С какой евангельской притчей перекликается скульптура наследник века а с григорьева

Обновлено: 02.07.2024



Люди искусства никогда не перестанут нас удивлять и вдохновлять своими уникальными работами. Именно так они выражают свое отношение к окружающему миру. Некоторые экспонаты дошли к нам с давних времен и ничуть не потеряли свою оригинальность, а некоторые созданные нашими современниками также покоряют и восхищают до глубины души. В нашей публикации представлены одни из самых удивительных скульптур современности и прошлых веков.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты - одна из самых известных скульптур в мире. Её в XIX веке создал неизвестный французский скульптор из цельного куска древнейшего дерева Сикомор. Хранится данное произведение искусства в музее Салар Джанг в Хайдарабаде в Индии.

Позади двуликой статуи специально размещено огромное зеркало, чтобы зритель мог видеть два изображения одновременно. Это дает возможность оценить безупречное мастерство неизвестного автора и понять композиционный замысел его творения. Стоит также отметить, что уровень сложности в подобной композиции остается практически непревзойдёнными в течение последних двух столетий.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Музей Салар Джанг. Индия. Автор: Неизвестный французский скульптор XIX века.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Музей Салар Джанг. Индия. Автор: Неизвестный французский скульптор XIX века.

Если стать прямо лицом к лицу к Мефистофелю, можно созерцать только мужской образ — надменный и злой, застывший с циничной улыбкой на лице. Но стоит шагнуть влево или вправо - меняется угол обозрения, и зритель видит в отражении зеркала - хрупкую и изящную Маргариту, покорно склонившую голову с молитвенником в одной руке.

Оба персонажа, высеченные из дерева, служат антиподами друг другу. В то время как Мефистофель, больше известный как дьявол, изображён самодовольным, с выпяченной грудью и надменным выражением лица, Маргарита предстаёт перед нами робкой и покорной своей судьбе. Именно этот контраст и завораживает зрителя.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Фрагмент. Вид в профиль.

Несколько слов о сюжете трагедии Гёте

В основу своей драмы Гёте заложил немецкую легенду о Фаусте, который заключил сделку с дьяволом, обменяв свою душу на знания и мирские удовольствия. Именно эта история и вдохновила прозаика создать шедевр мировой литературы.

Любовь неожиданно вспыхнувшая, между простой девушкой и Фаустом, привела к большой трагедии. О таком исходе юная целомудренная девушка даже подумать не могла. Не в силах противостоять возникшей страсти, она опаивает сатанинским зельем родную мать, чтобы вырваться из-под постоянного надзора и утонуть в объятиях своего возлюбленного.

Игра на контрасте: усмешка дьявола и кроткая праведница. Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты.

Но, откуда было знать несчастной, что снотворное, подсунутое ей Мефистофелем, на самом деле яд? А поутру страшная новость отрезвит Маргариту — её мать мертва. Вскоре и брат совращённой девушки погибнет от рук Фауста в поединке за честь сестры. А после возлюбленный бежит, спасаясь от наказания за содеянное преступление. Все надежды девушки на счастливую жизнь рухнули в одночасье. Вдобавок ко всему, бедняжка узнаёт, что ждёт от порочной связи ребенка. Но в припадке безумия Маргарита лишит жизни свою новорожденную дочь, за что попадет в тюрьму. Приговор - смертная казнь.

Узнав о случившемся, Фауст просит свидания с бывшей возлюбленной. В его силах, конечно же, не без помощи Мефистофеля, вытащить несчастную из лап смерти. Однако, истерзанная чувством вины, Маргарита отказывается от такой помощи. Ей не нужна больше жизнь во грехе. Она искренне раскаивается и желает понести наказание за содеянное зло.

Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты. Музей Салар Джанг. Индия.

Образ героини драмы очень трагичен и притягателен одновременно. Безумная сила любви и страсти, превратила невинное создание в блудницу и убийцу. Однако чистота души Маргариты, её раскаяние и твёрдое решение нести свой крест до конца обеспечили ей спасение. Господь её пожалел: спасенную душу Маргариты приютил небеса.

Тень короля Артура

Предания о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола по праву входят в число самых известных в мире легенд, выдержавших испытание временем. Артур – это воплощение образа доблестного короля-воина, который жил, любил и умер как герой романтической трагедии. Поэтому легенды о нем прочно вошли в культуру Великобритании, они вдохновляли многих великих творцов героической литературы и искусства не только прошлых эпох, но и нынешних.

В 2016 году бронзовая скульптура короля Артура высотой 8 футов (2,5 метра) была установлена на скалах острова Тинтагель, на котором расположен также замок с одноименным названием. Это реальное историческое место и предполагаемое место рождения короля Артура. Замок был построен в 1233 году, а его руины можно увидеть и по сей день. Находится он примерно в 400 км от Лондона. А еще невдалеке от замка есть пещера, названная пещерой Мерлина.

И поскольку невозможно понять историю Тинтагеля, не понимая, как древние легенды сформировали ее, возникла идея создания памятника, чтобы оживить легендарную историю этого места.

Однако, как бы там ни было, в народе его называют - тенью короля Артура. Именно такое наименование наиболее отражает задумку скульптора.

Спустя годы, в 1990 году, благодарные жители поставили памятник героине романа – Алисе, проходящей через зеркало. Автором композиции является скульптор - Джинна Арджент. Моделью ей служила дочь Анна. Скульптурная композиция установлена на территории старинного замка Гилдфорд. Именно в этом городе жил сам Льюис Кэрролл и после смерти был похоронен на городском кладбище.

В деревне Сен-Поль-де-Ванс, что на Лазурном берегу Франции, есть скульптура-призрак в авангардном исполнении. Что любопытно, она не имеет постоянного местоположения. Время от времени она исчезает
из одного места и появляется в другом. Так, перемещаясь из одной площади на другую, а оттуда – на тихую улочку или на площадку с панорамным видом на море, она стала главной достопримечательностью деревни.
Это памятник Ван Гогу. Его автор – Бруно Каталано, признанный мастер, умеющий воплощать невероятные идеи в металле.

В фигуре Ван Гога отсутствует центральная часть тела - голова и плечи словно парят в воздухе. Не сразу можно понять, что удерживает их от падения, воображение зрителя тут же старается дорисовать недостающую часть утомленно бредущего художника.

В облик Ван Гога скульптор заложил невероятную усталость от бесконечного поиска. А цель, к которой он устремлен - ускользает, увлекает за собой, но так никогда и не позволяет прикоснуться. Вырванная часть тела – символ внутренней опустошенности художника, которую он так и не сумел заполнить.

Скульптурная композиция целенаправленно перемещается по Сен-Поль-де-Ванс. Она неизменно оказывается расположена на фоне прекрасных пейзажей французской Ривьеры, позволяя случайному зрителю заполнить внутреннюю пустоту живописца красотой, к которой он так стремился всю жизнь.

Фотографии скульптурных композиций взяты из открытых источников интернета.

 - Горизонты Ойкумены

Книга известных ленинградских ученых рассказывает об освоении человеком Земли, о трагических ошибках, связанных с непродуманным натиском на природу.

Алексей Григорьев - География Всемирного наследия

Вступительные главы монографии посвящены истории, понятиям, критериям выделения, классификации памятников наследия. Рассмотрены связи Всемирного наследия с географией культуры. Основная часть книги посвящена роли памятников наследия в формировании информационного поля Земли. Обсуждаются вопросы освоения географического пространства, пути которого маркируются памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подчеркнута роль при освоении Земли знаний и умений в ориентировании в пространстве и во времени, которые приобретались с помощью измерений по Солнцу. Древнейшие мегалитические центры ориентирования, храмы Солнца, были унаследованы религиозными…

Алексей Григорьев - Удивительная география

ISBN: 9785534072327
Год издания: 2018
Издательство: Юрайт
Язык: Русский

В издании рассказывается об удивительных путешествиях, реальных и фантастических, в том числе за пределы Земли. Обсуждаются важнейшие эколого-географические проблемы и ситуации современности, среди них – связанные с гибелью Аральского моря, катастрофой в Чернобыле, цунами в Индонезии, военными конфликтами. Приводятся сведения о цивилизациях, городах исторического прошлого и роли катастроф в их подъеме и падении. Рассказывается о полетах над Землей, в том числе спутников и их значении для географии. Рассматриваются различные необычные явления на планете, священные места религии и культуры, волшебные и пока еще необъяснимые феномены природы.…

Алексей Григорьев - Доисторическое освоение Арктики: географические аспекты

В доисторическое время происходило активное освоение географического пространства Арктики. Об этом свидетельствует ряд географических индикаторов. Прежде всего, древнейшие каменные сооружения - специфические геоморфологические образования техногенного генезиса. Среди них выделяются каменные конструкции и каменные изваяния, аналоги которых, как показано, существуют в других природных зонах. Значимым индикатором доисторического заселения Арктики служат также древнейшие топонимы; некоторых из них неотрывны от каменных сооружений. Оба индикатора маркируют древние пути освоения Арктики, приуроченные преимущественно к речным долинам, морским…

Алексей Григорьев - Стихия огня

Книга посвящена разным сторонам стихии огня. Рассмотрены источники ог­ня, проявления этой стихии в самых различных геосферах, - на земле, под землей, в атмосфере и в космосе, закономерности распространения. Гео­графии огня, природного и техногенного, посвящена значительная часть книги. Об огне рассказывается как о первородной стихии, важнейшей не только для самого появления жизни на планете, но и для ее существования, причем в самых разных ипостасях. В книге обсуждаются и другие стороны роли огня в нашей жизни. И, прежде всего - огонь в культуре и религиях че­ловечества, обсуждаемый в рамках географии природного и культурного наследия.…

Алексей Григорьев - Знаки и образы в географическом страноведении

Обсуждается символика древних и современных знаков (в том числе цветовых особенностей). Большое внимание уделяется знаковым феноменам (выдающимся фигурам, памятникам), и среди них знаковым изображениям и их символике. Специальное внимание обращено на символику географических названий, использование знаков и знаковых феноменов разными народами. Обсуждено использование древнейших знаков и знаковых феноменов на государственных гербах и флагах. Рассматриваются знаки-признаки, позволяющие делать прогнозы будущих событий. Показано, как формируются образы стран мира, при этом используются различные знаковые феномены и изображения. Читатель…

Алексей Григорьев - Священные места России

ISBN: 5-9651-0014-0
Год издания: 2004
Издательство: Издательство Санкт-Петербургского университета
Язык: Русский

Рассказывается о священных местах России, дорогих русским людям, - природных и природно-рукотворных святынях, в том числе деревьях и камнях, родниках и холмах, реках и озерах, усадьбах и дворцово-парковых ансамблях, местах сражений, бастионах на берегах рек и озер, ландшафтах, "отмеченных" храмами. Обсуждается широкий круг священных мест, прежде всего, нашей культуры, а также религии. Приводятся сведения о святынях разного происхождения, молодых и древних, как в пределах всей России, так и в государствах ближнего и дальнего зарубежья. Священные места в разных уголках России рассматриваются сквозь призму историко-культурных ассоциаций (в…

Алексей Григорьев - Священные места планеты

В книге рассказывается о природных и природно-рукотворных священных местах планеты - местах, которым мы поклоняемся, которые "связуют много душ". Среди них огромный пласт "гражданских" почитаемых мест (реки и озера, горы и источники, замки и места великих битв. ), а также религиозные, в том числе языческие феномены. С отдаленных времен люди отправлялись на поиски таких священных, райских мест как Беловодье, Шамбала, Офир, Туле, Дильмун. Что же важнее для людей - известные, вполне определенные священные места или же упомянутые выше райские уголки? Как возникли почитаемые места и их образы? Почему на многих из них происходят чудеса, а…

 - Космическое землеведение

Книга знакомит читателей с информацией о нашей планете, поступающей со спутников и орбитальных космических станций, с использованием этой информации в народном хозяйстве и в научных исследованиях. Написана известными специалистами в области космического землеведения профессором Ал.А.Григорьевым и академиком К.Я.Кондратьевым. Для широкого круга читателей, интересующихся изучением Земли из космоса.


Вроде бы всем известная формальная достопримечательность - Петр I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была изготовлена еще при жизни Петра, скульптором Растрелли, сам монумент долго пылился по подвалам и лишь при Павле I был установлен на свое нынешнее место. Казалось бы, памятник как памятник. Однако, если выбрать определенный ракурс и внимательно посмотреть на ноги коня, окажется, что одна из его ног - человеческая! Что это? Чей-то недосмотр? Месть скульптора? Просто такая своеобразная шутка?

Адрес: ул. Садовая, д. 2.

Будем разбираться в этой тайне.

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.


В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.


В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.

Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.

Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.


А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.

Первоначально Памятник Петру I имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает могущий император. У ног коня лежит змея - символ зависти. В дальнейшем ее перенесли к Медному всаднику. Монумент также состоял из шести аллегорических фигур - добродетелей, статуи Невы, купидонов, земной сферы. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место – старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравился замысел Растрелли. Однако статую пока не спешили отливать из бронзы.


После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.

Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.




Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.


На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.


Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока Н.Б. Бурыкиной. Предмет: основы православной культуры. 4 класс.

Учитель истории, обществознания, ОПК

МАОУ гуманитарная гимназия № 1 им. А.С. Пушкина

Бурыкина Надежда Бояновна
Класс 4

Задачи урока:

Метапредметные – продолжить работу по пониманию символов, которыми передаются смыслы человеческой жизни в произведениях искусства;

Предметные – закрепить сформированное понимание школьниками того, что евангельские сюжеты имеют отношения к нам, к нашей жизни, объясняют нам жизнь через символы; знакомство с творчеством русского писателя 19 века Антона Павловича Чехова.

I. Формулировка проблемы

В рассказе А. Чехова говорится словами главного героя:

Слайд 2. Антон Чехов

Слайд 3. Н. Ге. Совесть (Иуда).

Проблема: Какое отношение к нам имеет поступок апостола Петра? О чем его отречение говорит нам? Какие истины открывает?

II. Решение проблемы.

Разберем части текста, опираясь на наше знание евангельских сюжетов и символов.

«Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Беседа по тексту:

Какие символы мы можем выделить и обсудить?

1. Тяга – охота на птицу вальдшнеп (на вальдшнепа охотятся весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре). Его выстрел нарушил весеннюю тихую хорошую погоду. Почему?

2. Почему студент стрелял по птице в страстную пятницу? Охота в этот день запрещена.

3. Почему автор описывает весну не по-весеннему? Где ещё мы встречаем подобное описание? Описание болота, где что-то жалобно гудит, описание холода, пустыни мы встречаем в Библии:

«И тогда Всевышний наслал на Египет Десять казней.

Лягушки заполнили дома египтян.

Град побил их поля и скот.

4. Что означает такой прием автора? Что он этим описанием хотел сказать? Иван говорит, что холод нарушил порядок. Может порядок нарушил Иван, стреляя в птицу в страстную пятницу? Научится ли Иван искать проблемы в себе?

Вывод: Иван – студент духовной семинарии, в страстную пятницу убивал живое существо – птиц из-за голода. Может, из-за осознания его поступка у него было плохое настроение? И как следствие – накануне пасхи запахло опять зимой, потянуло с болота, на землю легла тьма (как наказание египетское): наступил вечер, похожий на тот, когда арестовали Христа. Видимо, именно это совпадение – канун пасхи, холод, вечер – напомнило Ивану Великопольскому момент отречения апостола Петра.

«И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

- Вот вам и зима пришла назад, - сказал студент, подходя к костру. - Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

- Не узнала, бог с тобой, - сказала она. - Богатым быть.

Вы будете изучать историю России и узнаете подробнее деятельность этих правителей нашего государства и поймете, почему А. Чехов называет эти периоды истории. Именно эти периоды связаны с отступлением от христианства:

Рюрик – язычник;

Иван Грозный виновен в смерти митрополита Филиппа, который пытался остановить Ивана Грозного в жестокости;

Петр I отменил патриаршество на Руси и ввел управление церкви на протестантский манер, ввел государственное управление в церкви, что считалось у православным большим грехом.

Беседа по тексту:

1. Какую притчу мы знаем о человеке, который не хотел идти домой? (Притча о блудном сыне). Что этот образ нам говорит об Иване?

2. Какие две женщины встречались нам в Евангелии?

Мария и Марфа. Мария как образ духовности, Марфа как символ материальной жизни.

3. Что мы знаем о Василисе? О Лукерье?

4. В Евангелии встречаются также жены-мироносицы. Как эти образы помогают нам понять замысел автора? Зачем автор использует образы двух этих женщин? (Жёны-мироносицы - женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. Христос после воскрешения повелел им сообщить о его воскресении всем ученикам. Им нельзя было дотрагиваться до Христа.).

Слайды 7-10. Распятие. Жены-мироносицы.

Вывод: Две женщины – это образы Марфы – женщины, живущей материальной жизнью (Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно), и Марии, которая предпочла духовные беседы Христа (Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё);

Жены-мироносицы первыми узнали и увидели Воскресение Христа, они несут ученикам весть о воскрешении Христа.

Иван, как и блудный сын, даже не смотря на то, что он студент духовной академии, живет материальной жизнью (в первой части рассказа), видит историю Руси только через нищету, соломенные крыши, холод, голод.

Женщины помогают увидеть Ивану другой мир – духовный, помогают понять ему, для какой жизни он явился на свет.

«- Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

- Небось, была на двенадцати евангелиях?

- Была, - ответила Василиса.

Слайд 4. Предсказание об отречении

Слайд 5. И. Репин. Арест Христа.

Слайд 6. Христос перед Пилатом.

Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били.

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

Слайд 13. Отречение Петра.

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Беседа по тексту:

3. Почему Василиса заплакала? Проведите параллель слёз Василисы со слезами апостола Петра.

Вывод: Иван оступился, в первой части рассказа он поступал не как ученик Христа – студент духовной семинарии, а как блудный сын, который не хотел идти домой, охотился в страстную пятницу. Он даже напоминает семинаристов, ушедших в революцию в это время.

Василиса плакала как Петр – это сравнение наводит на мысль, что она предала свою дочь, может быть, насильно выдала ее замуж за жестокого мужа, который бил Лукерью? Наверно, это предательство близкого человека – матери – переживала Лукерья?

Но совместное переживание поступка Петра сблизило их всех, очистило Ивана, наставило на путь духовный, сделало его настоящим священником.

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение.

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

Беседа по тексту:

1. Как вы понимаете мысли студента о том, что то, «что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему:

к обеим женщинам и,

вероятно, к этой пустынной деревне,

Имеет отношение к вам? К нам?

4. Иван увидел оба конца цепи – что за цепь увидел герой рассказа?

5. Прочитаем еще раз фразу из рассказа и соединим ее с содержанием службы 12 Евангелий. Как теперь вы понимаете это упоминание этапов русской истории?

Первое упоминание истории

Второе упоминание истории

6. Почему в рассказе А. Чехов говорит именно о поступке Петра?

7. Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся (преодолел слабость и вернулся на путь духовный). Иуда предал Христа – в чем разница?

8. Чье раскаяние мы знаем в Евангелии еще? – Мария Магдалина – одна из жён-мироносец.

Слайд 14. Раскаяние Марии Магдалины

Вывод: переживание трагедии Петра женщинами приводит Ивана к пониманию, что он открыл для себя самый важный путь – путь милосердия и сострадания, путь любви и служения ближним, путь духовного единения с другими людьми. То, что он поднимается на гору, можно прочитать и как путь духовного восхождения – этот символ изображается на русской иконе. Рассказывая вновь историю Петра, Иван обретает путь к спасению, Царству Небесному.

III. Рефлексия.

3. Какое отношение этот рассказ имеет отношение к вам? Что помог вам понять о себе и своей жизни этот рассказ?

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

— Небось, была на двенадцати евангелиях?

— Была, — ответила Василиса.

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение.

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Читайте также: