С положением можно ознакомиться пройдя по ссылке

Обновлено: 04.07.2024

Какими нормативными актами руководствоваться

Какими нормативными актами кроме Закона № 59-ФЗ органы МСУ должны руководствоваться при рассмотрении обращений граждан?

ОТВЕТ. НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений, посмотрите в таблице ниже.

НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений граждан
НПА и их нормы
Пояснение
Статьи содержат положения о запросах информации
Глава 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
Применяйте в части, касающейся подачи жалоб на качество предоставления государственных и муниципальных услуг
Региональные законы о дополнительных гарантиях права граждан на обращение
Проверьте, принят ли такой закон в вашем регионе. Региональные законы о порядке рассмотрения обращений граждан приняты в 2/3 субъектов РФ
Муниципальные акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан
Могут быть поясняющими. Муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан не должен противоречить федеральному и региональному

Что можно включить в муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан?

Ответ. В муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан можно включать:

  • положения методических рекомендаций, разработанных в этой области;
  • положения о распределении полномочий по рассмотрению обращений между подразделениями и сотрудниками органа МСУ с учетом его структуры;
  • внутренние сроки рассмотрения обращений;
  • порядок проведения личного приема, в том числе правила предварительной записи на него.

Не стоит включать в муниципальные акты то, что не предусмотрено Законом № 59-ФЗ. Например, не устанавливайте порядок ответа на телефонные обращения граждан или обращения в социальных сетях. Закон № 59-ФЗ ответы на такие обращения не предусматривает.

Как отвечать на коллективные обращения

На заметку: У каждого заявителя есть право на получение ответа (п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ)

1. Авторы коллективного обращения указали в нем лицо, с которым нужно вести переписку.

2. В региональном законе о рассмотрении обращений сказано, что переписка ведется с первым заявителем по списку.

Если ни одно из этих условий не выполняется, отправьте ответ каждому заявителю по списку.

Какими способами направлять ответы заявителям

Заявитель прислал обращение на электронную почту. Можно ли ответить ему по обычной почте?

ОТВЕТ. Вы обязаны дать ответ по тому каналу связи, по которому гражданин обратился в орган МСУ. Исключение — если гражданин просит информировать его каким-то конкретным способом.

По общему правилу не нужно отвечать на одно обращение разными способами: например, и по электронной, и по обычной почте. Но вот ответ на досудебные жалобы в сфере муниципальных услуг при наличии просьбы от гражданина необходимо направлять и по почтовому, и по электронному адресу (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Обращение поступило по почте, но за ответом гражданин явился лично. Как поступить?

Как исчислять сроки работы с обращениями

Закон № 59-ФЗ предусматривает три календарных дня на регистрацию обращения, если оно поступило по обычной или электронной почте. С какого момента исчислять этот срок?

На заметку: Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращение поступило через форму обратной связи на сайте органа МСУ

Ответ. День поступления документа в орган власти считайте первым из трех дней. Если обращение поступило в пятницу, лучше его в пятницу и зарегистрировать. Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращения приходят через форму обратной связи на сайте органа МСУ. Если гражданин сам пришел в орган местного самоуправления и принес обращение, лучше зарегистрировать его сразу же.

Не отказывайте заявителю, если он просит поставить отметку о получении на втором экземпляре обращения. Но закон не обязывает вас копировать обращение, чтобы вернуть заявителю копию с отметкой. Оформлять специальный документ о получении обращения вы также не должны.

15 рабочих дней — срок ответа на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг. В остальных случаях рассматривайте обращения в течение 30 календарных дней

В какие сроки рассматривать обращения?

Все остальные сроки в пределах 30 дней орган МСУ прописывает в муниципальных правовых актах самостоятельно. Например, вы можете установить сроки передачи обращения должностным лицам внутри органа МСУ или сроки рассмотрения его структурным подразделением, в которое направили обращение.

Ответы на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг давайте в течение 15 рабочих дней. Направьте заявителю ответ не позднее следующего рабочего дня после его подписания (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Как продлить срок рассмотрения обращения?

ОТВЕТ. Прежде чем вы продлите срок рассмотрения обращения, уведомьте об этом гражданина. Основания для продления укажите в уведомлении.

ОТВЕТ. Перенаправлять обращение гражданина другому органу для ответа по существу можно неограниченное количество раз. Но вернуть обращение органу, который направил его вам, нельзя. Уведомляйте гражданина о каждом перенаправлении.

Срок для ответа на перенаправленное обращение обычный — 30 дней. Он начинается с даты регистрации в последнем органе, куда поступило обращение.

На какие обращения отвечать обязательно, а на какие нет

Считать ли обращениями вопросы, поступающие через социальные сети?

ОТВЕТ. Законом № 59-ФЗ не установлено, что вопрос, поступивший через соцсети, — это обращение. Но орган МСУ вправе предусмотреть в муниципальном правовом акте возможность получения обращений через свой официальный аккаунт в социальной сети. В этом случае вы будете обязаны давать ответы на такие обращения.

Рекомендация: Чтобы подобные обращения не поступали, не размещайте в открытом доступе адреса служебной электронной почты сотрудников администрации

Обращение поступило не на официальную почту администрации, а на служебную почту ее сотрудника. Отвечать на него или нет?

ОТВЕТ. Если обращение поступило на служебную почту должностного лица органа МСУ, то его нужно зарегистрировать и рассмотреть. Либо перенаправьте обращение другому должностному лицу в соответствии с его компетенцией. Гражданин имеет право обратиться не только в орган местной власти, но и к его должностным лицам (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ).

Что делать, если поступило обращение на иностранном языке?

Давать ли письменный ответ, если обращение поступило на автоответчик?

Юридические лица присылают в администрацию свои коммерческие предложения. Обязан ли орган МСУ на них отвечать?

ОТВЕТ. Коммерческие предложения юридических лиц подпадают под действие Закона № 59-ФЗ, и некоторые муниципалитеты на них отвечают. Но если вы пропишете в муниципальном правовом акте, что такие предложения обращениями не являются, то можно на них не реагировать. Тогда прокуратура не сочтет это нарушением.

На заметку

Обращение содержит ссылку на материал или видео. Учитывать ли ее при подготовке ответа

В обращении вам могут предложить перейти по ссылке, скачать файлы или посмотреть видео. Важно помнить, что вы рассматриваете обращение только в том виде, в котором оно попало в орган власти. Вы не обязаны проходить по ссылкам, скачивать файлы или смотреть видео. Вы даете ответ только по существу той информации, которая указана в обращении.

Гражданин завалил муниципалитет обращениями. Что делать

ОТВЕТ. Можно, если суть вопроса в обращениях не менялась и по первому обращению не истек срок рассмотрения (определение Конституционного суда от 29.10.2020 № 2412-О).

Ситуация, когда гражданин направляет несколько одинаковых обращений, не редкость. Например, он посылает обращение по электронной почте, но подтверждения доставки не получает. Тогда он пишет и отправляет еще одно обращение, меняя или не меняя первоначальный текст.

При каких условиях орган МСУ вправе прекратить переписку?

ОТВЕТ. Вы можете прекратить переписку, если:

  • обращение содержит вопрос, на который гражданину уже неоднократно отвечали по существу;
  • гражданин не приводит новые доводы, не ссылается на новые обстоятельства;
  • гражданин ранее обращался по данному вопросу в этот же орган или к этому же должностному лицу.

В такой ситуации руководитель органа МСУ или другое должностное лицо вправе сделать вывод о безосновательности очередного обращения (ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Обязательно уведомьте гражданина о решении прекратить переписку.

АЛЕКСАНДР САВОСЬКИН, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, д. ю. н., доцент

Ответ справочной службы русского языка

Запятыми обособляется ряд однородных обстоятельств, выраженных деепричастным и оборотами.

Добрый день! Пожалуйста, ответьте на мой вопрос, для меня это очень важно! Я уже задавал его, но ответа так и не получил. Допустим ли такой лексический оборот во фразе? "Но всего несколько месяцев назад, НАХОДЯСЬ В ГУЩЕ СОБЫТИЙ, при не- определенности принимаемых административных решений, У НАС НЕ БЫЛО четкого понимания, когда и как реагировать на ситуацию". "Находясь в гуще событий. у нас не было" - можно ли так сказать? Или лучше сделать, скажем, "находясь в гуще событий. мы не имели"? У Льва Толстого в "Хаджи-Мурате" есть такая фраза: "Накурившись, между солдатами завязался разговор". Получается, как будто бы накурился разговор, а не солдаты. Что это - небрежность мастера от избытка уверенности в себе? Или это я не прав и воспринимаю язык слишком буквально, формалистически?

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, деепричатный оборот употреблен неверно, предложение следует перестроить — например, так, как Вы предлагаете.

В русском языке действие, обозначаемое деепричастием ( деепричастным оборотом), относится, как правило, к подлежащему данного предложения. В конце XVIII и XIX веке под влиянием французского языка деепричастные обороты нередко употреблялись в отрыве от подлежащего. На некорректность такого употребления указывал еще Ломоносов, однако оно продержалось до начала XX века.

Почему-то в предложении не хочется ставить запятую: "Но этот принцип можно использовать и не проводя конкурса." Вижу примеры, что иногда деепричастный оборот не выделяется запятыми, например: "Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров."М. Горький. У меня такой же случай, или всё же нужна запятая перед "и"?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и, оборот не обособляется: Но этот принцип можно использовать и не проводя конкурса.

Здравствуйте. Почему в том предложении ставится запятая после "волнам": Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя? Я правильно понимаю, что в данном случае мы руководствуемся правилом обособления деепричастных оборотов, а не правилом постановки знаков препинания при повторяющихся союзах? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, после слова волнам запятая ставится для отделения ряда однородных обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

Они бежали не смотря по сторонам. нужна ли запятая

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед деепричастным оборотом нужна.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае нет оснований выделять оборот с вводным словом точнее тире. Корректная пунктуация: Подцепив ножом рубаху, точнее ее остатки, он легко распорол ткань, оголив худую спину.

Подчеркнем, что навязывая детям то или иное факультативное занятие, родители рискуют вовсе отбить у них охоту изучать этот предмет. Вопрос: нужна ли запятая перед деепричастным оборотом, учитывая, что в главном предложении стоит местоимение ("них"), относящееся к сущесвительному в придаточном ("детям")?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед деепричастным оборотом (навязывая. ) нужна.

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, требуется ли постановка запятой перед деепричастным оборотом в следующих типичных случаях: "Узнать подробную информацию можно (,) позвонив по телефону"; "Сделать это можно (,) заполнив форму на сайте"; "Объяснить это легче (,) обратившись напрямую".

Ответ справочной службы русского языка

В указанных случаях ставится запятая вопреки интонации.

Добрый день. В предложении "Узнать подробности вы можете[,] перейдя по ссылке" требуется запятая в указанном в квадратных скобках месте? Фраза "перейдя по ссылке" является деепричастным оборотом? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна. Да, перейдя по ссылке – это деепричастный оборот.

Добрый день! ". заряжать телефон, не вынимая из кармана". Нужна ли запятая после слова телефон? Почему? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна, она ставится перед деепричастным оборотом.

Добрый день! Ответьте, пожалуйста, мы уже третий раз спрашиваем ((( Можно ли ставить точку с запятой при перечислении распространенных деепричастных оборотов, например: учитывая……..; принимая во внимание……; признавая…., постановляет….

Ответ справочной службы русского языка

Точка с запятой может ставиться между деепричастным и оборотами, если внутри этих оборотов есть запятые.

Скажите, пожалуйста, является ли в предложении "Исходя из вышесказанного следует отметить. " оборот "исходя из вышесказанного. " деепричастным ? И нужна ли здесь запятая после слова "вышесказанного"? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае исходя из является предлогом. Однако запятая все равно нужна. Подробнее см. в "Справочнике по пунктуации".

Ответ справочной службы русского языка

В обоих случаях запятые после и (перед деепричастным и оборотами) нужны.

Допустима ли постановка многоточия как авторского знака перед деепричастным оборотом? Если да, то поглощается ли запятая многоточием?

Ответ справочной службы русского языка

Многоточие может стоять перед деепричастным оборотом. Многоточие поглощает запятую (то есть запятая в этом месте не ставится).

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае перед деепричастным оборотом нет частицы и, поэтому запятая нужна: И лучше всего начинать такой освежающий день, глядя на море! Ср.: Он оставался печальным и глядя на море – здесь запятой нет, т. к. перед оборотом стоит частица и.



















002

Асхат Канатович Аймагамбетов

003

Мухаметжанова Асель Зейнуловна





Kontrol

eDOC

BilimdiEL

002

Сайт филиала информирует: обсуждаем Послание в социально-педагогическом сообществе

Подробнее можно ознакомиться, пройдя по ссылке:


Статьей 35 ГПК РФ предусмотрено право лиц, участвующих в деле, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.

Порядок ознакомления с материалами гражданского дела в судах общей юрисдикции предусмотрен тремя инструкциями:

— Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (далее — Инструкция от 29.04.2003 N 36);

— Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (далее — Инструкция от 15.12.2004 N 161);

— Инструкцией по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 (далее — Инструкция от 01.10.2019 N 225).

При этом необходимо учитывать, что порядок и сроки выдачи судебных дел, находящихся в суде общей юрисдикции, для ознакомления устанавливаются председателем суда (п. 14.1 Инструкции от 29.04.2003 N 36; п. 16.1 Инструкции от 15.12.2004 N 161, п. 13.1 Инструкции от 01.10.2019 N 225).

График ознакомления доводится до сведения посетителей суда путем размещения его на информационных стендах и на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Материалы гражданского дела могут быть предоставлены для ознакомления лицам, участвующим в деле (их представителям), и другим участникам процесса на основании письменного заявления и при предъявлении соответствующих документов.

Так, согласно п. 14.1 Инструкции от 29.04.2003 N 36 в целях ознакомления с материалами дела лица предъявляют:

1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, служебное удостоверение, удостоверение адвоката и т.д.);

2) документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность).

Согласно п. 14.2 Инструкции от 29.04.2003 N 36 ознакомление лиц с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления (форма N 62), на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии — председатель суда (или его заместитель) либо иное уполномоченное им лицо делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

Необходимо иметь в виду положения ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, где сказано, что представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Соответственно, при наличии к тому условий, представителю необходимо к заявлению об ознакомлении с материалами дела приложить заверенную надлежащим образом копию диплома и представить его оригинал сотруднику суда до выдачи дела для ознакомления.

При непредставлении этих документов в ознакомлении может быть отказано.

При этом, как разъяснено Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25.11.2014 N АПЛ14-575, форма составления заявления об ознакомлении с судебным делом не признана инструкциями обязательной для заявителя, а является примерной для использования в работе аппарата суда.

Соответственно, лицо, претендующее на ознакомление с материалами дела, вправе использовать любой бланк, содержащий необходимые отметки и реквизиты.

В п. 14.2 Инструкции от 29.04.2003 N 36 разъяснено, что ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении суда в присутствии уполномоченного на то работника аппарата суда в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с делом делается отметка в справочном листе.

После ознакомления с судебным делом (иными материалами) уполномоченный работник аппарата суда в присутствии лица, которое ознакомилось с судебным делом (иными материалами), проверяет состояние данного дела и наличие всех документов в деле, делает отметку в заявлении (форма N 62) о том, что дело возвращено. В случае если после возвращения дела уполномоченным работником аппарата суда выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается председателю суда либо его заместителю.

С развитием информационных технологий некоторыми судами общей юрисдикции обеспечена возможность ознакомления с доказательствами, иными приобщенными к материалам дела документами в электронном виде.

В силу п. 14.2.1 Инструкции от 29.04.2003 N 36 ознакомление с доказательствами, иными приобщенными к материалам дела документами в электронном виде (аудио и видеозаписями и т.д.) осуществляется в соответствии с порядком, установленным п. п. 14.2 и 7.12.1 Инструкции (порядок ознакомления с аудиозаписью судебного заседания, приобщенной к протоколу судебного заседания).

Согласно п. 14.6 Инструкции от 29.04.2003 N 36 право на снятие копий документов с материалов дела за свой счет, в том числе с использованием технических средств, предоставляется сторонам и иным лицам, участвующим в гражданском деле, а также их представителям (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Указанные лица снимают копии по письменному заявлению в порядке, установленном председателем суда или судьей — председательствующим по делу. Данное письменное заявление с разрешающей резолюцией председателя суда или судьи — председательствующего по делу подшивается в судебное дело.

Снятые перечисленными лицами за свой счет копии с материалов судебного дела, в том числе с помощью технических средств, судом не заверяются.

Необходимо учитывать, что сотрудники суда не несут ответственность за тождественность копий (фотокопий) документов, произведенных лицами, участвующими в деле, а потому не удостоверяют и не заверяют такие документы на предмет их соответствия.

Аналогичные положения предусмотрены в Инструкции от 15.12.2004 N 161 и Инструкции от 01.10.2019 N 225.

В приложениях к приказам Судебного департамента, утвердившим данные инструкции, приведены примерные формы заявлений об ознакомлении с материалами дела.

Кроме того, бланки заявлений об ознакомлении с материалами дела размещены на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Если участник дела планирует сделать копии с материалов дела с использованием собственных технических средств (включая фотосъемку), об этом необходимо указать в заявлении.

В случае если заявление об ознакомлении подписано представителем, то к нему прилагается заверенная копия доверенности.

Участник дела (его представитель) заполняет заявку и направляет ее в суд следующими способами:

— лично через канцелярию суда;

— посредством почтовой связи;

— по факсу, электронной почте (если такой канал связи предусмотрен судом для подачи процессуальных документов);

— путем заполнения формы заявки на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (если такой канал связи предусмотрен судом для подачи процессуальных документов).

Для этого в целях упрощения связи с представителем либо участником дела в заявлении необходимо указывать доступные телефонные номера и другие контакты.

Поскольку заявление об ознакомлении с материалами дела не требует назначения судебного заседания, его рассмотрение производится в разумный срок (обычно 5 — 10 рабочих дней).

Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 N 56 (далее — Инструкция от 19.03.2019 N 56).

В силу п. 11.5 Инструкции от 19.03.2019 N 56 выдача находящихся в архиве судебных дел (иных материалов) для ознакомления лицами, участвующими в деле, их представителями, а также иными лицами осуществляется в порядке, установленном председателем суда, на основании их письменного заявления и при предъявлении документов согласно приложениям N 1 к Инструкциям N 36, 161.

Указанные формы являются примерными, однако для упрощения процедуры ознакомления рекомендуется использовать специально предусмотренный для этих целей бланк.

Ознакомление с судебным делом должно производиться в специально оборудованном для этой цели помещении суда в присутствии работника архива суда (иного уполномоченного работника аппарата суда) в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с делом делается отметка в листе использования документов (приложение N 27 к Инструкции от 19.03.2019 N 56). При отказе лица, ознакомившегося с делом, от подписи запись об ознакомлении с делом производится работником архива суда (п. 11.6 Инструкции от 19.03.2019 N 56).

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: