С какими событиями связано вступление кинга на путь борьбы за гражданские права населения сша

Обновлено: 29.06.2024

Мартин Лютер Кинг (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта, штат Джорджия, США — 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси,США) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем черного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. Сам М. Л. Кинг пришел к теории ненасилия не сразу. Но во многом, как сам он отмечал, формированию таких взглядов поспособствовала та обстановка, которая окружала его в детстве. Кинг писал в "Автобиографии": "Атмосфера в нашей семье была очень благоприятной. Мне довольно легко представлять Бога любящим главным образом потому, что я вырос в семье, где выше всего ценилась любовь и где отношения всегда основывались на любви. Мне довольно легко представлять Вселенную в сущности дружественной в основном благодаря вниманию и поддержке, которые я получил в детстве. Мне довольно легко склоняться больше к оптимизму, чем пессимизму в отношении человеческой природы в основном из­за того, что я испытал, когда был ребенком".

М. Л. Кинг говорил, что в своем характере он совмещает такие противоположные качества, как воинственность и миролюбивость, идеалистичность и реалистичность. Он писал: "Всепреодолевающую жажду справедливости я унаследовал от отца, человека сильного и энергичного; а кротость, я надеюсь, досталась мне от матери, ласковой и доброй женщины".

Мартин Лютер Кинг вырос в церкви. Его отец был пастором, большинство мужчин в его семье были проповедниками, да и вообще, почти все его родные принадлежали к церкви. Кинг шутил, что ему ничего не оставалось, как самому стать проповедником.

Во время учебы в колледже, особенно в первые два года, в голове у юноши зародилось множество сомнений. Кинг писал: "Именно тогда с меня спали оковы фундаментализма". Его очень волновали проблемы, возникающие в церкви. Он испытывал неоднозначное чувство по отношению к эмоциональности негритянского поклонения: "Если бы в наших сердцах и душах было столько же веры, сколько в наших руках и ногах, мы могли бы изменить мир".

С горечью Кинг отмечал, что большинство служителей в церкви были необразованными. Он пришел к выводу, что проповедникам необходимо образование и серьезная теоретическая подготовка. Само служение проповедника Кинг представлял как важнейшую задачу - донести до людей Божью истину через проповедь. При этом он видел, как люди нуждались в проповеди в то социально и политически неспокойное время.

Готовясь стать проповедником, Кинг отмечал, что хорошему проповеднику недостаточно быть искренним; кроме этого, нужно обладать гибкостью ума и непоколебимостью убеждений. О самой проповеди он писал: "Я думаю, что проповедь должна основываться на нуждах и переживаниях людей". Кинг отмечал двойственность направления действия проповеди: "С одной стороны, я должен попытаться повлиять на души отдельных людей, чтобы изменить общество. С другой стороны, я должен попытаться повлиять на общество, чтобы изменение произошло в душе каждого человека. Поэтому меня должны заботить такие явления, как безработица, бедность и экономическая нестабильность. Я убежденный сторонник социального Евангелия".

Во время учебы в Кроузерской духовной семинарии Кинг познакомился с основными трудами философов и мыслителей того времени. Он пришел к выводу, что "правды нет ни в марксизме, ни в традиционном капитализме": "В коммунизме человек - это не более чем обезличенный винтик в государственном механизме". Кинг восставал против такого понимания сущности человека: "Человек - это венец, потому что он дитя Божье". Но наряду с критикой Кинг отметил и положительный момент в учении коммунизма: "Коммунизм был создан как протест против страданий и лишений угнетенных". Между жалкой нищетой и баснословным богатством лежит огромная пропасть, что и является причиной большинства социальных кризисов. Но и капитализм не предлагает решения проблемы: "Капитализм содержит в себе опасность вдохновлять человека заботиться более о том, как выжить, нежели о том, как жить. Мы склонны судить об успешности человека по размеру его зарплаты, по стоимости его автомобиля, а не по тому, насколько значителен его вклад в служение человечеству. Таким образом, капитализм может привести к практическому материализму, который так же опасен, как и материализм, проповедуемый коммунистами… Царство Божие - это ни утверждение индивидуалистического сосуществования, ни противоположное ему утверждение коллективного совладения, но синтез достоинств обеих форм".

В семинарии М. Л. Кинг впервые познакомился с концепцией пацифизма на лекции одного из профессоров и заинтересовался ею. Ранее он был убежден, что в борьбе с насилием эффективно лишь упорное сопротивление тем же методом: "Ранее я думал, что христианская этика любви применима лишь к межличностным отношениям. Я не мог понять, как это учение может быть действенным в социальной сфере". Кинг был в недоумении по поводу того, как философия, призывающая "подставь другую щеку" или "любите врагов ваших", могла действовать в социальном конфликте, в который были вовлечены социальные и расовые группы или даже нации. Казалось, что требуется более реалистичный подход к такого рода ситуации. Но после того, как Кинг начал читать Ганди, он признал свою позицию ошибочной. Кинг пришел в восхищение от теории "ненасильственного сопротивления" Ганди. Это и было началом "одиссеи" Кинга к ненасилию: "Именно в этом призыве Ганди к любви и ненасилию я обнаружил путь к социальному реформированию, который я так долго искал. Интеллектуальное и нравственное удовлетворение, которого я не нашел в утилитаризме Бентама и Милля, в революционном пути Маркса и Ленина, в теории социального договора Гоббса, в оптимистическом стремлении Руссо "назад к природе", в философии "сверхчеловека" Ницше, я открыл для себя в теории ненасильственного сопротивления Ганди".

После чтения Ганди М. Л. Кинг подверг критике позицию либерализма, которой и сам до этого твердо придерживался. Но тем не менее до конца своей жизни он убежденно следовал тому, что считал наиболее ценным в либералистических взглядах: стремлению к правде, желанию обладать открытым аналитическим умом и чистым разумом. Затем Кинг прочел труд Рейнхольда Нибура "Моральный человек и аморальное общество". Автор утверждал, что, в сущности, нет никакой нравственной разницы между насильственным и ненасильственным сопротивлением. Далее Нибур доказывал бездейственность ненасильственного сопротивления в борьбе против распространения тоталитарной тирании. Кинг не мог согласиться с авторской интерпретацией пацифизма как пассивного непротивления злу, которое основывается на наивной вере в силу любви. М. Л. Кинг писал: "Истинный пацифизм - это не непротивление злу, а ненасильственное сопротивление злу. Ганди противостоял злу с такой же силой и упорством, как и сторонник насильственного сопротивления, но он противостоял злу с любовью вместо ненависти".

Нибур, однако, справедливо указывал на опасность ложного идеализма, к которому может привести излишний оптимизм в отношении человеческой природы.

Следующий этап нравственного пути Кинга к ненасилию наступил во время его учебы в Бостонском университете. Там он познакомился со многими сторонниками теории ненасилия, как среди преподавателей, так среди и студентов. Убеждения этих людей основывались не на "наивном оптимизме в отношении человеческой природы, а на глубокой вере в возможности человека, который позволил себе стать соработником Бога".

Знакомство с этими людьми дало Мартину Лютеру толчок к самостоятельному изучению теории ненасилия и, безусловно, очень сильно повлияло на ход его мыслей. Он обнаружил, что теологически все еще придерживается позиций либерализма, будучи убежденным в правильности многих его основных положений. Однако за время учебы в Бостоне Кинг заметил, что он все больше начинает симпатизировать неоортодоксальным взглядам. Он объяснял это тем, что именно эта позиция "заставила его вернуться к глубинам христианской веры". Кинг также понял, что Рейнхольд Нибур сосредоточивал слишком много внимания на греховности человеческой природы, потому что его пессимизм в отношении человека перевешивал оптимизм, который внушает Божественная природа: "Он, Нибур, был настолько занят тем, что оценивал состояние болезни греха у человека, что не придавал должного значения исцеляющей силе благодати".

В университете Кинг занялся изучением философии персонализма, которая утверждала, что ключ к пониманию существующей действительности следует искать в личности. До конца своей жизни Кинг разделял эту позицию. Упор персонализма на то, что в итоге действительна лишь личность, конечная или бесконечная, повлиял на Кинга в двух направлениях: во­первых, персонализм предоставил ему метафизическое и философское обоснование концепции Бога как личности и, во­вторых, показал ему метафизическую основу достоинства и значимости человеческой личности.

Свою диссертацию Кинг посвятил исследованию концепции Бога как личности. После окончания учебы он познакомился с социальной позитивистской философией. Одним из основных принципов этой философии является убеждение, что ненасильственное сопротивление - мощнейшее оружие угнетенных в борьбе за социальную справедливость. Но Кинг в то время разделял эту позицию на интеллектуальном уровне, не задумываясь о том, как воплотить ее в существующей общественной ситуации.

В это время Кинг активно участвовал в жизни своей церкви (вскоре он стал сопастором церкви вместе со своим отцом). Не менее активно участвовал он и в социальной жизни. М. Л. Кинг всегда чувствовал "сильное побуждение служить человечеству". Став лидером движения за права негритянского населения и их социальное равенство, Кинг убедился, что насилие - средство, к которому прибегают либо отчаявшиеся люди, либо сами инициаторы социального конфликта. Намного эффективнее противостоять злу ненасилием, потому что есть большая вероятность того, что любовь, с которой противостоят, вызовет в противнике чувство стыда, ведущее к осознанию своей вины. Насилие, как известно, порождает насилие, и в итоге серьезно страдают обе стороны, вовлеченные в конфликт. По этому поводу Кинг писал: "В этой жизни кто­то должен иметь достаточно благоразумия и мудрости, чтобы разорвать цепь ненависти и зла. Я твердо верю, что любовь - это всеизменяющая сила, которая способна поднять целую общность людей к новым горизонтам честности, доброты и справедливости".

С первых дней зарождения движения его основой стала теория ненасилия, или "ненасильственного сопротивления", или "несотрудничества со злом", или "пассивного сопротивления" - как еще ее называли. Однако в рядах движения ни одно из этих названий не упоминалось; чаще всего произносили слова "христианская любовь". И действительно, казалось, не постулаты философии ненасилия, а Нагорная проповедь воодушевила тысячи и тысячи афроамериканцев. Этих людей подвиг на борьбу Иисус из Назарета, который заповедовал им противостоять врагу с любовью. С любовью и терпением, дарованными Богом, Кинг переносил все страдания и невзгоды, связанные с такой опасной деятельностью. В его дом неоднократно подкладывали взрывчатку, ему постоянно угрожали, сам он несколько раз попадал в тюрьму, терпел унижения и лишения. Но каждый раз, когда казалось, что силы иссякают, Кинг просил у Бога дать ему терпения. Очень важно было для него как для лидера движения не пошатнуться в своем убеждении, потому как его пример воодушевлял других. Для самого Кинга таким примером являлся Ганди. Кинг всегда помнил его слова: "Если тебя ударили, не отвечай тем же. Даже если в тебя стреляют, не открывай ответный огонь. Если тебя проклинают, не поступай так же. Просто продолжай идти. Некоторым из нас, возможно, придется умереть, прежде чем мы доберемся до цели. Некоторых из нас, возможно, посадят в тюрьму, прежде чем мы доберемся до цели, но давайте продолжать идти".

В своей книге "Письмо из Бирмингемской тюрьмы" Мартин Лютер Кинг изложил сущность кампании с использованием непосредственного ненасильственного действия, предусматривающей четыре шага:

1) Сбор информации с целью установить, присутствует ли акт несправедливости.

2) Переговоры.

3) Самоочищение.

4) Непосредственное действие.

Посредством этих мер, отмечал Кинг, будет достигнут необходимый уровень конструктивного ненасильственного напряжения. "Непосредственное действие в рамках теории ненасилия направлено на то, чтобы вызвать такие кризисы и установить такое созидательное напряжение, при которых общество, упорно отказывавшееся идти на переговоры, вынуждено столкнуться с проблемой лицом к лицу. Эти меры имеют своей целью усугубить сложившуюся ситуацию, которую уже нельзя игнорировать". Далее Кинг кратко изложил суть непосредственного ненасильственного действия и объяснил, почему эта тактика лучше всего отвечает потребностям движения за свободу прав человека:

1. Это тактика не для трусов: она предусматривает сопротивление. Сторонник ненасильственного сопротивления борется со злом так же убежденно, как и сторонник насильственных мер. Сопротивление, которое оказывает приверженец теории ненасилия, пассивно, или неагрессивно, в том смысле, что он не проявляет физической агрессии по отношению к противнику. Но его разум и чувства всегда в действии, они постоянно ищут способ убедить противника в его неправоте. Этот метод пассивен физически, однако невероятно активен духовно; он не агрессивен физически, но в высшей степени агрессивен духовно.

2. Ненасильственное сопротивление не стремится поразить противника или унизить его, но завоевать его дружбу и понимание. Сторонник ненасильственного сопротивления часто должен демонстрировать свой протест в форме отказа от сотрудничества, в форме бойкотов. Но при этом он понимает, что отказ от сотрудничества или бойкот сами по себе не есть цель; это лишь только средство, используемое для того, чтобы пробудить в противнике ощущение морального стыда. Цель же - искупление и примирение. Последствие ненасилия - это создание возлюбленного сообщества, в то время как плоды насилия - боль и горе.

3. Этот метод предусматривает, что атака должна быть направлена против сил тьмы, а не против людей, попавших в их ловушку. Мы боремся со злом, а не с людьми, которые стали его жертвами. Те из нас, кто сражается против расовой несправедливости, должны осознать, что основное столкновение происходит не между расами. Как я часто говорю людям в Монтгомери, штат Алабама: "Напряжение в этом городе существует не из­за противостояния между белым и черным населением. В основе всего лежит противостояние между справедливостью и несправедливостью, между силами света и силами тьмы. И если удастся достичь победы, это будет победа не только для 50000 негров, но победа справедливости и сил света. Мы боремся против несправедливости, а не против белых людей, которые, возможно, поступают несправедливо".

4. Ненасильственное сопротивление избегает не только внешнего, физического насилия, но также и внутреннего насилия - насилия над духом. В основе теории ненасилия лежит принцип любви. Ненависть и насилие в ответ только усилят зло в этом мире… Нам необходимо нравственно подняться до того уровня, когда мы будем в состоянии полюбить того, кто совершает зло, но вместе с тем возненавидеть то, что он делает".

Демонстрация движения Black Lives Matter в Нью-Йорке

В США продолжаются акции протеста Black Lives Matter, начавшиеся после гибели в Миннеаполисе чернокожего Джорджа Флойда. Это крупнейшее в истории Соединенных Штатов движение за равные права чернокожих и белых, его поддерживают во многих других странах мира. У сегодняшних событий огромная предыстория. Профессор Лондонской школы экономики и политических наук Владислав Зубок напомнил о ее основных этапах и рассказал, какие последствия могут быть у нынешних демонстраций.

Владислав Зубок: Рассказ о сегодняшних событиях начинать надо со времен гражданской войны. Все предпосылки событий 2020-го года в Миннеаполисе остались там, в XIX веке.

Сейчас не все помнят, из-за чего началась гражданская война. За тридцать лет до ее начала в США появилось движение аболиционистов - белых людей с Севера, выступавших за отмену рабства. В его основе была протестантская религия, которая однозначно говорила - идея рабства противоречит Библии.

Историческая справка

Рабство и сегрегация

В апреле 1861 года в США началась гражданская война. Пришедший к власти президент Авраам Линкольн начал ее против 11-ти южных мятежных штатов, которые не признали его и заявили о выходе из США. Ключевой вопрос этой войны - рабство. Индустриальный и мигрантский Север требовал отменить его. Сельскохозяйственный и державшийся на труде рабов Юг был против.

Война продлилась до 1865 года, с обеих сторон в ней погибло более 600 тыс. человек. Это больше, чем в любой другой войне с участием США. Север победил, рабство было отменено поправками в Конституцию США.

Но отмена рабства не сделала белых и чернокожих граждан равными. На Юге чернокожих преследовали расисты из Ку-Клукс-Клана. В конце XIX века там появились законы о сегрегации. Они получили общее название "законы Джима Кроу", так звали комического персонажа, его лицо было раскрашено углем. Афроамериканцы и белые жили в разных районах, ездили в разных вагонах поездов, межрасовые браки были невозможны. Неграмотных, то есть, почти всех афроамериканцев, законы лишали права голосовать.

В городах Севера чернокожие селились в гетто, где уровень жизни был гораздо хуже, чем в белых районах.

Автор фото, Library of Congress

Авраам Линкольн отменил рабство, и борьба за равные права продолжается в США уже больше 150 лет

Первые массовые столкновения между двумя расовыми группами произошли в 1919 году в Чикаго и в 1921 году в Талсе (Оклахома). Это было совсем не похоже на беспорядки, происходящие в США сейчас: тогда в обоих случаях белые объединялись и при невмешательстве полиции атаковали афроамериканцев.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Владислав Зубок: Сейчас появилось какое-то искаженное представление об этой войне. По нему, на Юге жили замечательные джентльмены из фильма "Унесенные ветром" - просто идеал белой англофильской цивилизации. Где-то на заднем плане мелькали чернокожие люди, которые, конечно, были не равны белым, но к которым относились очень хорошо. И вот в эту идиллию и вмешались простые рабочие с Севера во главе с Линкольном.

В такую трактовку верят, в первую очередь, сами американцы-южане. Но и многим нашим соотечественникам эта версия событий нравится.

После войны чернокожим дали землю, и это было немыслимо для их бывших хозяев. В южных штатах они моментально ответили созданием Ку-Клукс-Клана и террором.

В северных штатах чернокожее население перебралось в города. Особенно, с началом Первой мировой войны, когда белые парни ушли сражаться, и их рабочие руки надо было заменить. (Сегрегация не позволяла белым и чернокожим служить вместе; в Первой мировой войне от США участвовали примерно 370 тыс. чернокожих солдат из 4 млн призывников - Би-би-си).

В таких городах как Детройт, Филадельфия, Чикаго, Миннеаполис появились черные районы и просто гетто, они существуют до сих пор. И именно там произошли первые погромы.

После Второй мировой войны белое население оставляло центры городов. Одни повысили свой уровень жизни, приобрели автомобили и уехали в пригороды, вторые бежали от того, что этнический состав и порядки в их районах стали резко меняться.

Такая ситуация продолжалась до 1960-х годов - и тогда произошел новый взрыв.

Историческая справка

Автобус и Мартин Лютер Кинг

С середины 1950-х годов борьба за равные права между белыми и чернокожими становится массовым явлением. В 1955 году 42-летняя Роза Паркс в городе Монтгомери (Алабама) отказалась уступить место в автобусе белому пассажиру - ее атаковали. После этого чернокожее население год бойкотировало весь городской транспорт. А Паркс стала одним из символов борьбы за равноправие.

Автор фото, Getty Images

Роза Паркс в автобусе в Монтгомери (Алабама), декабрь 1956 года. К этому моменту Верховный суд США признал сегрегацию в автобусах незаконной

Послевоенное поколение американцев хотело получить гораздо больше свобод. Оно придумало и заимствовало мирные акции протеста, в которых принимали участие десятки и сотни тысяч людей. Равноправие было одной из главных их тем.

Правозащитник и проповедник Мартин Лютер Кинг организовал несколько таких ненасильственных акций - и в 1964 году получил за это Нобелевскую премию мира.

В 1962 году массовые беспорядки прошли в штате Миссисиппи - чернокожий житель Джеймс Мередит несколько раз пытался поступить в местный университет, но ему отказывали. Его дело рассматривал Верховный суд США - и постановил зачислить его. Власти штата отказались выполнять это решение, последовавшие беспорядки привели к тому, что в штате объявили военное положение и ввели национальную гвардию. В 2006 году в университете появился памятник Джеймсу Мередиту.

В 1965 году в пригороде Лос-Анджелеса Уоттс начались массовые выступления после того, как полиция арестовала всю семью молодого человека, который подозревался в вождении в состоянии интоксикации. Беспорядки продолжались неделю, 34 человека погибли, более тысячи были ранены.

В 1967 году похожая история произошла в Детройте, массовые выступления продолжались пять дней, погибли 43 человека, полиция арестовала 7200 человек.

Автор фото, Getty Images

Мартин Лютер Кинг боролся за равенство, к которому Америка все еще стремится

4 апреля 1968 года американский правозащитник и проповедник Мартин Лютер Кинг - главный борец за права чернокожих в те годы - был застрелен в Мемфисе. Акции протеста и неповиновения прошли по всей стране.

Благодаря движению 1960-х, в США появилось первое поколение чернокожих политиков. Официально с сегрегацией было покончено, но неравенство, в том числе экономическое, сохранилось.

Владислав Зубок: На протяжении ста лет после формальной отмены рабства угнетение существовало в не менее отвратительных и изуверских формах.

Почему это взорвалось именно в 1960-е? Сразу несколько серьезных предпосылок. Розу Паркс травили собаками, и это особенно возмутило еврейскую молодежь и раввинов - слишком прямые ассоциации с нацизмом и концлагерями. Так движение за равенство получило новых сторонников.

И в целом запрос на перемены в обществе сильно возрос.

Автор фото, Getty Images

Марш за гражданские права в городе Cелма (Алабама). Март 1965 года

Газеты южных штатов контролировались коррумпированными политиками, с которыми никто не хотел связываться. Они избирались практически пожизненно, годами доминировали в финансовом комитете палаты представителей. Но появилось телевидение - и сделало Америку более открытой.

Американцы начали заимствовать и осваивать формы ненасильственного протеста - ведь далеко не все были готовы идти на столкновения с вооруженной полицией.

Наконец, сработал фактор холодной войны. Американцы позиционировали себя как лидеры свободного мира, и им было неудобно иметь дома такой атавизм как сегрегация. И политики - сначала Джон Кеннеди, а потом сменивший его Линдон Джонсон - заняли решительную позицию, несмотря на сопротивление южан.

Ненависть к Кеннеди на юге была колоссальной - его же и убили там, в Техасе. Но Джонсон продолжил его дело, и в 1964-м был принят Акт о гражданских правах, который уничтожил сегрегацию.

Конечно, чернокожим стало легче дышать, с ними уже не обращались как с людьми второго сорта. Но и многого они в экономическом смысле не получили. Начались программы по борьбе с бедностью. Все, кто не имел работы, стали получать социальное пособие - вэлфер, и это оказалось очень коварной вещью.

Уже в начале 1970-х социологи, консервативные социологи, так скажем, стали приводить данные исследований о том, что вэлфер ведет к деградации социума. Люди получали искусственную финансовую подпитку, не были мотивированы работать.

Появился закон о преференциях в области образования: чернокожих детей стали отдавать в белые школы. Только родители, например, в Бостоне, устроили из-за этого почти восстание.

Это были крайне тяжелые и травматичные шаги вперед - наверное, сейчас это можно так рассматривать. Так продлилось с 1970-х до наших дней.

Историческая справка

Бандиты и правозащитники

В марте 1991 года житель Лос-Анджелеса Родни Кинг ехал на своей машине в состоянии алкогольного опьянения. Он превысил скорость, это заметили полицейские и приказали ему остановиться. Кинг поехал еще быстрее: встречаться с полицейскими в таком виде ему было нельзя. Он досрочно освободился из тюрьмы, где сидел за грабеж, и новое правонарушение отправило бы его обратно за решетку.

Полицейские догнали Кинга, он получил 55 ударов резиновыми дубинками и два удара электрошоком. Его избиение снял случайный свидетель - и отнес пленку на телевидение.

Автор фото, Getty Images

После оправдания полицейского по делу об избиении Родни Кинга в Лос-Анджелесе началась настоящая война

29 апреля 1992 года суд присяжных признал действия полицейских законными - и в США начались самые большие в ХХ веке столкновения на расовой почве. Погибли 63 человека, было разрушено около 5,5 тысяч зданий. Международный аэропорт Лос-Анджелеса прекратил свою работу, потому что с воздуха города не было видно - такой над ним стоял дым.

Ущерб от погромов составил 1 млрд. долларов. Полиция Лос-Анджелеса считает этот эпизод одним из самых темных в своей истории. После него гражданские и правозащитные организации впервые получили доступ к контролю над действиями правоохранительных органов. Избивавшие Кинга полицейские со второго раза были признаны виновными.

Родни Кинг появился перед протестующими и произнес фразу, которая цитируется и до сих пор: "Почему мы [чернокожие и белые] не можем просто ладить?". Он получил компенсацию от полицейского департамента Лос-Анджелеса в размере 3,8 млн долларов, но и в дальнейшем совершал мелкие правонарушения. Часть полученных средств он потратил на борьбу с наркоманией.

Кинг умер в июне 2012 года. Его дочь Лора создала благотворительный фонд, который занимается социальными программами и платит молодым афроамериканцам образовательные стипендии.

Владислав Зубок: В крупных городах США есть районы, где даже "Макдоналдсов" нет - зачем открывать, если их неизбежно разграбят. Там бедность, преступность, там торгуют наркотиками.

Дело Родни Кинга можно считать иллюстрацией процессов, которые начались в конце 1960-х годов. Раньше полицейский был царем и богом, особенно когда заходил в черный район. Потом это изменилось, появились, например "Черные пантеры" - радикалы, которые на полицейский террор отвечали своим террором.

На низовом уровне разницы между борцами за права чернокожих и преступниками в те годы не существовало. Они могли быть идейными ребятами, а в свободное время продавать наркотики. Передел территорий и война банд были нормой.

Столкновения с полицией были неизбежными, и здесь тоже надо понимать: люди, которые патрулируют бедные и опасные кварталы с риском для своей жизни, - они тоже по определению рисковые ребята. Коррупция и садизм были нормой среди них. Но эта полиция была плоть от плоти того общества, которое она защищала

Мартин Лютер Кинг представлял собой пример пассивного сопротивления черного населения за свои права в США, которое сейчас по умолчанию принято брать за образец борьбы за гражданские права. Но в США имелась также и альтернативная идея борьбы за права, форма ее была куда более агрессивная и оказавшая на черное население ничуть не меньшее,а то и большее влияние, имя ей- " Партия черных пантер", но о ней мы будем говорить в следующий раз. А сейчас приступим к Мартину Лютеру Кингу.

День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Day) в США является национальным праздником и отмечается в третий понедельник января (в 2013 году — 21 января).

Правозащитник и публицист Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в Атланте (штат Джорджия, США) в семье пастора баптистской церкви. При рождении ему было дано имя Майкл, но позже имя мальчика было изменено на Мартин.
Детство Кинга пришлось на годы Великой депрессии, однако он рос в благополучной семье среднего достатка.

РБК сообщает:
В Вашингтоне 24 августа 2013г. прошли шествие и митинг в честь 50-летия самой известной речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта", посвященной проблеме гражданских прав. Мероприятие собрало несколько тысяч человек, передает Би-би-си.
Митинг прошел на четыре дня раньше действительной годовщины речи, прозвучавшей 28 августа 1963г.

Тайна его гибели.

После проведения крупномасштабного поиска обвиненный в убийстве человек, мелкий преступник Джеймс Эрл Рэй, был приговорен к 99 годам тюремного заключения. Сразу же после суда поползли слухи о том, что Кинг стал жертвой заговора.

Балкон,на котором он был убит.

Опечаленные соратники, которые собрались в номере гостиницы после смерти Кинга.

Дело против Рэя

Мнение палаты представителей

Созданная в 1977 году специальная комиссия палаты представителей по расследованию убийств установила, что, хотя Рэй действительно застрелил Кинга, возможно, он действовал не в одиночку. В момент ареста у Рэя изъяли множество поддельных удостоверений личности, и на этом основании палата представителей рассматривала вопрос о причастности к преступлению ЦРУ. Одно из улостоверений, которым убийца пользовался незадолго до преступлении, якобы принадлежало гражданину Канады по имени Гейт Праила, на фотографии Гейт сильно смахивал на Рэя.

От себя: Шпигель в 1997 году пишет о том,что баллистики определили,что Кинг был убит не из ремингтона Рэя,более того, подозрения о причастности ФБР усиливаются ввиду практического уничтожения улики: ФБР разобрало пулю для исследования следов свинца , хотя осталось три осколка; к тому же ФБР вело за ним постоянную слежку и не не могло не знать,что произошло. Более того, почерк характерный для спецслужб-убийство одиночки, который является прикрытием действий спецслужб. Времена разные, но методы одинаковые. Кстати,этой же версии придерживались эксперты в СССР.

Семья Кинга возмущена

File:Hoover-JEdgar-LOC.jpg

Немного о ФБР и его главе Гувере.

Как написано в предисловии к книге о криминалистике Торвальд Юрген "Век криминалистики" 1974 год Ф.М.Решетников, доктор юридических наук.

"В особенности неправильной представляется та явно идеализированная характеристика, которую дает Ю. Торвальд американскому Федеральному бюро расследований (ФБР) и его многолетнему главе Э. Гуверу. Кстати сказать, Э. Гувер до самой своей смерти (2 мая 1972 г.) прилагал немало усилий к тому, чтобы всячески рекламировать деятельность ФБР и его заслуги, большей частью мнимые, в борьбе с организованной преступностью, то есть именно в том плане, в каком ФБР и Э. Гувера рисует Ю. Торвальд. Видимо, в этих же целях в штаб-квартире ФБР в Вашингтоне чуть ли не ежедневно организуются экскурсии, где демонстрируются и оборудованные по последнему слову Науки и техники лаборатории, и коллекции огнестрельного и холодного оружия, произведенного чуть ли не во всех странах, и фотографии, схемы, вещественные доказательства, подтверждающие якобы героические усилия ФБР в борьбе с гангстерскими бандами 20—30-х гг. (принять участие в такой экскурсии может любой американец или иностранец, приехавший в Вашингтон и располагающий хотя бы одним лишним долларом и часом времени).

Итак,пишет Торвальд Юрген:

Первым начинанием Эдгара Гувера, сразу же после назначения его шефом ФБР, было введение системы идентификации преступников. Прежде всего он положил конец раздробленности коллекций отпечатков пальцев, разбросанных по всей стране. Вначале перевели в Вашингтон коллекцию отпечатков пальцев из федеральных мест заключения, таких, как Ливенуорт. Это не представляло никаких трудностей. Сложнее обстояли дела с коллекциями оттисков, находившимися в распоряжении полиций отдельных городов и штатов, которые использовали дактилоскопию с 1911 г. Длительное время не удавалось преодолеть их враждебность ко всякого рода централизации. Только в 1930 г. конгресс дал официальное согласие на создание мощного, охватывающего все Соединенные Штаты Бюро идентификации.

С этого времени дальнейшее развитие службы дактилоскопической идентификации ФБР пошло неудержимо быстро. Эта служба стала самой крупной и наилучшим образом технически оснащенной в мире. В 1956 г. картотека отпечатков пальцев в Вашингтоне насчитывала 141 231 713 карточек. Специальная картотека, в которой находятся карточки с отпечатками всех десяти пальцев, и каждого отдельно, позволяет идентифицировать личность по найденным на месте преступления отдельным отпечаткам верхушек пальцев и даже по частичным отпечаткам кончиков пальцев. С помощью вычислительных машин можно за несколько минут среди миллионов других карточек найти нужную. И опыт работы с этими миллионами карточек свидетельствует вновь и вновь, что каждый человек имеет свой собственный неизменный знак — узор на кончиках пальцев.






Двигатель


Речь полна возмущения, содержит намёки (обращения) к Библии и Декларации независимости США, как двум столпам нынешней Западной цивилизации. Её считают одной из лучших в истории человечества.

Писать об этом человеке одновременно и сложно, и просто. Его короткая жизнь баптистского проповедника была лишена внешне ярких событий и внезапных перемен, что бывает характерным для биографий известных реформаторов, меняющих жизнь страны. Будучи непревзойдённым оратором, он дал жизнь многим ярким и цепляющим фразам, ставшими крылатыми ещё при его жизни. Но одна из них, без сомнения, может дать характеристику всей личности этого человека.

Так сказал удивительный американец — Мартин Лютер Кинг. Как и почему он стал знаменит, об этом в нашей статье.

Мартин Лютер Кинг стал настоящим героем, символом эпохи. Каждый третий понедельник января в США отмечается день Мартина Лютера Кинга. Но помнят ли потомки завет борца за права человека?

Единственный метод борьбы, который признавал сам пастор, — ненасильственные действия. Протест исключительно мирного характера. Но даже спустя полвека столкновения на почве расизма вспыхивают с новой силой.

Мартин Лютер Кинг — сухие строки биографии, или маленькая тень большой личности

У Мартина Лютера Кинга (15.01.1929 — 04.04.1968) есть ещё одна выразительная и мудрая фраза:

Эту фразу в полной мере можно отнести к биографии проповедника, на первый взгляд, достаточно спокойной и даже заурядной. Но при этом: какая жизнь и какие страсти скрываются за этой биографией.

Мартин Лютер Кинг в детстве

Мартин Лютер Кинг в детстве

Он появился на свет 15 января 1929 года, в городе Атланта, штат Джорджия. Отец трудился на ниве пасторства в местной церкви, и назвал сына в честь великого немецкого реформатора XVI века, Мартина Лютера. Семья жила в районе, где обитали только чернокожие жители, а для Америки тех времён это значило очень много, если не всё. Расовая сегрегация была для страны привычным явлением.

Расовая сегрегация в общественном транспорте

Расовая сегрегация в общественном транспорте

В 13 лет мальчик, экстерном закончив начальную школу, оказался в лицее при университете Атланты, а уже через пару лет стал победителем конкурса ораторов в штате Джорджия. С тех пор слово стало его главным оружием, которым он владел совершенно виртуозно.

В 1954 году Кинг с женой, с которой познакомился ещё в Бостоне, перебрались в Алабаму. Здесь он получил приход в местной церкви, здесь же, в Монтгомери, у них с супругой родилось 4-ро детей.

В этом городе проповедник всерьёз занялся политической деятельностью, стал видным общественным деятелем.

В 1958 году его ударили ножом, когда Кинг раздавал автографы на улице. Через шесть лет, будучи уже политиком общенационального масштаба, получил Нобелевскую премию мира как человек, внёсший весомый вклад в движение к расовому примирению.

8 марта 1968 года в Мемфисе, во время многотысячного марша, был застрелен снайпером, нанятым его политическими оппонентами.

Вот так можно описать то малое, что видимо всем. А как же выглядит большое невидимое?

Мартин Лютер Кинг — проповедник, политик, борец

Уникальность Мартина Лютера Кинга, как политика и общественного борца, заключается в том, что он был религиозным проповедником. Его непревзойдённые речи, считающиеся вершиной ораторского искусства XX века, были текстами религиозного деятеля, построенными на Библии и других священных писаниях.

Мартин Лютер с детских лет крайне остро и отрицательно воспринимал существующее в США расовое неравенство.

Он считал его антихристианским, несправедливым, чуждым настоящей человеческой природе. При этом Кинг выступал исключительно за мирные способы борьбы, будучи сторонником теории ненасилия Махатмы Ганди. Есть сведения, что ему были известны и близки также многие труды и взгляды Льва Толстого, которого сам Ганди считал одним из своих учителей.

Мартин Лютер Кинг в Индии

Мартин Лютер Кинг в Индии

В 1960 году проповедник даже специально ездил в Индию, чтобы поближе познакомиться с учением и взглядами Ганди. Речи Кинга были наполнены невероятной энергией и мощью, они покоряли и буквально гипнотизировали людей. Под их влиянием создавались общественные движения, собирались многотысячные протестные демонстрации.

Мартин Лютер Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый огонь.

Своё публичное выступление Мартин Лютер начинает с обращения в аудиторию, похвалы всех собравшихся, —

Речь можно отнести к политической. Автор борется за права темнокожих. Он обращается не только к народу перед ним, но и к властям стран.

Самым главным в его выступлении является то, с какой душой он высказывает свои мысли. Как обращается буквально к каждому. Посмотрев запись выступления, нельзя не подчеркнуть паузы, интонацию голоса и жесты, что помогает держать контакт с аудиторией.

Текстовая версия с переводом.

Приводит бесспорные аргументы [перевод несколько адекватнее, чем тот, что можно найти в сети].

Выступление очень красноречиво. Кинг говорит на разговорном уровне, простыми фразами, которые имеют глубочайший смысл, каждая фраза оратора идёт от самого сердца. Автор использует всевозможные иносказания, что предаёт больше красоты и доступности речи.

В речи Кинга — обилие метафор, использование неожиданных слов, сравнений, идей, которые рождают яркие образы. Нередко встречаются и образы гор, долин и вод.

Речь максимально доступна и убедительна. В ней много жизненных и исторических примеров. Множество повторений в разных частях текста, с каждым разом всё больше и больше убеждают слушателей.

Помимо яркого начала, в речи яркое заключение, очень уместно приведены строки из песни:

Эмоциональность, связь с аудиторией, нужные для обдумывания паузы в выступлении, аргументированность и убеждение, простая манера разговора, огромное количество иносказаний, метафор, эпитетов и сравнений сделали речь Кинга одну из самых ярких в истории. Что самое главное, речь действительно повлияла на ситуацию в Соединённых Штатах.

Приводим вашему вниманию самые запоминающиеся цитаты из этой речи:

Речь особо примечательна тем, что Мартин Лютер Кинг использовал в ней цитаты из Библии, Декларации независимости США, Манифеста об освобождении рабов и Конституции США. Вот некоторые из них:

Некоторые интересные факты о Мартине Лютере Кинге

1. Мартин Лютер Кинг является единственным гражданином США, день рождения которого отмечается как официальный государственный праздник

2 ноября 1983 года, Президент Рональд Рейган подписывает законопроект, по которому день рождения Кинга стал национальным праздником

2 ноября 1983 года, Президент Рональд Рейган подписывает законопроект, по которому день рождения Кинга стал национальным праздником

Идею для этого впервые предложил демократ Джон Конайерс через несколько дней после смерти Мартина, в 1968 году. Однако, несмотря на всеобщую поддержку населения и отдельных должностных лиц, законопроект, провозгласивший 15 января государственным праздником, не был реализован вплоть до 1980-х годов. Легендарный певец Стиви Уандер даже посвятил этому свой хит Happy Birthday. 2 ноября 1983 года президент Рональд Рейган, наконец, подписал законопроект, по которому день рождения Кинга стал национальным праздником. Впервые этот праздник отметили в 1986 году.

2. На месте убийства Мартина Лютера Кинга основан музей

Национальный музей гражданских прав

Национальный музей гражданских прав

3. У Кинга были достижения в нескольких различных областях

Лауреат Нобелевской премии

Лауреат Нобелевской премии

В возрасте 25 лет Мартин получил степень доктора философских наук. Он также являлся членом Американской академии искусств и наук. Кроме того, он получил докторскую степень по гражданскому праву в британском университете Ньюкасла. И что самое значимое, в 1964 году Лютер Кинг был удостоен Нобелевской премии мира за вклад в борьбу с расовым неравенством и насилием.

4. В убийстве Кинга был обвинен Джеймс Эрл Рэй, который стал самым разыскиваемым человеком в Америке

Разыскивается Джеймс Эрл Рэй

Разыскивается Джеймс Эрл Рэй

В побеге от самого масштабного на тот момент розыска Джеймс Эрл Рэй, считавший, что сосед по комнате сдал его, скрывался в Торонто в течение месяца. Он сделал поддельное удостоверение личности в виде фальшивого свидетельства о рождении и канадского паспорта, а также пользовался личными данными местных жителей. Позже его поймали в Лондоне после того, как он сбежал из Торонто.

Пойман Джеймс Эрл Рэй

Пойман Джеймс Эрл Рэй

Удивительно то, что члены семьи Мартина Лютера Кинга тоже поддерживают такую версию. Признавшись изначально в совершении убийства, Рэй позже отказался от показаний, аргументировав это тем, что на него было оказано давление. Он утверждал, что предался бегству после того, когда узнал, что полиция разыскивает мужчину, похожего на него по описанию, и, так как у него была судимость, побоялся, что его обвинят в убийстве Кинга. В 1999 году семья Кинга подала иск против Лойда Джоуэрса (владелец мотеля, из которого стреляли в Кинга) и его соучастников.

В 1993 году Лойд признался, что он участвовал в заговоре против Кинга. Суд пришел к выводу, что Мартин Лютер Кинг действительно стал жертвой убийства в результате сговора с полицией Мемфиса и федеральных агентств. В результате семье Мартина выплатили компенсацию в 100 долларов — именно такую сумму они указали в иске, чтобы показать, что делают это не для получения денежной компенсации.

Мартин Лютер Кинг

Расследования, проведённые Министерством юстиции, не подтвердили версию суда об участии Джоуэрса и различных правительственных учреждений в организации убийства Кинга. Но, так или иначе, в этом деле остаётся много вопросов о причастности некоторых лиц к убийству Мартина Лютера Кинга, которые так и не получили ответа. Поскольку в приговоре среди участников заговора не был упомянут Джеймс Эрл Рей, это дало основания утверждать о его невиновности. Тем не менее он не был оправдан и скончался в тюрьме в возрасте 70 лет от гепатита С.

Стоит отметить, что Мартин Лютер нажил себе немало врагов среди консерваторов разного толка. В том числе и в лице могущественного главы ФБР Эдгара Гувера. Федеральная полиция не спускала глаз с Кинга.

Что происходило после убийства Мартина Лютера Кинга

Убийство Кинга привело к массовым беспорядкам по всей стране: в Вашингтоне, Чикаго, Балтиморе, Луисвилле, Канзас-Сити и множестве других городов. Кандидат в президенты Роберт Кеннеди находился в пути к Индианаполису для участия в митинге в рамках своей кампании, когда его проинформировали о смерти Кинга. Он произнёс короткую речь на собрании своих сторонников, сообщив им о трагедии и призвав продолжить идеал ненасилия Кинга. Джеймс Фармер-младший (James Farmer) и другие лидеры борьбы за гражданские права также призвали к ненасильственным акциям, хотя более воинственный активист Стокли Кармайкл (Stokely Carmichael) призвал к более решительным (силовым) ответным действиям. Городские власти Мемфиса быстро разрешили проведение забастовки на условиях, подходящих служащим санитарных работ.

Вклад Мартина Лютера Кинга в историю США

Стержнем философии Кинга была концепция пассивного сопротивления, аналогичная той, что проповедовал Махатма Ганди, послужившая основой для всех проводимых Мартином Лютером Кингом акций в ходе борьбы за права чернокожего населения. Его главным достижением является обеспечение прогресса в области гражданских прав в Соединённых Штатах. Он стал героем движения за гражданские права в Америке и знаковой фигурой в борьбе за права человека во всём мире.

Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди

Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди

Речь по поводу убийства Мартина Лютера Кинга была произнесена сенатором от штата Нью-Йорк Робертом Кеннеди (который был убит 2 месяцами позднее), 4 апреля 1968 года. Кеннеди проводил кампанию по выдвижению от демократической партии на президентские выборы 1968 года и в этот день уже выступал в Национальном университете и университете Бола. Перед посадкой на самолёт на Индианаполис, где он должен был произнести последнюю речь в своей кампании, он узнал, что на Кинга было совершено покушение. Он не знал, что ранение Кинга было смертельным до тех пор, пока самолёт не сел в Индианаполисе.

Пресс-секретарь и спичрайтер быстро набросали речь по поводу убийства, но Роберт отказался от их версии, и вместо неё произнёс речь, которую сам написал во время полёта. Незадолго до начала речи начальник полиции Индианаполиса проинформировал Кеннеди, что не сможет обеспечить должную охрану, но Роберт несмотря на это, решил выступить. Его речь продолжалась всего 4 минуты и 57 секунд.

Он был первым, кто публично проинформировал людей о смерти Мартина Лютера Кинга, чем вызвал крики и вопли в толпе. Когда толпа затихла, Роберт Кеннеди признался, что он полон злости, особенно из-за того факта, что скорее всего убийца был белый и он полон тех же чувств, которые он испытывал после убийства своего брата, Джона Фицджеральда Кеннеди.

Мир признал непреходящую ценность вклада Мартина Лютера Кинга в дело борьбы за мир. Но лишь через 15 лет после его смерти, в 1983 году, Конгресс США конституционно признал важность его наследия, объявив третий понедельник января национальным праздником в честь дня рождения Мартина Лютера Кинга. Впервые американская нация нескольких штатов отпраздновала его 20 января 1986 года, а во всех штатах США праздник стал национальным только с 2000 года.

Кингу было 39 лет, когда он был застрелен 4 апреля 1968 года. Но его наследие живёт и сегодня. Со временем законы о сегрегации были отменены, а дискриминация стала наказуемым по закону преступлением.

Сейчас, когда мы вспоминаем о жизни Мартина Лютера Кинга и его вкладе в развитие общества, то стоит вспомнить первого американского президента-афроамериканца Барака Обама (44-й президент Соединённых Штатов Америки. Лауреат Нобелевской премии мира 2009 года. До избрания президентом являлся федеральным сенатором от штата Иллинойс. Переизбран на второй президентский срок в 2012 году, который завершился 20 января 2017 года).

Однако лучше всего итоги жизни доктора Кинга можно подвести, пользуясь его собственными словами:

В конце 1964 года Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил:

В своей Нобелевской лекции Кинг говорил:


Послесловие

Есть множество нестыковок в официальной версии убийства Кинга, так же, как с убийствами Джона Ф. Кеннеди и Роберта Кеннеди. Никакие новые факты или информация не могут изменить официальную версию.

Многие американцы продолжают верить, что не сумев очернить Кинга как коммуниста, некоторые представители правящих кругов США решили его убить. Многие чернокожие американцы продолжают верить, что национальный праздник — способ правительства скрыть своё преступление и обвинения в расизме из-за убийства Кинга.

Мартин Лютер Кинг

Правительство само начало раздувать подозрения тем, что заключило сделку о признании вины с Джеймсом Эрл Рэйем. А ведь Рэй пытался бежать, но был задержан в лондонском аэропорте Хитроу, когда пытался улететь, внимание, в Африку (!). Очень странно бежать в эту часть света после якобы расистско-мотивированного выстрела в Кинга.

Винченцо Винчигерра сообщил британской газете Guardian, что

11 сентября

Функции по пресечению подозрений относительно официальных версий были возложены на популярные печатные и кабельные СМИ Запада. Функция репрессивного аппарата, уничтожающего несогласных информационно, сегодня прослеживается у многих западных СМИ.

Проплаченные тролли — это другой инструмент воздействия на общественное мнение, который особенно активно используется ныне.

Также отметим, что тролли нанимаются для унижений и атак, рассчитанных на чувства, а не на разум тех, чьё мнение отличается от общепринятой точки зрения.

Американцы видят Мартина Лютера Кинга американским героем. Какими бы ни были его личные недостатки, он выступал за справедливость и безопасность людей всех рас и любого пола перед законом. Кинг на самом деле верил в американскую мечту (в том виде, в котором она пропагандировалась в обществе) и хотел добиться её для всех (что по умолчанию невозможно, поскольку, если все стали бы потреблять так же, как и американцы, то нам бы не хватило и трёх планет Земля). Но следует отметить, что он всё-таки приблизил человечество к очеловечиванию. К тому, чтобы явление расизма осталось в прошлом. За одно это ему можно высказать свою благодарность.

Читайте также: