С какой целью граждане создают общественные объединения

Обновлено: 12.05.2024

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

- не менее трех участников;

- организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

- организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

- назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

- открыть расчетный счет в банке;

- заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Основанием создания общественного объединения является общность интересов физических и юридических лиц, пожелавших создать объединение. Общность интересов членов объединений выражается в конкретных целях создания объединений.

Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения их деятельности и не могут ставить целью получение прибыли. Если общественные организации занимаются предпринимательской деятельностью, то она не подлежит распределению между членами данной организации.

В состав общественного объединения входят учредители, члены и участники.

Учредителями являются физические и юридические лица – общественные объединения.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц. Инициаторы созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается Устав, и образуются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация общественных объединений производится регистрирующими органами (регистрационная служба). Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Членами общественных объединений могут быть как физические, так и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Физические и юридические лица как члены общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности. Они имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. В случае несоблюдения норм устава члены общественного объединения могут быть исключены из него в установленном уставом порядке.

Участники общественного объединения – физические и юридические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, а органы государственной и муниципальной власти в качестве таковых не могут выступать.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, членами и участниками молодежных объединений – с 14 лет, членами и участниками детских объединений – с 8 лет.

Запрещено создание и деятельность общественных объединений, цель которых направлена на осуществление экстремистской деятельности.

Общественное объединение имеет право:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и ОМС

3. учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность

4. представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также интересы других граждан

5. организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия

6. участвовать в выборах, избирательных кампаниях и т.д.

Общественное объединение обязано:

1. соблюдать законодательство РФ;

2. ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом;

3. ежегодно информировать орган, регистрирующий общественное объединение о продолжении своей деятельности;

4. представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;




5. допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6. оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

7. информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Неполитическим общественным объединениям (молодежным, детским и т.д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также оказывает всяческую материальную помощь и финансовую поддержку.

Органы, контролирующие деятельность общественных объединений:

1. прокуратура – надзор за соблюдением законов. Она может в судебном порядке выступать инициатором приостановления деятельности общественных объединений, их ликвидации и запрете на его деятельности в случае нарушения им законодательства

2. органы регистрационной службы

- запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы

- направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях

- в случаях нарушения российского законодательства или совершения действий, противоречащих уставным целям может быть вынесено письменное предупреждение и срок устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца;

- не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям;

- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

В случае нарушения российского законодательства либо совершения противоречащих уставу действий общественным объединением регистрирующий орган либо прокурор вносят представление об устранении нарушений и устанавливает срок их устранения. Однако, если в этот срок нарушения не устраняются, то соответствующий орган приостанавливает деятельность общественного объединения на срок до 6 месяцев.

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя СМИ, запрещается проведение публичных мероприятий, принимать участие в выборах и использовать банковские вклады.

3. финансовые органы – контроль за источниками доходов и уплатой налогов

4. органы гос. контроля и надзора (СЕС) – за выполнением существующих норм и стандартов (экологический, пожарный, эпидемиологический надзор)

Прекращение деятельности общественного объединения может произойти по решению самого объединения или по решению суда в случаях грубого или неоднократного нарушения с их стороны требований закона, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей его уставным целям.

Общественное объединение — добровольное [1] , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [2] .

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения [3] .

Содержание

Формы общественных объединений

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?

Общественное объединение - это некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Обязательным условием создания и деятельности общественного объединения является добровольность участия в нем.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Принцип добровольности означает, что никто не вправе принуждать кого- либо вступать или не вступать в общественное объединение. Принцип равноправия означает, что все члены и участники общественного объединения обладают равными правами и обязанностями.

Под принципом самоуправления следует понимать полную самостоятельность деятельности общественного объединения в рамках закона. Принцип законности означает, что общественное объединение обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Поэтому вмешательство государства в эту деятельность недопустимо.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Следует заметить, что только общественная организация и политическая партия основаны на членстве, а все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законом. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - это разновидность некоммерческого фонда, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества в общественно полезных целях. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  1. она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  2. в ней должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  3. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Основные виды общественных объединений:

  1. общественные объединения по сферам коммерческой деятельности (предпринимателей и др.);
  2. профсоюзы (профессиональные союзы, федерации, конфедерации профсоюзов);
  3. творческие, научные, научно-технические и культурно-просветительские общественные объединения (творческие союзы писателей, журналистов, художников, архитекторов, артистов и др., общества изобретателей и рационализаторов, популяризаторские общества, общества любителей книги, охраны памятников культуры, природоохранные и др.);
  4. физкультурно-спортивные общественные объединения (спортивные, оборонно-спортивные, охотников, автолюбителей, пожарные, оздоровительные и др.);
  5. объединения социальной защиты (женские, студенческие, детские, ветеранские объединения, общества инвалидов, общества спасения на водах, общественные - детские, мира и др. - фонды;
  6. международные организации и органы (представительства и отделения международных организаций).

В зависимости от территории, на которой действует общественное объединение, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Деятельность регионального общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.

Деятельность местного общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.


Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица. Такие объединения могут функционировать и без государственной регистрации, но тогда они не приобретут прав юридического лица.

Общественная организация – это основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлении и использование данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение – это не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объединения.

Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его создания.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. По территориальной сфере деятельности общественные объединения классифицируются на общероссийские, межрегиональные и местные.

Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через избранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять депутатские группы и фракции.

Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями партий и массовых общественных движений.

Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общественной.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения (Приложения А, Б, В, Г), и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители общественного объединения -физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и получившие права юридического лица другие общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут быть исключены из общественного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и получившие право юридические лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотрено уставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения – физические и юридические ли-
ца – имеющие равные права и несут равные обязанности.

Важнейшим положением, определяющим статус общественных объединений, является то положение, что государство не руководит их деятельностью. Не допускает вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений в деятельность государственных органов за исключением случаев, предусмотренных законом. Этот же принцип взаимного не вмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами местного самоуправления [19].

Между тем, согласно закону государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений их регистрирует, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности регулирует предоставление им налоговых льгот и др. [7] Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет право запрашивать их распорядительные документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных законом случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменные предупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения.

Отношения между государством и общественными объединениями:

– не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений;

– не допускается вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц;

– не допускается как вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, так и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц;

– государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, предоставляет льготы и преимущества;

– вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними;

– органы юстиции проводят регистрацию общественных объединений и осуществляют контроль за их деятельностью;

Права общественных объединений:

– свободно распространять информацию о своей деятельности;

– проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

– учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

– представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях,

– осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

– участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;

– выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ.

Обязанности общественных объединений:

– соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

– ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

– ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

– представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

– допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

– оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

– информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ;

Последствия несоблюдения установленных обязанностей общественным объединением:

– неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

Устав общественного объединения должен предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; для объединений, предусматривающих членство, условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов данного объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения. В нем могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Документы, необходимые для государственной регистрации общественного объединения:

– заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

– устав общественного объединения в двух экземплярах;

– выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

– сведения об учредителях;

– документ об уплате регистрационного сбора;

– документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению;

– протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

– при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских
прав, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

– если устав общественного объединения противоречит Конституции и законодательству РФ;

– если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

– если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Читайте также: