Семья как фактор преступности несовершеннолетних

Обновлено: 16.06.2024

Характер и содержание преступности неодинаковы в различные периоды развития общества. Изменчивость преступности четко отражается и в истории уголовного законодательства России. Сегодняшнее состояние преступности таково, что нас тревожит не столько ее рост, сколько те тревожные тенденции, которые происходят в ее качественных характеристиках. Прежде всего это дерзость, масштабность и квалифицированность действий преступников; эскалация криминального насилия; сращивание отечественных и зарубежных криминальных структур; глобальное проникновение криминала в экономику страны.

В структуре преступности устойчиво доминируют тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства, удельный вес которых приближается
к 58%; покушения на убийство, умышленное убийство, где достаточно высока доля заказных. Тревожит стремительный рост наркомании и наркопреступности, которая за последние пять лет возросла в шесть раз [5].

Борьба с преступностью в среде несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия на лиц, их совершающих, является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, устранения помех в формировании правильной жизненной позиции членов общества, вступающих в самостоятельную жизнь. Преступность несовершеннолетних в значительной мере зависит от состояния борьбы с ней и уровня социального контроля со стороны государства, семьи, воспитательных учреждений, общественности за времяпровождением подростков.

Структура преступности несовершеннолетних характеризуется следующими особенностями:

Характеризуя социальные причины и условия преступности несовершеннолетних, следует выделять внешние и внутренние их составляющие, т.е. те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие (обуславливающие) преступность и преступления в целом. Внешние причины обуславливаются состоянием общегосударственного социального развития, внутренние, напротив, проистекают из психологических особенностей личности.

Вместе с тем следует отметить, что мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему несколько ограниченней, чем у взрослых, и более отмечена определенными признаками инфантилизма. Здесь мы имеем в виду, что у несовершеннолетних отсутствует мотивация служебной корысти, профессиональной небрежности, несколько ограничены аспекты семейно-бытовой агрессивности.

Социально-бытовая неустроенность приводит сегодня к раннему взрослению несовершеннолетних. Рамки стереотипа воспитания взрослости претерпели некоторую корректировку в сторону снижения летоисчисления (12-14 лет). Быть взрослым на самом деле и казаться им - далеко не одно и то же для любого несовершеннолетнего. Наступает момент социально-психологической ломки, повышается агрессивность, конфликтность личности, возрастает ложная самостоятельность.

Следует помнить, что при этом у молодых людей бурно формируется чувство протеста, связанное с тем, что несовершеннолетние больше других возрастных групп страдают от социальной и экономической нестабильности. Особые травмы психики несовершеннолетним наносит моральная обстановка в стране. Сегодня потеряны необходимые ориентации в ценностях и идеалах: старые разрушены - новые не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду. У многих подростков сформировалось убеждение в том, что сегодня каждый живет только для себя, изворачиваясь и обманывая другого. В формировании таких взглядов особенно преуспели средства массовой информации, а также создатели кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, порнографией. Утвердившуюся государственную ложь особенно остро переживают дети. Речь идет прежде всего о доверии к миру в целом со стороны растущего поколения.

Для полноты понимания социальных причин преступности несовершеннолетних следует рассмотреть некоторые социальные аспекты жизни российского общества.

Первый аспект - демография и здоровье детей. В России проживает около десяти миллионов детей в возрасте до 18 лет, или 26,7% от общей численности населения страны. Уровень рождаемости за последние 5-
6 лет на 32% ниже уровня 1987 года. Смертность превышает рождаемость примерно на 10-12%, что привело в большинстве регионов страны к естественной убыли населения. В своем Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил: «Россия - это прежде всего люди… Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Сегодня демографическая ситуация одна из наиболее тревожных [6].

По данным Российской Академии образования, за тридцать последних лет количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. Отмечается также рост хронических нервно-психических заболеваний среди молодых людей. Так, у 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями [7, с. 59].

Данная проблема требует сегодня особого подхода. Аномалия психики - это врожденное или приобретенное функциональное или органическое изменение головного мозга, которое, отражаясь на различных сторонах психической деятельности субъекта, влияет на содержание и характер его социального поведения, в том числе и на формирование и общественно опасного поведения. Опасное для общества действие может совершать как вменяемый, так и невменяемый человек, как при полном сознании, так и при абсолютном непонимании его существа и содержания. Современная юридическая наука и психиатрия разграничивают несколько категорий состояния и поведения лиц, совершивших поступки, объективно опасные для общества. Из психологически неполноценных несовершеннолетних преступления совершают лица с врожденной умственной отсталостью - олигофрены, психопаты и подростки, страдающие эпилепсией.

Второй аспект - семья.В сегодняшней России свыше трех миллионов семей являются неполными, в них воспитывается около 4,5 млн. детей. Каждый четвертый брак распадается на первом году. Материнская смертность при родах в 2,5 раза выше, чем в среднем по Европе. Примерно
500 тыс. детей остаются в семье без одного родителя. В России больше сирот, чем в развитых странах. Более 100 тыс. ребятишек воспитываются в детских домах и приютах [8].

Следует признать, что в сегодняшнем российском обществе наличествует серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Речь идет о том, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией важнейшей ячейки общества - семьи, которая просто перестала выполнять такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеется в виду то, что в семьях имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе и физических. С другой стороны, принуждение к послушанию у одних родителей соседствует с полным отсутствием интереса к потребностям ребенка либо переоцениванием или недостаточным контролем за ним - у других. В результате у подростков проявляется неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для неповиновения, разрушительных действий и противоправных поступков.

Острота и длительность ломки и перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса. Данный кризис сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

Третий аспект - образование и воспитание. Следует признать, что целенаправленное педагогическое воздействие на детей ослаблено по всем направлениям. За последние десять лет сократился объем ввода новых школ, практически прекратили работу вечерние школы, закрываются ведомственные дошкольные учреждения.

Важно видеть и то, что все подростки возраста 11-15 лет в основном находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Посему социальный статус подростка в принципе не отличается от детского. Противоречивость же этого возраста объясняется не только психологическими факторами, но и биологическими и социальными. Беда заключается в том, что психологическое новообразование - чувство взрослости - вызывает к жизни новый уровень притязаний, зачастую предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Это, в свою очередь, вызывает повышенную конфликтность, сопровождаемую социальной и личностной неопределенностью. Социальную адаптацию могут затруднять различные нервно-психологические заболевания, отклонения, акцентуации. (Советский психиатр А.Е. Личко определил и выделил акцентуацию характера как крайний вариант его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены.)

Непродуманность вовлечения детей в различные секты и школы религиозного и околорелигиозного толкования не только отодвигает подростков от истинной веры в бога, но и формирует в их душах готовность к фанатичному жертвованию собой ради какой-то цели, которая далеко не радикальна по своему содержанию.

Четвертый аспект - материальный уровень жизни. Новизна современной ситуации, естественно, не может не влиять на умонастроение масс, особенно тех групп населения, которые только начинают втягиваться в самостоятельную жизнь - на подрастающее поколение. Не имея четких нравственных ориентиров, несовершеннолетние отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ личности. Преступность несовершеннолетних увеличилась примерно вдвое за последние 10-12 лет. Мотивы преступлений в своей массе связаны с плохим материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности. Сегодня решение молодым человеком проблем собственной самореализации и поиск своего пути в новых социально-экономических условиях довольно часто сопровождается ориентацией на ускоренное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптивности. Особенно это характерно для подростка 14-15 лет, когда он начинает, порой вынужденно, совершать социально значимые поступки.

Социально-криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних за 1998 и 1999 годы выглядит так:

Читайте также: