С уголовно правовой точки зрения к политическим преступлениям можно отнести

Обновлено: 25.06.2024

33. Криминологическая информация: понятие, источники, методы получения, требования к криминологической информации

Криминологическая информация - информация о преступности и мерах по ее предупреждению. Ее определяют как содержание, устраняющее неопределенность знаний.

Криминологическая информация отвечает 3 методическим требованиям, таким как:

1) полнота и всесторонность информации. Несоблюдение этого правила приводит к искаженному представлению, служит основой ошибочных выводов и рекомендаций. Полнота информации - ее комплексность, достаточная для анализа преступности и результатов работы правоохранительных органов по укреплению правопорядка;

2) своевременность информации - определяется задачами конкретного исследования. Своевременной будет информация, поступающая из отчетных данных за прошедший период времени или полученная от исследований предшествующей борьбы с преступностью;

3) истинность и достоверность. Искажения информации при первичной регистрации, при передаче для последующей статистической обработки, возникающие из-за нарушения технологического процесса ее обработки, ведут к неверным суждениям и практическим выводам.

Контроль за достоверностью информации обеспечивается на всех стадиях ее сбора, обработки и анализа. Он заключается в сплошной или выборочной проверке заполнения документов, дублирующих процесс переноса информации с них на машинные носители. Достоверность обеспечивается однозначностью. Для предупреждения нежелательных явлений в информационных процессах используют терминологию, употребляемую в документах сбора информации.

Главными источниками криминологической информации являются:

1) статистическая отчетность о преступности и результатах борьбы с ней;

2) результаты научных криминологических исследований.

Статистика преступности осуществляется:

2) Прокуратурой РФ - она изучает сведения о движении уголовных дел и основных результатах работы по расследованию преступлений;

3) Министерством юстиции - ведет статистику об осужденных сотрудниках правоохранительных органов и о результатах работы судебной системы.

Уголовная статистика содержит сведения о динамике преступности, составе лиц, совершивших преступления, и мерах борьбы с преступностью.

Для выявления причин преступности, разработки мер по ее предупреждению статистических данных недостаточно. Научные криминологические исследования позволяют глубже проникать в предмет исследования, разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности мер борьбы с преступностью в системе правоохранительных органов.

34. Понятие политической преступности и ее формы

Политическая преступность представляет собой общественно опасную форму борьбы правящих или оппозиционных политических элит за власть или за ее неправомерное удержание.

Политическая преступность имела большое распространение в прошлом нашей страны. Первые попытки криминологического осмысления политической преступности в нашей стране появились в 1990-е гг.

Политическую преступность рассматривают с трех позиций:

С уголовно-правовой точки зрения к политическим преступлениям по УК РФ можно отнести прежде всего некоторые насильственные преступления против основ конституционного строя:

1) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности (ст. 277 УК РФ);

2) насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ(ст. 278УК РФ);

3) вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 279 УК РФ);

4) публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или осуществлению экстремисткой деятельности (ст. 280 УК РФ).

Мотивационный подход предполагает политическую мотивацию совершенных деяний. Он шире уголовно-правового, так как по политическим мотивам могут быть совершены самые разные преступления:

1) против жизни и здоровья;

2) против свободы, чести и достоинства;

3) против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

4) против общественной безопасности;

5) против основ конституционного строя и безопасности государства;

6) против мира и безопасности человечества.

Оценочный подход предполагает придание политического значения совершенному преступному деянию не только самим преступником, но и жертвой, обществом и государством. Оценочный подход широко используется в качестве политических спекуляций, когда лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за реально совершенное преступление, утверждает, что над ним производится политическая расправа.

Все разновидности политической преступности условно можно свести к трем видам:

1) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельными лицами или группировками против легального конституционного строя (государства) или его законных руководителей;

2) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельными лицами и группами лиц против своих политических конкурентов;

3) преступления, совершаемые правящей группировкой тоталитарных режимов в собственных политических целях против народа, отдельных партий, групп и конкретных лиц.

35. Причины политической преступности и ее предупреждение

Политические преступления рассматривают на психологическом и социологическом уровнях.

На психологическом уровне непосредственной причиной преступления является антиобщественная установка противогосударственной направленности.

Социологический и политический анализ свидетельствует о том, что кризисные явления в экономике, неустойчивая политическая ситуация, коррупция среди чиновничества и многое другое разрушают общественную жизнь, порождают неудовлетворенность, разочарование, толкают на поиски иных путей развития.

Таким образом, социальная ситуация, с одной стороны, выступает в качестве негативного фактора формирования личности, с другой - в виде повода для совершения преступления.

Основную роль по предупреждению политической преступности играют средства и методы общего предупреждения преступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития:

1) повышение уровня жизни населения;

2) сглаживание существенных различий вдоходах граждан;

3) ликвидацию кризисных явлений в экономике и т. д.

Предупреждению антигосударственной политической деятельности способствует своевременное разрешение не только экономических проблем, но и вопросов, связанных с межнациональными конфликтами.

Существенную роль играет внутриполитическая стабилизация:

1) достижение общественного согласия;

2) прекращение противостояния ветвей власти и политических партий;

3) признание и поддержание плюрализма взглядов.

Все эти социально-экономические и политические меры общественного предупреждения должны дополняться системой правовых мероприятий. Главное из них - твердое поддержание конституционного порядка, при котором возможные разногласия между политическими партиями, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации, переходящей в насилие, а в соответствии с юридическими механизмами (парламентские слушания, круглые столы, арбитраж, суд и т. д.).

Специальное предупреждение политической преступности осуществляется правоохранительными органами, среди которых ведущую роль играет Федеральная служба безопасности (ФСБ).

ФСБ анализирует политическую обстановку в стране и обращает на это внимание правительства и соответствующих государственных органов или общественных организаций. Расследуя конкретные дела об антигосударственной деятельности, ФСБ вправе вносить представления о причинах и условиях, способствующих политическим преступлениям.

Особое значение в современных условиях имеют борьба против международного терроризма, требующая сплочения всех демократических государств, и разработка эффективной и скоординированной политики в этой области.

36. Понятие и общая характеристика терроризма

Термин "терроризм" происходит от латинского слова terror- "страх, ужас". Как социально-политическое явление и общественно опасное деяние терроризм имеет многовековую историю. Его обыденное и юридическое понимание с течением времени изменялось и расширялось, но основная его суть - наведение страха и ужаса на власть и население путем совершения жестокого насилия и угроз насилием с целью запугивания, устрашения и подавления политических противников и конкурентов, навязывания им своей линии поведения.

Терроризм представляет повышенную опасность потому, что он:

1) часто влечет за собой массовые человеческие жертвы, наносит многим людям непоправимые телесные увечья и психические травмы, приводит к разрушению материальных и духовных ценностей. Террористы часто уничтожают людей, не имеющих к их конфликтам и проблемам никакого отношения;

Читайте также: