С какого возраста можно привлекать граждан к конфиденциальному содействию на контрактной основе

Обновлено: 07.05.2024


В соответствии с законодательством РФ в исправительных учреждениях осуществляется ОРД (ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (УИК РФ)). Данная статья четко определяет задачи ОРД, проводимой в исправительных учреждениях. К ним относятся:

1) обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

3) розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений;

4) розыск осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

5) содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Решение указанных задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы:

1) оперативные отделы;

2) подразделения собственной безопасности;

3) оперативно-технические подразделения;

4) подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.

Названные подразделения осуществляют ОРД не только на территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в таких случаях они действуют во взаимодействии с другими органами, обслуживающими определенные объекты или участки местности и осуществляющими ОРД.

В каждом исполнительном учреждении есть оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.

59 ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий следующих органов:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Федеральной службы исполнения наказаний;

допускаемое к сведениям об органах внешней разведки РФ, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений.

Служба внешней разведки РФ является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

Служба осуществляет разведывательную деятельность в целях:

1) обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, экологической, военно-стратегической и научно-технической областях;

2) обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;

3) содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

6 °CОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Так, за гражданами закрепляется возможность реализации их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем оказания содействия органам, осуществляющим ОРД. Мотивация сотрудничества лиц с органами, которые осуществляют ОРД, имеет самую различную основу. Это могут быть материальная заинтересованность, выполнение гражданского долга и т. п.

Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении ОРМ, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий.

Анонимное содействие осуществляется посредством представления информации, когда представляющее ее лицо не хочет раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, способствует достижению целей и задач ОРМ.

61 КОНТРАКТ О СОДЕЙСТВИИ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие требования к гражданину, желающему заключить контракт о содействии, – совершеннолетие и дееспособность.

Контракт должен содержать цель и предмет сотрудничества, обязательства сторон, форму и размер вознаграждения, гарантии безопасности гражданина, условие о конфиденциальности, основания для пролонгации и прекращения контракта, порядок разрешения споров. Контракт представляет собой договор, соглашение с взаимными обязательствами для договаривающихся сторон, закрепленные в письменной форме. Контракт повышает взаимные гарантии сторон, фиксируя ответственность за невыполнение обязательств.

Процедуры заключения и исполнения, а также содержание контракта о сотрудничестве с гражданином регламентируются ведомственными нормативными актами, носящими закрытый характер. Перечень контрактных условий определяется в индивидуальном порядке и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств гражданина, реальных возможностей участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Возмездный характер контракта может означать не только денежную оплату услуг гражданина, но и иные формы эквивалентного вознаграждения: освобождение от уголовной ответственности, передачу имущества в собственность, устройство на работу, выдачу новых документов, пластическую операцию и др. Вознаграждение и иные выплаты по контракту освобождаются от налогообложения и в декларациях о доходах не указываются.

Контракт должен содержать гарантии безопасности гражданина и членов его семьи.

Государственные органы по контракту должны иметь полномочия по контролю за деятельностью гражданина: изменять в одностороннем порядке условия контракта в случае изменения оперативной обстановки, а также налагать административные санкции в случае предоставления гражданином заведомо недостоверной информации, нарушения конфиденциальности взаимоотношений и ином существенном неисполнении обязанностей.

Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам.

62 КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ГРАЖДАН С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО КОНТРАКТУ

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемое в оперативно-розыскной процесс лицо само должно выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами. При этом конфиденциальное содействие граждан носит индивидуальный характер и осуществляется на разовой или долговременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач ОРД.

Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами внутренних дел по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям уполномоченных органов активную разведывательно-поисковую деятельность. При этом получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования.

Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность, устойчивость отношений между гражданином и органом внутренних дел. Конфиденциальные отношения устанавливаются с физическими лицами независимо от их гражданства. К сотрудничеству могут привлекаться:

2) лица, имеющие двойное гражданство (одновременно состоящие в гражданстве другого государства);

3) лица без гражданства (не являющиеся российскими гражданами и гражданами других государств) и иностранцы (граждане и подданные иностранного государства). Конфиденциальные отношения с указанными

лицами могут устанавливаться независимо от постоянного или временного их нахождения на территории России. В оперативной практике недопустимо привлечение к конфиденциальному сотрудничеству дееспособных лиц, которые в силу состояния здоровья не могут принимать участия в мероприятиях ОРД или имеют признаки психических отклонений.

63 ГРУППЫ ЛИЦ, КОТОРЫХ ЗАПРЕЩЕНО ПРИВЛЕКАТЬ К КОНФИДЕНЦИАЛЬНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ НА КОНТРАКТНОЙ ОСНОВЕ

Запрет на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров связан с тем, что они наделены в установленном законом порядке определенными законодательными, судебными и надзорными полномочиями.

Установление конфиденциального сотрудничества с гражданами является специфическим условием решения задач ОРД субъектов, которые в системе государственного управления наделены исполнительно-распорядительными полномочиями. В системе государственных органов они не вправе осуществлять негласное руководство представителями законодательной и судебной власти. Данное положение относится также к прокурорам, которые в России осуществляют прокурорский надзор.

Запрещается привлечение к конфиденциальному сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе органами, осуществляющими ОРД, для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и работу судов.

Государственные служащие указанной категории граждан не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой.

В данном случае, помимо адвокатов, речь идет об особой категории граждан, которые:

1) возведены в духовный сан и наделены каноническим правом самостоятельно совершать богослужение, обряды, в том числе исповедь;

2) в законном порядке имеют право выполнять юридические действия от имени официально признанных государством религиозных организаций и объединений;

64 СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по инвалидности.

65 ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ И ПЕНСИЯ ЛИЦУ, ОКАЗЫВАЮЩЕМУ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД, В СЛУЧАЕ ТРАВМЫ, РАНЕНИЯ ИЛИ УВЕЧЬЯ

прекращения сотрудничества по контракту в течение непродолжительного периода времени. В подобных случаях им также гарантируется социальное обеспечение. Указанным лицам из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья выплачиваются при наличии ряда оснований:

1) если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе;

2) если травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. Между ранением, травмированием, контузией, увечьем лица и проводимыми с его участием ОРМ или другими его действиями, выполняемыми по заданию уполномоченных органов, должна существовать прямая или косвенная причинно-следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.

По своему содержанию право на социальное обеспечение таких лиц включает в себя не только право на получение денежного дохода, но и право на социальное обслуживание, призванное удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством здоровья.

Читайте также: