С какой целью осуществляется профессиональный психологический отбор граждан призываемых на военную

Обновлено: 04.07.2024

Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического от­бора при первоначальной постановке на воинский учет; ознако­мить с психологической классификацией воинских должностей.

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Одним из основных мероприятий первоначальной постанов­ки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на во­инский учет и имеют довольно четкое представление о том, что пред­ставляет из себя професси­ональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероп­риятий.

Вопросы для активизации знаний.

1. В чем состоит цель проведения профессионального психологи­ческого отбора при первоначальной постановке на воинский учет?

2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?

3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физиче­ская. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие фи­зические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

I. Общие положения

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору прово­ дятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психо­ логического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специ­ алистами по профессиональному психологическому отбору.

4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах являет­ ся одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологи­ ческих качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на во­ енную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

9. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется — профессиональная пригодность):

а)рекомендуется в первую очередьпервая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б)рекомендуетсявторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в)рекомендуется условнотретья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г)не рекомендуетсячетвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [. ]

10. При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

— высокая нервно-психическая устойчивость;

— хорошая нервно-психическая устойчивость;

— удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

— неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профес­сиональной пригодности, не могут быть:

— направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в об­щественные объединения и учебные воинские части;

— направлены на обучение в военно-учебные заведения;

— приняты на военную службу по контракту на соответствующие воин­ские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию професси­ональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), ус­тановленные Психологической классификацией воинских должностей, за­мещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [. ]

14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [. ]

15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной при­годности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответ­ствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [. ]

29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.

31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет не­штатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-про­фессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование. [. ]

Результаты социально-психологического изучения, психологиче­ского и психофизиологического обследования, заключение о профес­сиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III , V , VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора воен­ного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами граж­данина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и позна­вательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентиро­ваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правиль­ные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и раз­борчивая речь

Командир боевой машины. Командир орудия

Командир боевого поста

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концент­рация. Опера­тивная память. Быстрота мышле­ния, умение выделить в информа­ции главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

Наводчик орудия (танка, САО и др.)

Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприя­тия. Устойчивость внимания. Опе­ративная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвиж­ность нервной системы. Правиль­ная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

Радиотелеграфист, радист, радио­телефонист. Телеграфист. Наблю­датель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость вни­мания. Быстрая сенсомоторная ре­акция. Подвижность нервных про­цессов. Двигательная память. Ко­ординация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (тан­ка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самооб­ладание.

Специалисты воздушно-десант­ных, десантно-штурмовых, разве­дывательных подразделений, мор­ской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Об­щеобразовательная и техническая грамотность

Аккумуляторщик. Дизелист. Мо­торист. Механик. Мастер (радио­мастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Особых профессионально важных психологических качеств не требу­ется

Стрелок. Помощник гранатометчи­ка. Заряжающий и др.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Домашнее задание.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

от 27 декабря 2019 г. N 1909

ПРАВИЛА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА НА СЛУЖБУ

В ОРГАНЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее соответственно - органы принудительного исполнения, психологический отбор).

2. Психологический отбор гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения (далее - кандидат), осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения - психофизиологических исследований, тестирований, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, ответственность за порученное дело, дисциплинированность;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах, уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) совершение уголовно наказуемых деяний;

г) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

д) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

е) склонность к зависимости от азартных игр;

ж) участие в деятельности общественных или религиозных организаций, деятельность которых запрещена;

з) участие в незаконном обороте оружия.

8. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "д" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

9. Проведение психологического отбора осуществляется специалистами, выполняющими функции по психологическому отбору (далее - специалисты).

10. Специалисты должны иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности) "Психологические науки".

11. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о назначении на должность в органах принудительного исполнения.

12. Кадровое подразделение выдает кандидату в день оформления письменного согласия направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

13. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.

14. Комплексное обследование проводится не позднее 30 дней со дня выдачи кандидату направления.

15. Специалисты в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа, удостоверяющего личность, и направления.

16. С учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение).

17. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности);

б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности);

в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности);

г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности).

18. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов принудительного исполнения, в том числе в особых условиях деятельности.

19. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения.

20. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

21. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения, или выявлен фактор риска (за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил).

22. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

23. Заключение действительно в течение 12 месяцев со дня его составления.

24. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 23 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

25. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

26. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

27. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся проведения профессионального психологического отбора в органах принудительного исполнения, руководителем федерального органа принудительного исполнения формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

28. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения (по согласованию), имеющие образование, указанное в пункте 10 настоящих Правил, и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

29. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.

30. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию.

31. Руководитель в случае несогласия с заключением направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия.

32. Решения принимаются центральной комиссией в течение 30 дней со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил.

33. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, в деятельности специалиста выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится специалистом, определяемым центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено специалисту, который нарушил установленный порядок проведения психологического отбора.

34. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тест по ОБЖ Воинская обязанность для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 14 заданий.

1 вариант

1. Воинская обязанность — это:

а) особый вид государственной службы, исполняемой в Воо­руженных Силах, других войсках, органах и воинских формированиях
б) система знаний о подготовке и ведении военных действий
в) установленный законом почетный долг граждан с оружи­ем в руках защищать свое Отечество, нести службу в ря­дах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подго­товку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности

2. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:

а) по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
б) только по призыву
в) только в добровольном порядке (по контракту)
г) в порядке воинской повинности

3. Комиссия по постановке граждан на воинский учет преду­смотрена в следующем составе:

а) заместитель руководителя местной администрации, воен­ный комиссар района, руководитель органа внутренних дел района, секретарь комиссии, врачи-специалисты
б) военный комиссар района или его заместитель, представи­тель местной администрации, специалист по профессио­нальному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты
в) заместитель военного комиссара района, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты

4. Какие из указанных ниже причин (при условии докумен­тального подтверждения) являются уважительными для не­явки по вызову военкомата)?

а) заболевание или увечье, связанное с утратой трудоспособ­ности
б) тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя) либо участие в их похоронах
в) нахождение в отпуске или в командировке
г) препятствие, возникшее в результате действия непреодо­лимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина
д) свадьба близкого родственника
е) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом
ж) участие в спортивном соревновании

5. Профессиональный психологический отбор граждан, призы­ваемых на военную службу, осуществляется с целью:

а) определения индивидуального физического развития при­зывников, так как с первых дней военной службы они испытывают значительные нагрузки
б) обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации
в) определения качества освоения дополнительных образова­тельных программ по военной подготовке

а) первой
б) второй
в) третьей
г) четвертой

7. Согласно психологической классификации воинских должно­стей на командные должности целесообразно готовить и на­значать граждан, имеющих следующие гражданские специ­альности:

а) бригадир
б) токарь
в) радиооператор
г) учитель
д) пожарный
е) воспитатель

8. С каким результатом необходимо молодому солдату пробе­жать 3 км, чтобы выполнить норматив для нового пополне­ния воинских частей?

а) 14 мин.
б) 14 мин. 15 сек.
в) 14 мин. 30 сек.
г) 3 мин. 45 сек.

а) 11 раз
б) 10 раз
в) 9 раз
г) 8 раз

10. Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах Российской Федерации.

а) автомобильный (мотоциклетный)
б) гребно-парусный
в) футбол
г) плавание прикладное
д) хоккей с мячом
е) военно-спортивное ориентирование
ж) парашютный спорт
з) стрельба пулевая
и) стрельба из лука

а) не годен к военной службе
б) годен к военной службе
в) ограниченно годен к военной службе
г) временно не годен к военной службе

а) не годен к военной службе
б) годен к военной службе
в) ограниченно годен к военной службе
г) годен к военной службе с незначительными ограниче­ниями

13. Увольнение с военной службы — это:

а) регулярный отдых, предоставляемый в соответствии с за­конодательством всем военнослужащим
б) краткосрочный отпуск из расположения воинской части
в) установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, других войсках, воинских формированиях и ор­ганах

14. До какого возраста могут пребывать в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации солдаты, матросы, сержанты и старшины?

а) до 35 лет
б) до 40 лет
в) до 45 лет
г) до 50 лет

2 вариант

а) только в Вооруженных Силах Российской Федерации
б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах, воинских формированиях, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, в создаваемых на военное время специальных формирова­ниях
в) в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках гражданской обороны, внутренних войсках, органах Федеральной службы безопасности
г) в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинских­ формированиях и других войсках

а) с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет
б) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 16 лет
в) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет

3. Считаются уклонившимися от исполнения воинской обязан­ности и подлежащими административной ответственности граждане:

а) не явившиеся по вызову военного комиссариата в указан­ный срок по уважительной причине, подтвержденной до­кументом
б) не явившиеся по вызову военного комиссариата в указан­ный срок без объяснения причин
в) явившиеся по вызову военного комиссариата с нарушени­ем указанного срока (опозданием) по уважительной при­чине, подтвержденной документом
г) явившиеся по вызову военного комиссариата с опозда­нием

4. Укажите родственников, тяжелое состояние которых являет­ся уважительной причиной для неявки в указанный срок по вызову военного комиссариата:

а) отец, мать
б) жена, муж
в) сын, дочь
г) родной брат, родная сестра
д) двоюродный брат, двоюродная сестра
е) племянник, племянница
ж) дедушка, бабушка
з) усыновитель
и) родной дядя, родная тетя

5. По результатам профессионального психологического отбора определяется оценка о профессиональной пригодности граж­данина к исполнению обязанностей в сфере военной деятель­ности. Она может быть такой:

а) рекомендуется в первую очередь
б) рекомендуется во вторую очередь
в) рекомендуется
г) рекомендуется в основном
д) рекомендуется условно
е) рекомендуется с ограничениями
ж) не рекомендуется

а) первой категории профессиональной пригодности (полно­стью соответствует требованиям воинских должностей)
б) второй категории профессиональной пригодности (в ос­новном соответствует требованиям воинских должностей)
в) третьей категории профессиональной пригодности (мини­мально соответствует требованиям воинских должностей)

7. Согласно психологической классификации воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, на должности специального назначения целесообразно отбирать кандидатов, имеющих гражданские специальности:

а) машиниста автокрана
б) кузнеца
в) водолаза
г) пожарного
д) монтажника
е) учителя
ж) горнорабочего
з) спасателя
и) каскадера
к) оператора ЭВМ

а) 30 мин.
б) 31 мин.
в) 29 мин.
г) 32 мин.

9. Какое минимальное расстояние необходимо проплыть в спортивной форме, чтобы выполнить норматив для нового пополнения воинских частей?

а) 20 м
б) 30 м
в) 40 м
г) 50 м

а) обязательная подготовка к военной службе
б) специальная подготовка к военной службе
в) необходимая подготовка к военной службе
г) добровольная подготовка к военной службе
д) принудительная подготовка к военной службе
е) полная подготовка к военной службе

11. По результатам медицинского освидетельствования врачами­ специалистами могут быть вынесены следующие заключения о годности к военной службе

а) годен к военной службе
б) пригоден к военной службе
в) годен к военной службе с незначительными ограничениями
г) минимально годен к военной службе
д) ограниченно годен к военной службе
е) неограниченно годен к военной службе
ж) временно не годен к военной службе
з) не годен к военной службе

12. Служебное подчинение младших старшим, нижестоящих ор­ганов вышестоящим, а также исполнение правил служебной, в том числе воинской, дисциплины во взаимоотношениях между различными по служебному положению и званию ли­цами — это:

а) дисциплинированность
б) субординация
в) исполнительность
г) уважительное отношение

13. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен:

а) для подготовки населения к ведению партизанских дейст­вий в случае необходимости
б) для развертывания армии при мобилизации и ее пополне­ния во время войны
в) для создания резерва различных специалистов, необходи­мых в народном хозяйстве

14. Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

а) до 2 месяцев, но не чаще одного раза в 2 года
б) до 3 месяцев, но не чаще одного раза в 3 года
в) до 2 месяцев, но не чаще одного раза в 3 года
г) до 3 месяцев, но не чаще одного раза в 2 года

Граждане при постановке на воинский учет в военкомате, призыве на военную службу проходят профотбор, основной целью которого является установление профессиональной пригодности призывника к военной службе и выработка рекомендаций по его рациональному использованию на конкретных воинских должностях.

Более подробную информацию о профессиональном психологическом отборе вы найдете в статье.

Что такое профессиональный отбор

Профессиональный отбор включает следующие виды: социальный, медицинский (военно-врачебная экспертиза), профессиональный психологический, образовательный (по общей и профессиональной подготовленности), отбор по физической подготовленности.

Профессиональный психологический отбор, проводимый военкоматом, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных качеств призывников требованиям военно-профессиональной деятельности.

  • в военкоматах;
  • в войсках;
  • в военных училищах.

Мы рассмотрим только особенности профотбора, проводимого военкоматами.

Задачами психологического профотбора призывников в военкомате являются:

  • военно-профессиональная ориентация призывников на овладение военно-учетными специальностями;
  • определение профессиональной пригодности к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям;
  • профессионально-психологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебных воинских частях.

Определение профессиональной пригодности и выработка рекомендаций по распределению призывников для подготовки по военно-учетным специальностям и воинским должностям осуществляются на основании специальных документов, которыми являются:

  • Психологическая классификация воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами;
  • Перечень отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей.

В отношении призывников процедура профотбора проводится специалистами военкоматов. Вынесенные заключения учитываются призывными комиссиями при определении вида и рода войск, в которых граждане будут проходить военную службу.

Профотбор включает в себя:

  • социально-психологическое изучение. Оно предполагает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Для оценки проводится изучение документов, характеризующих призывника, проводятся беседы, анкетирование;
  • психологическое и психофизиологическое обследование. Целью является анализ познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление), определение психологических особенностей личности, свойств нервной системы, психомоторики и нервно-психической устойчивости.

Как военкомат проводит профотбор

В военкоматах для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору создаются нештатные группы профотбора, включающие соответствующих специалистов.

Этапы профессионального отбора

Мероприятия по психологическому профотбору с призывниками осуществляются в два этапа:

  • первый этап — при первоначальной постановке граждан на воинский учет;
  • второй этап — с момента постановки на воинский учет до явки на призывную комиссию.

На первом этапе в период первоначальной постановки на воинский учет нештатная группа профотбора военного комиссариата проводит военно-профессиональную ориентацию граждан, их социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование.

На втором этапе проводятся:

  • мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников на приобретение гражданских профессий (специальностей), родственных военным, подготовку по военно-учетным специальностям;
  • продолжает социально-психологическое изучение призывников в целях уточнения вынесенных на первом этапе заключений об их профессиональной пригодности;
  • дополнительное психологическое и психофизиологическое обследования призывников;
  • отбор призывников для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.

Профотбор на этапе первоначальной постановки на учет

На данном (первом) этапе осуществляется:

  • военно-профессиональная ориентация;
  • социально-психологическое изучение граждан;
  • психологическое и психофизиологическое обследование.

При военно-профессиональной ориентации гражданам сообщаются сведения о военно-учетных специальностях и воинских должностях, даются персональные рекомендации о подготовке и службе на конкретных воинских должностях, разъясняются порядок подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.

При социально-психологическом изучении граждан:

  • анализируются документы воинского учета, сведения, поступающие с мест учебы или работы;
  • проводятся индивидуальные беседы с каждым призывником, направленные на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств;
  • осуществляется наблюдение за особенностями поведения в ходе беседы и обследования, направленное на выявление признаков нервно-психической неустойчивости, недостаточной понятливости, сообразительности и особенностей психомоторики.

Психологическое и психофизиологическое обследование проводится в целях определения у граждан уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.

По результатам профессионального психологического отбора выносятся заключения о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям.

С учетом вынесенных заключений по результатам профотбора в военкомате формируются списки граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях. При этом в первую очередь в них включаются граждане с первой или второй категорией профессиональной пригодности.

Заключения о профессиональной пригодности заносятся в учетную карту призывника. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования записываются в лист изучения призывника, журнал учета работы группы профотбора военкомата и приобщаются к документам личного дела призывника.

Профотбор на этапе призыва

На втором этапе, то есть в период от первоначальной постановки на воинский учет до явки на заседание призывной комиссии группа профотбора военкомата:

  • проводит мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников на приобретение гражданских профессий, родственных военным, подготовку по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
  • продолжает социально-психологическое призывников в целях уточнения вынесенных на первом этапе заключений об их профессиональной пригодности;
  • проводит дополнительное психологическое и психофизиологическое обследование в целях уточнения уровня нервно-психической устойчивости призывников;
  • участвует в отборе граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
  • анализирует результаты мероприятий по профотбору граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.

Полученные в ходе мероприятий по профотбору учитываются при вынесении заключений о профессиональной пригодности призывников военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей).

Что является итогом профотбора

Основными являются результаты, полученные на втором этапе профессионального психологического отбора.

Именно по этим результатам нештатная группа профотбора военкомата выносит заключение о профессиональной пригодности призывника к военной службе по классам основных сходных воинских должностей и вырабатывает рекомендации по его рациональному использованию на конкретных воинских должностях.

Это заключение рассматривается на заседании призывной комиссии. Результатом рассмотрения является окончательное решение о предназначении призывника в определенный вид, род войск Вооруженных Сил.

Заключение о профессиональной пригодности призывника заносится в его учетную карту и подписывается начальником нештатной группы профотбора военкомата. Результаты его социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования заносятся в лист изучения призывника, журнал учета работы нештатной группы профотбора военкомата и приобщаются к документам личного дела призывника.

На гражданина, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, оформляется карта профессионального психологического отбора.

Обобщение результатов и анализ эффективности мероприятий по профессиональному психологическому отбору проводятся на основании установления степени соответствия вынесенных в военкоматах заключений о профессиональной пригодности призывников к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей) результатам служебной деятельности этих граждан на конкретных воинских должностях в период прохождения военной службы. Для этого используются данные, содержащиеся в карте профессионального психологического отбора, которая направляется в военкомат с гражданином после демобилизации из армии.

Читайте также: