала, толщиной не менее 7 см. Укрепите её металлическим листом, замаскировав краской, синтетикой, рейками, коже заменителем, чтобы не привлекать лишнего внимания. Ещё лучше ставить двойную дверь, - первую из древесины, вторую – металлическую. Во избежании выбивания двери вместе с дверной коробкой, укрепите эту коробку металлическими штырями, забетонированными в стенах, потолке и полу, усильте, створи двери и дверной коробки угольниками из стали, штобы преступник не мог вставить в щель ломик или топор. Дверь должна открываться наружу.

Ставьте на дверь не меньше двух надёжных замков различной конструкции с механизмами высокой секретности и прочности. Они должны быть удалены друг гот друга не менее чем на 35-40 см. Если есть возможность, то замок лучше приобретать с устройством для защиты замочной скважины от проникновения посторонних предметов. Если исчезли ключи, то лучше поменять все замки.

Установите на двери глазок или цепочку (лучше две одинаковой длины) таким образом, чтобы щель при открывании двери обеспечивала обзор и в тоже время была минимальной, не позволяя преступнику просунуть руку. Можно также использовать стопор, который закрепляется на полу и снимается при выходе из квартиры.

Следите за тем, чтобы лестничная площадка была освещена, спрашивайте удостоверение личности через закрытую на цепочку дверь или через дверной глазок, в случае опасности звоните в милицию.

На окнах в жилых помещениях ставьте только двойные рамы повышенной прочности. Если окна открываются, позаботьтесь о том, чтобы у них были крепкие и надёжные шпингалеты.

Окна первых, вторых и последних этажей, стеклянные двери балконов и лоджий, окна, расположенные рядом с пожарной лестницей, деревьями, трубами, крышей примыкающих зданий, необходимо прикрывать решётами.

Используйте защитные плёнки, наклеиваемые на стёкла (типа Брюксафоль, АРМ 360, Соляр и др.). Такие плёнки удерживают разбитое или треснувшее стекло в раме, не давая ему разлететься на осколки. Благодаря этому оно продолжает выполняет свои защитные функции, препятствуя проникновению снаружи. Каждое окно, просматриваемое извне (с улицы, из окон зданий расположенных напротив) закрывайте изнутри плотными шторами.

Не отвечайте незнакомым людям на вопросы по телефону. Если вы слышите в трубке молчание, речь может идти о злоумышленнике. Приобретите телефон с определителем номера. В случае подозрительных звонков сообщите о них милицию.

Будьте внимательны к подозрительным личностям и необычным ситуациям вокруг дома.

Познакомьтесь и подружитесь с соседями, которые, полностью зная ваши привычки, могут заподозрить неладное и вмешаться в случае странного движения или шума.

Хорошо дрессированная собака может быть лучшим средством охраны, как в квартире, так и на улице.

Будьте внимательны при входе в жилище. Преступник может ждать вас в лифте или поблизости, чтобы заставить вас в отсутствии свидетелей с помощью угроз ввести его в дом. Реакция жертвы в этом случае зависит от его подготовки, наличия средств самообороны и храбрости.

Модель поведения в случае нападения на квартиру с целью ограбления

Прежде чем открыть дверь, убедитесь, что вокруг нет знакомых людей. Если раздался звонок и вы никого не обнаружили на площадке при осмотре через глазок или приоткрытую на длину цепочки дверь, не открывайте – преступник может прятаться за поворотом на лестницу.

Если нападающий рвётся в полуоткрытую дверь, может помочь швабра или любая палка. Её надо упереть широким концом под ручку двери, а другой конец придерживать ногой, нажимая на него сверху. Одновременно можете провести психологическую контратаку, зовя на помощь родителе, брата даже если вы не находитесь дома.

Если, грабители, воспользовавшись щелью в двери, просовывают кусачки, чтобы перекусить цепочку, необходимо попробовать закрыть дверь, вытолкнув наружу инструмент. Если это сделать не удается, максимально усложняйте задачу для грабителей, ударяя по инструменту молотком, шваброй.

Если преступники начинают ломать двери, немедленно вызывайте милицию, кричите в окно, чтобы милицию вызывали прохожие, соседи. Старайтесь не стоять напротив двери, чтобы преступники не ранили вас выстрелом.

Если преступники проникли в квартиру, не угрожайте им, не делайте резких движений, постарайтесь стать как можно менее заметным, отвечайте на вопросы спокойно, отдайте всё, что преступники хотят забрать.

Большая часть преступлений происходит именно потому, что необходимые меры безопасности считаются слишком банальными, чтобы им следовать. Необходимо помнить, что первейшее правило - предусмотрительность, основанная на элементарных нормах. Ничем из того, что в наших силах, не нужно пренебрегать. Преступники очень внимательны к мелочам, которыми можно воспользоваться.

Среди социальных опасностей также существует такой вид преступления как – мошенничество.

Очевидно, что человек, ставший жертвой мошенника, испытывает сильное психоэмоциональное потрясение.

Вывод. Чтобы избежать краж, ограблений, мошенничества, не выставляйте на показ ценные вещи, соблюдайте правила безопасного поведения на улице и в квартире, помните, что вором человека делают обстоятельства, поэтому не давайте ему такой возможности.

Тип урока: комбинированный - УСЗУН (урок совершенство­вания знаний, умений и навыков) - практикум по целевому приме­нению усвоенного теоретического материала.

Цели и задачи урока:

информировать учащихся о последних данных по кримино­генной ситуации в городе;

ознакомить с примерами похищения детей в районе, когда подростки стали жертвами преступлений по причине связей либо с незнакомыми людьми, либо с негативными друзьями;

изучить с учащимися возможные опасности дворов, меры безопасности при общении с незнакомыми людьми;

отработать методы профилактики для обеспечения личной безопасности учащихся.

• развивать умения и способности учащихся обсуждать и анализировать опасные ситуации при столкновении с хулиганскими
элементами, мышление от общего к частному, объективно оцени­вать происходящие события.

• формировать у учащихся выдержку, самообладание, само­
контроль, внимательность, умение правильно оценивать обстанов­ ку с прохожими, прогнозировать действия подозрительных элемен­ тов, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Форма организации урока: коллективная (фронтальная), групповая; индивидуальная.

Межпредметная связь: черчение; музыка; валеология, разви­тие речи.

Организационный момент.

Организационный элемент - 1 мин: доклад дежурного по клас­су об отсутствующих, о выполнении домашнего задания; проверка готовности к уроку.

Введение в тему урока. Постановка и обсуждение про­блемных ситуаций.

Слово учителя.

11-летний Дима часто рассказывал во дворе ребятам о своем богатом дедушке, его двух гаражах, машинах, говорил что деньги у него спрятаны в гараже. Трое подростков от 15 до 18 лет, услышав это, в августе похитили этого мальчика, требуя у родителей выкуп 5 млн. рублей. Благодаря операции РОВД, он был освобожден. Но какую моральную травму Дима получил сам, что пришлось пере­жить его родителям.

Вопрос: кто виноват в случившемся? Почему так произошло? Другой мальчик 12 лет Павлик подвергся тяжкому физическо­ му насилию от 17-летнего Игоря, попав под влияние из-за того, что он соблазнился и в компании ребят покурил одну сигарету, а Игорь стал шантажировать этим Павлика, обещал рассказать родителям, если он не будет выполнять его требований, всех прихотей и домо­гательств. Игорь издевался над мальчиком на чердаке, искалечил его физически и морально, а потом, когда он надоел ему, заставил спрыгнуть с чердака 9-этажного дома.

Вопрос: как вы думаете, почему произошла эта трагедия? Ка­кие ошибки допустил Павлик в своем поведении?

III . Закрепление материала предыдущего урока.

1. Опрос по сигнальным карточкам.

Итак, слушаем отрабатываемую ситуацию:

Ограбление квартиры в вашем присутствии. Грабитель проник в ваше жилище в то время, когда вы находились одни дома. Каковы будут ваши действия?

1) Выбежать на балкон и позвать на помощь (учащиеся должны
показать зеленую сигнальную карточку).

2) Оказать сопротивление преступникам, угрожать им, оскорб­ лять их (учащиеся должны показать красную сигнальную карточку.)

Попытаться перебраться со своей лоджии на лоджию, соеди­ ненную с соседями (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).

Спрятаться в каком-либо помещении (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).

Попытаться позвать на помощь из окна (учащиеся показыва­ ют зеленую сигнальную карточку).

Постараться отвлечься, не обращать внимания на преступни­ ков, не замечать их (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).

Пойти на уступки грабителя, отвечать на их вопросы относи­ тельно вещей, ценностей, отдать им их (учащиеся показывают зе­леную сигнальную карточку).

Постараться запомнить преступников, их приметы, вызвать милицию при первой возможности (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).

После ухода грабителей все в квартире поставить на место, навести порядок, если замок сломан, дверь забаррикадировать (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).

А теперь проиграем ситуации - жизненные сценки. Ваша зада­ча - прокомментировать действия участников, обосновать, на­сколько они были правильными.

Вы играли в футбол во дворе, вас по имени окликнула незна­комая женщина. Назвав имя матери, она сказала, что ее подруга и приехала из другого города. С вокзала позвонила маме, а она ска­зала, чтобы ее подождать у вас в квартире. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.

3. Слово учителя.

Никто не хочет подвергнуться насильственному преступлению. Вы согласны с этим, ребята? Однако, все мы почему-то уверены, что именно нас минует эта участь. Но эта уверенность может ока­заться обманчивой и обернуться при каких-либо обстоятельствах бедой, привести к серьезным опасностям.

Как уберечь свою жизнь, достоинство, здоровье от преступного посягательства? Истина здесь проста: если вы ведете нормальный здоровый образ жизни, не склонны к случайным знакомствам, пре­ дусмотрительны, то это и есть основные гарантии вашей безопас­ности. И тем не менее, как уменьшить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций при нахождении на улице, при следовании в школу, магазин, в вечернее время, при встрече с незнакомыми людьми?

Ребята! Сегодня тема очень важная:

В России гибнут каждый месяц две с половиной тысячи детей.

Так преступных посягательств жертва каждая

О безопасности не позаботилась своей.

С незнакомыми людьми есть модели поведения -

Всем их надо соблюдать!

Чтоб не стать жертвой преступления,

Надо знать, как поступать.

Наша цель - усвоить твердо,

С кем, когда и как себя вести,

Где маршруты оживленны, переулки освещенны,

Можно ль в транспорт сесть на предложенье подвезти?

Надо ль в дом вести скорей

Неизвестных вам гостей?

Стоит ли ходить в глухом парке поздно вечерком?

Есть ли польза вам в компании ребят

В игры всякие азартные играть?

Вы затем должны сказать:

Стоит мне вас убеждать,

Что не нужно рисковать, Что советы не напрасны, А для жизни безопасны.

IV . Изучение нового материала.

К данным комментариям учитель подбирает соответствующие ситуационные рисунки-задачи. Это могут быть и рисунки, выпол­ненные к данному уроку заранее учащимися.

Всегда и безусловно старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступ­ником.

Не носите и не демонстрируйте крупных сумм денег в обще­ ственных местах. Без особой на то нужды не носите дорогостоящих украшений: колец, серег, кулонов, колье и т. п.

Не лазайте по подвалам и чердакам, крышам, заброшенным стройкам, свалкам.

(Анализ конкретных ситуаций и количество рассматриваемых рисунков регламентируется учителем.)

Комментирование схем маршрутов безопасного дви­жения.

Учитель. Скажите, а какая по-вашему основная мера предос­торожности?

Хорошо знать местность, где вы живете, и наиболее безопасные маршруты. Покажите выполненные дома схемы-планы опасных и безопасных мест в вашем микрорайоне. Кто прокомментирует свою схему?

1. В школу нам пора идти,

Ближе через пустыри,

Но опасно - не пойдем,

Шумный мы маршрут найдем.

Мерседес стал возле нас,

Приглашают сесть - вот класс!

- Да куда, ты, простофиля,

В нем преступник-похититель.

Припев: ОБЖ - такой урок,

Все изучим - дайте срок,

Вот уж знаем, как вести

С незнакомыми людьми.

Жизнь - опасная игра,

И безжалостна она

К тем, кто правила не знает,

ОБЖ не соблюдает.

2. Я любимой говорил,

По подвалам как бродил,

А она мне: «Кто ж носил.

К хулиганам б угодил.

И теперь я никогда,

Не случилась чтоб беда,

В темно место не пойду

И безлюдье обойду.

3. Вам скажу, ребята, честно,
Стало мне теперь известно -
Вещи ценные не брать,
Если я пошел гулять.

Быть подальше от компаний,

Пьянок, карт, пустых шатаний,

Быть с друзьями, где светло,

Безопасно и тепло.

4. ОБЖ - такой урок,

Все изучим - дайте срок,

Вот уж знаем, как вести

С незнакомыми людьми.

А мы правила все знаем,

И родители спокойны,

Что здоровье наше в норме.

Если вы хотите в жизни

То внимательно советы

Учащиеся поочередно зачитывают рекомендации из памятки.

Рекомендации и советы, которые помогут избежать на­силия на улице.

По малолюдным улицам следует идти навстречу транспорту. Это не позволит незаметно подъехать к вам сзади.

Не носите без необходимости и не демонстрируйте крупных сумм денег в общественных местах. Без особой на то нужды не но­сите дорогостоящих украшений: колец, серег, кулонов, колье и т. п.

Если на малолюдной улице появилась шумная компания (особенно молодых людей) и у вас есть подозрения, что компания эта пьяна, перейдите на другую сторону улицы или присоединитесь к группе прохожих.

Всегда и безусловно старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступ­ником.

Как бы вы не спешили, не сокращайте путь по пустырям, темным аллеям и дворам. Избегайте ходить через строительные площадки, по малолюдным и недостаточно освещенным местам. Хорошо изучите местность, где вы живете. Продумайте возможные варианты маршрутов в школу, к друзьям и т. п.

Остерегайтесь густых посадок и аллей, расположенных вдоль тротуаров: преступник может неожиданно схватить вас.

Никогда не садитесь в транспорт с незнакомыми людьми.

Старайтесь не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу, магазин, к друзьям и т. д.

Чаще меняйте маршруты и время своего движения в школу,

Никогда не заговаривайте с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми.

Если рядом с вами неожиданно и резко остановилась маши­ на, постарайтесь быстро уйти. В случае реальной опасности - убе­гайте, кричите, бежать надо в сторону, противоположную движе­нию автомобиля.

Никогда не заходите в подъезд, лифт, если там стоят подоз­ рительные люди, особенно компании.

Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше, находятся в состоянии опьянения, играют в азартные игры и т. д.

14. Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам, заброшенным

Всегда ставьте в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться, сообщите номер телефона, адрес, по которым вас можно найти, во сколько встре­тить.

В городском транспорте в позднее время находитесь ближе

к водителю. Не садитесь в прицепной вагон трамвая.

18. Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необ­
ходимое средство самозащиты, иногда спасения. Кричите, свисти­
те, зовите на помощь.

ходи с незнакомцем;

садись в машину к незнакомцу;

играй на улице с наступлением темноты;

заигрывайся во дворе по пути из школы.

Описание игры: ученики находятся за линией риска, по другой ее стороне ставятся таблички:

Высокий риск

Риск отсутствует

(вариант безопасен)

Низкий риск

Учащимся выдаются карточки-задания с каким-либо вариантом действия, мотивом поведения в определенной обстановке. Каждый ученик читает, аргументирует и кладет карточку к нужной таблич­ке по степени риска.

Вопросы -задания в карточках:

Допоздна задержалась у подруги, которая живет далеко от моего дома. Телефона нет. (Высокий риск.)

Часто хожу с другом одной дорогой в одно и то же время. (Низкий риск.)

Вблизи мало освещенного безлюдного переулка иду позади незнакомого мужчины на определенной дистанции. (Высокий риск.)

Гуляю на улице, слушая аудиоплейер с наушниками. (Низкий риск.)

Опаздываю, на мое счастье останавливается машина, и води­ тель любезно предлагает подвезти. (Высокий риск.)

Меня попросили два парня показать им дорогу к поликлини­ке (военкомату), мне было некогда, я не пошел, они меня оскорби­ли. (Риск отсутствует.)

Надоело возле дома гулять, поехал с другом в центр города, стали на вокзале и на привокзальной площади прохаживаться. (Низкий риск.)

Один парень, которого видел пару раз, предложил кассету классную у него дома посмотреть, обещал дать другие, какие себе сам выберу. Я с удовольствием принял приглашение. Мы пошли.

VI . Краткий итог урока.

Заключение учителю от учеников:

Вам теперь хотим сказать:

Нас не надо убеждать

Правила все выполнять.

С незнакомыми людьми

Знаем, как себя вести.

Как бы ни было нам сложно,

Будем крайне осторожны,

С незнакомым не пойдем,

В дом к себе не позовем.

Если встретим подозрительных,

Будем очень осмотрительны.

1. Бубнов, В. Г., Бубнова, Н. В. Как оказать помощь при автодорож­ном происшествии [Текст]. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 64 с.

2. Всегда всем весело: Сборник игр для школьников [Текст] / сост. Е. М. Минский. - М.: Молодая гвардия, 1969.

3. Методические рекомендации по профилактике детского до­рожно-транспортного травматизма [Текст]. - Волгоград: Управление Госавтоинспекции УВД, Управление народного образования Волгоградской области, 1994. - 66 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая раз­работка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС [Текст] / сост. Е. С. Скворцов, В. Г. Трифонов, М. И. Пешков и др. - Волгоград: Братья Гринины, 1994. — 138 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы безопасно­сти человека в экстремальных ситуациях. Части I И [Текст1 / сост. Н. Н. Миньков, Н. Д. Костенко. - Самара: Самарский ин­ститут повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994. - 135 с;

8. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности-Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных уч­реждении [Текст]. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К).

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1.

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2.

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6.

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

- Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

- Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

- Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Читайте также: