Как соотносятся понятия форма права и источник права по марченко

Обновлено: 30.06.2024

Форма и источник права: проблемы соотношения

Шабуров Анатолий Степанович д-р юр. наук, проф.

Анализ формы права имеет, безусловно, важное теоретическое и практическое значение. Не случайно в литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных анализу именно правовой формы.

Однако публикации последних лет не только не внесли ясность в решение вопроса, но и породили ряд новых проблем. Полагаем, что в современных условиях дискуссия о соотношении формы и источника права должна быть более содержательной.

В литературе традиционно выделяют материальные, идеальные и формальные (юридические) источники права7 , где под материальными понимаются общественные отношения. В качестве идеальных же выступает правосознание, как юридические понимаются формы внешнего выражения права. Таким образом, уже здесь виден разносторонний подход, в результате чего источники понимаются чрезвычайно широко.

А.В.Поляков помимо указанных выделяет текстуальные и внетекстуальные источники. Причем текстуальным источником, по его мнению, являются и форма, и содержание правового текста8. В С. Нерсесянц, кроме того, к источникам права относит естественные права и свободы человека9. Т.В.Гурова выделяет социальный и политический источники права (способ бытия людей и статус государства)10. Еще более разносторонняя классификация дана в одной из последних работ В.Н. Карташова. Он рассматривает материальные и духовные, исторические и фактические, институциональные и формальные, первоначальные и производные, главные и подчиненные, традиционные и нетрадиционные, внутренние и внешние, текстуальные и нетекстуальные'1. Причем в качестве источников рассматриваются самые разнообразные факторы: способ производства, реально существующие условия и даже субъекты, участники создания права. Вряд ли при таком неоднозначном подходе возможно решение вопроса о сути источников права, претворении научно-теоретических положений в юридическую практику.

Столь же неоднозначны позиции авторов и при анализе формы государства, которая, по мнению М.Н. Марченко, многогранна, многослойна и многозначна12.

На необходимость разработки концепции источника права указывалось и в зарубежной литературе14. Советский автор С.Л. Зивс вообще не видел необходимости в анализе проблемы, полагая, что принятое в литературе ее усложнение не всегда оправдано15. Аналогичные подходы наблюдаются и с позиций характеристики формы права. Так, В.Н. Карташов под формой права понимает способы внешнего выражения существования содержания, т.е. формально юридические источники сведений о нормативных актах, их хранилища16.

С.С.Алексеев говорит, что форма права - это именно источник, своего рода вместилище фактического содержания17.

Вместе с тем при анализе соотношения формы и источника права в науке различается несколько противоположных подходов.

Поэтому несмотря на достаточно большое число работ споры по этому вопросу нельзя считать преодоленными. Пожалуй, наоборот, в современных условиях дискуссия о соотношении формы и источников права должна стать более содержательной. Новые политические и правовые реалии породили необходимость нового обращения к проблеме. По крайней мере, они позволили поставить под сомнение идентичность рассматриваемых понятий. Так, в свое время еще Г.Ф. Шер-шеневич высказывал мысль, что источником права является государство29. Такое понятие вполне допустимо, если трактовать право как выражение воли государства.

Но подобная трактовка допустима только для условий тоталитарного государства. В условиях же демократизации общества требуется иной подход.

Полагаем, что при анализе форм и источников права на первое место стоит поставить все же форму права.

Что же понимать под содержанием права?

Отдельные авторы к содержанию права относят свойства права и основные его элементы (нормы, принципы и т.д.)32. Ответ на этот вопрос следует искать в теории право-понимания. Как известно, в науке существует как узконормативная, так и широкая трактовка права. Если право понимать исключительно как систему норм, то естественно, что в этом случае содержанием права выступают юридические нормы. Отсюда и форма права - это способ внешнего выражения этих норм, формальные способы их закрепления. Однако в литературе была высказана точка зрения, что юридическую норму следует трактовать не как содержание, а именно как форму права33. Но не менее распространена и широкая трактовка права, когда под правом понимаются не только нормы, но и иные явления: принципы права, субъективные права, правосознание и даже правоотношения. В самой широкой трактовке - и правопорядок. В этом случае и форма права будет иметь весьма широкий спектр проявлений. Так, формой субъективных прав и обязанностей выступает правоотношение, формой правосознания - общественное и индивидуальное сознание и т.д. Естественно, в этих условиях все указанные элементы входят в содержание права.

Анализ формы права осложняет концепция, согласно которой различается внутренняя и внешняя формы права. В этом случае под внутренней формой понимают систему права, а под внешней - соответствующим образом оформленное внешнее законодательство - систему законодательства. Подобная характеристика, на наш взгляд, затрудняет не только решение теоретических проблем, но и процесс совершенствования права.

Поэтому прежде чем характеризовать форму права необходимо определиться с подходами к содержанию права.

Характеристика форм права во многом определяется и методологическими вопросами правопонимания. Очевидно, что формы позитивного и естественного права принципиально отличаются. Это, конечно, не дает оснований для характеристики научно-теоретических подходов в качестве специфических форм права.

Еще большую сложность в решении проблемы вызывает положение о различии форм права и правовых форм. Идея, безусловно, интересная, однако практически не разработанная в юридической науке. По мнению М.Н.Марченко, форма права - это способ (прием, средство) выражения содержащихся в нормах права правил поведения. Правовая же форма выступает в виде способа (приема, средства) опосредования соответствующего права на экономику, политику, социальную сферу жизни общества и другие сферы34. Много внимания теоретическим проблемам формы права, источникам и сущности уделил в своих работах С.С.Алексеев. Однако характеризуя форму и источник права, он, по сути, отождествляет их. Видимо, не случайно, что в разных работах одно и то же явление он нередко называет по-разному.

Однако полагаем, что современные практические проблемы правотворчества и правоприменения требуют более четкого определения рассматриваемых явлений, выделения отдельных граней их соотношения.

Полагаем, что если форма права характеризует способы закрепления правовых предписаний, формального выражения их содержания, то источник показывает основания выражения этого содержания.

Сказанное еще раз говорит о том, что проблемы форм и источников права требуют дальнейшей общетеоретической разработки.

В юридической науке используется два понятия — форма права и источник права. Большинство ученых отождествляют понятия источника права и его формы.

Однако в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой понятия формы права и источника права хотя и тесно связаны, но не совпадают. Следовательно, их надо различать.

Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

Понятие источника права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Быть источником права — значит служить фактором правообразования, обладать способностью к нормативному регулированию, давать материал для новых юридических норм. Источник права — это то, из чего оно создается, возникает. Следовательно, источники права служат критериями правообразования, правоустановления. Поэтому в качестве источников права могут выступать не формы внешнего выражения права, а те социальные факторы и явления действительности, которые образуют основу процесса зарождения правовых норм, из чего государство черпает новые нормы права.

Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т. е. совокупность исторических, экономических, политических, географических, климатических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

В последнее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками.

В литературе приводятся следующие определения юридических источников — это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А. В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В. И. Червонюк).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5.1. Понятие источника права и его виды

§ 5.1. Понятие источника права и его виды Источники права - это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя

§ 11.2. Применение права и его формы

§ 11.2. Применение права и его формы Применение права - важнейшая форма реализации правовых норм. Это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального

Раздел I Понятия. Основные черты римского права

Раздел I Понятия. Основные черты римского права 1 Историческое и современное значение римского права Право Древнего Рима – яркая и значительная страница мировой истории. В своем зрелом, классическом состоянии оно восходит к наиболее выдающимся достижениям человеческой

4 Общие понятия. Иски. Характерные и особенные черты римского права

4 Общие понятия. Иски. Характерные и особенные черты римского права Общие понятияРассматривая некоторые общие понятия римского права, следует, по нашему мнению, поставить вопрос о возможности использования их современной интерпретации. В частности, можно ли говорить об

5.1. Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника

5.1. Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника Вопрос 435. Какой персонал допускается к проведению испытаний электрооборудования?Ответ. Допускается персонал, прошедший специальную подготовку и проверку знаний и требований,

Тема 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Тема 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Менеджер – наемный управленец, начальник! Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист! Денис Шевчук 1.1. Предмет и система международного частного права Вопрос о предмете и системе МЧП

5.1. Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника

5.1. Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника 5.1.1. К проведению испытаний электрооборудования допускается персонал, прошедший специальную подготовку и проверку знаний и требований, содержащихся в настоящем разделе,

84. Понятия конкуренции и монополистической деятельности. Формы проявления монополистической деятельности

84. Понятия конкуренции и монополистической деятельности. Формы проявления монополистической деятельности Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность

2.1. Обучение собаки навыку подачи сигнала возле источника запаха ВВ

2.1. Обучение собаки навыку подачи сигнала возле источника запаха ВВ Подача сигнала возле источника искомого запаха — чрезвычайно важный элемент дрессировки собак по данному навыку. От правильности его выполнения будет зависеть не только эффективность дальнейшего

Методика поиска источника новостей

Методика поиска источника новостей Начиная поиск источников новостей, следует определить, что именно из имеющейся массы информации может заинтересовать репортера, специализирующегося на криминальной тематике. Как правило, журналисты, работающие в отделах

19.1 Понятие и формы реализации права

19.1 Понятие и формы реализации права Назначение права, как указывалось ранее, состоит в упорядочении общественных отношений, в регулировании поведения людей. Но принятые юридические нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если

35. ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

35. ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В собственности граждан и юридических лиц(частная собственность) может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.Количество

источники и формы российского права

Источники и формы российского права — немного теории

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Право, как и любой объект действительности, представляет собой единство содержания и формы. Под содержанием имеется в виду совокупность всех элементов объекта, взятых в единстве и взаимосвязи в процессе его функционирования. Форма — это способ внешнего выражения содержания.

В таком случае под содержанием права следует понимать совокупность юридических правил поведения (норм права), взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений.

Содержание права, как и любого явления социальной действительности, имеет определенную форму своего внешнего выражения. По форме права можно судить о его содержании, черпать сведения о праве.

Таким образом, форма права — это способ внешнего выражения юридических правил поведения (норм права), взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений и позволяющих судить о содержании права (черпать сведения о праве).

В юридической науке используется 2 понятия — форма права и источник права. Большинство ученых отождествляют понятия источника права и его формы.

Авторство термина "источник права" приписывается Титу Ливию, который называл Закон XII таблиц "источником всего публичного и частного права". Однако, несмотря на длительное существование данного термина в понятийном аппарате юридической науки, единое его определение пока не сформулировано, поскольку, по справедливому замечанию С.Ф. Кечекьяна, "нет не только общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором определяются слова "источник права".

Следует отметить, что способы внешнего выражения норм права могут быть различными. В силу этого существуют и различные виды форм права. Формы права в юридической литературе называются еще источниками права, т.е. формы права и источники права употребляются в качестве синонимов. Однако это тождественное употребление применяется не всегда.

1) силы, творящие право (воля Бога, народная воля, правосознание);

2) материалы, положенные в основу того или иного законодательства (римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса);

3) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права (например, Русская Правда и др.).

Так, по мнению Т.В. Кашанина и А.В. Кашаниной, источник права — это обстоятельства, вызывающие появление права. По их мнению, источники — это:

· объективная реальность (способ производства, формы собственности и т.п.);

· воля народа (лежит в основе референдумных норм);

· воля государства (лежит в основе централизованных норм);

· воля граждан (лежит в основе норм корпоративных и договорных).

4) в материальном смысле;

5) в идеальном смысле;

6) в юридическом, или формальном, смысле.

4) Источник права в материальном виде представляет собой базисные отношения, своеобразие способа производства, формы собственности и др. Эти материальные общественные отношения обусловливают содержание права и форму их внешнего выражения. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т. е. совокупность исторических, экономических, политических, географических, климатических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь.

5) Источник права в идеальном смысле: совокупность юридических идей, уровень правовой культуры, правосознания, обусловливающие также содержание права и форму их внешнего выражения. Источниками права в идеальном смысле являются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.

6) Источник права в специальном юридическом смысле. В этом случае источник права и форма права тождественны. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Формально-юридическими источниками права или формами права называются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

В последнее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками.

В литературе приводятся следующие определения юридических источников — это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А. В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В. И. Червонюк).

В последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой понятия формы права и источника права хотя и тесно связаны, но не совпадают. Следовательно, их надо различать.

Можно сказать, что форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

Понятие источника права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Быть источником права — значит служить фактором правообразования, обладать способностью к нормативному регулированию, давать материал для новых юридических норм. Источник права — это то, из чего оно создается, возникает. Следовательно, источники права служат критериями правообразования, правоустановления. Поэтому в качестве источников права могут выступать не формы внешнего выражения права, а те социальные факторы и явления действительности, которые образуют основу процесса зарождения правовых норм, из чего государство черпает новые нормы права.

В то же время можно отметить, что источник права — способ выражения государственной воли, которая выражается в правотворчестве, т.е. источник права является результатом правотворческой деятельности государственных органов.

Виды источников права

Морозова Л. А. Теория государства и права.

Виды источников права. В национальных правовых системах имеются различные источники права. Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина (доктрины и мнения выдающихся юристов); договоры нормативного содержания; религиозные нормы; общие принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами. Некоторые учёные выделяют также в качестве источника права правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.

Наиболее важными источниками права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты — это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты обладают следующими особенностями:

· принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;

· адресуются конкретным лицам или органам;

· решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

Различия данных понятий заключаются в том, что форма права организует саму правовую материю, т.е. является способом внутренней организации и внешнего выражения права, а правовая форма отражает юридические средства и приемы опосредования неправовых отношений, посредством правовой регламентации этих отношений.

Правовая форма — это вся правовая реальность. Например, все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности.

В данном случае речь идет о пра­вовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды дея­тельности. Например, достижение власти в государстве оппозиций правовыми методами, в рамках правовых форм: сбор подписей на проведение досрочных выборов и т.д.

Управление и реформирование экономики происходит только в правовых формах, т.е. на основе каких-то выработанных нормативно-правовых актах.

Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

Нормы права, являясь формализованными волевыми положениями, отражающими идеальные модели общественной практики, составляют материальную основу развития и совершенствования правовых форм государственной деятельности.

Необходимость четкого разграничения правовых и неправовых форм подчеркивает М.И. Байтин. Он различает правовую и чисто фактическую, или организационную, деятельность. Под неправовыми формами М.И. Байтин понимает однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, не влекущую за собой правовых последствий. Неправовые формы включают в себя ту часть государственной деятельности, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий. Автор исходит из того, что правовые формы всегда являются организационными, однако далеко не все организационные формы — правовые. В практическом функционировании механизма государства, в процессе осуществления его функций обе эти формы государственной деятельности органически взаимосвязаны. Правовые формы немыслимы без чисто фактической, организационной деятельности, а в некоторых случаях неправовые формы даже предшествуют реализации правовых форм деятельности. В то же время формы фактической деятельности так или иначе могут реализовываться в рамках правового регулирования на основе требований законности. В выделении правовых и неправовых форм осуществления государственных функций отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать на основе права, в рамках закона. Кроме того, данная классификация определяет пределы правового поля, тем самым отражая характер действий, которые совершают государственные органы и должностные лица. По мнению Н.И. Матузова, определение границ собственно права и правил другой природы, действующих в обществе, имеет важное значение, нужно четко знать, где кончается правовое ноле и начинается неюридическое пространство.

Понятия юридической формы, сформулированные в современном правоведении, зачастую включают в него объем юридических явлений, превосходящий рамки юридической формы и находящийся фактически за ее пределами.

Под правовыми формами осуществления функции государства принято понимать однородную по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанную с изданием и реализацией юридических актов. Юридическая форма государственной деятельности — это комплексная юридическая категория, которая обеспечивает опосредование правом различных неправовых общественных явлений, нуждающихся в юридической регламентации, означающая способ существования и выражения содержания норм материального права, реализуемый в виде определенной деятельности субъектов правоотношений с соблюдением установленных законом правил и процедур.

Право как относительно самостоятельное явление осуществляет воздействие на политические, экономические, духовные и иных неправовые явления и процессы посредством нормативно-регулятивного воздействия. Именно в этом контексте право проявляется как форма (правовая форма) по отношению к любым неправовым объектам (неюридическому содержанию, социальным институтам, отношениям), полностью опосредуя их и активно воздействуя на них.

Читайте также: