Семья как первичная ячейка общества и как субъект права

Обновлено: 19.05.2024

Современный кризис, охвативший все мировое общество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимыми становится разрушение института семьи; семья не в состоянии осуществлять заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

В данной контрольной работе раскрыты проблемы современной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое главное, виды, способы и организацию помощи семье.

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Глава I. Семья как социальный институт.

I. 1. Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируют отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависти от социальной политики государства.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий, обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредотачивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

- вступление в брак;

- рождение первого ребенка;

- окончание деторождения (последний ребенок);

- прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой живет сейчас.

Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.

Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

В средствах массовой информации и научных публикациях советского периода неоднократно обсуждался вопрос, какой из двух институтов воспитания – семья или школа – должен нести основную ответственность за социализацию детей.

Современная социальная ситуация в российском обществе не способствует развитию этой дискуссии. В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего, связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.

В результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности, обретают уверенность в завтрашнем дне. Изменение экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них низкую самооценку.

Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на самой трудоспособной возрастной группе населения. Как было сказано выше, это люди, имеющие детей школьного возраста, в том числе подростков, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Безработный родитель авторитетом для ребенка быть не может.

В связи с острыми материальными проблемами семьи кардинально изменились взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. В настоящее время массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей.

Очень часто родители стремятся сохранить привычное место работы даже при не высокой оплате. В таких семьях заработок детей, выполняющих непрестижную, неквалифицированную, но неплохо оплачиваемую работу, может приблизить, а порой и превышать заработки родителей. Отсюда возникает угроза падения авторитета родителей в глазах подростка в связи с их финансовой несостоятельностью. С другой стороны, это приводит к смещению в системе жизненных ценностей значимости денег как фактора успеха, снижает его интерес к получению образования. В конечном счете такая тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к планомерному снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.

Родители-бизнесмены имеют более высокий авторитет в глазах детей, поскольку являются представителями социально продвинутой группы населения. Они более адекватно оценивают происходящие в обществе процессы и прививают детям практико-ориентированные жизненные цели. Вместе с тем именно эта категория семей с относительно высоким материальным достатком и уровнем стабильности супружеских отношений может испытывать дополнительные трудности в воспитании своих детей. Известно, что коммерческая деятельность связана с нерегламентированным рабочим днем, поэтому родители-бизнесмены более других категорий испытывают трудности в осуществлении социального контроля за детьми. Информированность о том, чем занимаются дети в свободное от школьных занятий время, довольно ограниченна. Столь же неопределенно представляют эти родители круг общения своих детей, их друзей и подруг. Эти проблемы, характерные для российской семьи в целом, в семьях бизнесменов на фоне их относительного финансового благополучия проявляются с большей остротой.

Исследования показывают, что одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. Известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разнообразных семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передача жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Изучение мотивов разводов убеждает, что основная масса несостоятельных браков расторгнута по причинам недооценки супругами фактора конструктивного взаимного общения или из-за неумения общаться.

В рамках семьи требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться почти во всех сферах ее жизнедеятельности. Исследования фиксируют, что около трети семей школьников не отвечают этому принципу. В таких семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса членов семьи друг к другу, даже рукоприкладство. В результате семейных ссор совершается огромное количество преступлений между родственниками, причем очень часто страдают дети. Стало очень распространенным бегство детей из дома: 57% детей в приемниках-распределителях ушли из семей добровольно или были изгнаны.

Именно в таких семьях довольно часто отмечаются случаи сексуальной эксплуатации детей, т.е. использования их для сексуальных услуг за деньги. Эти проявления крайних мер неблагополучия в значительной степени связаны со снижением внимания государства к семьям группы риска.

В прошлые десятилетия семья была объектом профессионального внимания правоохранительных органов и находилась под жестоким контролем общества. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствие правовой базы для борьбы с подобными асоциальными проявлениями привело к негативным последствиям более широкого масштаба, связанным с судьбой нового поколения – детей. О массовости этих последствий можно судить по статистике насилия над детьми в семье: ежегодно около 2 млн. российских детей жестоко избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством.

Подводя итог выше сказанному, сделаем выводы.

Вывод первый: переход России на качественно иной путь развития экономики существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Сегодня рано говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего.

Вывод второй: ухудшение финансового положения семьи, связанное с падением престижа ряда профессий, обусловило сокращение воспитательного потенциала родителей.

Вывод третий: государственная политика в области занятости своими неопределенными действиями не дает гарантии от безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе на профессиональную подготовку молодежи.

Вывод четвертый: недостаточное внимание государственных функциональных институтов к семьям группы риска ведет к криминализации российского общества за счет расширенного воспроизводства этими семьями подобного себе потомства.

Вывод пятый: национальные интересы России требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи как главной составляющей структуры общества и приоритетного субъекта воспитания детей.

Друзья! Написать эту статью меня вдохновил, как ни странно, праздник 8 марта. Когда он наступил очередной раз в 2017 году, я решил поинтересоваться историей: а что мы, собственно, празднуем-то? И выяснил, что родоначальники праздника вкладывали в него несколько иной смысл, нежели мы сейчас. Погуглив, я натолкнулся на популярную ныне Википедию, где написано следующее:

8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных с мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

Для чего женщинам избирательное право?

Вопрос борьбы женщин за равноправие можно обсуждать долго, и это не является целью статьи. Кроме того, требование равных условий оплаты труда тема уже избитая, а вот избирательное право для женщин – именно то, что меня зацепило в описании праздника. И я подумал: а для чего женщины стали требовать для себя избирательное право? Почему именно тогда?

Известно, что в то время избирательное право было только у мужчин, и эта ситуация в какой-то момент стала восприниматься как несправедливость, социальное неравенство. И правда, почему у мужчин такое право есть, а у женщин нет? Женщина – такой же человек, такая же личность, имеющая право на уважение, признание, свободу слова, выражение своего мнения. Вроде бы все логично. Тогда получается, у женщины должно быть и право голоса – она ведь тоже житель страны, гражданин и имеет право высказывать свою гражданскую позицию, влиять на свою судьбу!

(От)Личное мнение – вред семье

К чему я клоню? Совсем не к тому, то у женщин нужно отобрать избирательное право и еще водительские права заодно :))) Пусть будет, это вообще не проблема. И вопрос этого права – лишь повод для написания статьи. Проблема лежит глубже, и она в том, что сегодня семья стала восприниматься как некий формальный придаток к отдельно взятому человеку, который действует в своих личных интересах. С моей точки зрения, это деструктивный подход, который никого не приведет к счастью. Постараюсь раскрыть логику своих умозаключений.

Счастье бывает только семейным

Поэтому Михаил Задорнов и стебётся над теми, кто желает семейного и личного счастья. Если кто-то из читателей считает, что именно он или она создан для одинокой жизни, как герой Янковского из видео-примера выше, посмотрите, что у вас находится между ног и в груди? В груди у вас сердце, оно дано, чтобы любить. А между ног – детородные органы, они есть, чтобы с любимым человеком делать детей. И если все эти органы есть, значит, должны работать. Иначе зачем они вам? В который раз повторюсь, что человек может быть счастлив только тогда, когда ведет образ жизни в соответствии с Природой. А она – Природа – наделила всех людей одними и теми же инстинктами и потребностями…

Одному биологическому виду – одно предназначение

Это только кажется, что все люди разные. Мы разные в деталях, но глобально – все мы из одного теста, поскольку являемся представителями одного и того же биологического вида – homo sapiens. Если вы посмотрите на листья, например, березы, увидите, что одинаковых листьев нет, в деталях все они разные, каждый лист уникален. Но глядя на любой из них, вы сразу безошибочно определите, что это листья дерева одного и того же биологического вида – березы. То есть, все эти разные в деталях листья глобально одинаковы. У людей все то же самое: кто-то хочет стать врачом, а кто-то космонавтом, кто-то стремится достичь финансовой независимости, а кто-то совершить кругосветное путешествие. Это – детали. И в то же время все мы имеем единые глобальные потребности.

СТРЕМЛЕНИЕ ЛЮБИТЬ, СОЗДАТЬ СЕМЬЮ И ПРОДОЛЖИТЬ РОД – ОСНОВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, И ПОТРЕБНОСТЬ В ЭТОМ ИЗНАЧАЛЬНО ЗАЛОЖЕНО В КАЖДОМ ИЗ НАС.

Если кто-то чувствует иначе – увы, его душа и ум затуманены настолько, что в этом тумане человек не способен разглядеть себя настоящего. В этом случае я бы рекомендовал начать разгребать кучи мусора в собственной голове, чтобы почувствовать свои истинные желания.

Семья – команда

Выражаясь современным языком, можно сказать, что семья – это команда. Команда, состоящая минимум из двух партнеров. А для эффективной и успешной работы любой команды и ее процветания важен… командный успех. Приведу некоторые примеры.

Возьмем любой игровой командный спорт – футбол, хоккей и т.п. У команды есть капитан, роли всех членов команды четко распределены. Успех каждого в отдельности игрока определяется успехом всей команды. Можете ли вы представить личный успех нападающего в футбольной команде, если его команда проиграла игру? Я могу: например, если он забил голов больше всех игроков, но в свои ворота ))) А что, отличный результат! Подумаешь, команда слила матч, зато сам голов назабивал! Что, не устраивает вас такой личный успех?

Или представим себе строительную компанию, которая участвует в многомиллионном государственном тендере. Опять же, есть генеральный директор, рабочие функции распределены между сотрудниками. На победу в тендере работают все: продавцы ведут переговоры с клиентом, юристы просчитывают риски, а финансисты – экономическую выгоду проекта, административный отдел готовит документацию, хозяйственный отдел обеспечивает комфортную работу всех и так далее. Успех каждого сотрудника состоит в победе компании в тендере, то есть в успехе всей команды. Можно ли представить личный успех кого-то из сотрудников организации, если тендер проигран? Конечно! Скажем, финансовый директор вступил в сговор с конкурентом и выдал коллегам липовые цифры по затратам проекта так, чтобы компания проигрывала конкуренту по цене. И в результате наш финдир заработал в разы больше своей премии, получив финансовое вознаграждение от конкурента за оказанную помощь…

Как-то начинает подташнивать от этих примеров… Друзья, а вы не находите, что история с выборами мэра по сути очень напоминает эти истории про футбол и тендер? Так вот, основной принцип, которого стоит придерживаться каждому человеку, чтобы быть счастливым в семье:

СЕМЬЯ – КОМАНДА ПАРТНЁРОВ. ИНТЕРЕСЫ СЕМЬИ ВАЖНЕЕ ИНТЕРЕСОВ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Грубоват, но справедлив :)))

Избирательное право нужно… семье

И тут я прихожу к интересному и, возможно, крамольному выводу:

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ У ЖЕНЩИНЫ, И НЕ У МУЖЧИНЫ, А У СЕМЬИ!

Если в семье нет единогласия?

Правильное решение – в интересах семьи

И наконец, обобщу написанное выше в следующий принцип: любой поступок, совершаемый супругами, вместе или по отдельности, будет правильным, если в результате выигрывает вся семья.

Феминистки пошли не в том направлении

Обратите внимание вот на что. На церемонии вручения Нобелевской премии лауреат выходит один. Далее, на неофициальной части, во время застолья лауреат берет слово и благодарит свою супругу, что вполне справедливо. Правда, она всё время сидит с кислой миной: по сюжету все книги на самом деле писала она, а выдавали они, что автор — её муж, вот её жаба и душила всё время. Но сейчас я о другом. Представим себе, что книги писал он, а она была его тылом, как чаще всего и происходит. С моей точки зрения, действительно несправедливо, что за премией выходит лишь мужчина, хотя без поддержки и мотивации со стороны своей женщины ни один из великих мужчин точно не достиг бы результатов того уровня, по которым их знает история. Так вот, моё предложение, как следует из описываемой логики выше, состоит в следующем:

ПОЛУЧАТЬ НАГРАДУ И ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖЕН НЕ МУЖЧИНА, А СЕМЬЯ. ПОЭТОМУ НА ЦЕРЕМОНИЯХ ВРУЧЕНИЯ НАГРАД, В ЗАГОЛОВКАХ ГАЗЕТ, НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯХ И Т.П. МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ВЫХОДИТЬ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ.

Семья – ячейка общества. Выводы

  1. Одна из проблем во многих семьях и обществе в целом состоит в том, что люди ставят личные интересы выше интересов семейных. Это – нарушение принципа командного взаимодействия, который универсален и работает в любых сообществах.
  2. Многие люди вообще считают семью пережитком прошлого, а возможность обрести счастье видят в одиноком образе жизни и удовлетворении личных хотелок. Это – нарушение законов Природы, согласно которым, любой человек имеет врожденное стремление к взаимной любви, созданию семьи, продолжению рода и получает от Природы вознаграждение в виде ощущения счастья именно за удовлетворение этого стремления.
  3. Счастье бывает только семейным и при условии взаимной любви членов семьи. Именно поэтому ячейка общества – семья, а не отдельно взятый человек.
  4. Семья – команда, и каждому члену семьи выгодно то, что выгодно всей семье, в том числе и в ситуациях противоречий между членами семьи. В частности, избирательное право нужно не женщине или мужчине, а семье в целом.
  5. Традиционно глава семьи и представитель семьи в социуме – мужчина. Принятие решений в интересах семьи – его зона ответственности и обязанность.

Любовь — это не когда смотрят друг на друга,

но когда смотрят в одном направлении

Антуан де Сент-Экзюпери

Комментарии:

10 комментариев

Лайт, я снова на связи)

Приветствую, Александр. Моя супруга состоит в партии ЕР. Так получилось, что это негласное правило на её работе. Когда из бюджета выделялись квоты на жильё, проводилось собрание работников, где одним из приоритетов для продвижения кандидатуры было наличие партбилета. В итоге квоту она получила и семья ей воспользовалась. На выборы мы всегда ходим вместе. Перед выборами она меня спросила за кого ей лучше проголосовать, на что я ответил, что логично бы было голосовать за представителя той партии, благодаря которой она получила материальную выгоду. Она согласилась с моими доводами. Я же сказал, что мне не нравиться работа данной партии и я буду голосовать за представителя другой. Я понимаю, что голосование инкогнито и никто ничего не узнает. Так же понимаю, что наши голоса не сотворят чудес. Но мне необходимо было проговорить позиции внутри семьи. И как я должен был представлять семью, как глава семьи, лукавить ради выгоды или занять жёсткую позицию не смотря на то, что данная партия всё же способствовала улучшению качества жизни нашей семьи?

Здравствуйте, Алексей!
С моей точки зрения, Вы всё правильно сделали. И хорошо, что супруга к Вам прислушивается и готова следовать советам.
Вероятно, Вы видите противоречие с приведенной мною моделью, но я же её описывал применительно к позапрошлому веку, когда был патриархат и женщины не имели избирательного права. Тогда имело смысл говорить о том, что мужчина — представитель семьи в социуме. Сейчас каждый голосует сам, мнения могут расходиться, и главное здесь не в том, кому было бы справедливо отдать голос, а в том, чтобы было согласие в семье. В описанной Вами ситуации Вы с женой проголосовали за разных кандидатов, но при этом есть согласие в семье и инициатором в выборе кандидатов выступили Вы как глава семьи. Всё чётко. А голосовать ли за ЕР или кого-то ещё — это уже нюансы.

Чью природу брать за основу? Человека, разумеется. Созданного по образу и подобию…

Буду рад ответить на Ваши вопросы, уважаемая Лайт 🙂

То, что вы описали, в моем понимании не семья, а тюрьма, где-то более строгого режима, где-то менее, кому как повезет, но тюрьма. Только равноценное партнерство может принести счастье, на мой скромный взгляд. Только свободный выбор каждого есть залог цивилизованной эволюции общества. Право личного выбора должно быть неприкосновенно. Об этом и говорят феминистки.
Женщина может и должна выбирать свою жизнь. За кого выходить замуж, когда, выходить ли замуж вообще, работать на той работе, которая нравится, рожать столько детей, сколько она сама решит, ибо это ее тело будет подвергаться нагрузкам! Если бы природа хотела сделать женщину придатком и инкубатором, она бы не наделила ее ни мозгом, ни чувствами, ни способностью к личному мнению.

Уважаемая Лайт (напишите уже, как Ваше имя :)), я тоже считаю, что счастье и гармония возможны только в случае равноценного партнёрства. Видимо, Вы читаете статьи на узкие темы (агрессия, семья), не поняв базовых принципов, на которых строится вся идеология блога. И, как я уже заметил, возможно, не совсем правильно трактуете те или иные мои высказывания. Прочтите базовые статьи, возможно, после них будет проще ПРАВИЛЬНО понять то, что Вы уже прочли.

еще раз кратко насчет статьи о семье и права выбора. Я не говорю, что у женщины не должно быть права выбора. Я говорю о том, что выбор может быть либо в соответствии с законами природы, либо противоречить им. И если СВОБОДНЫЙ выбор женщины или мужчины противоречит природе, счастья и гармонии в семье достичь невозможно. Говоря короче, выбор может быть правильный и не правильный (с точки зрения природы). Поэтому не надо путать свободу с беспределом. Свобода всегда находится в каких-то рамках, иначе это беспредел. Я как раз и говорю о рамках, которые очень важны и которые решили стереть феминистки.

семья как ячейка общества

Структура союза между представителями слабого и сильного пола является предметом изучения различных социальных предметов. И практически каждый из них даёт свое определение такому понятию.

Поэтому, чтобы понять истинное значение этого слова, нужно изучить их все.

С точки зрения обществоведения – это группа людей, связанная или брачными узами, или родством.

А вот юриспруденция дополняет такое определение, говоря, что она является сплочением нескольких лиц, связанных любыми юридическими отношениями.

В психологии, а также педагогике делается упор только на межличностные взаимоотношения, поэтому семья определяется, как малая социальная группа, фундамент которой составляет союз супругов и родственные взаимоотношения двух и более людей, живущих вместе (это может быть муж и жена, опекуны (попечители) и подопечные, братья и сестры, родители и дети).

Но в любом случае данная малая общность обладает несколькими основными уникальными признаками:

  • Вступление в данные отношения осуществляется только добровольно они строятся на безвозмездной основе.
  • Общим между несколькими людьми может быть быт, ведение общего хозяйства, а также покупка недвижимого и движимого имущества и других материальных ценностей.
  • Между участниками устанавливается моральное, психологическое и/или нравственное единство.

Для чего нужна семья

Семья — это небольшая группа людей, связанных родственными отношениями, общими предками, взаимной ответственностью, привязанностью и любовью, совместными бытовыми условиями. Семьи многообразны, отличаются количеством детей, установленными правилами поведения и семейными традициями. Что такое семья своими словами – это родственники, живущие под одной крышей.

Интересно знать! В прошлом, семьи включали в себя большое количество родственников, проживавших совместно. Старинные знатные роды гордились своим происхождением, имели собственный герб. Поведение каждого члена такой семьи оценивалось старшими в роду, проступки строго наказывались.


Семья выполняет в обществе важные задачи:

  1. Воспроизводство населения. Общество с низкой рождаемостью постепенно вымирает, люди стареют, а молодежи становится все меньше и меньше. Поэтому, большинство государств заботится о повышении рождаемости. Наверное, многие слышали о материнском капитале, выплачиваемом в Российской Федерации за рождение детей. Но для увеличения населения в семье должно быть минимум 2-3 ребенка.
  2. Воспитание детей. Именно в семье человек учится правилам поведения в обществе. Родители рассказывают ребенку, что такое добро и зло, как нужно поступать с другими и почему. Легко понять, в какой семье вырос ребенок по его поведению.
  3. Передача накопленного опыта, знаний. Родители учат ребенка всему, чему научили их предки, кроме того, они передают знания, полученные собственным опытом. Так, из поколения в поколение, общество совершенствуется, развивается интеллектуально.
  4. Удовлетворение потребностей. Все члены семьи помогают друг другу, сотрудничают между собой. Папа, приходя уставшим с работы, может не готовить себе ужин, за него все сделала жена. Мама не носит тяжелые сумки, зная, что это обязанности ее мужа. Так, деятельность семьи настроена на удовлетворение потребностей каждого, в выполнении друг перед другом обязанностей.

Зачем человеку семья: для удовлетворения потребности в общении, проведении совместного досуга, восстановления сил и душевного тепла. Совместное ведение домашнего хозяйства, поддержание чистоты и порядка в доме также играют немаловажную роль.

Этапы развития семьи

семья это самая малая первичная ячейка

Как социальный институт каждая ячейка проходит несколько этапов развития. Их последовательность, как правило, называют семейным жизненным циклом.

Выделяют такие этапы:

Виды семей

В зависимости от формы брачных взаимоотношений принято выделять такие типы фамильной организации:

  • Моногамия – это брачные узы, которые объединяют одного мужчину только с одной женщиной.
  • Полигамия – брачные узы, при котором в супружестве находятся нескольких человек.

В зависимости от устройства связей такие социальные группы бывают простыми – состоящими только из родителей и их потомков (до несовершеннолетия), и сложными – представленными несколькими поколениями.

В современном обществе очень активно идут процессы трансформации брачных отношений. Меняются их назначение, функции и перераспределяются роли, появляются различные альтернативные формы брака. Некоторые из них не получили государственного признания, но допускаются общественным мнением.

К числу популярных брачных отношений относят:

  • Гостевой брак – подразумевает раздельное проживание представителей супружеской пары. У них полностью отсутствует общий быт.
  • Конкубинат – продолжительная стабильная связь одного женатого мужчины с одной незамужней женщиной. При этом, представительница прекрасного пола имеет от своей второй половинки финансовую поддержку и наследников, признаваемых им.
  • Пробный брак – проживание партнеров на протяжении некоторого времени. Если они решают иметь ребенка – сразу же оформляют законный брак.

Особенности семей: как понять новейшее определение ячейки общества

семья основная ячейка общества

Одной из особенностей современной родовой системы является открытость.

Сегодня очень легко и быстро можно вступить в брачные отношения или выйти из них.

Различные социально-психологические, юридические, духовные и моральные препятствия для этого сведены к нулю.

На сегодняшний день особое место в фамильных отношениях занимает воспитание ребенка как уникальной личности, которая заслуживает уважение и законное право на свободный выбор. Кроме этого, очень заметен феномен отцовства. Для него характерно непосредственное участие в развитии ребенка папы на ранних этапах. Он не только часто берет его на руки, выходит гулять с ним и общается, но и в большинстве государств готов к перераспределению классических ролей и выходит в декрет вместо матери.

Кроме всех вышеперечисленных особенностей, очень популярны такие тенденции развития современных семейных отношений:

Функции семьи

современная семья как социальная ячейка общества

Семья является главной ячейкой общества, так как выполняет несколько очень важных функций, обеспечивающих его жизнедеятельность.

Важнейшие из них:

  • Репродуктивная – она решает всего две задачи общественную (это воспроизводство здорового населения) и индивидуальную (это удовлетворение природной потребности в детях). Выделяют три главных типа репродуктивности: малодетный, среднедетный и многодетный. Так как в современном цивилизованном мире наметилась устойчивое ухудшение демографической ситуации и уровень смертности намного превышает уровень рождаемости, именно поэтому сегодня одна из важнейших задач любого государства – восстановление средней и многодетной репродуктивности.
  • Воспитательная – это не просто осуществление социализации детей, но и воспитание их до достижения совершеннолетия. Младшему поколению передается накопленный родителями опыт в различных сферах, а также развиваются индивидуальные способности ребенка, прививается ему определенные нравственный и психологические качества. Характерные особенности воспитательной функции в том, что она ни в каких случаях не может быть заменена другим институтом и реализуется не только в форме различных педагогических воздействий старшего поколения на младшее , но и посредством создания уникальной атмосферы дома.
  • Экономическая (хозяйственно-бытовая) – исторически так сложилось, что семья – это самая важная ячейка общества, поскольку она удовлетворяет различные первичные потребности, возникающие у каждого человека – кормит, одевает, дает жилье. Члены такой малой общественной группы, как правило, ведут общее хозяйство, в ней не только организуется быт, но и накапливаются определенные материальные блага, которые впоследствии младшее поколение получают в наследство от старшего.
  • Восстановительная – человек должен чувствовать любовь, тепло и защиту, несмотря на свой статус, внешность, финансовое положение и т. д. Неудовлетворенность таких базовых потребностей, приводит к сложным депрессиям, неконтролируемой агрессии и нервным срывам как внутри социальной группы, так и в обществе в целом, при этом растет число расторжений браков и обездоленных детей. А вот если близкие заботятся друг о друге, знают как и умеют правильно выражать свои эмоции и чувства, а также организовывать досуг и активный отдых, стабильность брачной пары будет высока.

Я не могу не согласиться с мнением автора и тоже думаю, что общество берёт своё начало в семье. Каких личностей вырастит семья как первоначальная ячейка общества, таким и будет общество. Ибо семья рождает не только человека, но и гражданина.

Для начала раскроем само понятие семьи. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью. Семья представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений. Более того, семья как самый древний социальный институт является наиболее эффективным средством сохранения культуры народа и передачи наследственности. Положение семьи служит показателем состояния общества.

Одними из важнейших функций семьи являются репродуктивная, то есть воспроизводство в численности детей численности родителей, и воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Ещё одна важная функция семьи – хозяйственно-экономическая. Она заключается в ведении домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределения труда, опекой над малолетними и престарелыми. И, наконец, семья исполняет рекреационную функцию. То есть она создаёт чувство безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организует семейный досуг и отдых.

Специфика современной семьи в России определяется четырьмя основными особенностями. Во-первых, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Во-вторых, произошёл переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Следующая особенность заключается в том, что современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и так же легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму. И, наконец, в современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребёнку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость.

Влияние семьи на формирование личности можно рассмотреть на примере американского президента Ф. Д. Рузвельта. Он родился в богатой и респектабельной семье. Рузвельт путешествовал с родителями по Европе, поэтому неплохо владел иностранными языками. Также он получил хорошее домашнее образование. Жена Рузвельта, Элеонора, всегда и во всём поддерживала мужа и сыграла значительную роль в его политической карьере, особенно после 1921 года, когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Семья аристократов вырастила прекрасно воспитанного, образованного и амбициозного человека. Его жена и дети создавали тёплую атмосферу любви и взаимопомощи, которые помогли ему добиться успехов на политической арене и даже способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Семья играет огромную роль в жизни общества. В период создания основ российского федеративного государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, были заложены правовые основы государственной семейной политики. Об этом говорят и социальные программы государства, направленные на сохранение семьи, повышения деторождения, стимулирования многодетности, а 2008 год в России был объявлен годом семьи. Полноценная здоровая семья должна являться коренным национальным интересом.

Моя семья всегда и во всём меня поддерживает. Мы вместе проводим досуг, мои родители помогают мне решать проблемы и выходить из тяжёлых ситуаций. Семья приносит полноту жизни и счастье.

Итак, семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья производит главное для существования цивилизации – человека.

Семейные ценности

семья первичная ячейка общества

Крепкая и дружная семья – основная ячейка общества, но, обычно, она не имеет возможности существовать без определенных уникальных ценностей. Это различные правила и нравственные идеалы, по которым живет каждый ее член, стараясь никогда не нарушать их. Перечень основных современных ценностей для каждой фамилии уникален. Но главными из них являются такие:

современная семья как ячейка общества

В зависимости от внутренней обстановки и принципов функционирования каждая отдельно взятая семья имеет оригинальный облик, который проявляется в ее структуре, распределении социальных обязанностей, близости, методов воспитания младшего поколения.

Но итоговой целью в развитии любых отношений является создание единственной в своем роде социальной группы, которая имеет возможность хорошо обеспечивать полноценное и нормальное психическое, физиологическое и личностное развитие каждого человека, состоящего в ней. Наиболее подходящие для этого условия возникают в союзах, построенных на современных демократических принципах.

Соблюдайте статусное равенство, давайте близким свободу в исполнении задумок и тогда в общественной, производственной и семейной сферах они будут счастливы!


Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, и в частности, воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи зависит от общества.

Семья - один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи.

Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп населения и полноценным потребителем.

В этих идеях нет новизны. Еще В. Соловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, но аргументация Э. Фромма лучше ориентирована на современного читателя.

Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на традициях, чувствах, эмоциях, а также на определенных ценностях. Семья играет большую роль в общественном прогрессе.

Семья выполняет ряд функций: репродуктивную, воспитательную, защитную, эмоциональную, экономическую (потребительскую) и др.

Особое значение имеют репродуктивная и воспитательная функции.

Репродуктивная функция ориентирована на продолжение человеческого рода. Чтобы через 30 лет население не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не менее двух. По статистике, которая включает бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50 % имели троих детей.

Значимость воспитательной функции подтверждается тем, что общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, то есть в воспитании детей. Воспитание детей в семье - это большой ежедневный труд, как физический (ухаживание за малышами), так и умственный (забота о духовном развитии ребёнка). Благодаря семье у ребёнка вырабатываются трудовые и нравственные навыки (убирать за собой вещи, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи). Важнейшее средство воспитания ребёнка - личный пример родителей (степень взаимного согласия, любви, чуткости, уважения, характер их отношений - всё это воспринимается ребёнком и становится для него образцом собственного поведения) [1]. Воспитательная функция определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка.

Уточним суть других функций семьи:

- Экономическая (поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи);

- Хозяйственная (ведение домашнего хозяйства);

- Эмоциональная (обеспечение взаимной психологической поддержки каждого члена семьи);

- Социально-статусная (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, к которым принадлежит семья);

- Первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах);

- Духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, организация семейного чтения).

Список литературы

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. организации / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2014. – 335 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. М., 1996.

3. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. М., 2004.

4. Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д, 1993.

5. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.

Читайте также: