Сценарий как объект авторского права

Обновлено: 18.05.2024

Литературный сцена́рий (ист. и спец. применяется в кинематографе) — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев. Литературный киносценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей должен отвечать и производственно- экономическим требованиям кинематографа.(типовой сценарный договор, утвержденный приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188)

Хотя в некоторых компаниях до сих пор используется понятие Литературный сценарий для определения киносценария.

В советское время создание литературного сценария выделялось в отдельный период создания фильма. Так же поступают до сих пор.

Содержание

История

Именно в советский период становления киноискусства сложилась основа технологии кинопроизводства, используемая в отечественной кинопромышленности до сих пор, безусловно с учётом новых экономических и технических реалий.

В советское время, в основном, существовало два вида киносценариев:

Написанием литературного сценария в основном занимались выпускники сценарного факультета Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (ВГИК), с учётом производственных требований, выставляемых Госкино СССР.

При каждой киностудии существовали сценарные редакционные коллегии (или сценарные отделы). Туда авторы сценариев высылали творческие (сценарные) заявки или либретто фильма. Далее по этим заявкам создавался тематический план редакционной коллегии, который утверждался Комитетом по кинематографии при Совете Министров СССР.

Типовой сценарный договор всегда оформлялся по форме утвержденной Министром кинематографии СССР (Приказ Министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м).

На киностудиях существовали так же производственные требования в которые должен был вписаться автор литературного сценария при его создании. На 1956 год, например действовали следующие нормативы:

  • Длина фильма (для полнометражных художественных фильмов от 2500 до 2700 метров, по фильмам для детского зрителя от 2100 до 2300 метров) Литературный сценарий полнометражного фильма должен был уложиться в на 70-80 страницах машинописного текста, напечатанного через два интервала на одной стороне листа.
  • Количество съемочных объектов: от 30 до 35 (из них от 7 до 12 павильонных декораций и декораций на натуре от 1 до 2-х, остальное натурные съемки)
  • Общая площадь павильонных декораций должна была занимать от 2200 до 5000 кв.м. по фильмам различной сложности
  • Количество участников групповок и массовок до 6000 человеко-дней
  • Количество актеров-исполнителей главных и эпизодических ролей обговаривалась отдельно.

Так же могли обговариваться: времена года для съемки фильма, примерный объем летних и зимних съемок, участие определенных актеров и другие производственные параметры конкретных киностудий.

В среднем литературный сценарий имел до 30 основных эпизодов и содержал от 4 до 5 тыс. слов диалога.

Устанавливалось, что к каждому подготавливаемому студией сценарию прикреплялся редактор, ответственный за идейно-художественное качество принятого студией сценария и оказывающий помощь автору в процессе написания сценария (Из циркулярного письма Министерства кинематографии от 26 мая 1948 г. № 8/13-35).

Представленный Автором киносценарий Студия обязана была рассмотреть и письменно известить Автора либо о принятии (одобрении) киносценария, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений. Требования, направляемые Автору в письменном виде о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений, могли быть предъявлены Автору не более двух раз. Срок представления киносценария после внесения поправок устанавливался по соглашению сторон.

После создания сценария и утверждения их руководством киностудии, к литературным сценариям прилагался лимит на постановку фильма и литературные сценарии художественных фильмов рассматривались Главным управлением художественной кинематографии Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР и представлялись на утверждение руководства Комитета. И только после утверждения могла быть осуществлена постановка фильма.

Перед каждой сценой писался ее номер, потом шел объект и время съемки (Пример: Объект-Сельсовет. Павильон. День (лето)), а далее лист делился на две части. В первой части описывалось действие, а во второй писались диалоги.

Откуда берутся Литературные сценарии

Любой из перечисленных ниже источников может стать основой для будущего Литературного сценария:

С последним источником необходимо быть осторожнее, поскольку затронуты права других авторов.

Основные элементы Литературного сценария

Литературный киносценарий — это почти всегда компоновка следующих стандартных блоков:

Форма Литературного сценария прежде всего диктуется производственными особенностями конечного продукта-фильма.

Сюжетное построение Литературного сценария

Любой Литературный сценарий фильма, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

Жанры Литературных сценариев

Структура жанров киносценариев, которые ложатся в основу фильма, в России широка и разветвлена, поэтому Российская система жанров оставлена для развлечения кинокритиков, а сейчас принято пользоваться Голливудской системой определения жанров. Голливуд выделяет четыре основных составляющих для определения рейтинга или параметров проката:

  • Тема фильма
  • Настроение, которое несет фильм
  • Формат фильма
  • Целевая аудитория

Первые два параметра используются для рекламы, вторые два — обычно выносятся в примечание к фильму.

Тема фильма делится на:

  • Криминал (Crime) — рассказывает о преступниках и борьбе с ними, раскрывает место, его характер и сферу преступной деятельности
  • Исторический (Historical) — рассказывает об исторических личностях и событиях
  • Научная фантастика (Science fiction) — технологии, космос и пр.
  • Спорт (Sports) — рассказывает о спортивных достижениях и борьбе с самим собой.
  • Подростковый (Teen) — вращается вокруг обычного конфликта подростков
  • Военный (War) — поля сражений и места, относящиеся к военному времени
  • Вестерны (Westerns) — истории об освоении дикого запада
  • Катастрофа (Disaster)- рассказывает о катастрофах, приводящих к апокалипсису

Список тем в принципе можно продолжать и продолжать.

Настроение, которое несет фильм, делится на:

Формат фильма в свою очередь делится на:

По целевой аудитории фильмы делятся на:

  • Детские фильмы (Children’s film) — фильмы для детей младшего возраста; в отличие от семейных фильмов, не прикладывается никаких особых усилий, чтобы сделать фильм привлекательным для другой аудитории.
  • Семейный фильм (Family film) — это должно быть привлекательным для людей всех возрастов и пригодные для просмотра на молодежную аудиторию. Примерами этого являются фильмы компании Дисней
  • Фильмы для взрослых (Adult film) — предназначены для просмотра только взрослой аудитории, содержание может включать в себя насилие, нарушения норм, непристойный язык или явное сексуальное поведение.

Процесс создания Литературного сценария

Они рождаются в сознании сценариста, а потом выплескиваются на бумагу.

Но что делать, когда есть идея, а ты не знаешь как ее выплеснуть на бумагу? Или когда нет тяги к написанию, а писать надо?

Для этого существуют особые тонкости, которые знакомы только профессиональным сценаристам.

Лог-лайн, синопсис, лист описания персонажей и лист объектов съемок в дальнейшем служит для самоконтроля сценариста при написании сценария, а также для избегания элементарных логических ошибок. Эти документы могут расширяться, а в дальнейшем они упрощают работу съемочной группы.

Чем меньше съемочных объектов и героев, и чем интереснее сюжет, тем больше вероятность постановки фильма по сценарию.

С советских времен технология создания литературных сценариев не изменилась. Все так же подаются заявки. Подбор сценарных идей осуществляется все теми же редакторами киностудий, но теперь уже с учётом мнений основных игроков рынка: кинпрокатчиков и телевизионных компаний. Некоторое время назад на этот рынок начали выходить интернет-компании, которые набирают обороты по заказу фильмопродукции.

А уже потом, после подписания договора, пишется Литературный сценарий.

Особенности создания Литературных сценариев сериалов

При создании сценарных произведений для сериалов, существует особая технология.

Перед работой над проектом главный автор подает заявку. Формы заявки до сих пор не существует, однако чаще всего в заявке указывается:

  • названия проекта;
  • жанр;
  • логлайн, основные герои, краткое изложение (краткий синопсис);
  • целевая аудитория;
  • предполагаемый хронометраж фильма/серии;
  • количество серий (если это сериал).

Иногда указывается полная композиция проекта.

Когда сформирована концепция, написаны сценарии первых серий сериала и сценарии серий приняты, начинаются съемки сериала.

Стандарты форматирования Литературного сценария

В Советское время объем сценария рассчитывался от метража кинопленки. 2500—2700 метров кинопленки равнялось 70-80 страницам машинописного текста, написанного через два интервала. С появлением видеосъемочного оборудования измерения по метражу пленки стало неактуальным.

Первыми применили компьютерную разметку в Голливуде Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America). При их разметке страницы 1 лист формата A4 приблизительно равнялся одной минуте экранного времени.

Благодаря доступному программному обеспечению написать сценарий в правильном формате стало проще. Вот некоторые из современных американских программ для этой цели: FinalDraft, Scriptware, Movie Magic и Script Thing. Большая часть из них может форматировать текст прямо по ходу набора.

Однако при применении этих программ в России возникли проблемы связанные с языком и одна страница уже не равнялась приблизительно одной минуте экранного времени.

На данный момент разметка российского сценария выглядит следующим образом:

Новшество было воспринято крупными кинопроизводителями и прежде всего телеканалами. На телеканалах все измеряется в хронометраже. Сценарии написанные в ином формате на каналах могут быть отправлены в корзину не читая. Исключение составляют именитые сценаристы.

Литературный сценарий, как объект авторского права

Литературный сценарий относится к отдельному виду произведений — сценарные произведения, и служит основным произведением для создания производного аудиовизуального произведения — фильма или сценарного произведения-режиссерского сценария (ст.1259 ГК РФ).

Литературный сценарий созданный на основе произведений литературы, является производным произведением от этих произведений литературы — экранизацией (ст.1259-1260 ГК РФ). Создание экранизации может осуществляться только с согласия автора литературного произведения и на основании соответствующего договора (ст.1260 и 1270 ГК РФ).

Литература

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М. "Искусство", 1975.

Сценарист.РУ

библиотека

киноведение

наши друзья

Новый год: лучшие фейерверки (ч.1)
В этой статье мы представим краткий обзор лучших фейерверков в дни празднования Нового года.

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ ИЛИ "А ОНО ВАМ НАДО?"

(о том, что именно вам стоит защищать и как это сделать не сильно напрягаясь)

Очень часто начинающий автор задаётся вопросом, как сохранить свои авторские права. Хочу поделиться своими соображениями по этому поводу. Возможно многие вопросы у начинающих авторов, связанные с опасением, что их творения будут кем-то украдены, отпадут сами по себе.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Итак, предлагаю рассмотреть некоторые заблуждения.

Вдаваться в юридические тонкости видов авторских прав сейчас не будем – это очень долгий разговор. Лучше разберём конкретные варианты решения самых распространённых вопросов.

Постараюсь избегать малопонятной (порой и мне самому) юридической терминологии и изложить саму суть самым доступным языком.

Первое – имя, которое вы, как автор произведения, хотите закрепить за данной работой. Это может быть псевдоним или реальное ваше имя. Запомните: имя (точнее авторство) – это то, что вы никогда не сможете передать никому на свете, ни под каким предлогом. Вы можете лишь решать под каким именем или псевдонимом будет опубликовано произведение. Единственное обстоятельство, которое может "стереть" ваше авторство – доказательство, что вы не являетесь автором конкретного произведения и никогда им не были.

Казалось бы, совершенно естественные вещи, закреплённые в законодательстве. Но некоторые всё же считают, что могут продать право подписываться как автор под их произведением другому лицу – это заблуждение.

Само собой, если это не предварительный сговор о котором вы согласно вашему негласному (и незаконному, кстати) договору никому не расскажете.

С первого взгляда регистрация в таком обществе своего сценария необходима всем авторам. Но при детальном рассмотрении этот вопрос оказывается не таким простым и однозначным. РАО играет большую роль, когда стоит вопрос о коммерческом использовании созданного произведения. Например, если фильм демонстрируется без разрешения автора (владельца определённых прав) или вовсе без его ведома. РАО в таком случае, обнаружив это нарушение, принимает все меры, чтобы автор (владелец прав) получил заслуженное вознаграждение, чтобы ему был возмещён моральный вред и упущенная выгода и т.д. Всё это хорошо. Но помните, что я говорил выше? Вы не автор фильма, и ваши интересы заканчиваются передачей прав на постановку вашего сценария. Другими словами – продажей сценария. Если же вы продали сценарий, то свой гонорар вы уже получили и претендовать на что-то большее, чем всеобщее признание, не можете. А оно, это признание, не зависит от того, санкционирован ли показ фильма или нет. Даже наоборот, чем больше фильм показывают (даже незаконно), тем выгоднее автору сценария, как не противно это звучит для остальных.

ЧТО ТАКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ГДЕ ИХ ВЗЯТЬ?

Итак, в нашем случае, доказательствами авторства могут послужить:

1. Дата регистрации произведения в РАО

2. Дата создания (предъявления) произведения, заверенная нотариусом.

3. Дата на почтовом штемпеле

4. Показания свидетелей

5. Вещественные доказательства

6. Заключения экспертов

Обратите внимание: я не сказал, что всё это вам гарантирует победу в процессе. Это может послужить лишь доказательствами. Но доказывать своё авторство будет и ваш предполагаемый оппонент.

Теперь разберём каждый пункт в отдельности.

Что предлагает на этот счёт вам РАО? В РАО вы можете зарегистрировать свою работу. Гарантии что это ваше и только ваше произведение даёте вы лично – никто проверять это не будет. В случае спора в суде, вы сможете показать свидетельство о регистрации этого произведения, выданного РАО. Это позволит вам доказать только один факт – то, что данную рукопись вы зарегистрировали указанным числом. Если ваш оппонент умудрится предоставить доказательства, что спорное произведение он писал раньше указанной на вашем свидетельстве даты – автором будет признан он. РАО будет гарантировать исключительно дату регистрации данного произведения у них и больше ничего.

Совершенно то же самое может вам гарантировать подпись и печать нотариуса на вашем экземпляре рукописи. То есть они будут подтверждать факт того, что данная бумага (рукопись) была предъявлена нотариусу такого-то числа. Далее суд будет сравнивать даты, то есть, определять, у кого существует рукопись каким-либо способом заверенная ранее.

Что касается почтового штемпеля, то он имеет не меньшую силу доказательства, чем варианты изложенные выше. Что необходимо сделать, чтобы обычный почтовый штамп стал доказательством, но, опять же, не авторства, а даты, когда рассматриваемое произведение уже реально существовало. Берёте и отправляете самому себе ценное письмо, в которое вкладываете свою работу. Важно, чтобы это письмо было опечатано сургучной печатью, и эта печать не была нарушена до судебного разбирательства. Все необходимые штампы почта ставит на конверт сама. Можете сохранить все квитанции, на которых так же будет стоять дата оплаты. Всё. Это совершенно равнозначное с первыми двумя вариантами доказательство – даже не сомневайтесь. Но помните: конверт не должен быть вскрыт до суда. Для надёжности, вы можете попросить поставить почтовый штемпель с датой на нескольких страницах своей рукописи, перед запечатыванием в конверт. Тогда и нарушенная сургучная печать не будет поводом для сомнений.

О тонкостях заверения даты на вашей рукописи у нотариуса и расценках за данную услугу я рассказывать не буду. Захотите – узнаете без особого труда сами. А вот немного о регистрации вашего произведения в РАО расскажу.

Во-первых, сценарий, превышающий сто страниц текста с размером шрифта 14, будет вам стоить чуть больше 4 тыс. рублей плюс 3 % какого-то сбора. Вы должны будете явиться лично для регистрации в РАО или филиал этого общества, или прислать доверенное лицо, конечно, с нотариальным подтверждением полномочий. То есть, если в вашем городе нет филиала РАО, то это дополнительные финансовые расходы. Остальные условия, в принципе, не сложные и необременительные.

Тут я рассуждаю так:

Если я не могу приехать лично и мне всё равно идти к нотариусу для оформления доверенности, то не проще ли заверить свою работу (точнее дату на страницах сценария) сразу у местного нотариуса?

Что такое показания свидетелей? Допустим, вы пишете сценарий, делитесь своими мыслями с кем-то. Вот этот кто-то может подтвердить, что не позднее чем, например, весной прошлого года вы делились своими мыслями о сценарии, давали почитать какие-то сцены из него. Может вы выставляли свою работу на каком-то конкурсе в Интернете, завязывалась переписка и у вас сохранился контакт с кем-либо. Эти лица так же могут быть свидетелями и подтвердить, что данная работа была предъявлена вами широкой публике не позднее такого-то числа.

Свидетелями могут быть и те, кто может узнать события или предметы, описанные вами в сценарии и подтвердить, что именно эти сцены были взяты вами из вашей реальной жизни или жизни ваших знакомых. Такие показания, кстати, более убедительны, чем любая регистрация, ведь только автор может знать, какие события он выдумал, а что наблюдал реально.

Мало что может быть более убедительным доказательством авторства, чем описание в сценарии раритета, который существует в единственном экземпляре и хранится как семейная реликвия, пусть не ваша, а вашего знакомого, соседа?

То есть если вы сможете сей раритет (любую описанную в сценарии реально существующую уникальную вещь) ещё и предъявить, то вы владеете ещё одним видом доказательства – вещественным доказательством! И в сценарном ремесле такое встречается не так уж редко. Важно об этом просто не забывать.

Заключения экспертов. Думаю, особо объяснять этот пункт не стоит. Это может быть результат экспертизы стиля писателя-драматурга, или ваши черновики, датированные экспертами определённой датой, что-то ещё. Но на это лучше не надеяться, поскольку эти заключения сообщают лишь о вероятности и стопроцентно ничего не гарантируют. В нашем случае, они могут служить как дополнения к основным доказательствам. Но работу экспертов надо оплачивать. Стоит понимать, что авторские споры решаются в порядке гражданского процесса, а не уголовного. Это означает, что сбор доказательств и связанные с этим расходы ложатся на того, кто эти доказательства желает предоставить. Все расходы оплачивает проигравшая сторона, если вы ходатайствовали об этом. Причём, если вы смогли доказать один факт из четырёх, то и возмещаться будет лишь четвёртая часть ваших расходов.

Под иными фактами я подразумеваю, например, сохранённую переписку по обычной или электронной почте, где упоминается (достаточно для идентификации) ваш труд; выставление вашей работе на различных конкурсах, в том числе и на сайтах в Интернете; опубликование в бумажных или электронных журналах, и т.д.

ЕЩЁ НЕМНОГО О РАО.

Вы, наверное, спросите, а для чего же тогда люди несут свои работы регистрировать в РАО? Выше я говорил, об авторах фильмов, вот им это очень важно (ещё более важно сотрудничество с РАО авторам музыкальных произведений). Но им важно не сама регистрация произведения в РАО, а охрана их так называемых имущественных прав, касающихся коммерческого использования продукта (произведения). Продажа сценария для постановки не является коммерческим использованием – вы уступаете конкретное право на экранизацию на конкретный срок, разово получаете гонорар и не получаете вознаграждения от коммерческого использования конечного продукта (проката фильма).

Стоит понимать, что юристы РАО будут защищать ваши авторские права только в том случае, если вы являетесь членом РАО, а это не одно и то же, что регистрация в РАО своего произведения.

Конечно, вы можете стать членом РАО, заключив договор на управление имущественными правами автора на коллективной (совместно с РАО) основе. Но это накладывает на вас некоторые обязанности, в том числе и ежегодные денежные отчисления в РАО. Кроме того, вы будете обязаны заплатить членские взносы. РАО, согласно договору, будет управлять вашими авторскими правами и, конечно, защищать их. Не надо думать только, что это грабёж со стороны РАО. Вовсе нет, но, повторюсь: для вас, если вы только автор сценария, всё это только лишняя головная боль.

У ВАС УКРАЛИ СЦЕНАРИЙ? ВЫ – СЧАСТЛИВЧИК!

Иногда, даже выгодно, когда вашу работу украли. Почему? Продать свой сценарий вы можете и очень дёшево, но ничего потом поделать с этим не сможете. А вот если вы затеете судебное разбирательство, вы привлечёте интерес если не общественности, то тех же продюсеров, режиссёров и других лиц, заинтересованных в ваших способностях. Если у вас украли сценарий, то это уже говорит о вашем таланте. Иначе, зачем воровать? Кроме того, доказав своё авторство, вы сможете получить гораздо больше материальной выгоды, чем могли бы заработать на продаже своего сценария.

Реально установленные факты воровства, связанные с киноиндустрией в России, касаются, как правило, прав на демонстрацию произведения, на прокат, на премьерный показ и т.п., но мне неизвестны подлинные доказанные случаи кражи самого сценария или существенных его частей.

Почему в России крайне редко воруют сценарии художественных фильмов?

Как это ни странно звучит, но это – невыгодно. Сегодня гонорар сценариста в России сравнительно невысок. Воровать у именитостей очень опасно, а начинающему автору, чей гонорар ещё ниже, проще заплатить – в общем бюджете фильма эта сумма просто незаметно растворится. Но если автор интересный, то продюсер заинтересован в дальнейшем сотрудничестве. Зачем же ему терять того, кто может принести прибыль?!

Часто начинающий автор считает, что он богат идеями, которые у него могут украсть и переделать как свои. Спешу успокоить: ваши идеи никому не нужны. Минимум что может заинтересовать – это синопсис (а это уже труд, который можно защищать точно так же, как полноценный сценарий). Но синопсис и стоит "копейки", если вам не удастся создать сценарий хорошего профессионального уровня, но вы напишете интересный синопсис, то его у вас скорее купят, чем украдут. А написание самого сценария поручат ремесленнику-профессионалу.

Теперь вы, наверное, подумали: а если мой сценарий украдут и попросят своего человека переделать его до неузнаваемости? Отвечаю: это самый невероятный случай. Переписать сценарий до неузнаваемости гораздо сложнее, чем написать свой. Другими словами, продюсеру дороже обойдётся заплатить переписчику, чем договориться о соавторстве с обоими сценаристами и спокойно работать, не боясь исков в суд.

Так что же, сценарии вообще не воруют? К сожалению – воруют. Но воруют скорее "запчасти" от сценариев. Дело в том, что сегодня Роскинопром старается перегнать бразильцев и мексиканцев по количеству и халтурности обожаемых домохозяйками мыльных сериалов. Сценарии для мыльных сериалов пишут целыми бригадами, у которых есть жесткие временные рамки и чёткое разделение труда. Работа, надо сказать, не из лёгких и, порой до тошноты, ничего не получается, а времени на вдохновение просто нет. Вот, бывает, и выдёргивают мыльные трудяги некоторые фразы или куски сцен там, где только можно.

Но не рвите себе душу. Скорее всего, такие крохи не признаются судом как воровство (плагиат). Большими же кусками могут выхватить только идиоты, и вам дико повезёт, если у вас украдёт что-то именно такой индивид.

БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ.

Лёгкие косметические переделки слишком заметны, но именно такие и могут послужить основанием к обвинению в плагиате.

Если же краденое переделать качественно, до неузнаваемости, то это почти то же, что написать свой сценарий. Это мало чем отличается, например, от того, что после прочтения какой-либо книги или просмотра фильма (пьесы) у драматурга появится своя идея. Мы все пользуемся каким-то накопленным за свою жизнь багажом знаний и опыта, и не являемся обладателями исключительных прав на общечеловеческие ценности, которые лежат в основе темы любого хорошего сценария. Поэтому искать плагиат в глубинах сюжета – бессмысленно. Чтобы признать плагиат, необходимо доказать, что какой-то сценарий или его часть не мог быть написан без использования вашего. А это крайне сложно.

Какой способ защиты своих авторских прав вы изберёте – решать вам. Я только постарался внести некоторую ясность, подсказать несложные, но достаточно эффективные методы.

Моё личное мнение: бояться воровства не стоит. Так как вы, не напишет никто на свете, и если вы действительно чего-то стоите, то рано или поздно успех придет к вам, и придёт он, скорее всего раньше, чем материализуется гипотетическая возможность кражи вашего произведения. А чем больше у вас будет доказательств, в том числе и свидетелей самого творческого процесса, тем легче вам будет доказать своё авторство и тем меньше будет желающих погреть руки на вашем труде.

З.Ы. Кстати, на счёт стоимости сценария есть какая-нибудь информация? Сценарий полностью готов к экранизации: разбит по сценам, прохронометрирован и сделана по объектная выборка. Жанр: драма, триллер, мистика. Практически неограниченные возможности в РР: от автомобиля до детского питания.

Заранее большое спасибо!

-->

Ау! Отзовитесь пожалуйста! Нужна ваша помощь!

РАО не гарантирует авторам поддержку в случае возникновения спорных вопросов по поводу авторских прав.
Я распечатываю произведение, на первой странице ставлю знак копирайта, дату написания произведения, ФИО, адрес, название произведения. И несу это нотариусу. В двух экземплярах. Документы прошиваются, нотариус фиксирует, что данный документ предоставлен ему Вами такого-то числа в такое-то время. Печать. Подпись.
Один экземпляр отдают Вам. Второй отправляется в архив на хранение.
С меня в сентябре за либретто к мюзиклу в 150 листов взяли 300 рублей всего за такую услугу.
Всё. После этого можете отправлять Ваше произведение режиссёрам, издательствам и прочее.

вот спасибо вам за такой ценный совет!
все гениальное просто:)

Пожалуйста. Самой когда-то подсказали. Очень довольна.

Насчёт стоимости сценария - на договорной основе. От 00 руб 00 коп - за рекламу имени, до бесконечности.
Удачи!

сайт гильдии кинорежиссеров России там и расценки и авторское право а еще отправьте свой сценарий себе по почте

И вскрыть его можно тогда только один раз, этот пакет, в присутствии нескольких свидетелей. Зачем такие заморочки?

Извините, что вмешиваюсь в разговор. Здесь дело не в заморочках, просто это самый дешевый способ "защиты" сценария (стоимостью отправки за ценное письмо).
С уважением

Зафиксировать у нотариуса 100-300 рублей в Орле.
А сколько будет стоить пересылка самому себе пакета со сценарием в 150 листов? Не особенно, ведь, дешевле.

Письмо себе (конверт, марка, услуга за пересылку 90-120лист.) в Украине обходиться в пределах 8 гривень (прибл. 45 рубл.) и в очереди не нужно стоять (сидеть). Пришел в почтовое отделение с паспортом, запечатал конверт, получил его сразу. и все! На все не более 10минут. :)
Хотя, надо бы узнать, сколько стоит у нотариуса в Украине по Вашему "рецепту".
С уважением!

Это не мой рецепт :))
Визирование у нотариуса - доказательство, которое можно предъявить в любое время кому угодно.
Я думаю, это очень важно.

Безусловно, виза нотариуса имеет больший вес, чем целостность печатей на конверте, но. суть одна, и в первом и во втором случае идет речь лишь о том, что такое-то произведение впервые было зафиксировано в такой-то день и заявлено определенным автором. Авторсво не гаорантировано ни в- первом ни во-втором случае. Только дата.

А Вы хотите, чтобы кто-то авторство гарантировал?! Помимо самого автора?
Это как?
:))
Нотариус по запросу суда предоставит нужные документы.
А конверт? А если Вы его уже зачем-то вскрыли? Или кто-то вскрыл случайно?
Впрочем, Сергей, выбор - это дело каждого.

Конверт является аргументом, если он не вскрывался до момента, когда в этом возникнет необходимость. Вскрытый конверт - это просто бумага.

Кто гарантирует авторство? А что гарантирует РАО? Какой тогда его (её)смысл, если он(она) не гарантирует защиту авторских прав. Какие документы предоставит ваш нотариус по решению суда? Только то, что он такого-то числа зарегтстрировал текст, предоставленный Тамарой Нестеровой. И все. Разве он остслеживал рынок сценариев?А если другой нотариус принесет по требованию суда этот же сценарий, зарегестрированный на другого автора, двумя днями раньше?
Нотариус гарантирует только дату регистрации именно этого текста, как впрочем и целые печати на конверте.

Тамара, Вы правы! Выбор за автором.
Вдогонку.
Можно опубликовать свои произведения на Проза.Ру. Там автоматически выдается СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПУБЛИКАЦИИ, которое действует в электронном виде, хотя можно и скопировать.

Я в курсе. Но с каждым сайтом может что-то случиться или поменяться правила.
Удачи Вам, Сергей!

Сергей, вопросы к РАО адресуйте этому обществу. Они отслеживают авторские гонорары и считают, что отстаивать свои права - дело автора. Внимательнее читайте договор с РАО.
Вопросы к нотариусам - адресуйте нотариусам.
А ещё можно поговорить с юристом.

Спасибо, Тамара, за пожелание!
И Вам удачи!
Вдохновения!

есть ещё РОПАС, сидят в доме кино на Васильевской. Там тоже рублей 500 стоит оформление авторского права, ну или может чуть больше. Пару лет назад, они вроде как гарантировали защиту авторских прав в случае чего. Хотя может что и изменилось.

А что, есть основания так переживать за свою нетленку? Судя по анонсу, вы в родстве с сами Дарт Вейдером.

Спасибо, вам всем, огромное, за ваши ценные советы! Теперь, по крайней мере, я знаю в какую сторону двигаться.
Ещё раз, большое спасибо.

Хм. Про нотариуса не знал. Оч. познавательно и забавно получилось.
Интересно, а Володарский или Арабов ( к примеру), тоже свои сценарии к нотариусу носят заверять?

Для начал нужно стать этим "Володарским" или "Арабовым",в смысле наработки имени.

то есть, если я правильно понял:
Для того, чтобы стать "Володарским" и "Арабовым" нужно начинать с того, что регистрировать свой(и) сценарий(и) у нотариуса для защиты авторских прав?

2. То, что говорит внизу Катя Кон - это всё правильно , если не одно но: для сценариста эта регистрация - не более чем психологический "оберег", который у нас ничего не значит и никакого юридического смысла не несет, если вы не являетесь гражданином США.
P.S. WGA means Writers Guild of America.

В обсуждении этого вопроса надо исходить от противного: предположим, возник прецедент, когда автор заявил претензию на нарушение своих авторских прав - независимо от того, действительно ли такое нарушение имело место или автор просто хочет банально срубить денег на чужом успехе. Всё зависит от того, был у автора предварительный письменный договор с ответчиком или нет. Если такого договора нет, то несмотря на любую указанную двусмысленность такого иска он будет всегда решен однозначно - внесудебным порядком и не в пользу заявившего претензии автора. Это знает любой продюсер. Вот и все.

Кирилл, в итоге, ты к чему клонишь? Я в авторском праве, пока ещё, совершенно ничего не смыслю. Объясни пожалуйста человеческим языком как обезопасить свой сценарий.
И чем тебе не нравится вариант с нотариусом?

самый надежный способ обезопасить сценарий - это никому его не показывать, беречь как зеницу ока и унести его с собой в могилу.

А если серьезно, то самый надежный способ - это разрабатывать сценарий в тесном сотрудничестве с режиссером и продюсером и запустить его в производство сразу, как он только будет готов, пока его никто не успел "стырить". Кажется, так оно и есть.

Кирилл, сценарий полностью готов к производству. Разбит по сценам, объектам и даже прохронометрирован, вот только режиссёра пока с продюсером нет.

Ну ты,понтярщик. Несёт абракадабру. Ты бабки с девочки попроси. побирушка

Решение о готовности сценария к производству принимает всегда только продюсер. Кстати, именно продюсер который заключает с автором договор на реализацию готового или разрабатываемого сценария и отвечает за обеспечение авторских прав на этот сценрий, поскольку сам в этом кровно заинтересован . Сценарист этим вообще не должн заморачиваться - это не его проблемы.

Уважаемый Кирилл!
вопрос гарантии прав на 100% обеспечивается в том случаи если есть потенциальный заказчик.

В этом, наверное, сценарист и отличается от копирайтера. Я работаю в основном с рекламой..

Для копирайтера потенциальным заказчиком может быть кто угодно.
Но без заказчика обеспечить копирайт любого продукта, и уж тем более сценария, на 100% невозможно.Так?

Поэтому у меня будет такой вот вопрос к Вам: как вы считаете, каким образом, по вашему мнению, сценарист должен обеспечивать авторское право своей идеи или синопсиса, когда он приходит с ней к продюсеру? Прошу прощения, что вопрос "шкурный".

Во-первых, НИКОГДА не рассылайте свой сценарий или синопсис "веером" через Интернет . Интернет - это грандиозная помойка.
Во-вторых, НИКОГДА не обсуждайте свой сценарий в открытом сетевом форуме, и уж тем более, непонятно с кем..Я рекомедую делать следующим образом: создать закрытый форум только "для своих" - автор, режиссер и продюсер - лишних людей там быть не должно, и там решать все творческие вопросы.
В третьих. не позволяйте своему сценарию висеть на разных киношных сайтах. Там в основном пасутся всякие сетевые мелкотравчатые, к кинопроизводству отношения не имеющие. Увы! Это не только вопрос сохранности авторских прав: ни один здравый продюсер никогда не возьмет "засиженный мухами" сценарий в производство. Момент эксклюзива здесь очень важен.
В четвертых, для того, чтобы заинтересовать продюсера, вы должны сначала сообщить ему тему вашего сценария, которая формулируется при помощи логлайна. Если не знаете что такое -прочтите у Червинского. Только ТЕМУ!Грамотный продюсер сразу поймет, стоит с вами связываться или нет.
Для продвижния вашего сценария необходимо встречаться с продюсером лично. (желательно). Если вы увидите в глазах продюсера блеск, значит, идея сработала - и она теперь настолько же принадлежит продюсеру, как и вам. Теперь продюсер отвечает сам за сохранность авторских прав вашего произведения.
Всё остальное я уже писал вам в письме по поводу вашего сценария.

:)
большое спасибо еще раз , Кирилл.
Напомните, кто такой Че рвинский ?
Еще вопрос:
-если "идея сработала - и она теперь настолько же принадлежит продюсеру, как и вам."
Что вы имели в виду?

Извините, но вы здесь не в тему со своими комментариями.

И еще один вопрос,
Как быть тогда с договором об охране авторских прав между продюсером и автором, если взаимный интерес состоится?

Над этим сценарием я намеренно работала детально. Не только как сценарист, но и как второй режиссёр. Не умею по-другому.
Так что подобный материал, готов ,более чем на 90%, к производству.

1 Кто Червинский - см. гугл.
2. "идея сработала - и она теперь настолько же принадлежит продюсеру, как и вам." - готовый фильм является совокупностью авторский прав автора, режиссера и композитора, которые передаются продюсеру. Как и на каких условиях - зависит от договора.
3. Что такое "договор об охране авторских прав между продюсером и автором" я не знаю. Продюсер заключает с автором договор либо как заказчик - это одно, либо как партнер - это другое. Главное , чтоб взаимный интерес состоялся. Все остальное - дело техники и взаимного доверия.

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст. 1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:

сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);

литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);

режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);

музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);

художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);

исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст. 1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения. Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Изложенное позволяет сделать следующий вывод. Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении. Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

29 05 13

Автор статьи разделяет аудиовизуальные произведения, видеозаписи и телепрограммы, считает каждый из указанных объектов самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности. Рассмотрим правовой статус аудиовизуальных произведений, которые согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ относятся к объектам авторского права.

В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Из приведенного определения следует, что аудиовизуальное произведение:

  • по содержанию – это кино-, теле-, видеофильм, хроникально-документальный, научно-популярный, анимационный, учебный фильм или иное подобное произведение;
  • по форме – зафиксированная серия связанных между собой изображений с сопровождением или без сопровождения звуком (остановившееся изображение (кадр) не является аудиовизуальным произведением. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ его можно отнести к произведению, полученному способом, аналогичным фотографии);
  • по способу фиксации – это произведение, зафиксированное на любом материальном носителе, как с помощью профессионального оборудования, так и оборудования, предназначенного для использования в домашних условиях.

Следует отметить, что для определения правового статуса аудиовизуального произведения не имеет никакого значения, цветной это фильм или черно-белый, полнометражный или короткометражный, немой или звуковой.

Сценарий фильма имеет сюжет, представляющий способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировку подачи изображаемых событий. При этом фабула – это цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В состав фабулы включают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иными словами, сюжет кинематографического произведения – это ход каких-либо событий, зафиксированный в сценарии такого произведения.

Однако страны – участницы Бернской конвенции обязаны руководствоваться также п. 3 ст. 14 bis, согласно которому из числа авторов кинематографического произведения не могут быть исключены авторы сценариев, диалогов и музыкальных произведений, созданных для постановки кинематографического произведения, а также его режиссер-постановщик. Иными словами, список авторов аудиовизуального произведения может быть в национальном законодательстве увеличен, но никак не уменьшен.

Пунктом 2 ст. 1263 ГК РФ установлено, что авторами аудиовизуального произведения являются:

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария (в котором, как правило, предусмотрены и диалоги);
  • композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Этот перечень носит исчерпывающий характер, т.е. к числу авторов аудиовизуального произведения не могут быть отнесены иные лица. Так, авторами фильма не считаются: автор произведения, положенного в основу сценария (романа, повести, рассказа, пьесы и др.); оператор-постановщик; художник-постановщик; другие лица, творческим трудом которых было создано аудиовизуальное произведение; а также авторы произведений, вошедших в фильм в качестве его составной части (фотографы и др.).

Возникает вопрос: кому принадлежит исключительное право на созданное аудиовизуальное произведение? В соответствии с п. 4 ст. 1263 ГК РФ права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 ГК РФ.

Из этой нормы закона следует, что права продюсера могут быть следующими. Если продюсер заключит с авторами фильма договоры об отчуждении прав на фильм, то он становится обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности. Если же с указанными авторами будут заключены лицензионные договоры, то исключительное право на фильм останется за авторами. Если с частью авторов будут заключены договоры об отчуждении права, а с другими авторами – лицензионные договоры, то исключительное право на аудиовизуальное произведение частично будет принадлежать продюсеру, а частично авторам, заключившим с продюсером лицензионный договор. В этом случае в соответствии с п. 2 ст. 1229 ГК РФ можно говорить о том, что исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит нескольким лицам совместно.

На практике российские изготовители фильмов все спорные вопросы снимают путем заключения с авторами аудиовизуальных произведений только договоров об отчуждении исключительного права на фильмы в полном объеме. Обладателями исключительных прав на фильмы в таких случаях будут продюсеры.

Продюсер обязан заключить соответствующие договоры на использование всех произведений и исполнений, вошедших в фильм, для соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Необходимо отметить, заключение договора о создании аудиовизуального произведения предполагает согласие исполнителя на использование его исполнения в составе аудиовизуального произведения. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре (п. 4 ст. 1317 ГК РФ).

Также продюсеру следует заключить договоры и с изготовителями фонограмм, если таковые использовались при создании фильма. При этом необходимо отметить, что сама звуковая запись фильма в силу подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограммой не является.

Аудиовизуальное произведение и видеозапись, осуществленная на концерте или на сцене театра, по форме материального воплощения аналогичны. В обоих случаях речь идет о зафиксированной серии связанных между собой изображений. Данные результаты интеллектуальной деятельности также аналогичны и по способу фиксации.

Если же говорить о содержании аудиовизуального произведения и видеозаписи, то различия между ними очевидны. В создании аудиовизуального произведения (видеоряда и звукозаписи) принимает участие огромный творческий коллектив: авторы фильма, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, художник-мультипликатор (для анимационных фильмов, а иногда и для кинофильмов) и др. Фильм снимается по сценарию, специально для него созданному. На его основе создается режиссерский, так называемый постановочный сценарий. Руководство всем творческим процессом осуществляет, соответственно, режиссер-постановщик.

При производстве кинофильма выбирают натурные места съемок, арендуется съемочный павильон, создаются декорации и костюмы, устанавливается специальное освещение, и осуществляются другие необходимые приготовления. Съемки фильма происходят поэтапно в течение длительного периода времени – от нескольких дней до нескольких лет. Делаются многочисленные дубли одной и той же сцены фильма, которые не обязательно снимают последовательно по сценарию, заключительную сцену могут снять и в начале, и в середине съемочного процесса. Финансовые затраты на изготовление аудиовизуального произведения составляют значительные суммы, часто на съемки фильма продюсером берутся кредиты или привлекаются заемные средства.

Для создания видеозаписи в концертном зале или театре устанавливается несколько камер и звукозаписывающая аппаратура. Камеры в ходе проведения указанных театрально-зрелищных мероприятий в течение нескольких часов фиксируют все происходящее на концертной сцене или в театре. В постановочной части происходящего на сцене изготовитель видеозаписи не участвует. После чего происходит монтаж отснятого материала, наложение звука на видеоряд, и запись готова. Авторами видеозаписи являются оператор и монтажер. В творческом плане невозможно сопоставить работу указанных лиц и лиц, творческим трудом которых было создано аудиовизуальное произведение: режиссера-постановщика, автора сценария, композитора, оператора-постановщика, художника-постановщика, художников по костюмам и гриму, фотографов, артистов-исполнителей и иных лиц.

Следует отметить, что трансляция концертов и иных театрально-зрелищных мероприятий порой осуществляется телевизионными компаниями в прямом эфире, без использования видеозаписи.

Таким образом, видеозапись нельзя отнести ни к кинематографическим произведениям, ни к другим аналогичным произведениям (фильмам). Каков же ее правовой статус?

Телепрограммы часто идут не только в записи, но и в прямом эфире, например, информационные программы, трансляции парадов или праздников. Поэтому по содержанию телепрограмма никак не может быть отнесена к аудиовизуальным произведениям (фильмам).

На основании вышеизложенного следует, что ни видеозапись концерта (спектакля), ни телепрограмма не являются аудиовизуальными произведениями (фильмами).

И.А. Силонов
заместитель директора
экспертно-аналитического департамента РАО

Читайте также: