Шаламов за что был осужден

Обновлено: 02.07.2024

С действительностью это никогда не имело ничего общего. Факт наличия лагерей в годы сталинского правления я не отрицаю, но боюсь, что сам посыл о каких-то репрессиях несколько преувеличен. И время тогда было другое и вообще оценивать историю нужно весьма осторожно и деликатно. А уж говорить о том, что лагеря были гиблым местом не стоит. Как раз в этом руководство не было заинтересовано. Иначе кто выполнял бы план?

Конечно, мне хотелось бы поговорить о литературном даре Шаламова, но говоря об этом человеке абстрагироваться от его невероятного жизненного опыта не выйдет. И поскольку опыт основан на лагерной теме, то и начать пришлось с размышлений о лагерях. Может возникнуть вопрос, почему я выделил тот факт, что перед нами именно советский писатель, но здесь объяснение простое. Шаламов именно советским человеком и был. Он такой же продукт эпохи, как и его произведения. И не будь в его жизни лагерей, то не факт, что он состоялся бы как писатель.

Что такое собственно писатель в моём понимании? Для меня это всегда был и остаётся человек, изобретающий новые миры. Либо исследующий реальность в своих невероятных сюжетах. И здесь очень важен именно выдуманный сюжет. Можно брать кого-то за прототип, использовать истории из жизни, но когда все произведения строятся исключительно на жизненном опыте, то в моей иерархии писателей такой человек будет вторичен.

Приведу для понимания пару примеров. Стивен Кинг в моём понимании писатель. И Леонид Андреев тоже. Можно вспомнить Маркеса или Ильфа с Петровым. Всё это железобетонные писатели, хотя и работавшие в разных жанрах. А вот тот пласт литературы, за которой отвечали Лимонов, Довлатов или Ерофеев с моей точки зрения проще. И, на мой взгляд, Шаламов играл на этом же поле.

Собственно когда заходит речь о лагерной теме, то тут моментально всплывает образ Солженицына. Есть люди, которые даже ставят знак равенства между ним и Шаламовым. Вот только жизнь оказалась куда сложнее. Они действительно оба исходили из собственного жизненного опыта. И оба как писатели одинаковы. Да-да. Солженицын занимался именно художественной литературой основанной на своей жизни. Это не тот писатель, который раздвигал горизонты и уж тем более он не имеет никакого отношения к истории. Вот только неспроста же Шаламов считал его дельцом.

И это очень показательный момент. Ведь, казалось бы, они должны были бы как минимум дружить. Вот только дружбы там никакой не вышло. И одной из причин размежевания между ними стало стремление Солженицына публиковаться на западе. Очень хотелось Александру Исаевичу добиться успеха и признания там. В чуждой для него среде и среди другого культурного поля. Шаламов же, как раз ориентировался в первую очередь на своего родного советского читателя и запрещал публиковать свои рассказы за пределами Советского Союза.

Просто вдумайтесь на секунду, какой масштабный перед нами предстаёт человек. Ведь очевидно же, что получив известность где-нибудь во Франции или в Англии, он мог бы туда эмигрировать. А известность точно была бы. В тот период было неважно насколько ты талантлив как писатель, здесь тема сама по себе вызывала любопытство. И явно производила шокирующее впечатление на западного читателя. Именно на этом играл Солженицын, Шаламову же такой подход показался неприличным и нечестным.

Для сведения при его жизни рассказы так и не были напечатаны в Советском Союзе. Известность он получил уже после смерти, но стал ли он из-за этого меньшим писателем? Я считаю, что нет. Как раз наоборот становится, очевидно, что для него было первостепенно говорить с людьми его культуры и его же советской идентичности. Он исходил из того, что его рассказы, основанные на жизни, будут понятны только здесь. И определенная логика здесь есть. Как может понять всю эту лагерную тематику житель Парижа или Нью-Йорка? Да никак. Так же как и мы сегодня выросшие совсем в другой системе ценностей не можем понять, что именно он пытался до нас донести.

И, на мой взгляд, именно по этой причине берутся все эти манипуляции и спекуляции о лагерях. Мы не можем осознать в полной мере свою собственную страну и её историю. Рассказы Шаламова могут быть ясны только его современникам. Только для них он и писал.

И, исходя из всего вышеперечисленного, я и считаю его именно советским писателем. Потому что такой самородок мог сформироваться исключительно при СССР. И ориентировался он на людей живших только там и тогда. Мы же не понимаем и половины того о чём он нам рассказал в своих произведениях. Подход же к напечатанию рассказов именно в Советском Союзе говорит нам о том, что Шаламов был весьма честным человеком, который не хотел заниматься манипуляциями и играть на западном поле словесности.

Варлам Тихонович Шаламов. Подробная биография. Читать онлайн

Варла́м Ти́хонович Шала́мов родился в Вологде 5 (18) июня 1907 года. Он происходил из потомственной семьи священников. Его отец, как дед и дядя, был пастырем Русской православной церкви. Тихон Николаевич занимался миссионерством, проповедовал алеутским племенам на далеких островах (ныне территория Аляски) и в совершенстве знал английский язык. Мать писателя занималась воспитанием детей, а в последние годы жизни работала в школе. Варлам был пятым ребенком в семье.

За эти годы он успел сменить пять приисков в Колымских лагерях, кочевал по поселкам и шахтам в качестве забойщика, лесоруба и землекопа. Ему довелось отлеживаться в медицинских бараках как “доходяге”, который уже не способен ни на какой физический труд. В 1945 году, обессилев от невыносимых условий, с группой заключенных пытается сбежать, но только усугубляет ситуацию и в наказание определяется в штрафной прииск.

В 1949 г. Шаламов начал писать стихи, составившие сборник Колымские тетради (1937–1956). Сборник состоит из 6 разделов, озаглавленных Шаламовым Синяя тетрадь, Сумка почтальона, Лично и доверительно, Златые горы, Кипрей, Высокие широты.

Вторым браком (1956—1965) был женат на Ольге Сергеевне Неклюдовой (1909—1989), также писательнице, сын которой от третьего брака (Сергей Юрьевич Неклюдов) — известный монголовед и фольклорист, доктор филологических наук.

В 1962 году он писал А. И. Солженицыну:

Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде.

В 1973 году был принят в Союз писателей. С 1973-го и до 1979 года он вёл рабочие тетради. В 1979-м в тяжелом состоянии был помещен в пансионат для инвалидов и престарелых. Потерял зрение и слух, с трудом двигался. Разбор и публикацию записей вплоть до своей смерти в 2011 году продолжала И. П. Сиротинская, которой Шаламов передал права на все свои рукописи и сочинения.

Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине). О том, что представлял собой дом инвалидов, можно судить по воспоминаниям Е. Захаровой, находившейся рядом с Шаламовым в последние полгода его жизни:

Такого рода заведения — это самое страшное и самое несомненное свидетельство деформации человеческого сознания, которое произошло в нашей стране в XX веке. Человек оказывается лишённым не только права на достойную жизнь, но и на достойную смерть.

— Захарова Е. Из выступления на Шаламовских чтениях 2002 г.

В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы.

15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года.

Произведения

Сборникистихов, изданныеприжизни

  • Огниво (1961)
  • Шелест листьев (1964)
  • Дорога и судьба (1967)
  • Московские облака (1972)
  • Точка кипения (1977)
  • Колымские рассказы
  • Левый берег
  • Артист лопаты
  • Ночью
  • Сгущённое молоко
  • Очерки преступного мира
  • Воскрешение лиственницы
  • Перчатка или КР-2
  • Синяя тетрадь
  • Сумка почтальона
  • Лично и доверительно
  • Златые горы
  • Кипрей
  • Высокие широты

Некоторыедругиепроизведения

  • Четвёртая Вологда (1971) — автобиографическая повесть
  • Вишера (Антироман) (1973) — цикл очерков
  • Фёдор Раскольников (1973) — повесть.

Фильмография

ХудожественныефильмыпопроизведениямШаламова


Варлам Тихонович Шаламов, русский прозаик и поэт советского времени, родился 18 июня (5 июня по ст.ст.) 1907 в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. Художественная одаренность будущего писателя сказывалась с юношеской поры, его настольными книгами были лучшие образцы мировой литературы и философии. Он много читал, особенно выделяя произведения Дюма до Канта, - рассказывает зав.библиотекой №17 Любовь Приходько.




В 1924 года Шаламов уехал из Вологды и устроился работать дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцево, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права.







Жизнь Шаламову спас врач А. М. Пантюхов , который направил его на фельдшерские курсы при больнице для заключенных. По окончании курсов Шаламов работал в хирургическом отделении этой больницы фельдшером в поселке лесорубов.

В поэзии Шаламов воспевает духовную силу человека, способного даже в страшных условиях лагеря думать о любви и верности, об истории и искусстве. Это звенящая лирика несломленной души, в которой сплавлены образы суровой северной природы и трагическая судьба поэта.














Работал он до последних дней. В 1979 в тяжелом состоянии был помещен в пансионат для инвалидов и престарелых. Шаламов потерял зрение и слух, он с большим трудом двигался. 17 января 1982 году Валаам Шаламов умер. Он похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.








Детские и юношеские годы

Варлам Тихонович Шаламов родился 5 июня 1907 года в городе Вологда, в семье потомственных священников. Его отец, также, как и дядя с дедом, был пастырем Русской православной церкви и занимался миссионерством, в идеале владел английским языком, а также проповедовал алеутам на далёких островах, в настоящее время являющимися территорией Аляски. Мать же его всю жизнь воспитывала детей, а последние годы проработала в школе.

Варлам научился читать в возрасте 3 лет и с огромным интересом изучал всё то, что находил в семейной библиотеке. С возрастом литературные предпочтения менялись: он переходил от всевозможных приключений к философским рассуждениям. Будущий писатель уже с юных лет обладал стремлением к справедливости, критическим мышлением и тонким художественным вкусом. Именно под влиянием книг в нём с самого детства сформировались идеалы, которые были близки к народовольческим.

Варлам Шаламов в молодости

Свои первые стихи Варлам написал уже в детстве. В возрасте 7 лет его отдают в гимназию, однако образовательный процесс прерывается из-за начавшейся в стране революции, поэтому обучение мальчик закончил лишь в 1924 году.

Заключения и аресты

Варлам Тихонович Шаламов

Свой первый срок Варлам Шаламов отбывает в Вишлаге, куда прибыл первым этапом из Бутырской тюрьмы в апреле 1929 года. Там, вместе с другими заключёнными, он участвует в возведении в Березняках химического комбината.

В общей же сложности срок отбывания наказания достиг 10 лет, в течение которых Шаламов кочевал по шахтам и поселкам в качестве землекопа, забойщика и лесоруба, поменяв пять приисков в Колымских лагерях.

Оказавшись снова в больнице, Шаламов остаётся там помощником, а затем получает направление на фельдшерские курсы. Закончив в 1946 году обучение, Варлам Тихонович до конца срока отбывания наказания остаётся работать в больницах лагерей на Дальнем Востоке. Освободившись, он ещё полтора года трудится в Якутии и копит средства на покупку билета до Москвы, в которую вернётся лишь в 1953 году.

Творческий путь

Личная жизнь

Варлам Шаламов с Галиной Гудзь

Во время второго ареста репрессиям подверглась и сама Галина: её сослали в одно из дальних сёл Туркменистана, где она жила вплоть до 1946 года. Семья воссоединилась вновь только в 1953 году, когда Шаламов вернулся в Москву, однако через год супруги решили развестись.

Второй женой Варлама стала Ольга Сергеевна Неклюдова, которая входила в Союз советских писателей. Их брак продлился 10 лет, общих детей у пары не было.

После развода, состоявшегося в 1966 году, Шаламов до самой смерти остаётся одиноким.

Смерть

В последние годы жизни у Варлама Тихоновича были серьёзные проблемы со здоровьем. Изнурительные работы на протяжении многих лет не прошли без последствий: ещё в конце 1950 годов он переносит тяжёлые приступы болезни Меньера, а в 1970-е постепенно лишается зрения и слуха.

Со временем Варлам Тихонович стал не способен координировать свои движения и начал с трудом передвигаться, поэтому в 1979 году коллеги и друзья писателя перевозят его в Дом для инвалидов, где он, испытывая затруднения в речи и координации, не перестаёт пытаться писать стихотворения.

В 1981 году у Шаламова произошёл инсульт, после которого его отправляют в пансионат для людей, которые имеют хронические нарушения психики. Именно здесь, в этом пансионате, 17 января 1982 года он умирает от крупозного воспаления лёгких.

Будучи сыном священника, Варлам всегда считал себя неверующим человеком, тем не менее отпели его с соблюдением всех православных традиций и похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.

Могила и памятник Варламу Шаламову

Имя Варлама Тихоновича Шаламова носят несколько музеев и экспозиций, которые находятся в разных уголках страны: в Вологде, на родине писателя, в Якутии, где он отбывал свои последние дни ссылки, а также на Колыме, где тот работал фельдшером.

Циклы рассказов

  • Колымские рассказы
  • Левый берег
  • Артист лопаты
  • Ночью
  • Сгущённое молоко
  • Очерки преступного мира
  • Воскрешение лиственницы
  • Перчатка или КР-2
  • Синяя тетрадь
  • Сумка почтальона
  • Лично и доверительно
  • Златые горы
  • Кипрей
  • Высокие широты

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: