С какими особенностями дипломатической защиты сталкивается лицо имеющее двойное гражданство

Обновлено: 02.07.2024

Бипатриды (лица с двойным или множественным гражданством)-это лицо, имеющее доказательство принадлежности к гражданству двух или более государств. В этом случае таким доказательством выступают паспорта гражданина двух или нескольких государств. При этом иногда возникает необходимость определения эффективного гражданства, что особенно важно в коллизионном праве при участии таких лиц в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.). В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст.25 имперского закона о гражданстве в Германии 1913 года, которая подверглась критике в правовой литературе.В ч. 1 ст.2 Конституции Российской Федерации предусматривается: "Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации". Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

В силу различий между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Ребенок, родившийся у граждан России на территории США, приобретает гражданство обоих государств. Гражданство России приобретается в соответствии с принципом права крови, а гражданство США в данном случае — согласно принципу права почвы. Второе и третье гражданство может быть получено и путем натурализации. Лица с двойным гражданством именуются бипатридами. Общепризнанна норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.).

Находящееся на территории третьего государства, т. Е. Государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство руководствуется правилом эффективного гражданства, в соответствии с которым принимается во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо

Фактически наиболее связано (ст. 5 той же Конвенции).

Приведенные положения являются общепризнанными нормами. Они не раз подтверждались в решениях международных судов, например в решении Международного Суда ООН 1955 г. По делу Ноттебома.

Для бипатридов особое значение имеет решение проблемы воинской обязанности. Этому посвящен Гаагский протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства 1930 г. Соответствующие положения имеются и в Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской обязанности 1963 г.

Воинская служба обязательна для прохождения только в государстве обычного проживания или эффективной связи.

Как видим, общее международное право отрицательно относится к многогражданству, поскольку оно осложняет правоотношения между государствами. Такое отношение в общем оправданно. Вместе с тем существуют случаи, когда многогражданство является средством решения вопросов, имеющих существенное значение для прав человека, поэтому законодательство ряда государств, например ФРГ и Израиля, признает допустимость многогражданства.

Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует выделить:

A) Последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;

B) Последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.

В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать, допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно или на языке которого говорит, и т.д.). Получается, что гражданство какого-либо заинтересованного государства предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем. Что лица мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это невозможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно, будет привлечено к ответственности либо за уклонение от выполнения воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно только одним путем - заключить международное соглашение.

Какие-либо исключения из правила о том, что каждое государство, гражданство которого лицо имеет, рассматривает его только как своего гражданина, могут иметь место на основании либо закона. Либо международного договора. Эти исключения не вытекают из двойного гражданства, а должны быть специально оговорены. Само по себе признание двойного гражданства не решает, таким образом, проблемы защиты лиц с двойным гражданством одним государством их гражданства на территории другого, а может служить лишь одной из предпосылок ее решения. Включение в Конституцию Российской Федерации положений, допускающих двойное гражданство, отражает стремление использовать его в качестве такой предпосылки, прежде всего в рамках СНГ.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопроса двойного гражданства.

Первый - договоры, направленные на устранение последствия двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них - многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть западноевропейских государств охвачена сетью подобных двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу - военной службе лиц с двойным гражданством.

Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют причину, а лишь следствие столкновения интересов государств в области гражданства. Например, 10 июля 1967 года путём обмена нотами было заключено соглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалось обязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан, посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибыли в Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательство было взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское и советское гражданство.

К этой категории следует отнести и договоры, заключенные Россией и Туркменистаном. 23 декабря 1993 года в Ашхабаде было заключено Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, а 7 сентября 1995 года в Москве - Договор между Россией и Туркменистаном об урегулировании этих же вопросов. И в одном, и в другом случаях стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны. Они также договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. Кроме того, предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной. И в Соглашении, и в Договоре ничего не говорится о том, какой должна быть реакция стороны, гражданство которой эти лица, постоянно проживающие на ее территории, имеют, если другая сторона попытается оказать им защиту. Если возникает вопрос об оказании указанным лицам защиты в третьем государстве, а сторона, на территории которой они постоянно проживают, не в состоянии этого сделать из-за отсутствия ее дипломатического и консульского представительства в третьем государстве, то Россия вправе оказать им защиту согласно своей Конституции даже без просьбы заинтересованных лиц, поскольку они являются ее гражданами.

И Соглашение, и Договор предусматривают, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, пользуются в полном объеме правами и свободами, а также несут обязанности в той стране, на территории которой они постоянно проживают.

Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

Первым договорам этого рода в практике Советского Союза было соглашение по вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации. Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР была заключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданстве Советский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключены конвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из своих гражданств.

Гражданин может иметь гражданство одного или нескольких иностранных государств (множественное гражданство). Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает. МП разрешает: детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак. Граждане, имеющие другое гражданство, обладают на территории государства, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства. Эти положения не относятся к: нормам МП, касающимся дипломатической или консульской защиты, обеспечиваемой государством его гражданину, который одновременно имеет другое гражданство; применения норм МЧП каждого государства в случаях, касающихся множественного гражданства. Лица, имеющие гражданство двух или более государств, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из государств. Такие лица выполняют воинскую обязанность в государстве, на территории которого они постоянно проживают. Тем не менее они могут до достижения 19-летнего возраста выполнить воинскую обязанность в качестве добровольцев в любом государстве, гражданами которого они также являются. Лица, постоянно проживающие на территории государства, гражданами которого они не являются, могут по своему выбору выполнять воинскую обязанность на территории любого из государств, гражданами которых они являются. Лица, которые действительную военную службу в одном из государств, гражданами которого они являются, и впоследствии переехали на постоянное жительство в другое государство, гражданами которого они являются, подлежат прохождению военной службы только в качестве военнослужащих запаса в этом государстве. В настоящее время институт множественного гражданства является одним из средств защиты прав русскоязычного населения в государствах СНГ. Соответствующие конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. Договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.

Дипломатическая защита

Дипломатическая защита должна осуществляться только законными и мирными средствами, начиная с консультаций своих граждан по всем вопросам, относящимся к их пребыванию в данной стране, направления различных запросов по поводу защиты интересов своего государства и его граждан, а в необходимых случаях — протестов и представлений властям страны пребывания. Применение силы, запрещенное п. 4 ст. 2 Устава ООН, не является допустимым методом осуществления права на дипломатическую защиту.

Говоря о дипломатической защите, важно отметить, что речь идет о праве государства оказывать такую защиту, а не о праве потерпевшего лица или организации, на такую защиту. Государство само определяет форму защиты и ее объем. Право на дипломатическую защиту возникает только после того, как потерпевший исчерпает все внутренние способы правовой защиты, включая в обращение в судебные и арбитражные органы государства пребывания. Необходимо также учитывать, что правовая связь потерпевшего лица (гражданство физического лица или национальность юридического лица) с государством, защиты которого он испрашивает, должна быть явной и постоянной.

История развития института дипломатической защиты

Во второй половине XIX и начале XX в. доктрина дипломатической защиты снискала неоднозначную репутацию. Могущественные империалистические государства, под предлогом защиты своих граждан беззастенчиво вмешивались во внутренние и внешние дела слабых развивающихся стран. Во многих случаях такие вмешательства осуществлялась с применением силы. Например, англо-бурская война (1899–1902 гг.) была развязана Великобританией под предлогом помощи страдающим от бесправия соотечественникам, владевшим золотоносными приисками Витватерсранда в Южной Африке. История Латинской Америки изобилует случаями насильственных действий со стороны США, обосновываемых необходимостью защитить своих граждан, занимавшихся освоением природных ресурсов и развитием промышленности.

В межвоенные годы предпринимались попытки кодифицировать отдельные аспекты права, регулирующего режим иностранцев, и принципы, регулирующие дипломатическую защиту, в частности на конференции по кодификации в Гааге в 1930 г.

В 1956 г. в рамках своей работы по кодификации норм международно-правовой ответственности государств КМП занялась исследованием первичных норм об ответственности государств за причиненный иностранцам и их имуществу вред, которые включали некоторые элементы дипломатической защиты, что вызвало много споров и не позволило добиться консенсуса. Спустя несколько лет Комиссия решила ограничиться вторичными нормами ответственности государств и оставить вопрос о дипломатической защите для дальнейшего рассмотрения.

В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила КМП рассмотреть тему дипломатической защиты. В 2006 году были составлены Проекты 19 статей о дипломатической защите, регулирующих и развивающих данную сферу правоотношений. Вопрос о том, принимать ли на основе этих статей конвенцию, до сих пор находится на рассмотрении Генеральной Ассамблеи.

Юридическая природа и назначение дипломатической защиты

Принимая на себя дело одного из своих граждан и применяя дипломатические меры или возбуждая международные судебные процедуры в его интересах, государство фактически отстаивает свое собственное право — право обеспечивать применительно к своим гражданам соблюдение норм международного права.

Следует отметить, что принцип Ваттеля был выдвинут на заре международного права, когда индивид не имел места и не имел прав в международном правовом порядке. Поэтому для того, чтобы гражданин, которому был причинен вред за рубежом, пользовался защитой, для обеспечения такой защиты неизбежно привлечение той фикции, что вред, причиненный гражданину, есть вред, причиненный самому государству. Однако такая фикция – лишь средство достижения цели, цель же заключается в защите прав гражданина, которому причинен вред.

Сегодня ситуация радикальным образом изменилась. Индивид является субъектом многих первичных норм международного права – согласно как общему, так и договорному праву, – которые защищают его в его стране, от его собственного правительства, и за рубежом, от иностранных правительств. Эта защита не ограничивается личными правами. Двусторонние инвестиционные договоры наделяют правами и защитой как физических, так и юридических лиц в отношении их имущественных прав. Можно сказать, что в настоящее время человек является субъектом международного права и имеет возможность обеспечивать соблюдение своих прав человека на международном уровне. Следовательно, может возникнуть предположение, что необходимость в дипломатической защите со стороны национального государства отпала.

Однако при этом не берется в расчет тот факт, что, хотя лица, пострадавшее за рубежом, имеют определенные права в соответствии с международным правом, средств защиты этих прав на международном уровне не так уж и много. Ни универсальные, ни региональные договоры по правам человека не предлагают таким лицам эффективных средств правовой защиты. Декларация ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 г. расширяет права иностранцев, прописанные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., но не предлагает конкретных механизмов для их исполнения. Таким образом, дипломатическая защита по-прежнему остается наиболее эффективным способом обеспечить возмещение вреда, причиненного гражданину за рубежом.

Дипломатическая защита как право государства

Государство имеет право осуществлять дипломатическую защиту в интересах своего физического или юридического лица, но при этом на нем не лежит никакой обязанности или обязательства это делать. Внутреннее право государства может обязывать его осуществлять дипломатическую защиту такого лица, однако международное право не предусматривает такого обязательства. Эта позиция была четко заявлена Международным судом в решении по делу Барселона трэкшн 1970 г.:

…в пределах, установленных международным правом, государство может осуществлять дипломатическую защиту теми средствами и в том объеме, которые оно считает необходимыми, поскольку оно отстаивает свое собственное право. Если физическое или юридическое лицо, в интересах которых выступает государство, считают, что их права не были должным образом защищены, международное право не обеспечивает им средств правовой защиты. Все, что они могут сделать, это обратиться к внутреннему праву, если существуют надлежащие средства, чтобы отстоять свой интерес или получить возмещение… Государство должно рассматриваться в качестве единоличного судьи, решающего вопрос о предоставлении защиты и ее объеме, а также о ее прекращении. В этой связи оно сохраняет за собой дискреционное полномочие, осуществление которого может определяться соображениями политического или иного характера, не связанными с конкретным делом.

Условия осуществления дипломатической защиты

Международно-правовая доктрина выделяет три основные предпосылки, которые в обязательном порядке должны иметь место, прежде чем дипломатическая защита будет оказана гражданину или организации. К их числу он относит: международное противоправное деяние, исчерпание внутренних средств защиты и юридическая связь между государством, оказывающим такую защиту и пострадавшим лицом.

Международно-противоправное деяние

Минимальные международные стандарты обращения с иностранцами в значительной степени соответствуют стандартам, изложенным в основных международных договорах о правах человека. Это подтверждается Декларацией ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, в которой признается, что права, содержащиеся в Всеобщей декларации прав человека, распространяются на иностранцев. Это означает, что иностранцы не могут подвергаться дискриминации по признаку расы, подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, им не может быть отказано в проведении справедливого судебного разбирательства.

Минимальные международные стандарты обращения с имуществом иностранцев менее ясные; особенно в случае конфискации или отчуждения собственности, принадлежащей иностранцу. Международное право разрешает в исключительных случаях экспроприировать собственность, принадлежащую иностранцам. Экспроприация будет правомерной, если она осуществляется в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, на недискриминационной основе и с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

Норма об исчерпании внутренних средств правовой защиты призвана ограничить применение института дипломатической защиты путем установления международно-правового барьера для обращения к международным средствам разрешения споров до исчерпания пострадавшими лицами правовых средств как судебных, так и административных, доступных в государстве, которое предположительно несет ответственность за нанесение ущерба.

Данная норма обеспечивает равенство иностранных физических и юридических лиц перед законом и судами государства, физические и юридические лица которого или оно само обвиняются в совершении противоправного действия. Кроме того, норма предоставляет государству, где произошло нарушение, возможность устранить его последствия своими собственными средствами, в рамках своей собственной внутренней правовой системы.

Внутренние средства правовой защиты включают все эффективные способы, доступные физическим и юридическим лицам в соответствии с национальным правом государства-ответчика, при помощи которых можно урегулировать ситуацию, как судебные и административные, обычные и чрезвычайные, первой, второй или третьей инстанций, так и любые иные официальные средства защиты.

Требование об исчерпании местных средств защиты предъявляется только в тех случаях, когда ущерб в результате международно-противоправного деяния был причинен государству косвенно, то есть через его физическое или юридическое лицо. В случае же, когда ущерб причиняется непосредственно государству (прямой ущерб), норма об исчерпании внутренних средств правовой защиты не применяется, поскольку у потерпевшего государства в данном случае есть свои собственные основания для предъявления претензии.

Правило об обязательном исчерпании внутренних средств правовой защиты имеет ряд исключений, которые зафиксированы в ст.15 Проектов статей о дипломатической защите:

  1. не имеется никаких разумно доступных внутренних средств правовой защиты для обеспечения эффективного возмещения или внутренние средства правовой защиты не дают никакой разумной возможности добиться такого возмещения;
  2. существует необоснованная задержка в процессе осуществления правовой защиты, которая присваивается предположительно несущему ответственность государству;
  3. не было никакой относящейся к делу связи между потерпевшим лицом и предположительно несущим ответственность государством на дату причинения вреда;
  4. лицу, которому причинен вред, явно препятствуют воспользоваться внутренними средствами правовой защиты; или
  5. государство, предположительно несущее ответственность, отказалось от требования об исчерпании внутренних средств правовой защиты.

Юридическая связь между пострадавшим лицом и государством-заявителем

Трудности возникают в случаях, когда лицо, нуждающееся в дипломатической защите, обладает двойным или множественным гражданством. Как правило, в таких случаях защита может осуществляться любым из государств гражданства, а порой и совместно этими государствами, но только если гражданину был причинен вред государством, гражданством которого это лицо не обладает.

Меры и средства дипломатической защиты

При осуществлении дипломатической защиты государство может действовать на свое полное усмотрение и определять те меры защиты, которые оно считает адекватными целям быстрого и эффективного возмещения ущерба. Граждане и юридические лица не могут оспаривать достигнутое государством разрешение ситуации, так как после обращения за дипломатической защитой к государствам гражданской или национальной принадлежности переходят права требования в порядке суброгации. Они должны полностью полагаться на усмотрение государства своего гражданства или национальности.

Выбор того или иного средства дипломатической защиты зависит от различных обстоятельств, в первую очередь от политических соображений. К числу факторов, способных оказать влияние на выбор средства дипломатической защиты, в частности, относятся:

  1. характер личных прав лица, которому нанесен ущерб государством-ответчиком;
  2. степень тяжести нанесенного ущерба;
  3. значимость ущерба для пострадавшего лица и государства его национальности или гражданства;
  4. общее отношение государства, предъявляющего претензию, к правовой и политической системам государства-ответчика;
  5. риск ухудшения отношений с государством-ответчиком в результате принятия жестких мер воздействия;
  6. возможность использования дипломатической защиты как способа продвижения других политических и экономических интересов государства, оказывающего дипломатическую защиту;
  7. совместное членство с государством-ответчиком в дружественном политическом или экономическом блоке или международной организации.

В соответствии с международным правом дипломатическая защита должна осуществляться законными и мирными средствами. При осуществлении дипломатической защиты государства могут прибегать как к дипломатическим мерам, так и к судебному разбирательству. Дипломатические меры охватывают все законные процедуры, используемые одним государством для информирования другого государства о своих мнениях и обеспокоенности, включая протест, просьбу о проведении расследования и переговоры, направленные на урегулирование споров.

Сделать исчерпывающий перечень всех средств, которые могут применяться для дипломатической защиты, практически невозможно. Условно средства дипломатической защиты можно подразделить на четыре основные группы:

  1. Действия дипломатических представительств и консульских учреждений (дипломатическое и консульское содействие урегулированию проблемы, предваряющее предъявление официальной международной претензии).
  2. Дипломатические процедуры: предъявление международной претензии, переговоры, посредничество, примирение и т. д.
  3. Принудительные действия (контрмеры): реторсии, репрессалии.
  4. Обращение в международные судебные органы, включая арбитраж.

Литература

Похожие записи

Консульская юрисдикция — это судебная власть консула над своими соотечественниками на иностранной территории.

Консульские функции — это полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств по защите


-Позволяет ли законодательство Германии двойное гражданство?

-В общем случае двойное гражданство в соответствии с законодательством ФРГ не допускается, поскольку в соответствии с предложением первым первого абзаца § 25 Закона о гражданстве (§ 25 Abs. 1 Satz 1 Staatsangehörigkeitsgesetz (StAG)) гражданин Германии теряет свое гражданство, в том случае, если он добровольно, по своему заявлению или заявлению его законного представителя приобретает гражданство другого государства. При этом место проживания (пребывания) такого гражданина в ФРГ или за его пределами значения не имеет.

Однако из общего правила существует ряд исключений, то есть случаев, в которых гражданство Германии сохраняется и при приобретении другого гражданства, а именно:

1. Если гражданин ФРГ приобретает гражданство государства-члена EU или Швейцарии (п. (2) § 12 StAG)

2. Если гражданин ФРГ приобретает гражданство государства, с которым ФРГ заключила соответствующий двусторонний договор, допускающий взаимное приобретение двойного гражданства (п. (3) § 12 StAG)

3. Если гражданину ФРГ предоставлено гражданство другого государства автоматически, без его на то согласие и заявления.

4. Если несовершеннолетнему гражданину ФРГ автоматически (без ходатайства родителей) предоставлено гражданство государства, соответствующее гражданству одного из родителей

5. Если гражданин ФРГ перед приобретением гражданства другого государства получит специальное письменное разрешение (schriftliche Genehmigung auch die entsprechende Urkunde, Beibehaltungsgenehmigung) на это от соответствующего ведомства ФРГ (п. (2) § 25 StAG).

Разрешение, указанное в п.5 выдается только по заявлению гражданина. При принятии решения особенно учитывается тот факт, что заявитель на момент подачи заявления обычно, то есть большей частью, проживает на территории того государства, гражданство которого желает получить в дополнение к немецкому. Также учитываются наличие различных общественных и частных интересов и отсутствие конфликта между ними (для информации: сбор за предоставление такого разрешения составляет 255 евро)

Несколько особняком в этом ряду стоят случаи двойного гражданства, возникшие в результате предоставления гражданства ФРГ иностранным гражданам, которые не вышли из предыдущего гражданства. Основания для предоставления гражданства Германии подобным образом, предусмотрены в п. (1) § 12 StAG пункты 1. – 6. В частности, такими основаниями признаются:

— если законодательство иностранного государства не предусматривает возможности выхода из него,

— если государство затягивает принятие решения по выходу из гражданства, и процедура выхода сильно растянулась во времени или стоит неимоверно дорого,

— для пожилых лиц, которым по состоянию здоровья трудно будет пройти процедуру выхода из гражданства,

— для тех лиц, для которых выход из своего прежнего гражданства будет означать особую несправедливость,

— для тех лиц, для которых выход из своего прежнего гражданства повлечет за собой серьезные материальные убытки.

-Есть ли у ФРГ международные соглашения по поводу двойного гражданства?

-Автор данной статьи долго искал в различных источниках список стран, с которыми Германия заключила такие соглашения, и не смог ничего найти, пока, наконец, не решил пойти самым простым путем и спросить напрямую в МИДе Германии. Как сообщили, в ответ на запрос о существовании подобных договоров и соглашений, сотрудники МИД ФРГ (Das Auswärtige Amt), на настоящий момент Федеративная Республика Германия не имеет заключенных двусторонних договоров, предусматривающих двойное гражданство, ни с одним иностранным государством.

Вместе с тем, возможность двойного гражданства ФРГ и государств-членов EU а также Швейцарии прямо предусмотрена законом (п. (2) § 12 StAG), о чем уже сказано выше.

… и дипломатической защиты

Вопросы дипломатической защиты, военной службы, выплаты социальных пособий для граждан, имеющих двойное гражданство.

А как в третьих странах, кто здесь является главным защитником? В этом конкретном случае — Германия или Россия? Статья пятая конвенции содержит принцип, который стал универсальной международно-правовой нормой: “В пределах третьего государства лицо, имеющее более чем одно гражданство, будет рассматриваться, как имеющее лишь одно. … третье государство будет на своей территории признавать за таким лицом исключительно либо гражданство страны, в которой это лицо обычно и главным образом проживает, либо гражданство страны, с которой в данных обстоятельствах это лицо, по-видимому, наиболее тесно связано фактически”. То есть, если скажем, человек, имеющий немецкое и российское гражданство, будучи, например, в Турции, указывает только одно гражданство, допустим немецкое, то все просто, и для турецких властей не возникает вопроса, какого консула к нему в случае чего вызывать. Но если этот человек начинает сам колебаться, заявляя и о немецком и о российском гражданстве, то в этом случае турецкие власти вправе самостоятельно определить для себя его гражданство, исходя из указанного принципа.

Данный принцип в настоящее время широко вошел в международное право под названием “эффективное гражданство”.

К международным договорам, на основании которых, гражданин Германии может служить в иностранных вооруженных силах, относится, в частности, упоминавшаяся уже, Европейская конвенция о гражданстве 1997 года, где особое внимание уделяется воинской службе.

Еще один аспект — гражданам, имеющим двойное гражданство и прошедшим военную службу не в вооруженных силах Германии (с разрешения министерства обороны Германии или на основании международного договора), время военной службы преимущественно засчитывается в полном объеме при наличии соответствующего межгосударственного соглашения, либо на основании национального права.

Гражданам, прошедшим военную службу до получения немецкого гражданства, время военной службы засчитывается лишь в фактическом объеме, и если это время меньше предписанного немецким законом, остаток необходимо дослуживать.

Социальная помощь

Граждане ФРГ, проживающие на территории ФРГ, вне зависимости от наличия гражданства другой станы, имеют все права, и несут все обязанности, предусмотренные законодательством. В том числе и право на социальную помощь в полном размере, предусмотренном Кодексом социальных законов (Sozialgesetzbuch (SGB)) и Федеральным законом о социальной помощи Bundessozialhilfegesetz.

Разумеется, помощь оказывается на уровне прожиточного уровня страны проживания нуждающегося. Ставки заграничной социальной помощи определяются на основе информационных и статистических данных немецких посольств. Немецкие посольства также обязаны по заявлениям нуждающихся лиц проверить действительное положение дел и принимать соответствующее решение.

Что нужно знать о двойном гражданстве

Ежегодно тысячи людей покидают свою родную страну в поисках более стабильной жизни за границей. Мигранты из менее благополучных стран пытаются любыми способами обосноваться в стабильных и развитых странах Европы, США, Канаде, Австралии. И многим из них это удается. Поэтому сейчас все чаще можно встретить счастливчиков, которые обладают паспортами нескольких государств. Тем же, кто подумывает об этом, следует подробно ознакомиться с информацией о том, что такое двойное гражданство и чем оно отличается от второго, заранее узнать обо всех плюсах и минусах такого статуса, а также об отношении к этому явлению государств, в первую очередь своего государства.

Понятие гражданства

В этой статье мы рассмотрим, может ли человек иметь два гражданства одновременно. Но об этом чуть позже. Сначала попробуем дать определение этому термину.

Часто, говоря о гражданстве человека, мы имеем в виду его правовую принадлежность к какому-либо государству, законы которого он должен соблюдать; государство, в свою очередь, гарантирует человеку его права и свободы, защиту и покровительство как на своей территории, так и далеко за его пределами.

Чаще всего гражданство приобретается при рождении по национальной принадлежности родителей, по месту рождения или в результате добровольного вступления в него или, говоря другими словами, натурализации.

Основные понятия

Сейчас совсем не редкость, когда один человек одновременно является гражданином нескольких государств, т. е. обладает паспортами нескольких стран, чаще всего двумя или тремя. Поэтому нелишне было рассмотреть, как такое возможно на практике, а заодно выяснить, что такое два гражданства и двойное гражданство и в чем их принципиальные отличия.

Двойное гражданство: что означает

Бипатризм: определение

Бипатридами называют лиц, являющихся одновременно гражданами двух или более государств. Основной причиной их возникновения является расхождение в основаниях приобретения и утраты гражданства, установленных в законодательстве разных стран. Бипатризм – это правовой статус лица, свидетельствующий о том, что оно является гражданином двух или более государств в со­ответствии с их законами. С одной стороны, если человек, являющийся гражданином другого государства, долгое время проживает в другой стране, он имеет право на получение гражданства, но, согласно международному праву, он должен отказаться от своего первого гражданства, но не все это делают, тем самым становясь обладателями двух и более гражданств (подданств).

Одним из способов разрешения возникающей в международном праве коллизии, к которому прибегают многие страны, – заключение двусторонних соглашений между государствами, примерами которых являются:

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 15 декабря 1996 года.
  2. Ранее подобный договор был у России и с Туркменистаном, но он прекратил действие 18 мая 2015 года.
  3. Двусторонние договоры Испании о двойном гражданстве с Боливией, Чили, Эквадором, Коста-Рикой, Гватемалой, Никарагуа, Парагваем, Перу, Доминиканской Республикой, Аргентиной и Гондурасом.

Таким образом, человек, имеющий гражданство нескольких государств, называется бипатридом. Наличие подобных договоров позволяет решать главную проблему таких лиц, связанную с возникновением двойных прав и обязанностей. Согласно достигнутым договоренностям, бипатрид может самостоятельно выбирать, в какой из двух стран проживать, где исполнять воинскую повинность, уплачивать налоги.

Следует отметить, что в международной практике, когда речь заходит о том, кто такие бипатриды, часто можно услышать ответ, что это люди, обладающие двумя и более гражданствами.

Тройное гражданство: возможно ли?

Как вы уже знаете, человек с двойным гражданством – довольно часто встречается в нашем динамично глобализирующемся мире, в котором благодаря развитию технологий и экономики остается все меньше границ и законов, разделяющих страны. К сожалению, это в меньшей степени касается института гражданства: чтобы добиться чего-нибудь в творчестве, науке, спорте или по каким еще причинам, людям приходится иметь правовую принадлежность к более чем двум странам. Учитывая в том числе и это, многие государства стали проводить более либеральную политику по отношению к бипатридам.

Если для вас крайне важно знать, можно ли иметь три гражданства, то ответ будет утвердительным. Например, человек при рождении может приобрести двойное гражданство от родителей – граждан разных государств, а третье уже в процессе натурализации.

Таким образом, после попытки выяснить, можно ли иметь тройное гражданство, делаем следующие выводы:

  1. В мире много людей, которые обладают тремя паспортами одновременно.
  2. Официально это не признается ни одним государством, но и никак не наказывается.
  3. Каждое из трех государств считает человека, обладающего тремя паспортами, исключительно своим гражданином.

В каких случаях речь идет о втором гражданстве

Другим распространенным случаем в международной практике является приобретение лицом второго гражданства, т. е. когда межгосударственного договора или соглашения об этом между странами нет. Подобное часто происходит, если процедура приобретения нового гражданства не требует отказа от предыдущего (Мексика) или носит чисто формальный характер (США). В этом случае речь идет о втором гражданстве, при этом в большинстве случаев каждая из стран считает лицо исключительно своим гражданином и официально не признает его принадлежности к другому государству. И получается, что лицо, имеющее двойное гражданство, в этом случае приобретает и двойные обязанности, а это в международной практике часто приводит к столкновению интересов двух государств, особенно когда встает вопрос о дипломатической защите такого человека. Кроме того, возникновение двойных обязанностей иногда создает неразрешимые проблемы и для самого бипатрида, но об этом чуть позже.

Двойное и второе гражданство: основные отличия

Что нужно знать о двойном гражданстве

Поговорим более подробно о том, чем двойное гражданство отличается от второго гражданства. Как правило, когда речь идет о лице с двойным гражданством, имеется в виду наличие между государствами его правовой принадлежности соответствующего договора или соглашения, то есть легального признания обоими государствами за человеком его права быть их гражданином одновременно. У России такой договор есть с Таджикистаном. Таким образом, россияне могут иметь двойное гражданство только с Таджикистаном, а таджики – с Россией.

Разница между двойным гражданством и двумя гражданствами в вышеперечисленных случаях заключается в том, что граждане этих стран могут сами выбрать, в какой из двух стран проживать, уплачивать налоги, проходить воинскую службу. При этом они освобождаются от этих обязанностей в другой стране, паспорт которой у них также есть, хотя в ней и не проживают.

Во всех остальных случаях, когда между странами отсутствует подобное соглашение, речь идет о наличии у лица второго гражданства. Множественное гражданство доставляет определенные трудности как бипатриду, так и странам, гражданином которых он является. Каждое из этих стран, как ранее указывалось, считает такого человека исключительно своим гражданином; это, в свою очередь, приводит к возникновению у него обязанностей перед всеми этими государствами, что исполнить порою бывает очень трудно и даже невозможно.

С учетом всего ранее сказанного резюмируем: основное отличие двойного гражданства от двух гражданств, согласно и российскому законодательству, и мировой практике выявляется в следующих положениях:

Двойное гражданство: истоки и причины

Так и появляются лица, обладающие двойным гражданством.

По праву почвы автоматически предоставляют гражданство почти все страны Латинской Америки, Африки, Океании, а также США – после достижения заявителем совершеннолетия. Это право признается Францией – при условии проживания в стране не менее 5 лет и Германией – если претендент на паспорт прожил в ней более 8 лет. Ребенок, родившийся в Испании, также может подавать ходатайство о вступлении в подданство королевства, но после достижения им 19 лет.

Другим распространенным случаем является вступление в брак с иностранцем, при этом его родина автоматически предоставляет свой паспорт новоиспеченному супругу, не требуя отказа от предыдущего. Примером таких стран является Бельгия и Мексика. Еще одной самой распространенной причиной является эмиграция и последующая натурализация гражданина в новой стране, которая также при приеме в свое подданство не требует отказа от предыдущего.

В зависимости от конкретных объективных и субъективных обстоятельств человек может приобрести или второе гражданство, или двойное гражданство в результате:

  • миграции, переселения;
  • вступления в брак с иностранцем;
  • натурализации, когда не требуется отказа от имеющегося гражданского статуса;
  • рождения детей в смешанных браках;
  • восстановления гражданства лица, ранее его лишенного, и признания вместе с тем его правовой принадлежности к другому иностранному государству.

Ну а главная причина, по которой появились люди с двойным гражданством, – возникающие противоречия в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы гражданства в разных странах. Как правило, многие из этих государств, принимая в свои ряды новых граждан, руководствуются только своими нормативно-правовыми актами, конституцией. Не существует единого подхода к этому вопросу, как и единого для всех международного соглашения или договора, его регулирующего.

Как регулируется бипатризм в разных странах

Страны, в которых разрешено двойное гражданство:

  1. Россия – только с Таджикистаном.
  2. Испания – с некоторыми странами Латинской Америки.
  3. Перу – для граждан Латинской Америки и Испании.
  4. Пакистан.
  5. Дания (для своих граждан, заключивших браки с иностранцами).
  6. Доминиканская Республика.
  7. Чили (если второй паспорт – испанский).
  8. Израиль.
  9. Аргентина (если второй паспорт – итальянский или испанский).
  10. Бразилия (для родившихся на ее территории детей, родители которых имеют разное гражданство).
  11. Греция.
  12. Турция.
  13. Ямайка.

У многих россиян существует отнюдь не праздное желание узнать, можно ли иметь двойное гражданство с США или Германией. Официально у РФ договоров с этими странами не заключено, значит, и двойное гражданство с ними недопустимо. Более того, процедура получения паспорта этих стран предполагает отказ от российского. Правда, в США это носит абсолютно формальный характер, поэтому многие россияне, получившие паспорт американского гражданина, продолжают пользоваться и своим российским. Но в этом случае речь идет о втором гражданстве.

С другой стороны, если немного изменить формулировку вопроса: возможно ли иметь два гражданства – США и РФ, то получим положительный ответ. Связано это с тем, что россияне, вступающие в гражданство другого государства, автоматически не могут утратить свою предыдущую гражданскую принадлежность.

Подобным образом, как и с США, можно сохранить прежнее гражданство в следующих странах:

  1. Венгрия (только для инвестировавших в ее экономику).
  2. Кипр (только за инвестиции). (только за инвестиции);
  3. Мальта (только за инвестиции).
  4. Мексика.
  5. Бельгия.
  6. Австралия.
  7. Албания.
  8. Аргентина.
  9. Новая Зеландия.
  10. Чили.
  11. Колумбия.
  12. Эквадор.
  13. Франция.
  14. Швеция.
  15. Швейцария.
  16. Румыния.
  17. Словакия.

В ряде стран при натурализации одним из условий получения гражданства является отказ от предыдущего, к ним относятся:

Ряд стран категорически не признают у своих граждан двойного гражданства, к ним относятся:

    . .
  1. Андорра.
  2. Мальта.
  3. Княжество Монако.
  4. Литва.
  5. Польша.
  6. Хорватия.
  7. Эстония.

Таким образом, единого подхода к регулированию бипатризма не существует, разные страны вырабатывают и используют различные механизмы воздействия.

Последствия бипатризма

Обладателям двух (или более) паспортов в кармане доступны следующие привилегии:

  1. Свободное перемещение между странами без необходимости получения визы.
  2. Возможность выбора страны для получения социальных выплат, уплаты налогов.
  3. Свобода действий и пользование выгодами гражданской принадлежности к разным странам.
  4. Наличие права на жительство в обеих странах.
  5. Еще одно преимущество двойного гражданства – это возможность жить в новой стране и не терять при этом культурной и социальной связи с родиной.
  6. Право на возвращение (реэмиграцию).
  7. Возможность выбора гражданского статуса для детей.
  8. Бóльшая правовая защищенность.

Самый главный недостаток бипатризма – возникновение не только двойных прав, но и обязанностей, например, обязанность проходить военную службу в двух странах, уплачивать налоги в двух странах и др. Эти требования вполне правомерны, что отражено в Гаагской конвенции 1930 г.

Кроме положительных аспектов, имеют место и проблемы двойного гражданства:

  1. Согласно вышеупомянутой конвенции, лицо с двойным гражданством имеет ограниченные права на дипломатическую защиту. В международной практике известны случаи, когда лицо просило дипломатической защиты от государства, гражданином которого он являлся, у другого государства, с которым у него также имелась гражданско-правовая связь. Часто такие споры наносят ущерб интересам и взаимоотношениям государств, заставляя фактически их идти на конфликт друг с другом.
  2. Лицо, обладающее статусом бипатрида, не может быть полностью лояльным к обоим государствам своего гражданства. В случае возникновения чрезвычайной ситуации бипатриду придется выбирать, в отношении какого государства исполнять свой долг, при этом, являясь законопослушным гражданином в одном, в другом он рискует стать преступником.
  3. Для государства бипатрид всегда будет восприниматься как угроза безопасности. Особенно, когда между странами, гражданином которых он одновременно является, возникают какие-либо противоречия или конфликты.

Таким образом, говоря о выгодах и трудностях двойного гражданства, следует отметить, что бипатризм часто создает ситуацию, при которой интересы личности не всегда совпадают с интересами государства и которая, как следствие, может угрожать государственной безопасности. Именно поэтому многие страны не признают людей, которые обладают двумя и более гражданствами, и вводят законодательные меры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

Как РФ относится к бипатридам

В настоящее время знание того, можно ли в России иметь несколько гражданств, для многих соотечественников и мигрантов имеет особую актуальность. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что РФ не признает бипатризма, хотя на самом деле это далеко не так.

Тем не менее, россияне могут иметь паспорта других государств, только Россия в этом случае будет считать их исключительно своими гражданами и в случае надобности будет требовать от них исполнения своих обязанностей перед государством. Более того, с 17 августа 2014 года РФ обязало всех своих россиян, имеющих гражданство других государств, уведомлять об этом Главное управление по вопросам миграции. За несвоевременное уведомление и сокрытие сведений об этом предусмотрено административное наказание.

Узнайте более подробно разрешено ли двойное гражданство в РФ.

Закон о двойном гражданстве: Видео

Читайте также: