Семья как правовой институт план

Обновлено: 01.05.2024

Семья как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Многопоколенная (расширенная) семья – семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек), ведущих совместное хозяйство и организующих повседневный быт.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов.

Семейное законодательство – комплекс правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из брачного союза и принадлежности людей к семье.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном законном порядке с целью создания семьи и порождающий у супругов взаимные права и обязанности.

ЗАГС— органы власти, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, к которым отнесены: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Ключевые слова

Семья, брак, условия вступления в брак, условия расторжения брака, ЗАГС.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В юриспруденции понятие семьи определяется как объединение совместно проживающих людей.

Они соединены взаимными правами и обязанностями, которые возникают из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сёстры, другие близкие родственники), усыновления или иной формы устройства детей в семью. Близкие родственники муж и жена, состоящие в браке, отец и мать, их дети, усыновители и усыновлённые, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. - субъекты семейных правоотношений. Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение или расторжение брака), а также их вещи (например, дача, приватизированная квартира) являются объектами семейных правоотношений. Поступки членов семьи могут быть правомерными и неправомерными. Например, вступление в брак с соблюдением необходимых условий или устройство в соответствии с правовыми нормами ребёнка в школу — правомерные действия, а отказ взрослых детей содержать нетрудоспособных родителей или уклонение от уплаты алиментов на содержание ребёнка — неправомерные.

Закон не препятствует расторжению брака, если фактический распад семьи очевиден. Расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. Если у мужа и жены нет общих детей до восемнадцати лет, то их брак расторгнут в органах ЗАГС в присутствии хотя бы одного из супругов через месяц со дня подачи совместного заявления о расторжении брака. Органы ЗАГС могут также расторгнуть брак по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговорён к лишению свободы на срок свыше трёх лет. Брак расторгается в судебном порядке в определённых случаях: при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака и при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Суд вправе попытаться примирить супругов. В ряде случаев брак может быть признан судом недействительным. К числу таких случаев относится, в частности, факт сокрытия одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического заболевания.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака.

Мужчина и женщина, находящиеся в браке, должны строить крепкую и дружную семью; должны воспитывать в своих детях такие ценности, как дружба, уважение, любовь. Родители обязаны содействовать благополучию и развитию своих детей. На основании закона супруги имеют одинаковые права на общую совместную собственность, т. е. на то имущество, которое они приобрели в течение брака. Супруги обязаны поддерживать друг друга материально. Общие положения закона, определяющие имущественные отношения супругов, могут быть изменены ими путём заключения брачного договора. Брачный договор составляется письменно. Данный договор необходимо нотариально удостоверить.

У ребёнка есть важные права. Это право жить и получать воспитание в семье. По закону ребёнок – тот, кто не достиг восемнадцати лет. С десятилетнего возраста ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. С 14 лет у него возникает право на изменение имени и фамилии. Мужчина и женщина в браке имеют одинаковые права. И этот принцип равенства распространяется на их права и обязанности в отношении детей. И отец, и мать обязаны проявлять заботу о здоровье, психическом, духовном развитии детей, получении ими основного общего образования. Они не имеют права нанести ущерб здоровью своих детей. Взрослые дети, достигшие восемнадцати лет, обязаны оказывать заботу и внимание и помощь родителям.

В обязанности органов опеки и попечительства входит определение ребёнка, который остался без воспитания родителей, в детский дом, интернат или передать его на воспитание в семью и контролировать его содержание, воспитание и образование. Существуют различные формы семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья. В нашей стране в Семейном кодексе РФ прописана ещё одна форма воспитания детей. Это воспитание в приёмной семье.

Разбор типового тренировочного задания

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

Не допускается брак между лицами, если одно из них признано судом ______________ вследствие психического расстройства. Закон не препятствует ___________ брака, если фактический распад семьи очевиден.

Варианты ответа: недееспособным, виновным, дееспособным; заключению, расторжению, объявлению.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): недееспособным, расторжению.

- продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию (Подготовка презенаций).

Тип урока: формирования и совершенствования знаний

Методы обучения: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Средства обучения:

1. Учебник: Кравченко А.И. Социология и политология. М., 2004.

2. Интерактивная доска.

3. Презентации студентов о семье: Акимовой А., Моисейкиной М., Фленкиной А.

5. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

I . Организационный момент.

III . Актуализация знаний

IV . Введение новых знаний:

1.Эволюция развития семьи как социального института.

2.Брак. Основа семейных отношений.

4.Кризис семьи и её будущее.

V . Воспроизведение знаний и овладение студентами способами действий.

VI . Оперирование знаниями в новых ситуациях

Анализ и оценка результатов учебной деятельности.

Домашнее задание.

Написать сочинение - рассуждение на тему:

"Роль семьи в современном обществе"

"Будущее семейных отношений"

План – конспект учебного занятия:

Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность студентов к учебному занятию.

Преподаватель сообщает тему, цели учебного занятия. Мотивация учебной деятельности: преподаватель подводит студентов к выводу о необходимости изучения темы

Формулирует проблемное задание: Какую роль в современном обществе играет семья?

Актуализация знаний:

Что означает термин "социальный институт"?

Приведите примеры социальных институтов

Назовите признаки, которые характеризуют социальные институты

Каковы основные признаки организованных социальных систем

Что такое социальная группа

IV - VI . Введение новых знаний; воспроизведение знаний и овладение студентами способами действий; оперирование знаниями в новых ситуациях:

1.Эволюция развития семьи как социального института.

Лекция с компьютерной презентацией.

Семья – ниточка, как бы мини - модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы не менялись общественные установки, какие бы бури не проносились над людьми – семья всегда оставалась.

Утописты – революционеры всех времён почему-то мечтали уничтожить семью, выступали за свободную любовь, за то что бы функции семьи передать государству.

В.И. Ленин ратовал за то, что бы построить огромные фабрики-кухни, фабрики прачечные и освободить женщину от домашнего труда.

Семья очень древний социальный институт. Она исторически менялась: в обществе не утихают споры о том, какая из форм семьи более жизнеспособна. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были так называемые беспорядочные отношения. Затем власть пришла к мужчине, и отец стал, заинтересован в том, что бы точно знать, кому передать своё хозяйство, свой дом. Возникла парная семья.

Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежала главе семейства – отцу. Все остальные члены семьи должны были беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.

Противники такой семьи были не только среди западников. С критикой патриархальной семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты. О тирании, присущей такой семье, которая истязает и калечит человеческую личность, писал Н.Бердяев. Он призывал отстаивать более свободные формы семьи: «Евангелие требует свободы от рабства у семьи. С появлением государства и права появились законы и о браке. В некоторых мусульманских странах до сих пор, особенно в деревнях, существуют полигамные браки. По мусульманским законам мужчине разрешается иметь до 4 х жен; в некоторых странах жен больше. В Непале в первой половине ХХ века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до 5 мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохранилась моногамная семья.

2.Брак - основа семейных отношений.

Лекция с элементами проблемного изложения

Студенты высказывают свое мнение.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Брак – это контракт, который заключают 3 стороны: мужчина, женщина и государство. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников.

Этот основной тип семьи насчитывает в России 60-70% от общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожены – 15-20 % и бездетные супруги – 10-15%.

Семья – не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняемых функцию воспроизводства населения и регулирования отношений между полами, родителями и детьми.

Появление брака как правовой формы отношений между мужчиной и женщиной связано с наследствованием собственности. Согласно европейским традициям, наследствование собственности осуществлялось по мужской линии. В древнеримском законодательстве право на наследство признавалось за кровными родственниками. При императоре Августе ( I в. до н.э. - I в. н.э.) был введён налог на безбрачие.

В современном мире условия и порядок вступления в брак, его прекращение и признание недействительным регулируется семейным правом. Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния ЗАГС). Брак заключенный по религиозному обряду или в соответствии с обычаями какой-либо народности, не имеет правового значения.

Регулирование прав и обязанностей супругов, а так же родителей и детей в России осуществляется в соответствии с Семейным кодексом , принятым в 1995 г.

Правовое регулирование брачных отношений более подробно вы рассмотрите в процессе изучения дисциплины "Основы права", а психологические аспекты взаимодействия членов семьи при изучении дисциплины "Социальная психология".

Мы же рассмотрим семью как социальный институт, т.е. её тесное взаимодействие функционирование с другими социальными институтами.

Вопрос к студентам: "Почему семью называют ячейкой общества?"

3.Функции семьи.

Представляются результаты самостоятельной исследовательской деятельности студентов (фрагменты компьютерных презентаций о семье)

Решение проблемного задания студентами

Постановка проблемного задания: "На основе просмотренных презентаций и собственного опыта, попытайтесь определить какие функции в обществе выполняет семья? Что, на ваш взгляд, является высшей семейной ценностью?"

Просмотр презентаций о семье (Акимова А., МоисейкинаМ., Флёнкина А.)

Решение проблемного задания

Специфические - вытекают из сущности семьи и отражают их особенности.

Выполняет две основные задачи:

-общественную - воспроизводство населения.

-индивидуальную - удовлетворяет потребности в детях.

Сколько детей имеет современная семья. Для воспроизводства общества в семье должно быть не менее трёх детей.

а) Формирование личности ребёнка.

б) Семья оказывает влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей жизни.

в) Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи, побуждающие их активно заниматься самовоспитанием.

Семья обеспечивает прочные связи, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов, оказывает поддержку тем членам семьи, у которых возникли материальные и финансовые трудности.

Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

Регулирует и упорядочивает отношения между полами, осуществляет первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья опосредствует связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представлений о социальных связях и включает в них его с рождения.

Потребность человека в детях, их воспитания и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни.

Неспецифические - семья вынуждена осуществлять в определённых обстоятельствах.

Функция духовного общения.

Семья обеспечивает социализацию молодёжи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов домашнего функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

4.Кризис семьи и её будущее.

Цитата Л.Гумилёва: "Элементы системы: члены семьи и предметы их обихода, в том числе муж, жена, тёща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до тех пор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, тёща не разругается с зятем, колодец не зацветёт и кошка не заведёт котят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хотя бы туда провели водопровод, это будет не семья, а заселённый участок, то есть все элементы живой костной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И, наоборот, если умрёт тёща, будет перестроен дом, сбежит кошка, уедет учиться любящий сын, семья сохранится, несмотря на перемены в числе элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они и не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры".

Надо отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети.

Постановка проблемного задания: "На примере нашей страны можете ли вы сказать, что семья переживает кризис? В чем это проявляется?"

Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.

Сознательный отказ от рождения единственного ребёнка.

Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.

Резкое сокращение уровня "брачности" и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Доля внебрачных детей в России составляет 17%. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. И только в 2006 г. эти показатели начали меняться.

Постановка проблемного задания: "В чем причина кризисного положения семьи?"

Экономические - потери работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.

Социальные - алкоголизм, тунеядство, противонравное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.

Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конурентом семейных.

Вместе с тем семья остаётся высшей ценностью и чтобы укрепить и позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себе разного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими и больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособленных режимов дня нуждам работающих семей. Здесь отражаются стремление общества и государства к определённой демографической политике, ведёт к росту рождаемости.

Вопрос к студентам: "Ощущаете ли вы, на примере своей семьи помощь со стороны государства? В чем она выражается?"

(для аргументации используются СМИ и ресурсы Интернет)

Анализ и оценка результатов учебной деятельности.

Домашнее задание.

Написать сочинение - рассуждение на тему:

"Роль семьи в современном обществе"

"Будущее семейных отношений"


Полный текст материала План урока "Семья как социальный институт и малая группа" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи:

1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)

2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)

3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)

4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)

5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)

6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

В зависимости от форм брака:

1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.

2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

1. Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей: Бездетная, или инфертильная семья. Однодетная семья. Малодетная семья. Среднедетная семья. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

1. Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. получила наибольшее распространение.

2. Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.

2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.

2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.

3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Установление и регулирование прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и детям осуществляется посредством их регистрации, т.е. брака.

Условия и порядок вступления в брак, его прекращение и признание недействительным регулируются семейным правом. Регулирование прав и обязанностей супругов, а также родителей и детей в России осуществляется в соответствии с Семейным кодексом, принятым в 1995 г.

Согласно закону, в брак могут вступить лица, достигшие совершеннолетия — 18 лет. В исключительных случаях брак регистрируется при возрасте жениха и невесты не менее 16 лет.

Брак регистрируется в государственных органах записи актов гражданского состояния (загс), где также регистрируется рождение ребенка. Брак, заключенный по религиозному обряду или в соответствии с обычаями какой-либо народности, не имеет правового значения. Отказ в регистрации брака может осуществиться по следующим причинам: в брак не могут вступить лица, состоящие в другом браке, а также в непосредственных родственных отношениях — отец и дочь, братья и сестры, усыновители и усыновленные, и лица, признанные судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Супруги обладают равными имущественными правами в отношении совместной собственности независимо от размера вклада. Раздельной собственностью являются вещи, которые принадлежали супругу до вступления в брак, подарки и наследство. Имущественные отношения супругов могут быть изменены с помощью брачного договора или если брачный договор расторгнут или признан недействительным.

Семейный кодекс РФ предусматривает две процедуры расторжения брака — судебную и административную. Если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и они оба согласны расторгнуть брак, то развод регистрируется органами загса в течение месяца со дня подачи заявления без уточнения причин развода. В противном случае брак расторгается в судебном порядке с установлением причин его расторжения. Муж не вправе расторгать брак во время беременности жены или в течение года с момента рождения ребенка.

Семейное законодательство регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и детьми. Если родители не состоят в браке и один из них уклоняется от выполнения родительских функций, то разбирательство осуществляется в судебном порядке. Совместное проживание, ведение общего хозяйства, биологические исследования при установлении отцовства позволяют суду вынести решение и взыскивать алименты с супруга, уклоняющегося от выполнения супружеских обязанностей. Право получения алиментов принадлежит ребенку, а не матери, которая является его законным представителем.

Трудовые отношения: основания возникновения, изменения и прекращения. Содержание трудового договора. Существенные условия трудового договора.

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ)

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора.

Содержаниемтрудовых отношений являютсявзаимные права и обязанности работника и работодателя.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнить определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Существенные условия ТД:

1) место работы (с указанием структурного подразделения);

2) дата начала работы;

3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;

4) права и обязанности работника;

5) права и обязанности работодателя;

6) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, и (или) опасных условиях труда;

7) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

8) условия оплаты труда;

9) виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться и другие условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной

Форме.

Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, второй хранится у работодателя.

Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера – наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство – один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление – одна женщина и трое и более мужчин; например – у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола – мужчина и две женщины или наоборот) – интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество – консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

По половому составу партнеров:

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Вернемся к семье и браку.

Функции семьи и брака.

Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

  1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
  2. Хозяйственно-экономическая функция – вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
  3. Регенеративная функция – наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
  4. Образовательно-воспитательная – функция социализации детей.
  5. Первоначальный социальный контроль – функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
  6. Рекреативная функция – развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
  7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
  8. Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья – это и есть общество в миниатюре.
  9. Психотерапевтическая функция – удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

Читайте также: