Садовски м в инклюзивное образование как реализация права в условиях общеобразовательных учреждений

Обновлено: 04.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Инклюзия как реализация права детей с ОВЗ на образование.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети со абсолютно несоциализированны. Вот поэтому возникла необходимость инклюзии таких детей в массовые образовательные учреждения.

Чем же гарантируется право ребенка с ОВЗ на образование:

Конвенцией о правах ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.

Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013

А сейчас мы поговорим, как строить свою работу с такими детьми.

Так что же такое инклюзия в образовании.

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной
жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и возможность быть услышанным;

Подлинное образование и воспитание может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ДОУ:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисци-
плинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и
в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,
понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для
их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют
следующие стартовые условия:
Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ
Консультативный пункт организуется в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Цели создания Консультативного пункта – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Содержание работы Консультативного пункта:
– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу
– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
– обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных
представителей).

СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

Служба ранней помощи – является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детского сада компенсирующего (комбинированного) вида, началь-
ной школы-детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности.
Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 4 лет, составленную на основе рекомендаций по обучению ребенка раннего возраста. В условиях специально организованной развивающей среды специалистами (дефектолог, педагог-психолог, логопед) проводятся индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультации с родителями о направлениях работы, новых достижениях ребенка, играх и упражнениях для
занятий дома. Целью деятельности Службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

ЛЕКОТЕКА

Лекотека является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные
образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей. Целью создания Лекотек является обеспечение психологопедагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.
Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций, в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. В последствии ребенок может быть переведен
в инклюзивную группу или класс.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.).

Принципы организации предметно-развивающей
• Среда должна быть безопасной.
• Среда должна быть комфортной и уютной.
• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
• Среда должна быть информативной.
• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. При планировании среды используется принцип командной работы. Учитывая особенности детей группы (возрастные и
индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты и т.д.). Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ
в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).
Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с матери-
алами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка.

Основная задача организации предметно-развивающей среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль.
Другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,
➢ Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом .
➢ Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее , предоставляют обратную связь , дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
➢ Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад , вносимый ими в общее дело .
➢ Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели , такой , наприм ер, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).
➢ Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами , чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность , так и нового педагога .
Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить
различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

Таким образом, при четко продуманном содержании организации работы детского сада с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в обычных детских садах.

Читайте также: