Что составляет правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма

Обновлено: 02.07.2024

Международный туризм — сложная, комплексна сфера мирового хозяйства, существенно влияющая как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира.
Туризм занимает значительное место в международных отноше¬ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………. 3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………..……………. 5
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА…………………..………………………………………………27
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44

Работа содержит 1 файл

. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.doc

Цель международного регулирования:

1. Выработка единых стандартов качества туристических услуг;

2. Создание единых нормативных и технологических документов;

3. Упрощение туристических формальностей;

4. Обмен культурой и традициями между странами;

5. Ликвидация большой экономической разницы между государствоми.

Передача туристского опыта развивающимся странам является одной из основных задач Всемирной туристской организации. В качестве исполнительного агентства Программы развития Организации Объединенных наций, ЮНВТО использует накопленный в течение десятилетий опыт туристской деятельности в целях устойчивого развития народов во всем мире.

Выполняя пожелания стран-членов, ЮНВТО обеспечивает финансирование, привлекает ведущих мировых экспертов, а также реализует многочисленные проекты развития - большие и малые. К числу долгосрочных проектов относятся:

- Генеральный план развития туризма в Пакистане (2001 г.);

- Генеральный план развития туризма в восьми провинциях Китая (2000-2002 гг.);

- Развитие национальных парков в Руанде (1999 г.);

- Стратегия развития туризма в Молдове (с 1999 г. по настоящее время );

- Объединенная программа развития для Палестинской администрации (2000 г.);

- Мероприятия по развитию примерно в 70 странах на сумму 2,5 млн. долл. США (2001 - 2002 гг.);

Проекты могут носить краткосрочный характер и решать текущие задачи, например:

- Туристское законодательство в Сирии;

- План развития экотуризма в Литве;

- Развитие статистической системы в Ботсване;

- Исследование социального воздействия туризма на Мальдивских о-вах;

- Управление объектами культурного наследия в Эквадоре;

- Классификация гостиниц в Боливии;

- План по повышению роли женщин в Намибии;

- Учебный курс по повышению качества обслуживания в сфере туризма в Перу. [17]

Туризм зарекомендовал себя в качестве мощного инструмента искоренения нищеты. Он стал экономической основой для многих наименее развитых стран мира, обеспечив им возможность развития и создания рабочих мест. Совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты (STEP)" направлен на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа STEP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г.

Деятельность ВТО в области технического сотрудничества:

1. Стратегия развития туризма (туристская политика; планирование туризма как национального, так и иностранного, в том числе с учетом особенностей региона; связь отрасли туризма с национальной экономикой; оценка перспектив развития).

2. Политика материально-технического и кадрового обеспечения (развитие и диверсификация туристского продукта и обслуживания; взаимосвязь с транспортным обеспечением; политика капиталовложения в туризм; введение классификаций и стандартов обслуживания на уровне международных; использование новых технологий; управление и организация работы административных служб и отдельных предприятий).

3. Маркетинг или разработка туристских проектов (учет и развитие сезонности и географии туризма; разработка программ по маркетингу и реклама; проведение социологических исследований; подготовка многоцелевых комбинированных программ и туристских проектов, в том числе с учетом экологических факторов) .

4. Обучение и профессиональная подготовка кадров (обмен опытом на уровне правительственных служб; техническая помощь при обучении кадров массовых профессий; специальная подготовка кадров исходя из национальных программ и особенностей туризма; организация учебных центров в отдельных странах).

5. Статистика (обмен опытом и специалистами на всех уровнях; обучение сбору, анализу и распространению статистических данных о туризме; подготовка методологии и программ для организации национальных статистических служб; помощь в проведении опросов и их обработке).

6. Роль и функции правительственных служб (помощь в формировании национальных туристских администраций с точки зрения правового обеспечения, структурных связей с другими службами, административного функционирования; организация центров документации, архивов и библиотек; компьютеризация; проведение учебно-воспитательной работы).

7. Упрощение туристского обмена и формальностей (подготовка соответствующих договоров и соглашений; определение и согласование законодательного порядка и статуса, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихия и т. д.); проблемы защиты прав клиентов; туристское страхование; взаимодействие между гостиничным сектором, клиентом и административно- государственными службами; помощь в разработке государственной политики в области упрощения формальностей) .

Очередной программой ВТО предусматривается создание экспертной группы по оценке контроля за качеством обучения и установлению квалификационных нормативов. В перспективе планируются утверждение соответствующей квалификационной программы и присвоение со стороны ВТО общественным и частным учебным заведениям знака качества за организацию учебного процесса.

Важным этапом признается разработка учебных пособий и учебников (в первую очередь для преподавательского состава) по социально-культурным, экономическим, юридическим, экологическим и другим аспектам туризма.

Появляются предпосылки для создания профессиональной международной организации университетских преподавателей в области туризма. В этой связи ВТО активно выступает за открытие специализированных отделений и факультетов по туризму в существующих высших учебных заведениях стран-членов.

Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:

- сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;

- развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

- планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды;

- повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;

- изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

- обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации. [6]

Будучи уверенной в том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ЮНВТО приняла на себя обязательство участвовать в претворении в жизнь Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, посредством внедрения новой инициативы по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты. Программа, известная как ST-EP (Устойчивый туризм - искоренение нищеты), включает в себя многолетнюю работу обеих организаций по продвижению устойчивого туризма в целях искорения нищеты. Эта программа была внедрена в 2003 году.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран — членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.

Философией, лежащей в основе деятельности отдела устойчивого развития туризма, является обеспечение устойчивого развития и управления туризмом для того, чтобы грядущие поколения могли пользоваться его преимуществами. ЮНВТО разрабатывает практические инструменты, позволяющие туристским менеджерам, как в государственном, так и в частном секторе применять принципы устойчивости в конкретных ситуациях. Отдел выпустил целый ряд публикаций, пособий, отчетов, аналитических исследований наиболее удачных примеров, которые получили широкое распространение, он также провел семинары в разных регионах мира.

Туризм является одной из самых эффективных и самых перспективных отраслей народного хозяйства, которая по экономическим показателям опередила даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет - из 2 млрд. долл. США в 1950 году до 600 млрд. долл. США в 2000 году.

Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%. Самыми посещаемыми странами мира до 2020 года станут, по прогнозам специалистов, Китай, США, Франция, Испания.

Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.

Постоянное расширение международного туристического обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки правовых институтов и создание специализированных международных туристических организаций. Несмотря на то, что характерными чертами международного туризма в последние десятилетия является его активное развитие, постоянно возрастающее влияние на мировую экономику и международные отношения, правовая регламентация международных туристических связей до сих пор отстает от требований жизни. Это можно объяснить тем что:

- иностранный туризм охватывает в каждой стране охватывает различные сферы: политику, экономику, социальные аспекты, культуру, быт и традиции;

- развитие международного туризма в разных странах находится на различных уровнях, в силу чего имеющиеся там национальные органы управления туризмом обладают разными правами и полномочиями;

- медлительность различных государств в решении практических вопросов развития и стимулирования иностранного туризма;

Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется, прежде всего, в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. В рамках же отдельных государств регулирование туристической деятельности должно сочетать в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и детальное и полное законотворчество. Однако слишком жесткое государственное регулирование и большое количество законов могут привести к повешению цен, ограничению ассортимента, снижению конкуренции в международном туризме.

Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества нормы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм. Традиционно сложились и на протяжении веков применялись два источника международного права – международный договор и международный обычай.

Между тем дипломатическая практика государств, проводимые международные конференции, функционирование международных межправительственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международных правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций.

При рассмотрении вопроса об источниках международного права существенное значение имеет ст. 38 Статута Международного Суда, согласно которой Международный Суд при принятии решения по переданным ему спорам опирается на следующие источники права:

– международные конвенции, устанавливающие правила, признанные государствами;

– международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в. качестве правовой нормы;

– общие принципы права, признанные нациями;

– судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм 5 .

Систему международных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма образуют:

– международные договоры и соглашения на двусторонней договорной основе;

– международные многосторонние договоры и конвенции;

– общие и отраслевые принципы права;

– судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области международного туристического права.

К этим источникам можно отнести и односторонние заявления государств по вопросам туризма и международных путешествий (декларации).

· Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям 1963 г.;

· Брюссельская конвенция о контрактах на путешествие 1970 г.;

· Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;

· Манильская декларация по мировому туризму Всемирной туристской организации 1980 г.;

· Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму 1982 г.;

· Кодекс туриста 1985 г., Хартия туризма, одобренные на VI сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации 1985 г.;

· Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г.;

· Гаагская Декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г.;

· Декларация Мирового туристического форума Всемирной конференции министров по туризму 1994 г. (г. Осака, Япония).

К региональным международным договорам в области туризма можно отнести:

· Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств -участников Содружества Независимых Государств (Заключено в г. Минске 28.11.2006г.);

· Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств (Заключено в г. Казани 26.08.2005);

· Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ (Заключено в г. Ялте 20.11.2009);

· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Заключена в г. Эспо 25.02.1991);

· Соглашение в области туризма стран Содружества Независимых Государств от 23 декабря 1993 г., в котором определяются следующие правовые формы укрепления сотрудничества: содействие деловым связям в области туризма, упрощение пограничных и таможенных формальностей, обменов в туризме, помощь в подготовке персонала, содействие в координации сотрудничества в рамках международных организаций, включая Всемирную туристскую организацию.

В сентябре 1994 г. в соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств образован Совет по туризму стран СНГ для реализации обязательств государств по Соглашению о туризме от 23 декабря 1993 г. Положением о Совете по туризму государств - участников Соглашения определены основные задачи, касающиеся содействия развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии государственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм, предприятий и международных туристских организаций. В ряде решений Совета в 1995 г. определены процессы унификации стандартов и систем сертификации в туризме, основные принципы сотрудничества с международными организациями и приоритетные аспекты сотрудничества.

Во втором разделе закрепляются права и обязанности туриста, определяется правовое положение иностранных туристов и указывается на недопущение дискриминации в туризме.

В четвертом разделе определяются международные акты, касающиеся ваучера, его необходимые атрибуты как документа, права и обязанности туриста и организации по выполнению условий тура, компенсация и возмещение убытков туристам.

В пятом разделе рассматриваются вопросы формирования правового статуса туристских ресурсов, национального наследия государств- участников СНГ, охраны туристских ресурсов и ограничения доступа к конкретным объектам.

К двусторонним международным договорам, соглашениям и программам можно отнести соглашения Республики Беларусь с иностранными государствами в области сотрудничества и партнерства в сфере туризма и путешествий:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма от 21 февраля 1995 г.

Общие принципы международного права сформулированы в Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 г. Вот эти принципы:

· воздержание от угрозы силой или ее применения; решение международных споров мирными средствами;

· невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;

· равноправие и самоопределение народов;

· суверенное равенство государств;

· добросовестное выполнение государствами своих международных обязательств.

Дальнейшее развитие и закрепление эти принципы получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы и других документах.
В международных договорах, заключенных между государствами о сотрудничестве в области туризма и международных путешествий, в программах ООН и ее специализированных учреждений, касающихся туризма, в. заключительных документах Всеобщей конференции о развитии туризма (Манила, 1980), Всемирного совещания по туризму (Акапулько, 1982), Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989 г., в Хартии туризма и Кодексе туриста, принятых Всемирной туристской организацией, документах Хельсинкского процесса сформулированы и кодифицированы следующие принципы института международного туристического права:

1. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск, а также право свободного передвижения без ограничений (ст. I Хартии туризма).

2. Свобода передвижения и отсутствие дискриминации; поощрение путешествий с образовательными; научными, культурными или спортивными целями (Римская конференция ООН по туризму и международным путешествиям 1963 г.).

3. Содействие упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма (ст. III Хартии), а также координация различных сторон научной туристской деятельности (Римская конференция).

4. Содействие доступу туристов- граждан своих стран и иностранцев к общественному достоянию 'посещаемых мест на основе существующих документов ООН, Международной организации гражданской авиации, Меж­дународной морской организации, Совета таможенного сотрудничества и др. (ст. IV Хартии и принципы V Гаагской конференции).

5. Туристы должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружественным отношениям между народами, как на национальном, так и на международном уровне, содействовать сохранению мира (ст. X Хартии и Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе 1975 г.).

6. Свободный доступ как внутри, так и за пределами своих стран к местам и отдельным районам туристического интереса.

7. Свобода передвижения с учетом существующих правил и ограничений (ст. XII Хартии).

8. Каждый человек имеет право ставить в известность представителей законных органов и общественных организаций о своих потребностях в осуществлении права на проведение досуга (ст. XIV Хартии).

9. Необходимый доступ все более широких слоев населения к проведению отпусков и к путешествиям (Документ Акапулько).

10. Право на отдых и, в частности, право на отпуск и свободу путешествий и туризма.

11. Содействие верующим, религиозным культам и их представителям на групповой или индивидуальной основе.

12. установлении и поддержании прямых личных контактов общения друг с другом в их собственных и других странах, посредством поездок и паломничества.

13. Защита и приумножение туристских ресурсов как человеческого наследия (Гаагская декларация 1989 г.).

– содействия улучшению материальной базы туризма и сотрудничества в этой области;

– поощрения осуществления совместных проектов по туризму, включая техническое сотрудничество, особенно когда это связано с территориальной близостью и совпадением интересов в области туризма;

– содействия обмену информацией, включая соответствующие законы и правила, исследования, данные и документацию по вопросу о туризме и улучшения статистики с целью облегчения ее сопоставимости;

– рассмотрения в позитивном духе вопросов, связанных с финансовым обеспечением туристических поездок за границу, с учетом своих экономических возможностей, а также вопросов, связанных с формальностями, требуемыми для таких поездок, с учетом других положений о туризме, принятых Совещанием;

– содействия деятельности иностранных туристических агентств и транспортных компаний, связанной с развитием международного туризма;

– поощрения туризма во внесезонный период;

– изучения возможности обмена студентами и специалистами в области туризма с целью повышения их квалификации;

– содействия проведению конференций и симпозиумов по вопросам планирования и развития туризма;

– считают желательным проведение в соответствующих международных рамках в сотрудничестве с компетентными национальными организациями детальных исследований в области туризма, в частности:

– сравнительного исследования статуса и деятельности туристических агентств, а также путей и средств развития сотрудничества между ними;

– исследования проблем, связанных с сезонной концентрацией отпусков, имея в виду в качестве конечной цели поощрение туризма вне пикового периода;

– исследования проблем, возникающих в тех местностях, где развитие туризма нанесло ущерб окружающей среде;

– считают также, что заинтересованные стороны могли бы пожелать изучить следующие вопросы:

– унификация классификации гостиниц;

– туристические маршруты, охватывающие две или несколько стран;

– будут следить, насколько это возможно, чтобы развитие туризма не наносило ущерба окружающей среде и художественному, историческому и культурному наследию в их странах;

– будут продолжать сотрудничество в области туризма на двусторонней и многосторонней основе для достижения упомянутых выше целей.

Многообразие туризма и его роль в жизни людей были сформулированы в Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. Манильская декларация состоит из ряда разделов, в том числе: лучшее регулирование туристического предложения по национальному и международному туризму, техническое сотрудничество, людские ресурсы, свобода передвижения, финансирование туристических проектов, туризм и авиатранспорт, внутренний туризм, всемирный форум по туризму и обмену молодежи и студентов. Декларация установила, что день 27 сентября с 1980 года отмечается как Международный день туризма.

Международным документом, в котором отражена взаимосвязь права на отдых и социальный прогресс является Хартия туризма (одобрена резолюцией VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года) и ее раздел Кодекс туриста. Кодекс туриста определяет нормы поведения, права и обязанности туристов в ходе участия в туристских поездках, которые должны способствовать установлению взаимопонимания и дружеских отношений между народами различных государств.

Комплекс ориентиров для устойчивого развития мирового туризма заложен в Глобальном этическом кодексе туризма, утвержденном на Генеральной ассамблее Всемирной туристической организации (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999 г. Идеи, заложенные в этом документе, направлены на то, чтобы в условиях значительного роста туризма в ближайшие 20 лет усилить выгоды от развития туризма для населения туристических центров и свести к минимуму его отрицательное воздействие на окружающую среду и культурное наследие.

Принятие указанных нормативных документов международного правового характера имеет важное значение. Ими регулируются нормы поведения государств, организаций, туристов в мировом масштабе. Цель этих документов – согласование планов международного туристического обмена по отдельным странам и организациям, отражение их в межправительственных документах по туризму и планах сотрудничества на международном уровне, а также осуществление постоянного обмена информацией о международных туристических организациях, конъюнктуре туристического рынка для определения принципов и условий международного сотрудничества в туристической деятельности. Все эти нормативные акты являются документами рекомендательного характера, но при этом являются крайне важными для туристической индустрии.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Шпаргалки к государственному экзамену по туризму. Часть 1 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Международное сотрудничество в сфере туризма.

Во второй половине XX ст. началось бурное развитие международного туризма. За пять десятилетий (1950-2000 гг.) количество путешествующих в мире постоянно росли. Если в 1950 г. международных туристов в мире было 25 млн. чел., то в 2006 г. их уже были 842 млн. В период из 1950 г. до 2004 г. поступления только от международного туризма выросли из 2,1 млрд. до 622,7 млрд. дол. США. В 2006 г. на туризм приходилось 10,3% от мирового валового производства. Кроме того количество занятых в индустрии туризма составляет около 234 млн. чел., или 8,2% от общей численности занятых.

Рост роли туризма как отрасли хозяйства в условиях глобализации нуждается в разработке вопросов согласования туристской деятельности с естественными, социокультурными, эколого-экономическими, информационно технологическими возможностями как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом. Все это свидетельствует о том, что роль многостороннего сотрудничества приобретает все более актуальное значение.

Многостороннее сотрудничество реализуется в форме широких международных форумов по вопросам туризма. Для примера можно привести Римскую конвенцию ООН из международного туризма и путешествий (в 1963 г.), Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (Гельсинки, в 1975 г.), Всемирную конференцию по туризму (Манила, в 1980 г.), Межпарламентскую конференцию по туризму (Гаага, в 1989 г.).

В развитии международного сотрудничества в сфере туризма значительную роль играют многочисленные международные организации, которые работают на постоянных принципах. Особенное значение имеют Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированы учреждения, Всемирная торговая организация ВТО.

Универсальной международной организацией в сфере туризма, обладающей статусом специализированного учреждения ООН, является Всемирная туристская организация (ВТО). Она была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций, и ее штаб-квартира была переведена в Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 националь­ных туристских организаций (НТО) и 88 ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы.

В 1967 г. члены Международного союза официальных туристских организаций призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями.

В декабре 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла соответст­вующую резолюцию, в ней признавалась решающая и центральная роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма совместно с существующим в рамках ООН механизмом. Во исполнение этой резолюции в 1970 г. в Мехико Генеральная Ассамблея МСОТО принимает Устав ВТО, преобразуя ее в международную межправительственную организацию.

Решение о преобразовании ВТО в специализированное учреждение ООН было принято 20 октября 2003 г. Генеральной ассамблеей ВТО, а затем 7 ноября 2003 г. Вторым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН. 22 декабря 2003 г. Генеральной Ассамблеей ООН одобрено Соглашение между ООН и ВТО. Таким образом, ВТО стала восемнадцатым специализированным учреждением ООН.

Целью ВТО является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека. Особенностью ВТО является членство в этой организации. Члены ВТО разделены на три категории. Действительными членами являются государства. Статус ассоциированного члена предоставляется территориям, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений. Присоединившимися членами является широкий круг организаций и компаний, непосредственно занятых в сфере туризма: авиакомпании и транспортные компании, гостиницы и рестораны, туроператоры, турагентства и т.д.

Органами ВТО являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет, Секретариат. Также в ее рамках активно работают региональные комиссии и различные комитеты. Штаб-квартира ВТО расположена в Мадриде, Испания.

ВТО устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности. Ее рекомендации по туристской статистике были приняты Организацией Объединенных Наций в 1993 г., что привело к созданию единого языка туристской статистики и позволило туристским центрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурен­тов. В 2000 г. ООН одобрила методологию вспомогательного счета в туризме, что сделало туризм первым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами, позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие.

В рамках ОБСЕ государства неоднократно намечали ос­новные направления сотрудничества в области развития туризма. Особое значение имеют Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г., Итоговый документ Венской встречи 1986 г.

В 1989 г. Межпарламентская конференция по туризму, проведенная в Гааге совместно с Межпарламентским союзом и ВТО, приняла Гаагскую декларацию межпарламентской конференции по туризму, в которой излагаются 10 принципов туристской деятельности, а также конкретные выводы и рекомендации конференции.

В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области туризма 1993 г. Стороны обязались содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, фирм и предприятий, формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, классификации туристских услуг, восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов. Стороны будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туризмом, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания. Решением Совета глав государств от 9 сентября 1994 г. создан Совет по туризму.

В настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом. Стороны таких соглашений обязуются укреплять и развивать сотрудничество в области туризма на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, поощрять как индивидуальный, так и групповой туризм, поддерживать обмен статистическими, справочно-информационными, рекламными и другими материалами, включая информацию о законодательстве государств в области туризма, о гостиницах и других средствах размещения туристов. Нередко такими соглашениями предусматривается открытие представительств государств по делам туризма.

Как показывает практика международных отношений, международный туризм на всех этапах своего развития является фактором, который способствует улучшению взаимопонимания между государствами и народами, важным средством укрепления мира и дружбы, активным стимулятором развития внешнеэкономических, торговых и культурных отношений. В этом плане туризм всегда был, есть и будет благоприятной подпочвой развития международного сотрудничества. Поэтому большинство стран, заинтересованных в развитии собственных туристских связей, проявляют беспокойство относительно установления и развития широкого международного сотрудничества в этой сфере.

Невесенкова Екатерина Геннадьевна

Во второй половине XX ст. началось бурное развитие международного туризма. За шесть десятилетий (1950-2010 гг.) количество путешествующих в мире постоянно росли. Если в 1950 г. международных туристов в мире было 25 млн. чел., то в 2012 г. их уже был 1 млрд. Количество занятых в индустрии туризма составляет около 234 млн. чел., или 8,2% от общей численности занятых

Рост роли туризма как отрасли хозяйства в условиях глобализации нуждается в разработке вопросов согласования туристской деятельности с естественными, социокультурными , эколого-экономическими, информационно технологическими возможностями как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом. Все это свидетельствует о том, что роль многостороннего сотрудничества приобретает все более актуальное значение

В развитии международного сотрудничества в сфере туризма значительную роль играют многочисленные международные организации, которые работают на постоянных принципах. Особенное значение имеют Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированы учреждения, Всемирная торговая организация ВТО.

Целью ВТО является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека. Особенностью ВТО является членство в этой организации. Члены ВТО разделены на три категории. Действительными членами являются государства. Статус ассоциированного члена предоставляется территориям, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений. Присоединившимися членами является широкий круг организаций и компаний, непосредственно занятых в сфере туризма: авиакомпании и транспортные компании, гостиницы и рестораны, туроператоры, турагентства и т.д. Органами ВТО являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет, Секретариат. Также в ее рамках активно работают региональные комиссии и различные комитеты. Штаб-квартира ВТО расположена в Мадриде, Испания. ВТО

ВТО устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности. Ее рекомендации по туристской статистике были приняты Организацией Объединенных Наций в 1993 г., что привело к созданию единого языка туристской статистики и позволило туристским центрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурен­тов. В 2000 г. ООН одобрила методологию вспомогательного счета в туризме, что сделало туризм первым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами, позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие.

В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области туризма 1993 г. Стороны обязались содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, фирм и предприятий, формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, классификации туристских услуг, восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов. Стороны будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туризмом, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания. Решением Совета глав государств от 9 сентября 1994 г. создан Совет по туризму.

Совет по туризму

В настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.

Стороны таких соглашений обязуются укреплять и развивать сотрудничество в области туризма на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, поощрять как индивидуальный, так и групповой туризм, поддерживать обмен статистическими, справочно-информационными, рекламными и другими материалами, включая информацию о законодательстве государств в области туризма, о гостиницах и других средствах размещения туристов. Нередко такими соглашениями предусматривается открытие представительств государств по делам туризма.

Конференция ООН по международному туризму и путешествиям состоялась 1963 г в Риме В ее работе участвовали представители 87 государств - членов ООН На Конференции рассматривались такие важные вопросы: развитие сотрудничества в международном туризме, в том числе участие стран в реализации совместных проектов, оказании консультативной помощи, подготовке специалистов, обмене информацией; правовой статус иностранных туристов; определение понятий \"турист\", \"временный посетитель\"; рекомендации для всех государств по упрощению формальностей для иностранных туристов

Всемирная конференция по туризму состоялась по инициативе UNWTO 1980 г. в Маниле (Филиппины). В ее работе приняли участие представители 107 государств На Конференции было четко очерченный политическое значение международного туризма, который может развиваться только при международной безопасности, что в свою очередь, становится существенным фактором обеспечения мира во всем м мире и, моральной и интеллектуальной основой для международного взаимодействия и сотрудничества. На этой конференции были также рассмотрены важные социально-экономические вопросы развития туризма и приняты соответствующие рекомендации и решения, которые вошли в текст документа, получившего название Манильской декларации по туризму Декларация привлекала внимание всех стран к проблемам развития международного туризма и путей их решения, в частности таких, как:

регулирование предложения туристического продукта и туристических услуг и улучшение их качества с учетом интересов потребителей и местных производителей, организация профессиональной подготовки работников в туристических предприятий, защита и сохранение культурно-исторического наследия и охраны окружающей среды техническом сотрудничестве в области туризма, включая обмен информацией, создание общемировой системы туристической информации; вопрос человеческих ресурсов в туристической отрасли, включая повышение имиджа профессии и социального статуса лиц, работающих в туристической индустрии, а также большего внимания к их профессиональной подготовки и повышение технической компетентности обеспечение свободы передвижения туристов - упрощение визовых, пограничных, таможенных и других туристических формальностей, а также соответствующая подготовка сотрудников служб, отвечающих за соблюдение этих формальностей.

Ряд международных туристских организаций носит региональный характер. Так, например, Арабский союз по туризму, созданный в 1954г., объединяет национальные туристические организации ряда арабских государств. Отдельные международные организации имеют профессиональную направленность, как, например, Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), основанная в1951г., Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, основанная в 1969г. под эгидой ВТО. Некоторые международные организации носят коммерческий характер - Международный туристский альянс, специализирующийся на страховании при поездках за границу на автомобилях, Международная ассоциация профессиональных организаторов конгрессов.

Довольно близко по характеру своей деятельности к международным организациям примыкают некоторые национальные организации, такие, как Американское общество туристских агентств (АСТА), имеющее большое количество зарубежных членов, Ассоциация британских туристских агентств (АБТА), Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ). Все они активно работают на широкой международной основе. Необходимо отметить деятельность Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданной в 1966г. в результате объединения Международной ассоциации туристских агентств (ФИАВ), существовавшей с 1919г., и образованной в 1964г. Всемирной организации ассоциаций туристских агентств (УОТАА). ФУААВ объединяет свыше 70 национальных и региональных ассоциаций, в которых представлено свыше 20 тыс. индивидуальных туристских агентств и фирм. Основной целью этой организации является защита профессиональных интересов туристских агентств и оказание им необходимой технической, профессиональной и правовой поддержки

Таким образом, создана и активно развивается довольно широкая сеть международных туристских организаций, которые призваны обеспечить функционирование туризма - важной сферы международных отношений. Разнообразие и разветвленность международных организаций по туризму подчеркивают его возрастающую роль в связях между народами и государствами, а также тот интерес, который к нему проявляют многочисленные правительственные и неправительственные, национальные и международные организации.

Читайте также: