С опорой на какие анализаторы логопед осуществляет дифференциацию звуков

Обновлено: 02.07.2024

Дифференциация звуков [С – Ш]

Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений.

Артикуляция звуков

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

Артикуляция звука [с]:

  • Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.
  • Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).
  • Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.
  • Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.
  • Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.
  • Воздушная струя сильная.
  • Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Артикуляция мягкого [с’] отличается от твердого [с] только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается). Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке.


Артикуляция звука [ш]:

  • Губы находятся в полуулыбке;
  • Рот приоткрыт. между зубами есть щель (3-5 мм);
  • Кончик языка широко распластан. Он поднят к краю твердого неба;
  • Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом поднимается и оттягивается назад;
  • Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха;
  • Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость;
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).


Дифференциация звуков [С – Ш] в изолированном звучании



Дифференциация звуков С-Ш

Дифференциацию звуков [С-Ш] начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, т. е., когда они полностью автоматизированы. На этапе дифференциации сложность речевого материала нарастает постепенно. Дифференциация звуков проходит последовательно.


В прямых слогах

Для дифференциации звуков [С – Ш] в прямых слогах группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

СА-ША ША-СА СА-СА-ША ША-ША-СА

СО-ШО ШО-СО СА-ША-ША ША-СА-СА

СУ-ШУ ШУ-СУ СА-ША-СА ША-СА-ША

В обратных слогах

Дифференциация звуков [С – Ш] в обратных слогах: группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности и с различными гласными.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

АС – АШ ЕС – ЕШ АС-АС-АШ

ОС – ОШ ЁС – ЁШ ОС-ОШ-ОШ

УС – УШ ЮС – ЮШ УС-УШ-УС

ИС – ИШ ЯС – ЯШ ИШ-ИС-ИШ

В интервокальных слогах

Дифференциация звуков [С – Ш] в интервокальных слогах. Это задания на чтение слогов с двумя гласными и согласной между ними.

Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.

АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША

АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО

АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ

АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ

В закрытых слогах

Дифференциация звуков [С – Ш] в закрытых слогах помогает ребенку дифференцировать звуки [С – Ш] одновременно в конце и начале слогов, слов.

Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.

САШ – ШАС СОШ – ШОС

СУШ – ШУС СЫШ – ШИС

Постановка звуков в речи ребенка очень важна, именно поэтому, при возникновении сложностей, ребенка необходимо показать коррекционному педагогу. Но, к сожалению, как это часто бывает, одних занятий не хватает и надо продолжать также активно заниматься и дома.

В словах

Сложность дифференциации звуков [С – Ш] продолжает нарастать от слогов к словам. Ребенку необходимо четко произносить звуки в словах. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые слова, то обязательно покажите ребенку картинки/видео, и объясните значение данного слова.

Звуки [С – Ш] в начале слова

СУТКИ – ШУТКИ СУМЕТЬ – ШУМЕТЬ СТУКИ – ШТУКИ

СТЫК – ШТЫК СЫТЫЙ – ШИТЫЙ САЙКА – ШАЙКА

СУД – ШУТ СОВ – ШОВ СПИТ – ШИПИТ

СПОРЫ – ШПОРЫ СТИЛЬ – ШТИЛЬ СОЛИ – ШАЛИ

Звуки [С – Ш] в середине слова

УСЫ – УШИ МАСКА – МАШКА ИРИСКА – ИРИШКА

УСАТ – УШАТ МАССА – МАША БАСЕНКА – БАШЕНКА

ПАСУ – ПАШУ ПЕСКИ – ПЕШКИ НОСИТЬ – НАШИТЬ

МИСКА – МИШКА КАСКА – КАШКА ПРОСИТЬ – ПРОШИТЬ

БАСНЯ – БАШНЯ КИСКИ – КИШКИ МИСКА – МИШКА

ПОСОЛ – ПОШЁЛ ПАСЛИ – ПОШЛИ ПРОСО – ПРОША

Звуки [С – Ш] в конце слова

НАС – НАШ БРОСЬ – БРОШЬ

ВАС – ВАШ ПЛЮС – ПЛЮШ

КИС – КЫШ МЫС – МЫШЬ

Звуки [С – Ш] в одном слове

СА-ША, СУ-ШУ, СУ-ША, СО-ШЁЛ, СУ-ШИТЬ, ШЕ-ЛЕСТ,
ШОС-СЕ, СУШ-КА, СОШ-КА, САШ-КА, СКО-ШУ, СТИ-ШОК, ШЕС-ТОК, СПЕ-ШИТЬ, СМЕШ-НАЯ, СПЕШ-КА, СПЛОШ-НОЙ, ШАНС, ШЕСТ, СШИТЬ, СУ-ШЁ-НЫЙ, СА-ШЕНЬ-КА,
СЫ-НИШ-КА, ДУ-ШИС-ТЫЙ, ПУ-ШИС-ТЫЙ, МА-ШИ-НИСТ, ШАХ-МА-ТИСТ, ПАС-ТУШ-КА, ПАС-ТУ-ШОК, ПУС-ТЫШ-КА, СТА-РУШ-КА, ВЕС-НУШ-КИ, СОЛ-НЫШ-КО, ПОС-ЛУШ-НЫЙ, РАС-ПУ-ШИЛ, ШЕСТ-ВИ-Е, РАС-ШУ-МЕЛ-СЯ,
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е.

После прочтения и произнесения слов попросите ребенка составить словосочетания и предложения с данной группой слов. Например: из пары слов. Сытый, мишка, каша, миска: СЫТЫЙ МИШКА, КАША В МИСКЕ.

Постепенно ребенок будет подготавливаться к заключительным этапам дифференциации звуков [С – Ш] в словосочетаниях, предложениях и текстах.

В словосочетаниях

Ребенку необходимо четко произносить звуки в словосочетаниях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые словосочетания, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.

СОСНОВАЯ ШИШКА, СОННАЯ КОШКА, СОНИНА ШУБА, ВЫСОКИЙ ШЕСТ, ЯШИНЫ САНИ, ДУШИСТЫЙ КУСТ, ПЫШНОЕ ТЕСТО, ДУШИСТОЕ СЕНО, ШЁЛКОВАЯ КОСЫНКА

В предложениях

Ребенку необходимо четко произносить звуки в предложениях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые предложения, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.

Пример предложения из 3-х слов:

САША ЕСТ СУШКИ. У МАШИ - САНКИ. НА СОСНЕ - ШИШКИ.

Пример предложения из 4 слов:

У НАТАШИ - СЫН САША. САША СПЕШИТ К БАБУШКЕ. ПОСУДА СТОИТ В ШКАФУ.

Пример предложения из 5 слов:

САША КАТАЕТ СОНЮ НА САНКАХ. САША ЕСТ КАШУ ИЗ МИСКИ. ПОД СОСНОЙ ДЕТИ ИЩУТ ШИШКИ.

Пример предложения из 6 слов:

СМЕШНЫЕ ШУТКИ - У СОНИ И МИШУТКИ. СОНЯ И САША ЕДУТ В ПУТЕШЕСТВИЕ. В САШИНОЙ КОМНАТЕ СТОИТ ДУБОВЫЙ ШКАФ.

Пример предложения из 7 слов:

У ВЫСОКОЙ СОСНЫ СТОЯТ МАША И ДАША.

САША С ДЕДУШКОЙ ПОСАДИЛИ ШЕСТЬ КУСТОВ ШИПОВНИКА.

В чистоговорках

СА – ША – СА - ША - САША МОЕТ МАЛЫША.

ШО – СО – ШО - СО- МИША КАТИТ КОЛЕСО.

Во фразах

НАДОЕДЛИВЫЕ МОШКИ НЕ ДАЮТ УСНУТЬ АЛЁШКЕ.

НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ СТОИТ СОСНОВАЯ ИЗБУШКА.

В пословицах и поговорках

Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с ребенком их значение, поясните незнакомые слова, покажите картинки на которых изображены ситуации, подходящие к данной пословице или поговорке.

КОШКА СПИТ, А МЫШКУ СЛЫШИТ.

НЕ ПЕНЯЙ НА СОСЕДА, КОГДА СПИШЬ ДО ОБЕДА!

В скороговорках

Скороговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. В них звуки меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга. Разучивать новую скороговорку надо в спокойном темпе, и, лишь овладев ее правильным произнесением, можно попытаться сказать ее быстро.

Произносить (читать) скороговорки сначала надо в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе.

ВЫМЫЛИ МЫШКИ МИСКИ ДЛЯ МИШКИ.

ШЕСТЬ МЫШЕЙ НЕСЛИ ШЕСТЬ ГРОШЕЙ.

ШЕЛ СТАС ПО ШОССЕ К САШЕ В ШАШКИ ИГРАТЬ.

В стихах

ПО ОПУШКЕ СКОК-ПОСКОК.

ШИШКИ СКОЛЬЗКИЕ ШУРШАЛИ.

ШУМНО ШЛЁПАЛИСЬ С СОСНЫ.

СЛОЕМ СНЕГА, СЛОВНО ШАЛЬЮ,

СКРОЕТ ШИШКИ ДО ВЕСНЫ.

В текстах

Взрослый читает ребенку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

У САШИ СОБАКА ПУШОК. У ДАШИ – КОШКА МАШКА. ПУШОК ЛЮБИТ КОСТОЧКИ, А МАШКА – МЫШЕК. ПУШОК СПИТ У САШИНЫХ НОГ, А МАШКА – НА КУШЕТКЕ. ДАША САМА ШЬЀТ ДЛЯ МАШКИ ПОДУШКУ. МАШКА БУДЕТ СПАТЬ НА ПОДУШКЕ.

Вопросы:

Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок: Что любит Машка? Где спит Пушок? Где спит Машка? Что шьет Даша Машке? Где будет спать Машка?

В разговорной речи

Этот вид дифференциации наиболее сложен, потому что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых звука, а все: свистящие, шипящие, аффрикаты, с которыми данные звуки не должны смешиваться. На этом этапе очень важна роль родителей, так как они, выполняя задания, помогают логопеду, контролировать речь ребёнка дома.

Картотека заданий по дифференциации звуков [С - Ш] является необходимым рабочим инструментом логопеда в коррекции артикуляционных нарушений у детей с ФФНР.

Читайте также: