Сценка что за дети нынче право на день матери

Обновлено: 25.06.2024

1 ведущий: Добрый день, мамы ,бабушки, папы и детишки! Сегодня мы собрались с вами на праздник, посвященный Дню Матери!

Ученик: Нынче праздник! Нынче праздник!

Праздник бабушек и мам.

Это самый добрый праздник

Осенью приходит к нам.

Ученик: Это праздник послушанья,

Поздравленья и цветов,

Праздник самых лучших слов.

1 ведущий: Что для птиц скажите надо?

Ученик: Солнце, небо, зелень сада.

2 ведущий: А для моря?

Ученик: Берега.

1 ведущий: А для лыж?

Ученик: Для лыж - снега.

2 ведущий: Ну, а нам, мы скажем прямо:

Вместе: Чтоб была бы с нами мама!

2 ведущий: В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента. В этот день по традиции поздравляют всех мам.

Ученик: Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Кто на свете всех мудрее,

Всех любимей и добрее?

Ученик: И ей зеркальце в ответ:

Все тут девицы прекрасны,

В том, конечно, спору нет!

Только есть такое слово,

Что дороже дорогого!

В этом слове первый крик,

Радость солнечной улыбки.

В этом слове - счастья миг

Дорогой и очень близкий!

Вместе: Это слова – мама!

Ведущий 1: Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, она переносит все наши беды вместе с нами, она нам дает жизнь.

Было утро в тихом доме,

Я писала на ладони

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня

-Что ты спрятала в ладони?-

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.

Ученик: Пусть звенят повсюду песни

Про любимых наших мам.

Мы за все, за все, родные,

Говорим: Спасибо вам!

Если в небе туча хмурится,

Если снег летит в саду,

Я в окно смотрю на улицу,.

И с работы маму жду.

Припев: Пускай узнает ветер,

И звёзды, и моря,

Что лучше всех на свете

Не страшна мне даже молния,

Дождик льётся – ну и пусть.

Лишь улыбку мамы вспомню я –

И ни капли не боюсь!

Обниму я в марте радостно

Маму милую свою,

Дам я ей подарок праздничный

И тихонечко спою

Припев: Пускай узнает ветер,

И звёзды, и моря,

Что лучше всех на свете

1 ведущий: Посмотрите вокруг – мы живём на удивительной планете заботливых мам. На ней всегда светит солнце, на ней живут добрые, ласковые и весёлые мамы.

Ученик: Маму мы не выбираем,

Но дороже её нет!

Солнца и тепла желаем,

Пусть Господь хранит от бед.

Ученик: Мама, мамуля, мамулечка!

Самая добрая, славная,

Солнце моё, красотулечка

Женщина в жизни главная.

Люблю тебя нежная, преданно,

За ласку, за ум, обаяние,

За поддержку в важных решениях,

За глаз лучистых сияние.

Ученик - мальчик: Мамулечка милая, ангел с небес.

Я поздравляю тебя в этот праздник

Пусть твоя жизнь будет полной чудес.

Ученик: Души тепло и доброту сердечную,

С подарками и яркими цветами,

Любовь к тебе навеки бесконечную,

Дарю своей любимой маме.

Ученик: Любимая мама,

В день матери счастья,

Пускай тебе, милая,

Пускай тебя радость,

И счастье найдёт!

Ведущий:
О тепле и свете, исходящем от матери, и говорится в стихотворении Е.Благининой “Солнышко”.

Как это бывает,
Сама не пойму.
Что солнышко в небе –
То мама в дому.
За облако солнышко
Скроется вдруг,
Всё станет пустым
И печальным вокруг.

Уйдёт хоть ненадолго
Мама моя, -
Такой невесёлой
Сделаюсь я.
Домой возвратится
Родная моя -
И снова весёлой
Сделаюсь я.

Играю, смеюсь,
Кувыркаюсь, пою.
Люблю я родную
Голубку свою!

Сын: - Я сейчас мамочку свою удивлю, в честь праздника стихами буду говорить.

– Мне даже слов не подыскать
Ну, как ты можешь, мама,
В кошёлках тяжести таскать по 10 кг
Смотрю, опять пришла чуть свет
Ты из универмага?

Мама: Так что же делать, дай совет.

Сын: Сходи 2 раза , мама.

Ведущий: А вы , что посоветуете сыну?

Ребенок: Помогите вашей маме,
И увидите вы сами:
Расцветет её улыбка,
Словно солнышко весной.
Будет светел день и ярок.
Ваша помощь, как подарок-
И бесценный, и прекрасный-
Вашей маме дорогой.

Ребенок: У мамы немало забот и хлопот,
Мы знаем, что часто она устаёт
И мамочке любимой
Мы слово даём,
Что будем помогать ей
Всегда и во всём.

Ведущий: Вашему вниманию предлагаем еще одну сценку.

Сценка: Что за дети нынче, право?

1 мальчик: - Я вот думаю, гадаю,

Для чего детей рождают?

Так, ребята вы не против?

Взвесим-ка все за и против!

2 девочка: - А зачем тебе всё это?

1 мальчик: - Для конкретного ответа!

К взрослой жизни подготовка.

2 девочка: - Ты придумал(а) это ловко!

1 мальчик: - Да за маму мне обидно,

От проблем житья не видно.

2 девочка - Да. от нас проблем немало.

Не простая должность - мама.

Как бы было легче ей

Без таких, как мы, детей

3 девочка: - Фу! Какая ерунда!

Скучно будет ей тогда!

Да и в старости компот

Кто в стакане принесёт?

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей!

2.Мальчик: - Дома - тихо. чистота. Красота!

3 Девочка: - И пустота! Дом - уютный, но пустой!

Без детей он не живой!

2.Мальчик: - Но зато, скажу я прямо,

Славно отдыхает мама.

Не придётся ей опять

Все уроки проверять,

За детей решать задачки,

За различные проделки

То ругать, то наказать,

Кухня, ужин, постирушки,

Снова собирать игрушки.

Не жалея нервных клеток,

Загонять в постели деток!

4 Девочка: - И услышать, засыпая.

Ты красивая такая,

Честно - честно говорю.

3.Мальчик:- Да. гм-гм. звучит красиво..

А такая перспектива?

–Только вырастил детей.

Выдал замуж поскорей.

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам внуки! Получите!

5 Девочка: - Ну и что?

На бабулю откликайся,

Сели, встали, побежали,

Вновь игрушки все собрали,

Тренировка у плиты,

Воз домашней суеты,.

4.Мальчик: - Да зачем им жизнь такая?

6 Девочка: - Аэробика сплошная!

Торопись, чтоб всё успеть.

Даже некогда стареть

5.Мальчик: - Нет! Я, всё же, сомневаюсь,

Столько нервов и забот!

Я всё больше убеждаюсь:

Дети - хлопотный народ.

Надо долго их растить,

И воспитывать, учить,

По ночам не досыпать,

День и ночь не досыпать,

День и ночь переживать,

И в учёбе помогать,

И кормить и наряжать.

7 Девочка: - Трудность в чём?

Я же кукол наряжаю!

6 Мальчик: - Ну, сравнила!

- Дети хлопотный народ!

Но зато для мамы

Всех важней, скажу я прямо.

Мамам - в детях продолженье.

И почёт и уваженье!

И огромная любовь.

7 Мальчик: И забота вновь и вновь.

9 Девочка: - Так, мой друг, спокойствие!

Заботы - в удовольствие!

Пока. деток воспитаешь

Ни на миг не заскучаешь

8 Мальчик: - Да-а-а, добился я ответа -

Смысл жизни видно в этом.

10 Девочка: - Смысл жизни видно в том,

Чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребёнку!

Все - Ну, а лучше сразу два!

Чтоб у мамочки от скуки

Не болела голова.

К зелёной земле

Плыву я на белом

Своём корабле. (2р.)

Не волны, не ветер

Плыву я к единственной

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете. (2р. )

Скорей до земли

Я добраться хочу

- Я здесь, я приехал!

Я маме своей закричу (2р.)

Пусть мама услышит

Пусть мама придёт

Пусть мама меня

Ведь так не должно быть на свете

Чтоб были потеряны дети.(2р.)

1 ведущий: У ваших пап и мам тоже есть мама – ваша бабушка.

Наши бабушки не только ласковые, умелые, они ещё и очень, очень заботливые.

2 ведущий: Многие любят встречать своих внуков у школы, провожать до дома. Они даже готовят уроки вместе с внуками. И конечно всегда радуются успехам в учёбе.

Песня о бабушке

Автор: Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.

1 бабушка: У нас одни пятёрки!

У нас – по математике!

И пять – по языку!

Но правила грамматики

2 бабушка: А я учу историю

И вроде получается.

Лишь даты эти всякие

Мне не запоминаются

Друг другу жали руки

Хоть отметки получали

Не бабушки, а внуки.


Ученик: Вот какие наши бабушки! И прядки у них седые, и здоровье не очень хорошее, а нам помогать – всегда пожалуйста. Давайте, ребята, попробуем и бабушкам облегчить их жизнь, подарим свою любовь.

Ведущий: Когда бабушки улыбаются,

Тучи сразу разбегаются,

Дождик лить перестаёт,

Солнце лучиком играется

И привет свой щедрый шлёт.

Ведущий: Оставайтесь сердцем молодыми

И живите много – много лет,

И улыбкой вашею отныне

Одарен пусть будет белый свет!

Дети все на свете называют мамою
Милую, хорошую, дорогую самую!
Подрастём и будем сами мы заботиться о маме,
А пока доставим ей радость песенкой своей.

(мамы отрывают лепестки цветка) (11 лепестков)

-Самая обаятельная. -Самая привлекательная. -Самая нежная.

. -Самая очаровательная . -Самая, самая добрая.

-Самая ласковая. -Самая заботливая. -Самая красивая.

-Самая обворожительная. -Самая любимая. -Самая милая.

Комната. Вася решает задачу, мама читает журнал, папа чинит будильник, бабушка дремлет в кресле.

Вася: Вот проклятая задача! Бился, бился – неудача.

Аж в глазах пошли круги… сядь-ка, папа, помоги!

Папа: Выше голову, сынок,

С папой ты не одинок! (Садится за урок.)

Вася: Части речи в упражненье нам велели подчеркнуть.

Сделай, мама, одолженье, повнимательнее будь!

Мама: Части речи подчеркнуть?

Вася: А тебе, бабуся, – краски.

На, бабусенька, не спи!

Нарисуй картину к сказке: кот шагает по цепи.

Бабушка: Нет, стара уж… Глаз не тот. (Вася плачет.)

Ладно, ладно. Будет кот! (Вася даёт ей краски и альбом.)

Вася: На минутку выйду я. Где же курточка моя? (Надевает куртку, прячет под неё футбольный мяч и уходит.)

Ведущий: Утром Вася шёл весёлый с синей сумкой за спиной. (Вася быстро шагает по авансцене, напевая бравурный мотив.)

Но невесело из школы возвращался он домой. (Вася идёт по авансцене обратно, входит в комнату, где находятся мама, папа и бабушка.)

Мама: Что принёс?

Вася: Смотрите сами.

Папа: Нет, докладывай сперва!

Ведущий: Я думаю, что настало время дать обещания нашим мамам.

1. Обещаем, обещаем:
Перво-наперво пятёрки
На уроках получать.

2. Аккуратно ездить с горки
Брюки новые не рвать.

3. И не драться, не ругаться.

4. Стёкла шайбами не бить.

5. На чердак не забираться.

6. Кому кушать – так и быть.

7. Вы уж, мамы, нас поймите
Вы, уж, мамы, нас простите
Мы такой народ–мальчишки
Трудно перестроиться,
Но не надо так о нас
Сильно беспокоиться!

8. Мы вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем,
Мы вас очень, очень любим.
Будем добрыми расти
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести!

10. Не стесняйтесь борщ варить,
Мыть полы, посуду мыть.
Мамам труд любой не страшен
Шить, вязать, в полёт летать.

11. Почему же наши папы
Не научатся стирать?
Папы с мамами вдвоём
Быть должны равны во всём!

12. Как найти слова достойные,
Как сказать без лишних фраз,
Что мы очень благодарны,
Что мы очень любим вас!

Все наши мамы в любое время года очень любят цветы Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят свежесть и теплоту. Наша игра так и называется : “Узнай цветок”.

Отгадываем названия цветков:

Этот цветок похож на перевёрнутый головной убор: именуют его “лала”, “лола”, “ляля”. Какое же настоящее название у этого цветка? (тюльпан)

Этот цветок называют сестрой милосердия. Его народные названия: поповник, белоголовник, Иванов цвет. Этот цветок считают национальным символом в России (ромашка).

В народе этот цветок называют бобыльником, переполохом, звон травой (василек).

В народе этот цветок называют девичьей красой, горожанкой. А ещё говорят, что природа дарит силу и яркость тем, кто не боится жизненных невзгод (гвоздика).

Цветок солнца – так называют его. В Россию он попал из Голландии (подсолнух).

Вот и получился букет для мамы.

Ведущий : Дорогие мамы! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны. Пусть ваш домашний очаг украшают уют, достаток, любовь.

За мамин ежедневный труд, сердечность и терпение

Медалей, грамот не дают, к большому сожалению.

И вот сейчас - вручение!

Мы вручаем мамам грамоты

За доброту и нежность

Терпенье и заботу

Любимые ,мамочки ,вы удостаиваетесь звания

Концерт мы завершаем,

Мамам нашим пожелаем,

Чтоб всегда здоровы были,

Чтоб смеялись и шутили!

Чтобы мамы наши

Чтобы всех счастливей были

Наши мамы дорогие! (все вместе)

Награждается

“Лучшая мама 2016 г.”

За то, что жизнью одарила,
Что терпелива и добра!
Что на вниманье и заботу
Ты удивительно щедра!

За то, что сердцем своим чутким
Ты согреваешь каждый миг!
За то, что даришь беззаветно
Души своей святой родник!

За то, что делишь радость шутки,
Что ценишь помощь и успех!
Пусть Бог пошлет тебе здоровья,

воспитывать уважительное и бережное отношение детей к матери;

развивать у учащихся ответственность и чувство долга перед родителями;

способствовать сплочению классного коллектива, путем создания на празднике доверительной, дружеской атмосферы.

- Добрый день, дорогие мамы, здравствуйте, милые женщины! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём Матери. Нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшняя встреча доставила вам радость, оторвав хоть ненадолго от повседневных забот, чтобы вы почувствовали, как любят вас ваши дети, как дорого им ваше внимание.

Дети читают стихи

1. От чистого сердца,

Потолкуем о маме.

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею всё сообща,

За то, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

2. За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Что она – наша мама,

Мы крепко и нежно

3. Вот подснежник на поляне,

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвёл.

И меня с цветком так нежно

Что раскрылся мой подснежник

4. Уйдёт хоть ненадолго

И снова весёлой

5. Мы поздравить нынче рады

Женщин всех, кто с нами рядом!

Но отдельно поздравляем

Наших бабушек и мам!

И с любовью посвящаем наш концерт сегодня вам.

Маму любят все на свете,

Мама - первый друг,

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг.

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придёт на помощь,

Мамы много сил здоровья

Отдают всем нам.

Значит, правда, нет на свете

Лучше наших мам.

Дети исполняют песню

Разыгрывается сценка: "Что за дети нынче, право?"

Мальчик 1

- Я вот думаю, гадаю,
Для чего детей рождают?
Так, ребята, вы не против?
Взвесим - ка все за и против!

Девочка 1 - А зачем тебе всё это?

Мальчик 2

- Для конкретного ответа!
К взрослой жизни подготовка.

Девочка 2 - Ты придумал это ловко!

Мальчик 1

- Да за маму мне обидно,
От проблем житья не видно.

Девочка 1

Да. от нас проблем немало.
Не простая должность - мама.
Мальчик 2

Как бы было легче ей
Без таких, как мы, детей,

Девочка 2

- Фу! Какая ерунда!
Скучно будет ей тогда!
Да и в старости компот
Кто в стакане принесёт?
Вот представь себе теперь
Маму вовсе без детей!

Мальчик 1

- Дома - тихо. чистота. Красота!

Девочка 1

- И пустота! Дом уютный, но пустой!
Без детей он не живой!

Мальчик 2

- Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.
Не придётся ей опять, все уроки проверять,
За детей решать задачки, сочинение писать,
За различные проделки то ругать, то наказать,
Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.
Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

Девочка 2

- И услышать, засыпая.
Ты красивая такая,
Честно-честно говорю,
Мам, я так тебя люблю.

Мальчик 1

- Да. гм-гм. звучит красиво.
А такая перспектива?
Только вырастил детей.
Выдал замуж поскорей.
Отдохнуть теперь хотите?
Вот вам внуки! Получите!

Девочка 1

- Ну и что? Опять играйся.
На бабулю откликайся,
Сели, встали, побежали,
Вновь игрушки все собрали,
Тренировка у плиты,
Воз домашней суеты.

Мальчик 2 - Да зачем им жизнь такая?

Девочка 2

- Аэробика сплошная!
Торопись, чтоб всё успеть.
Даже некогда стареть.

Мальчик 1

- Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!
Я всё больше убеждаюсь:

Дети - хлопотный народ.
Надо долго их растить, и воспитывать, учить,
По ночам не досыпать, день и ночь переживать,
Заболели - полечить, провинились - отлупить,
И в учёбе помогать, и кормить, и наряжать.

Девочка 1

- Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик 2

- Ну, сравнила! Во - даёт!

Девочка 2

- Дети - хлопотный народ!
Но зато для мамы
Всех важней, скажу я прямо.
Мамам - в детях продолженье.
И почёт и уваженье!
И огромная любовь,

Мальчик 1 - И забота вновь и вновь.

Девочка 1

- Так, мой друг, спокойствие! Заботы - в удовольствие!
Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик 2

- Да - а - а, добился я ответа - смысл жизни видно в этом.

Девочка 2

- Смысл жизни видно в том, чтоб детишек полный дом!

Каждой маме - по ребёнку!

- Ну, а лучше сразу два!

Девочка1

- Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!

Дети исполняют песню

6. Нам живётся легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать.

Мы за это дадим вам слово

Вот такими же в жизни стать.

Можете объехать всю Россию,

Провести в дороге много дней,

Никого не встретите красивей,

Никого не встретите родней.

7. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас, добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра

Было доброе вчера.

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо

Это мама, мама, мама!

8. Люблю тебя, мама, за что, я не знаю.
Наверно, за то, что живу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и светлому дню
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама.
Ты – лучший мой друг.

Дети разыгрывают сказку

Мы сегодня Вам покажем:

"Волк и семеро козлят, (но совсем на новый лад)"

Сказочница: Как у речки на опушке

Жила козочка в избушке.

И красива, и мила.

Мамой козочка была.

Сказочник: У неё росли ребятки —

Очень милые козлятки.

Мама деточек любила

И хозяйничать учила:

Дом и дворик убирать,

Пол метлою подметать,

Зажигать на кухне свет,

Печь топить, варить обед.

Делать всё могли козлятки

Эти чудные ребятки.

Мама деточек хвалила,

Мама деткам говорила:

Мама-коза: Вы козлятушки мои,

Вы ребятушки мои,

Знаю, верю, что сейчас

Всё получится у вас!

Сказочница: Утром козочка вставала

И детишек поднимала,

Их кормила и поила,

И на рынок уходила.

А козлятки её ждали.

Но без мамы не скучали:

Песни пели, танцевали,

В игры разные играли.

Сказочник: Жил ещё в лесу густом

Хмурый серый волк с хвостом.

Он один, без мамы, жил.

Ночью часто громко выл

И скучал. В лесу ему

Было грустно одному:

Волк: - У-У-У, У-У-У.

Ах, как грустно одному.

Ах, как грустно одному.

Сказочница: Как-то волк в лесу гулял

И козляток увидал.

Пели песенку козлятки,

1-й козленок: — Мы веселые ребятки,

Целый день играем в прятки,

И танцуем, и поём,

И танцует с нами дом!

2-й козленок: Скоро мамочка придёт,

Нам гостинцев принесёт!

Каждый день и каждый час

Очень весело у нас!

Сказочник: Волк за деревом сидел

И во все глаза глядел.

Он не смог себя сдержать,

Начал громко хохотать:

Волк: — Вот бы мне таких козлят,

Я бы был ужасно рад!

Сказочник: Быстро волк во двор вбежал

И козляток привязал

Всех к верёвочке одной,

И повёл к себе домой.

Вот он по лесу идёт,

За собою всех ведёт

Сказочница: А козлятки ловко

Сказочник: Волк устал козлят тянуть,

Сказочница: Вдруг навстречу им бельчонок —

Милый, славненький ребёнок:

Бельчонок: Что ты сделал, волк-злодей!?

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

Сказочница: С дерева кричат кукушка

Кукушка: Что ты сделал, волк-злодей?!

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

Сказочница: А с полянки — две ромашки,

А с кусточка — две букашки,

Двое сереньких зайчат

Все кричат, кричат, кричат:

Ромашки, Букашки, Зайчата: Что ты сделал, волк-злодей?!

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

Сказочник: Волк ужасно испугался,

Покраснел и растерялся:

Волк: — Не хотел я их обидеть,

Я хотел их чаще видеть,

Не хотел я их пугать,

Мне бы с ними поиграть…

Ведь в моём пустом дому

Очень скучно одному.

Вы, козлятушки, простите!

Вы домой к себе идите,

Провожу до дома вас.

Очень стыдно мне сейчас!

3-й козленок: — Ладно, серый, мы прощаем.

В дом наш в гости приглашаем,

С нашей мамой познакомим,

Ужин праздничный устроим!

4-й козленок: С мамочкой мы всё умеем,

С нею мы везде успеем.

Каждый день и каждый час

Наша мама есть у нас.

5-й козленок: Как тебя мы понимаем!

Мы-то уж прекрасно знаем,

Что без мамы в доме пусто,

Что без мамы в доме грустно

6-й козленок: Если будем мы дружить,

Будешь часто к нам ходить

Веселее станет жить,

Перестанешь ночью выть!

Сказочница: И весёлою гурьбой

Все направились домой.

Видят — мама у ворот

Их с большой тревогой ждёт

7-й козленок: — Мама! Мама! Мы пришли!

Гостя в дом к нам привели!

Он один на целый свет,

У него ведь мамы нет..

Мама-коза: Так и быть, — сказала мама, —

Пусть и он играет с вами.

Здесь для всех открыта дверь

Если ты не страшный зверь!

Сказочник: Улыбнулся серый волк!

Засмеялся серый волк!

Он нашёл себе друзей

С ними будет веселей!

А ещё, важней всего

Мама есть и у него!

- Наши мамы в любое время года любят цветы. Мы тоже приготовили для вас цветок – комплимент.

- Да, наши мамы самые лучшие! А вот насколько вы их хорошо знаете, дети, мы сейчас узнаем.

( Предварительно были проведены анкеты для детей и для мам. Ведущий выборочно читает ответы мам, дети угадывают своих мам; а затем анкеты детей – угадывают мамы.)

1.Любимое занятие мамы?

4.Любимая пора года?

- Мы узнали о вас много, а теперь, дорогие мамы, угадайте о чьём ребёнке идёт речь.

( Дети передают под музыку по кругу шляпу, как только музыка останавливается, ведущий задает вопрос шляпе. Ответом служит - отрывок из известной песни. Так же игра проводится среди мам.)

- Наши мамы самые – самые. Трудно подобрать слова, чтобы выразить всю любовь и нежность к вам. В этот праздничный день примите наши искренние поздравления и пожелания! Для вас этот сюрприз.

Музыкальная ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Мамам предлагается праздничная презентация с их фотографиями, фотографиями детей и цитат из детских сочинений о маме.)

- На свете есть только один человек, который никогда тебя не предаст. Человек, который любит тебя больше жизни - мама.
- Мы зовем маму и в беде, и в радости, и всегда точно уверены - она одна не предаст, не обманет, будет любить больше жизни, отдавая всю себя без остатка и ничего не требуя взамен. Дорогие мамы! Примите слова благодарности!

Дети читают стихи

1.Девчонки и мальчишки,
Давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.

За песенки, за сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки.
Вместе: С п а с и б о !

За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.
Вместе: С п а с и б о !

9. Здоровья, радости желаем,
Душевной силы про запас,
Благодарим тебя, родная,
За всё, что сделала для нас.
За неустанные заботы,
За мир семейного тепла,
Дай Бог, чтобы всегда во всём ты

И впредь такою же была!


10.Мама милая, родная,
Ты же наша дорогая,
Поздравляем мы тебя,
Будь счастливой, наша мама,
Будь подольше рядом с нами!
Всем нужна, никем не заменима,
Любим очень-очень мы тебя.
Пусть печали пронесутся мимо,
Будь здорова, так же весела.

Вручение подарков мамам.

- Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!

Сценарий проведения праздника, посвященного Дню Матери.

Цель:Повышение культурно-нравственного уровня учащихся.

Классный руководитель Грушо-Новицкая Е.А.

1. Учить учащихся быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Формировать высоконравственные личностные качества воспитанников.

4. Воспитывать любовь и уважения к женщине-матери, коллективизм и сплоченность учащихся.

Форма проведения: конкурсная программа с творческими номерами учащихся.

Оборудование: воздушные шары, бумажные сердечки, плакаты с высказываниями великих людей о маме, самодельный телевизор, карточки с названиями предметов, флажки, листы бумаги, кукла, кружки, ватрушки, платок, халат, минусовки песен, компьютер, колонки.

Оформление кабинета для проведения праздника: украсить кабинет воздушными шарами, плакатами с высказываниями великих людей о маме, сделать из маленьких бумажных сердечек, на оборотной стороне которых написаны поздравления с праздником большое сердце.

Звучит музыка.
Играя первозданной силой
Творила мир природа – мать,
И, видно, в женщину вложила
Всю красоту и благодать.
История молчит упрямо
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталось мамой,
И мы ее за это чтим.

Дети исполняют песню о маме

(на мотив песни "Надежда",

муз. Н. Добронравов)

Светит нам знакомая звезда,

Снова на дворе счастливый праздник.

Празднуют сегодня города,

Каждый взрослый и малыш-проказник.

Надо маме что-то подарить,

Сочинили все мы эту песню.

И хотим сейчас благодарить

Нашу маму с бабушками вместе.

Мамуля - наш компас земной,

Признанья от сердца все эти.

Ты самый для нас дорогой,

Родной человек на всем свете.

В этот день хотим сказать мы всем:

Не забудьте мам своих поздравить.

Пусть большой их ждет всегда успех,

Никогда болезнь к ним не пристанет.

Мы подарим вам свою любовь,

Чтобы вы сегодня улыбались,

Чтоб у каждой мамы вновь и вновь

Все желанья сразу исполнялись.

Дети исполняют песню о маме

(на мотив песни "Надежда",

муз. Н. Добронравов)

Светит нам знакомая звезда,

Снова на дворе счастливый праздник.

Празднуют сегодня города,

Каждый взрослый и малыш-проказник.

Надо маме что-то подарить,

Сочинили все мы эту песню.

И хотим сейчас благодарить

Нашу маму с бабушками вместе.

Мамуля - наш компас земной,

Признанья от сердца все эти.

Ты самый для нас дорогой,

Родной человек на всем свете.

В этот день хотим сказать мы всем:

Не забудьте мам своих поздравить.

Пусть большой их ждет всегда успех,

Никогда болезнь к ним не пристанет.

Мы подарим вам свою любовь,

Чтобы вы сегодня улыбались,

Чтоб у каждой мамы вновь и вновь

Все желанья сразу исполнялись.

Дети читают стихи:

Дорогие наши мамы!
Заявляем без прикрас –
Честно, искренне и прямо –
Очень, очень любим Вас!

2-й
Хоть и манят нас просторы,
Мы от мамы ни на шаг!
С папой можем сдвинуть горы…
Если мама скажет как!

3-й
Наши мамы – наша радость,
Слова нет для нас родней,
Так примите благодарность
Вам, от любящих детей!

4-й:
И в работе нет красивей
Мам отважных боевых
Все, что папы не осилят…
Мамы сделают за них!

5-й:
И на всей планете мамы
За вечный мир стоят горой.
Оберегают нас тем самым,
Делают все для нас с тобой.

Ведущий 1: В этом конкурсе мамам нужно вспомнить расписание занятий своего ребенка на среду и быстро его написать. Побеждает та команда, которая быстрее всех и четче написала расписание.

Частушки.
1.Ходит мама на собранья,
Варит мамочка бульон.
Ей за это каждый месяц
Деньги носит почтальон.

В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл.
И осталось от него,
Три соломинки всего.

Наш Серёжа говорит,

Но как надо мыть посуду

У него живот болит.

Мы частушки петь кончаем,
И всегда вам обещаем
Ночью, вечером и днём,
Слушать вас всегда во всём.

Ведущий1: Все женщины - отличные хозяйки, они много времени проводят на кухне. А наши мамы - самые лучшие хозяйки на свете. Сейчас они нам это докажут. Я буду каждой команде по очереди загадывать загадки. Если мамы знают ответ, то они отвечают, если нет, то им могут помочь их дети. Прежде чем дать ответ посовещайтесь в команде, не спешите.

Очень я его люблю,

Утром с молоком я пью,

Но не кофе и не чай,

Ну-ка быстро отвечай!

А людей – кормлю.

Она здоровье укрепляет,

Гемоглобин наш повышает.

Любит варку, любит печку.

Я красна – не девица,

Зелена – не дубрава,

С хвостом – не мышь.

Был зеленым, маленьким,

Стал большим и аленьким.

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Домик маленький, зеленый

Был в руках у Люсеньки.

Расколола – и упали

На ладонь ей бусинки.

Сидит барыня в ложке,

Ведущий2: Все мы знаем, что мамам очень часто приходится читать книги своим детям, рассказывать сказки на ночь. И сейчас вы должны будете в течении 4 минут сочинить рассказ, в котором все слова должны начинаться на букву П. При этом можно использовать предлоги и одно слово на любую другую букву. В этом конкурсе оценивается количество слов и оригинальность. Начали.

Ведущий 1: Время истекло. И сейчас я попрошу команды зачитать свои рассказы (читают).

Выбирал мальчишка розу осторожно,
Так, чтоб остальные не помять,
Продавщица глянула тревожно:
Помогать ему, не помогать?

Тоненькими пальцами в чернилах,
Натыкаясь на цветочные шипы,
Выбрал ту, которая раскрыла
По утру сегодня лепестки.

— День рожденья, ей сегодня тридцать.
Мы с ней очень близкие друзья.
Только вот лежит она в больнице,
Скоро будет братик у меня.

Убежал. А мы стояли с продавщицей,
Мне — за сорок, ей — за пятьдесят.
Женщинами стоило родиться,
Чтобы вот таких растить ребят.

НАЙДИ СВОЕ РОДНОЕ ЧАДО

Ведущий1: Я попрошу выйти от каждой команды по одной маме, 5 мальчиков и 5 девочек. Теперь родителям придется с завязанными глазами на ощупь определить своего ребенка из пяти вариантов. Оценивается: время работы и результат

Ученики показывают сценку:

5-й конкурс "Золушка".

Я думаю, все очень хорошо знакомы с этой сказкой. Так вот в начале сказки злая мачеха задала много работы бедной золушке, что бы та смогла поехать с ней и ее дочерями на бал. И одной из тех работ было отделить горох от чечевицы. Вот и нашим участницам по одной от каждой команды, предстоит побывать в роли золушки и отделить горох от фасоли. Оценивается скорость и качество.

Разыгрывается сценка: "Что за дети нынче, право?"

- Я вот думаю, гадаю,

Для чего детей рождают?

Так, ребята вы не против?

Взвесим - ка все за и против!

Девочка - А зачем тебе всё это?

- Для конкретного ответа!

К взрослой жизни подготовка.

Девочка - Ты придумал это ловко!

- Да за маму мне обидно,

От проблем житья не видно.

Да. от нас проблем немало.

Не простая должность - мама.

Как бы было легче ей

Без таких, как мы, детей,

- Фу! Какая ерунда!

Скучно будет ей тогда!

Да и в старости компот

Кто в стакане принесёт?

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей!

Мальчик - Дома - тихо. чистота. Красота!

- И пустота! Дом уютный, но пустой!

Без детей он не живой!

- Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.

Не придётся ей опять, все уроки проверять,

За детей решать задачки, сочинение писать.

За различные проделки, то ругать, то наказать,

Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

- И услышать, засыпая.

Ты красивая такая,

Мам, я так тебя люблю!

- Да. звучит красиво.

А такая перспектива?

Только вырастил детей.

Выдал замуж поскорей.

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам внуки! Получите!

- Ну и что? Опять играйся.

На бабулю откликайся,

Сели, встали, побежали,

Вновь игрушки все собрали,

Тренировка у плиты,

Воз домашней суеты.

Мальчик - Да зачем им жизнь такая?

Торопись, чтоб всё успеть.

Даже некогда стареть.

- Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!Я всё больше убеждаюсь: Дети - хлопотный народ.Надо долго их растить, и воспитывать, учить,По ночам не досыпать, день и ночь переживать,

Заболели полечить, провинились - отлупить,

И в учёбе помогать, и кормить и наряжать.

Девочка - Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик - Ну, сравнила! Во - даёт!

- Дети хлопотный народ!

Но зато для мамы

всех важней, скажу я прямо.

Мамам - в детях продолженье.

И почёт и уваженье!

И огромная любовь,

Мальчик - И забота вновь и вновь.

- Так, мой друг, спокойствие! Заботы - в удовольствие!

Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик - Да - а - а, добился я ответа - смысл жизни видно в этом.

Девочка - Смысл жизни видно в том, чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребёнку!

Все - Ну, а лучше сразу два!

Девочка - Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!

Разыгрывается сценка: "Что за дети нынче, право?"

- Я вот думаю, гадаю,

Для чего детей рождают?

Так, ребята вы не против?

Взвесим - ка все за и против!

Девочка - А зачем тебе всё это?

- Для конкретного ответа!

К взрослой жизни подготовка.

Девочка - Ты придумал это ловко!

- Да за маму мне обидно,

От проблем житья не видно.

Да. от нас проблем немало.

Не простая должность - мама.

Как бы было легче ей

Без таких, как мы, детей,

- Фу! Какая ерунда!

Скучно будет ей тогда!

Да и в старости компот

Кто в стакане принесёт?

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей!

Мальчик - Дома - тихо. чистота. Красота!

- И пустота! Дом уютный, но пустой!

Без детей он не живой!

- Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.

Не придётся ей опять, все уроки проверять,

За детей решать задачки, сочинение писать.

За различные проделки, то ругать, то наказать,

Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

- И услышать, засыпая.

Ты красивая такая,

Мам, я так тебя люблю!

- Да. звучит красиво.

А такая перспектива?

Только вырастил детей.

Выдал замуж поскорей.

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам внуки! Получите!

- Ну и что? Опять играйся.

На бабулю откликайся,

Сели, встали, побежали,

Вновь игрушки все собрали,

Тренировка у плиты,

Воз домашней суеты.

Мальчик - Да зачем им жизнь такая?

Торопись, чтоб всё успеть.

Даже некогда стареть.

- Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!Я всё больше убеждаюсь: Дети - хлопотный народ.Надо долго их растить, и воспитывать, учить,По ночам не досыпать, день и ночь переживать,

Заболели полечить, провинились - отлупить,

И в учёбе помогать, и кормить и наряжать.

Девочка - Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик - Ну, сравнила! Во - даёт!

- Дети хлопотный народ!

Но зато для мамы

всех важней, скажу я прямо.

Мамам - в детях продолженье.

И почёт и уваженье!

И огромная любовь,

Мальчик - И забота вновь и вновь.

- Так, мой друг, спокойствие! Заботы - в удовольствие!

Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик - Да - а - а, добился я ответа - смысл жизни видно в этом.

Девочка - Смысл жизни видно в том, чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребёнку!

Все - Ну, а лучше сразу два!

Девочка - Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!

- Каждую секунду в мире рождаются 3 человека. Это мама даёт им жизнь. Мать и дитя – это две неразрывные нити и в беде, и в радости. Любовь к малышу для неё так же естественно, как и цветение сирени весной, как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребёнка. Мать – это окно в большой мир. Мать – это наша опора и защита.

Звучит песня на мотив

Мамочка лучше всех на свете,

Мамочку любим мы,

Мамочке все улыбки наши,

Лучшие в мире сны.

Мама всегда в делах домашних,

Много у неё забот.

Знаем, что очень сильно мама к вечеру устаёт.

Мамы роднее нет,

Мамы роднее нет,

В чём же любимой мамы нашей

Вырастим мы своих детишек

И через много лет

Тоже узнаем самый главный

Мамин большой секрет:

Только любовь большая маме

Стариться не даёт,

Пусть же она родная

Долго ещё живёт.

Мамы роднее нет,

Мамы роднее нет,

В чём же любимой мамы нашей

Звучит песня на мотив

Мамочка лучше всех на свете,

Мамочку любим мы,

Мамочке все улыбки наши,

Лучшие в мире сны.

Мама всегда в делах домашних,

Много у неё забот.

Знаем, что очень сильно мама к вечеру устаёт.

Мамы роднее нет,

Мамы роднее нет,

В чём же любимой мамы нашей

Вырастим мы своих детишек

И через много лет

Тоже узнаем самый главный

Мамин большой секрет:

Только любовь большая маме

Стариться не даёт,

Пусть же она родная

Долго ещё живёт.

Мамы роднее нет,

Мамы роднее нет,

В чём же любимой мамы нашей

Звучит песня на мотив

Мамы роднее нет,
Мамы роднее нет,
В чём же любимой мамы нашей
Молодости секрет?

Вырастим мы своих детишек
И через много лет
Тоже узнаем самый главный
Мамин большой секрет:
Только любовь большая маме
Стариться не даёт,
Пусть же она родная
Долго ещё живёт.

Мамы роднее нет,
Мамы роднее нет,
В чём же любимой мамы нашей
Молодости секрет?

- Девчонки и мальчишки

Давайте вместе с вами

Спасибо скажем бабушке

Спасибо скажем маме.


За песенки, за сказки,

За хлопоты и ласки,

За вкусные ватрушки,

За новые игрушки. С п а с и б о !


За книжки и считалки,

За лыжи и скакалки,

За сладкое варенье,

За долгое терпенье. С п а с и б о !

- Наша торжественная часть подходит к концу.

Чтобы мамы не скучали

Угостим-ка мы их чаем.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости заходите.

В заключении, ещё раз поздравляю Вас с праздником!

Как бы далеко ни шагнуло человечество в прогрессе, какая бы не наступила эпоха, никогда не обесценится забота женских рук и мудрое материнское слово. И самой большой ценностью в мире всегда будет ваша любовь – драгоценность, которую не купишь ни за какие деньги.

Вашему вниманию предлагается розыгрыш беспроигрышной лотереи "Корона жмота".

1Вам достался карандаш, он был ничей, теперь он ваш.(Карандаш)
2Практичней выигрыша нет, чем целлофановый пакет.(Пакет.)
3Газеты следует читать, чтобы отлично мир Вам знать.(Газета.)
4Вешалка для малогаборитных квартир.(Гвоздь.)
5Чтоб сохранить красивую прическу, Вам подарим мы расческу.(Расческа.)
6На нас просим не сердиться- крышка тоже пригодиться.(Крышка для банки.)
7Протяните Вашу руку- получите головку лука.(Лук.)
8Волновались Вы немало, но ведь проигрыша нет. На билет: свекла попала, чтобы делать винегрет.(Свекла)

9Хоть и маленькое мыло В нем всегда большая сила.

10Чтоб не облить свою соседку.Получи от нас салфетку.

11Коль из глаз вдруг слезы побегут Сразу же платочек тут как тут
12Вот вам эта штучка, зовётся авторучка.

13В жизни на лучшее нужно надеяться, клею возьми, если что-то не клеится.

14Чтобы зубы не болели чисти их хоть раз в неделю.

15Чтоб узнать смогли доход будет кстати вам блокнот.

16Мысли были чтоб в порядкеЗапишите их в тетрадке.

17Если дома пищи нет,Получите бич-пакет.

18Жажда мучит, пить охота.Получи пакетик сока.

19Чтобы мир стал веселей,Шарик получи скорей.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий

Оформить бесплатно документ можно здесь

Очень необычная игра! Интересные задания,разнооб разные вопросы, отдельно хочется сказать о красочно. Подробнее.

Очень интересная презентация о жизни Александра Невского поможет детям узнать (или вспомнить) событи. Подробнее.

Мне очень понравилась разработка, все этапы урока грамотно выстроены, материал дается в доступной дл. Подробнее.

Очень интересные задания для речевой практики употребления Present Simple. Интересно то, что использ. Подробнее.

Контрольная работа имеет нестандартное построение и интересные задания.Замечательно то, что задания . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Канада – одна из самых богатых водными ресурсами стран мира (занимая 7% площади суши, она обладает 20 % общего объема пресной воды на нашей планете). Сами по себе эти показатели уже достаточно впечатляющи. Еще более впечатляющи – с учетом не столь значительной численности населения страны – удельные показатели. Так, по средней обеспеченности ресурсами полного речного стока из расчета на душу населения (100 тыс. м3 в год) Канада во всем мире немного уступает лишь нескольким странам мира. Водопотребление всех отраслей хозяйства страны превышает 40 км3 в год, а в расчете на одного жителя – 4650 л/сутки; это очень высокий показатель.

Однако на таком весьма благоприятном общем фоне достаточно отчетливо проявляются и некоторые проблемы водного хозяйства, имеющие прежде всего природную основу. К ним относятся резкие сезонные колебания стока, поскольку более 1/3 всех осадков в Канаде выпадает в виде снега и достигает рек лишь через несколько месяцев. В еще большей мере к ним относится географическое несоответствие между естественным распределением речного стока и его потреблением. В самом деле, в Канаде (в этом отношении она напоминает Россию) основная часть– более 60 % – речного стока имеет выход на север, тогда как почти все население страны сосредоточено в узкой южной полосе.

Вот почему межбассейновая переброска части речного стока уже давно получила в Канаде очень широкое развитие. По объему ежегодно перебрасываемого стока (140 км3) эта страна занимает первое место в мире, превосходя страны СНГ почти в три раза. Еще в начале 1980-х гг. в южных провинциях страны насчитывалось 60 функционирующих и строящихся сооружений для переброски стока. По общему объему среднегодового перебрасываемого стока первое место занимала провинция Квебек, второе – Манитоба, третье – Ньюфаундленд, четвертое – Онтарио, пятое – Британская Колумбия.

Весьма характерно, что все они связаны с гидроэнергетическим использованием речного стока. Хотя доля ГЭС в общей выработке электроэнергии в Канаде уменьшилась с 95 % в начале 1950-х до 62 % в середине 1990-х гг., по размерам выработки электроэнергии на гидростанциях Канада продолжает занимать первое место в мире. При этом наряду с большим количеством мелких ГЭС для нее чрезвычайно характерна концентрация выработки электроэнергии на крупных и крупнейших ГЭС, нередко образующих каскады. Именно с созданием таких мощных гидроэнергетических комплексов связано осуществление межбассейновых перебросок стока. Достаточно сказать, что для снабжения только трех крупнейших из них ежегодно перебрасывается 90 км3 речного стока. Это комплексы Черчилл на севере провинции Манитоба, Черчилл-Фолс (5,2 млн кВт) в материковой части провинции Ньюфаундленд и Джеймс-Бей в провинции Квебек, где в бассейне р. Ла-Гранд уже работает первая очередь каскада ГЭС (10,3 млн кВт), сооружается вторая очередь (5 млн кВт) и проектируется третья (3,8 млн кВт).

Переброска стока для целей ирригации до недавнего времени была крайне незначительной. Но среди проектов, ныне осуществляемых в провинциях Альберта, Саскачеван и Манитоба, роль ее заметно возрастет.

Однако этот грандиозный проект так и не был осуществлен. Сказалось некоторое противодействие самой Канады, которой в нем отводилось лишь 20 % перебрасываемого стока и 15 % прироста орошаемых земель. Да и федеральное правительство США с 1976 г. не финансирует ни одного нового проекта, связанного с переброской речного стока.

К комплексу водных проблем Канады относится и улучшение судоходных условий внутренних водных путей. Главное достижение в этой области – создание глубоководного пути по р. Св. Лаврентия.

До осуществления этого совместного канадско-американского проекта морские суда могли подниматься вверх по р. Св. Лаврентия только до Монреаля, который служил конечным пунктом морского и начальным пунктом речного судоходства. Однако и отрезок реки между Монреалем и оз. Онтарио создавал немалые трудности для судоходства, главным образом из-за многочисленных порогов. Пороги, стремнины и мели имелись и на протоках между озерами Онтарио и Эри, Эри и Гурон, Гурон (Мичиган) и Верхнее.

Первые каналы в обход стремнин были построены еще в конце XVIII в. в районе города Су-Сент-Мари, расположенного и на канадском, и на американском берегах пролива, соединяющего озера Гурон и Верхнее. В 1932 г. был составлен комплексный проект реконструкции водного пути по р. Св. Лаврентия и Великим озерам. Но осуществлению его тогда помешали могущественные железнодорожные компании, постаравшиеся избежать конкуренции водного транспорта. Такой проект был осуществлен только в 1954–1959 гг.

В соответствии с ним на р. Св. Лаврентия, между Квебеком и оз. Онтарио, была сооружена система шлюзов, которая обеспечила гарантированные глубины в 8,25 м и, следовательно, сделала этот отрезок доступным для морских судов тоннажем в 22,5 тыс. т. Вторая система шлюзов была построена на р. Детройт между озерами Онтарио и Эри. Еще один шлюз соорудили на р. Сент-Мэрис, соединяющей озера Гурон и Мичиган с оз. Верхнее. Так была преодолена разница в уровнях между Монреалем и оз. Верхнее, составляющая 183 м.

Весь глубоководный путь от устья р. Св. Лаврентия до крупнейшего на Великих озерах американского порта Дулут имеет протяженность 3770 км. По этому пути ежегодно перевозят более 200 млн т грузов – железной руды, угля, зерна, стройматериалов. Почти все порты, расположенные на этом пути, – озерные.

Собственно речных портов только два – Квебек и Монреаль. Добавим, что глубоководный путь по р. Св. Лаврентия имеет один крупный недостаток: он открыт для судоходства только в весенне-летне-осенний сезон, а с декабря по апрель эта река замерзает.

Читайте также: