С какого года в российской федерации начался переход к комплектованию должностей

Обновлено: 30.04.2024

Организованное привлечение граждан на военную службу в советское время началось с 1918 года. Декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15 января 1918 года предусматривал: добровольный набор; запись добровольцев не моложе 18 лет; доверять оружие только наиболее стойким и преданным рабочим, крестьянам и солдатам; срок службы - по подписке не менее 6 месяцев.

Однако уже первые месяцы после издания этого документа показали, что задачи по комплектованию РККА на добровольной основе не могли быть решены. В связи с этим 29 мая 1918 года было издано постановление ВЦИК "О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную армию". Первоначальный срок службы был установлен не менее 6 месяцев. В октябре 1918 года срок службы был увеличен до 1 года.

Дальнейшим шагом по законодательному регулированию вопросов комплектования армии явился декрет ВЦИК и СНК об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР от 28 сентября 1922 года. Он устанавливал: обязательную воинскую повинность; призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте (позднее декретом ВЦИК и СНК 21 марта 1924 года призывной возраст был установлен 21 год). Срок службы был определен следующий: в пехоте и артиллерии - 1,5 года (с 1924 по 1939 год - 2 года); в Воздушном флоте - 3,5 года (3 года); в Военно-Морском Флоте - 4,5 года (4 года).

18 сентября 1925 года был принят закон "Об обязательной военной службе" - первый закон Советского государства, регулирующий исполнение трудящимися обязанностей военной службы. В нем сохранялись прежние сроки призыва и призывной возраст; предоставлялись льготы по призыву для граждан с учетом их семейного положения. Учащиеся учебных заведений получали отсрочку от призыва до завершения образования. Закон от 13 августа 1930 года предоставлял отсрочки по религиозным убеждениям.

Следующий закон "О всеобщей воинской обязанности", регламентирующий формирование советской армии, был принят 1 сентября 1939 года. Он устанавливал, что граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу.

Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск - 2 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ - 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск - 3 года. Призыв на службу проводился с 15 сентября по 15 октября.

Этот закон действовал почти 28 лет. Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности был закон "О всеобщей воинской обязанности", принятый 12 октября 1967 года. В нем определялось: "Все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР".

Призыв граждан на действительную военную службу проводился ежегодно повсеместно два раза в год (в мае - июне и в ноябре - декабре) по приказу министра обороны СССР.

Призыв в истории России

В современной России 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ был принят закон "О воинской обязанности и военной службе". На военную службу призывались граждане в возрасте от 18 до 27 лет. Призыв проводился два раза в год (апрель-июнь и октябрь-декабрь). Сроки службы устанавливались: в Военно-Морском Флоте - 2 года; во всех остальных войсках - 1,5 года.

Законом от 9 мая 1996 года срок службы по призыву во всех войсках был увеличен до 2 лет (для имеющих высшее образование - 1 год).

Практика применения закона 1993 года "О воинской обязанности и военной службе" выявила ряд его слабых сторон. Преодолеть их был призван закон "О воинской обязанности и военной службе", подписанный президентом РФ 28 марта 1998 года и действующий до настоящего времени.

Согласно этому документу, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, призыв проводится два раза в год. В соответствии законом от 6 июля 2006 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву", для лиц, призванных после 1 января 2008 года, срок службы составляет 12 месяцев.

Кроме того, граждане, окончившие вузы, но не имеющие воинского звания офицера и призванные на военную службу до 1 января 2008 года, также призываются на 12 месяцев. Лица же, окончившие учебные военные центры при вузах, могут проходить службу по контракту в течение трех лет. Окончившие "военные кафедры" с присвоением офицерского звания зачисляются в запас.

Правом на отсрочку от военной службы пользуются учащиеся дневных отделений вузов, имеющих государственную аккредитацию (без перерыва в учебе). Отсрочка по аспирантуре предоставляется гражданам, обучающимся очно. Право на отсрочку от призыва также имеют лица, поступившие в ПТУ или техникум после окончания 11 классов школы.

Возможна замена военной службы альтернативной гражданской, но ее срок дольше - от 18 до 21 месяцев, и право на замену необходимо обосновать.

16 мая 1996 года президентом Российской Федерации был подписан указ, предписывавший завершить к 2000 году формирование армии полностью на контрактной основе, однако позже в него был внесен ряд изменений, которые оставили в силе и призывную систему.

В настоящее время призыв в армию проводится 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

С 2008 года, за время проведения в стране военной реформы общая численность армии сократилась до 1 миллиона человек, при этом доля военнослужащих по призыву снизилась, увеличилось число контрактников. В 2013 году на службу было принято более 81 тыс. контрактников на должности рядовых и сержантов. В настоящее время общая численность указанной категории военнослужащих свыше 230 тыс. человек.

Наибольшее количество новобранцев за последние годы было призвано весной 2009 года - 305 тыс. 560 человек. Осенью 2010 года на военную службу поступили 278 тыс. 800 человек, весной 2011 года - 218 тыс. 720, осенью - 135 тыс. 850. В ходе весеннего призыва 2012 года в войска были направлены 155 тыс. 570 человек, осенью 2012 года - 140 тыс. 140. Весной 2013 года в российскую армию были набраны 153 тыс. 200 человек, осенью - 150 тыс. 000.

По результатам весеннего призыва в Вооруженные силы России в 2014 году в войска были направлены 154 тыс. человек. На альтернативную гражданскую службу направлено 325 граждан. Общее количество уклонистов, по данным военного ведомства, составило 4334 человека.


30 ноября 1992 года было принято Постановление Правительства РФ N 918, подписанное Президентом РФ, о начале поэтапного перехода к комплектованию Вооруженных Сил РФ военнослужащими в добровольном порядке – по контракту.

Надо отметить, что, несмотря на ряд провальных периодов данной реформы, высшее политическое руководство страны, тем не менее, регулярно возвращалось к планам по созданию контрактной армии. В развитие Постановления Правительства РФ N 918 последовательно принимались дополнительные руководящие документы.

16 мая 1996 года вышел Указ Президента РФ № 722 обязывающий Правительство РФ в целях укрепления авторитета военнослужащих, престижности военной службы, модернизации армии, повышения ее боеготовности разработать и представить программу перехода к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск РФ на профессиональной основе.

Реализация ФЦП должна была стать ключевым этапом реформирования вооруженных сил. Однако программа была провалена министерством обороны. Солдат зачастую принуждали к подписанию контрактов, в ряде случаев — с помощью откровенного насилия. Таким образом, был нарушен главный принцип контрактной армии – добровольность. И хотя после окончания действия ФЦП срок военной службы по призыву был сокращен, суть службы не изменилась: военнослужащих по призыву продолжали направлять в реальные воинские части. Подводя итоги ФЦП, военное ведомство заявило о невозможности достижения целей данной программы и создания в российских условиях контрактной армии. Целесообразность завершения военной реформы оказалась под вопросом. Начался процесс по сокращению числа военнослужащих по контракту и увеличению военнослужащих по призыву.

Тем не менее, в 2008 году, после смены министра обороны, реформирование Военной организации было продолжено. В ходе военной реформы Сердюкова–Медведева были произведены наиболее значительные преобразования Вооруженных сил за последние 20 лет: удалось уйти от модели массовой мобилизационной армии (прекращено накопление массового мобилизационного резерва), предназначенной для большой войны, избыточные части были сокращены, а остальные переведены в категорию постоянной боевой готовности. Таким образом, были созданы необходимые предпосылки для продолжения перехода к контрактной армии.

При установленной численности вооруженных сил России в один миллион военнослужащих, альтернативой увеличения военнослужащих по контракту сегодня может быть только увеличение срока службы по призыву с одного года до трех лет.

В современных условиях это просто немыслимо. Увеличение срока службы по призыву, несомненно, приведет к усилению социальной напряженности. Армия при этом только проиграет. Солдаты, служащие столь долгий срок принудительно, не повысят боеспособность вооруженных сил. При этом в воинских частях обострятся проблемы, связанные с нарушением прав военнослужащих, возрастет насилие, резко снизится безопасность самих военнослужащих.

Современная международная ситуация с точки зрения внешней безопасности для нашей страны очень благоприятна для продолжения военной реформы. Как недавно подчеркнул министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, у России сегодня нет внешних врагов. Угрозы есть, в современном мире они всегда существуют. Но конкретных врагов нет. Такую ситуацию надо использовать для продолжения преобразования вооруженных сил, направленного на то, чтобы служба в армии была безопасна в первую очередь для самих военнослужащих, и по-настоящему уважаема в обществе. А необходимое условие для этого — создание контрактной армии.

Руководство страны вновь проявило в данном вопросе здравый смысл и понимание реальности, подтвердив курс на продолжение военной реформы. В прошлом году министерству обороны была поставлена задача по доведению корпуса контрактников на должностях рядового и младшего командного состава до 425000 к концу 2016 года. Весной текущего года сформулировано новая задача — к 2018 году в российской армии должно остаться не более 15 процентов солдат-срочников. Из провала программы 2004-2007 гг. извлечены уроки. Разработана новая процедура по отбору военнослужащих по контракту.

Однако противодействие военной реформе по-прежнему остается сильным. Гарантировать ее успешное завершение, к сожалению, пока нельзя, хотя страна и подошла в этом вопросе к той стадии, когда, на самом деле, пути назад быть просто не должно.

С первого взгляда кажется, что ответ на вопрос о том, для чего вообще нужна армия, очевиден и лежит на поверхности — это оборона страны на случай войны. В целом, это действительно так: основные задачи вооруженных сил России в основной массе связаны с этим понятием. А зачем тогда содержать огромную армию и уделять ей особое внимание в мирное время? Сегодня обсудим этот и некоторые другие вопросы – статья расскажет о функционале современной армии РФ.

Солдаты спецназа

Функции армии в мирное время

Основные задачи армии России в период мирного времени можно разделить на три составляющих:

  1. защита военно-политических интересов РФ;
  2. обеспечение и поддержка экономических интересов нашей страны;
  3. проведение силовых операций, направленных на мирное существование.

Любой из перечисленных пунктов подразумевает проведение множества мероприятий различной специфики с участием армии, поэтому рассмотрим каждую составляющую в отдельности.

Построение солдат

Понятие соблюдения военно-политических интересов России прежде всего подразумевает сдерживание угроз и военной агрессии со стороны возможного противника. В данный комплекс мер безопасности входят следующие мероприятия:

  • заблаговременная идентификация факторов военно-политического характера, несущих угрозу нападения на территорию РФ или территорию государств-союзников;
  • поддержание в оптимальной готовности, максимально приближенной к боевой, живой силы, технического оснащения и вооружения армии России;
  • подготовка и обеспечение постоянной мобилизационной готовности вооруженных группировок, способных к урегулированию конфликтов локального масштаба и пресечению беспорядков;
  • поддержание стратегического (ядерного) потенциала, включая техническое оснащение и средства управления, в состоянии, при котором в любых условиях гарантированно будет произведен запуск ракет с указанным нанесением ущерба возможному противнику;
  • обеспечение подготовки к переводу государства на военный режим с сопутствующим стратегическим развертыванием;
  • ведение деятельности, направленной на территориальную оборону.

Мы видим, что приоритетными задачами данной составляющей являются обеспечение боевой готовности подразделений (в том числе и имеющих в составе ядерные боеголовки) и разведывательная деятельность по обнаружению возможной агрессии со стороны других государств.

Узнай: Как выглядит символика армии России, как она появилась

Летняя форма одежды

Что касается обеспечения защиты интересов России с точки зрения экономики и политики, то здесь функции вооруженных сил выглядят таким образом:

Среди перечисленных задач выделяются мероприятия по обеспечению безопасности мирных граждан и поддержанию за пределами государства безопасной деятельности РФ, связанной с экономикой

Военные учения

Наконец, проведение операций с использованием военного потенциала в мирное время подразумевает выполнение армией следующих функций:

  • гарантия исполнения Россией всех обязательств, связанных с союзнической деятельностью, а также обусловленных иными международными соглашениями;
  • осуществление мер, направленных на пресечение деятельности террористических, экстремистских и сепаратистских организаций, а также предотвращение терактов и диверсий;
  • стратегическое развертывание с использованием ядерного потенциала, а также его применение с целью сдерживания агрессии возможного противника;
  • проведение операций, нацеленных на поддержание мирного существования, в рамках соглашений России с ООН, СНГ, а также других международных организаций;
  • ввод и соблюдение военного режима, либо режима чрезвычайного положения на территории какого-либо субъекта РФ (обуславливается решением президента или правительства России);
  • обеспечение территориально-пограничной безопасности России на наземной поверхности, в воздушно-космическом пространстве, а также на воде;
  • силовое поддержание соблюдения санкционного режима, введенного на условиях Совета Безопасности ООН;
  • осуществление комплексных мер по предотвращению экологических и техногенных катастроф, а также непосредственное участие личного состава и техники в устранении последствий.

Узнай: Какие самолеты и вертолеты стоят на вооружении у ВКС РФ

Конспект урока по ОБЖ с учащимися 11 класса

ТЕМА: ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Познакомить учащихся с предназначением ВС РФ, их основными функциями и задачами по обеспечению национальной безопасности от внешних и внутренних угроз.

Учебно-наглядный комплекс:

учебник ОБЖ 11 класс, плакаты по теме,видео ролик.

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Что такое клиническая смерть и реанимация?

— Какие признаки свидетельствуют о наступлении клинической смерти?

— Какие причины могут привести к клинической смерти?

— С учетом каких физиологических особенностей человека осуществляется техника непрямого

— Перечислите основные правил сердечно-легочной реанимации.

— Каков порядок проведения сердечно-легочной реанимации?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала:

Вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, направленной проив Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основными функциями Вооруженных сил Российской Федерации

  1. Пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, общества и государства, объектов РФ на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.
  2. Обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права.
  1. Выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами.
  1. Поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.

Для выполнения этих функций на Вооруженные силы возлагаются следующие основные задачи:

а). по обеспечению военной безопасности:

— своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовке вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

— содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;

— несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;

— охрана и защита государственной границы Российской Федерации, важных государственных объектов;

— развитие противовоздушной обороны;

— создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

— предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

— предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;

— обеспечение информационной безопасности и др.;

б). по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ЕЕ СОЮЗНИКОВ:

— ведение стратегических операций, операций и боевых действий по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора;

— поддержание в готовности к применению и применение ( в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;

— локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;

— защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника и др.;

Примечание.
Военная
доктрина РФ представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706.

в). во внутренних вооруженных конфликтах:

— разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций;

— восстановление законности и правопорядка;

— обеспечение общественной безопасности и стабильности;

— локализация и блокирование районов конфликта;

— пресечение вооруженных столкновений и разделение противоборствующих сторон;

— изъятие оружие у населения в районе конфликта и др.;

г). в операциях по поддержанию и восстановлению мира:

— разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

— обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуация из зоны конфликта;

— блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;

— создание предпосылок для политического урегулирования.

Решение вышеперечисленных задач осуществляется Вооруженными Силами в тесном взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации.

Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

В Концепции национальной безопасности

Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). Определены основные принципы возможного применения Россией военной силы для обеспечения своей национальной безопасности. Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства. Использование военной силы предусмотрено осуществлять только тогда, когда все невоенные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

С 2003 года в Российской Федерации начался переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2003 году были приняты основополагающие документы в области военно-технической политики государства, определен перечень базовых военных технологий на перспективу.

Особый упор в этом был сделан на модернизацию вооружения, военной и специальной техники.

В основу совершенствования системы технического оснащения было положено сбалансированное развитие Стратегических сил сдерживания, систем боевого управления. А также Сил общего назначения.

Продолжается постепенный переход к системе комплектования соединений и частей постоянной готовности солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, учитывая сокращение сроков военной службы по призыву. Начиная с 2008 года, срок службы по призыву сокращен до 12 месяцев.

В результате выполнения всех мер по совершенствованию системы технического оснащения Вооруженных сил уровень обеспечения воинских формирований современным вооружением и военной техникой повышен в 2010 году до 35%, будет повышен к 2015 году – до 40-45%. Полную замену наличного вооружения ВС предусматривается провести к 2020- 2025гг.

Определены следующие приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России:

— развитие высокоэффективных систем управления войсками и оружием, а также связи, разведки, радиоэлектронной борьбы;

— создание нового поколения высокоточных мобильных безъядерных средств поражения и систем их информационного обеспечения;

— повышение индивидуальной оснащенности военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.

Для решения этих задач Вооруженные Силы России в своем составе должны иметь:

— силы ядерного сдерживания

– для удержания ядерных держав от развертывания ядерной войны, а также государств и коалиций, обладающих превосходством в обычных вооружениях, от широкомасштабной ядерной войны;

— силы неядерного сдерживания —

для удержания возможного агрессора от развязывания и эскалации (расширения) региональных конфликтов, а также для гибкого реагирования на возникающие угрозы с целью локализации и ликвидации конфликтов малой интенсивности;

— мобильные силы

, обеспечивающие наращивание противодействия при ликвидации военных конфликтов;

— средства информационного противодействия

вероятному противнику в информационной войне.

Вооруженные Силы Российской Федерации имеют определенные функции.

Вооруженные Силы Российской Федерации возлагаются основные задачи по обеспечению военной безопасности, по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников во внутренних вооруженных конфликтах и в операциях по поддержанию и восстановлению мира.

для решения задач Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь в своем составе силы ядерного сдерживания, силы неядерного сдерживания, мобильные силы, средства информационного противодействия вероятному противнику.

III. Закрепление материала:

— Какие основные функции выполняют Вооруженные силы РФ?

— Какие основные задачи решают Вооруженные силы РФ в современных условиях?

— В чем заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?

— Почему, на ваш взгляд, средства информационного противодействия вероятному противнику

входят в перечень основных задач Вооруженных сил РФ?

IV. Итог урока.

VI. Домашнее задание:

ВС РФ в военное время

Ну уж в военное-то время точно только оборона? Верно, но все же не на 100% процентов. Функционал армии зависит от масштаба и специфики вооруженного конфликта, в котором она будет принимать непосредственное участие. Рассмотрим теоретические варианты в последовательности увеличения их масштаба, при которых российские солдаты будут вести настоящие боевые действия.

Российские танки

Самым незначительным событием, при котором потребуется огневая техническая мощь армии, является локальный конфликт. К этому понятию можно отнести какую-либо вооруженную акцию, пограничный конфликт между двумя государствами с использованием оружия или вооруженные столкновения внутри страны. Иными словами, мелкое проявление агрессии, которое нельзя назвать войной. При этом непосредственно войска нужны для устрашения противника и демонстрации мощи, с помощью чего локальный конфликт можно устранить мирным путем, либо с минимальным количеством жертв.

Несколько более масштабным видом конфликта является локальная война. Здесь, как правило, на границах двух соседствующих государств, сосредотачиваются ограниченные вооруженные группировки, которые могут подкрепляться войсками, направленными и других регионов. Обычно в локальных войнах с помощью оружия преследуются политические или экономические интересы строго двух участвующих государств. Тем не менее при определенном ходе событий местная война может перерасти в более масштабный конфликт.

Ядерный потенциал

Таковым является региональная война. Здесь участников, как правило, уже больше двух, однако боевые действия ведутся строго в переделах определенного региона, включающего акватории морей и воздушное пространство. В случае региональной войны происходит развертывание в полной мере вооруженного, экономического и стратегического потенциала. Страны, обладающие ядерными боеголовками, будут диктовать свои условия ведения боевых действий, угрожая ввести в действие данный вид оружия.

Наконец, самым большим конфликтом является крупномасштабная война. Здесь уже могут участвовать любые страны мира, преследуя строго военные цели и применяя при этом радикальные меры. В таком случае от государств-участников потребуется полная мобилизация всех военных ресурсов, которыми они обладают.





ЗАВЕРШАЕТСЯ РАЗРАБОТКА НОВОЙ ФЦП ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ ДОЛЖНОСТЕЙ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА КОНТРАКТНИКАМИ

В частности, в 2008 учебном году, как уже отмечал "ВПК", высокий уровень подготовки показали соединения и воинские части Северо-Кавказского военного округа при выполнении задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов. И в особенности в ходе операции по принуждению Грузии к миру.

Особое внимание было уделено соединениям и воинским частям постоянной готовности. В связи с этим основные усилия в ходе проведения с ними мероприятий боевой учебы в прошедшем году были сосредоточены на подготовке соединений и воинских частей, переведенных на контрактный способ комплектования, обеспечении необходимого уровня их готовности и полевой выучки. Должное внимание также уделялось поддержанию укомплектованности соединений и воинских частей постоянной готовности личным составом, обеспеченности их вооружением и военной техникой.

Все запланированные в 2008 учебном году бригадные и полковые тактические учения проведены, личный состав получил практику в выполнении поставленных задач в составе частей и соединений.

В прошедшем учебном году применялись новые подходы к организации и проведению мероприятий боевой подготовки и проверки войск, увеличился масштаб проводимых мероприятий. Так, с 15 июня по 28 сентября на всей территории Приволжско-Уральского военного округа на 5 полигонах (Донгуз, Тоцкое, Чебаркуль, Сафакулево, Марковский) проводилось оперативно-стратегическое учение "Центр-2008" на фронте более 1000 км и в глубину свыше 500 км. Данное учение позволило в полном объеме решить вопросы подготовки войск и органов управления, совершенствовать навыки всех должностных лиц - от командующего группировкой войск на стратегическом направлении до солдата - в ходе подготовки и ведения боевых действий. Все этапы учения были взаимоувязаны между собой и проводились на едином оперативном фоне.

Всего на оперативно-стратегическое учение "Центр-2008" привлекалось более 40 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч граждан, пребывающих в запасе, и более 10 тысяч единиц вооружения и военной техники. В целом планы подготовки органов военного управления и войск выполнены. В Сухопутных войсках проведено более 6 тысяч боевых стрельб подразделений.

А как сложится для Сухопутных войск 2009 год? В новом учебном году предстоит провести сложную и кропотливую работу по поддержанию необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей. По планам система подготовки войск позволит не только осуществить мероприятия реформирования, но и выйти на конкретные практические результаты. В последующем это позволит более точно определить основные направления в совершенствовании подготовки СВ.

В новом учебном году будет проведено около 700 ротных и батальонных тактических учений с боевой стрельбой, более 400 КШУ различного уровня.

Важно отметить и такой факт. Несмотря на то что в 2009 учебном году предстоит большой комплекс работ в связи с переходом к новому облику основного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, боевая учеба в Сухопутных войсках будет организована без снижения масштабности и темпов подготовки войск. Помимо уже названных учений, планируется провести около 40 общевойсковых тактических учений дивизионного и бригадного масштаба. Кроме того, под руководством главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Владимира Болдырева будет проведен ряд учений с военными округами. В том числе общевойсковые тактические учения с боевой стрельбой. Одно из них, как предполагается, будет носить исследовательский характер и пройдет с отдельным мотострелковым соединением Сибирского военного округа.

При постановке задач на новый учебный год генерал армии Владимир Болдырев акцентировал внимание командного состава Сухопутных войск на необходимости сосредоточить основные усилия на подготовке соединений и воинских частей постоянной готовности, добиться такого уровня их полевой выучки, который бы обеспечил выполнение боевых задач по предназначению без проведения боевого слаживания. А при разработке замыслов учений и тренировок предусмотреть создание сложной, динамичной обстановки, позволяющей обучаемым принимать адекватные решения, управлять войсками в условиях, максимально приближенных к боевым.

Как полагает главком, необходимо закрепить все положительное, что удалось достичь в 2008 учебном году по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в объединениях, соединениях и воинских частях, обобщить и распространить передовой опыт работы командиров, штабов и органов воспитательной работы, добившихся положительных результатов в укреплении правопорядка и предупреждении гибели личного состава. Сделать его достоянием всех офицеров, имеющих подчиненных. Необходимо также принять дополнительные меры по подбору, обучению и воспитанию сержантов, повышению их роли и авторитета в подразделениях, поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах.

По новой системе комплектования сержантами в нашей армии будут только контрактники.
Фото Владимира ТРИФОНОВА

В прошлом году завершилось действие Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы". Что показали ее итоги?

Как отметил генерал армии Владимир Болдырев, это были четыре года большой и напряженной работы. Для Сухопутных войск, как самого многочисленного вида Вооруженных Сил России, реализация ФЦП с момента ее принятия и до настоящего времени является одним из приоритетных направлений деятельности. И не только потому, что программой было определено обеспечение перехода к профессиональной армии путем комплектования должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту, но и потому, что это требует постоянной, кропотливой и продолжительной работы.

Сейчас 60 соединений и воинских частей Сухопутных войск укомплектованы военнослужащими-контрактниками. В них в настоящее время проходят военную службу по контракту более 80 тысяч человек.

Результатом реализации ФЦП явилось создание качественно новых соединений и воинских частей постоянной готовности, способных выполнять боевые и специальные задачи без проведения дополнительного боевого слаживания.

Возросла интенсивность мероприятий боевой подготовки. Коренным образом меняются условия расквартирования военнослужащих-контрактников.

С этой целью строятся и реконструируются солдатские общежития.

Реализация ФЦП еще раз подтвердила, что смешанный способ комплектования (по призыву и по контракту) для нашего государства является наиболее рациональным не только на ближайшую, но и на долгосрочную перспективу, так как только он может обеспечить требуемую укомплектованность военной организации государства. Однако в связи с наблюдающейся в последнее время тенденцией ежегодного сокращения количества призывников приоритетным направлением в смешанной системе комплектования войск остается военная служба по контракту.

Это значит, что на основных должностях, определяющих боеготовность соединений и воинских частей, должны быть в основном военнослужащие-контрактники.

Четырехлетний опыт реализации ФЦП вскрыл и некоторые проблемы. Проведенные исследования показали: более половины солдат и сержантов-контрактников после истечения первого контракта не изъявляют желания его продлить. Среди причин, вызывающих это негативное явление, основными являются низкий уровень денежного довольствия, отсутствие жилья для семейных военнослужащих, нерегламентированное служебное время, регулярное привлечение к хозяйственным работам.

Вряд ли кого может устроить и то, что в соединениях и воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования, наблюдается низкая укомплектованность личным составом. Что уровень обученности практически не отличается от показателей соединений и частей, укомплектованных военнослужащими по призыву. Как считает генерал армии Владимир Болдырев, нельзя мириться и с большой текучестью кадров, недостаточной профессиональной подготовкой офицерского состава.

Однако следует учесть, что ожидать идеального решения всех задач, предусмотренных Федеральной целевой программой, за такой короткий промежуток времени было бы наивно. Например, Вооруженные Силы США переводились на контрактный способ комплектования в течение 12 лет.

Руководство Сухопутных войск прекрасно видит все эти проблемы. Поэтому основные усилия в работе будут сосредоточены на дальнейшем совершенствовании инфраструктуры военных городков соединений и воинских частей, переведенных на контрактный способ комплектования; материальном стимулировании военнослужащих по контракту; создании условий, при которых военнослужащие-контрактники будут заниматься только выполнением своих профессиональных обязанностей; поднятии престижа контрактной военной службы.

Одной из первостепенных станет работа по совершенствованию стиля и методов работы командиров, их заместителей по воспитательной работе с личным составом, цель которой - достижение твердого уставного порядка в подразделениях.

Комплексное решение всех этих вопросов сегодня является приоритетным не только для командования Сухопутных войск, но и для органов государственной власти, Министерства обороны РФ.

К НОВОЙ СИСТЕМЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Действовавшая в 2004-2008 годах ФЦП завершена. Что дальше? Разработана ли новая программа по переводу сержантского состава на контрактный способ комплектования? Будут ли коренные отличия этой программы от предыдущей?

Подготовка такой ФЦП сейчас находится в завершающей стадии. Называется новая Федеральная целевая программа так: "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, переход к комплектованию должностей сержантов (старшин), а также плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в 2009-2012 годах". Проведение соответствующих подготовительных мероприятий планируется завершить в 2008 году, а в период реализации ФЦП - перейти к новой системе комплектования соединений и частей сержантским составом. В этой связи с 2008 года уже прекращена подготовка младших командиров из числа призывников.

Отличие новой программы от предыдущей в том, что кандидаты в сержанты будут подбираться из числа солдат, прослуживших не менее одного года, изъявивших желание стать младшими командирами, обладающих лидерскими качествами и рекомендованных своими командирами. После предварительного заключения контракта они пройдут курс обучения по специально разработанным программам в окружных учебных центрах под руководством тщательно подобранных, опытных преподавателей и инструкторов без допущения какого-либо отрыва от учебного процесса. По окончании обучения они возвратятся в свою часть и будут назначены на должности командиров отделений, расчетов, экипажей.

Для дополнительного стимулирования профессиональной подготовки сержантов-контрактников предполагается ввести новую систему сержантской классности, для чего разрабатываются нормативные требования для ее получения, соответствующая атрибутика, определяются размеры и механизм выплаты денежного вознаграждения, а также порядок подтверждения и лишения (снижения) классности.

Важное внимание в программе уделяется созданию нормальных условий жизни и быта сержантского состава, обеспечению их жильем. Все это предусматривается организовать на таком уровне, чтобы сержанты не отвлекались от выполнения своих прямых служебных обязанностей, а в свободное время могли заниматься повышением профессионального, интеллектуального и культурного уровня. Тогда они будут стремиться подолгу служить в армии, станут настоящими профессионалами, прекрасно знающими высокотехнологичное вооружение, военную технику, умеющими грамотно обучать и воспитывать подчиненных и управлять подразделениями (экипажами, расчетами) в бою.

Успешное формирование нового сержантского корпуса позволит в какой-то степени освободить офицеров от рутинной работы и сосредоточить усилия на подготовке и качественном проведении наиболее сложных и важных занятий по боевой подготовке, даст им возможность больше внимания уделять самообразованию.

Вооруженные Силы отказываются и от призыва так называемых "двухгодичников" - офицеров, призываемых на два года. Не возникнет ли в связи с этим дефицит младшего офицерского состава? Справятся ли с кадровыми потребностями войск вузы Министерства обороны РФ и военные учебные центры?

Сейчас подготовка офицерских кадров младшего командного звена для соединений и частей Сухопутных войск осуществляется в трех военных академиях, семи высших военных училищах, на трех курсах по подготовке младших офицеров, 17 военных кафедрах и в 6 учебных военных центрах при гражданских высших учебных заведениях.

Но в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации проводится работа по значительному сокращению (замене гражданским персоналом) количества офицерских должностей, в том числе и первичных. Что вызвало необходимость проведения целого комплекса мероприятий по реформированию сети военно-учебных заведений и сокращению их емкости.

В связи с новыми требованиями к уровню высшего образования в Главном командовании СВ организована разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), реализующих программы подготовки специалистов (полной военно-специальной подготовки) со сроками обучения: 4 года - в военных командных училищах и 5 лет - в военных училищах родов войск и специальных войск.

Как считает главком Сухопутных войск генерал армии Владимир Болдырев, в условиях сокращения ВС РФ отказ от призыва на военную службу офицеров запаса, так называемых "двухгодичников", ни в коей мере не скажется на проценте укомплектованности Сухопутных войск офицерским составом. А в случае возникновения некомплекта офицеров на первичных должностях его можно будет компенсировать за счет призыва на военную службу офицеров, подготовленных на военных кафедрах.

Все это говорит о том, что в армии и на флоте сегодня происходят серьезные структурные преобразования, которые в конечном итоге должны привести к новому облику Вооруженных Сил России. Наши армия и флот должны стать мобильными, компактными, высокобоеготовыми. Не будут забыты и уроки боевых действий в Южной Осетии.

Читайте также: