Как оспорить действия тсж

Обновлено: 28.04.2024

Как оспорить рост квартплаты

Знакомые обратились ко мне за помощью: в их доме резко выросла квартплата.

Тарифы на содержание общедомового имущества увеличились на 32%, на текущий ремонт — на 70%. Они не хотели переплачивать, но не знали, законно ли такое повышение и как его отменить.

Я долгое время работала экономистом в теплоснабжающей организации и на электростанции. Знала все про тарифы на горячую воду, отопление и электроэнергию. А вот с тарифами на ремонт и содержание общедомового имущества я не работала, но мне захотелось разобраться и помочь.

Жильцы рассказали, что председатель совета дома ходила по квартирам и просила расписаться за повышение квартплаты. Одним она обещала детскую площадку, другим говорила, что все дорожает из-за инфляции. Многие соседи сказали, что к ним вообще никто не приходил.

Но нельзя просто так собрать подписи самых доверчивых жильцов и увеличить тарифы. Такие решения принимают собственники на общем собрании. По факту его не было. Я стала разбираться, как повышение платы оформлено по документам. В итоге нашла нарушения и помогла жильцам оспорить рост тарифов в суде. Расскажу, как все было.

Из чего вообще состоит платеж за квартиру

Сначала немного теории. Владельцы квартир, долей в них и комнат обязаны платить квартплату. Она состоит из трех частей: платы за коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт и платы за содержание жилого помещения.

Плата за коммунальные услуги. Жильцы платят за горячую и холодную воду, газ, электричество и вывоз мусора — это все коммунальные услуги. Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные власти, поэтому управляющие компании и собственники квартир не вправе их повышать или понижать.

Взнос на капитальный ремонт. Дом нужно время от времени ремонтировать: чинить крышу, фасад, устанавливать новые лифты вместо старых, менять коммуникации — водопроводные трубы, канализацию, электропроводку, систему газоснабжения. Собственники квартир должны каждый месяц перечислять взносы на капремонт. Минимальный размер взноса устанавливают региональные власти, собственники могут увеличить его — но только на общем собрании дома.

По умолчанию взносы на капремонт хранятся на счете регионального оператора — компании, которая организует ремонт домов. Региональный оператор собирает взносы в единый фонд, где перемешаны деньги от разных домов. Когда какой-то дом необходимо отремонтировать, региональный оператор достает нужную сумму из общего котла.

Собственники вправе собраться и решить, что они будут хранить деньги на специальном счете в банке. И пойдут эти средства только на ремонт их дома, а не каких-то еще. В таком случае управляющая компания может получить доступ к этим взносам, только если собственники выберут ее владельцем спецсчета. УК может даже добиться повышения платы за капремонт, если убедит собственников проголосовать за такое решение.

Плата за содержание жилого помещения. Собственник квартиры владеет еще и частью общего имущества в доме. Ему как бы принадлежит кусочек подъезда, детской площадки, автомобильной стоянки, крыши, лифта, чердака. УК ремонтирует и обслуживает это имущество и за это берет деньги.

Собственники платят управляющей компании:

  1. За услуги по управлению домом.
  2. За содержание и текущий ремонт общего имущества.
  3. За коммунальные ресурсы — воду, электричество, газ — которые нужны для общего имущества.

Теперь расскажу, кто и как устанавливает плату за содержание жилого помещения.

Как формируются тарифы

Управляющая компания не вправе просто взять и повысить плату за содержание жилого помещения. Ее размер определяют собственники на общем собрании, но с учетом предложений от УК.

Тарифы, которые собственники установят на общем собрании, могут быть выше или ниже тарифов местных властей. Главное, чтобы денег хватало на содержание общего имущества. Если собственники не прислушаются к предложению управляющей компании и установят очень низкую плату, то УК может оспорить это решение в суде.

Чтобы подкрепить свое предложение доказательствами, УК готовит смету и указывает, какие работы будут проводиться, как часто и сколько это будет стоить. Смету размещают вместе с предложением о новых тарифах.

Мы спросили других жильцов дома, видели ли они предложения от УК на информационных досках. Никто ничего не видел.

Советую внимательно читать квитанции, которые приносит управляющая компания. Иначе легко пропустить повышение платы за содержание жилого помещения или взносов на капремонт. Уточните, какие тарифы установлены в вашем городе. Если государственные тарифы меньше значений в квитанциях, значит, было собрание собственников, где решили повысить плату. Если вы о нем не слышали, это странно — есть повод разобраться.

На сайте мэра Москвы есть информация по тарифам на содержание жилого помещения для жителей столицы. Там же указан минимальный взнос на капремонт

Как проходит собрание собственников

Провести собрание собственников жилья очень сложно. В Т⁠—⁠Ж подробно рассказывали об этом процессе аж в трех статьях:

В этой статье расскажу о собраниях кратко. Чтобы провести общее собрание собственников, нужен инициатор — тот, кто его собирает. Инициатором может быть только собственник помещения в доме или управляющая компания, которая обслуживает дом.

  1. Прислать заказными письмами по почте.
  2. Вручить каждому лично в руки под подпись.
  3. Разместить на доске объявлений, если на предыдущих собраниях собственники одобрили такой способ извещения.

В уведомлении должна быть повестка дня — список вопросов для обсуждения на собрании. Нельзя принимать решения по вопросам, которых не было в повестке. И менять повестку по ходу собрания тоже не положено.

Участники. В собрании обязательно участвуют:

  1. Председатель — тот, кто ведет его.
  2. Секретарь — все записывает и фиксирует.
  3. Счетная комиссия — люди, которые считают результаты голосования.

Эти роли могут исполнять разные люди или один и тот же человек, которого выбрали участники собрания. Например, когда никто не хочет быть председателем, секретарем и счетоводом, все функции берет на себя инициатор.

Кворум. Чтобы собрание могло принимать какие-то решения, должен быть кворум. Кворум — это то, сколько собственников должно посетить собрание, чтобы оно считалось правомочным. Например, в доме 500 квартир, а пришел только хозяин небольшой однушки. Он не вправе решать за всех.

Кворум определяется не по количеству людей, а по площади помещений, которая им принадлежит. Чем больше квартира у собственника, тем больше у него голосов.

Секретарь собрания в протоколе должен переписать всех, кто пришел, и подсчитать, сколько у них квадратных метров всего в собственности. Для собраний, где утверждаются тарифы, кворум — 50%.

Если оказалось, что у участников собрания меньше половины от общей площади помещений в доме, то кворума не было. Решения такого собрания будут ничтожны.

Решения по изменению платы на содержание жилого помещения принимают большинством голосов участников собрания. Если решение связано с повышением взносов на капремонт, то нужно не менее ⅔ от числа голосов всех собственников в доме.

Протокол. По итогам собрания секретарь составляет протокол, а председатель его подписывает. В этом документе указывается:

  1. Кто присутствовал.
  2. Был ли кворум.
  3. Какие вопросы обсуждали.
  4. Кто выступал.
  5. Как проголосовали.
  6. Какие решения приняли в итоге.

Инициатор собрания в течение 10 дней после окончания голосования передает протокол управляющей компании, а она пересылает его в Госжилинспекцию. Это государственный орган, который контролирует соблюдение законов в сфере ЖКХ.

К протоколу прилагаются:

  1. Реестр всех собственников в доме.
  2. Текст уведомления о собрании, а также доказательства вручения этих уведомлений собственникам.
  3. Список участников собрания.
  4. Если какие-то собственники прислали вместо себя представителей, то копии доверенностей.
  5. Копии документов, которые рассматривали участники собрания. Например, смету предстоящих работ и предложение от УК с обоснованием роста тарифов.
  6. Бюллетени с результатами голосования.

Как оспорить повышение тарифов

Для начала надо понять, было ли собрание собственников. Если было, должен остаться протокол. Если же управляющая компания изменила тарифы без решения собственников, нужно жаловаться в Госжилинспекцию и прокуратуру.

Мы нашли протокол собрания собственников, внимательно изучили и обнаружили нарушения. Оказалось, что по документам собрание было, а по факту — нет.

Отменить решение собрания собственников можно только через суд. Я расскажу по шагам, как мы действовали.

Управляющая компания должна была разместить протокол собрания в системе ГИС ЖКХ, но его там не было. Один из жильцов отправил в УК письмо с требованием выложить протокол в систему, но ему не ответили.

Через месяц Госжилинспекция письменно ответила, что УК действительно передала им протокол. Тогда мы пришли в инспекцию и попросили показать нам документы. Посмотреть разрешили, но делать копии для нас не стали — такой обязанности у них нет. Одновременно Госжилинспекция отругала управляющую компанию за то, что она не выкладывает документы куда положено. Это подействовало: через две недели протокол все-таки появился в ГИС ЖКХ, и мы смогли его скачать.

Мы изучили протокол и поняли, что у нас есть шансы оспорить решение собрания. Вот на что мы обращали внимание при проверке.

Уведомление собственников о собрании. К протоколу прилагался реестр уведомлений. Там были подписи менее половины собственников, причем без указания даты уведомления. А ведь были люди, которые пропустили собрание, потому что не знали о нем. Их голоса могли изменить ход голосования — это серьезный аргумент, который мы потом использовали в суде.

Предложение от управляющей компании. В документах не было объяснений, почему необходимо резко повысить тарифы. Управляющая компания должна сделать предложение собственникам и обосновать увеличение платы за содержание жилого помещения. Но никто не видел никаких смет и тарифных предложений. В протоколе была только ссылка на приложение с перечнем работ, а само приложение отсутствовало.

Необоснованные вознаграждения. Судя по протоколу собрания, собственники были в тот день невероятно щедры. Они не только согласились повысить плату за текущий ремонт и содержание, но и назначили вознаграждение председателю совета дома.

Так можно, если указать, при каких условиях и за что именно председатель будет получать деньги. Мы прочитали протокол и ничего такого не нашли. Председатель получала вознаграждение просто за то, что она есть.

Формулировки в повестке дня должны быть однозначными. Если вопросы можно трактовать по-разному — они составлены неправильно.

Важно, чтобы вопросы в бюллетенях, повестке дня и протоколе совпадали. А если на собрании начали обсуждать какую-то тему, которой не было в повестке, это нарушение.

Оформление протокола. Наш протокол был оформлен с нарушениями: так, в нем не было даже подписи председателя собрания. Кроме того, к протоколу обязательно прилагается реестр собственников, но он почему-то тоже отсутствовал.

Это бюллетень для голосования. Обратите внимание на третий вопрос, где как раз и решалось, быть ли повышению платы за содержание жилого помещения. Формулировка очень пространная, вопрос даже не влез в ячейку и толком не читается

В протоколе третий вопрос сформулирован гораздо конкретнее. В четвертом вопросе собственники установили вознаграждение председателю совета дома, которая и созвала собрание

В протоколе указано, что кворум был. Мы решили перепроверить правильность расчетов. Для этого нужно:

  1. Узнать общую площадь жилых и коммерческих помещений в доме.
  2. Подсчитать, какая площадь в собственности у тех, кто посетил собрание.
  3. Разделить площадь помещений участников собрания на общую.
  4. Результат умножить на 100%.

Если получится меньше 50%, то кворума не было, и собрание не вправе ничего решать.

Как узнать общую площадь помещений в доме. Эту информацию можно получить в системе ГИС ЖКХ. Чтобы зайти в нее, нужна подтвержденная учетная запись на портале госуслуг.

Как узнать, какая площадь принадлежит участникам собрания. Для этого понадобится реестр собственников — его можно составить самостоятельно через Росреестр. Мы проверяли не все помещения в доме, а только те, что принадлежат участникам собрания. Этого достаточно, чтобы подсчитать кворум. Номера квартир посмотрели в бюллетене для голосования, который шел к протоколу.

На этом этапе иногда выясняется, что некоторые участники собрания вообще не должны были голосовать, потому что они — не собственники квартир. Например, когда по информации из Росреестра хозяин квартиры — Петров, а вместо него проголосовала Иванова, причем без доверенности. Такие голоса исключаются из расчета кворума.

Есть недорогой способ получить информацию о помещениях и собственниках — не дороже 4,6 Р за один запрос. Сначала нужно зарегистрироваться на сайте Росреестра и купить пакет запросов.

Система предложит сформировать ключ доступа к сервису — соглашайтесь. Ключ доступа нужно сохранить куда-нибудь , он пригодится

Выберите нужный пакет запросов. Нам хватило минимального пакета на 100 запросов за 460 Р . Оплатите и подождите несколько дней, пока деньги поступят на счет

Теперь, когда у вас есть пакет запросов, можно получать информацию по помещениям и их собственникам через Росреестр.

Сервис превратит файл в нормальную выписку, которую можно распечатать. Самое важное в выписке — площадь помещения и ФИО собственников

Итог проверки

Когда мы сравнили данные из Росреестра со списком участников собрания по протоколу, всплыли интересные подробности.

Среди проголосовавших были не только собственники квартир, но и обычные жильцы. Это грубейшее нарушение — по закону они не вправе голосовать без доверенности от собственников. Но про доверенности в протоколе ни слова. Да и в частной беседе жильцы сознались, что доверенностей у них не было.

И главный сюрприз: председатель совета дома, которая и организовала спорное собрание, не была собственником жилья в нем. Это тоже грубейшее нарушение, потому что председателя совета дома можно выбирать только из числа собственников. Следовательно, она занимала свою должность незаконно и не могла созывать собрания. Эта новость так нас поразила, что мы решили оспорить и результаты более раннего собрания по выбору председателя совета дома.

Мы исключили голоса тех, кто не должен был голосовать, и пересчитали площади квартир. В итоге получили обнадеживающий результат — кворума не было, значит, собрание неправомочно.

На этапе подсчета кворума и изучения документов нужно оценить шансы на победу в суде. Если нет существенных нарушений, то оспорить увеличение тарифов вряд ли получится.

Причем если вы уступите в суде или откажетесь от иска уже во время разбирательств, то останетесь еще и должны ответчику — придется возместить ему судебные расходы.

Сразу обращаться в суд нельзя. Сначала нужно письменно известить всех собственников, что вы собираетесь оспорить решение собрания.

Оба варианта так себе: можно разориться на письмах или убить кучу времени на поквартирные обходы. А еще в таком случае важно точно знать, кого уведомлять — нужен полный список всех собственников в доме. А мы составляли усеченный реестр — только по тем, кто голосовал. Пришлось бы отправлять намного больше запросов, тратить больше времени и денег.

Но есть еще один способ — дешевый и удобный: повесить уведомление на доске объявлений. Так можно — Верховный суд разрешил.

Чтобы уведомить собственников о наших планах пойти в суд, мы разместили объявление на информационных досках у каждого подъезда. А ответчику — инициатору собрания — отправили заказное письмо с уведомлением и описью вложения. Одно письмо обошлось нам в 222 Р .

В исковом заявлении нужно подробно описать все нарушения, которые найдете. Не откладывайте их про запас до следующей судебной инстанции. Доставайте сразу все козыри, которые есть.

Обратиться в суд может только собственник, который не участвовал в собрании или участвовал, но голосовал против принятых решений.

С кем судиться. Ответчиком будет тот, кто организовал собрание — то есть его инициатор. Если инициатор — кто-то из собственников, то в исковом заявлении укажите управляющую компанию в качестве третьей стороны. УК в любом случае нужно привлекать к судебному разбирательству, ведь решение суда затронет ее интересы.

Что добавить к исковому заявлению. За обращение в суд нужно заплатить госпошлину. Если оспариваете решение собрания собственников, то госпошлина — 300 Р . Мы оспаривали результаты двух собраний — там, где повысили тарифы, и там, где назначили председателя. Поэтому заплатили двойную госпошлину — 600 Р .

Обязательно приложите к исковому заявлению квитанцию об оплате госпошлины. Если выиграете дело, сможете взыскать с ответчика судебные расходы. Причем ответчик возмещает не только госпошлину, ну и другие затраты: на юриста, почтовые отправления, доверенность, экспертизы, иные судебные издержки. Требование о компенсации расходов можно указать в исковом заявлении или подать потом отдельным заявлением.

Суду нужны доказательства, что истец уведомил других собственников о своих планах пойти в суд. Мы приложили к исковому заявлению квитанцию об отправке заказного письма ответчику и фотографии объявлений около подъездов. Каждое объявление сфотографировали так, чтобы в кадр попали номер подъезда и список квартир. Суд это устроило.

Есть способ сэкономить. В исковом заявлении указывайте только инициатора собрания — он будет ответчиком. Если инициатор собрания — не управляющая компания, то добавьте ее в качестве третьей стороны. Больше никого не пишите.

Копию искового заявления отправьте только ответчику и управляющей компании — расходы на почту будут минимальные. А ходатайство о привлечении остальных собственников в качестве третьих лиц подадите уже на судебных заседаниях. Тогда отправлять им копии исковых заявлений не понадобится.

Как подать заявление. Есть три способа:

Читайте также: