С какой целью осуществляют учебно боевую деятельность

Обновлено: 02.07.2024

В воинской деятельности условно можно выделить три основных элемента: учебно–боевую подготовку, служебно–бое–вую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно–боевая подготовка – это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих, боевому слажива–нию частей и подразделений для подготовки их к ведению совместных боевых действий или выполнению других задач. Эта подготовка прежде всего направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений, т. е. их возможностей успешно вести боевые действия и выполнять боевые задачи.

Учебно–боевая подготовка обеспечивает высокий военно–профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время и включает в себя занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, в ходе которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно–боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. Это в основном практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Высшей формой учебно–боевой подготовки являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, производится боевое сла–живание подразделений и частей. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Служебно–боевая деятельность предназначена для обеспечения высокого уровня боевой готовности подразделений и частей – их способности в любых условиях начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно–боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений и находящимися в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. Подготовка военнослужащих к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на это дежурство.

На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не принявших Военную присягу, не усвоивших программы учебно–боевой подготовки, больных, а также совершивших проступки, по которым ведется расследование.

Для обеспечения высокой степени боевой готовности на военнослужащих дежурных смен налагается ряд ограничений и запретов. Так, например, им запрещается передавать исполнение своих обязанностей другим лицам; отвлекаться на мероприятия, не связанные с несением боевого дежурства; самовольно оставлять боевые посты; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от военнослужащих высокой бдительности, точного исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Виновные в нарушении требований караульной службы привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав каждого караула входят начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно–боевой подготовки и имеющих высокие морально–психологические качества.

Внутренняя служба организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

Реальные боевые действия – это вид воинской деятельности, для обеспечения которого осуществляется учебно–боевая подготовка и служебно–боевая деятельность войск. Эта деятельность осуществляется непосредственно в условиях боя и направлена на то, чтобы в любое время года и суток, в любых условиях и обстановке войска могли нанести поражение любому противнику.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации служит для развертывания армии при мобилизации и пополнения ее во время войны.

• уволенные с военной службы с зачислением в запас;

• прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования;

• не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

• не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении возраста 27 лет;

• не призванные на военную службу по каким–либо другим причинам;

• прошедшие альтернативную гражданскую службу;

• женщины, имеющие военно–учетную специальность. Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на разряды в зависимости от их возраста (табл. 7).

Состав запаса Вооруженных Сил РФ



Женщины относятся к третьему разряду запаса, имеющие воинские звания офицеров, – находятся в запасе до 50 лет, а остальные – до 45 лет.

Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся в отставку и снимаются с воинского учета.

Вопросы и задания

1. В какие сроки в Российской Федерации производится призыв граждан на военную службу?

2. Какие категории граждан освобождаются от призыва на военную службу?

3. Какие вещи военнослужащим разрешается хранить в прикроватной тумбочке?

4. Какие категории граждан могут заключить контракт о прохождении военной службы?

5. Перечислите основные виды воинской деятельности. Какой из них, по вашему мнению, является наиболее важным и почему?

6. С какой целью создается запас Вооруженных Сил РФ?

\u0412\u0441\u0435 \u0432\u0438\u0434\u044b \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u044b \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0433\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f \u0431\u043e\u0435\u0432\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0431\u043e\u0435\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0438 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043e\u043d\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u0443. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0430\u043c\u0438 \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0430, \u0441\u043b\u0443\u0436\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u0430\u044f \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0431\u043e\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f.

\u0423\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0430 \u2013 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439 \u043f\u043e \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044e \u0438 \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u044e \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439, \u0431\u043e\u0435\u0432\u043e\u043c\u0443 \u0441\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u044e \u0447\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0434\u043b\u044f \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438 \u0438\u0445 \u043a \u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044e \u0431\u043e\u0435\u0432\u044b\u0445 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439 \u0438\u043b\u0438 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447, \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0412\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0421\u0438\u043b. \u0423\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0430 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0433\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f \u0431\u043e\u0435\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439. \u041e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0430 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0442\u044c \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u0438 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435\u043f\u0440\u0435\u0440\u044b\u0432\u043d\u043e \u043a\u0430\u043a \u0432 \u043c\u0438\u0440\u043d\u043e\u0435, \u0442\u0430\u043a \u0438 \u0432 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f. \u0412 \u0445\u043e\u0434\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f, \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0431\u043e\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043b\u044c\u0431\u044b, \u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0438, \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0430\u0449\u0438\u0435 \u0438\u0437\u0443\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0443\u0441\u0442\u0430\u0432\u044b, \u043e\u0440\u0443\u0436\u0438\u0435 \u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u0443, \u043f\u0440\u0438\u0435\u043c\u044b \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439 \u0432 \u0431\u043e\u044e, \u0430 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u044b \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439 \u043f\u0440\u0438 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0431\u043e\u0435\u0432\u044b\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447. \u0423\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0430 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0440\u044f\u0434 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439. \u041e\u043d\u0430 \u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u044f\u0432\u043d\u043e \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043a\u043e\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0432 \u0445\u043e\u0434\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u0439 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u0438 \u0438\u0434\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0430 \u0432\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439 \u043a \u0441\u043e\u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f\u043c. \u0412 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u043c \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0430, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043d\u0430 \u043e\u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0432\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u0443\u043c\u0435\u043b\u043e\u0435 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0445 \u0432 \u0431\u043e\u044e.

\u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u0443\u044e \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0436\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u043d\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0432\u0442\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430 \u043e\u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u0443\u043c\u0435\u043b\u043e\u0435 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0445 \u0432 \u0431\u043e\u044e.

\u0421\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430\u043c\u0438.\u00a0\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u043e\u0432 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0431\u043e\u0435\u0432\u043e\u0439 \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u2013 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u0430 \u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u043d\u0430 \u0432\u043e\u0439\u043d\u0435.\u00a0\u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e-\u0431\u043e\u0435\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438 \u0442\u0440\u0435\u0431\u0443\u0435\u0442 \u043e\u0442 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0430\u0449\u0435\u0433\u043e \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0433\u043e \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432, \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0443\u0441\u0442\u043e\u0439\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0432\u044b\u043d\u043e\u0441\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438.


ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МОТИВАЦИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на:

репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами);

продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская деятельность, что обусловлено ее особой социальной значимостью. То есть в рамках сферы общественно-политической деятельности правомерно выделяется такой ее специфический вид, как воинская и боевая деятельность. Иными словами рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное (воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность).

Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.

Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.

На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной. Субъективная сторона - это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности.

В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению военнослужащего, позволяет ему как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно-смысловую сферу своей деятельности.

Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем характер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и специфичен. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств военнослужащих и проявление их в условиях войны.

Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.

Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие - составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования.

Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общение, труд и игра.

Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.

Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной технологии, необходимость конкретных умений, знаний в мастерстве для успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она требует особого напряжения духовных и физических сил.

Таким образом, воинская деятельность - это деятельность, которая обладает характеристиками труда. Как деятельность, непричастная к непосредственному производству материальных благ, воинская деятельность может подразделяться на неразрушительную (в условиях мирного времени) и разрушительную (в условиях войны). Причем последняя в зависимости от социальной направленности, целей и интересов ее субъектов может выполнять как положительную, так и отрицательную роль в общественном прогрессе.

Специфика воинской деятельности проявляется в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и для воинской деятельности ядерно-космического века.

В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.

Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, в значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.

Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.

Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику. В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельности ставят недопущение такого совпадения у противника.

Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.

Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.

Воинская деятельность выступает средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе.

Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством освобождения и защиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И, наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.

Функционирование армии как общественной составляющей реализуется посредством определенных видов её деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.

Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное, прежде всего, фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором само сохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.

Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются:

принятие на себя ответственности за самоличное решение;

социологизированность мотивов поступков.

Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество, превратив в профессиональность поступков.

Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма.

один из основных видов подготовки ВС, представляющий собой комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию лич. состава, слаживанию (боевому слаживанию) подразд., частей, соед. и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предна-значением. В частях и соед., несущих боевое дежурство, Б.п. кроме того, включает подготовку лич. состава к самостоят. работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен и расчётов.

Б.п., как вид подготовки ВС, является основным содержанием повседневной деятельности войск (сил). Б.п. организуется и проводится постоянно, как в мирное, так и в военное время.

Целью Б.п. является обеспечение постоянной готовности войск и органов управления, слаженности (боевой слаженности) экипажей, расчётов, подразд., частей, соед. и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и др. задач в соответствии с их предназначением.

Направленность Б.п. определяется, исходя из положений Военной доктрины РФ, Основ (Концепции) гос. политики РФ по стр-ву и подготовке ВС с учётом тенденций развития военного искусства. Она строится на научной основе с использованием её последних достижений, общей и военной психологии и педагогики, опыта войн, вооруж. конфликтов и проведённых учений, перспектив развития орг. форм и техн. оснащения войск (сил), а также опыта под-готовки армий иностр. гос-в.

Б.п. включает: одиночную (индивидуальную) подготовку военнослужащих; подготовку (слаживание) подразд. (воинских формирований), частей и соед.; подготовку (слаживание) органов управления (штабов).

Система Б.п. включает основные элементы: центр. органы МО РФ, определяющие цели, задачи, структуру и осн. содержание Б.п.; органы военного управления, непосредственно осуществляющие управ-ление Б.п., проведением её мероприятий и всесторонним обеспечением; экипажи, расчёты, подразд., части, соед. и их органы управления (штабы), с к-рыми проводится обучение; учебная материально-техн. база Б.п.

Основными принципами Б.п. являются: учить тому, что необходимо на войне; обеспечение постоянной боевой готовности; научность обучения; сознательность и активность обучаемых; наглядность обучения, максимальное его приближение к обстановке реального боя; систематичность и последова-тельность обучения; прочность усвоения знаний, выработка умений, практич. навыков и постоянное их совершенствование; коллективный и индивидуальный подход к обучению; единство обучения и воинского воспитания.

В ходе Б.п. проводятся учения, различные формы занятий, боевые стрельбы, тренировки и др. формы обучения. Б.п. проводится согласно требований уставов, наставлений, программ Б.п., инструкций, руководств, приказов и директив командования.

Задачи по Б.п. в ВС РФ ставятся в приказах мин. обороны. Главнокоманд. видами (родами войск) ВС, команд. (нач-ки) родами войск (спец. войск) организуют их выполнение через штабы и органы Б.п. В военных округах (флотах), в соед. и частях планирование Б.п. и руководство ею осуществляют команд. (ком-ры), нач-ки родов войск и спец. войск. Ком-ры соед. и частей организуют Б.п. и лично проводят командирские, показные, контрольные занятия с офицерами и учения с частями (подразделениями). Нач-ки родов войск (служб) соед. и частей руководят Б.п. подчинённых частей, подразд. и проводят занятия с офицерами соед. (части, подразд.) и подразд. по своей специальности. Ком-ры подразд. непосредственно организуют Б.п. в соответствии с планом части, проводят занятия с подчинёнными подразд. и от-дельными категориями военнослужащих. В соед. и частях Б.п. планируется на год (в батальонах, дивизионах – на период обучения), уточняется на период обучения и на каждый месяц. В ротах, батареях составляется расписание занятий на каждую неделю.

Энциклопедия РВСН . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое "БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА" в других словарях:

Боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач. В ВМФ основной боевой подготовкой является изучение и освоение корабля, оружия и технических средств, овладение… … Морской словарь

Боевая подготовка — обучение отдельных категорий военнослужащих, подразделений, частей, соединений, штабов ведению боевых действий, а органов тыла тыловому обеспечению. Б. п. проводят в вооруженных силах всех государств в мирное и военное время. В Советских… … Большая советская энциклопедия

Боевая подготовка — Целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания (слаживания) подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для ведения боевых действий и… … Энциклопедия РВСН

Боевая подготовка — БОЕВÁЯ ПОДГОТÓВКА. С первых дней войны усилия воен. советов, командиров, штабов, политорганов, парт. и комс. орг ций были направлены, наряду с выполнением боевых задач, на после доват. и неуклонное повышение боевой мощи Вооруж. Сил на основе… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слажпванию подразделений, частей, соединений ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением. В ВС СССР и армиях других… … Словарь военных терминов

Боевая подготовка — целенаправленная, организованная система воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания подразделений, частей, соединений и их органов управления для выполнения СБЗ и обеспечения их действий в соответствии с предназначением … Пограничный словарь

Боевая подготовка — обучение отдельных категорий военнослужащих, подразделений, частей, соединений, штабов, тыловых органов войск с целью приобретения ими военных и политических знаний и навыков ведения боя и операции … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Боевая подготовка войск — БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСКЪ. Такъ называется совокупность всѣхъ свѣдѣній, пріемовъ и навыковъ, необходимыхъ войскамъ для боевой службы въ воен. время. Б. подготовка является результатомъ всей дѣятельности войскъ въ мирн. время, и нѣтъ возможности… … Военная энциклопедия

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА МОРСКИХ СИЛ — (Training) совокупность мероприятий по обучению личного состава, направленных на достижение тесного боевого взаимодействия частей флота, береговой обороны, морской авиации и сухопутных войск для выполнения боевых задач, которые будут поставлены… … Морской словарь

Боевая подготовка авиационных подразделений — боевая подготовка система спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по обучению и воспитанию личного состава, слаживанию авиационных подразделений, воинских частей, соединений и их органов военного управления для… … Официальная терминология

Она включает в себя: изучение теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск (сил) и вероятного противника; обучение личного состава умелому применению оружия, военной техники в сложной обстановке на разнообразной местности днем и ночью; воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и другие вопросы.

Бой — это основная форма тактических действий войск. Под ним понимают согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей (кораблей), подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, овладения важными районами (рубежами) или удержания их и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским . Основные черты современного боя (наряду с маневренностью и динамичностью) — быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность развития боя по фронту и в глубину, разнообразие способов ведения, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.

Основные виды боя — наступательный и оборонительный.

Наступательный бой имеет решающее значение для достижения победы. Его применяют в целях разгрома противника и овладения важным районом. Успеха в наступательном бою достигают огневым поражением противника, решительной атакой, уничтожением (пленением) живой силы, захватом оружия, военной техники и территории противника, стремительным развитием продвижения войск.

Оборонительный бой применяют с целью сорвать или отразить наступление противника путем нанесения ему значительных потерь, удержать важные районы и создать условия для перехода в наступление.

В бою военнослужащий обязан проявлять стойкость, инициативу, дисциплинированность, выдержку, решительность и упорство. Он должен действовать активно и внезапно, смело и дерзко, умело владеть личным оружием. Большое значение имеют находчивость и взаимная выручка.

Тактическая подготовка входит в число основ деятельности военнослужащих. С ее помощью обеспечивается наиболее полное комплексное обучение на поле сражения. Солдаты и офицеры учатся умело и слаженно действовать в условиях, которые максимально приближены к боевым. Об этом далее немного поподробнее.

Основные задачи, согласно которым проводится тактическая подготовка военнослужащих, заключаются в следующем:

В изучении основ, по которым проводится общевойсковой бой. Также в доведении до личного состава требований соответствующих уставов, касающихся действий подразделений, принимающих участие во всех без исключения видах сражений.

В приобретении навыков о том, как в условиях боевой обстановки применять индивидуальное и групповое оружие, а также военную технику.

В обучении тому, как находиться в полной соответствующей готовности и проводить умелые действия по предназначению. Также в ведении боя в условиях резко меняющейся и сложной обстановки. К примеру, как переходить от одного типа боя к иному, когда применяется обычное, в том числе высокоточное и ядерное, оружие.

В совершенствовании умений и навыков командиров, которые применяются в тех условиях, когда нужно организовать и обеспечить военные действия, а также непрерывно управлять в сражении подразделениями и огнем.

В формировании у личного состава качеств, которые демонстрируют сознательную соответствующую дисциплину. К примеру таких, как высокие морально-боевые, психологические и физические качества.

Тактическая подготовка подразумевает различные виды занятий - только так можно успешно решить перечисленные задачи. Это очень важно. Военнослужащие должны заниматься самостоятельной подготовкой, строевыми занятиями, боевыми стрельбами, соответствующими учениями, а также посещать семинары и лекции, где преподаются основы тактической подготовки. Это очевидный факт. Тематика проведения указанных лекций и семинаров, а также самостоятельная подготовка в основном касаются изложенных выше целей. Непосредственно занятия по тактической подготовке разделены на несколько видов.

Тактико-строевыми занятиями со взводом или отделением предусматривается обучение путем показа, где допустимы пояснения и последующая тренировка подразделений и солдат в целом. Это осуществляется для слаженности их действий в будущем. Тактико-строевые занятия роты и батальона - это, как правило, последовательные тренировки подразделений. Данный способ обучения также важно применять. В целом тактико-строевые занятия подразумевают создание для отработки отдельного учебного вопроса соответствующей обстановки. Проведение данного обучения происходит с выводом вооружения и боевой техники на местности. Решение отдельных вопросов может происходить в пешем строю. Для того чтобы более эффективно использовались моторесурсы и время, целесообразно осуществлять занятия по замкнутому кругу, иногда даже стоит сократить расстояние между всеми элементами боевого порядка. Организация тактико-строевых занятий и их проведение поручаются непосредственным командирам взвода, роты или батареи, а показных и совместных с подразделениями иных родов войск – старшим начальникам. То есть все зависит от масштаба обучения и определенной ответственности.

Читайте также: