Лишение гражданства как мера дополнительного наказания назначенного судом применяется в странах

Обновлено: 28.06.2024

Кодекс об административных правонарушениях > Раздел I КоАП РФ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ > Глава 3 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ > Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ

1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.).

2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае - миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).

8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп.)).

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 9 часов назад


В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, пребывание иностранных граждан на территории России не только предоставляет им широкий круг прав, но и возлагает серьезные обязанности. А именно, их пребывание не должно нарушать действующее законодательство РФ, не должно посягать на права и законные интересы других лиц.

Необходимо отметить, что в уголовном законодательстве встречаются лишь немногочисленные нормы, в которых законодатель рассматривает иностранных граждан с точки зрения субъектов преступления согласно действующему законодательству.

Так, согласно ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) иностранные граждане, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо его гражданина, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если такие иностранные граждане не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Также, согласно ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Кроме того, ст. 276 УК РФ (шпионаж) предусматривает в качестве субъекта преступления иностранного гражданина за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Также, специальным составом для иностранных граждан является ч.2 ст. 322 УК РФ (пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации). За совершение указанного преступления иностранный гражданин может быть наказан штрафом в размере до 300 000 руб., либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Что касается видов уголовных наказаний, назначаемых иностранным гражданам, то в ч. 6 ст. 53 УК РФ содержится запрет на назначение им наказания в виде ограничения свободы. Законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается данное наказание, исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.

Таким образом, иностранные граждане несут уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ.

Исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.


Муниципальное образование "Вилючанский наслег"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Привлечение иностранных граждан к административной ответственности

Основания привлечения иностранных граждан к административной ответственности

Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).

Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения принадлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ - должностным лицам пограничных органов и войск.

В качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства ( ч. 2 ст. 18.1 , ч. 2 ст. 18.4 , ст. 18.8 , 18.10 , ч. 1 ст. 18.11 , ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ( ч. 2 ст. 6.8 , ч. 2 ст. 6.9 , ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назначении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации?

Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.

Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).

Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:

- характер и тяжесть совершенного правонарушения;

- наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;

- длительность проживания иностранного гражданина в РФ;

- отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченность жильем на территории РФ;

- род деятельности и профессия;

- обращение о приеме в российское гражданство.

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет -жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.


Обстоятельства дела

Бахтиер Усманов и члены его семьи получили гражданство РФ, спустя некоторое время у Усмановых родились еще двое детей. Мужчина работал в сфере сельского хозяйства и имел в собственности квартиру, в которой проживал с семьей.

В апреле 2018 г. было утверждено заключение об отмене решения УФМС о приеме Бахтиера Усманова в российское гражданство с признанием его недействительным со дня вынесения. В результате мужчина остался без российского и заграничного паспорта. Далее УФСБ России по Новгородской области запретило Усманову въезд в Россию на 35 лет, обжаловать такое решение в судебном порядке также не удалось. Впоследствии Управление МВД России по Новгородской области уведомило заявителя о необходимости покинуть Россию, что не было сделано последним.

В связи с этим в отношении него было составлено дело об административном правонарушении за нарушение правил пребывания иностранцев в России. В итоге суд признал его виновным в нарушении ст. 18.8 КоАП РФ, оштрафовал на 2 тыс. руб. и распорядился о его депортации из страны. Мужчина был немедленно помещен в центр временного содержания иностранных граждан. Обжалование вынесенного судебного решения вновь оказалось безрезультатным. Тем не менее исполнение об административном выдворении заявителя было приостановлено ввиду судебного разбирательства по поводу законности нахождения его в центре временного содержания иностранцев, в связи с чем мужчина продолжал оставаться в России.

Обращение в КС

После этого Бахтиер Усманов обратился в Конституционный Суд с жалобой на несоответствие российскому Основному Закону ч. 1 и 2 ст. 22 Закона о гражданстве, согласно которым решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае обнаружения фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, установленных судом.

15 января 2019 г. КС вынес Определение № 2-О, которым отказал в принятии жалобы к рассмотрению. Суд указал что требования, предъявляемые к заявлению о приеме в российское гражданство, предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках, которые должны быть исчерпывающими. При заполнении заявления подающее его лицо собственноручно подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках.

Позиция сторон в ЕСПЧ

По мнению заявителя, законодательство России не предусматривает возможности лишения гражданства за представление неполной информации, так как такая мера может быть применима только в том случае, если представленная соискателем информация была заведомо ложной. Он также отметил, что вмешательство в его права не было необходимым в условиях демократического общества из-за нежелания российских властей должным образом учесть его семейную ситуацию или обосновать, почему он представляет угрозу для национальной безопасности. В связи с этим мужчина потребовал присудить ему 500 евро в качестве компенсации материального, 10 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда, а также 960 евро в возмещение судебных расходов.

В возражениях Правительство РФ утверждало, что при вступлении в российское гражданство соискатель обязан предоставить исчерпывающую информацию, которая у него запрашивается. Российская сторона отметила, что отказ Бахтиера Усманова покинуть страну продемонстрировал отсутствие у него уважения к российскому закону. Этот факт и угроза, которую он представлял для национальной безопасности, обусловили необходимость его административного выдворения из России. В свою очередь, причины, лежащие в основе запрета заявителю на въезд в РФ, равно как и его семейное положение, а также связи с Россией и Таджикистаном, были тщательно изучены национальными судами в ходе состязательного судебного разбирательства.

Выводы Европейского Суда

После изучения материалов дела Европейский Суд отметил, что российская правовая база, действовавшая на момент спорных событий, способствовала чрезмерно формалистическому подходу к прекращению российского гражданства и не обеспечивала адекватную защиту личности от произвольного вмешательства государства. Последующее совершенствование законодательства не может повлиять на ситуацию заявителя.

Страсбургский суд не согласился с тем, что лишение заявителя гражданства соответствовало требованиям ст. 8 Конвенции. Как пояснил ЕСПЧ, Правительство РФ не доказало, почему непредставление заявителем информации о некоторых из его братьев и сестер было настолько серьезным, чтобы оправдать лишение российского гражданства через несколько лет после его предоставления. Такая мера, подчеркнул Суд, была совершенно несоразмерной упущению со стороны Бахтиера Усманова.

Европейский Суд добавил, что запрет на въезд в РФ в течение 35 лет также умалил законные интересы заявителя, так как ФСБ России не обосновала должным образом необходимость применения такой меры, а российские суды проигнорировали длительность проживания мужчины в России, значительность его профессиональных, социальных, культурных и семейных связей с этой страной, семейные трудности, которые возникли после разлучения Усманова с членами его семьи. Кроме того, подчеркнул Суд, мужчина не совершал никаких преступлений во время пребывания в России.

Таким образом, было выявлено нарушение ст. 8 Конвенции в связи с аннулированием российского гражданства и депортацией заявителя из РФ. В связи с этим ЕСПЧ присудил ему свыше 11 тыс. евро в качестве компенсации материального и морального вреда, а также судебных издержек

Особое мнение двух судей ЕСПЧ

Решение Суда содержит особое мнение двух судей – Поля Лемменса (Бельгия) и Жоржа Раварани (Люксембург). В нем отмечено, что в рассматриваемом деле, безусловно, имелось нарушение ст. 8 Конвенции и большое внимание уделено анализу прецедентной практики ЕСПЧ по подобным делам, так как оба судьи выразили несогласие с большинством своих коллег по методологии рассмотрения данной проблемы.

Представитель заявителя прокомментировал выводы Страсбургского суда

Юрист по работе с ЕСПЧ Андрей Есин отметил, что рассматриваемое дело пополняет обширный список дел, возникающих по причине несовершенства российских законодательства и правоприменения в отношении лиц, приезжающих в страну.

По его словам, это происходит во многих сферах: «Все выстроено с определенной долей непредсказуемости, которая позволяет легко привлекать к различным, порой весьма ощутимым, видам ответственности граждан, действующих вне злого умысла, а лишь ввиду ошибок по причине плохого понимания нечеткого закона либо вовсе не допустивших никакой ошибки, но наказанных за неверные действия чиновников или стечение обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть.

Читайте также: