Сфера семейно бытовых отношений как объект правового воздействия

Обновлено: 19.05.2024

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания -

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

Объектом данного административного правонарушения являются здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство человека.

Рассматриваемое административное правонарушение признается оконченным с момента совершения указанных действий.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии, выраженном в форме альтернативных действий:

· умышленное причинение боли;

· умышленное причинение физических страданий;

· умышленное причинение психических страданий.

Судебный эксперт в своем заключении отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что объективных признаков повреждений не обнаружено, и не определяет степени тяжести телесных повреждений. В подобных случаях установление факта побоев относится к компетенции органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее преимущественно при сильных или разрушительных воздействиях на организм человека.

Страдания – это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют жертве мучения и особые переживания. Они связаны не только с переживанием боли в момент совершения виновным действий, но и с возникновением чувства неуверенности и страха за свое будущее, ощущения неизбежности повторного насилия со стороны виновного.

Причиной физических страданий могут выступать:

· причинение продолжительной (многократной или длительной) физической боли, вызванной, например, поркой, щипанием, сечением, вырыванием волос, множественными небольшими повреждениями тупыми или колюще-режущими предметами, электрическим, термическим (например, прижигание раскаленным утюгом) или химическим воздействием;

· мучения как действия, причиняющие страдания путем длительного лишения пищи, питья или тепла, либо помещения или оставления жертвы во вредных для здоровья условиях (например, повышенное шумовое воздействие, загазованность или запыленность), другие аналогичные действия, в том числе подвешивание вниз головой, и т.д.

Психические страдания означают глубокое переживание потерпевшим униженности, оскорбленности, страха и иных подобных чувств.

Уголовно-наказуемое истязание характеризуется причинением продолжительной боли или высокой степенью интенсивности противоправного воздействия на потерпевшего, в результате которого он испытывает сильные физические или психические страдания. Следовательно, административным правонарушением должны признаваться деяния, связанные с причинением боли и физических страданий, которые носили разовый характер или осуществлялись в течение непродолжительного периода времени и не отличались высокой степенью интенсивности, а, следовательно, по своему характеру не являлись мучениями или истязанием потерпевшего.

В соответствии с ПИКоАП такими признаются следующие лица:

близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля (абзац четвертый статьи 1.4 ПИКоАП);

члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные физические лица, проживающие совместно с участником административного процесса и ведущие с ним общее хозяйство (абзац двадцать восьмой статьи 1.4 ПИКоАП).

Необходимо учитывать, что если нанесение побоев сопряжено с умышленным причинением телесных повреждений, квалифицировать правонарушение следует по фактически наступившим последствиям: умышленное причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (часть 1 статьи 9.1 КоАП), умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности (статья 153 УК), и т.д.

Еще одной формой совершения рассматриваемого правонарушения является умышленное причинение психических страданий, что является психическим насилием. Психическое насилие не причиняет видимого физического вреда организму потерпевшего, а лишь воздействует на его психику. В результате психического насилия парализуется воля потерпевшего, что влечет деформирование помимо воли определенных актов его поведения. Объективная сторона правонарушения в данном случае будет выражаться в виде различного рода угроз, унижения чести и достоинства потерпевшего или его близких, причинение нравственных страданий, а также иное информационное воздействие на психику потерпевшего.

Формы такого информационного воздействия могут быть различными:

1) устная – выражается в словесном обращении к потерпевшему;

2) письменная – форма, при которой угроза или иная информация передается с помощью писем, записок и т. п.;

3) конклюдентная – выражается в форме характерных жестов, мимики, позы тела, содержание которых обладает общеизвестным смыслом и очевидно для потерпевшего;

4) демонстрационная – сопровождается демонстрацией оружия или иных опасных предметов, могущих быть использованными в качестве оружия.

В отличие от клеветы или оскорбления, влекущих ответственность по ст. 9.2 и 9.3 КоАП, деяние, направленное на умышленное причинение психических страданий, должно носить либо длительный характер, либо отличаться цинизмом, либо связано с воспрепятствованием удовлетворению наиболее важных духовных потребностей человека, либо навязыванием неприемлемых для потерпевшего форм и способов поведения.

Следует учитывать, что умысел при совершении данного административного правонарушения может быть как прямой, так и косвенный (лицо сознавало, что наносит побои, умышленно причиняет боль, физические или психические страдания близкому родственнику либо члену семьи, предвидело последствия этого в виде физических или психических страданий пострадавшего и желало их наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично).

Административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения в соответствии со статьей 4.3 КоАП наступает с 14-летнего возраста.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 4.5 КоАП деяния, содержащие признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.1 КоАП, влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Так, статьей 9.4 ПИКоАП определено, что административный процесс по делам о рассматриваемых административных правонарушениях начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Примирение по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 КоАП, допускается до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

Также следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими в данном случае административный процесс в отношении физического лица, являются отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Вместе с тем в случае совершения деяний, предусмотренных статьей 9.1 КоАП, административный процесс в соответствии с частью 1 статьи 9.4 ПИКоАП может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

В ПИКоАП не регламентируются основания и порядок реализации прокурором данного права. Целесообразно инициировать начало административного процесса по данному основанию путем подготовки органом внутренних дел соответствующего письма (ходатайства) в прокуратуру.

Применяя аналогию уголовного процесса (часть 5 статьи 26 УПК), считаем, что прокурор вправе начать административный процесс по статье 9.1 КоАП при отсутствии выраженного в форме заявления требования потерпевшего либо его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, если совершенное деяние затрагивает интересы общества или государства или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от лица, совершившего деяние, либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Под административным правонарушением, затрагивающим интересы общества или государства, следует понимать деяние, которое явно выходит за пределы непосредственных интересов лица, пострадавшего в результате его совершения, чем и влияет на интересы государства и общества. К таким деяниям полагаем возможным отнести административные правонарушения, совершенные:

· в отношении двух или более лиц;

· по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

· лицом, ранее совершившим аналогичное административное правонарушение, в том числе не привлекавшимся к административной ответственности ввиду отсутствия заявлений пострадавших лиц.

Административное правонарушение совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от лица, совершившего деяние, что ограничивает способность лица противостоять правонарушению и облегчает его совершение, что осознается виновным.

Виды зависимостей:

· служебная (например, рабочего – начальнику цеха, а того – директору завода и т.д.), основанная на законе или договоре (зависимость обвиняемого от следователя, инвалида – от лица, осуществляющего уход за ним), иная зависимость (например, зависимость ученика от учителя, студента от преподавателя, спортсмена от тренера). Однако для насилия в семье характерны следующие виды зависимостей:

· материальная – ситуация, когда потерпевший находится на полном или частичном иждивении виновного, проживает на его жилой площади, не имея собственной, получает от него существенную материальную поддержку (например, материальной является зависимость женщины, находящейся в отпуске по беременности и родам либо по уходу за детьми в возрасте до трех лет, от иных работающих членов семьи, нетрудоспособных родителей от трудоспособных детей или нетрудоспособного супруга от второго и т.д.);

· основанная на семейно-брачных отношениях (например, зависимость ребенка от родителя, опекуна).

Во всех случаях зависимость должна быть существенной, то есть способной серьезно затруднить либо даже подавить волю потерпевшего к противодействию.

Лицо, пострадавшее от правонарушения, по иным причинам не способно самостоятельно защищать свои права и законные интересы в следующих случаях:

· опасение реализации различных угроз в отношении себя или близких;

· физические или психические недостатки;

· продолжительное нахождение в беспомощном состоянии в связи с болезнью.

Указанные обстоятельства должны в обязательном порядке отражаться в объяснениях пострадавших, их родственников, соседей и знакомых, что будет являться основанием для инициирования перед прокурором начала административного процесса и, соответственно, способствовать защите прав граждан.

Вместе с тем прокурор в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП не имеет права составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 9.1 КоАП.

В то же время в пункте 8 части 2 статьи 2.15 ПИКоАП указано, что, осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции поручает органу, ведущему административный процесс, подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению (по административным правонарушениям, протоколы по которым не составляются прокурором).

В этой связи после начала административного процесса прокурор поручит территориальному органу внутренних дел осуществлять подготовку соответствующего дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Еще одной особенностью подготовки дел об административных правонарушениях к рассмотрению по указанной статье является то, что административное задержание как мера обеспечения административного процесса на срок свыше трех часов в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8.4 ПИКоАП может быть применена лишь в отношении физического лица, которому вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация.

Санкция части 2 статьи 9.1. КоАП предусматривает административный арест, соответственно, к лицу, в отношении которого ведется административный процесс, может применяться административное задержание на срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа.

Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй статьи 26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;

в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй статьи 28 настоящего Закона.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;

посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Запреты и обязанность устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению соответствующего совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье.

Отмена постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, влечет отмену применения защитного предписания.

8.1. Правовая основа брачно-семейных отношений. Понятие семейного права

Главной правовой основой брачно-семейных отношений является Конституция РФ.

Согласно ст. 38 Конституции материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Кроме того, ст. 72 Конституции относит семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также и координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Следует отметить, что право регулирует не все семейные отношения. Так, например, невозможно подчинить нормам права чувства, взаимную привязанность.

Семейное право – совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, а также принятия детей в семью на воспитание.

Семейное право – это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие:

  • из брака,
  • кровного родства (родства),
  • принятия детей в семью на воспитание.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (в дальнейшем СК РФ) семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, семейные правоотношения – это общественный отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По специфике прав и обязанностей семейные правоотношения можно классифицировать на отношения:

а) супружеские, б) по поводу воспитания и материального содержания, в) только по воспитанию, г) родительские. Структура семейных правоотношений включает в себя субъекты, объекты и содержание.

Традиционно считается, что семейное право – это самостоятельная отрасль права 1 , но она тесно связана с другими отраслями права, например гражданским.

Виды семейных правоотношений (ст. 2 СК РФ).

  • личные неимущественные отношения,
  • имущественные отношения

Особенности отношений, регулируемых семейным правом:

1) как правило, носят продолжительный характер;

2) в них четко определен субъектный состав: супруги, дети, родители, усыновители;

3) неотчуждаемы и непередаваемы;

5) часто переплетаются с административными (регистрация брака, рождение).

Родство – кровная связь лиц, происходящих от одного предка. Родство бывает двух линий:

- по прямой линии – происхождение одного лица от другого (дед, отец, сын);

- по боковой линии, когда только предок общий (братья, сестры, тети, дяди).

Свойство – это общественная связь (взаимоотношение, отношение), возникающая между родственниками одного супруга и другим супругом или между родственниками супругов.

Особенности свойства заключаются в следующем:

  • не основано на кровной близости,
  • возникает только при наличии в живых родственников мужа и жены на момент заключения брака.

Основные принципы и цели правового регулирования семейных отношений

Все основные принципы семейного права связаны с положениями Конституции РФ 2 , которая определяет основы конституционного строя России и основные права и свободы граждан. Принципы семейного права определяются целями правового регулирования семейных отношений.

Основные принципы семейного права закреплены в ст. 1 СК РФ 3 .

Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния 4 .

Разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию

Добровольности брачного союза

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов

Равенства супругов в семье

Обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи

8.2. Основные положения брака: заключение, прекращение, недействительность

В СК РФ определены требования, которые следует соблюдать при заключении брака, порядок и правовые последствия регистрации брака, основания и порядок прекращения брака, признания брака недействительным. СК не содержит само определение брака, а определяет только его черты.

Брак имеет силу с момента его государственной регистрации * и характеризуется признаками, а именно:

  • брак – это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом;
  • равноправный, добровольный союз мужчины и женщины;
  • брак заключается без указания срока действия;
  • целью брака является создание семьи;
  • брак порождает взаимные и личные и имущественные права и обязанности супругов.

Государственной регистрации брака предшествует выявление условий вступления в брак и отсутствие препятствий к заключению брака.

Условия:

  • наличие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак;
  • отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных семейным законодательством;
  • достижение брачного возраста 5

Обстоятельства, препятствующие заключению брака, т. е. те обстоятельства, при наличии которых заключение брака невозможно.

Обстоятельства:

В соответствии со ст. 16 СК РФ предусмотрены основания прекращения брака и способы расторжения брака.

Способы расторжения брака 6

  • смерть одного из супругов;
  • объявление одного из сусупругов умершим;
  • расторжение брака

Судебный (суд) порядок

Административный (органами записи актов гражданского состояния)

Развод – это юридический акт, прекращающий за изъятиями, предусмотренными в законе, права и обязанности супругов на будущее время.

  • нарушение условий заключения брака,
  • фиктивный брак. *

8.3. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей и их ответственность по семейному праву

Права и обязанности супругов в семейных отношениях тесно связаны между собой, а иногда являются взаимно корреспондирующими.

К особенностям семейных отношений можно отнести личные права и обязанности, невозможность четко разграничить сферу применения норм права и морали. Перечень личных прав и обязанностей супругов невелик (ст. 31 СК РФ):

1) равенство супругов в вопросах жизни семьи; *

2) права давать согласие на усыновление ребенка другим супругом;

3) право свободного выбора рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;

Имущественные отношения супругов более подвержены правовому регулированию, чем личные неимущественные. Законодательство четко разграничивает общее и раздельное имущество супругов. Законом выделены два правых режима имущества супругов:

  • законный режим имущества,
  • договорной режим имущества.

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию либо одним из супругов с согласия другого. Ст. 34 СК РФ определяет не исчерпывающий перечень имущества * , относящегося к общей совместной собственности супругов.

По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга, а в случае недостаточности имущества супруга-должника кредитор имеет право на выдел доли. 7

Договорной режим имущества супругов предусмотрен в брачном договоре, который заключается в письменной нотариальной форме.

Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака, но вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Ст. 42 СК РФ предусматривает содержание брачного договора, в том числе невозможность ограничения правоспособность и дееспособность супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося имущества, так и в отношении будущего имущества супругов. Для защиты гарантии прав кредитов закон предусматривает, что при заключении, изменении и расторжении брачного договора супруг обязан уведомить своего кредитора об этом. Ст. 46 СК РФ предусматривает, что при невыполнении этой обязанности супруг отвечает по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора.

Кроме того, СК РФ предусматривает и основания для признания брачного договора недействительным.

Раздел V. СК раскрывает алиментные обязательства между следующими членами семьи:

  • родителями и детьми,
  • детьми и родителями,
  • супругами, а также бывшими супругами,
  • между другими членами семьи 8; братьями и сестрами; дедушками, бабушками и внуками и т. д.

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга (в соответствии со ст. 90 СК РФ бывший супруг также имеет право на получение алиментов и после расторжения брака). В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение 3 лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом, до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы.

Родители имеют равные права и несут обязанности 9 в отношении своих детей, и основанием для возникновения этих прав и обязанностей является происхождении детей, удостоверенное в установленном законом порядке:

  • от матери производится органами ЗАКСА, *
  • от отца может быть установлено в административном и в судебном порядке.
  • право на общение с родителями, дедушкой, братьями и сестрами и другими родственниками;
  • право на защиту своих прав и законных интересов;
  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право на выражение своего мнения.

Имущественные права ребенка регулируются не только семейным законодательством, но и гражданским. Ст. 60 СК содержит примерный перечень имущественных прав ребенка. Основные права ребенка:

1) право собственности;

2) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания определяется родителями самостоятельно. Размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, при отсутствии соглашения об уплате алиментов может взыскиваться в твердой денежной сумме, ежемесячно в долях в размере: на одного ребенка 1/4, на двух детей 1/3, на трех и более детей 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется самостоятельно ребенком, а также посредством представительства: родителями, (или лицами их заменяющими), судом, органом опеки и попечительства, прокурором.

Ст. 87 – 88 СК РФ определяет обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, и в том числе в дополнительных расходах на родителей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, но дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей в случаях:

Одна из особенностей юридической ответственности в семейных отношениях – тесная связь с моральной ответственностью. Ст. 1 СК РФ устанавливает ответственность перед семьей всех ее членов. Объем ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, определен гражданским законодательством в зависимости от возраста ребенка (гл. 59 ГК РФ)

Библиографическое описание: Ефимова М. П. Состояние насильственной преступности, совершаемой в сфере семейно-бытовых отношений // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 347-351.

Насильственные преступления занимают лидирующее место в системе всей преступности. Убийства, причинение тяжкого вреда здоровью различной степени тяжести, побои, истязания, изнасилования, имущественные преступления, сопряженные с применением насилия всегда составляли большую долю в структуре преступности, что свидетельствует о высоком проценте агрессии в обществе.

Основная масса убийств имеет бытовой характер, они совершаются в результате конфликта, который является логическим завершением длительных напряженных отношений либо совместного распития напитков. В убийстве, совершенном в состоянии опьянения, итог в известной степени случаен, неожидан (в том числе для убийцы), однако сама пьянка, приведшая к нему, закономерна. [5, С.356]

Высокая криминогенная роль пьянства в этиологии насильственных преступлений общеизвестна. Примерно 70% тяжких насильственных преступлений против личности (убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований) и более 90% актов уголовно наказуемого хулиганства совершается лицами, находящимися в состоянии опьянения. Значительная часть этих преступлений, особенно совершаемых в семейно-бытовой сфере, связана с хроническим алкоголизмом и алкогольной деградацией личности. [6, с.462]

Данные по алкоголизму, опубликованные в отчете НИИ Росстата по итогам 2011 года, свидетельствуют, что фактически в стране насчитывается 12 миллионов злоупотребляющих алкоголем, около 4,5 миллиона наркоманов и пробовавших наркотики и более 1 миллиона беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях. [13]

Не менее важную криминологическую и социальную проблему представляет собой безработица, особенно, коснувшаяся трудоспособного поколения, а также в сельской местности. Этот аспект требует отдельного исследования и анализа показателей.

Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 1,9 млн. безработных сельских жителей 42 % находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 3 млн. безработных городских жителей — 30,2 %. [14] Согласно данным МВД РФ, в 2008 году выявлено 1256,2 тыс. лиц, совершивших преступления. Удельный вес лиц без постоянного источника дохода 60,8 %, а удельный вес ранее судимых лиц 23,8 %. [11]

В 2009 году выявлено 1219,8% тыс. лиц, совершивших преступления, удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 60,8 % в январе-декабре 2008 года до 64,4%, а удельный вес ранее судимых лиц — с 23,8 % до 23,9 %. [11]

В период 2010 года выявлено 1111,1 тыс. лиц, совершивших преступления (8,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 64,4 % в январе-декабре 2009 года до 65,7 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 23,9 % до 26,5 %. [11]

В период 2011 года выявлено 1041,3 тыс. лиц, совершивших преступления (6,3%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 65,7 % в январе-декабре 2010 года до 66,3 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 26,5 % до 28,7 %. [11]

В 2012 году выявлено 1010,9 % тыс. лиц, совершивших преступления, удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4 % в январе-декабре 2011 года до 66,7 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 28,7 % до 32,3 %. [11]

Безработица, бедность, нищета порождают депривацию, пьянство, алкоголизм, ощущение ненужности, выброшенности из общества, которые выступают непосредственными причинами преступности. Одновременно идет процесс криминализации образа жизни, навязанный новыми условиями, обусловленный необходимостью физического выживания. [5, с.77]

Причины бытового насилия не коренятся в каком то одном социальном явлении, а состоят из совокупности условий объективного и субъективного плана во всем их многообразии. Но как бы они не переплетались, все отражаются в личностных свойствах и качествах бытовых преступников, превращаясь в причину бытовых преступлений. Бытовое насилие себя воспроизводит. Насилие, направленное против детей, порождает агрессию и воспитывает жестокость, а значит, воспроизводит новых насильников. [10, с.103]

Анализируя причины и условия тяжких бытовых преступлений, связанных с насилием над личностью, с увеличением агрессии и жестокости, нельзя не заметить падение нравственных и культурных качеств значительной части малоимущего населения. Это в основном связано с увеличением пьянства, наркомании и безработицы, а также полного отсутствия условий для социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и попадающих в экстремальную обстановку выживания. Это порождает рост рецидивной преступности насильственного характера, увеличивается удельный вес преступных посягательств с глумлением над людьми, с элементами цинизма и бездушия. [10, с.88]

Семейными преступлениями наносится семье далеко не только материальный ущерб. Нередко вред бывает выражен (что чаще всего бывает) и в нанесении ущерба здоровью людей. Порой это не только влияет на психику человека, но и приводит его к нетрудоспособности, делает инвалидом, калекой. Вред бывает связан и с насильственным лишением жизни человека. Последствия преступлений отрицательно влияют также и на семейные интересы, связанные с образованием, воспитанием, формированием личности и вообще. Семейные преступления объективно направлены против семейных ценностей. Вред семейным интересам наносится уже самим фактом совершения семейного преступления. Причем от преступлений страдают не только интересы сами по себе, но и социально-экономические и иные семейные условия. Последствия семейных преступлений всегда выступают в виде определенного вреда. [3, с.74]

Основными детерминантами семейного насилия являются:

недостатки семейного воспитания;

недостатки школьного воспитания;

длящиеся семейные конфликты;

неумение разрешать конфликты мирным путем;

аморальное поведение самих потерпевших;

проблемы с трудоустройством;

слабая работа органов опеки и попечительства, в частности по выявлению неблагополучных семей и дальнейшей организации из этих семей детей;

нереагирование правоохранительных органов на семейные конфликты и др. психические аномалии;

отсутствие государственной помощи лицам, пострадавшим от насилия в семье и т. д.

Не менее актуальной проблемой является предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.

В России вопросам защиты детей от семейного насилия практически уделяется крайне мало внимания, несмотря на обилие по этой проблеме законов и целевых программ. Все они в большинстве разделов и пунктов носят декларативный характер, практически претворяясь в жизнь лишь в экспериментальном порядке. [10, с.113]

Необходимо принятие общероссийского основополагающего акта, определяющего основы системы профилактики. Его отсутствие сдерживает и принятие иных важных для развития этой системы нормативных правовых актов, в том числе об участии общественности в обеспечении правопорядка и законности. Кроме того, необходимо принятие и таких федеральных законов профилактической направленности, как о прекращении насилия в семье, о социально-правовом контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, об оказании им помощи в социальной адаптации и др. [9, с.49]

Особое внимание следует уделить социальным мерам предупреждения семейного насилия.

Пропаганда государством здорового образа жизни, уважительного отношения к личности, сострадания, взаимопомощи и т.п.

Совершенствование деятельности СМИ, прекращение трансляции культа насилия.

Усовершенствование досуга населения, в первую очередь несовершеннолетних. Массовая доступность различных спортивных секций, бассейнов, тренажерных залов и т. п. Многие семьи просто не в состоянии оплачивать посещение их детьми зачастую дорогих досуговых мероприятий.

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений. Важную профилактическую роль в этом плане играют нормы Особенной части УК РФ с так называемой двойной превенцией. Эти нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм — против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременности ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Более 10 % убийств можно было бы предотвратить, если бы своевременно применялась норма об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью. [7, с.123]

Необходимо создать различные Центры помощи пострадавшим от насилия в семье. Такие Центры должны оказывать психологическую и юридическую помощь пострадавшим, по возможности предоставлять временное жилье, а также помощь в социальной реабилитации. В России нет соответствующего законодательства и служб, которые бы осуществляли профилактику домашнего насилия, коррекцию поведения преступника, дальнейший надзор за ним и за семьями, находящимися в опасном положении. Из-за отсутствия своего жилья потерпевшие продолжают проживать совместно с преступником и вести с ним общее хозяйство. В России всего 21 кризисный центр для женщин на 200 мест, при необходимости в 15000 мест. [11, с.14]

В силу особой сложности внутрисемейных отношений оказать эффективную помощь в предупреждении семейного насилия может только опытный психолог и другие специалисты этой области. Поэтому для успешного предупреждения насилия в отношении женщин в семье необходимо создавать реабилитационные службы (центры) социально-психологической помощи семьям с нарушенными эмоционально-психологическими взаимоотношениями между ее членами, женщинам и детям, подвергающимся насилию в семье. Подобные службы будут способствовать устранению неблагоприятного эмоционально-психологического климата в семье, конфликтных отношений между ее членами, снижению эмоциональной напряженности в их отношениях за счет осмысления сложившейся ситуации и поиска путей ее разрешения. Указанные службы необходимо создавать при каждой районной администрации с подчинением областной службе (службе субъекта РФ). [4, с.39]

В США, Германии, Японии и ряде других стран повсеместно действуют программы специализированной помощи жертвам преступлений, включающие меры оказания необходимой медицинской и психологической помощи, материальную поддержку для наиболее нуждающихся, услуги правового характера, в том числе по установлению опеки над потерпевшими в период следствия и судебного процесса. Подобные меры, к сожалению, отсутствуют в России, и это связано с тем, что защита жертв преступлений по разным причинам до сих пор не в полной мере вписывается в национальную уголовную политику. Важно иметь в виду, что реализация виктимологического направления предупреждения преступности во многом зависит от масштабных правовых, социальных и организационных изменений в обществе в отношении жертв преступлений. Для развития в России виктимологической профилактики необходимо:

разработать виктимологическую идеологию, направленную на переориентацию общества с проблем только преступника, на проблемы жертв преступлений (как на уровне простых граждан, так и на уровне сотрудника правоохранительных органов);

организовать эффективное ресурсное обеспечение деятельности правоохранительных органов по обращению с жертвами преступлений и жертвами злоупотребления властью;

укрепить взаимодействие между гражданами и системой уголовной юстиции. [8, с.29]

Для повышения эффективности профилактической деятельности необходимо совершенствовать формы и методы виктимологической профилактики. Это позволит охватить превентивным воздействием миллионы людей — потенциальных жертв преступлений. [9, с.49–50]

Необходимо разработать целый комплекс административных, уголовных, гражданско-правовых и социально-правовых мер предупреждения насилия в семье. Это должно стать основой политики государства в области охраны семьи и детства.

3. Боков А. В. Организация борьбы с преступностью: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 175 с.

4. Ильяшенко А.Н. Насильственные преступления в отношении женщин: состояние, причины, предупреждение // Российский следователь. 2001. № 1.

5. Клеймёнов М.П. Криминология: учебник / М. П. Клеймёнов. — М.: Норма, 2009. — 448 с.

6. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. — М.: Норма, 2009. — 800 с.

7. Криминология: учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.]; под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М.: Проспект, 2008. — 328 с.

8. Окс Л.Е. Некоторые проблемы совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики преступлений // Российский следователь. № 5. 2009.

9. Перминов О. Г., Кипман Н. Н. О профилактике преступлений // Российская юстиция. 2009. № 2.

11. Сухарева Н. В. Домашний произвол // Новая адвокатская газета. — 2011. № 07. 16–31 марта 2011.

В статье рассмотрены понятия и вопросы взаимосвязи государства с институтом семьи. Выявлено фактическое состояние сферы семейно-бытовых отношений. Представлен анализ наиболее распространенных признаков семьи и современных семейно-бытовых отношений как объекта административно-правовой охраны.

Family and domestic sphere as an object of administrative and legal protection

This article covers the definitions and issues of correlation between the state and family institution. The real condition in the sphere of family and domestic relations was revealed. The analysis of the mostly spread features of family in the modern family and domestic relations as an object of administrative and legal protection is made.


му мнению, имеют место две существенные неточности. Во-первых, применительно к нашей теме исследования нельзя признать достаточной роль административно-правовой охраны только в ограничительном воздействии противоправного поведения участников семейно-бытовых отношений. Думается, что в значительной части охрана связана с воздействием и на неправомерное поведение в обществе с целью формирования стабильных форм межличностных и групповых взаимосвязей, и на устранение факторов, влекущих за собой возникновение диспропорций и рассогласованности в указанной сфере общения.

Во-вторых, административно-правовая охрана рассматривается без учета всего значения охранительной функции права, способного не только устранять отступления от нормативных предписаний, но и выступать в качестве организующего и обеспечивающего средства. Такую роль нормы права выполняют в процессе их реализации не только в уже сложившихся правоотношениях, но и до их возникновения, т.е. с моментапринятиясоответствующегонормативно-правового акта (2, с. 91). Это наиболее ярко отражают нормы, устанавливающие запреты и меры ответственности за их соблюдение.


Как разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, администра

тивно-правовая охрана, ее формы и методы обусловлены рядом объективных факторов, прежде всего особенностями охраняемой сферы. То есть для решения вопросов, возникающих в исследовании охранительной деятельности в рассматриваемой сфере, важно прежде всего выявить фактическое состояние сферы семейно-бытовых отношений.

Выделение семейно-бытовой сферы в самостоятельный объект административно-правовой охраны служит основой для того, чтобы сосредоточить исследовательский интерес на таких ее элементах, которые влияют на уровень общественного сознания и нуждаются в правовом воздействии. Именно в таком контексте можно утверждать, что быт в первую очередь отображает непроизводственный внутренний диапазон общественного бытия, естественно связанный с обеспечением материального и духовного потенциала людей в типичных для них социально-психологических отношениях.



Однако, основываясь на более детальном исследовании, можно утверждать, что не сле

Организация бытовой жизни может осуществляться через различные формы бытовой общности, например различные группы сверстников, соседское общение, систему здравоохранения, образования и т.п. Однако основной формой бытовой общности является семья.

1)демографическая (сохранение жизни, деторождение);

2)экономическая (создание и поддержание определенной материальной базы для удовлетворения материальных потребностей человека);

3)социально-культурная (передача накопленного социального опыта и культуры от поколения к поколению) (8).

С целью формирования более полного представления о семье отметим, что у многих авторов существуют собственные подходы к определению признаков семьи. Так, по мнению

1. Всеобщая декларация прав человека: утв. и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.

Анализ современных семейно-бытовых отношений сквозь призму действующего законодательства и административно-правовой практики подразделений полиции дает основания утверждать, что круг отношений, связанных с реализацией гражданами России своих семейно-бытовых возможностей, расширяется, а те, в свою очередь, не всегда регламентированы имеющимися правовыми средствами. В современных условиях семейно-бытовая сфера упорно выталкивается в независимое от государства состояние, характеризующееся приоритетом индивидуальных ценностей членов семьи. Данная сфера отношений обретает тенденцию утраты признака социально-публичного института.

1. Universal declaration ofhuman rights: appr. and proclaimed by the United Nations General Assembly on Dec.10, 1948 // Rus. newsp. 1995. Apr. 5.

2. Труфанов М.Е. Применение норм административного права: дис. . д-ра юрид. наук. М, 2007.

3. Орлова Н.Х. Семья как объект социально-философского исследования (эволюция семейных отношений на рубеже XX-XXI столетий): дис. . канд. филос. наук. СПб., 2000.

4. Исаев И.А. Правовое действие и нравственность: И. Фихте // История государства и права. 2014. № 10. С. 3- 8.

5. Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

6. Собр. законодательства РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

8. Косова О.Ю. О конституционном принципе защиты семьи государством // Правоведение. 1997. № 3.

9. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М., 2007.

10. Советское семейное право / под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982.

11. Комментарий к Семейному кодексу РФ / под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. М, 1997.

12. Ильина О.Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006.

13. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М., 2008.

14. Шершень Т.В. О праве на семью и проблеме определения понятия семьи в современном российском праве // Семейное и жилищное право. 2010. № 6. С. 14-17.

15. Мананкова Р. П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации. Томск, 2008.

2. Trufanov M.E. Application of norms of administrative law: diss. . Dr of Law. Moscow,

3. Orlova N.H. Family as object of social and philosophical research (evolution of the family relations at a turn of the XX-XXI centuries): diss. Master of Philosophy. St. Petersburg, 2000.

4. Isaev I.A. Legal action and morality: I. Fichte // History of state and law. 2014. № 10. P. 3-8.

5. Dolgov Yu.G. Debts secured by the law interests of spouses, parents and minor children in a family law of the Russian Federation: diss. . Mastre of Law. Moscow, 2004.

6. Coll. of legislations of the Russian Federation. 1997. № 43. Art. 4904.

8. Kosova O.Yu. On constitutional principle of protection of a family by the state // Jurisprudence. 1997. № 3.

9. Nechayeva A.M. Family law: actual problems of the theory and practice. Moscow, 2007. 10. The Soviet family law / ed. by V.A. Ryasentsev. Moscow, 1982.

11. The comment to the Family code of the Russian Federation / ed. by P.V. Krasheninnikov, P.I. Sedugin. Moscow, 1997.

12. Ilyina O.Yu. Private and public interests in a family law of the Russian Federation: auth. abstr. . Dr of Law. Moscow, 2006.

13. About a condition of the legislation in the Russian Federation: the report of the Federation Council of Federal Assembly of Russia of 2007 / ed. by S.M. Mironov, G.E. Burbulis. Moscow,

14. Shershen T. V. About the right for a family and a problem of definition of concept of a family of modern Russian law // Family and housing law. 2010. № 6. P. 14-17.

Читайте также: