Семья как фактор компенсации овз

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. Риски воспитательного процесса на ребенка с ограниченными возможностями здоровья в неблагополучной семье в настоящее время являются острой проблемой, которая негативно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, не в состоянии решить свои проблемы по воспитанию детей самостоятельно. Им требуется систематическая и квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Для успешного решения проблемы требуется разработка новых социальных программ, основными задачами которых будут являться предупреждение рисков воспитательного процесса в неблагополучной семье и снижение их отрицательных последствий на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема взаимосвязана с рядом других проблем и, если ее не решать, положительного результата в процессе воспитания детей ожидать не придется.

Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык. Главным воспитанием для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семья выступает иногда единственным воспитанием.

С целью недопущения социальной дезадаптации детей с различными отклонениями в развитии требуется отдельное исследование роли семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный статус неблагополучной семьи, выступает как возникновения рисков в воспитательном пространстве. Нарушение отношений в семье и отказ от воспитания усиливают негативное воздействие на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ проблемы безопасности воспитательного процесса детей в неблагополучной семье показало увеличение рисков для физического и психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Придерживаясь на существующее у детей с ограниченными возможностями здоровья первичное нарушение, факторы риска весьма неблагоприятно влияют на психофизическое здоровье ребенка, ухудшают процесс его социализации. Влияние рисков сложно переоценить. Они действуют в комплексе и, как правило, длительно и систематично, в сенситивные периоды развития ребенка, что только усиливает их отрицательное воздействие на формирование личности.

Говоря о психической и физической безопасности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в неблагополучной семье, можно выделить следующие виды наиболее часто встречающихся рисков в воспитательном пространстве:

1) Патологии личности родителей. Общеизвестно, что поведение родителей является для детей примером для подражания. Неуравновешенные, раздражительные родители способствуют формированию патологических черт личности у своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, увеличивают у него рост нервного проявлений, которые в дальнейшем приводят к изменениям характера и поведения.

2) Пьянство (алкоголизм). Такие факторы семейного неблагополучия как пьянство, алкоголизм, асоциальный образ жизни родителей, отсутствие средств на содержание детей приводит к дефектам воспитательного воздействия. Наблюдается отсутствие элементарной заботы о ребенке, игнорирование его базовых потребностей в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни; ограничение возможностей личностного развития ребенка, низкий социальный контроль, низкая поддержка, вовлечение детей в потребление алкоголя, токсических веществ, заброшенность, принуждение к непосильному труду, сексуальное развращение.

3) Семейные конфликты. Постоянные ссоры, отсутствие общих интересов, взаимопонимания крайне негативно сказываются и на взаимоотношениях родителей с детьми. Это проявляется в отчужденности детей, отсутствии доверительных отношений. Ребенок начинает чувствовать себя заброшенным, никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование деструктивной личности, для которой не будет существовать ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.

5) Жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни. В данном случае типичными факторами неблагополучия семьи выступают судимость родителей, отрицание общественных норм и законов. Разумеется, это приводит к проблеме воспитательного процесса, возникновению и закреплению отрицательных черт личности ребенка. В семьях, где проявляется деспотизм родителей или одного из них среди последствий жестокого обращения выделяются резкие ухудшения психофизического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осложнение различных соматических заболеваний, личностно-эмоциональные нарушения, девиантное поведение.

Но наличие того или иного риска в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении, оно лишь указывает на возрастающую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.

Обозначив риски воспитания детей в неблагополучных семьях, можно с высокой долей уверенности говорить, что любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Причины возникновения рисков весьма разнообразны и отражают современные реалии жизни не только каждой семьи, но и всего общества в целом. На уровень развития современных семей влияет качественно новая и противоречивая ситуация, сложившаяся в обществе. Одновременно с разработкой и реализацией государственных программ по повышению роли семьи в воспитании будущего поколения в нашем обществе наблюдаются процессы дестабилизации семейных отношений. Но с какой бы стороны мы не подошли к проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья по-прежнему будет играть важную роль в формировании и становлении личности.

Таким образом, проблема безопасности воспитательного процесса в неблагополучной семье рассматривается с позиции рисков для физического, психического и психологического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Негативное влияние социальных и эколого-гигиенических рисков воспитания в неблагополучной семье не только усиливает проявление основного дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и оказывает отрицательное воздействие на развитие и формирование его личности. Учитывая данные положения, необходимо создание комплекса программ, сглаживающих негативные последствия воспитания в неблагополучной семье, что в свою очередь, должно оказать позитивное влияние на психофизическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Ренн О. Три десятилетия исследования риска // Вопросы анализа риска. 1999, - № 1.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.- 432 с.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для пед гов и род-лей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития.

ФГОС ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам право посещать образовательное учреждение, где они могут получать воспитание и обучение в независимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, при наличии в ДОУ условий – групп комбинированной или компенсирующей направленности.

Целью этих групп является: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.

Задачи подразделяются на две группы: общие и частные.

Общие задачи:

• подбор адекватных средств общения с ребёнком;

• выявление уровня актуального развития данной категории детей;

развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со

сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией;

• улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной

сферы и регуляторных способностей;

• формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;

• формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных

• вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей

• помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

Частные задачи:

• оказание систематической коррекционно-педагогической помощи ребёнку

посредством использования игротерапевтических методов и приёмов;

• нормализация детско-родительских отношений;

• обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;

• обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования;

• проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи Ребёнка.

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно- педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким.

Можно проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии и составить модель коррекционно-педагогической работы.

I МОДУЛЬ.

Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин.

Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.

II МОДУЛЬ.

Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, воспитателей, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ.

Коррекционно-педагогический. Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Достижение цели и выдвинутых задач происходит в условиях индивидуальной и

фронтальной НОД, междисциплинарной команды специалистов, в которую включены:

Дефектолог, психолог, логопед, музыкальный руководитель и физический инструктор.

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими.

Для успешного взаимодействия ДОО с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, существует определенный алгоритм психолого- педагогической работы.

1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о её социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.

2. Разработка адаптированной образовательной программы, т.е. образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

3. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.

4. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи.

5. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.

6. Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

7. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие формы и методы работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

1. Информационно-аналитические - направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (социологические опросы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины и др.).

3. Наглядно информационные – направлены на ознакомление родителей с детским садом, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОО (тематические выставки работ детей, совместных работ детей и родителей, информационные проспекты для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОО).

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми

По способу передачи информации выделяют три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

2. Словесные методы:

– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

– беседа – это диалог педагога и ребёнка;

– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3. Практические методы: упражнения (устные и письменные); продуктивная деятельность; опытно‑экспериментальная деятельность; элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в практике дошкольного образования. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно‑двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно‑вибрационной и иной информации, выступающей в качестве образовательной.

Поэтому в ДОУ практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику коррекционно-образовательного процесса.

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Объединение усилий дефектолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Автор: Скороходова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦД и ПОВ Восточного округа"
Населённый пункт: город Кинель Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь семье, воспитывающей ребенка с овз
Раздел: дошкольное образование

Консультация «Как помочь семье,

Семья - микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка,

но и формируются его нравственные качества. Существует прямая

зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее

проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения

развития ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей

ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с

возможностями по созданию благоприятных условий для его развития

и воспитания. Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми

образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем,

требующих решения и квалифицированной помощи. Рождение ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи,

существование которой характеризуется следующими особенностями:

- родители постоянно находятся в состоянии психофизического и

- испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего

ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;

- возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в

результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

- нарушаются внутрисемейные отношения;

- у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему

ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья, являются:

- медицинские проблемы: получение информации о

заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых

социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения

медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей

дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации,

получения путевок в санатории и т. д. ;

- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида,

уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со

здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием

большинства матерей в общественном производстве; оформлением

сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с

потерей заработной платы и т. д. ;

- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком,

которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к

школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;

осуществлением целенаправленной работы по социальной

адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания,

передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами,

общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией

досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или

компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности;

приобретением и установкой дома специального оборудования для

тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных

функций, а также приобретением высококачественных технических средств;

- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение

родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от

реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе

на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с

учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи,

подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой

за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во

взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных

проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со

стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на

1. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит

конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а

пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить

семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

2. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит

деструктивный характер, который может выражаться в форме

игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального

отвержения ребенка.

Следует отметить, что каждая семья при этом по своему, переживает

случившееся. Кто-то несмотря ни на что принимает своего ребенка таким,

какой он есть, любит его и готова принять безусловно. В такой семье

ребенок чувствует себя любимым, нужным. В такой семье создаются

наиболее благоприятные условия для развития ребенка, его социальной

адаптации. При этом, родители не только полноценно заботятся о ребенке,

но и сами не зациклены только на его проблемах. Они также заняты

самореализацией, понимая, что успешный родитель становится

для ребенка опорой, образцом для подражания. Общество не всегда

правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент

ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с

ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные

мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию

от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами

налаживают между собой контакты. Важным для родителей является

поддержание тесного контакта с общественными организациями различной

направленности. Эта дает им необходимую поддержку, чувство уверенности

в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием. Развитие

сети Интернет дает родителям, живущим в разных городах, возможность

общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу

поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения

общих проблем, организации досуга и т. п. Однако, наиболее существенной

и результативной становится помощь специалистов, имеющих опыт

работы с детьми с ОВЗ и семьями, в которых они воспитываются.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей

трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ,

способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся

объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы

мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного

процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между

детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет

личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является

важнейшим условием развития ребенкас ограниченными возможностями

здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями

и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи.

Немаловажным являются мероприятия, направленные

с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т.

Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку

помогутсгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и

устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление

отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-

развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь

семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление

вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию

реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей,

получивших помощь в службах ранней помощи, впоследствии

включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.

Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются

- определение степени соответствия условий, в которых растет

и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья[1] не представляется возможным без тесного взаимодействия с его семьей. Концептуальные основы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, как направления в специальной психологии, строятся на известных положениях отечественной дефектологической науки: культурно-исторической теории Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева.

В психолого-педагогических и медицинских исследованиях установлено, что, несмотря на многообразие причин недоразвития ребенка результат его психического благополучия и степень социализации будет определяться не только биологическими факторами, но и социальными.

Семья – это не просто микрогруппа, где ребенок проводит большую часть времени. Семья- важнейшая первичная группа, отражением которой ребенок является. Именно вместе с семьей ребенок составляет единую динамическую систему, взаимодействующую с социумом. Ведь конечным итогом сопровождения семьи, имеющего ребенка с ОВЗ, является его успешная социальная адаптация.

Изначально в семье закладывается фундамент отношения ребенка к самому себе, к своим особенностям, к миру в целом. Если в семье царит психическое неблагополучие, то нарушения развития ребенка будут становиться более выраженными, если в семье – гармоничные отношения, то шансов на успешную социализацию у ребенка намного выше.

Проблема социальной адаптации детей с нарушениями в развитии должна решаться с раннего детства и включать в себя не только подготовку к основному занятию (учению, труду, статусу неработающего инвалида и т.д.), но и другим жизненным ролям, включая перспективу создания семьи и выполнения гражданских обязанностей. Важно, чтобы на всех этапах социальной адаптации, а прежде всего раннего, детского и подросткового возраста кроме психологов и педагогов, были активно задействованы родители и общество в целом.

В.В. Ткачева[2] выделила следующие типичные проблемы для семей, имеющих детей с ОВЗ:

- низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему ребенку помощи;

- недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей и слабая мотивация к их приобретению;

- высокий уровень психологической травматизации родителей, либо лиц их заменяющих, вызванной рождением детей с особенностями.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не видят целей и реальных возможностей своего ребенка, поэтому таким родителям требуется помощь в виде психолого-педагогического просвещения и сопровождения по воспитанию особенного ребенка.

Организация психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должна быть системна и комплексна. В не должны быть включены специалисты смежных отраслей научного знания: педагогов-психологов, нейропсихологов, дефектологов, медиков, логопедов и направлена на диагностику, консультирование и коррекцию, и если есть необходимость, реабилитацию ребенка, а также психотерапию семьи.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у них ценностного отношения к ребенку с ОВЗ и позитивного взгляда на его будущее. Психолог также осуществляет коррекцию психологического состояния родителей. Задача психолога в этой области заключается в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек), оптимизации межличностных отношений в семье.

Коррекция неэффективных поведенческих стратегий членов семьи может быть направлена на:

- оптимизацию межличностной внутрисемейной ситуации;

- адаптацию ребенка в группе, а родителей к коллективу образовательной организации и родителей других детей;

- выработку адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ОВЗ в семье;

- развитие оптимального взаимодействия ребенка и родителей в социуме;

- гармонизацию внутреннего психического состояния родителей;

Список литературы

  1. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Курс лекций. – М.: Медицинская книга, 2011.
  2. Лебединский В.В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  3. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Академия, 2013.
  4. Специальная психология / Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2013.
  5. Специальная психология в 2-х томах / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2014.
  6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007.

[2] Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие и дисфункциональные, в которых характерны нарушения выполнения членами семьи своих функций.

Также распределение обязанностей между членами семьи с Ребенком с ОВЗ часто оказывается неравномерным, непосильным и чрезмерным, из-за чего нарушается их выполнение.

В результате большой нагрузки в семейной системе появляются дисфункции с патологическим влиянием на подсистемы: супружескую, детско-родительскую, сибилинговую.

В проведенных исследованиях семей, воспитывающих детей с ОВЗ, описываются типичные дисфункции, проявляющиеся во всех семейных подсистемах.

По литературным данным, воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в негармоничной семье может усугубить уже имеющиеся семейные проблемы, дисфункции и привести семью к кризису.

В нормально функционирующей семье, даже несмотря на сверх нагрузку, трудности, ее члены относятся к своему опыту позитивно, развивают силу характера, проявляют выдержку и толерантность. Они более способны к эмпатии.

Эмоциональные нарушения родителя могут быть также обусловлены особенностями семейных взаимоотношений и теми личностными чертами, которые его характеризовали еще до рождения ребенка с особенностями развития.

Исследования, связанные с изучением адаптационного потенциала семейной системы, стрессоустойчивости родителей, индивидуальных и семейных ресурсов личностной устойчивости, говорят о том, что применение стратегий совладания родителями является более продуктивным с точки зрения психологической самоподдержки такой семьи.

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, испытывают огромный эмоциональный стресс в процессе диагностических процедур, а также на последующих этапах развития, воспитания и взросления ребенка.

Родители травмируются на этапе постановки диагноза их ребенку,

сталкиваются с новой реальностью, и степень их эмоционального реагирования полностью зависит от умения воспринять не только особенности ребенка, но и его дальнейшие возможности.

При обнаружении у ребенка первых отклонений в развитии они также сталкиваются и с негативными чувствами по отношению к себе.

Последствия стрессового воздействия сохраняются на протяжении всей жизни с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Активные формы совладания включают саморефлексию, саморазвитие, с так же духовные основы личностного развития человека.

Эти стратегии совладания имеют духовную, творческую, экзистенциальную, направленность с целью снижения внутреннего дискомфорта и напряжения.

В процессе совладающего поведения, проявляются индивидуальные способы взаимодействия человека с миром. Человек сам является преобразователем собственной трудной жизненной ситуации.

Несмотря на то, что человек тратит массу своего времени отдавая себя, он получает равное или превосходящее вложенным силам чувство исполненности.

Так же стресс может возникать вследствие пренебрежения к внутренней ценности других людей и ценности собственной жизни.

В парадигме экзистенциальной психологии обнаруживается ключевая личностная переменная, которая помогает успешно противостоять стрессовым факторам - жизнестойкость.

Жизнестойкость включает в себя следующие элементы: жизнестойкую утверждающую позицию, преодоление, веру в себя,признание ценности жизни, готовность действовать и уверенность в возможности оказывать влияние на происходящие события.

На фоне нарастающего стресса человек, имеющий жизнестойкую позицию, сохраняет и поддерживает отношения с людьми, не страдает от собственной беспомощности, а стремится к достижению результата, не ожидает комфортной жизни, а извлекает опыт из проживания жизни в данных обстоятельствах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Читайте также: