Правомерны ли действия прокурора

Обновлено: 30.06.2024

Перед выполнением контрольного задания, студенту рекомендуется: ознакомиться с рабочей программой курса и методическими рекомендациями кафедры по его написанию; усвоить соответствующие разделы учебника, подобрать и изучить относящиеся к заданию нормативно-правовые акты и рекомендуемую литературу, проанализировать суть и содержание поставленных вопросов и сформулировать письменный ответ. Ответ должен быть не только правильным по существу, достаточно полным и обоснованным.

Контрольное задание выполняется только по вариантам. Работа, выполненная студентом не по-своему варианту, считается не зачтенной и возвращается ее автору на переработку.

Вариант работы определяется согласно порядковому номеру фамилии студента в общем списке учебной группы (например, вариант I – выполняют те, чьи фамилии в списке, находятся под номерами 1; 11; 21;31; соответственно вариант II – 2; 12; 22;32 – вариант III – 3; 13;23; 33,)[7].

6. Гарант – законодательство с комментариями. – Режим доступа:

Требования, предъявляемые к оформлению работы:

Контрольная работа должна быть правильно оформлена. Работа выполняется и представляется для проверки на кафедру в электронном варианте. Текст работы набирается в редакторе: - Microsoft Word; формат бумаги - А4; поля: слева - 3 см, справа - 1,5 см, сверху и снизу - 2,5 см; шрифт Times New Roman; 14 размер; полуторный интервал; отступ первой строки - 1 см; нумерация страниц сквозная.

Ссылки, на использованную литературу в тексте, выполняются постранично. При цитировании авторов должны быть точные ссылки на источники. Тест ссылки выполняется в соответствие с предъявляемыми требованиями ГОСТ.

На титульном листе указывается название предмета, фамилия, имя, отчество студента, курс, номер учебной группы, номер варианта задания.

На первой странице указывается план работы. Каждая страница нумеруется. Каждый вопрос в тексте работы, выделяется заголовком (подзаколовком), соответствующему ее плану.

Практическая часть контрольного задания включает в себя: решение задач, изложенных в заданиях соответствующего его варианта и решение тестовых заданий.

Решение задач предполагает проведение студентом анализа текста задачи и формулирование юридической оценки события в соответствие с действующим российским законодательством. Ответ должен быть аргументированным, объективным и полным.

В конце работы приводится список, использованных нормативных правовых актов и литературы, с учетом, требований предъявляемых ГОСТом.

Домашнее контрольное задание должно быть выполнено и направлено для проверки на кафедру в срок, предусмотренный рабочим учебным планом. Если работа не зачтена, студент выполняет ее повторно, по тому же варианту, с учетом замечаний преподавателя и направляет ее на кафедру для проверки.

5.2. Комплект заданий для контрольной работы по дисциплине

Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код): ОК-1; ОК-2; ОК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-8; ПК-12; ПК-13; ПК-14

В соответствие с учебным планом студентов, обучающихся по заочной форме обучения, при изучении данной учебной дисциплины, предусматривается выполнение домашнего контрольного задания.

Контрольное задание выполняется по вариантам, каждое из которых включает в себя: ответы на задания теоретической и практические части.

Практическая часть представляется решением 2-х задач и тестовых заданий (174 теста)[9].

1.Участия прокуроров в конституционном судопроизводстве.

2. Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.

Задача 1. К прокурору Энского района обратился с жалобой гр-н
Коржов П.Б., в которой указал, что работники уголовного розыска
провели в его отношении ряд оперативно-розыскных мероприятий, которые, по его мнению, ограничили его конституционные права и, в частности, на тайну переписки.

Как должен отреагировать прокурор на жалобу гр-на
Коржова П.В.?

На какие вопросы он должен обратить внимание
при проверке этой жалобы?

Основанием принесения представления послужило существенное нарушение УПК при постановлении приговора. Однако через 7 дней прокурор пришел к выводу о несостоятельности принесенного им представления и до начала судебного разбирательства направил соответствующему суду письменное распоряжение об отзыве представления.

Вправе ли прокурор отозвать принесенное представление?

Каков порядок осуществления данной процедуры?

1. Сущность, предмет, задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в ОРД.

2. Система, структура и организация органов прокуратуры. Понятие организации работы и управления в органах прокуратуры.

Задача 1. Прокурору района г. Энска поступила коллективная жалоба на действия администрации, которая запретила проведения митинга районного отделения КПРФ. При этом время и место проведения митинга заранее было согласовано с местными властями.

Чем должен руководствоваться прокурор при разрешении данного вопроса?

Задача 2. В прокуратуру Энского района обратился гражданин
Васкецов А.В., с жалобой на администрацию машиностроительного
завода, которая на протяжении трех месяцев не выплачивает
ему заработную плату.

Какими нормативно-правовыми актами должен руководствоваться прокурор при рассмотрении жалобы по этому вопросу и каковы его права в данном случае?

1. Прокуратура Российской империи до судебной реформы 1864 года. Основные положения о прокуратуре, принятые Государственным Советом Российской империи в 1862 году.

2. Понятие, сущность, цели и задачи прокурорского надзора. Система принципов организации и деятельности прокуратуры.

Задача 1. Прокурор энского района принес протест должностному лицу администрации района, издавшему один из правовых актов, противоречащих закону.

Протест прокурора был рассмотрен в через 15 дней частично.

Как должен в данном случае поступить прокурор? Какой акт прокурорского реагирования применить?

Задача 2. Прокурор Энской области направил Генеральному прокурору РФ представление на должность прокурора одного из районов г. Энска гр. Вавилова С.М., работающего в должности начальника юридического отдела районной администрации. Ко дню представления на должность кандидата ему исполнилось 25 лет. Он имеет высшее юридическое образование и стаж работы в последней должности 4 года.

Вправе ли в данном случае прокурор области ходатайствовать о назначении на должность прокурора района лицо, не достигшее 27 летнего возраста и не имеющего стажа работы в органах прокуратуры?

1. Понятие функций прокуратуры, их виды. Соотношение функций и направлений деятельности прокуратуры. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора.

2. Организация работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования.

Задача.1. В Генеральную прокуратуру РФ губернатором было направлено ходатайство о назначении на должность прокурора Энского края Трофимова Е.С., которому ко дню его представления на должность исполнилось 29 лет. Ранее Трофимов Е.С., работал на должности прокурора одного из районов Эского края в течение 4-х лет.

Вправе ли Генеральный прокурор назначать на должность прокурора субъекта Российской Федерации? Каков порядок назначения прокурора субъекта Федерации?

Задача 2. Глава муниципального районного образования потребовал от прокурора района дать объяснение по поводу осуществления прокурорской проверки в отношении руководителя районного отдела здравоохранения. При этом он пригрозил, что если тот этого не сделает, то он обратиться к вышестоящему прокурору.

Прокурор района отказался давать главе администрации районного муниципального образования какие-либо объяснения сославшись на то, что никто не вправе вмешиваться в деятельность органов прокуратуры.

Правомерны ли действия прокурора?

78. Основные формы взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества.

79. Полномочия прокурора в стадиях пересмотра судебных решений, определений и постановлений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Задача 1. Алексеенко В.Л., от своего знакомого узнал, что органы районные органы внутренних дел в отношении него проводили оперативную проверку по информации о причастности его к совершению преступления.

Алексеенко В.Л., в связи с этим обратился с жалобой в районную прокуратуру. В своем ответе, прокурор подтвердил факт проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении заявителя и разъяснил ему права обратиться к руководителю органа, осуществлявшего ОРМ с целью ознакомления с материалами проверки. Что Алексеенко В.Л. и сделал, однако руководство ОВД, ему в этом отказало, сославшись на государственную тайну.

Правомерны ли действия прокурора? Каковы дальнейшие его действия в связи с отказом органов дознания предоставления Алексеенко В. Л. ознакомиться сведениями, добытыми оперативным путем?

Задача 2. Прокуратуру города Энска от жителей, стало поступать многочисленное количество жалоб, с просьбой привлечь руководство коммерческой компании, занимающейся распространением фармацевтических препаратов (биологических активных добавок), а также руководство телерадиокомпании рекламировавшей в их городе, в связи с тем, что первые поставили опасные для здоровья людей препараты и предоставили заведомо ложные сведения о препаратах, а вторые распространяли рекламу опасных для жизни препаратов.

Как должен в этом случае прокурор? Какие акты прокурорского реагирования должны быть приняты?

1. Участие прокурора в предварительном слушании уголовного дела. Процессуальные полномочия прокурора в подготовительной части судебного заседания. Его участие в судебном следствии, в судебных прениях. Обвинительная речь прокурора, её структура и содержание.

2. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственной деятельности. Место прокуратуры в системе государственных органов.

Задача 1. Уголовное дело по обвинению Зайцевой О.В., в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ, было прекращено следователем за отсутствием в ее действиях события преступления, спустя один год с момента его возбуждения. При этом извещение, с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием направлено ей не было. Прокурором не были принесены официальные извинения в порядке ч.1 ст.136 УПК РФ.

Зайцева О.В. обратилась в суд за реабилитацией и восстановлением своих прав, пораженных в связи с незаконным уголовным ее преследованием, а также компенсацией материального вреда. В судебном заседании Зайцева О.В. заявила суду, что ее права как реабилитированной нарушаются в том числе и прокурором. При этом она сделала заявление о том, что следователь входе расследования неоднократно допускал нарушения норм УПК РФ и фальсифицировал доказательства. Прокурор, участвующий в судебном заседании приносить извинения отказался, сославшись на то, что он, несмотря ни на что, считает Зайцеву виновной в совершении преступления.

Правомерны ли действия прокурора?

Задача 2. В прокуратуру г. Славянска от жителей многоэтажного дома, расположенного по ул. Доватора, 148, поступила коллективная жалоба, в которой указывается на многочисленные нарушения со стороны руководства их управляющей компании. В том числе, граждане потребовали от прокурора возбудить уголовное дело в отношении управляющего компании уголовное дело по ст.ст. 159 и 160 УК РФ.

Прокурор, вынес в адрес руководства управляющей компании предостережение и переслал в их адрес жалобу граждан.

Правомерны ли действия прокурора?

1. Развитие прокуратуры в связи с судебной реформой 1864 года. Упразднение прокуратуры в ноябре 1917 года и поиск новых форм надзора за исполнением законов в государстве.

2. Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к работникам прокуратуры.

Правомерны ли действия прокурора? Какой правовой акт в данном случае выносится прокурором?

Дайте юридическую оценку действиям Никодимова А.А.? Каковы будут последствия для Никодимова?

1. Понятие тактики прокурорского надзора. Понятие методики прокурорского надзора. Методическое обеспечение прокурорского надзора. Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов.

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, их классификация. Понятие и виды прокурорских проверок. Организация, методика прокурорских проверок.

Задача 1. Проводя проверку в следственном изоляторе, прокурор района установил, что Сидоров содержится под стражей 78 часов без судебного решения.

Какое решение должен принять прокурор в данной ситуации?

Правомерны ли действия органов прокуратуры? Как должен был поступить Сахнов Н.В. при возникновении конфликта интересов по службе? Каковы правовые последствия?

1. Опротестование прокурором правовых актов, противоречащих законам. Содержание, структура протеста, основания и порядок его принесения, сроки и порядок рассмотрения протеста.

2. Исторические предпосылки образования прокуратуры в России. Возникновение прокуратуры в России. Указ Петра I от 12 января 1722 года о реформе Сената.

Задача 1. Судья в постановлении о назначении уголовного дела к слушанию подсудимого Ригова В.В., обвиняемого по ч.1 ст. 131 УК РФ, указал, что дело подлежит рассмотрению с участием государственного обвинителя.

Правомерен ли отказ прокурора от участия в судебном заседании? По каким категориям дел участие прокурора в суде обязательно?

Задача 2. Гражданину Иванову А.С. прокуратурой Н-ской области было отказано в приеме на работу, на должность помощника прокурора в органы прокуратуры, сославшись на то, что он ранее занимался коммерческой деятельностью, а это противоречит требованиям, предъявляемым к кандидатам.

Правомерен ли отказ в приеме на работу?

Как должен поступить Иванов А.С. в дальнейшем?

1. Акты прокурорского реагирования. Работа прокурора с обращениями граждан. Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

2. Сущность, предмет, задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прав ли прокурор области?

Задача 2. Прокурор Н-ского района, Н-ского края, в суде первой инстанции, участвуя в качестве государственного обвинителя перед началом судебного разбирательства по уголовному делу, заявил отвод суду на основании ст.63 УПК РФ, мотивируя свое решение тем, что судья, не вправе повторно участвовать в рассмотрении материалов одного и того же уголовного дела. Основным его аргументом стало то, что судья вступающий в процесс по уголовному делу, ранее уже принимал участие на предварительном слушании, результатом которого стало его постановление о возвращении дела прокурору в порядке ст. ст. 236 и 237 УПК РФ по причине необходимости устранения препятствий его рассмотрения судом.

Обосновано ли решение прокурора?

Как в этом случае должен поступить судья?

6. Вопросы для семинаров, коллоквиумов

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Нередко УО сталкиваются с проверками, которые в их отношении проводят органы прокуратуры. Случается, что предмет контроля вызывает у управляющих домами вопросы. Читайте, вправе ли прокуратура по собственной инициативе проверить, как управляющая организация соблюдает требования трудового законодательства.

Органы прокуратуры проверяют работу УО на основании поступившей информации о нарушении закона

Каждая управляющая организация сталкивается с проверками прокуратуры. Ведомство проверяет, как компания ведёт претензионно-исковую работу, соблюдает ли требования закона о защите персональных данных, правильно ли делает начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и много другое.

Согласно п. 6 приказа № 195, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

Это происходит после поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии со ст. 22 № 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений.

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

Органы прокуратуры не вправе подменять иные надзорные государственные органы

В силу ч. 3 ст. 21 № 2202-1, решение о проведении надзорных мероприятий принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя организации не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются её цели, основания и предмет.

Согласно позиции, изложенной Верховным Судом РФ в постановлении от 16.06.2003 № 86-В03-2, законодательство не предоставляет прокурорам произвольного права на проведение проверок. Для проверки должны быть веские основания, оформленные надлежащим образом.

При этом, как отмечаетсяв ч. 2 ст. 21 № 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. При этом в повседневной деятельности управляющих организаций нередко возникают ситуации, когда органы прокуратуры проводят проверки на предмет нарушения трудового законодательства.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводит федеральная инспекция труда. В ходе проверок она анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений (ст. 356 ТК РФ).

Таким образом, органом, уполномоченным проводить проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства, является Государственная инспекция труда, а в полномочия прокуратуры такой вид контрольных мероприятий не входит.

Проверки соблюдения УО трудового законодательства – вне компетенции прокуратуры

Подобная ситуация возникла у управляющей организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В прокуратуру поступила жалоба от бывшего работника организации, поэтому ведомство решило провести внеплановую проверку УО.

Органы прокуратуры запросили у организации копии трудовых договоров, сведения о заработной плате, сведения о расторжении трудовых договоров и иные внутренние документы организации.

  • ч. 2 ст. 21 № 2202-1;
  • постановлении ВС РФ от 06.06.2003 № 86-В03-2;
  • ст.ст. 353, 356 ТК РФ;
  • актуальную судебную практику.

В результате прокуратура в рамках данной проверки больше не совершала никаких действий. После жалобы юристов в интересах УО никаких требований от ведомства не поступало.

Если прокуратура проверяет исполнение норм ТК РФ – защищайте свои права

  • всегда отвечать на запросы надзорного органа;
  • проверять основания для проведения проверки;
  • в случае уверенности в законности своих действий обращаться в суд или за защитой нарушенных прав.

Мы неоднократно рассказывали на портале, как управляющим организациям поступать с запросами и предписаниями надзорных органов в случае, если УО считает их необоснованными:

Эту небольшую статью я решила написать в помощь моим клиентам-предпринимателям (и не только им), попавшим в поле зрения наших доблестных органов прокуратуры.

В первую очередь обозначу основные принципы поведения, которых нужно придерживаться в общении с прокурорскими работниками.

  1. Улыбайтесь, будьте приветливыми даже если вам не отвечают взаимностью. Тем самым вы вызываете к себе доверие или снисхождение и притупляете бдительность проверяющих. Не идите на открытый конфликт, ни в коем случае, даже если абсолютно убеждены в своей правоте.
  2. В общении с прокурорами не цепляйтесь за формальности, их это бесит и злит.
  3. Не рассказывайте о себе и о своем предприятии ничего лишнего. Просто отвечайте на вопросы и ничего больше. Более того, лучше всего назначить конкретного сотрудника (наиболее умного и адекватного), можно нескольких, которые будут общаться с прокурорами, принимать и исполнять их запросы. Другим же работникам необходимо указать на то, что всё общение с проверяющими должно происходить через определённого вами человека.

Это необходимо для того, чтобы сотрудники вашей организации ненароком не сообщили прокурорам о других возможных нарушениях на предприятии, так как закон позволяет прокурорским работникам при обнаружении признаков любого другого правонарушения, не входящего в предмет их проверки, принять соответствующие меры.

Фиксируем. Основные принципа поведения в ходе прокурорской проверки:

  • улыбаемся и киваем;
  • не надо умничать, цепляясь за формальности, и указывать прокурорам в чем они правы или нет (это при необходимости надо будет делать потом в письменном виде);
  • не болтаем и назначаем конкретных людей, ответственных за коммуникацию с проверяющими.

Конечно, соблюдение данных принципов может ударить по вашему самолюбию, но это, на мой взгляд, лучше чем по кошельку. В противном случае после одной проверки могут последовать еще несколько, а количество выявленных у вас нарушений и сумма наложенных штрафов вырастут многократно.

Напугала, да? Не бойтесь, всё не так страшно. Об этом пойдет речь дальше.

Теперь о том, что может грозить по итогам прокурорской проверки.

Законом предусмотрены следующие меры реагирования, которые могут быть приняты прокурором:

  • предостережение;
  • протест;
  • представление;
  • иск в суд;
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Предостережение. Это документ, который вам вручается лично, либо высылается по почте, в котором вы предупреждаетесь о том, что нельзя нарушать закон и если его всё же нарушить, понесёте за это ответственность. Страшно? Вот и я думаю что нет! Об этом и так всем известно. Вам просто сказали, что если сделаете то-то и то-то – будете наказаны.

Ещё нюанс. Предостережения могут объявлять публично, под камеру – не пугайтесь, просто в силу внутренних приказов прокуроры обязаны взаимодействовать со средствами массовой информации и выполнять свою работу гласно. На вас же это никаких обязательств не накладывает, кроме указания в самом предостережении на недопустимость нарушать закон.

Протест. Вы получаете его тогда, когда какой-нибудь локальный правовой акт организации (попросту приказ или распоряжение директора, например) не отвечает требованиям законодательства. Всё к чему вас обязывает здесь закон – это рассмотреть этот проест в 10-дневный срок, после чего сразу же в письменной форме сообщить прокурору, его внесшему, о результатах. И всё!

Закон даже не обязывает обжаловать протест, если вы с ним не согласны. Вы просто в течение 10 дней с момента его поступления пишите в прокуратуру ответ, где соглашаетесь либо нет с высказанными претензиями. Более того, в случае несогласия вы даже не обязаны его обосновывать, хотя я настоятельно рекомендую всегда мотивировать свою позицию. В противном случае это воспринимается как акт неуважения к государственным институтам в лице прокуратуры (см. начало данной статьи).

Так что бояться тут, как вы понимаете, тоже нечего.

Представление. Этот документ зачастую аккумулирует в себе все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки и содержит требование об их устранении.

Закон гласит в этом случае, что представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в месячный срок.

Остановимся поподробнее на этом акте прокурорского реагирования. Первое, что здесь необходимо отметить так это то, что закон обязывает вас рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений (причин и условий) и сообщить о результатах прокурору в письменной форме в течение месяца. Всё. Никаких других обязательств не возлагается.

Второе, закон только декларирует, что необходимо принять конкретные меры, а какие именно – решать вам!

Также встречается, когда нарушения носят неустранимый характер – тогда просто констатируете это в ответе прокурору.

В части устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, рекомендую под протокол провести совещание с подчиненными работниками, где демонстративно им указать на неукоснительное соблюдение требований законодательства в ходе осуществления своей деятельности и недопустимость нарушения законов впредь. Формулировку можете взять прямо отсюда. В случае наличия филиальной сети в компании можно обойтись рассылкой соответствующих писем с подобным содержанием.

На практике кто-то даже организовывает соответствующие семинары с работниками, мероприятия по правовому просвещению, различные тренинги, разрабатывает методички или руководящие указания. Это не обязательно, но и не помешает при наличии. Опять же решать вам.

Следующий момент касается рассмотрения представления с участием сотрудника прокуратуры. и необходимости привлечения ваших работников к дисциплинарной или иной ответственности (например, депремирование). Почти всегда эти требования излагаются в тексте представления.

С одной стороны закон прямо не обязывает вас приглашать на рассмотрение представления прокурора, однако, в силу п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорские работники должны непременно принимать участие в таких рассмотрениях своих актов реагирования. В противном случае их наказывают. Поэтому, если не хотите обострения отношений с прокуратурой, лучше пригласить и заформализовать этот процесс. В любом случае ничего нового вам не предъявят и не вменят, а с вас не убудет.

Запомните, закон не обязывает вас по требованию прокурора привлекать своих работников к дисциплинарной ответственности либо лишать премий и бонусов.

Пойдем дальше. По Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор (статья 28.4) вправе при наличии оснований возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления.

  • штраф (может достигать 1 млн. руб.);
  • конфискация орудий совершения или предмета административного правонарушения (например, транспортное средство);
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности (особенно неприятно для производств);
  • обязательные работы.

Соответствующее наказание применяется судом или уполномоченным органом власти в зависимости от статьи кодекса, которой предусмотрено административное правонарушение.

Дело в том, что прокуроры хотя и могут возбудить любое дело об административном правонарушении, но рассматривать его всегда будет либо в суд, либо в соответствующий орган власти (например, в Роспотребнадзор, Росприроднадзор, ФАС России и др.).

Также следует упомянуть, что при выявлении одного нарушения, постановления о возбуждении дела выносятся зачастую одновременно в отношении руководителя организации и самого предприятия, причем штрафы для юридических лиц по размеру значительно превышают штрафы для физических и должностных лиц.

Общие рекомендации здесь сложно сформулировать, так как нужно будет описывать всё административное судопроизводство с учетом специфики каждой статьи кодекса. Однако в качестве руководства к действию скажу следующее.

Для того, чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, в том числе прокурором, не пожалейте денег и закажите полный юридический аудит документации и деятельности вашей организации. Это дешевле чем платить штрафы, останавливать производство (продажи) или находиться под арестом, пусть и сроком до 15 суток.

Кстати, наш адвокатский кабинет предоставляет такую услугу.

И второе, при проведении проверки, настоятельно рекомендую получить развернутую консультацию грамотного адвоката, чтобы понять, какие негативные последствия стоит ожидать по итогам прокурорской проверки.

Кроме того, не забывайте, что возбужденное дело может быть прекращено по процессуальным основаниям (неправильно составлено постановление, не получены объяснения от лица, лицо не уведомлено о возбуждении в отношении него дела и др.), а виновный гражданин освобождено от наказания по разным причинам, например, истечение сроков давности, нарушение права на защиту, отсутствие вины, малозначительность совершенного правонарушения и прочее. В этом также поможет адвокат.

Практика показывает, что нередко материалы дела об административном правонарушении не всегда оформляются должным образом, что позволяет в последующем прекратить дело в суде.

Поэтом мы говорим своим клиентам, что выгоднее обратиться к нам, чем платить государству.

Иск в суд. Серьезность этой меры зависит от предмета иска. Однако законом четко очерчен круг вопросов, по которым в деле имеет право принимать участие прокурор. В общих чертах – это иски по защите социальных, трудовых прав граждан, охраны здоровья, защиты материнства, отцовства и детства, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образования. Защита интересов государства и общества в целом.

В области арбитража – это сделки с любым государственным участием, скажем так.

Зачастую удовлетворенные судом иски прокуроров накладывают на организацию дополнительные финансовые обязательства по осуществлению тех или иных действий. Например: строительство очистных сооружений для сбрасываемых сточных вод, установка пандусов и кнопки вызова персонала для инвалидов, монтаж системы оповещения о пожаре и другое.

Однако помимо закона на прокуроров также возлагаются определенные ограничения и ведомственными правовыми актами. Так, пункт 8.4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокурорским работникам указывает не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Пункт 8.5 названного приказа прямо предписывает исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан, пункт 8.6 – не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

В пункте 13 всё того же приказа говорится, что при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Вообще этот приказ Генерального прокурора России – кладезь информации для подготовки к прокурорской проверке и касается не только исковой работы, но и всей осуществляемой ведомством надзорной деятельности.

Вот ещё! В соответствии с пунктом 15 упомянутого приказа прокуроры обязаны при проведении проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе проверки с выходом на место, также им предписано не допускать факты возложения на организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Направление материалов прокурорской проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обратите внимание на название. Знаете почему оно такое? Потому что с 2007 года прокуратура лишена полномочий по возбуждению уголовных дел, хотя надзирает за их расследованием. Странно, да! Тем не менее, так оно и есть.

Безусловно, это самое худшее, чем может закончиться прокурорская проверка. Обычно такое направление материалов затем превращается в постановление о возбуждении уголовного дела. Однако бывает такое не всегда.

После поступления материалов в органы следствия вас или ваших сотрудников снова будут вызывать на объяснения, но уже не в прокуратуру, а к следователю или дознавателю. По истечении 10 дней, а в случае продления – 30 дней, должно быть вынесено постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.

Теперь несколько слов о процедуре самой проверки.

До недавнего времени процедурные моменты здесь были слабо регламентированы, поэтому в любых спорах в суде прокуроры обычно выходили победителями, а большинство их требований признавались законными.

Вот основные требования данных документов к порядку проведения прокурорских проверок.

Решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки.

Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, который может быть продлен один раз не более чем на 20 рабочих дней с одновременным уведомлением проверяемого лица. Последующие продления срока могут быть приняты только вышестоящим прокурором.

После завершения проверки в течение 10 рабочих дней руководителю или иному уполномоченному лицу организации предоставляется право ознакомления с актом проверки.

При определении для организации срока предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий прокурорам надлежит руководствоваться принципом разумности. Установление срок исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физически и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Исходя из изложенного, делаем вывод, что не стоит бояться прокурорской проверки, хотя к ней, как и к любой другой, стоит заранее быть готовым.

Закон и внутренние документы прокуратуры налагают очень к осуществлению проверочных мероприятий.

И напоследок ещё один секрет: они очень боятся сюжетов в СМИ о том, что органы прокуратуры оказывают административное давление на бизнес. К тому же есть Генпрокуратура России и суд, куда всегда можно написать жалобу.


Система прокуратуры в Российской Федерации не входит ни в одну известную ветвь власти. Она обособлена от исполнительной, законодательной и даже судебной сферы. Именно из-за независимого положения федеральной системы возникает необходимость изучать основные обязанности ее представителей. В нашем материале мы подробно изучим ФЗ "О прокуратуре", а также постараемся разобраться с тем, что же представляет собой требование представителя этого органа.

Что представляет собой требование сотрудника прокуратуры?

Согласно Закону, у прокурора на сегодняшний день имеется ряд действенных средств, с помощью которых он способен выявлять нарушения закона и прав личности со стороны инстанций предварительного расследования. Однако некоторыми полномочиями работник данной структуры не наделен до настоящего времени. Так, Генеральный орган системы прокуратуры в РФ уже несколько раз выступал с требованием о том, что членам должны быть возвращены права, позволяющие реализовывать действенный надзор за следствием. Причем носил бы такой контроль именно процессуальный характер.

Анализ теоретической составляющей обозначенной проблемы имеет свое отражение во множестве научных изысканий. Однако опираться все же следует на ФЗ "О прокуратуре". В нем содержатся все основные правила и требования к соответствующим специалистам.

Согласно норме 37 Уголовно-процессуального кодекса, требование прокурора являет собой основной способ ликвидации нарушений закона. Допущены подобные сбои следственными инстанциями в ходе реализуемого уголовного судопроизводства. Члены прокуратуры констатируют: из-за поспешной, непоследовательной и непродуманной реформы вышеупомянутого органа, требование прокурора о ликвидации нарушений закона, наряду с вынесенным им специальным постановлением, считается для работника следствия необязательным. Он имеет полное право отклонить их, не принимая к исполнению суть предлагаемых возражений.

Однако подобный тезис опровергается статистикой Генпрокуратуры. Так, за один только 2008 год было удовлетворено порядка 89 % требований об устранении нарушений. В связи с этим вряд ли можно утверждать, что следственные органы игнорируют все требования прокуроров. Напротив, они стараются делать все по закону. Далее мы разберем саму процедуру направления требования чуть подробнее.

Адресат требования

В Законе нигде не сказано, кому именно должно быть адресовано уведомление работника прокуратуры. Из-за этого часть сотрудников считает, что направлять бумагу нужно самому следователю, а другая часть полагает, что адресатом является исключительно руководитель данного органа. Отсюда вытекает недопонимание в отношении роли начальника следственной структуры в оценке и принятии решения по требованию, которое поступило от прокурора.

С одной стороны, следствие предварительного характера реализуется не подразделением в целом, и даже не его руководителем, а всего лишь отдельным сотрудником. Он является, по сути, субъектом для рассмотрения всех тех нарушений, на ликвидации которых настаивает работник прокуратуры. С другой стороны, председатель следственной инстанции также несет ответственность за полноту и законность предварительного следствия.

Более того, он организационно и процессуально независим от воздействия структур межведомственного характера. Следователь, к тому же, способен более объективно оценивать суть требований прокурора. При необходимости последний правильно ориентирует работника этого органа, поддерживает его, или напротив, блокирует обжалование следователем.

ФЗ

Отдельно нужно также учитывать, что согласно правилам управленческой вертикали в системе прокуратуры, следователи должны согласовывать собственные акты с руководителями ведомств соответствующего уровня. Подобное условие не может игнорироваться и в применении к изучаемым отношениям.

Так или иначе, но адресаты на практике всегда разные. Рассмотрение требования прокурора когда-то реализуется руководителем следственного органа, а когда-то самим следователем. На саму работу это СК, впрочем, особо не влияет.

Сроки рассмотрения требования прокурора в Федеральном законе не прописаны. Анализ, обжалование и исполнение предъявленных пунктов возможно в те временные рамки, которые установлены локальными нормативными актами.

Соблюдение иерархии

Существует еще один достаточно важный и сложный момент, который связан с организацией взаимодействия работника прокуратуры, руководителя СК и субъекта следствия. Речь идет о территориальных пределах надзорных полномочий прокурора. Чтобы лучше понимать суть поставленной проблемы, можно раскрыть несколько простых примеров. Вот случай из практики: уголовное дело было возбуждено СК при ОВД какой-то области. Чуть позже оно приостановлено, о чем было вынесено постановление старшим следователем. По рассмотрении материалом дела зам. прокурора района потребовал отменить вынесенное постановление. Причем доводы, содержащиеся в обязательном требовании прокурора, можно считать вполне легальными и обоснованными.

Возникает простой вопрос: имеет ли право зам. прокурора формулировать подобное обращение для следственного органа, если надзор за ним ведется вышестоящей инстанцией, то есть иным органом прокуратуры? Как представляется, нарушается правило субординации во взаимодействии структур правоохранительного характера. Более того, возникают сомнения в законности требования прокурора.

Перечень примеров, подобных представленному, можно продолжать бесконечно долго. Однако суть проблемы все же очевидна. Правомерны ли и обязательны требования районных прокуроров? Ведь следует полагать, что правовых оснований для таких заявлений попросту не имеется. Субъекты данной структуры явно выходят за пределы своих полномочий, а потому и обязательность исполнения требований прокурора уже ставится под вопрос. Что печально, прийти к общему знаменателю в решении этой задачи не всегда получается.

Законом отношения в подобной иерархичной системе никак не регламентированы. Однако на практике все требования прокуроров были соблюдены. Отсюда можно сделать простой вывод, что тревога об иерархичности уже считается необоснованной, а проверять все надо в эмпирическом порядке. Однако по Закону, любые легальные требования прокурора обязательны к исполнению.

Прокуратура РФ

Постараемся выяснить, какими функциями наделен контролирующий орган. Кратко разобравшись с понятием о требовании прокурора об устранении нарушений тем или иным органом, следует дать общую характеристику всей этой системе. Согласно Закону, это единая федеральная структура органов, целью которой является реализация от имени РФ надзора за соблюдением российской Конституции и исполнением законов, которые действуют на территории страны. Выполняются органами Прокуратуры и другие функции, которые также зафиксированы в законодательстве.

Обязательность исполнения требований прокурора

Организация, порядок и полномочия деятельности органа определяются одноименным законом федерального характера. Сама система относится к военизированным государственным организациям, соответственно, имеет право на приобретение боевого ручного стрелкового либо иного оружия. Также в российской прокуратуре предусмотрены разные виды служб. Это правоохранительная, гражданская и военная.

Сама система не относится ни к одной ветви власти, что делает ее полностью независимой от представительной, судебной и исполнительной областей. Именно в связи с этим возможно проведение проверки по требованию прокурора. Как представитель полностью независимой, подчиняющейся только Закону структуре, данный специалист способен на надзор иных сфер, а также государственных, региональных и муниципальных компаний.

Деятельность прокуратуры

Раскрывая основные особенности обязательности исполнения требований прокурора, нельзя не дать характеристику основным направлениям работы органов данной структуры. Здесь следует выделить целый ряд направлений.

Первое - это исполнение законодательства федеральными органами исполнительной власти. Сюда включены государственные комитеты, министерства, службы и прочие инстанции. Помимо исполнительных, здесь есть также законодательные органы, а также различные региональные инстанции. Сферы военного управления, местного руководства, а также многие другие инстанции могут находиться под общим надзором органов прокуратуры. Невыполнение требований прокурора, которые являются частью надзорной процедуры, может повлечь за собой определенные санкции.

Невыполнение требований прокурора

Второй важный момент - это реализация законодательства представителями службы судебных приставов. Если же немного раскрыть данный тезис, то здесь же следует указать осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознание, предварительное следствие и многое другое. Наконец, прокуроры следят за исполнением законов различными администрациями учреждений и органов, которые исполняют наказание и применяют меры принудительного характера, назначенными судом.

Из числа дополнительных направлений деятельности независимой системы надзора следует выделить выпуск специальных изданий, реализацию международного сотрудничества, координацию деятельности правоохранителей и некоторые другие ответвления. Также прокуроры уполномочены принимать участие в рассмотрении дел судебными организациями. Они предоставляют утверждения и факты на противоречащие закону решения суда. Это что-то вроде требования прокурора, форма которого немного изменена. Помимо прочего, они принимают участие в правотворческой деятельности, заседают в органах государственной власти и местного самоуправления, рассматривают жалобы и иные заявки.

Прокурорский надзор

Чуть подробнее следует раскрыть тему надзора, который реализуется представителями системы прокуратуры. Так называют особый, специфический тип деятельности государственного характера. Согласно разделу ФЗ "О прокуратуре", есть четыре основные отрасли надзора. Вот, что следует здесь обозначить:

  • Надзор за реализацией законодательства ведомствами и министерствами, органами самоуправления, военными управлениями, инстанциями по контролю и пр.
  • Контроль за соблюдением свобод и прав гражданином, представителями власти и муниципалитетов, а также начальниками некоммерческих и коммерческих организаций.
  • Наблюдение за исполнением законов теми инстанциями, что реализуют деятельность оперативно-розыскного характера, предварительное следствие и дознание.
  • Надзор за исполнением законодательства администрациями учреждений и городов, которые осуществляют санкции и применяют назначенные судом меры принудительного типа.

Требование прокурора об устранении нарушений

Перечисленными выше надзорными полномочиями все не ограничивается. Прокурор принимает также участие в рассмотрении дел судебными инстанциями в ситуациях, которые предусмотрены действующими процессуальными нормами права. В случае выявления нарушений закона он принимает сопутствующие меры легального реагирования.

Как стать прокурором?

Отдельно следует затронуть вопрос о том, что именно нужно делать, чтобы получить долгожданную прокурорскую форму и разрешение на работу. Первый шаг на пути к профессии - это, конечно же, выбор высшего образовательного учреждения. Профиль, естественно, должен быть юридическим. Для получения соответствующего образования и диплома придется проучиться в ВУЗе пять лет минимум.

Обучение на юриста послужит пропуском не только в систему прокуратуры, но и в профессию военного прокурора. Однако для получения дополнительных гарантий ВУЗ все же следует заканчивать с такой же направленностью. Это, например, Военный университет Минобороны РФ.

Рассмотрение требования прокурора

Итак, что требуется, чтобы стать прокурором в России? Конечно же, это знания. Будущий работник прокуратуры должен хорошо разбираться в уголовном, гражданском, административном, финансовом, конституционном и любом другом праве. Придется также регулярно пополнять и обновлять запасы знаний, поскольку нормы закона в государственной системе России постоянно совершенствуются, дополняются, меняются и т. д.

Но одних лишь знаний, как это ни странно, будет недостаточно. Придется пройти достаточно тяжелую подготовку и сформировать в себе определенные качества, без которых работать прокурором не получится. Так, представитель всей системы попросту утратит весь свой интерес к работе за считанные дни. А подобное, естественно, в скором времени приведет к профессиональной непригодности. Итак, какими именно качествами должен обладать каждый прокурор?

Это мышление аналитического типа, спокойствие, способность к самодисциплине, уверенность в себе и своих силах. Также пунктуальность и исполнительность, ответственность, очень хорошая память и другое. Следует хотя бы помнить о требовании прокурора, рассмотрение которого уже было выше. Чтобы сформировать один такой документ, придется подключить все указанные навыки. И то, это лишь минимальная их часть.

Прокурор в России - это не столько профессия, сколько должность. Для начинающего юриста заступление на место в этой системе будет процессом достаточно длительным. Однако начать работу в рассматриваемой сфере лучше всего с должности помощника прокурора. Именно тут можно набрать драгоценный опыт и столь необходимые навыки.

Есть два направления работы органов прокуратуры. Это часть судебной системы и орган надзорно-следственного характера. В первом случае адвокату предоставляется возможность защищать права обвиняемого лица. Прокурор же выдвигает обвинения. В случае с деятельностью надзорно-следственного характера работа ведется по тем жалобам и обращениям, которые направляют в прокуратуру обычные граждане.

Обязанности прокурора

Рассмотрим основные обязанности прокурора. Согласно Закону, он должен принимать участие в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения. Также прокурор обязан подчиняться законным распоряжениям председательствующего лица в судебном заседании. Он отказывается от обвинения, но при этом излагает суду свои мотивы. Также он опровергает доводы, которые представляются стороной защиты.

Прокурор поддерживает предъявленный потерпевшим иск гражданского типа, если того требует охрана свобод и прав человека, а также государственных или общественных интересов. Член надзирательского органа выполняет и иные обязанности, которые предусмотрены нормами отечественного законодательства.

Прокурор оценивает имеющиеся доказательства по внутреннему, субъективному убеждению. Основывается оно на совокупности имеющихся в наличии аргументов. Руководствоваться при этом следует совестью и законом. Также в перечне обязанностей есть возможность отстранения от участия в уголовном производстве, если есть достаточное количество оснований для отвода. Наконец, вынесение легальных, обоснованных и мотивированных постановлений также являет собой довольно важное обязательство любого работника прокуратуры.

Если член исполнительного органа выступает от имени лица, права которого были ограничены, нарушены или ущемлены, то на это должны быть действительно веские причины. В число закрепленных Законом аргументов входят состояние здоровья, недееспособность и преклонный возраст потерпевшей личности.

В обязанности помощника прокурора входят: подготовка исковых заявлений для последующей подачи их в суд, проверка дел на коррупционные проявления, оказание помощи гражданам, обратившимся с жалобой, а также формирование пакета документов для направления его в арбитражный суд. Получается, что такой вид деятельности, в основном, носит бюрократический характер.

Любые действия сотрудника прокуратуры могут обжаловать другие субъекты. Пример: незаконное требование прокурора. Если представитель Следственного Комитета уверен, что высланное субъектом надзора уведомление не соответствует реальному положению дел, то вполне допускается оспорить подобного рода документ.

Права прокурора

Отдельно следует рассказать о правах и полномочиях работников прокуратуры. Сюда включаются: сбор и формирование пакета доказательств, реализация уголовного преследования, заявление отводов и прочее.

Законность требования прокурора

В группу иных прав входит получение ксерокопии постановления судьи. Оно может быть сформировано по-разному. Нацелено на уголовное дело по подсудности, назначение предварительного слушания, формирование судебного заседания, прекращение процесса на стадии подготовки и т. д.

Ознакомление с делом также является достаточно важным правом. Прокурор принимает участие в разбирательстве судебного характера, поддерживает перед судом обвинение, изменяет его в сторону смягчения. Также: направляет ходатайства, представляет доказательственную базу, участвует в прениях сторон, высказывает судебной инстанции предложения об исполнении уголовного закона, знакомится с протоколом судебного заседания и т. д.

Военная прокуратура

Военное структурное подразделение органа прокуратуры РФ осуществляет надзор за исполнением законодательства в Вооруженных Силах РФ. Делится эта система по округам: на флоты, рода войск и гарнизонные штаты.

В системе военной сферы также возможно направление своих условий. Причем ответ на требование прокурора может быть получен из самых разных инстанций. Но чаще всего это, конечно же, военная разведка и различные подразделения Вооруженных сил РФ.

Ответ на требование прокурора

Согласно норме 46.1 ФЗ "О прокуратуре", главному военному прокурору подчиняется первый заместитель, старшие помощники и субъекты по особым поручениям. Их статусу, к слову, соответствуют личности, уполномоченные на выполнение обязанностей начальников управлений. В самих отделах и учреждениях фиксируются должности старших прокуроров их помощников.

В Главной военной прокуратуре формируется коллегия в составе председателя (Главного прокурора), первого его заместителя и ряда других сотрудников. Индивидуальный состав коллегии утверждается только Главным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Читайте также: