Кто реализовал на практике систему перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей

Обновлено: 13.05.2024

В нашей стране, по мнению профессора Национального института здоровья Г. Зайцева и его коллег А. Зайцева, М. Дмитриева, И. Апальковой, на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения – рост подростковой и молодежной преступности, наркозависимости, алкоголизма, проституции, заболеваний СПИДом и др. Для преодоления данной негативной тенденцию, необходимо выявить источник асоциальных проявлений, выработать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. В результате проведенных в последние годы исследований А.Г. Зайцева, Г. К. Зайцева, В.А. Ткачук определен основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению, – это деформации в их мотивационной и смысловой сфере, выражающиеся в том, что:

· вытесняются потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении;

· происходит отрицание ценностей познания, творчества, здоровья и других;

· возникает самовредительство и вредительство другим людям.

Исследователи подчеркивают, что предрасположенность людей к асоциальному поведению обусловлена следующими причинами:

· недостаточным или неправильным школьным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. В значительной мере это относится к традиционной школе, где, как правило, не занимаются воспитанием детей, а продолжают настойчиво формировать знания, умения и навыки. Такой подход противоречит базовым потребностям человека, поэтому деформирует его мотивационную, а затем и смысловую сферу. В школе не мотивируют детей вести культурный (здоровый) образ жизни;

Поэтому процесс воспитания и социализации личности человека в детстве и отрочестве часто не соответствует его потребностям, что приводит к формированию психопатологических наклонностей, вредных привычек, которые становятся причиной асоциальных поступков. Встает педагогическая задача перевоспитания и социализации личностей с отклоняющимся поведением.

О сложности такой задачи свидетельствуют результаты проведенного обследования несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в подростковой воспитательно-трудовой колонии. Среди них встречаются четыре личностно-психологических стереотипа (Зайцев Г., Зайцев А., Дмитриев М., Апалькова И., 2007. С. 66):

· стереотип преступника-рецидивиста (с выраженными психопатологическими чертами), склонного к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (данный стереотип обнаружен примерно у 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация которых практически невозможна);

· стереотип усугубляющейся психической деградации личности (30%, реабилитация сильно затруднена);

· приспособленческий стереотип личности, направленный на поддержание любыми путями благоприятного для себя психоэмоционального настроя, в том числе в колонии (40%, реабилитация затруднена);

· стереотип личности, ориентированный преимущественно на творческое самовыражение и семейные ценности (10%, возможна полная реабилитация).




· на первом этапе – витальных (соматических);

· на втором – идеальных (психических);

· на третьем – социальных.

· обеспечить их регулярным и здоровым питанием (частично за счет заработанных денег);

· предоставить им возможность полноценно отдыхать (высыпаться ночью), заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время – прежде всего с членами своего трудового коллектива, что способствует укреплению социальных отношений.

· первый этап – выявление трудовых стремлений воспитанников, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации;

· второй этап – формирование у воспитанников предметной трудовой мотивации, усиление заинтересованности воспитанников в выбранной трудовой деятельности (нужно показать ее привлекательные стороны, социальную значимость и возможность ее исполнения);

· третий этап – усиление трудовой мотивации воспитанников, активная помощь подросткам в приобретении конкретных трудовых навыков, расширении операционально-технических и личностных возможностей, чтобы потом продолжить (если появится мотивация) образование.

· вовлекать подростков в творческую (с учетом их наклонностей) коллективную или индивидуальную деятельность;

· дать им возможность получить (с учетом базовых потребностей) общее образование, в том числе по культуре здоровья (валеологии);

· создать условия для полноценного отдыха, соблюдения личной гигиены, самообразования, культурного досуга.

На практике это предполагает организацию учебного заведения нового типа, включающего в себя общеобразовательные классы, творческие (в том числе, производственные) мастерские, а также собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажерный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и др.

· предоставить юношам и девушкам выбор образовательных программ и видов творческой (или практической) деятельности, связанных с будущей профессией;

· обучение валеологическим основам семейной жизни (по экспериментально проверенной программе);

· создать условия для полноценного отдыха, самообразования, соблюдения личной гигиены, культурного досуга.

Это предполагает организацию учебного комплекса предпрофессиональной и профессиональной подготовки, включающего школу и вуз (колледж) социально-педагогического (или индустриально-педагогического) профиля, собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажерный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения. Авторы убеждены, что для реализации и развития системы социально-педагогической реабилитации необходимо создать специальный (социальный) институт – образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, обеспечивающее подготовку (переподготовку) специалистов (педагогов, психологов, валеологов) по предупреждению правонарушений, перевоспитанию и социализации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.


В статье анализируются исторические аспекты возникновения превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе концепций личностно-ориентированного подхода, нравственного, физического, трудового воспитания личности. Квинтэссенцией статьи выступает гуманистическая педагогика, лежащая в основе антропоориентированного процесса.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, личностно-ориентированный подход, гуманистическая педагогика, антропоориентированный процесс

В последнее время деструктивность несовершеннолетних достигла гигантских масштабов, что заставляет педагогов разрабатывать новые модели превенции, которые, к сожалению, часто оказываются неэффективными. Мы считаем, что одной из причин такой неэффективности является их оторванность от культурного наследия и российских традиций в решении этой важной проблемы.

Авторы, придерживающиеся педагогических концепций решения проблемы превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, сосредоточили внимание на теории личностно-ориентированного подхода в воспитании (С. А. Завражнов, Л. К. Фортова и др.).

Наличие гуманистической традиции в воспитании и развитии личности экстраполируется как гуманистическая педагогика. Г. Б. Корнетов утверждает, при всем разнообразии концепций, теорий и технологий гуманистической педагогики, их объединяет любовь к ребенку, признание в нем личности, достойной уважения, независимо от конкретного поведения, помощи в обретении подлинного лица, формирования механизма самозащиты от деформирующего воздействия окружающего мира.

История возникновения и развития педагогики превенции и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних, уходит корнями в деятельность воспитательных заведений для нравственно уязвимых детей в дореволюционной России и странах Европы. Наиболее полно эта проблема была отражена в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци, который создавал на свои средства приют для детей сирот и беспризорных. Жизнь в приютах была организована по принципу семьи, где детей выхаживали терпением и заботой. Цель воспитания обездоленных детей Песталоцци видел в развитии природных способностей, их совершенствовании. В отличие от Руссо, он не анализирует природу ребенка как романтику, а считает крайне важным помогать этой природе в ее самоактулизации.

Осознание того, что к дезадаптированным категориям детей и подростков надо относиться по-особому, появилось в нашем государстве в период формирования государственности (XV в.). До этого момента идея превенции преступных деяний со стороны данной категории носила синкретичный характер и проявлялась в общей деятельности по оказанию помощи маргинальным группам несовершеннолетних, заботу о которых брал на себя любой член общества, занимающийся благотворительностью. Во II в. в Новгороде Ярославом Мудрым было учреждено училище для мальчиков сирот. Во времена Ивана IV социальная политика в отношении обездоленных детей проводилась церковным патриаршим приказом, который осуществлял патронат немногочисленных сиротских домов. Однако, данная деятельность не была закреплена законодательно, что приводило к ее неэффективности и не могло, в конечном счете, оказать каких-либо действенных мер на воспитание несовершеннолетних.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1646–1676) законодательно учредило приказы общественного призрения, которые должны были надзирать за нищими, бездомными детьми. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче был создан проект школ для бездомных по европейскому образцу, в которых должны были обучать наукам и ремеслам. Подобные школы планировалось открыть во всех больших городах России. Данный проект ставил перед собой не только задачи воспитания и обучения сирот и брошенных детей, но и должен был уберечь таких детей от преступного пути. К сожалению, проект не был реализован (помешала смерть Федора Алексеевича), но государственная регламентация социальной помощи беспризорным детям стала более реальной.

В России до XIX в. редкое исправительное заведение или приют принимал только правонарушителей. В них поступали дети из неблагополучных семей, педагогически и социально запущенные, направленные в эти учреждения с целью восстановления нормальных связей и отношений ребенка с окружающим миром, а в конечном итоге — на превенцию противоправного поведения.

Л. И. Беляева констатирует, что дети, совершившие преступление, отбывали наказание на общих с взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные губернии, Сибирь, на каторгу, сажали в тюрьмы. [1, с.21]. Из тюрьмы дети выходили еще более деформированными и в нравственном и в физическом отношении.

Злободневными можно рассматривать рассуждения Вентцеля о физическом труде, как факторе превенции девиантности. Мы разделяем точку зрения ученого в том, что разносторонний, систематический и осмысленный труд соответствует и активной деятельной природе ребенка, и природе самого педагогического процесса в свободной школе. Мы убеждены, что основополагающий процесс профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должен проходить через динамику гуманистических тенденций, в частности, в рамках концепции П. Ф. Каптерева, представляющую гуманистические начала воспитания как саморазвивающую систему.

Гуманистическая педагогика известных отечественных ученых, лежащая в основе антропоориентированного процесса, может быть использована в разработке проектов и программ в таких образовательных организациях, как Центры психолого-педагогических ориентаций и коррекций детей, превенции и нивелирования их отклоняющегося поведения. Мы убеждены, что такой подход можно взять на вооружение российским ученым XXI века.

Если в 80-е гг. XX в. наблюдалась тенденция дальнейшего обострения интереса к исследованиям, посвященным трудным детям (М. А. Алемаскин, В. Ж. Баженов, А. Е. Личко, И. П. Башкатов и др.), то в настоящее время наметилась тенденция реализации личностно-ориентированного и системного подхода в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения несовершеннолетних (Б. И. Алмазов, С. А. Беличева, А. В. Мудрик, Т. Д. Молодцова, Л. К. Фортова и др.). Превенция отклоняющегося поведения несовершеннолетних обогатилась теоретическими исследованиями, показывающими диффузию в отечественной теории воспитания и перевоспитания гуманистических концепций развития личности, духовное наследие России, бурное развитие междисциплинарного знания, объединяющим началом которого становится человек.

Нам представляется, что в настоящее время подросткам из группы риска по девиантному поведению надо оказать не только психолого-педагогическую, но и медико-социальную поддержку, поскольку врач должен исключить наличие функциональной патологии у данной возрастной группы (неврозы, акцентуация характера, психопатия и т. д. [3. с.34]. Профилактические основы преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних должны быть рассмотрены на уровне психолого-педагогических закономерностей и принципов. Сегодня нельзя ограничиваться переработкой отдельных коррекционно-реабилитационных и психолого-педагогических методик превенции отклоняющегося поведения подростков, а необходимо опираться на целостные воспитательные модели и системы, связанные с превенцией безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  1. Беляева, Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л. И. Беляева. — М., 1995. — 123 с.
  2. Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности: Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и сознания / К. Н. Вентцель. — М.: Кузнецкий мост: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911. — 274 с.
  3. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская.- М., 2008. — 348 с.
  4. Песталлоци, И. Г. Лебединая песня / И. Г. Песталлоци. Хрест. по истории заруб педагогики. — М., 1971. — 254 с.
  5. Януш, Корчак. Как любить детей /Корчак Януш. — Хабаровск, 1988. — 167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отклоняющееся поведение, гуманистическая педагогика, девиантное поведение, личностно-ориентированный подход, ребенок сирот, Новгород, Россия, социальная политика, человеческая природа.

Похожие статьи

Анализ научных направлений, объясняющих причины.

ребенок, отклоняющееся поведение, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированный подход, девиантное поведение, ребенок сирот, Новгород, Россия, социальная политика, человеческая природа.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного.

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста.

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность. Ключевые слова.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации.

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс социализации, жестокое обращение, массовая коммуникация, Россия, окружающая среда. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

Деятельностный подход к организации взаимодействия.

внеурочная деятельность, девиантное поведение, деятельность, социально-культурная деятельность, ребенок, творческая деятельность, основная идея, занятие, внеурочная работа, форма работы.

Социально-педагогическая профилактика девиантного.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог. Пути профилактики девиантного поведения детей.

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Уважение ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, норма, отклонение, отклоняющееся поведение, общество, физическая зависимость, социальное неравенство, социальная норма, заметный ущерб, поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной.

социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность.

Читайте также: