С помощью каких факторов целесообразно осуществлять закаливание в доу

Обновлено: 30.06.2024

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) особое значение уделяют закаливанию организма.

Микляева Н.М. отмечает, что одним из факторов воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных образовательных учреждениях. Для этого в дошкольных учреждениях разработаны разнообразные виды физической нагрузки, а также оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе и закаливающие мероприятия в режиме дня детей дошкольного возраста. [ 4 ; с.17].

Э.Я. Степаненкова уделяет внимание одной из форм физического воспитания - это закаливающие процедуры, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей. В старшем возрасте процесс закаливания многообразен. Он включает в себя специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны) и определенные условия в связи с установленным режимом дня (проветривание, длительность прогулок, двигательная активность); по исследованиям А.В. Кенеман все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает положительно-эмоциональное состояние психики) [8; с.287].

Одна из целей закаливания, которая прописывается в ФГОС дошкольной организации — это выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки [11].

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание – развитие наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.) [ 2 ].

Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода [2].

Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к. все они между собой взаимосвязаны.

5. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.

В результате организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания [2].

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В.Г. Фролов говорит, что прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между явлениями, а это влияет на развитие мышления и речи [13 с.3].

Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условно рефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условно рефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными [3].

Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.

Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.

Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.

Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.

Таким образом, можно сделать вывод, что все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения витаминов в рацион ребенка. Потому, что питание является важным компонентом полноценного физического развития детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное- значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.

Педагогам ДОУ и родителям стоит учитывать индивидуальные особенности здоровья дошкольника и грамотно подходить к его оздоровлению, придерживаясь следующих правил: Постепенность. Внедрять процедуры закаливания в жизнь ребёнка следует постепенно, ведь детский организм ещё не приучен к сильным раздражителям. Наилучший результат закаливания будет заметен при установлении строгой дозировки, с постепенным увеличением раздражения. Рекомендуется вводить процедуры закаливания в тёплое время года. Последовательность. Для начала следует внедрить воздушные ванны, и только после переходить к водным и солнечным. Воздушные ванны стоит начать практиковать в помещении и по мере закаливания переносить на открытый воздух. Систематичность. При постоянном закаливании реакция организма на внешние раздражители совершенствуется. Привыкание закладывается в течение долгого времени. Когда закаливающие процедуры проходят от случая к случаю, организм дошкольника не успевает выработать устойчивость к воздействию прохладного воздуха, воды или солнца. Эффект достигается только при регулярном закаливании. Комплекс мероприятий. Лучше всего закаливающие процедуры осуществлять вместе с двигательной активностью, гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и соблюдением режима. Индивидуальность. У каждого ребёнка есть особенности, которые надо учитывать – его возраст, общее состояние здоровья, уровень закалённости [7].

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный сон. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями с детьми старшего дошкольного возраста проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

В дошкольных учреждениях проводятся разные виды гимнастик.

Э.Я. Степаненкова обращает внимание, что ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Гимнастика способствует развитию слуха, формирует чувство ритма, темпа, способствует развитию выразительности, грациозности, красоты, музыкальности и ритмичности движений. Часто используются элементы художественной гимнастики, отличающейся пластичностью, утонченностью движениями, танцевальным характером, склонным к импровизации. Зачастую используются гимнастические предметы (мяч, скакалка, обруч, лента). Используются и элементы спортивной гимнастики (растяжка и кувырки) [ 8 ; с.144-145].

Уникальная методика дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, положительно влияет на обменные процессы. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика или упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Дыхательная гимнастика может выполняться на протяжении всего дня и на каждых оздоравливающих мероприятиях [4; с.44].

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Т.С. Никанорова уточняет, что упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний [5; с.44].

Е.Ю. Тимофеева говорит о пальчиковой гимнастике – это развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая пальцами формируются моторные функции, подготавливая руку к письму и происходит влияние на развитие речи, внимания и памяти, улучшает работу мозга [10; с.5].

Особое внимание в режиме дня надо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому надо соблюдать чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения, рациональную неперегревающую одежду детей, соблюдение режима прогулок во все времена года, занятия утренней гимнастикой и физкультурой, использовать в течение дня ходьбу босиком, обширное умывание, сон без маек, Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями). Два раза в неделю проводить занятия по плаванию [ 1 ].

Когда речь идёт о закаливании, детей можно разделить на три группы по здоровью:

1) Здоровые, закалённые (возможно интенсивное закаливание);

2) Здоровые, начинающие закаляться или имеющие лёгкие отклонения в состоянии здоровья;

3) С хроническими заболеваниями или выраженными отклонениями (щадящее закаливание).

Закаливание должно быть в удовольствие, и, если ребёнок плачет или недоволен процедурами, не следует его принуждать. Нужно постараться создать благоприятную обстановку и привлечь к процедурам закаливания при помощи игровой деятельности, чтобы он получал удовольствие и чувствовал себя бодро и энергично.

Процедуры закаливания противопоказаны, если: Не прошло пяти дней после перенесённой болезни или профилактической прививки; Не прошло двух недель после обострения хронического заболевания; У ребёнка повышенная температура.

В тёплую погоду эффективная процедура закаливания – солнечные ванны. Такое закаливание проводится каждый день в виде пятиминутного пребывания на солнце. Самое благоприятное время для принятия солнечных ванн – раннее утро (с 8 до 9) и вечер (с 15 до 16), так как в это время в спектре солнечного света большее количество ультрафиолетовых лучей, а не инфракрасных, которые обжигают. Голову ребёнка следует покрывать головным убором, а также соблюдать питьевой режим.

Важно помнить о том, что проведение закаливающих процедур в ДОУ контролируют медицинские работники. В течение лета при регулярном закаливании организм ребёнка вырабатывает устойчивость к прохладе и контрасту, и к наступлению холодов иммунитет к вирусным инфекциям повышается.

Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно, как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс [9].

Закаливающие процедуры в младшей группе:

  • Утренняя гимнастика;
  • Полоскание полости рта после каждого приёма пищи. Обучение чистке зубов;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями;
  • Физкультурные занятия в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
  • Элементы обширного умывания;
  • После полдника полоскание полости рта.

Закаливание в средней группе:

  • Утренняя гимнастика;
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
  • Физкультурные занятия в зале в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями;
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек и подушек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Обширное умывание, ходьба босиком;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
  • После полдника полоскание полости рта.

Закаливание в группе старшего дошкольного возраста:

  • Утренняя гимнастика;
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
  • Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин;
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Обширное умывание, ходьба босиком;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
  • Полоскание полости рта после полдника.

Закаливание в ДОУ – это регулярное использование природных факторов для повышения устойчивости детского организма к изменениям погодных условий. Занятия гимнастикой и закаливание не дают мгновенный эффект, эффект вырабатывается месяцами, и даже годами. Потому так важно соблюдать систематичность проводимых процедур и вести график согласно возрастным категориям дошкольников. Поддерживать регулярность закаливания стоит и родителям, чтобы здоровый образ жизни прививался ребёнку на постоянной основе и вне детского сада.

Закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Содержимое публикации

1 квалификационной категории

Потапова Ольга Алексеевна

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Основы закаливания детского организма разработаны в начале XXв. Сперанским Г. В. и заключаются в следующем:

• выбор способа закаливания зависит от климатических условий региона проживания (на севере – к холоду, на юге – к жаре, в горах – к пониженному атмосферному давлению);

• закаливание должно проводиться путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды и др.);

• проводить закаливание можно лишь при полном здоровье (организм в состоянии выраженного напряжения адаптационных механизмов или дизадаптации не может адекватно реагировать на внешние воздействия);

• проведению закаливающих воздействий должен сопутствовать положительный эмоциональный фон (закаливание по принуждению, сопровождаемое плачем и криком – бесполезное занятие);

• закаливающие воздействия должны проводиться с соблюдением индивидуальных особенностей здоровья и степени закаленности организма.

• закаливание должно проводиться систематически (при нарушении систематичности терморегуляционный рефлекс ослабевает и уже через неделю устойчивость детского организма к холодовому воздействию снижается);

•необходимо последовательное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам можно приступать после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.).

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Закаливание воздухом.

В настоящее время ведущим способом закаливания детей в ДОУ являются воздушные ванны и хождение босиком, так как они имеют возможность разнообразить формы и методы их применения, позволяют реализовать наиболее важный вид закаливания – замедленное холодовое воздействие. Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Рекомендуется использовать пульсирующий микроклимат не только во время физкультурных и оздоровительно-игровых занятий, но и при каждом удобном случае, дающем возможность воздействия контрастными температурами воздуха.

Пульсирующий микроклимат создается путем интенсивного проветривания помещений групповых во время дневного сна, перед занятием до температуры воздуха в них на 3–5° ниже температурной нормы (20–22°); через 2–3 недели можно увеличить до 6–8° и поддерживать на этом уровне еще в течение 2–3 недель. Если все дети хорошо переносят эти колебания, амплитуду их увеличивают до 9-10°. Закрытие фрамуг должно производиться за 15 мин до подъема детей.

Наиболее простыми способами создания пульсирующего микроклимата являются:

• переход из помещений солнечной стороны на теневую и наоборот;

• использование теплозащитных свойств одежды: одеться потеплее, чтобы вспотеть, затем, часа через 1,5–2, снять лишнюю одежду и так повторять несколько раз в течение дня;

• в переходные периоды года, при температуре наружного воздуха от 0 до 10°, открыть окно, подвести к нему детей и подышать свежим воздухом 1–2 мин, повторяя так несколько раз в день. При этом помнить – никаких сквозняков! Сквозняки никакого отношения к пульсирующему микроклимату и воздушному душу не имеют.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Формой механического и термического точечного массажа стоп является хождение босиком. Оно рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком.

Закаливание водой.

Водные процедуры весьма положительно влияют, на организм возбуждают аппетит, улучшают кровообращение, обмен веществ тонизируют нервную систему, создают бодрое настроение, повышают защитные свойства организма.

Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Во-первых, необходимо умываться водой комнатной температуры (18–20°) и даже теплой при каждом удобном случае. Закаливающее обмывание, включающее в себя омовение лица, шеи и рук до локтя, должно проводиться не только до и после ночного и дневного сна, но и при каждом гигиеническом мытье рук (в случае их загрязнения, после посещения туалета, перед едой и т. п.). В последнем случае руки моются с мылом, а лицо и шею только ополаскивают водой. Во-вторых, после мытья кожа лишь слегка вытирается (снять капли, а затем подлежит естественному обсыханию, так как сам процесс испарения оставшейся влаги приводит к охлаждению испаряющей поверхности, превращая его в закаливающее холодовое воздействие.

Полоскание рта и горла водой понижающейся температуры. Предлагается следующая методика закаливающего полоскания рта. Оно проводится после каждого приема пищи. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с. производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Начальная температура воды для обтирания детей 3 лет составляет 32 °С, для детей 5-6 лет — 30 °С, для детей 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1° и доводят до 22 °С летом и до 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 °С и 24 °С — для детей 5-6 лет, до 18 °С и 22 °С — для детей 6-7 лет. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливанию.

Спустя 2 недели от начала влажных обтираний можно назначать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время для начала проведения ножных ванн — лето. Обливание ступней и голени начинают с температуры воды, равной 28 °С, далее охлаждают ее из расчета 1° в неделю. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание осуществляют следующим образом. Обливание ног лучше всего производить в ванне, где ребенка усаживают на специальную подставку. На дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы. Подбирают нужную температуру воды путем ее смешивания. Время процедуры — 20-30 с. По окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а далее растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливания можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Следует отметить, что если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температурой воды, более высокой, нежели указано выше. В противном случае произойдет обратный результат закаливающего воздействия — ребенок может заболеть. В этой связи следует учесть, что в любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная от неспециальных закаливающих мероприятий и перехода к специальным: воздушным ваннам, местным обливаниям, общим обливаниям, плаванию.

Закаливание солнечными лучами.

Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев. Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении. Важно отметить, что активное поведение ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегревался. Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покровов, степенью их гиперемии и потоотделения.

Непременным методическим приемом при проведении световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и температуры (руки и ноги, и лишь затем туловище. Детям в возрасте 3 лет и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19 °С. На голову надевают панамку, кепку или любой головной убор светлого цвета во избежание перегревания; могут быть надеты очки с темными светофильтрами.

Закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

1. Празников В. П.. Закаливание детей дошкольного возраста.—е изд., перераб. и доп.— Л.: Медицина,1988.— 224 с.,

3. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Владос-Пресс, 2006. - 176 с.

4. Глен Доман: "Как сделать ребенка физически совершенным", "Гармоничное развитие ребенка" - М.:1996

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке

    Закаливание:

    • оздоровительные прогулки, ежедневно
    • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

    Оздоровительная работа

    1. Сквозное проветривание
    2. Санитарный режим
    3. t = 20-22 о С
    4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
    5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
    6. Утренняя гимнастика
    7. Физкультурные занятия
    8. Подвижные игры
    9. Закаливание:
      1. оздоровительные прогулки;
      2. умывание прохладной водой;
      3. воздушные ванны:
        а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
        б) дорожка здоровья;
        в) облегченная одежда;
        г) сон с открытой фрамугой.

      Основные принципы и средства закаливания

      С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

      Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

      1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

      2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

      3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

      Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

      1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
        После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
      2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
        Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
      3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
        Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

      Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

      Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

      • в младших группах до 20-25 мин.
      • в старших группах до 30-40 мин.

      Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Общие гигиенические требования к закаливанию в ДОО.Виды закаливания.

      Выполнила: Воспитатель: Усманова А.Р.

       Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания заключается в тренировке терморецепторов. Закаливание оказывает как специфическое, так и неспецифическое действие на организм. Специфическое воздействие заключается в тренировке термо-регуляционных механизмов, происходит выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляторного аппарата на холодное воздействие. Неспецифическое воздействие – повышение устойчивости организма к воздействию метеофакторов, при этом совершенствуется реакция гомеостаза.

      Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания заключается в тренировке терморецепторов. Закаливание оказывает как специфическое, так и неспецифическое действие на организм. Специфическое воздействие заключается в тренировке термо-регуляционных механизмов, происходит выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляторного аппарата на холодное воздействие. Неспецифическое воздействие – повышение устойчивости организма к воздействию метеофакторов, при этом совершенствуется реакция гомеостаза.

       ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 1. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ 2. ПОСТЕПЕННОСТЬ 3. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ 4. ОПТИМАЛЬНОЕ ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 5. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЕННОСТЬ 6. АКТИВНЫЙ РЕЖИМ 7. САМОКОНТРОЛЬ

      ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

      3. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

      4. ОПТИМАЛЬНОЕ ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ

      5. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЕННОСТЬ

      6. АКТИВНЫЙ РЕЖИМ

       Различают два вида закаливания: 1.В повседневной жизни. 2.Специальные методы закаливания

      Различают два вида закаливания:

      1.В повседневной жизни.

      2.Специальные методы закаливания

      Закаливание в повседневной жизни

      Закаливание в повседневной жизни


      Смена пеленок Переодева-ние При оптимальной температуре воздуха в помещении Воздушные ванны включают Раздевание Прогулки на свежем воздухе

      Смена пеленок

      Переодева-ние

      При оптимальной температуре воздуха в помещении

      Воздушные ванны включают

      Прогулки на свежем воздухе

      Продолжи-тельность воздушных ванн в помещении Первые воздушные ванны для малышей 1 года – 2-3 мин Для малышей 3-5 лет – 3-5 мин. Для детей 4-6 лет – 5-10 мин.

      Продолжи-тельность воздушных ванн в помещении

      Первые воздушные ванны для малышей 1 года – 2-3 мин

      Для малышей 3-5 лет – 3-5 мин.

      Для детей 4-6 лет – 5-10 мин.

      ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕ С ребенком, родившимся летом, с первых дней выходят на прогулку при t воздуха не менее 12-15 градусов С ребенком, родившимся зимой, можно выхо-дить на прогулку при t воздуха не ниже -5 гра-дусов С детьми в возрасте 2-3 месяца жизни можно выходить на улицу 2-3 раза в день при t не ниже -10 градусов с продолжительностью прогулки 20-30 минут, постепенно увеличивая время до 1 часа 30 мин С ребенком в возрасте 6-8 месяцев и до конца 1 года жизни можно быть на свежем воздухе при t -15 градусов с продолжительностью прогулки в зависимости от погодных условий от 1 до 3 часов

      ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕ

      ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫМИ ВАННАМИ

      Наиболее эффективным будет такой подбор

      специальных закаливающих процедур, при котором

      они равномерно распределены в режиме дня

      каждой возрастной группы детского учреждения и

      продолжают выполняться родителями в домашних

      Специальные закаливающие процедуры

      различаются по силе воздействия:

      • Местные (обтирание, обливание, ванна)
      • Общие (обтирание, обдувание воздушными потоками, обливание, ванна, купание)
      • По продолжительности
      • По действующему фактору (воздух, вода, солнце)

      Начинают закаливание с местных

      воздействий. Закаливание воздухом должно

      предшествовать закаливанию водой и солнцем


      В связи со специальными мерами закаливания с учетом возраста, состояния здоровья и степени закаленности выделяют 3 группы детей 1. Здоровые, за-каленные (начи-нать закаливание с индифферент-ных t ) 2. Имеющие функ-циональные отк-лонения в состоя-нии здоровья Для 2-ой и 3-ей групп начальная и конечная температуры воздейст-вующих факторов на 2-4 градуса выше, чем в первой, а темп сни-жения ее более медленный 3. Страдающие хро-ническими заболе-ваниями и реконва-лесценты

      В связи со специальными мерами закаливания с учетом возраста, состояния здоровья и степени закаленности выделяют 3 группы детей

      1. Здоровые, за-каленные (начи-нать закаливание с индифферент-ных t )

      2. Имеющие функ-циональные отк-лонения в состоя-нии здоровья

      Для 2-ой и 3-ей групп начальная и конечная температуры воздейст-вующих факторов на 2-4 градуса выше, чем в первой, а темп сни-жения ее более медленный

      3. Страдающие хро-ническими заболе-ваниями и реконва-лесценты

      ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА МЕСТНЫЕ И

      ОБЩИЕ

      Дети находятся в обычной одежде, оставляя обнаженными

      руки и ноги. Проводится во время физкультурных, музыкальных

      занятий и утренней гимнастики

      Общие воздушные ванны проводятся при смене белья, во

      время дневного сна

      Температура воздуха в помещении должна быть комфортной

      Длительность первой воздушной ванны 3-5 мин., с

      последующим увеличением на 3-5 мин. Продолжительность

      доводится до 30 мин.

      Воздушные ванны проводятся через 1.5 часа после еды или

      за 30 мин. до еды

      Воздушные ванны проводятся как в покое, так и в движении

      (для детей 1-ой группы)

      Температурный режим в помещении при проведении местных и общих ванн (для 2-ой группы детей)

      Читайте также: